Теория инновационной и экспериментальной деятельности
Теория инновационной и экспериментальной деятельности
- Философия - она является одновременно и отраслью науки и системой взглядов на мир, поэтому занимает особое место, о чем говорилось выше;
- Математика - таюке занимает особое место, является отдельной областью научного знания, поскольку ее предметом является построение формальных моделей явлений и процессов, изучаемых всеми остальными науками;
- Практические науки (их еще можно назвать деятельностными науками): медицина, педагогика, технологические науки.
В то же время необходимо отметить, что педагогика занимает одновременно и несколько особое место в числе других наук в силу того, что, во-первьгх, содержание образования (включая профессиональное образование по всем отраслям и ступеням) охватывает все без исключения науки. Во-вторьтх, педагогика вбирает в себя передовые достижения почти всех других наук.
Специфика педагогики как науки. Можно отметить следующую специфику педагогики как отрасли научного знания:
1. Непосредственно связана со всеми науками (в первую очередь - через содержание образования, о чем говорилось выше).
2. Строится на использовании достижений почти всех наук, в первую очередь, философии, психологии, физиологии, кибернетики, социологии.
3. Отличается чрезвычайной сложностью объекта исследования, который, пожалуй, наиболее сложен по отношению к объектам всех других наук, поскольку подвержен влиянию огромного количества самых разно-образных факторов: педагог пришел на заня-
ФИЛОСОФИЯ
Центральная область:
физика, химия, космология, кибернетика, биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки
Практические науки
Математика медицина, педагогика, технологические науки
Рис. 1. Структура научного знания
тие сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом; у учащегося Иванова болит голова; Сидоров влюбился; у Петрова низкая парта и тп.
4. Педагогика в некотором смысле является наукой о будущем, поскольку образовательный процесс сегодня строится исходя из воззрений общества на обучение и воспитание в современных условиях, а учащимся пред- стоитучиться только в школе в течение 11 лет, затем в каком-либо учреждении профессионального образования от одного до пяти лет и еще необходимо лет десять после окончания обучения, чтобы бывший ученик, студент состоялся как личность и профессионал. Но за все это время существенно изменятся политические, социальные и экономические условия жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.
5. Специфика реализации результатов педагогической науки в образовательной практике. Реализация достижений педагогики в практике обучения и воспитания в значительной мере опосредуется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлениями, профессионализмом. Если в области материального производства можно всегда, следуя рекомендациям науки получить заведомо запланированньтй результат, то педагогика, таюке как и, например, медицина - это одновременно и наука и в тоже время искусство.
Формы организации научного знания. Поскольку результат любой научной работы выражается в научных знаниях, то эти знания должны быть выражены в определенной форме. Формами организации научного знания являются:
- факт (синоним: истина, событие, результат);
- положение - научное утверждение, сформулиро-
ванная мысль;
- понятие - мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков
- свойств предметов и явлений. Например, понятие «мебель» включает в себя столы, стулья, шкафы и т.д. В науке часто говорят о развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами. Так, например, понятие «педагогический процесс» в последнее время до полнилось новьгм содержанием - пе дагогические технологии, диагноста ка, тестирование и тп. Понятие необ ходимо отличать от слова «термин», который является лишь носителем, способом обозначения понятая. На-
пример, термин «педагогический процесс». Понятие же «педагогический процесс» - это все, что известно педагогической науке о целях, содержании, формах и методах обучения и воспитания учащихся и т.д. Понятие среди других форм организации научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через понятая и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словеснологическое мышление.
- принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учение, науки;
-закон - существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Например, Закон Ома, Джоуля-Ленца и т.д.;
- теория - понятие «теория» рассматривается в двух смыслах. Во-первьгх, как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Например, теория проблемного обучения, теория развивающего обучения, концепция программированного обучения и тп. Во-вторых, в узком смысле - теория - это самая высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания
- объекта данной теории. Например, Теория относительности, Квантовая теория и т.д. В этом узком смысле слово «теория» в общественных, гуманитарных науках практически не употребляется в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости, плохой предсказуемости или вовсе непредсказуемости явлений и процессов, изучаемых этими науками, невозможности ввести точно измеряемые их количественные характеристики.
