Научная статья на тему 'Индивидуализация самостоятельной подготовки студенток 18-24 лет к сдаче норм комплекса ГТО'

Индивидуализация самостоятельной подготовки студенток 18-24 лет к сдаче норм комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЙ И БАЛЛИСТИЧЕСКИЙ СТРЕТЧИНГ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лурье Герман Владиславович, Чернов Сергей Семенович, Гридасова Елена Яковлевна

В статье рассматриваются особенности физической подготовки студенток 18-24 лет с учетом отстающих двигательных способностей и на основании этого индивидуализируется самостоятельная подготовка к выполнению испытаний комплекса ГТО. По результатам мониторинговых исследований были выделены 3 группы студенток с отстающими двигательными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лурье Герман Владиславович, Чернов Сергей Семенович, Гридасова Елена Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of self-study of female students aged 18-24 to passing the standards of GTO complex

The article deals with the peculiarities of physical training of the students aged 18-24, taking into account the lagging physical qualities, and, on the basis of this, it is individualized the self-preparation for the implementation of the complex GTO tests. As a result of the monitoring studies, 3 groups of students with lagging motor abilities were identified.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация самостоятельной подготовки студенток 18-24 лет к сдаче норм комплекса ГТО»

2. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Influence of the sambo lesson within the framework of the third hour of physical education on the development of physical qualities of children of 11-12 years (5th grade pupils)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 210-212.

3. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Study of the influence of sambo lesson in the framework of the third hour of physical culture lesson on the emotional state of children 11-12 years (students of 5 classes) with the help of quality control technology", "Integration of science and practice in martial arts" XVII International scientific-practical conference collected papers, Moscow, 2018, pp. 45-48.

4. Lyakh, V.I. (1998), Tests in physical training of school students: grant for the teacher, AST publisher, Moscow.

5. Pogadayev, I.G. (1998), Reference book of the teacher ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: w1155@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

УДК 796.011.3

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК 18-24 ЛЕТ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Герман Владиславович Лурье, аспирант, Сергей Семенович Чернов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Яковлевна Гридасова, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

В статье рассматриваются особенности физической подготовки студенток 18-24 лет с учетом отстающих двигательных способностей и на основании этого индивидуализируется самостоятельная подготовка к выполнению испытаний комплекса ГТО. По результатам мониторинговых исследований были выделены 3 группы студенток с отстающими двигательными способностями.

Ключевые слова: студентки, физическая подготовка, индивидуализация, динамический и баллистический стретчинг, самостоятельные занятия.

INDIVIDUALIZATION OF SELF-STUDY OF FEMALE STUDENTS AGED 18-24 TO PASSING THE STANDARDS OF GTO COMPLEX

German Vladislavovich Lurie, the post-graduate student, Sergey Semenovich Chernov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Yakovlevna Gridasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

The article deals with the peculiarities of physical training of the students aged 18-24, taking into account the lagging physical qualities, and, on the basis of this, it is individualized the self-preparation for the implementation of the complex GTO tests. As a result of the monitoring studies, 3 groups of students with lagging motor abilities were identified.

Keywords: female students, physical training, individualization, dynamic and ballistic stretching, the self-study.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы ведется активный поиск путей оптимизации физической подготовки учащихся различных образовательных учреждений. Для контроля за уровнем физической подготовленности с 2014 года поэтапно вводится комплекс ГТО, который уже является нормативной и программной основой физического воспитания в России. Согласно результатам исследований ряда авторов установлено, что физическая подготовленность

студенческой молодежи находится на низком уровне и требуется поиск доступных средств и методов для исправления выявленной проблемы.

Целью нашего исследования является разработка комплексов физических упражнений для самостоятельной подготовки студенток к выполнению норм комплекса ГТО.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень физической подготовленности студенток.

2. Разработать и экспериментально обосновать комплексы специальных упражнений с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования были проведены с февраля по июнь 2017 года в ГЦОЛИФК. В рамках педагогического мониторинга были использованы тестовые задания из государственных требований ВФСК «ГТО» на 2018-2021 гг. [2]: челночный бег 3x10 м; бег 30, 60,100 м; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; прыжок в длину с места; наклон вперед из И.П. стоя на гимнастической скамье; бег на 2000 м. Были отобраны 132 студентки, которые не выполнили более 2 нормативных требований комплекса ГТО.

Студентки, отобранные для участия в эксперименте, были разделены на группы по уровню двигательных способностей:

1) с низким уровнем выносливости (группа 1) - 29%;

2) с низким уровнем скоростных и силовых способностей (группа 2) - 36%;

3) с общим базовым низким уровнем физической подготовленности (группа 3) -

35%.

Наиболее трудновыполнимыми испытаниями для студенток явились упражнения на гибкость, выносливость и силовые способности.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Были разработаны комплексы специальных упражнений для повышения уровня физической подготовленности испытуемых. В качестве основных упражнений комплексов использовались упражнения динамического и баллистического стретчинга [1].

Испытуемые самостоятельно выполняли разработанные комплексы упражнений 3 раза в неделю. Продолжительность занятий по разработанной методике составляла 60-75 минут с учетом подготовительной и заключительной частей, которые для всех студенток носили общий характер. После 6 и 12 недель занятий по результатам тестирования осуществлялась корректировка самостоятельной подготовки. В зависимости от принадлежности к группе испытуемых с характерным набором отстающих двигательных способностей были разработаны следующие рекомендации по применению упражнений стретчинга:

1-ой группе на первом этапе рекомендовалось выполнять 3-5 серий, а через 6 недель, после освоения упражнений, методика подразумевала выполнение упражнений непрерывным методом в течение 6-12 минут. В связи с тем, что пульс у студенток с низким уровнем выносливости при выполнении упражнений динамического стретчинга выходит на оптимальный уровень работы (150-170 уд/мин) на 3-4 минуте, рекомендовалось выполнять упражнения по 6-12 минут с отдыхом между сериями 6-7 минут. Суммарный объем акцентированного тренинга составлял 20-25 минут. Интенсивность выполнения упражнений влияла на количественный состав рекомендованных упражнений и их дозировку.

