Индивидуализированная образовательная программа повышения квалификации педагогических работников как инструмент введения стандарта дошкольного
образования в Красноярском крае
Нездолей Людмила Алексеевна
КГБ ПОУ «Красноярский педагогический колледж №2», г.
Красноярск
Ключевые слова:
дополнительное образование, индивидуальный учебный план, квалификация, педагогический работник, образовательная программа, индивидуализированная образовательная программа повышения квалификации
В настоящее время увеличивается запрос на индивидуализацию обучения на всех уровнях, в том числе и дополнительном профессиональном образовании. Осознанный заказ специалиста на собственный процесс повышения квалификации становится чрезвычайно важным, т.к. только реализация собственного заказа на повышение квалификации может помочь удовлетворить индивидуальные образовательные потребности специалистов, стимулировать их профессиональное развитие и соответственно совершенствовать образовательную практику.
Конструирование и реализация индивидуализированной образовательной программы может рассматриваться как один из основных механизмов удовлетворения различных образовательных запросов слушателей курсовой подготовки. Система повышения квалификации направлена на поддержку профессионального развития педагогов, но она в большей степени предлагает им программы одинаковые для всех слушателей курсов, тогда как наблюдается необходимость, в дифференцированном содержании курсовой подготовки специалистов, в зависимости от уровня их профессиональной компетенции.
Проведение эмпирического исследования позволило опросить 370 респондентов (педагогических работников дошкольного образования Красноярского края) с целью выявить средства возможной индивидуализации образовательной программы повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования. Объектом исследования определена система повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования в Красноярском крае.
Предмет исследования - факторы, способствующие индивидуализации образовательной программы повышения квалификации педагогических работников. В ходе опроса ставились следующие исследовательские вопросы:
1. Выявить образовательные потребности педагогов дошкольного образования Красноярского края.
2. Исследовать готовность педагогов к непрерывному повышению квалификации в ходе реализации индивидуализированной образовательной программы (способность выбрать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу саморазвития);
3. Определить направления, по которым следует совершенствовать работу системы повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования в Красноярском крае.
В опросе приняли участие 360 (97,3%) педагогических работников дошкольного образования Красноярского края; из них 210 чел.(56,8%) из городских ДОО и 150 чел. (40,5%) из сельских ДОО. Десять реципиентов (2,7%) являются служащими управлений образования районных администраций. 300 (81,1%) респондентов работают воспитателями, также в равном количестве (5,4%) представлены должности заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя. Десять человек (2,7%) работают в должности педагога-психолога.
Так называемые «стажисты» составили 81,1% респондентов и только 18,9% являются молодыми специалистами. Высшую квалификационную категорию имеют десять человек (2,7%), большинство аттестованы на первую категорию 62,2 % (230 человек) и довольно большая подгруппа респондентов не имеют категории 40,6% (150 человек). На вопрос «Чему бы Вы хотели научиться на курсах повышения квалификации?» 40,6% (150 человек) отмечают пункты, связанные с освоением ФГОС ДО; 24,3% (90 человек) интересуют методики и формы планирования.
Встречаются единичные ответы по вопросам взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательных отношений. Не могут четко обозначить свои профессиональные потребности («не знаю») 110 человек (29, 7%). Предпочтение отдается очным односессионным программам от 1б часов до 72 часов, с обучением на своей территории (приезжают преподаватели) -180 человек 48,6%. Обучаться дистанционно пожелали 90 человек (24,3%).
Остальные формы упомянуты единично или остались не востребованными (например, программы на 108 часов с выездом к месту обучения). Скорее всего, это связано с «невозможностью» оставить надолго семью и детей (100%, 370 респондентов - женщины).
В перечне форм обучения взрослых предпочтение отдано курсам ПК (83,8%), самообразованию (59,5%), изучению практики коллег (37,8%), конференциям, фестивалям (29,7%), курсы профессиональной переподготовки, работу в проектах, проблемных семинарах и тренинги (12,15%).
