Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (проект инновационного развития)'

Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (проект инновационного развития) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ / АНТРОПОПРАКТИКИ / ВОЗРАСТНАЯ ШКОЛА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тангалычев Рашид Халимович, Казакова Ирина Руфимовна

В статье рассматривается возможный подход к созданию исследовательского проекта, направленного на разработку и построение новой образовательной практики в условиях модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная инициатива «Школа гуманитарных практик» (проект инновационного развития)»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

- Философия - она является одновременно и отраслью науки и системой взглядов на мир, поэтому занимает особое место, о чем говорилось выше;

- Математика - таюке занимает особое место, является отдельной областью научного знания, поскольку ее предметом является построение формальных моделей явлений и процессов, изучаемых всеми остальными науками;

- Практические науки (их еще можно назвать деятельностными науками): медицина, педагогика, технологические науки.

В то же время необходимо отметить, что педагогика занимает одновременно и несколько особое место в числе других наук в силу того, что, во-первьгх, содержание образования (включая профессиональное образование по всем отраслям и ступеням) охватывает все без исключения науки. Во-вторьтх, педагогика вбирает в себя передовые достижения почти всех других наук.

Специфика педагогики как науки. Можно отметить следующую специфику педагогики как отрасли научного знания:

1. Непосредственно связана со всеми науками (в первую очередь - через содержание образования, о чем говорилось выше).

2. Строится на использовании достижений почти всех наук, в первую очередь, философии, психологии, физиологии, кибернетики, социологии.

3. Отличается чрезвычайной сложностью объекта исследования, который, пожалуй, наиболее сложен по отношению к объектам всех других наук, поскольку подвержен влиянию огромного количества самых разно-образных факторов: педагог пришел на заня-

ФИЛОСОФИЯ

Центральная область:

физика, химия, космология, кибернетика, биология, антропологические науки, общественные науки, технические науки

Практические науки

Математика медицина, педагогика, технологические науки

Рис. 1. Структура научного знания

тие сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом; у учащегося Иванова болит голова; Сидоров влюбился; у Петрова низкая парта и тп.

4. Педагогика в некотором смысле является наукой о будущем, поскольку образовательный процесс сегодня строится исходя из воззрений общества на обучение и воспитание в современных условиях, а учащимся пред- стоитучиться только в школе в течение 11 лет, затем в каком-либо учреждении профессионального образования от одного до пяти лет и еще необходимо лет десять после окончания обучения, чтобы бывший ученик, студент состоялся как личность и профессионал. Но за все это время существенно изменятся политические, социальные и экономические условия жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

5. Специфика реализации результатов педагогической науки в образовательной практике. Реализация достижений педагогики в практике обучения и воспитания в значительной мере опосредуется личностью каждого педагога, его взглядами, стремлениями, профессионализмом. Если в области материального производства можно всегда, следуя рекомендациям науки получить заведомо запланированньтй результат, то педагогика, таюке как и, например, медицина - это одновременно и наука и в тоже время искусство.

Формы организации научного знания. Поскольку результат любой научной работы выражается в научных знаниях, то эти знания должны быть выражены в определенной форме. Формами организации научного знания являются:

- факт (синоним: истина, событие, результат);

- положение - научное утверждение, сформулиро-

ванная мысль;

- понятие - мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков

- свойств предметов и явлений. Например, понятие «мебель» включает в себя столы, стулья, шкафы и т.д. В науке часто говорят о развивающемся понятии, подразумевая, что содержание понятия по мере накопления научных данных обрастает все новыми и новыми признаками и свойствами. Так, например, понятие «педагогический процесс» в последнее время до полнилось новьгм содержанием - пе дагогические технологии, диагноста ка, тестирование и тп. Понятие необ ходимо отличать от слова «термин», который является лишь носителем, способом обозначения понятая. На-

пример, термин «педагогический процесс». Понятие же «педагогический процесс» - это все, что известно педагогической науке о целях, содержании, формах и методах обучения и воспитания учащихся и т.д. Понятие среди других форм организации научного знания занимает особое место, поскольку факты, положения, принципы, законы, теории выражаются через понятая и связи между ними, поскольку высшей формой человеческого мышления является понятийное, словеснологическое мышление.

- принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учение, науки;

-закон - существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Например, Закон Ома, Джоуля-Ленца и т.д.;

- теория - понятие «теория» рассматривается в двух смыслах. Во-первьгх, как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. В этом смысле слово «теория» часто заменяется словом «концепция». Например, теория проблемного обучения, теория развивающего обучения, концепция программированного обучения и тп. Во-вторых, в узком смысле - теория - это самая высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания

- объекта данной теории. Например, Теория относительности, Квантовая теория и т.д. В этом узком смысле слово «теория» в общественных, гуманитарных науках практически не употребляется в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости, плохой предсказуемости или вовсе непредсказуемости явлений и процессов, изучаемых этими науками, невозможности ввести точно измеряемые их количественные характеристики.

Отношения наука - практика. Когда говорят о применении научных результатов в практике, о взаимоотношении науки и практики, то понятие «практика» используется в трех разных смыслах, которые каждый раз необходимо различать - какой из этих смыслов имеется в виду:

1. Практика педагогическая как сама по себе, как в некотором смысле «антипод» науки в звене пары категорий диалектики «наука-пракгика».

2. Практика обучения и воспитания как объект изучения педагогической науки и как критерий истинности ее результатов.

3. Широкая общественная практика (общественноисторическая практика) как критерий истинности познания вообще.

Наука как система знаний по отношению к практике имеет следующие функции:

- описательная - сбор, и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, так как она может базироваться только на большом

количестве фактического материала. Так например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками - алхимиками бьгл накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ;

- объяснительная - объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;

- обобщающая - формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея или теорию эволюции Ч. Дарвина, или тот же Периодический закон Д.И. Менделеева;

- предсказательная - научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, «на кончике пера» были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и тд.;

- предписывающая или нормативная функция науки - научные знания, например, позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и т.д. Классическим примером реализации предписывающей функции науки в области образования стала знаменитая парта Ф.Ф. Эрисмана, за которой учились многие читатели этого издания. Геометрия парты, типоразмеры парт были установлены на основании многолетних исследований и определены таким образом, что практически полностью исключали заболевания осанки детей. К сожалению, от этой знаменитой парты по соображениям «экономии» в последствии отказались, нанося вред здоровью десяткам миллионам людей.

Позиция науки по отношению к практике, как правило, опережающая. Наука всегда бьгла базой техники и технологии. Так, например, применение компьютеров, лазеров, методов электрохимической обработки, композиционных материалов и т.д. стало возможным только благодаря научным исследованиям.

В то же время в области гуманитарных, общественных наук опережающая функция науки может быть реализована далеко не всегда в силу чрезвычайно сложного объекта исследования. Надо признать, что в педагогике, образовании сегодня передовая практика зачастую опережает педагогическую науку. Но при этом за педагогической наукой все равно остается функция объяснения и обобщения.

В статье рассматривается возможный подход к созданию

модернизации образования.

Тангалычев Рашид Халимович,

кандидат социологических наук, директор

Казакова Ирина Руфимовна,

кандидат социологических наук, зам. директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия №50» г. Нижний Новгород

Индивидуальная образовательная инициатива Школа гуманитарных практик»

(Проект инновационного развития)

Как при построении инновационного проекта эффективно сочетать проблемы системы образования с проблемами отдельного образовательного учреждения?

Ключевые слова: инновационный проект, гуманитарные практи* ки, антро по практики, возрастная школа, индивидуальная образова* тельная программа, антропологический подход

Проект инновационного развития «Школа гуманитарных практик»

Руководитель проекта. Игнатьева Г.А., доктор пед.наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО Нижегородского института развитая образования.

Сроки работы. 2009-2012

Введение. Обоснование актуальности темы

Современные тенденции социального, политического, экономического, культурного развитая общества трактуются общественным сознанием как кри зис, который называют по-разному - «цивилизацион ный», «глобальный», «антропологический», «духов ный», «гуманитарный». По словам В.И. Слободчико-ва, глубинный, порождающий план кризиса - это сам человек. Сегодня обнаруживается обострение проблем, связанных именно с «человеческим фактором» и свидетельствующих о дефиците человечности. Вызовы современности требуют изменения усугубляющейся за последнее время общественной прагаики с ее уталитарно-вещным подходом к человеку и выхода на принципиально новое измерение - « гуманитарноантропологическое «.

Это измерение предполагает осознание субъективной реальности, понимание уникальности каждой личности и поиск человекосообразных способов решения проблем и задач.

Последние диагностические исследования старшеклассников показывают, что учащиеся, имея определенный набор знаний, не могут дифференцировать свои личные убеждения, состояния и выделить свои «мысли», «чувства» и «ощущения», обнаруживая совершенно туманные представления о ценностносмысловой сфере личности, о психологии человека. Общая тенденция может быть сформулирована как отсутствие у выпускников школ гуманитарной, собственно-человеческой, обр азованноста.