Отношения наука - практика. Когда говорят о применении научных результатов в практике, о взаимоотношении науки и практики, то понятие «практика» используется в трех разных смыслах, которые каждый раз необходимо различать - какой из этих смыслов имеется в виду:
1. Практика педагогическая как сама по себе, как в некотором смысле «антипод» науки в звене пары категорий диалектики «наука-пракгика».
2. Практика обучения и воспитания как объект изучения педагогической науки и как критерий истинности ее результатов.
3. Широкая общественная практика (общественноисторическая практика) как критерий истинности познания вообще.
Наука как система знаний по отношению к практике имеет следующие функции:
- описательная - сбор, и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом
количестве фактического материала. Так например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками - алхимиками бьгл накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;
- объяснительная - объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;
- обобщающая - формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея или теорию эволюции Ч. Дарвина, или тот же Периодический закон Д.И. Менделеева;
- предсказательная - научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, «на кончике пера» были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и тд.;
- предписывающая или нормативная функция науки - научные знания, например, позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и т.д. Классическим примером реализации предписывающей функции науки в области образования стала знаменитая парта Ф.Ф. Эрисмана, за которой учились многие читатели этого издания. Геометрия парты, типоразмеры парт были установлены на основании многолетних исследований и определены таким образом, что практически полностью исключали заболевания осанки детей. К сожалению, от этой знаменитой парты по соображениям «экономии» в последствии отказались, нанося вред здоровью десяткам миллионам людей.
Позиция науки по отношению к практике, как правило, опережающая. Наука всегда бьгла базой техники и технологии. Так, например, применение компьютеров, лазеров, методов электрохимической обработки, композиционных материалов и т.д. стало возможным только благодаря научным исследованиям.
В то же время в области гуманитарных, общественных наук опережающая функция науки может быть реализована далеко не всегда в силу чрезвычайно сложного объекта исследования. Надо признать, что в педагогике, образовании сегодня передовая практика зачастую опережает педагогическую науку. Но при этом за педагогической наукой все равно остается функция объяснения и обобщения.
В статье рассматривается возможный подход к созданию
модернизации образования.
Тангалычев Рашид Халимович,
кандидат социологических наук, директор
Казакова Ирина Руфимовна,
кандидат социологических наук, зам. директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия №50» г. Нижний Новгород
Индивидуальная образовательная инициатива Школа гуманитарных практик»
(Проект инновационного развития)
Как при построении инновационного проекта эффективно сочетать проблемы системы образования с проблемами отдельного образовательного учреждения?
Ключевые слова: инновационный проект, гуманитарные практи* ки, антро по практики, возрастная школа, индивидуальная образова* тельная программа, антропологический подход
Проект инновационного развития «Школа гуманитарных практик»
Руководитель проекта. Игнатьева Г.А., доктор пед.наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО Нижегородского института развитая образования.
Сроки работы. 2009-2012
Введение. Обоснование актуальности темы
Современные тенденции социального, политического, экономического, культурного развитая общества трактуются общественным сознанием как кри зис, который называют по-разному - «цивилизацион ный», «глобальный», «антропологический», «духов ный», «гуманитарный». По словам В.И. Слободчико-ва, глубинный, порождающий план кризиса - это сам человек. Сегодня обнаруживается обострение проблем, связанных именно с «человеческим фактором» и свидетельствующих о дефиците человечности. Вызовы современности требуют изменения усугубляющейся за последнее время общественной прагаики с ее уталитарно-вещным подходом к человеку и выхода на принципиально новое измерение - « гуманитарноантропологическое «.
Это измерение предполагает осознание субъективной реальности, понимание уникальности каждой личности и поиск человекосообразных способов решения проблем и задач.
Последние диагностические исследования старшеклассников показывают, что учащиеся, имея определенный набор знаний, не могут дифференцировать свои личные убеждения, состояния и выделить свои «мысли», «чувства» и «ощущения», обнаруживая совершенно туманные представления о ценностносмысловой сфере личности, о психологии человека. Общая тенденция может быть сформулирована как отсутствие у выпускников школ гуманитарной, собственно-человеческой, обр азованноста.
Почему же эта тенденция возникла? С одной стороны, есть объективные причины, связанные с харак тер ом развитая современной цивилизации и культу ры. Издержки потребительского общества, компью теризации и информатизации, пропаганда средства ми массовой информации насилия и безнравственно ста - все это и многое другое составляетту среду, ко торая влияет на ум и душу современного учащегося.
