УДК 378.937:158
Индивидуализация подготовки педагогов физической культуры в
образовательном процессе вуза
Жабаков В.Е. *
Южно- Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
г. Челябинск, Россия
ORCID: 0000-0003-0897-1840, e-mail: [email protected]*
Аннотация: Цель исследования заключается в исследовании эффективности модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры. Научная новизна исследования заключается в проектировании педагогической модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры. Практическая значимость исследования заключается в апробации и внедрении теоретических положений теории и модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры в образовательном процессе вуза в процессе организация деятельности научно-исследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ «Трансдисциплинарная лаборатория образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта». Методы исследования: 1) Ценностный опросник Ш. Шварца [9]; 2) опросник Г. Шроу и Р. Деннисон [8]; 4) Модифицированная методика «Незаконченные предложения» 5)
«Дифференциальный тест рефлексивности» (Е.Н. Леонтьев, А.Н. Осин) [7]. Для статистической обработки результатов использовались методы первичной математической статистики. Результат. В ходе проведенного исследования были определены компоненты индивидуализации подготовки педагогов физической культуры (ценностно-смысловой, интенционно-экспектационный, процессуальный, рефлексивно-оценочный), а также описан критериально-диагностический аппарат реализация модели. В качестве критериев эффективности реализации модели индивидуализации нами выделены сформированность ценностного отношения к педагогической деятельности, ментальная включенность в деятельность, реалистичность экспектаций. Ценностное отношение рассматривается как вектор индивидуализации подготовки педагогов физической культуры, определяющий значимость процесса индивидуализации. Реалистичные экспектации придают ценность связи прошлое - настоящее - будущее при положительной модальности ожиданий, или обесценивают ее при отрицательной. Метакогнитивная включенность в деятельность определяется как рефлексивное включение в контроль и управление собственными познавательными процессами. Системная рефлексия является ресурсом, способствующим достижению студентами высокого уровня способности к саморазвитию и самообразованию. Заключение. В результате эмпирического исследования нами выявлено, что уровень ценностей на уровне нормативных идеалов более стабилен и отражает базовые представления студентов. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявлены статистически значимые изменения критериев эффективности реализации модели индивидуализации в экспериментальной группе. Таким образом, внедрение модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры является эффективным и практически значимым.
Ключевые слова: подготовка педагогов физической культуры, индивидуализация, образовательный процесс вуза.
Для цитирования: Жабаков В.Е.* Индивидуализация подготовки педагогов физической культуры в образовательном процессе вуза. Педагогико-психологические и медикобиологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 257-262.
Individualization of physical education teachers’ training in the educational
process of the university
Vladislav E. Zhabakov*
South Ural State University for the Humanities and Pedagogics,
Chelyabinsk, Russia
ORCID: 0000-0003-0897-1840, e-mail: [email protected]*
Abstract: The purpose of the study is to study the effectiveness of the individualization model for the training of physical education teachers. The scientific novelty of the research lies in the design of a pedagogical model for individualizing the training of physical education teachers. The practical significance of our research lies in the approbation and implementation of the theory and model theoretical provisions of physical education teachers training individualization in the educational process of the university in the process of organizing the activities of the research laboratory of the Theory and Methodology of Physical Culture and Sports Department of the Physical Culture and Sports Higher School of SUSGPU "Transdisciplinary Laboratory of Educational Resources in the field of physical culture and sports". Research methods: 1) The value questionnaire of Sh. Schwartz [9]; 2) questionnaire by G. Shrow and R. Dennison [8]; 4) Modified technique "Unfinished sentences" 5) "Differential reflexivity test" (E.N. Leontiev, A.N. Osin) [7]. The methods of primary mathematical statistics were used for statistical processing of the results. Result. In the course of the study, the components of Higher School of physical education teachers' training (value-semantic, intentional-expectional, procedural, reflexive-evaluative) individualization were identified, and the criteria-diagnostic apparatus of the model implementation was described. As criteria for the effectiveness of the individualization model implementation, we have identified the formation of a value attitude to pedagogical activity, mental involvement in activity, and realistic expectations. The value attitude is considered as a vector of physical education teachers’ training individualization, which determines the importance of the individualization process. Realistic expectations add value to the past-present-future relationship with a positive expectation modality, or devalue it with a negative one. Metacognitive involvement in activity is defined as reflexive inclusion in the activity of studying, controlling and managing one's own cognitive processes. Systemic reflection is a resource that helps students achieve a high level of self-development and self-education Conclusion. As a result of empirical research, we have revealed that the level of values at the level of normative ideals is more stable and reflects the basic ideas of students. At the formative stage of experimental work, statistically significant changes in the criteria for the effectiveness of the individualization model implementation in the experimental group were revealed. Thus, the introduction of the physical education teachers’ training individualization model is effective and practically significant.
