Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ ПРОГРЕССА В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНА: ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ'

ИНДИКАТОРЫ ПРОГРЕССА В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНА: ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лобкова Е.В., Ки-Юан А.А.

Региональные стратегии в области цифровой трансформации поставили ряд серьезных задач перед органами власти субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это активизация разработки и внедрения конкурентоспособных отечественных программных средств, сервисов и платформенных решений, рост уровня независимости информационной инфраструктуры региона и страны в целом, безопасности цифрового пространства. Акцент в процессе разработки и реализации проектов цифровой трансформации делается на повышении качества жизни населения и уровня благосостояния граждан. Приоритетным направлением считается рост качества и доступности государственных и муниципальных услуг гражданам и субъектам бизнеса. Успех цифровой трансформации зависит от оценки промежуточных результатов реализации этого процесса. Поступательные меры по корректировке проектов мероприятий и их целевых индикаторов с учетом зафиксированных фактов отклонения полученных результатов от желаемых необходимы для интенсификации и роста эффективности трансформационных процессов. В статье предлагается подход к формированию методического инструментария оценки индикаторов прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона. Получены соответствующие оценки для Красноярского края, являющиеся промежуточными контрольными точками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF PROGRESS IN ACHIEVING THE STRATEGIC OBJECTIVES OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF KEY SECTORS OF THE REGION: ASSESSMENT OF INTERMEDIATE RESULTS

Regional strategies for digital transformation have set a number of serious challenges for the authorities of the constituent entities of the Russian Federation. First of all, it is intensification of development and introduction of competitive domestic software, services and platform solutions, growth of level of independence of information infrastructure of the region and the country as a whole, security of digital space. The development and implementation of digital transformation projects focus on improving the quality of life of the population and the well-being of citizens. The priority is to increase the quality and accessibility of state and municipal services to citizens and business entities. The success of the digital transformation depends on an assessment of the intermediate results of the implementation of this process. Progressive measures to adjust the draft measures and their target indicators, taking into account the recorded facts of deviation of the obtained results from the desired ones, are necessary to intensify and increase the efficiency of transformation processes. The article offers an approach to formation of methodical tools of assessment of indicators of progress in achieving the strategic goals of digital transformation of key sectors of the region. Corresponding estimates for the Krasnoyarsk Krai, which are intermediate control points, have been obtained.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ ПРОГРЕССА В ДОСТИЖЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНА: ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(3): 428-441

EDN: JHLCYD УДК 338.22

Indicators of Progress in Achieving the Strategic Objectives of the Digital Transformation of Key Sectors of the Region: Assessment of Intermediate Results

Elena V. Lobkova* and Alina A. Ki-Yuan

Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation

Received 27.12.2022, received in revised form 15.01.2023, accepted 20.01.2023

Abstract. Regional strategies for digital transformation have set a number of serious challenges for the authorities of the constituent entities of the Russian Federation. First of all, it is intensification of development and introduction of competitive domestic software, services and platform solutions, growth of level of independence of information infrastructure of the region and the country as a whole, security of digital space. The development and implementation of digital transformation projects focus on improving the quality of life of the population and the well-being of citizens. The priority is to increase the quality and accessibility of state and municipal services to citizens and business entities. The success of the digital transformation depends on an assessment of the intermediate results of the implementation of this process. Progressive measures to adjust the draft measures and their target indicators, taking into account the recorded facts of deviation of the obtained results from the desired ones, are necessary to intensify and increase the efficiency of transformation processes. The article offers an approach to formation of methodical tools of assessment of indicators of progress in achieving the strategic goals of digital transformation of key sectors of the region. Corresponding estimates for the Krasnoyarsk Krai, which are intermediate control points, have been obtained.

Keywords: digital transformation strategy, key sectors of the economy, social sphere and public administration, regional development, efficiency of project implementation, digitalization.

The article was prepared within the framework of the project «Development of a methodology to assess the effectiveness of the implementation of strategic directions of digital transformation of key sectors of the economy, social sphere and public administration of the Russian Federation (using Krasnoyarsk region as an example)», supported by the Krasnoyarsk Regional Fund for Scientific and Technological Activities within the regional contest «Competition of applied research and innovative development projects for development and innovation of the Krasnoyarsk region».

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: elenavalerin@yandeх.ru, kiyuan@inbox.ru ORCID: 0000-0003-2804-3427 (Lobkova); 0000-0001-9897-9082 (Ki-Yuan)

The authors are grateful to the project supervisor, head of the sectoral information projects of the Krasnoyarsk Krai Ministry of Digital Development A. S. Kopeeeva for the materials provided to assess the implementation of the Krasnoyarsk Krai digital transformation strategy.

Research area: economics.