С другой стороны, есть проблемы самой системы общего образования. Оно по-прежнему направлено, в основном, на формирование предметно-понятийного знания и ведется в логике изучения предмета. Учащиеся привыкли на занятиях давать заранее подготовленный и выученный по учебнику ответ на вопрос, и им сложно четко сформулировать свой индивидуальноличностный запрос к образовательной ситуации и к учителю.
Предметоцентарованное образование привело к тому, что у многих учащихся наблюдается несоответствие между знанием учебных дисциплин (обыкновенной начитанностью) и реальным уровнем их духовно-нравственной культуры, отражающейся в культуре речи и общения, в поведении, в выборе ценностей, в отношении к себе, к выбору профессии, к жизни. Нововведения, которые сегодня в школах идут, в основном касаются внешних структур. Антропологический подход, идеи гуманизации образования пока еще больше декларируются, чем имеют место на самом деле.
Массовое увлечение школ интерактивными методами и информационными технологиями зачастую носит поверхностный характер, выглядит как погоня за модой. В условиях тотальной компьютеризации и технократизации необходимо усиление гуманитарной составляющей образования, которая отвечает за собственно-человеческую культуру личности, за ее духовно-нравственное саморазвитие.
Нельзя не учитывать все возрастающий в связи со «старением педагогического корпуса» социальнокультурный разрыв, существующий в представлениях учителей, большинство из которых в возрасте 40-55
лет не могут понять современных подростков, пребывающих в другой социокультурной среде. Данный феномен порождает проблему «понимания», часто перерастающую в конфликт между учителями и учащимися, особенно подростковой школы.
Внешнеколичественньш результат, который по-прежнему остается приоритетным для органов управления образованием игнорирует субъективную реальность личности и ориентируется на общеличностаые, усредненные параметры (психологические, социальные, культурные).
Таким образом, преобладающая в образовательной практике д еяте льно стао-воспроиз водя щ ая, когнитивно-понятийная модель усвоения внесу бъект-ного опыта исчерпала себя и устарела на сегодняшний день. Нужна новая, текстуально-диалогическая культура педагогического процесса.
Ключевые системные изменения общего образования, заявленные в новой образовательной инициата ве «Наша новая школа» включают в себя индивиду а лизацию и новую организационную модель школьно го образования в соответствии с возрастными ступе нями (младшая, подростковая и старшая школа). Про блема заключается в отсутствии механизмов, обеспе чивающих реализацию этих актуальных инновацион ных предложений.
В наиболее сложной ситуации, на наш взгляд, на ходится сейчас подростковая и старшая школа в уело виях перехода к ЕГЭ. При этом именно старшая шко ла занимает ключевое место в современном образова нии, имеет доминирующую значимость, так как вы пускник ее есть результат 10-талетаой совместной деятельности всех субъектов образования. Старшая школа, определяя будущее профессиональной деятельности молодых людей, является основным узлом модернизации образования.
Индивидуализация образования (индивидуальная образовательная программа) - это право на выбор содержания, форм образования, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнь и себя предметом своих преобразований. На старшем этапе обучения особенно необходимым является обеспечение индивидуализации - построения индивидуальных образовательных траекторий, однако финансовые и организационные возможности школ в реализации этого принципа ограничены.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена комплексом
1) общих противоречий, присущих всей системе образования:
— между потребностью в воздействии на ценностно-смысловую, мотивационную и духовно-нравственную сферы личности и сохранением когнитивно-понятийной модели усвоения внесубъектного культурного опьгга;
- между массовыми процессами информатизации и необходимостью разработки новых технологий работы непосредственно с ребенком в поле его субъективной реальности;
= между признанием необходимости построения возрастной школы и отсутствием методических, дидактических и психологопедагогических моделей ее реализации в массовой школе;
- между потребностью обеспечения принципа индивидуализации и отсутствием финансово-организационных механизмов его обеспечения.
2) Частные (внутригимназические) проблемы.
Анализ промежуточных результатов Программы развитая школы деятельной личности (автор концепции - д.психол.н. В. С. Лазарев) показал как определенные положительные результата, определяемые в форме позитивных эффектов, так и проблемы, не полу чившие разрешения. Среди результатов - позитивных эффектов необходимо выделить следующие.