Keywords: training of physical education teachers, individualization, educational process of the university.
For citation: Vladislav E. Zhabakov*. Individualization of physical education teachers’ training in the educational process of the university. Russian Journal of Physical education and Sport. 2024; 19(3): 257-262.
Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» в рамках научного проекта «Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов подготовки педагогов физической культуры в условиях трансдисциплинарной образовательной среды» договор №16-685 от 01.07.2024.
Введение
Современные социально-экономические условия развития общества обусловили изменение целей и смыслов образования. Так, проектирование и реализация содержания подготовки педагогов физической культуры с позиций индивидуализации обучения представляет собой ценностно-смысловую задачу высшего педагогического образования. Поэтому разработка и внедрение прогрессивных систем и технологий, моделей обучения, направленных на индивидуализацию подготовки педагогов физической культуры, являются актуальной и важной задачей методологии педагогики высшей школы.
В настоящее время важные аспекты проблемы индивидуализации обучения в вузе рассмотрены в научных работах Ю. К. Бабанского, В. В. Давыдова, А. А. Кирсанова, А. Н. Леонтьева, И. П. Подласого, Г. К. Селевко, И. Э. Унт и др. Теоретические разработки в области содержания образования по данному вопросу отражены в трудах Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, В. И. Загвязинского, В. С. Леднева и др. Индивидуальные образовательные маршруты как формы и средства индивидуализации обучения рассматривают Н. А. Лабунская [6], Ж. К. Кениспаев, О. М. Чуприянова [5].
Е. И. Зарипова отмечает, что «под индивидуализацией образовательного процесса в высшей школе понимается способ обеспечения каждому студенту реализации потенциальных возможностей за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив» [4]. Для нашего исследования важно исследование аспектов индивидуализации Т.В. Бурлаковой, которая считает, что «к проявлениям индивидуализации профессиональной подготовки студентов относится целенаправленность студента»; «наличие у студента индивидуального стиля и логики в учебной и учебно-исследовательской деятельности; его относительная автономность в самоопределении, саморегуляции, в самоанализе, мотивации и рефлексии; единстве самореализации и самоотдачи студента» [1]. Поэтому цель нашего исследования заключается в исследовании эффективности модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры.
Научная новизна исследования заключается в расширении теории и методики индивидуализации обучения студентов в вузе; в проектировании педагогической модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры в форме индивидуального образовательного маршрута; разработке критериев эффективности процесса
индивидуализации подготовки педагогов физической культуры. Практическая значимость нашего исследования заключается в апробации и внедрении теоретических положений теории и модели индивидуализации подготовки педагогов физической
культуры в образовательном процессе вуза в процессе организация деятельности научноисследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ «Трансдисциплинарная лаборатория образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта».
Материалы и методы
Эмпирическое исследование проводилось с сентября 2023 по май 2024 г. на базе научно-исследовательской лаборатории кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Трансдисциплинарная лаборатория образовательных ресурсов в сфере физической культуры и спорта», г. Челябинск, Россия. В экспериментальной работе приняли участие 169 студентов, обучающихся на дневном и заочном отделении, которые образовали четыре экспериментальные и одну контрольную группы. Эмпирическое исследование параметров, характеризующих эффективность процесса индивидуализации осуществлялось при помощи следующих диагностических методик: 1) «Ценностный опросник Ш. Шварца» []; 2) «Опросник Г. Шроу и Р. Деннисон» []; 4) Модифицированная методика «Незаконченные предложения». Для статистической обработки результатов использовались методы первичной математической статистики.
