Научная статья на тему 'Индикаторы определения протестного потенциала молодежи в современной России'

Индикаторы определения протестного потенциала молодежи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2664
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / КОНФИГУРАЦИЯ / МАССОВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ / INDICATORS / CONFIGURATION / YOUTH / PROTEST POTENTIAL / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайличенко Дмитрий Георгиевич, Фазлыев Аскар Асхатович, Абдрахманов Данияр Мавлиярович, Киреева Наталья Николаевна

Протестный потенциал молодежи – значимый феномен общественно-политической жизни современной России. В статье выявляются индикаторы, позволяющие диагностировать протестный потенциал молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF DETERMINATION OF PROTEST POTENTIAL YOUTH IN MODERN RUSSIA

Protest potential of youth is a significant phenomenon of political life of modern Russia. The article identifies indicators to diagnose the protest potential of young people.

Текст научной работы на тему «Индикаторы определения протестного потенциала молодежи в современной России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). Философия. Социология. Культурология. Вып. 31. С. 47-49.

Д. Г. Михайличенко, А. А. Фазлыев, Д. М. Абдрахманов, Н. Н. Киреева

ИНДИКАТОРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-13-02016 «Динамика порогового значения технологий массовой манипуляции в конструировании протестного потенциала молодежи Республики Башкортостан».

Протестный потенциал молодежи - значимый феномен общественно-политической жизни современной России. В статье выявляются индикаторы, позволяющие диагностировать протестный потенциал молодежи

Ключевые слова: индикаторы, конфигурация, массовое манипулирование, молодежь, протестный потенциал, студенты.

Молодежь является наиболее восприимчивой к динамично меняющейся среде социально-демографической группой, чутко реагирующей на проявления несправедливости со стороны различных структур. По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2012 г. население Российской Федерации составляло 143,1 млн человек, из них к молодежи отнесено 42674431 человек (29,8 % от населения страны)1.

Неотъемлемым элементом развития молодежи является социализация, в ходе которой эта социально-демографическая группа преодолевает положение уже не являющихся детьми, но еще не имеющих полного статуса взрослых людей. Такое положение определяет готовность, и даже склонность, к изменениям, что, в свою очередь, представляет возможность для правящих элит подавлять, мобилизовывать или интегрировать2 в политические конфигурации представителей этой социально-демографической группы.

Политическая социализация российской молодежи сводится к усвоению имеющихся и формированию новых ценностей, норм, этосов поведения и паттернов культуры, необходимых для адаптации и трансформации сложившихся, а также формирующихся конфигураций посредством участия в различных видах общественно-политической деятельности, одной из которых является протест.

Протест - это всегда ответ, реакция. В качестве ресурса для протестных действий могут быть использованы любые средства (физические, психические, интеллектуальные и т. д.). Протест - это реакция на условия существования человека: если условия

соответствуют потребностям и внутренней свободе человека, то протест, сопротивление не нужны. Если же условия неприемлемы для человека, то он либо сопротивляется, либо подчиняется. С позиций социальной философии, протест выступает как проявление духа свободы, реакция свободы на несвободу.

Протестные отношения и соответствующая политическая культура в современной России концентрируются, прежде всего, вокруг негативного восприятия курса развития государства населением (неудовлетворенность политической системой, репрессивный порядок регулирования, отчужденность власти от общества, коррупция и др.). По данным организаций, ориентированных на глубокое, всестороннее изучение общественного мнения (ВЦИОМ, Левада-Центр, ФОМ), про-тестное движение все отчетливее становится движением трех социально-профессиональных групп: «креативного класса», офисных служащих и учащейся молодежи. Протестное движение молодеет: 65 % участников акции «Марш миллионов» 12 июня 2012 года - это молодые люди в возрасте до 34 лет, недовольные ситуацией в стране, при этом только 13 % протестантов определили свое материальное положение как плохое3.

В формировании протестных настроений молодежи значительную роль играют объективные и субъективные условия (бытовые трудности, психологические проблемы и др.), а также технологически сформированные конструкты манипулятивного характера (идеологемы, мифологемы, фальсификации и т. д.), транслирующие посредством СМИ искаженный образ политической реальности.

Молодежь играла важнейшую роль в политическом насилии на протяжении всей письменной истории, и наличие «молодежного бугра» (необычно высокой пропорции молодежи в возрасте 15-24 лет в общем взрослом населении) исторически выступало неизменным спутником политических кризисов.

В основе протестного потенциала молодежи лежит так называемый феномен депривации - субъективное чувство недовольства по отношению к своему настоящему, несоответствие между ценностными ожиданиями и реальными возможностями. В качестве причин такого положения дел выступают объективные трудности бытового, психологического и экзистенциального характера, особенности развития молодежи как социально-возрастной группы, а также основные параметры состояния политического процесса и информационного поля в России.

Именно у молодого поколения наиболее остро проявляется чувство недоверия к институтам власти, а также неудовлетворенность существующим положением дел в обществе, вследствие чего формируется убеждение в невозможности влиять на процесс принятия важнейших политических решений. Отсюда, высокая степень отчужденности и аномично-сти молодежи, социальная дезинтеграция и девиантность.

Уровень протестной активности с неизбежностью повышается там, где социальные структуры оказываются неспособными преодолеть инерцию депривационных настроений.

Для анализа протестности молодежи в научном дискурсе используется термин ‘про-тестное поведение’. С точки зрения Д. В. Бушуева, протестное поведение молодежи является разновидностью политического участия, особенностью которого может являться публичное выражение индивидом или группой недовольства существующей социально-политической системой или отдельными результатами ее функционирования через разнообразные формы протестной активности4.