Почему же эта тенденция возникла? С одной стороны, есть объективные причины, связанные с харак тер ом развитая современной цивилизации и культу ры. Издержки потребительского общества, компью теризации и информатизации, пропаганда средства ми массовой информации насилия и безнравственно ста - все это и многое другое составляетту среду, ко торая влияет на ум и душу современного учащегося.

С другой стороны, есть проблемы самой системы общего образования. Оно по-прежнему направлено, в основном, на формирование предметно-понятийного знания и ведется в логике изучения предмета. Учащиеся привыкли на занятиях давать заранее подготовленный и выученный по учебнику ответ на вопрос, и им сложно четко сформулировать свой индивидуальноличностный запрос к образовательной ситуации и к учителю.

Предметоцентарованное образование привело к тому, что у многих учащихся наблюдается несоответствие между знанием учебных дисциплин (обыкновенной начитанностью) и реальным уровнем их духовно-нравственной культуры, отражающейся в культуре речи и общения, в поведении, в выборе ценностей, в отношении к себе, к выбору профессии, к жизни. Нововведения, которые сегодня в школах идут, в основном касаются внешних структур. Антропологический подход, идеи гуманизации образования пока еще больше декларируются, чем имеют место на самом деле.

Массовое увлечение школ интерактивными методами и информационными технологиями зачастую носит поверхностный характер, выглядит как погоня за модой. В условиях тотальной компьютеризации и технократизации необходимо усиление гуманитарной составляющей образования, которая отвечает за собственно-человеческую культуру личности, за ее духовно-нравственное саморазвитие.

Нельзя не учитывать все возрастающий в связи со «старением педагогического корпуса» социальнокультурный разрыв, существующий в представлениях учителей, большинство из которых в возрасте 40-55

лет не могут понять современных подростков, пребывающих в другой социокультурной среде. Данный феномен порождает проблему «понимания», часто перерастающую в конфликт между учителями и учащимися, особенно подростковой школы.

Внешнеколичественньш результат, который по-прежнему остается приоритетным для органов управления образованием игнорирует субъективную реальность личности и ориентируется на общеличностаые, усредненные параметры (психологические, социальные, культурные).

Таким образом, преобладающая в образовательной практике д еяте льно стао-воспроиз водя щ ая, когнитивно-понятийная модель усвоения внесу бъект-ного опыта исчерпала себя и устарела на сегодняшний день. Нужна новая, текстуально-диалогическая культура педагогического процесса.

Ключевые системные изменения общего образования, заявленные в новой образовательной инициата ве «Наша новая школа» включают в себя индивиду а лизацию и новую организационную модель школьно го образования в соответствии с возрастными ступе нями (младшая, подростковая и старшая школа). Про блема заключается в отсутствии механизмов, обеспе чивающих реализацию этих актуальных инновацион ных предложений.

В наиболее сложной ситуации, на наш взгляд, на ходится сейчас подростковая и старшая школа в уело виях перехода к ЕГЭ. При этом именно старшая шко ла занимает ключевое место в современном образова нии, имеет доминирующую значимость, так как вы пускник ее есть результат 10-талетаой совместной деятельности всех субъектов образования. Старшая школа, определяя будущее профессиональной деятельности молодых людей, является основным узлом модернизации образования.

Индивидуализация образования (индивидуальная образовательная программа) - это право на выбор содержания, форм образования, развитие специфической человеческой способности делать собственную жизнь и себя предметом своих преобразований. На старшем этапе обучения особенно необходимым является обеспечение индивидуализации - построения индивидуальных образовательных траекторий, однако финансовые и организационные возможности школ в реализации этого принципа ограничены.

Таким образом, актуальность проекта обусловлена комплексом

1) общих противоречий, присущих всей системе образования:

— между потребностью в воздействии на ценностно-смысловую, мотивационную и духовно-нравственную сферы личности и сохранением когнитивно-понятийной модели усвоения внесубъектного культурного опьгга;

- между массовыми процессами информатизации и необходимостью разработки новых технологий работы непосредственно с ребенком в поле его субъективной реальности;

= между признанием необходимости построения возрастной школы и отсутствием методических, дидактических и психологопедагогических моделей ее реализации в массовой школе;

- между потребностью обеспечения принципа индивидуализации и отсутствием финансово-организационных механизмов его обеспечения.

2) Частные (внутригимназические) проблемы.

