Научная статья на тему 'Индивидуализация языкового обучения в системе высшего профессионального образования'

Индивидуализация языкового обучения в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / информационная образовательная среда / массовые открытые онлайн курсы (МООК) / индивидуализация образования / индивидуальная стратегия обучения / языковое образование / information technologies / digital educational environment / Massive Open Online Courses (MOOC) / individualisation in education / individual learning strategy / foreign language learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Валентиновна Ганюшкина, Марина Вианоровна Золотова

В статье рассматривается потенциал информационной образовательной среды для по-вышения качества языкового образования. Информационные образовательные ресурсы, такие как массовые открытые онлайн курсы (МООК), становятся средством индивидуализации выс-шего профессионального образования. На примере двух онлайн курсов «Critical thinking at University» и «Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection» показана целесооб-разность их включения в образовательные программы по английскому языку. Благодаря дос-тупному и качественному контенту, они могут эффективно дополнить языковую программу обучения. Онлайн курсы могут быть использованы как дополнительный инструмент в органи-зации самостоятельной работы студентов. МООК способствуют реализации индивидуальных стратегий обучения, учитывают индивидуальные особенности и образовательные потребности своих слушателей. МООК создают развивающую образовательную среду, при которой обуче-ние сопровождает специалиста всю его жизнь и помогает его самореализации. МООК являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции в сфере иноязычного профессионального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALISATION IN LANGUAGE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

The article considers the potential of educational information technologies for improving for-eign language learning. Educational digital resources like Massive Open Online Courses (MOOC) are becoming a means of individualised learning in higher education. Advantages of MOOCs integration in blended format into the English language degree programmes are discussed using two online cours-es “Critical thinking at University” and “Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infec-tion” as an example. Their freely accessible and high-quality educational content can effectively com-plement language training programmes. Online courses (MOOCs) can be used as an additional tool to organize students' independent work. MOOCs contribute to the implementation of individual learning strategies, taking into account individual characteristics and educational needs of their students. MOOCs create a developing educational environment where professional training accompanies spe-cialists throughout their life and helps their personal fulfillment. MOOCs are optimal in developing foreign language communicative competence in the field of professional activity.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация языкового обучения в системе высшего профессионального образования»

УДК 378

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Валентиновна Ганюшкина

Старший преподаватель Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Марина Вианоровна Золотова

Кандидат филологических наук, доцент Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

В статье рассматривается потенциал информационной образовательной среды для повышения качества языкового образования. Информационные образовательные ресурсы, такие как массовые открытые онлайн курсы (МООК), становятся средством индивидуализации высшего профессионального образования. На примере двух онлайн курсов «Critical thinking at University» и «Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection» показана целесообразность их включения в образовательные программы по английскому языку. Благодаря доступному и качественному контенту, они могут эффективно дополнить языковую программу обучения. Онлайн курсы могут быть использованы как дополнительный инструмент в организации самостоятельной работы студентов. МООК способствуют реализации индивидуальных стратегий обучения, учитывают индивидуальные особенности и образовательные потребности своих слушателей. МООК создают развивающую образовательную среду, при которой обучение сопровождает специалиста всю его жизнь и помогает его самореализации. МООК являются эффективным средством формирования коммуникативной компетенции в сфере иноязычного профессионального общения.

Ключевые слова: информационные технологии, информационная образовательная среда, массовые открытые онлайн курсы (МООК), индивидуализация образования, индивидуальная стратегия обучения, языковое образование.

INDIVIDUALISATION IN LANGUAGE LEARNING IN HIGHER EDUCATION

ElenaValentinovna Ganyushkina

Senior Lecturer Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Marina Vianorovna Zolotova

PhD in Philology, Associate Professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

The article considers the potential of educational information technologies for improving foreign language learning. Educational digital resources like Massive Open Online Courses (MOOC) are becoming a means of individualised learning in higher education. Advantages of MOOCs integration in blended format into the English language degree programmes are discussed using two online courses "Critical thinking at University" and "Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection" as an example. Their freely accessible and high-quality educational content can effectively complement language training programmes. Online courses (MOOCs) can be used as an additional tool to organize students' independent work. MOOCs contribute to the implementation of individual learning strategies, taking into account individual characteristics and educational needs of their students. MOOCs create a developing educational environment where professional training accompanies specialists throughout their life and helps their personal fulfillment. MOOCs are optimal in developing foreign language communicative competence in the field of professional activity.

Keywords: information technologies, digital educational environment, Massive Open Online Courses (MOOC), individualisation in education, individual learning strategy, foreign language learning.

