Научная статья на тему 'Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда'

Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1452
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В ВЫПУСКНИКАХ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянова Ф. Г., Гильманов А. З.

В статье представлены доминирующие индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда (востребованность и трудоустройство) в контексте социологических исследований изучаемой проблемы среди работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда»

УДК 378

ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗа НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Ф.Ш.Мухаметзянова, Ф.Г.Мухаметзянова., А.З.Гильманов

В статье представлены доминирующие индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда (востребованность и трудоустройство) в контексте социологических исследований изучаемой проблемы среди работодателей.

Ключевые слова: качество высшего образования, индикаторы качества профессиональной подготовки, востребованность в выпускниках, трудоустройство выпускников.

Сегодня современный рынок труда выдвигает новые требования к высококвалифицированным специалистам, и в том числе особо пристально к бакалаврам с высшим образованием. Современный рынок труда начал ориентироваться на качество подготовки будущего профессионала. Проблема качества подготовки высококвалифицированных специалистов в вузе и факторов, обуславливающих этот процесс, всегда была «камнем преткновения» функционирующих специалистов, заказчиков и исполнителей.

В педагогике высшего профессионального образования нет однозначного определения понятия качества этого процесса. Нам импонирует определение Г.В.Мухаметзяновой о качестве высшего образования как совокупности свойств, обусловленных способностью вуза удовлетворить требования рынка труда в области подготовки (воспроизводства) профессиональных кадров высшей квалификации и специалистов, обладающих необходимыми личностными качествами и квалификацией, и потребностью личности в получении такого образования [5].

В педагогике профессионального образования наметился пробел и в обозначении факторов качества профессионального образования. Своеобразное видение факторов качества профессионального образования наметилось у В.Д.Шадрикова. Он видит в этом явлении даже «жертвы» высшего качества и среди факторов качества образования выделяет следующие: 1) объем

инвестиций в образование; 2) квалифицированный профессорско-преподавательский состав; 3) контингент абитуриентов; 4) содержание образования [6]. При этом первые три фактора он считает доминирующими среди факторов качества образования.

Наряду с факторами качества подготовки в вузе ставится вопрос и о критериях и индикаторах этого процесса. На наш взгляд, в определении критериев качества высшего профессионального образования уже наметилась тенденция выявления таких как: а) востребованность; б) трудоустройство выпускников вуза на рынке труда. Понятие востребованности выпускника вуза на рынке труда коррелирует с понятием конкурентоспособности. Но эти понятия не могут быть синонимами, они могут быть тождественными. В широком смысле востребованность в выпускнике вуза - это потребность субъекта рынка труда в субъекте той или иной профессиональной подготовки.

Востребованность в выпускнике определенной специальности и конкретного профиля может выступить так же и как система индикаторов эффективной деятельности системы высшего профессионального образования и качества подготовки в отдельном и конкретном вузе. Доминирующими индикаторами востребованности выпускников в контексте трудоустройства являются: а) период трудоустройства после окончания вуза; б) количество обращений в органы службы занятости; в) методы и технологии трудоустройства; г) конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

В теории и практике высшего профессионального образования нет

однозначного определения конкурентоспособности. В широком смысле слова

оно понимается как оптимальное сочетание профессионализма и социально-

психологических качеств, которые могут обеспечить будущему специалисту

востребованность на рынке труда, а вузам - конкурентоспособность на рынке

образовательных услуг. В идеальном варианте вузы должны иметь

обобщенную модель конкурентоспособного выпускника по всем направлениям

и специальностям подготовки, которую осуществляет учебное заведение. На

сегодняшний день такая модель существует в виде государственных

2

образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако они отражают только часть требований, а именно - знания, умения и навыки, компетенции, которыми должен обладать выпускник на выходе. Но он, даже обладая отличными знаниями, прекрасными умениями и практическими навыками в своей сфере профессиональной подготовки, может быть не всегда конкурентоспособным на рынке труда.

Мы согласны с А.В.Козловым в том, что конкурентоспособность специалиста должна ассоциироваться не только в профессиональной, но и в личностно-качественных сферах [3]. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих знаниях, а в конечном итоге и в качествах субъекта учебно-профессиональной деятельности и устремлениях для достижения поставленных целей.

Основными направлениями, по которым должна вырабатываться уверенность в себе у будущего профессионала как субъекта учебно-профессиональной деятельности, на наш взгляд, являются:

а) освоение и совершенствование профессионального мастерства и компетентности как субъекта учебно-профессиональной деятельности;

б) адекватное и конструктивное поведение в различных ситуациях человеческого общения и коммуникаций в сфере профессиональной деятельности;

в) создание благоприятного внешнего и внутреннего облика или субъектного профессионального имиджа.

В процессе профессиональной подготовки в вузе у студентов должны формироваться три группы навыков, приближенных к компетенциям: технологические, коммуникативные и концептуальные. Технологические навыки и основы компетенций связаны с освоением субъектом учебно-профессиональной деятельности конкретной профессии. Коммуникативные основы компетенций имеют непосредственное отношение к общению и коммуникациям с различными людьми, с социумом. Концептуальные - это искусство или «магия» субъекта профессиональной деятельности

3

«предвидеть», прогнозировать события, планировать деятельность, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

Анализ данного подхода предполагает, что система подготовки специалистов ориентируется как на заказ общества в целом, так и на государственные, общественно-политические структуры, фирмы и другие учреждения и организации. В конечном итоге это и обеспечит выпускникам востребованность на рынке труда в контексте конкурентоспособности.