Анализ промежуточных результатов Программы развитая школы деятельной личности (автор концепции - д.психол.н. В. С. Лазарев) показал как определенные положительные результата, определяемые в форме позитивных эффектов, так и проблемы, не полу чившие разрешения. Среди результатов - позитивных эффектов необходимо выделить следующие.

Научно-методический эффект:

• овладение всеми педагогами технологиями проектирования и исследования как дидактическими категориями обучения учащихся;

• профессиональное и ценностное самоопределение педагогов через включение в разработку программы развитая и инновационных проектов (подпроектов программы развитая);

• рост количества учителей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, рост количества публикаций и авторских образовательных программ, семинаров и мастер-классов по обобщению опыта.

Содержательно-деятельностный эффект:

• выработка единой философско-

методологической основы инновационных процессов и профессиональной деятельности учителя на основе программы развитая

• формирование единой ценностной культуры гимназии;

• новые подходы работа с учебным содержанием (выделение проектно-исследовательского компонента);

• начало создания новой воспитательной модели гимназии, основанной на формировании социокультурной компетентности учащегося.

Организационно-педагогический эффект:

• найденная оптимальная форма (технология) р а-бота с у чителем по внедр ению и р азработке инноваций на основе программы развитая, а также - новые организационно-управленческие механизмы - проектные команды, педагогические мастерские.

• новые формы организации УВП (проектная неделя, учебно-исследовательские мастерские, индивидуальная образовательная траектория через формирование индивидуального учебного плана старшеклассников)

• обновленная информационно-компьютерная база (подключение локальной сети Интернет, открытие третьего компьютерного класса, освоение мультимедийного проектора и т.д.) Значительно выросла компьютерная грамотность педагогического коллектива.

Однако обозначились и нерешенные проблемы и противоречия.

Программа развития школы, основанная на концепции B.C. Лазарева позволила на основе деятельностного подхода освоить учителю технологию погружения учащегося в исследовательскую и проектировочную деятельность, Однако в процессе этой деятельности оказалась вне поля внимания и воздействия мотивационная, ценностно-смысловая и духовно-нравственная сфера личности ребенка, которая оказывается в итоге определяющей в жизни человека.

Нерешенной остается проблема мотивации обучения в подростковой школе (7-9 кл.). Интерес и престиж учебы по-прежнему снижается при переходе из начальной школы в основную. Отсутствие кардинально дифференцированных подходов к обучению в зависимости от возрастной ступени обучения снижают качественные результаты образования.

Особенно актуальной в современных условиях перехода к ЕГЭ становится проблема построения старшей школы. При ограниченности финансовоорганизационных возможностей каковы должны быть механизмы обеспечения индивидуальной образовательной траектории наших выпускников -учащихся старшей школы? В рамках существующей программы развития нам пока не удалось решить проблему старшей школы с точки зрения ее подлинной индивидуализации и самоопределения учащихся.

Важнейшей проблемой является проблема «понимания» учителя, учащихся и родителей в современных условиях (полиэтнический состав учащихся и их семей, особенности микроучастка и социального расположения гимназии). Латентные (скрытые, неявные) программы, которые транслируется в процессе взаимодействия учителя и ученика на основе их социокультурного опыта, часто имеют большее воздействие и более мощный негативный эффект, чем явные обучающие программы, которые реализуются педагогом функционально. Потребность в выращиванииучителя нового типа у 41 п ели. готового мотивационно и технологически решать задачи развития каждого ребенка явно обо-

значилась как проблема, требующая разрешения в рамках антропологического подхода.

По результатам диагностических исследований педагогов гимназии, проведенных в текущем учебном гощу, можно констатировать наличие достаточного высокого уровня психологической и мотивационной готовности к инновационной деятельности. И это закономерно, так как коллектив в течение 15 последних лет находится в режиме развития и реализации целого комплекса инновационных проектов.

Однако следует обратить внимание на некоторые из показателей диагностики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как «сниженный» показатель мьг определили развитие креативности. Очевидно, что профессия учителя далеко не всегда располагает к проявлению данного качества, однако, снижение креативности может вызвать негибкость профессиональной и личностной позиции, неспособность выдвигать новые идеи, трудности при создании «авторского продукта», сложности в принятии позиций, отличных от собственной.

Косвенно о важности качества креативности для педагогов могут свидетельствовать высокие оценки педагогов по показателю «создание условий для профессионального развития». Педагог ведет поиск новых (креативных) идей через авторские семинары, курсы и прочее, так как при недостатке своих идей актуализируется потребность заимствовать идеи чужие.