Результаты и обсуждение
В ходе проведенного исследования были определены компоненты модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры (ценностно-смысловой, интенционно-экспектационный, процессуальный, рефлексивно-оценочный), а также описан критериально-диагностический аппарат реализация модели.
Ценностно-смысловой компонент модели включает «внешние» и «внутренние» показатели индивидуализации. «Внешние» показатели индивидуализации отражают социальные установки и определяют векторы формирования мировоззрения, социальных мотивов обучения в вузе. «Внутренние» показатели включают потребности в физкультурно-педагогическом самосовершенствовании как основы индивидуализации подготовки педагогов физической культуры. Целью индивидуализации на этом уровне является формирование системы ценности самосовершенствования, мотивирующей будущих педагогов физической культуры на освоение ИОМ как формы индивидуализации.
Интенционно-экспектационный компонент модели включает такие интегративные показатели индивидуализации, как педагогическое целеполагание, перспективная
рефлексия и готовность реализовать ожидания в условиях квазипрофессиональной педагогической деятельности в рамках практики. Целью индивидуализации в таких условиях является стимулирование осознанности экспектаций и ментальная включенность в деятельность, что определяет содержание ИОМ подготовки педагогов физической культуры.
Результатом реализации процессуального компонента модели становится активная деятельность студентов, направленная на овладение методами самоорганизации. Поэтому формами организации ИОМ становятся менторинг, обеспечивающий «мягкое» сопровождение прохождение ИОМ.
Рефлексивно-оценочный компонент модели включает осмысление педагогом собственной педагогической деятельности, профессиональных дефицитов и «перспектив личностного развития в условиях реализации ИОМ» [6].
В качестве критериев эффективности реализации модели индивидуализации нами выделены сформированность ценностного отношения к педагогической деятельности, ментальная включенность в деятельность, реалистичность экспектаций.
Первый критерий - ценностное отношение к педагогической деятельности - мы исследовали по методике Ш. Шварца [9], в соответствии с которой возможно оценить различия в ценностях как мотивационные цели и субъективное ценностное отношение. Ценности «уровня нормативных идеалов» [9] отражают устойчивые аттитюды о нормах и правилах, которые являются основой жизненных принципов, аксиологической основой педагогической деятельности. Ценности «уровня индивидуальных приоритетов» [9] включают два вектора ценностного отношения: с одной стороны, обусловленное социальными факторами отношение к педагогической деятельности, с другой - отражение субъектных смыслов.
В качестве второго критерия нами выбрана - реалистичность экспектаций. Экспектации, являясь психологическим детерминантами педагогического взаимодействия, обусловливают контекст ожиданий субъектов образовательного процесса. Поэтому реалистичность экспетаций рассматривается нами как маркер аутентичности процесса подготовки педагогов физической культуры, способности осознавать «себя действиующим «здесь и сейчас» [3]. В контексте реализации моделей индивидуализации подготовки педагогов физической культуры нами выделены нереалистичные и реалистичные экспектации, которые обусловливают темп продвижения студентов в процессе обучения и результат индивидуализации. В наших исследованиях выявлено, что «реалистичные экспектации придают ценность связи прошлое - настоящее - будущее при положительной модальности ожиданий, или обесценивают ее при отрицательной. Уход от реальности,
отрицание прошлого предполагают формирование нереалистических экспектаций, позволяющих планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности» [3].
Третий критерий - ментакогнитивная включенность в деятельность - мы исследовали по опроснику Г. Шроу и Р. Деннисон [8]. Метакогнитивная включенность в деятельность определяется как рефлексивное включение в активность, контроль и управление собственными познавательными процессами. Г. Шроу и Р. Деннисон выделили такие показатели метакогнитивной включенности в деятельность, как «декларируемые знания» «процедурные знания»; «условные знания», «планирование»; «стратегии управления информацией», «контроль компонентов», «структура исправления ошибок», «оценка» как анализ эффективности» [2].
Важность системности рефлексии как четвертого критерия связана с тем фактом, что системная рефлексия является не только ресурсом, способствующим «включению» способности к анализу и самоанализу, но и значимой компетенцией, результатом формирования которой становится мотивация саморазвития и готовность к самообразованию. Уровень развития системной рефлексии мы исследовали, опираясь на теоретические положения Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, которые считают, что «системная рефлексия основана на самодистанцировании». Она «позволяет видеть как саму ситуацию взаимодействия во всех ее аспектах, включая и полюс субъекта, и полюс объекта, так и альтернативные возможности» [7].