Однако приведенное определение несколько упускает из внимания тот факт, что существуют и неполитические формы протеста. Молодежь современной России характеризуется невысокой вовлеченностью в политические конфигурации, тогда как категория «протестное поведение» предполагает целенаправленную деятельность молодежи в политике, которая, как показывает реальность, часто бывает далека от этой сферы. Поэтому

применительно к молодежи представляется уместным использовать категорию ‘протестный потенциал’, а не ‘протестное поведение’.

Помимо этого, использование категории ‘протестный потенциал’ представляется более выверенной применительно к характеристике бытия молодежи России? в том числе и потому, что эта социально-демографическая группа представляет собой политическое будущее России. Именно она через 10-15 лет будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) состояние гражданского общества и демократических инициатив в российском социуме. От отношения молодого поколения к избирательному процессу и образцов его электорального поведения зависит, превратятся ли выборы в России в инструмент подавления и манипуляции населением или же электоральные процессы станут одной из действенных технологий демократической организации власти. Именно поэтому участие молодежи в избирательном процессе являет собой важное условие формирования и развития правового государства в России5.

В нашем понимании, протестный потенциал - это совокупность факторов, структурирующихся вокруг выражения различных форм недовольства субъектов социального действия в различных сферах общества. В пространстве политического протестный потенциал характеризуется возможностью изменения политического бытия различных акторов политики, угрозой дестабилизации политических конфигураций, а также других социетальных трансформаций.

Понятие ‘протестный потенциал’ относится к широкому кругу процессов и явлений, различных по интенсивности, социально-демографическому составу, охвату и характеру воздействия на структуры социальности, субъектом которого могут являться самые различные слои общества. В пространстве политического протестный потенциал проявляется не только в предъявлении требований к власти, мобилизации общественного мнения, насильственных действиях против существующего режима, но также и в недовольстве акторов существующими политическими конфигурациями (например, политикой государства в сфере образования). Даже если это недовольство внешне в кратко- и среднесрочной перспективе не выражается в каких-либо акциях протеста, оно последовательно ведет к отчуждению акторов от политических от-

Индикаторы определения протестного потенциала молодежи.

49

ношений, формированию ощущения неудовлетворенности собственной жизнью, внутри-личностным конфликтам. Исследование этих аспектов политического протеста особенно актуально для социальных групп, характеризующихся невысокой степенью политической субъективации, таких как молодежь.

В современной политике активно используются различные формы протеста (бунт, революция, государственный переворот, демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, флэш-мобы, хэппининги, протестные акции в бло-госфере и др.) имеющие различную степень институционализации.

Среди основных индикаторов протестного потенциала молодежи необходимо выделить:

- недостаточность жизненного опыта и образования;

- зависимое положение от других людей (старшее поколение, родители);

- восприятие протестного поведения и протестных акций в качестве неотъемлемого элемента социальной жизни;

- меньшее, в отличие от протестных движений молодежи советской эпохи (диссидентство), стремление к сакрализации протеста и желание придать ему некий «ореол святости»;

- недовольство политикой руководства страны, желание перемен;

- низкий уровень правовой культуры;

- относительно высокая возможность мобилизации для участия в политических конфликтах в силу ряда факторов (возрастные характеристики, отсутствия или слабая степень выраженности у большинства представителей обязательств в плане семьи и карьеры и др.);

- ситуативный интерес к политике, выражающийся в избирательном интересе к конкретным политическим событиям;

- кризис идентичности;

- недостаточный статус молодежи в социально-политических отношениях (социальные лифты, включающие в эти отношения, работают недостаточно эффективно).

Однако в современной России довольно значительны и факторы, препятствующие проявлению протестного потенциала молодежи. Среди них:

- дефицит ресурсов;

- доминирующие установки на аполитичное поведение (гедонизм, материализм);

- невысокий интерес молодежи к политике, как на региональном, так и на федеральном уровнях;

- ограниченная информация о текущей политической повестке дня;

- угроза репрессий со стороны различных социальных структур (администрация вузов, работодатели, полицейско-репрессивный аппарат);

- стратегии и тактики субъектов государственной политики, как на региональном, так и на федеральном уровне, по нейтрализации протестного потенциала.

Эти и другие индикаторы могут быть активно использованы при проведении социологических замеров настроений молодежи современной России.

Итак, протестный потенциал молодежи в современной России довольно значителен. В обществе недостаточно эффективно работают политические структуры по канализации протестного потенциала молодежи. Однако слабо проявляющийся интерес к политике у молодежи, а также отсутствие в большинстве регионов Российской Федерации «молодежного бугра» делают протестный потенциал молодежи важным, но не определяющим элементом политической повестки дня. Вряд ли в ближайшие годы протестный потенциал молодежи будет представлять собой реальную угрозу дестабилизации политической системы как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне ее отдельных субъектов. В то же время проблема конвертации протестного потенциала имеет определяющую значимость с точки зрения повышения социального благополучия населения.

Примечания

1 Демографический ежегодник России - 2012 [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.gks. ru/bgd/regl/B 12_16/Мат .Мт

2 Манхейм, К. Диагноз нашего времени. М. : Юрист, 1994. С. 446.

3 ВЦИОМ : Протестное движение состоит из молодых, творческих и небедных [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.rbcdaily.ru/ society/562949984195380

4 Бушуев, Д. В. Специфика протестной активности российской молодежи в современном трансформирующемся обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2012. С. 15.

5 Акулич, М. М. Избирательный процесс и студенческая молодежь / М. М. Акулич, М. В. Батырева // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2009. № 4. С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.