Citation: Lobkova E. V., Ki-Yuan A. Indicators of progress in achieving the strategic objectives of the digital transformation of key sectors of the region: assessment of intermediate results. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci., 2023, 16(3), 428-441. EDN: JHLCYD

Индикаторы прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона: оценка промежуточных результатов

Е. В. Лобкова, А.А. Ки-Юан

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск

Аннотация. Региональные стратегии в области цифровой трансформации поставили ряд серьезных задач перед органами власти субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это активизация разработки и внедрения конкурентоспособных отечественных программных средств, сервисов и платформенных решений, рост уровня независимости информационной инфраструктуры региона и страны в целом, безопасности цифрового пространства. Акцент в процессе разработки и реализации проектов цифровой трансформации делается на повышении качества жизни населения и уровня благосостояния граждан. Приоритетным направлением считается рост качества и доступности государственных и муниципальных услуг гражданам и субъектам бизнеса. Успех цифровой трансформации зависит от оценки промежуточных результатов реализации этого процесса. Поступательные меры по корректировке проектов мероприятий и их целевых индикаторов с учетом зафиксированных фактов отклонения полученных результатов от желаемых необходимы для интенсификации и роста эффективности трансформационных процессов. В статье предлагается подход к формированию методического инструментария оценки индикаторов прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона. Получены соответствующие оценки для Красноярского края, являющиеся промежуточными контрольными точками.

Ключевые слова: стратегия цифровой трансформации, ключевые отрасли экономики, социальной сферы и государственного управления, региональное развитие, эффективность реализации проектов, цифровизация.

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка методики оценки эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)»,

поддержанного Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках регионального конкурса «Конкурс проектов прикладных научных исследований и инновационных разработок в интересах развития Красноярского края» по приоритетным темам, представленным органами государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.

Авторы выражают благодарность куратору проекта, руководителю сектора отраслевых информационных проектов Министерства цифрового развития Красноярского края А. С. Копеевой за предоставленные материалы для проведения оценки по показателям реализации стратегии в области цифровой трансформации Красноярского края.

Научная специальность: 08.00.00 - экономические науки.

Цитирование: Лобкова Е. В., Ки-Юан А. А. Индикаторы прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона: оценка промежуточных результатов. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(3), 428-441. EDN: ХНЬСУВ

Введение

Цифровая экономика предоставляет большие возможности для социально-экономического развития любого государства. Современные технологии позволяют создать высокотехнологичные цифровые решения для отраслей и субъектов экономики. Цифровизация способствует минимизации человеческого фактора, автоматизирует рутинные процессы и помогает принимать важные управленческие решения на основе анализа больших данных. Развитие информационных технологий на государственном уровне является важным шагом для экономического роста страны.

Процесс использования цифровых технологий ориентирован на достижение ряда важнейших эффектов в социально-экономической плоскости: рост качества жизни населения через совершенствование процедур оказания государственных и муниципальных услуг; оптимизация бизнес-процессов в направлении сокращения затрат и упрощения процедур взаимодействия, в том числе с органами власти; повышение эффективности деятельности и открытости органов власти и т.д.

Определение цифровой трансформации сформулировано в документах Всемирного Банка (доклад Всемирного Банка

о развитии цифровой экономики в России «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации», сентябрь 2018 г.)1, в положениях OECD (2019 г.)2, в докладе НИУ ВШЭ «Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты» (2021 г.).

В эволюции указанного процесса можно отследить три этапа и три связанных с ними термина: переход от традиционных носителей информации (бумажных) к цифровым - оцифровка данных; переход к цифровым технологиям взаимодействия субъектов экономики и социальной сферы - цифровизация (новые методы и инструменты ведения бизнеса, управления и общения); переход к новым формам ведения бизнеса, управления и взаимодействия, основанным на инновационных идеях IT-сектора (цифровая трансформация). Указанные три этапа развития информационного общества охватывают довольно большое многообразие явлений и процессов, результативность реализации которых принято оценивать в рамках термина «цифровая зрелость». Сферы жизни общества

1 https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/han-dle/10986/30584/AUS 0000158-RU.pdf

2 Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi. org/10.1787/9789264311992-en.

и отрасли экономики с разной скоростью включаются в эти процессы, демонстрируя разную степень заинтересованности в них и успешности результатов.

Авторами (Gorbach et al., 2021) выделяется следующая траектория достижения цифровой зрелости экономической системы в рамках процесса цифровой трансформации: цифровая грамотность, цифровое доверие, цифровая готовность и цифровая зрелость.

В настоящей статье предложена к применению разработанная последовательность оценочных процедур, позволяющих получить сводную интегральную характеристику эффективности реализации проектов цифровой трансформации субъектов РФ. Получены оценки для ключевых отраслей Красноярского края на основании разработанной методики и данных, предоставленных Министерством цифрового развития Красноярского края. Перспективным направлением продолжения исследования является корректировка стратегических планов и актуализация региональных проектов исходя из наработанного опыта цифровизации и адекватных оценок успехов и неудач в этом процессе.

Ключевые аспекты цифровой трансформации социально-экономических систем

ИКТ-трансформация экономики и социальной сферы интегрирует значительное число субъектов отношений и позволяет им взаимодействовать практически с нулевыми транзакционными издержками. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы информационной безопасности и эффективности коммуникативных платформ. «Внутренняя» цифровизация организаций (внедрение и применение информационных технологий во внутренней среде организаций) также ускоряет течение технологических, управленческих и обеспечивающих процессов, оптимизируя их в том числе по затратам и снижая «человеческий фактор».