Опытно-экспериментальная работа по реализации модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры проводилась с сентября 2023 по июнь 2024 г. на базе кафедры теории и методики физической культуры и спорта Высшей школы физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета г. Челябинска, Россия. В исследовании приняли участие 120 человек в возрасте от 18 до 22 лет. В ходе опытно-экспериментальной работы были сформированы КГ (обучение без применения ИОМ) и ЭГ (обучение с использованием модели индивидуализации). Группы испытуемых (ЭГ, КГ), участвующие в эксперименте, имели одинаковые начальные параметры критериев эффективности реализации модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать вывод о качественном изменении показателей критерия «ценностное отношение к педагогической деятельности». Так, качественные показатели ценностей на уровне нормативных идеалов более стабильны и отражают представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Преобладание
самостоятельности, стимуляции, достижений в профиле нормативных идеалов будущих педагогов физической культуры отражает, с одной стороны, массированную декларацию таких ценностей в СМИ, а с другой, позволяют отметить тенденции к некоформности, готовности к изменениям, что важно для нашей опытно-экспериментальной работы. Однако ценности на уровне индивидуальных приоритетов зависят от внешней среды, например, от группового давления и соотносятся с конкретными поступками человека. Преобладание доброты, самостоятельности и достижения позволяет сделать вывод о значимости социального взаимодействия, социальной компетентности, что определяет содержание ценностных отношений будущих педагогов физической культуры.
После проведения формирующего этапа эксперимента наблюдается качественное изменение показателей по критерию «метакогнитивная включенность в деятельности». В экспериментальной группе после внедрения модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры изменилось количество испытуемых с высокими показателями метакогниивной включенности по сравнению с контрольной группой эксперимента: ЭГ (ф*эмп = 3,46 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). В КГ изменения не являются статистически значимыми (ф*эмп = 1,42 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)). В процессе работы по индивидуальным маршрутам как форме индивидуализации подготовки педагогов физической культуры «метавключенные» студенты проявили в учебной деятельности большую настойчивость в планировании, осознанность в освоении процедурных знаний структуре исправления ошибок.
Создание ситуации рефлексивности в процессе индивидуализации подготовки педагогов физической культуры стимулирует развитие флексибильности и дивергентности мышления педагогов физической культуры, так как «несистемное» рефлексирование, по мнению Д.А. Леонтьева, А.Н. Осина, обусловливает «негативные эффекты» рефлексии: «квазиреклексию» и «интроспекцию в формах излишнего самокопания» [7]. Поэтому в результате внедрения модели индивидуализации отмечены изменения показателей системной рефлексии в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (ф*эмп = 2,34 при ф*кр = 1,64 (р< 0,05) и ф*кр = 2,31 (р< 0,01)).
Результаты формирующего эксперимента показывают изменение критерия «реалистичность экспектаций». В частности, в ЭГ выявлено уменьшение количества респондентов, показавших нереалистичность экспектаций. Статистически значимые различия (р< 0,01) по показателю «реалистичность экспектаций» выявлены между КГ и ЭГ (ф*эмп = 2,78, при ф*кр = 1,64 (р< 0,0 5) и 2,31 (р< 0,01)). Следовательно, «сопряженная система взаимных вероятностных прогнозов влияет на развитие социальной жизни. Так, реалистичность экспектаций создает основы для творчества человека, позволяют
сформировать механизмы передачи накопленного опыта, что служит основой цивилизации, культуры и т.д., следовательно, осуществляя свои действия, человек учитывает реакцию других, сознательно ориентируется на принятые в сообществе ценности, нормы, принципы, законы и обладает способностью к саморазвитию» [3, с. 120]. Таким образом, реалистичные экспектации будущих педагогов обусловливают вероятностный прогноз успешности-неуспешности, значимости-незначимости.
Таким образом, выделенные нами критерии реализации модели индивидуализации подготовки будущих педагогов физической культуры позволяют объяснить схему индивидуализации в процессе обучения. Данный подход является перспективным для проектирования моделей подготовки будущих педагогов, соответствующих новым социально-экономическим реалиям.