Научно-методический эффект:
• овладение всеми педагогами технологиями проектирования и исследования как дидактическими категориями обучения учащихся;
• профессиональное и ценностное самоопределение педагогов через включение в разработку программы развитая и инновационных проектов (подпроектов программы развитая);
• рост количества учителей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, рост количества публикаций и авторских образовательных программ, семинаров и мастер-классов по обобщению опыта.
Содержательно-деятельностный эффект:
• выработка единой философско-
методологической основы инновационных процессов и профессиональной деятельности учителя на основе программы развитая
• формирование единой ценностной культуры гимназии;
• новые подходы работа с учебным содержанием (выделение проектно-исследовательского компонента);
• начало создания новой воспитательной модели гимназии, основанной на формировании социокультурной компетентности учащегося.
Организационно-педагогический эффект:
• найденная оптимальная форма (технология) р а-бота с у чителем по внедр ению и р азработке инноваций на основе программы развитая, а также - новые организационно-управленческие механизмы - проектные команды, педагогические мастерские.
• новые формы организации УВП (проектная неделя, учебно-исследовательские мастерские, индивидуальная образовательная траектория через формирование индивидуального учебного плана старшеклассников)
• обновленная информационно-компьютерная база (подключение локальной сети Интернет, открытие третьего компьютерного класса, освоение мультимедийного проектора и т.д.) Значительно выросла компьютерная грамотность педагогического коллектива.
Однако обозначились и нерешенные проблемы и противоречия.
Программа развития школы, основанная на концепции B.C. Лазарева позволила на основе деятельностного подхода освоить учителю технологию погружения учащегося в исследовательскую и проектировочную деятельность, Однако в процессе этой деятельности оказалась вне поля внимания и воздействия мотивационная, ценностно-смысловая и духовно-нравственная сфера личности ребенка, которая оказывается в итоге определяющей в жизни человека.
Нерешенной остается проблема мотивации обучения в подростковой школе (7-9 кл.). Интерес и престиж учебы по-прежнему снижается при переходе из начальной школы в основную. Отсутствие кардинально дифференцированных подходов к обучению в зависимости от возрастной ступени обучения снижают качественные результаты образования.
Особенно актуальной в современных условиях перехода к ЕГЭ становится проблема построения старшей школы. При ограниченности финансовоорганизационных возможностей каковы должны быть механизмы обеспечения индивидуальной образовательной траектории наших выпускников -учащихся старшей школы? В рамках существующей программы развития нам пока не удалось решить проблему старшей школы с точки зрения ее подлинной индивидуализации и самоопределения учащихся.
Важнейшей проблемой является проблема «понимания» учителя, учащихся и родителей в современных условиях (полиэтнический состав учащихся и их семей, особенности микроучастка и социального расположения гимназии). Латентные (скрытые, неявные) программы, которые транслируется в процессе взаимодействия учителя и ученика на основе их социокультурного опыта, часто имеют большее воздействие и более мощный негативный эффект, чем явные обучающие программы, которые реализуются педагогом функционально. Потребность в выращиванииучителя нового типа у 41 п ели. готового мотивационно и технологически решать задачи развития каждого ребенка явно обо-
значилась как проблема, требующая разрешения в рамках антропологического подхода.
По результатам диагностических исследований педагогов гимназии, проведенных в текущем учебном гощу, можно констатировать наличие достаточного высокого уровня психологической и мотивационной готовности к инновационной деятельности. И это закономерно, так как коллектив в течение 15 последних лет находится в режиме развития и реализации целого комплекса инновационных проектов.
Однако следует обратить внимание на некоторые из показателей диагностики.
Как «сниженный» показатель мьг определили развитие креативности. Очевидно, что профессия учителя далеко не всегда располагает к проявлению данного качества, однако, снижение креативности может вызвать негибкость профессиональной и личностной позиции, неспособность выдвигать новые идеи, трудности при создании «авторского продукта», сложности в принятии позиций, отличных от собственной.
Косвенно о важности качества креативности для педагогов могут свидетельствовать высокие оценки педагогов по показателю «создание условий для профессионального развития». Педагог ведет поиск новых (креативных) идей через авторские семинары, курсы и прочее, так как при недостатке своих идей актуализируется потребность заимствовать идеи чужие.