Динамично развивающиеся информационные технологии, широко используемые сегодня в различных сферах человеческой деятельности, становятся неотъемлемой составляющей системы образования. Изменения в содержании и методах обучения, вызванные реконструкцией системы образования в стране, обусловили переход к новой образовательной среде и как результат - повышение качества подготовки специалистов. Информационные технологии обладают потенциалом, необходимым для новой образовательной среды. Информационные технологии обеспечивают обмен знаниями и способствуют созданию новых, а также создают передовые инструменты образовательной деятельности. Информационно- образовательная среда позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, адаптивность к способностям, возможностям и

интересам обучающихся, развитие их творческих способностей и самостоятельности, доступ к источникам современной информации. Полученные в вузе знания и умения, которые традиционно считались базой той или иной профессии, сегодня уже не могут обеспечить готовность к эффективной профессиональной деятельности в течение всей карьеры. Современный конкурентоспособный специалист должен уметь работать в новой информационной образовательной среде, постоянно обновляя и пополняя свои знания. Информатизация образования стала для многих специалистов возможностью постоянного совершенствования профессиональных компетенций.

Обучение иностранному языку невозможно представить без применения информационных технологий. Информационные технологии, включенные в традиционную образовательную среду (технология смешанного обучения), в значительной мере повышают качество языкового образования, формируя у будущих специалистов необходимые языковые и коммуникативные компетенции, и готовят их к межкультурному профессиональному взаимодействию. Информатизация образования делает возможным интенсифицировать учебный процесс, позволяя студенту иметь информационную образовательную среду для самостоятельного усвоения учебного материала в индивидуальном темпе в удобное для него время.

Массовые открытые онлайн курсы (МООК) от ведущих мировых университетов сегодня широко представлены в секторе электронного образования. Преподаватели иностранных языков проявляют большой интерес к феномену МООК с целью внедрения онлайн курсов в процесс обучения для решения ряда образовательных проблем и задач. Студенты, будущие специалисты, должны владеть терминологией в области своего направления подготовки, уметь читать и писать научные статьи по профессиональной тематике, вступать в устную и письменную коммуникацию с зарубежными коллегами. МООК способны удовлетворить потребности и студентов, и преподавателей на меняющемся рынке образования. МООК стали сегодняшней реальностью и вошли в нашу жизнь, предоставляя бесплатный доступ к знаниям и поддерживая желание учиться в течение всей жизни.

С целью повышения гибкости учебного процесса и замены традиционных ресурсов обучения, онлайн курс «Critical thinking at University» был включен в самостоятельную работу студентов, определенную учебной программой бакалавриата ИББМ ННГУ им. Н.И. Лобачевского по дисциплине «Иностранный язык». Данный курс создан лекторами из университета Лидса (Великобритания) и размещен в свободном доступе на платформе FutureLearn. В настоящее время умение маневрировать в современном информационном потоке, отделяя истинное от ложного и неточного, жизненно необходимо и ученому, и студенту, и школьнику. Онлайн курс «Critical thinking at University» знакомит студентов с базовыми принципами и приемами критического мышления. Краткосрочный, рассчитанный на 8 академических часов, курс состоит из двух модулей:

Week 1: Critical thinking and what it means at University.

Week 2: Improving your critical skills.

В первой видео-лекции курса дается определение сущности критического мышления и анализ роли критического мышления в развитии общества. Далее, преподаватели и студенты университета Лидса объясняют насколько это важно уметь критически оценивать поступающую информацию и как критическое мышление помогает в учебе. Наглядно представлена трехэтапная модель обращения с информацией и ее интерпретация: описание - анализ - оценка, составляя на каждом этапе вопросы, которые направляют ход мышления. На второй неделе студенты знакомятся с технологиями развития навыков критического мышления и стратегиями преодоления трудностей на этом пути. Выполняя практические задания курса (выражение точки зрения по вопросу проблемного характера), студенты учатся правильно оценивать чужие утверждения, и аргументировано отстаивать свою позицию. В качестве финального контрольного задания слушатели курса должны оценить 3 работы других участников курса, имея критерии оценивания. Задания на взаимооценку (peer review) вызывают у студентов интерес и определенные трудности, и именно такие задания способствуют развитию навыков критического мышления, рефлексии и более глубокому пониманию материала.

Таким образом, МООК - это учебно-методический комплекс, который имеет в своей структуре теоретический материал, практические задания для отработки этого материала и финальное задание (контрольный тест), но в цифровом формате, наиболее привлекательном для «цифрового поколения» студентов. Онлайн курсы, как возможный составляющий компонент смешанного обучения, - это не просто средство доставки образовательного контента, но в первую очередь, - инновационная педагогика, не только приемлемая технология, но и методология, трансформирующая высшее образование [Garrison, Kanuka, 2004], критический прорыв к качественному улучшению обучения [Hiltz, Turoff, 2005].