В общем случае процессы цифровиза-ции и цифровой трансформации направле-

ны на повышение оперативности, эффективности и прозрачности взаимодействия субъектов национальной и глобальной экономик. Более восприимчивы к цифровиза-ции сектора финансовых услуг, образования и науки, государственного управления, высокотехнологичные отрасли реального сектора. Более консервативными отраслями являются сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, строительство, ряд отраслей промышленности.

Наблюдаются и негативные моменты. Исследования влияния процесса цифро-визации экономики и социальной сферы на различные аспекты жизни общества в авторских работах затрагивают также выявление и систематизацию проблем, возникающих на фоне расширения применения цифровых технологий и незащищенности отдельных аспектов ведения бизнеса и общественной жизни.

Авторы (Spivakovskyy et al., 2021) выделяют преимущества и недостатки функционирования бизнеса и жизни общества в условиях цифровой экономики, акцентируя внимание на системных, структурных и отраслевых проблемах этого процесса. Наиболее остро стоящими они считают проблемы «цифрового неравенства», отсутствия минимальной базы навыков и возможностей использования цифровых технологий у населения и отдельных представителей бизнеса, изменения на рынке труда, происходящие по причине утраты потребности и значимости ряда специальностей работников, промышленный шпионаж, манипулирование личными данными. В качестве инструмента мониторинга развития цифрового общества авторы предлагают индекс сетевой готовности. Практическую значимость своего исследования авторы сводят к разработке механизма сглаживания влияния цифровой трансформации на экономическую безопасность государства.

Авторы (Popov et al., 2018) в рамках своего исследования, посвященного систематизации вызовов и угроз экономической безопасности, выделили в качестве приоритетной задачи - прогнозирование рисков всеобщей цифровизации. К особенностям

развития цифровой экономики они относят интеллектуальные активы, повышение актуальности данных, управление сетями, широкое проникновение Интернета и глобальный обмен данными.

В работе (Mamatelashvili et al., 2021) сформулированы преимущества цифровой экономики (сокращение расходов, повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, снижение коррупции, открытость процессов взаимодействия, снижение рисков ошибочных действий) и угрозы, которые несут процессы цифро-визации (доступ к информации неограниченного круга лиц и, как следствие, рост рисков мошенничества и неправомерного использования данных; рост безработицы на фоне сокращения рабочих мест или исчезновения ряда профессий). Таким образом, возникает целый комплекс особенностей цифровой экономики, которые, с одной стороны, оказывают положительное влияние на социально-экономические условия, а с другой - несут новые угрозы и повышают имеющиеся риски снижения уровня экономической безопасности территорий и государства в целом.

Неоднозначное влияние цифровой трансформации экономики на безопасность исследуется и доказывается многими авторами, также имеются количественные оценки этого влияния (Dzobelova et al., 2019; Kirishchieva et al, 2021; Korotkova et al., 2020; Plotnikov et al., 2020; Popov et al., 2018; Vlasov et al., 2020; Edronova et al., 2021).

Актуальные тенденции цифровиза-ции сферы государственного управления, системы взаимоотношений субъектов бизнеса между собой и с потребителями, социальной сферы и всего экономического пространства влекут за собой ряд важнейших изменений, от качественной трансформации систем взаимодействия до нарастания угроз экономической безопасности участников процесса и целых территорий. При росте уровня оптимизации и скорости решения различных коммуникативных, операционных, функциональных и управленческих задач повышается также частота и вероятность реализации угроз и рисков,

имеющих место в традиционных условиях, а также новых, возникающих на фоне обширной цифровизации жизни общества.

Основные достижения, проблемы и тенденции цифровой трансформации отраслей и сфер Красноярского края

Утвержденная 26 августа 2021 года «Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Красноярского края» (сроком реализации до 2024 г. включительно) предполагает внедрение технологий методов обработки больших объемов данных, искусственного интеллекта, платформенных решений, интернета вещей и индустриального интернета. Расширенный перечень стратегических задач включает: повышение уровня «цифровой зрелости» отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления региона; обеспечение информационной безопасности; устранение цифрового неравенства в регионе; подготовку высококвалифицированных кадров в области информационно-коммуникационных технологий; повышение уровня удовлетворенности граждан качеством госуслуг в электронном виде.

Красноярский край в дополнение к основным направлениям цифровой трансформации (образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт, государственное управление, социальная сфера) включил отрасли промышленности, экологии и природопользования, сельского хозяйства и строительства. Общая численность проектов цифровой трансформации отраслей Красноярского края в планах стратегии составила 66 проектов: из них 37 - рекомендованы федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и 29 -разработаны регионом. В структуре проектов из 121 целевого показателя развития отраслей в направлении их трансформации 88 индикаторов относятся к рекомендованным ФОИВ. В последующей оценке эффективности реализации стратегии цифровой

трансформации Красноярского края такие целевые показатели (индикаторы) будут учтены с повышающим коэффициентом значимости как приоритетные в части обязательности достижения к установленному сроку.