Испытуемые второй группы выполняли баллистический стретчинг с максимальной интенсивностью. В третьей группе был осуществлен равномерный подход к развитию всех двигательных способностей с применением динамических и баллистических упражнений в равной степени.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На протяжении всего эксперимента отслеживались показатели двигательных способностей. Уровень физической подготовленности студенток оценивался по 5-ти балльной системе до эксперимента, через 12 и 20 недель соответственно (рисунок 1).

На рисунке 1 наглядно видна положительная динамика формирования отстающих двигательных способностей. В 1-й группе студенток, выполнявшей комплекс упражнений непрерывным методом, наблюдается рост показателей выносливости и гибкости.

Во 2 группе баллистический характер упражнений дал прирост уровня скоростных, силовых и координационных способностей. В 3 группе отмечается прирост всех показателей (рисунок 1).

Результаты педагогического тестирования указывают на эффективность разработанной методики с целью оптимизации уровня отстающих сторон физической подготовленности. Физиологические показатели у испытуемых после педагогического эксперимента имели положительные сдвиги на 10-15% (при р <0,05). В качестве основных показателей учитывались ЧСС, артериальное давление, частота дыхания и уровень сатурации. Два последних показателя имели положительную динамику, хотя не имели достоверного прироста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанные комплексы, состоящие из упражнений динамического и баллистического стрет-чинга, не требуют сложного оборудования и специализированных спортивных сооружений, рекомендуется применять в процессе самостоятельных занятий для повышения уровня физической подготовленности студенток. На основании проведенного эксперимента было установлено, что выполнение разработанных комплексов стретчинговых упражнений на протяжении 20 недель повышает уровень двигательных способностей и позволяет подготовиться к выполнению минимальных нормативных требований комплекса ГТО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лурье, Г.В. Методика самостоятельных занятий студенток вузов на основе использования динамического и баллистического стретчинга для подготовки к выполнению нормативов ВФСК «ГТО» / Г.В. Лурье, С.С. Чернов, А.В. Мещеряков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 131-134.

2. Приказ Минспорта России от 19.06.2017 №542 "Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2018-2021 годы". - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220195/ (дата обращения 20.10.2017 г.).

Рисунок 1 - Динамика изменения двигательных способностей в группах испытуемых

REFERENCES

1. Lurie, G.V., Chernov, S.S and, Meshcheryakov, A.V. (2017), "Methodology for self-studies of female students of universities based on use of dynamic and ballistic stretching to prepare for implementation of standards of All-Russian complex "GTO"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 153, No. 11, pp.241-244.

2. The order of the Ministry of Sports of Russia on June 19, 2017 №542"On approval of the state requirements all-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.consult-ant.ru/document /cons_doc_LAW_ 220195/ (accessed 20.10.2017 г.)

Контактная информация: germassage19931993@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

УДК 796.035:33

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ ЗАГРУЖЕННОСТИ СПОРТИВНОГО БАССЕЙНА (НА ПРИМЕРЕ ЦОП

" ТЮМЕНЬ-ДЗЮДО")

Альберт Альбертович Мальцев, старший преподаватель,

Владимир Владимирович Насонов, кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Валерьевич Христов, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, институт физической культуры, Тюмень

Аннотация

Статья посвящена освещению актуальных на сегодняшний день вопросов экономики спорта, а именно задач, связанных с расчетом прибыльности и рентабельности спортивных сооружений. Отдельное внимание уделено загруженности спортивных комплексов и рациональному использованию площадей, с точки зрения количества посетителей в определенные промежутки времени. Практические расчеты загруженности проведены на примере бассейна «Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо».

Ключевые слова: бассейн, загруженность, график, экономика, прибыль.

PLANNING OF TRAINING CLASSES IN SWIMMING TAKING INTO ACCOUNT LOAD OF THE SPORTS POOL (ON THE EXAMPLE OF CENTER OF OLYMPIC PREPARATION «TYUMEN-JUDO»)

Albert Albertovich Maltsev, the senior teacher, Vladimir Vladimirovich Nasonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladislav Valerievich Khristov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tyumen State University, Institute of physical culture, Tyumen

Annotation

Article is devoted to covering the sport economy questions, being relevant today, namely, the tasks connected with calculation of the profitability and profitability of sports constructions. Special attention is paid to the load of sports complexes and rational use of the areas, from the point of view of the number of visitors at the certain periods. Practical calculations of the load are carried out on the example of the swimming pool "The public autonomous institution of the Tyumen region "The center of Olympic preparation "Tyumen-judo".

Keywords: pool, load, schedule, economy, profit.

Институт спорта традиционно причисляют к социальной сфере. Но практика показывает, что принципы современного спорта являются своеобразным симбиозом между самоорганизацией населения, коммерческим интересом бизнеса и государственным управлением [1]. Спорт развивается не только за счет государственных субсидий, спонсорской поддержки, но и самостоятельно зарабатывая денежные средства, при этом внося в общую казну значительные налоговые платежи. Не вызывает сомнения тот факт, что такое сочетание позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.