Не востребованными остаются такие формы, как обучение в аспирантуре, получение второго высшего образования и взаимодействие в сетевом сообществе (0%). При выборе наиболее эффективных форм образования взрослых приоритеты сместились: «изучения практики коллег» 59,5% , «проблемные семинары» 32,4%, «самообразование» 32,4%, «работа в проекте» 24,3%, «курсы профессиональной переподготовки» 21,6%, «работа в общественно-профессиональных организациях» 13,5%, «тренинги» 13,5%.
В меньшей степени эффективными респонденты считают формы молодежного профессионального педагогического сообщества, конференции и фестивали, а так же, второе высшее образование и аспирантуру отметили 30 человек (8,1%), стажировка и аспирантура -единичные ответы (2,7%) и сетевое взаимодействие не упомянуто вовсе (0%).
Нельзя не отметить, что в краевой системе повышения квалификации педагогических работников появилось несколько образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации и пользующихся спросом у слушателей.
Лидирующие позиции занимает Красноярский краевой ИПК ППРО - 59,5%, но уже 37,8% респондентов желают проходить обучение в профильных университетах - в КГПУ им. В.П. Астафьева (21,6%) и в Сибирском Федеральном Университете (16,2%), а также, в муниципальных методических центрах (29,7%). Десять человек (2,7%) рассматривают возможность обучения на базе лицензированных частных образовательных организаций, а 50 человек (13,5%) делают свой выбор по территориальному принципу («в своем городе»). бобщение результатов опроса свидетельствует, что тему курсов в ряде случаев (54%) за педагога выбирают представители администрации ДОО. Основаниями выбора являются требования службы по контролю и надзору в сфере образования (35,1%), а так же образовательная программа ДОО (18,9%). Значительная часть (40,5%) респондентов считают, что направление ПК определяют представители управлений образований города/района. Самостоятельно выбирают курсы 51,4% респондентов, а 16,2% делают это по рекомендации коллег.
В ходе опроса выявлена довольно высокая личностная мотивация прохождения курсов повышения квалификации педагогическими работниками: заинтересованность темой отмечают 260 респондентов (70,3%); ответы «актуальна для меня лично» - выбрали 270 человек (70%), «хочу узнать, что нового в образовании» - 67,6% (250). Для 210 участника (56,8%) интересен руководитель курса. Профессиональные интересы так же обусловлены «необходимостью общения с коллегами» - 230 опрашиваемых (62,2%); «актуальностью темы ПК для образовательной организации» - 270 человек (70%). С необходимостью прохождения очередной аттестации связывают 170 человек (45,9%) .
Итак, в соответствии с результатами исследования можно сделать следующие выводы: - у большинства педагогических работников детских садов Красноярского края сформированы образовательные потребности в части выбора содержательных аспектов программы ПК и самоопределения где проходить повышение квалификации; - в меньшей мере сформированы способность выбирать сроки, способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу саморазвития (предпочитают эту ответственность делегировать администрации ДОО).
Это свидетельствует, что судить о готовности педагогов к непрерывному повышению квалификации в ходе реализации индивидуализированной образовательной программы в полной мере еще нельзя. При этом, стоит учесть необходимость модификации существующих программ повышения квалификации педагогических работников краевой системы дошкольного образования, а так же, расширение перечня лицензированных образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации, позволяющие педагогу выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
Список литературы:
1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М.: МГУ, 1992.
2. Прошкова З.В. Дошкольное образование как ресурс инновационного развития современной России. // Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.
3. Селивёрстова И. В. Оценка качества дошкольного образования на основе данных статистики и социологических исследований. //(http://cyberleninka.ru)
4. Denscombe, M. The good research guide: for small scale social research project. 3rd ed. New York: Open University Press, 2007.
5. Metodologia pedagogickehovyskumu. Bratislava, 1969.