К основным «прорывным» проектам стратегии края министерство цифрового развития региона относит:

- межведомственный ситуационно-аналитический центр (для обеспечения межведомственного взаимодействия и информационно-аналитической поддержки ОИВ края по решению вопросов социально-экономического развития) (проект отрасли «Государственное управление»);

- создание флота беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) (проект отрасли «Экология и природопользование» для мониторинга лесных пожаров и лесо-нарушений, планировалось к концу 2022 г. обеспечить БПЛА 7 % лесничеств, к концу 2023 г.- 33 %, к сроку завершения реализации Стратегии - 100 % в 2024 г.);

- создание единой интеллектуальной транспортной системы с применением искусственного интеллекта (проект отрасли «Транспорт и логистика» для обеспечения безопасности дорожного движения, повышения мобильности и комфортности для водителей и пассажиров, максимизации показателей использования дорожной сети);

- систему оперативного управления муниципальными образованиями (ГИС «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-

ГУ»);

- систему автоматизации документооборота и межведомственного взаимодействия («Енисей-СЭД», планируется к началу 2023 г. подключить к системе 11 % ОМСУ, к концу 2023 г.- 55 %, к концу 2024 г.- 100 % МСУ).

В 2021 г. был введен в эксплуатацию ведомственный центр «ГосСОПКА» - центр мониторинга и обеспечения безопасности инфраструктуры электронного правительства Красноярского края и более чем 450 значимых государственных информационных объектов региона.

В течение 2021 г. было приобретено 12 076 лицензий отечественных антивирусных средств защиты информации. В рамках реализации мер государственной поддержки цифровизации малого и среднего бизнеса (приобретение отечественного программного обеспечения (ПО) с 50 %-ым государственным софинансированием) в 2021 г. предпринимателями края было приобретено 2 424 лицензии на отечественное ПО.

Регион участвует в федеральной программе «Устранение цифрового неравенства» (УЦН 2.0). В программе по обеспечению населенных пунктов мобильной связью и Интернетом в 2021 г. участвовали 27 населенных пунктов Красноярского края, в 2022 г.- 53.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ ввело показатель «Цифровая зрелость» (разработало и утвердило методику расчета, в том числе вносились изменения), обязательный для мониторинга по пяти отраслям экономики и социальной сферы: образование, здравоохранение, городское хозяйство и строительство, государственное управление, общественный транспорт.

В 2021 г. показатель «Цифровая зрелость» Красноярского края превысил 50 % (5,1 балла из 10) - 32 место среди регионов России (самая высокая позиция у региона по категории «Общественный транспорт» -22 место (69 %) среди всех регионов). Плановое значение показателя региона к концу 2022 г.- 56,9 % (5,69 баллов) (табл. 1).

В течение 2021 г. осуществлялся постепенный перевод государственных цифровых ресурсов на российские операционные системы «Альт» (разработчик - Базальт СПО (БисАиГ), г. Москва). На базе ОС «Альт» работает Государственная информационная система (ГИС) «Енисей-СЭД», обеспечивающая документооборот в органах исполнительной власти и государственных учреждениях края и его городов. Осуществляется переход региональной системы межведомственного электронного взаимодействия «Енисей-ГУ» на указанную ОС.

Таблица 1. Показатель «Цифровая зрелость» отраслей Красноярского края Table 1. Indicator «Digital maturity» of Krasnoyarsk Krai

Отрасль 2 кв. 2021 г. 3 кв. 2021 г. 2021 г. 4 кв. 2022 г. (предв арительные данные)

Общественный транспорт 3,4 4,6 6,9 7,2

Образование (общее) 5,6 6,9

Здравоохранение 3,2 5,7

Государственное управление 4,1 5,2

Городское хозяйство и строительство 5,5 5,4

Общий балл 5,1 6,1

Источник: данные Министерства цифрового развития Красноярского края

30 августа 2022 г. была утверждена новая редакция стратегии в области цифровой трансформации Красноярского края. Количество ключевых отраслей увеличено с десяти до двенадцати, при этом отрасль промышленности исключена, но введена отрасль «Торговля и предпринимательство». В тексте стратегии прописаны две новые приоритетные отрасли - «Безопасность» и «Физическая культура и спорт».

Нововведения также коснулись общего запланированного количества проектов и целевых индикаторов, в том числе для тех отраслей, которые были включены в обе редакции текста стратегии. Заметно сократилось число рекомендованных федеральными органами власти проектов, включенных в региональный документ. Коррекции подвергся раздел «Связь с показателями национальных целей». Обусловлены указанные изменения достижением ряда целей, пересмотром приоритетов цифровой трансформации на региональном уровне и исключением из документа соответствующих проектов.

Индикаторы эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления

Предлагаемая авторами настоящей статьи методика разработана в целях определения уровня эффективности реализации

стратегических направлений цифровой трансформации ключевых отраслей субъекта Российской Федерации. Последовательность оценочных процедур включает порядок определения пяти индикаторов достижения критериев эффективности цифровой трансформации (показатели Пх-П5) и интегральную оценку (I) с учетом весовых коэффициентов критериев (для показателей П) оценки (К) и баллов за достижение результатов по критерию (Scorep) (табл. 2).