Заключение
Индивидуализация, как процесс становления личности, как результат развития педагогических компетенций, как методологический принцип подготовки педагогов становится значимой моделью инновационных трансформаций системы высшего педагогического образования [5]. Необходимым условием индивидуализации является формирование системной рефлексии процесса обучения в вузе, а также способности к самоанализу на основе реалистичных экспектаций и метакогнитивной включенности в деятельность. Критерии реализации модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры соответствуют перспективным моделям управления качеством высшего образования и «отражают динамику процесса профессиональной подготовки на нескольких уровнях реальности одновременно, создавая особое холистическое пространство» [3]. Внедрение модели индивидуализации подготовки педагогов физической культуры соответствует гуманистической парадигме в современном вузе и обогащает дидактику высшей школы целями и смыслами «осознанных» компетенций, что позволяет преодолеть стереотипность в формах и метолах обучения. Индивидуализация как «мягкая» модель управления подготовкой педагогов обеспечивает восприимчивость наставничества не только как формы адаптации педагогов физической культуры к процессу обучения на первом курсе, но и перспективной модели сопровождения профессионального развития педагога, в целом. Таким образом, индивидуализация образования необходима для преодоления сложившихся в образовании стереотипных форм взаимодействия, устоявшихся способов формирования компетенций. Поэтому, учитывая актуальные проблемы высшего образования, необходимо обогащать методологию подготовки педагогов физической культуры моделями индвидуализации.
Список литературы
1. Бурлакова Т.В. Принципы индивидуализации профессиональной подготовки будущих учителей. Ярославский педагогический вестник. 2008; 4 (57): 40-44
2. Дорохова Т.С. Ментальный подход как основание развития самопознания студентов на примере изучения истории социальной педагогики. Педагогическое образование в России. 2013; 2: 49-53.
3. Жабаков В.Е., Макаренко В.Г. Управление экспектациями как фактор повышения качества подготовки студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 59 (3): 279-282.
4. Зарипова Е.И. Технология динамического обучения в аспекте индивидуализации образовательного процесса магистратуры. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017; 1(21): 82-86.
5. Кениспаев Ж.К., Чуприянова О.М. Индивидуальный образовательный маршрут молодого педагога как основа профессионального роста. Общество: социология, психология, педагогика. 2021; 10(90): 82-86.
6. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002; 2(3): 79-90.
7. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014; 11 (4): 110-135.
8. Перикова Е.И., Бызова В.М. Факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность». Культурно-историческая психология. 2022; 18 (2): 116-126.
9. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012; 9(1): 43-70.
References
1. Burlakova T.V. Principles of future teachers’ professional training individualization. Yaroslavl’skijpedagogicheskij vestnik. 2008; 4 (57): 40-44 [In Russ.]
2. Dorokhova, T. S. The mental approach as the basis for the development of students' selfknowledge by the example of studying the history of social pedagogy. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; 2: 49-53 [In Russ.].
3. Zhabakov V. E., Makarenko V. G. Experience management as a factor in improving the quality of pedagogical university students’ training. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; 59 (3): 279-282 [In Russ.].
4. Zaripova E. I. Technology of dynamic learning in the aspect of the master's degree educational process individualization. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa I informacionnyh tehnologij. 2017; 1(21): 82-86 [In Russ.].
5. Kenispaev Zh. K., O.M. Chupriyanova The individual educational route of a young teacher as a basis for professional growth. Obchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2021; 10(90): 82-86 [In Russ.].
6. Labunskaya N. A. Individual educational route of a student: approaches to the disclosure of the concept. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.I. Gertsena. 2002; 2(3): 79-90 [In Russ.].
7. Leontiev D. A., Osin E. N. Reflection "good" and "bad": from an explanatory model to differential diagnosis. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2014; 11 (4): 110-135 [In Russ.].
8. Perikova E. I., V.M. Byzova Factor structure of the Russian version of the questionnaire "Metacognitive involvement in activity". Kul’turno-istoricheskayapsihologiya. 2022; 18(2): 116126 [In Russ.].
9. Schwartz Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. The refined theory of basic individual values: application in Russia Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2012; 9(1): 43-70 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2024
Жабаков Владислав Ермекбаевич - кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, дом 69, e-mail: [email protected]