В результате работы над курсом «Critical thinking at University» у студентов формируются ключевые навыки, необходимые для критического мышления, включающие наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Более того, студенты имеют возможность повысить свои иноязычно-коммуникативные навыки и умения, работая с аутентичными материалами и современным «живым» английским языком, что очень важно, поскольку язык - это явление постоянно изменяющееся и развивающееся. Работа с онлайн курсами развивает у студентов самостоятельность, автономность и повышает мотивацию к изучению английского языка. Студенты отметили, что данная форма самообучения интересна для них, и они планируют пройти еще некоторые онлайн курсы. Полученный опыт и рефлексия студентов как активных участников образовательного процесса позволяют дать положительную оценку и отметить потенциал МООК в обучении иностранным языкам.

Другой практикой использования МООК авторами статьи стало включение материалов онлайн курса «Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection» в очный учебный процесс. Данный онлайн курс дополнил образовательную программу бакалавриата ИББМ по дисциплине «Иммунология». Студенты не только расширили и укрепили свои знания в области распространения инфекционных заболеваний и иммунного ответа живых организмов, но и активно проработали профессиональную лексику этой тематики. Преподаватели-предметники положительно отметили такую междисциплинарную связь, способствовавшую углубленному освоению дисциплины. Очевидно, что благодаря доступному и качественному учебно-методическому материалу, онлайн курсы могут эффективно дополнять основные образовательные программы, как по иностранному языку, так и по специальным дисциплинам.

Финальным заданием курса «Causes of Human Disease: Transmitting and Fighting Infection» было подготовить проект по предотвращению распространения современных инфекций, таких как вирус Эбола. Студенты представили и конструктивно взаимооценили свои заключительные проектные работы на практическом занятии. Самостоятельная творческая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. Основной ценностью обладает не столько результат, который можно представить, сколько знания и навыки, полученные обучающимися в ходе его создания. В онлайн курсах заложены возможности для проявления инициативы, создано творческое пространство слушателей [Золотова, Ганюшкина, 2016, с. 140].

Таким образом, можно эффективно использовать все преимущества и возможности МООК при организации как самостоятельной, индивидуальной работы студентов, так и аудиторных занятий. Онлайн курсы позволяют адаптировать предметный контент под уникальные особенности и индивидуальные способности слушателей. Любой МООК учитывает психологические особенности слушателей, так аудиалы, визуалы и кинестетики найдут «свои» задания. Наличие выбора стимулирует любопытство, делает обучающихся более самостоятельными и мотивированными. Через МООК студенты учатся самостоятельно организовать личностное образовательное пространство, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и контролировать процесс обучения.

Самостоятельно работая над онлайн курсом, студент выступает как субъект своего профессионального развития и саморазвития, когда наряду с исполнительными действиями, он постепенно ассимилирует и контрольное действие, выполняя самооценку и коррекцию хода усвоения материала курса. Таким образом, образовательный процесс приобретает личностно-ориентированный характер, направленный на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося.

Отсутствие навыков самостоятельной работы у студентов может стать основным препятствием реализации индивидуальной образовательной стратегии. Поэтому на начальном этапе работы с онлайн курсами особое значение приобретает непрерывная педагогическая поддержка, постоянная обратная связь с педагогом, мониторинг [Золотова, Ганюшкина, 2018, с. 90].

Информационные образовательные технологии способствуют индивидуализации обучения и учебной автономии студентов, что положительно влияет на достижение высоких учебных результатов. Считаем, что применение классических методик обучения и современных информационных технологий является основой современного образовательного процесса по иностранному языку.

Литература

1. Золотова, Ганюшкина, 2016 - Золотова М. В., Ганюшкина Е. В. Формирование навыков автономного студента на занятиях по английскому языку в процессе проектной деятельности // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Выпуск 35. 2016. С. 138-146.

2. Золотова, Ганюшкина, 2018 - Золотова М. В., Ганюшкина Е. В. Самостоятельное изучение иностранного языка с помощью массовых открытых онлайн курсов // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. Симферополь: Выпуск 4(12). Симферополь: РИО КИПУ, 2018. С. 89-92.

3. Garrison, Kanuka, 2004 - Garrison D. R. & Kanuka, H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // The Internet and Higher Education, Vol.7, Iss.2. 2004. P. 97.

4. Hiltz, Turoff, 2005 - Hiltz, S. & Turoff, M. Education goes digital: The evolution of the online learning and the revolution in higher education. Communications of the ACM. 2005. Vol. 48 (10). P. 59-65.

УДК 165.5

«РЕВОЛЮЦИОННЫЕ» ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ АСТ

Наира Владимировна Даниелян

Доктор философских наук, профессор Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

В статье рассматриваются современные тенденции, преобладающие в системе высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.