Оценка выполнения запланированных проектов (ООВП) по ключевым отраслям стратегии субъекта РФ (Пх) осуществляется по формуле (1):

оовп = \^свп,

Кр • Scoreр,

(1)

где СВП. — уровень выполнения мероприятий по проектам в рамках /-й отрасли, который рассчитывается по формуле (2):

СИП, =

УВП, ОЧП,

(2)

где ОЧП. — общее количество проектов, запланированных в отчетном году по стратегическим целям цифровизации /-й отрасли; УВП. — уровень выполнения проектов в рамках /-й отрасли, который оценивается по формуле (3):

увп, =

(3)

Таблица 2. Распределение баллов и оценок по критериям Table 2. Distribution of points and grades by criteria

Показатель Диапазон значений (баллы)

Низкий уровень Средний уровень Выше среднего Высокий уровень

П1 0 < П1 < 16 16 < П1 < 21,33 21,33 < П1 < 24 24 < П1 < 26,67

П2 0 < П2 < 12 12 < П2 < 16 16 < П2 < 18 18 < П2 < 20

П3 0 < П< 20 20 < П3 < 26,67 26,67 < П3 < 30 30 < П3 < 33,33

П4 0 < П4 < 8 8 < П4 < 10,67 10,67 < П4 < 12 12 < П4 < 13,33

П5 0 < П5 < 4 4 < П5 < 5,33 5,33 < П5 < 6 6 < П5 < 6,67

I 0 < I < 60 60 < I < 80 80 < I < 90 90 < I < 100

Источник: составлено авторами

где Ч — количество выполненных проектов в рамках 7-й отрасли (ед.); к1 - средний уровень выполнения запланированных проектов по /'-й отрасли (%), который оценивается по формуле (4):

к, =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и=1

т

(4)

где kj. — уровень выполнения]-то проекта (уровень достижения отдельных параметров проекта за отчетный год) в рамках /-й отрасли (%); / = 1, ..., п — номер отрасли цифровой трансформации субъекта РФ; у = 1, ..., т — номер выполненного проекта по отрасли.

Количественная оценка достижения целевых индикаторов (КОДЦИ^ по ключевым отраслям субъекта РФ (суммарная, показатель П2) производится по формуле (5):

кодциЕ = ^кодциг

■ КР ■ Scoreр,

(5)

где кодци. — количественная оценка достижения целевых индикаторов по /-й отрасли, рассчитывается по формуле (6):

кодци, =

fквци,

пь

(6)

где КВЦИ.. — количество выполненных (достигнутых) целевых индикаторов в рамках у-го проекта /-й отрасли;

КЗЦИ .. — количество запланированных целевых индикаторов в рамках у'-го проекта /-й отрасли; т. — количество выполненных проектов по /-й отрасли; / = 1, ..., п — номер отрасли цифровой трансформации субъекта РФ;' = 1, ..., т — номер выполненного проекта по отрасли.

Соотношение фактического уровня достижения целевых индикаторов с плановыми показателями развития отрасли цифровой трансформации (офудцих — показатель П3) определяется по формуле (7):

• Кр- Scoreр, (7)

офудци^=\^УФДЦИ,

где УФДЦИ — уровень фактического достижения целевого индикатора /-й отрасли, оценивается по формуле (8):

£(офудций

уфдци t =

' Sih)

к

(8)

где g.h — весовой коэффициент Н-го целевого индикатора /-й отрасли, принимаемый равным 1,5 для целевых индикаторов, рекомендованных ФОИВ, и 1 — для целевых индикаторов, разработанных РОИВ;

ОФУДЦИ Н — оценка фактического (текущего) уровня достижения Н-го целевого индикатора стратегической цели /-й отрасли, производится по формуле (9):

ФЩИА

офудци,h =

пзци„

(9)

где ФЗЦИк — фактическое (текущее) значение целевого показателя (индикатора) цифрови-зации i-й отрасли; ПЗЦИк - плановое значение целевого индикатора цифровизации i-й отрасли; к. — номер целевого индикатора i-й отрасли; i = 1, ..., n — номер отрасли цифровой трансформации субъекта РФ; j = 1, ..., m — номер выполненного проекта по отрасли.

Совокупная оценка значимости реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей субъекта РФ для достижения показателей национальных целей (СОЗНЦ, показатель П4) производится по формуле (10):

СОЗНЦ = УВПнц ■ Кр ■ Scoreр, (10)

где УВПнц — уровень выполнения проектов региональной стратегии, ориентированных на достижение национальных целей, вычисляется по формуле (11):

УВПнц =

Чнц

100

(11)

где Чнц — количество выполненных проектов цифровой трансформации отраслей региона, ориентированных на достижение национальных стратегических целей (ед.); — средний уровень выполнения запланированных проектов в отчетном году, вычисляется по формуле (12):

г, =

I'

j=i

1

(12)

где r — уровень выполнения j-го проекта

%), ориентированного на достижение национальных целей; I — количество выполненных проектов, ориентированных на достижение национальных целей; / = 1, ..., п — номер отрасли цифровой трансформации субъекта РФ; j = 1, ..., т — номер выполненного проекта по отрасли.