Проявлению креативности не способствуют четко структурированные ситуации с ограничением по временным и иньтм показателям, которые как раз типичны для традиционной школы (например, текущая ситуация с подготовкой и проведением ЕГЭ). Для ее проявления важны ситуации с одной стороны неопределенности и неизвестности, а с другой с определенной степенью свободы. Вероятно поэтому, педагоги отмечают:

• недостаток времени для освоения педагогических нововведений,

• наличие четких и конкретных целей и задач -что может относиться к жесткой регламентации деятельности.

Исходя из вышеобозначенных результатов, возникает необходимость построения антропрактик и в работе с педагогами: простраивание педагогом собственной траектории развития. Креативность, спонтанность, творческий потенциал может быть реализован только при субъектной позиции педагога, позиции «автора», «хозяина» и «распорядителя» своей деятельности.

Недостаточно разработанными остаются механизмы экспонирования результатов инновационной деятельности, особенно на внешних социальных площадках.

Внешний количественный результат, который по-прежнему остается приоритетным для органов управления образованием игнорирует субъективную реальность личности и ориентируется на общеличностные, усредненные параметры (психологические, социальные, культурные).

На решение вышеназванных проблем и направлен инновационный проект

Основная проблема проекта, каковы условия и механизмы (технологии) построения школьг гуманитарных практик, обеспечивающей реализацию принципов возрастной школьг, индивидуализации образования и становление учителя нового типа - учителя-антр о-практика.

1. Основные характеристики исследования

Объект исследования', образовательное пространство школьг, ориентированное на инновационное развитие.

Предмет исследования: проектирование инновационной модели школьг гуманитарных практик.

Цель исследования: разработать и внедрить инновационную модель школьг гуманитарньтх практик на основе антропологической проектно-преобразующей парадигмы.

Основная идея: для эффективного решения проблемы разработки новых антропотехник работа с человеком и создания пространств гуманитарньтх практик как пространств становления субъ-ектности и подлинного самоопределения создать школу гуманитарных практик как возрастную, открытую, сетевую структуру на основе совместной деятельности в рамках исследовательского проекта «Школа - лаборатория инновационного образования».

Замысел: на основе имеющегося потенциала и позитивных эффектов, достигнутых в результате реализации концепции школьг деятельной личности, спроектировать новую модель образовательного процесса на основе антропологической проектно-преобразующей парадигмы, включающую разработку пространств гуманитарньтх практик в соответствии с этапами возрастной школьг и принципом построения индивидуальных образовательных траекторий. Для этого необходимо разработать программу развития Школы гуманитарных практик, разработать организационноуправленческую структуру инновационной модели на основе освоения профессиональных позиций всех субъектов управления, обеспечить реализацию модели и мониторинга ее эффективности на основе разработанных показателей эффектов развития педагогического и ученического сообщества.

Гипотеза исследования: инновационное развитие образовательного учреждения, будет эффективным, если:

♦ в качестве теоретико-методологических основ проектирования инновационной модели Школьг гуманитарных практик будет определена антропологическая проектно-преобразующая парадигма (В. И. Слобсдчиков);

♦ в качестве содержания инновационных преобразований будет выступать деятельностное содержание профессионального развития педагога;

♦ базовой технологией подготовки проект-ньтх команд станет технология ситуационнопозиционного обучения взрослых;

♦ будет построена понятийно-терминологическая карта Школьг гуманитарных практик как современной модели образовательного комплекса;

♦ будет разработана программа инновационного развития образовательного учреждения;

♦ педагогические кадры школы будут ориентированы на освоение современных психологопедагогических, информационных технологий, современных инженерно-конструкторских разработок и технологий мирового уровня;

♦ в качестве интегративного показателя эффекта развития профессионального сообщества Школьг гуманитарных практик выступит сформированный комплекс универсальных умений:

- создавать условия для развития школы в качестве инновационного субъекта собственной деятельности;

- строить пространства потенциально возможной деятельности, формируя собственную «нишу деятельности»;

- быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов, формируя целостное знание, систему предметно-ориентированных схем и практических навыков самообразования;

- соотносить содержание деятельности с собственной позицией и ценностносмысловыми установками, задавая нормы и направления развития.

Задачи исследования:

♦ разработка программы инновационного развития Школы гуманитарньгх практик;

♦ построение понятийно-терминологической карты Школьг гуманитарных практик как современной модели образовательного комплекса;

♦ освоение технологии ситуационно-позиционного обучения, текстуально-диалогической модели обучения, технологиями построения индивидуальной образовательной траектории,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.