Проявлению креативности не способствуют четко структурированные ситуации с ограничением по временным и иньтм показателям, которые как раз типичны для традиционной школы (например, текущая ситуация с подготовкой и проведением ЕГЭ). Для ее проявления важны ситуации с одной стороны неопределенности и неизвестности, а с другой с определенной степенью свободы. Вероятно поэтому, педагоги отмечают:
• недостаток времени для освоения педагогических нововведений,
• наличие четких и конкретных целей и задач -что может относиться к жесткой регламентации деятельности.
Исходя из вышеобозначенных результатов, возникает необходимость построения антропрактик и в работе с педагогами: простраивание педагогом собственной траектории развития. Креативность, спонтанность, творческий потенциал может быть реализован только при субъектной позиции педагога, позиции «автора», «хозяина» и «распорядителя» своей деятельности.
Недостаточно разработанными остаются механизмы экспонирования результатов инновационной деятельности, особенно на внешних социальных площадках.
Внешний количественный результат, который по-прежнему остается приоритетным для органов управления образованием игнорирует субъективную реальность личности и ориентируется на общеличностные, усредненные параметры (психологические, социальные, культурные).
На решение вышеназванных проблем и направлен инновационный проект
Основная проблема проекта, каковы условия и механизмы (технологии) построения школьг гуманитарных практик, обеспечивающей реализацию принципов возрастной школьг, индивидуализации образования и становление учителя нового типа - учителя-антр о-практика.
1. Основные характеристики исследования
Объект исследования', образовательное пространство школьг, ориентированное на инновационное развитие.
Предмет исследования: проектирование инновационной модели школьг гуманитарных практик.
Цель исследования: разработать и внедрить инновационную модель школьг гуманитарньтх практик на основе антропологической проектно-преобразующей парадигмы.
Основная идея: для эффективного решения проблемы разработки новых антропотехник работа с человеком и создания пространств гуманитарньтх практик как пространств становления субъ-ектности и подлинного самоопределения создать школу гуманитарных практик как возрастную, открытую, сетевую структуру на основе совместной деятельности в рамках исследовательского проекта «Школа - лаборатория инновационного образования».
Замысел: на основе имеющегося потенциала и позитивных эффектов, достигнутых в результате реализации концепции школьг деятельной личности, спроектировать новую модель образовательного процесса на основе антропологической проектно-преобразующей парадигмы, включающую разработку пространств гуманитарньтх практик в соответствии с этапами возрастной школьг и принципом построения индивидуальных образовательных траекторий. Для этого необходимо разработать программу развития Школы гуманитарных практик, разработать организационноуправленческую структуру инновационной модели на основе освоения профессиональных позиций всех субъектов управления, обеспечить реализацию модели и мониторинга ее эффективности на основе разработанных показателей эффектов развития педагогического и ученического сообщества.
Гипотеза исследования: инновационное развитие образовательного учреждения, будет эффективным, если:
♦ в качестве теоретико-методологических основ проектирования инновационной модели Школьг гуманитарных практик будет определена антропологическая проектно-преобразующая парадигма (В. И. Слобсдчиков);
♦ в качестве содержания инновационных преобразований будет выступать деятельностное содержание профессионального развития педагога;
♦ базовой технологией подготовки проект-ньтх команд станет технология ситуационнопозиционного обучения взрослых;
♦ будет построена понятийно-терминологическая карта Школьг гуманитарных практик как современной модели образовательного комплекса;
♦ будет разработана программа инновационного развития образовательного учреждения;
♦ педагогические кадры школы будут ориентированы на освоение современных психологопедагогических, информационных технологий, современных инженерно-конструкторских разработок и технологий мирового уровня;
♦ в качестве интегративного показателя эффекта развития профессионального сообщества Школьг гуманитарных практик выступит сформированный комплекс универсальных умений:
- создавать условия для развития школы в качестве инновационного субъекта собственной деятельности;
- строить пространства потенциально возможной деятельности, формируя собственную «нишу деятельности»;
- быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов, формируя целостное знание, систему предметно-ориентированных схем и практических навыков самообразования;
- соотносить содержание деятельности с собственной позицией и ценностносмысловыми установками, задавая нормы и направления развития.
Задачи исследования:
♦ разработка программы инновационного развития Школы гуманитарньгх практик;
♦ построение понятийно-терминологической карты Школьг гуманитарных практик как современной модели образовательного комплекса;
♦ освоение технологии ситуационно-позиционного обучения, текстуально-диалогической модели обучения, технологиями построения индивидуальной образовательной траектории,