Суммарная оценка соответствия целевых индикаторов проектов отраслей стратегии наиболее вероятному уровню достижения показателей (ОСВУципоказатель П5) производится по формуле (13):

где ОСВУци. — оценка соответствия целевых индикаторов /-й отрасли наиболее вероятному уровню достижения показателей. Показатель по отрасли рассчитывается по формуле (14):

£ссциИ

ОСВУци ih =

/7=1

h,

(14)

где ССЦИк — степень соответствия И-го целевого индикатора /-й отрасли наиболее вероятному его значению; И. — количество целевых индикаторов /-й отрасли.

Степень соответствия И-го целевого индикатора наиболее вероятному его значению оценивается следующим образом (по формулам (15) и (16):

ССЦИЬ

ЦИП

ЦИ,

(15)

еероят

если ци занижен по сравнению с ци

' план 1 ' вероят

(ЦИ < ЦИ ),

v ' план ' вероят7

ССЦИh =

ЦИ

т вероят

ЦИплан

(16)

если ци завышен по сравнению с ци

' план 1 ' вероят

(ЦИ > ЦИ ),

4 ' план ' вероят'7

где ЦИ - плановое значение показателя

' план

развития отрасли цифровой трансформации (целевого индикатора); при соответствии планового значения показателя наиболее вероятному значению целевого индикатора ссцик принимается равным 1 (ЦИ = ЦИ );

А А 4 ' план ' верояту 7

ЦИ - наиболее вероятное значение по' вероят А

казателя развития отрасли цифровой трансформации (целевого индикатора), которое рассчитывается по формуле (17):

ЦИв

^^инерц ^^вар

(17)

где Иинерц - инерционный тренд показателя, значение индикатора развития отрасли, вычисляемое по формуле (18):

,

инерц

(18)

ОСВУци у =

V ¿=1

^ОСВУций -Кр ■ Scoreр, (13)

где и-1 - значение показателя в предыдущий отчетный период (--1); А( - прирост значения

показателя за отчетный период с учетом инерционного тренда (прирост, равный динамике предыдущих периодов наблюдения); Ивар -вариативное значение показателя, значение индикатора развития отрасли, вычисляемое по формуле (19):

Ивар=И,_1+^п (19)

где И 1 - значение показателя в предыдущий отчетный период (/-Л; А' - максимальный прирост значения показателя за отчетный период (максимальное прогнозное значение прироста показателя, основанное на динамике предыдущих периодов наблюдения).

Весовой коэффициент критерия оценки (измеряется от 0 до 1, сумма равна 1) Кр рассчитывается по формуле Фишберна (20):

I = П + П + П + П + П

1 2 3 4 5

(21)

,

(20)

где q — количество критериев оценки (в данной методике равно пяти: П, П2, П3, П4, П5); р - порядковый номер критерия в рейтинге по степени важности (равен 1, ..., 5 - максимально д).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Присвоение порядкового номера критерия (ранжирование по степени важности) осуществляется на усмотрение лица, проводящего оценку. Наиболее предпочтительной является оценка степени важности критериев по результатам экспертной оценки органами исполнительной власти, непосредственно занимающимися реализацией проектов мероприятий цифровой трансформации экономики и социальной сферы (отраслевые министерства и ведомства).

В табл. 3 приведен один из вариантов ранжирования критериев и результат расчета весовых коэффициентов исходя из присвоенных значений.

Необходимость введения балльных оценок обусловлена требованием приведения получаемых численных значений по критериям к единой шкале измерения, в том числе для обеспечения возможности дальнейшего суммирования.

Количественная интегральная оценка эффективности реализации стратегии производится по формуле (21):

В значениях расчетных показателей Пр уже учтены весовые коэффициенты значимости выбранных критериев оценки и баллы, присваиваемые за достижение результата по критерию. Качественная оценка полученных результатов по критериям и интегральному значению производится в соответствии с табл. 2 и включает оценки: «низкий уровень», «средний уровень», «выше среднего» и «высокий уровень» эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей.

Предварительная оценка эффективности внедрения региональной стратегии в области цифровой трансформации отраслей и сфер Красноярского края

По состоянию на момент подготовки данной статьи имелась возможность провести предварительную (по состоянию на ноябрь 2022 г.) оценку по причине временного фактора: первый отчетный год в рамках региональной стратегии - 2022 г. и, соответственно, первые результаты осуществления проектов можно оценивать по итогам 2022 г., а именно в 2023 г.

С использованием предложенного алгоритма и разработанного программного продукта, полученного в рамках выполнения работ по проектированию пользовательского интерфейса системы обработки данных, была решена задача оценки индикаторов эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Красноярского края (выходные параметры) на основании набора статистических, ведомственных и иных показателей (входные параметры оценки). Результаты, представленные в табл. 4, демонстрируют невысокий уровень эффективности по причине объективного характера: данные по многим индикаторам не агрегированы и не систематизированы, не сведены в отчетные показатели.

Таблица 3. Расчет весовых коэффициентов критериев оценки по степени важности, распределение баллов за достижение результата по критерию

Table 3. Calculation of the weights of the criteria for evaluation by degree of importance, distribution of points for achievement by criterion

Критерий Место в рейтинге (p) Весовой коэффициент критерия оценки (Kp) Распределение баллов за достижение результата по критерию (Score )

П1 2 sco^-m

П 3 Scorepl=М

П 1

П 4 Score,„=М

П 5 Score^

Примечание: п - количество отраслей цифровой трансформации субъекта РФ; Чнц - количество проектов (мероприятий) стратегических направлений цифровизации отраслей региона, ориентированных на достижение национальных стратегических целей (ед.); g™¡ш - максимальное значение весового коэффициента Л-го целевого индикатора, принимаемого равным значению, установленному при расчете показателя П3.

Таблица 4. Результаты оценки показателей отраслей по предложенным критериям Table 4. Results of assessment of indicators of industries on the proposed criteria

Отрасль П1 П П3 П П I

Образование и наука О1 0,845 0,792 1,006 0,2762

Здравоохранение 0,894 0,773 1,004 0,6287

Развитие городской среды Оз 0,914 0,800 0,500 0,1667

Транспорт и логистика О4 0,915 0,500 0,930 0,4731

Государственное управление О5 0,919 0,905 0,956 0,5709

Социальная сфера О6 0,823 0,638 0,778 0,5449

Промышленность О7 0,150 0,000 0,625 0,5125

Экология и природопользование О, 0,783 0,799 0,650 0,2936

Сельское хозяйство ОР 0,205 0,375 0,900 0,6906

Строительство О10 0,675 0,500 1,400 0,6364

Максимальный уровень 26,67 20 33,33 13,33 6,67 100

Результат расчетов 19,4998 12,1633 19,4428 8,2 3,1956 69,84

Уровень достижения результата Средний уровень (73,1 %) Средний уровень (60,8 %) Низкий уровень (58,3 %) Средний уровень (61,5 %) Низкий уровень (47,9 %) Средний уровень (69,8 %)

Источник: составлено авторами по результатам собственных расчетов

Полученные оценки показателей развития ключевых отраслей, агрегированные по набору критериев согласно разработанному подходу, демонстрируют преимущественно средний уровень эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации. С учетом особенностей и недостатков используемых данных, указанных выше, можно констатировать ограниченность полученных результатов. Низкий уровень оценок по критериям П3 и П5 обусловлен учетом в указанных индикаторах связанных показателей. Из-за низкого уровня соответствия целевых индикаторов наиболее вероятному (достижимому) значению показателей (П5) наблюдается низкий уровень индикатора П3, рассчитываемого на основании соотношения фактических и плановых показателей достижения целей мероприятий (проектов). Средний уровень оценок по критериям П П2 и П4 (60,873,1 %) сопряжен с неравномерностью полученных значений: высокие результаты по ряду приоритетных отраслей (государственное управление, здравоохранение, образование и наука) и низкие - по остальным сферам (усреднение разноуровневых показателей). Авторами осознается необходимость учета указанного факта, что найдет отражение в развитии предложенного методического подхода в рамках продолжения научного исследования (например, с помощью введения показателей значимости отраслей с точки зрения их приоритетности для региональных органов власти, в том числе с учетом методики расчета показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации).

Список литературы / References

Заключение

Полученные промежуточные результаты оценки эффективности реализации стратегических направлений цифровой трансформации (расчет произведен до момента истечения первого отчетного в рамках стратегии года) имеют несистемный и неполный характер (по причине ранней оценки по состоянию на ноябрь 2022 г., при этом первым отчетным периодом является 2022 г.) и свидетельствуют о необходимости корректировки состава региональных отраслевых проектов и целевых индикаторов стратегии.

Новая редакция текста стратегии в области цифровой трансформации Красноярского края содержит обновленный и расширенный список ключевых отраслей, обновленный состав региональных проектов и целевых показателей по ним. Ряд целевых индикаторов реализации проектов в первоначальной редакции стратегии выполнены в 2022 г. на уровне запланированных значений на будущий период (2023-2024 гг.), преимущественно в сфере государственного управления по проектам перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид, предоставляемых с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ); цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности.

Полученные промежуточные оценки пяти индикаторов прогресса в достижении стратегических целей цифровой трансформации ключевых отраслей региона являют собой базу для корректировки принимаемых решений ответственными за цифровую зрелость региона органами власти.

Abdrakhmanova, G. I., Bykhovsky, K. B., Veselitskaya, N. N., Vishnevsky, K. O., Gochberg, L. M. Digital transformation of industries: starting conditions and priorities. In Reports to XXII international scientific conference on the problems of development and society, Moscow, 13-30 Apr. 2021. M.: Higher School of Economics, 2021, 239 p. (In Russ).

Dobrolyubova, E. I. Evaluating digital government performance using surveys: international literature review and prospects for the future research. In Public Administration Issues, 2022, 5, 152-181. DOI 10.17323/1999-5431-2022-0-5-152-181. (In Russ).

Dzobelova, V. B., Ilaeva, Z. M., Melenchuk, A. S. Information Security Issues in the Age of Digital Economics. In Advances in Economics, Business and Management Research Proceedings of FICEHS 19: First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports. 2019, 14, 227-229.

Edronova, V. N. System of indicators of digital transformation of the Russian Federation. In Economic analysis: theory and practice. 2021, 20, 6 (513), 1085-1103. DOI 10.24891/ea.20.6.1085. (In Russ).

Gorbach, L. A., Shinkevich, M. V., Kushayeva, E. R. Digital maturity as an indicator of transformational processes in the economy. In Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2021, 5(90), 87-96. DOI 10.21295/2223-5639-2021-5-87-96. (In Russ).

Gupta, R., Mutto, S. K., Pal, S. K. Regional E-governance Development Index for Developing Nations. In Digital Government: Research and Practice, 2020, 1 (3), 20, 1-26. DOI: https://doi. org/10.1145/3386163.

Hell, M., Vidacic, S., Garaca, Z. Methodological approach to strategic performance optimization. In Management, 2009,14 (2), 21-42. URL: hrcak.srce.hr/file/74195.

Kirishchieva, I., Skorev, M., Mishchenko, O., Grafova, T. Risks and threats to economic security in the digital economy. In Proceedings of ICEMT 2021: SHS Web of Conferences, 2021, 110 (01028). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111001028.

Korotkova, O. V. Features of ensuring economic security of entrepreneurial activity in the epoch of digital technologies. In Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2020, 7, 53-59. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.71.7053-059. (In Russ).

Mamatelashvili, O., Kulagina, Z. D. Economic Security Of Business In The Digital Economy. In I. V. Kovalev, A. A. Voroshilova, & A. S. Budagov (Eds.). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EPSBS 2021): Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society. European Publisher, 2021, 116, 878-887. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.99.

Measuring the Digital Transformation: A Roadmap for the Future, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264311992-en.

Olczyk, M., Kuc-Czarnecka M. Digital transformation and economic growth - DESI improvement and implementation. In Technological and Economic Development of Economy. 2022, 28 (3), 775-803. DOI: https://doi.org/10.3846/tede.2022.16766.

Plotnikov, A. V., Kursat, D., Hiroko, K. & Mikhailova, S. D. The impact of digital transformation on the economy. In Moscow Economic Journal, 2020, 7, 163-173. DOI: https://doi.org/10.24411/2413-046X-2020-10518. (In Russ).

Popov, E. V. & Semyachkov, K. A. Problems of Economic Security for Digital Society in the Context of Globalization. In Economy of Region, 2018, 14(4), 1088-1101. DOI: https://doi.org/10.17059/2018-4-3. (In Russ).

Qin, B., Qi, S. Digital transformation of urban governance in China: The emergence and evolution of smart cities. In Digital Law Journal, 2021, 2(1), 29-47. DOI 10.38044/2686-9136-2021-2-1-29-47.

Rodrigues, R. R., Alfaro, J. J., Ortiz, A. Quantitative relationships between key performance indicators for supporting decision-making process. In Computers in Industry, 2009, 60 (2), 104-113. DOI: https://doi. org/10.1016/j.compind.2008.09.002.

Spivakovskyy, S., Kochubei, O., Shebanina, O., Sokhatska, O., Yaroshenko, I. & Nych, T. The Impact of Digital Transformation on the Economic Security of Ukraine. In Studies and Applied Economics, 2021, 39(5). DOI: https://doi.org/10.25115/eea.v39i5.5040. (In Russ).

Vlasov, M. V. Digital economy as the main direction of increasing the level of economic security of the region (on the example of the subjects of the Central Federal District of the Russian Federation). In Proceedings of REC-2020: The IV Russian Economic Congress, 2020, 20, 35-49. (In Russ).

Year, A., Arbelaitz, O., Jauregui, O., Muguerza, J. Characterization of e-Government adoption in Europe. In PLoS ONE, 2020. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0231585.

Yefremov, A. A. To form a mechanism to identify and eliminate system legal restrictions of digitaliza-tion of public administration. In Questions of state and municipal management, 2020, 4, 59-83.

Yershov, D. M., Babenko, E. A., Skorodumov, S. V. Usage of interval cause-effect relationship coefficients in the quantitative model of strategic performance. In Croatian Operational Research Review, 2012, 3(1), 176-191. URL: https://hrcak.srce.hr/96814. (In Russ).

Yershov, D. M. Quantitative model of assessment of efficiency of the enterprise strategy. In Electronic magazine « Works of the Moscow Aviation Institute», 2013, 66. (In Russ).

Zhang, W., Zhao, S., Wan, X., Yao Y. Study on the effect of digital economy on high-quality economic development in China. In PLoS ONE, 2021, 16(9). e0257365. DOI: https://doi.org/10.1371/journal. pone.0257365.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.