Изучение опыта работы эффективных менеджеров различного уровня, а также опыт субъектов управленческой деятельности позволяет, идя от противного, описать модель эффективного профессионального работника через ответы на следующие вопросы:

- эффективно ли он работает без давления и контроля со стороны руководителей?

- выполняет ли работу высококачественно, эффективно и в срок?

- прикладывает ли дополнительные усилия, проявляя «несакционированную», «надситуативную» и даже нестимулируемую активность, если это потребуется коллективу?

- работает ли он хорошо и эффективно в отсутствие начальства?

- создает ли он проблемы на работе (в особенности, конфликтуя с коллегами)?

- помогает ли он своим коллегам лучше выполнять их работу?

- предотвращает ли конфликты, способствуя созданию благоприятного психологического климата в коллективе?

Если использовать эту модель как базу для подготовки

конкурентоспособного выпускника вуза, то она будет выполнять функцию

определенного социального заказа и вполне пригодна для развития у

выпускников профессионально-значимых личностных качеств. На современном

рынке труда конкурентоспособным будет такой специалист, который не только

хорошо знает особенности своей профессии, но и коммуникабелен, общителен,

умеет работать в стрессовой ситуации, в состоянии выполнять поставленные

4

задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить качественный продукт своего труда клиентам и широкой общественности и т.д.

Современное состояние рынка труда характеризуется неустойчивым, нередко сезонным переменным спросом на профессии интеллектуального труда. Так, результаты нашего анализа СМИ (газет, журналов) показывают, что в настоящее время в «цене» специалисты, владеющие основами бухгалтерского учета, информационными технологиями, логисты, специалисты в сфере работы с недвижимостью (оценщики квартир, риэлторы). Нужно ли работнику современного предприятия/учреждения высшее образование? Большое значение отдается профессиональным качествам принимаемых на работу сотрудников. Высокое качество образовательных услуг конкретного вуза вполне закономерно становится гарантией привлекательности получаемых специальностей для обучаемых. Качество образования в вузе формирует имидж учебного заведения, а также становится важным индикатором для абитуриентов и вызывает доверие у работодателей. Одновременно следует отметить, что на рынке труда сегодня наблюдается расширенный спрос и на обслуживающий персонал, в отношении которого выставляется такое обязательное требование как наличие высшего образования [1].

Трудоустройство работников с высшим образованием является важной

социально-экономической проблемой, как для всей системы российского

профессионального высшего образования, так и для страны в целом. Ее

решение состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную

взаимосвязь между рынком труда и сферой образовательных услуг. В процессе

подготовки будущих высококвалифицированных работников необходимо

учитывать перспективы их дальнейшего трудоустройства на основе реальных

потребностей национальной экономики. Кроме того, также и будущий

выпускник образовательного учреждения должен знать возможность

трудоустройства после получения той или иной специальности. Поэтому на

современном этапе развития рынка образовательных услуг все более

5

актуальной становится задача управления процессом образования в совокупности с учетом потребности предприятий и организаций в высококвалифицированных специалистах. Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей в учебном процессе позволит реализовать социально значимую цель - профессиональную адаптацию студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда [4].

Представим некоторые наши заметки по проблеме эффективности использования кадров высшей квалификации. Об эффективности высшего профессионального образования можно судить по тому, каким образом выпускник вуза применяет полученные знания на практике. Если молодой специалист работает по специальности, то он закрепляет и постоянно развивает знания, приобретенные в вузе, получая возможность применить их в практической деятельности, благодаря чему выигрывает и молодой специалист, и производство. Поэтому важным критерием эффективности использования кадров, подготовленных в высшей школе, является соответствие приобретенной специальности фактически выполняемой работе.

Так, из 253 выпускников Академии социального образования 2012/2013 учебного года к середине сентября 2013 года было трудоустроено 246 чел. (97,24%) и только 7 чел.(2,76%) не были трудоустроены. Надо отметить и то, что по специальностям, полученным в вузе, работали более половины выпускников. Почти треть выпускников трудились по «родственным» специальностям.

Мы полностью солидарны с мнением Ю.А.Зубок и В.И.Чупрова о том, что

не всем молодым специалистам удается найти работу по дипломной

специальности [2]. Так, в 2011 году 36,3% работали в полном соответствии с

полученной специальностью; по близкой, «родственной» специальности -

27,4%; по совершенно другой - 29,7%; затруднились с ответом - 6,6%. То есть

каждый третий молодой специалист работал не по специальности, полученной

в вузе. Для сравнения, в 2002 году в полном соответствии с полученной

6

специальностью работали 50,1% выпускников, а по другой - 25,2%. Это указывает на невысокую эффективность подготовки выпускников и на тенденцию ее снижения в результате реформы высшего образования, проводимой в последнее десятилетие.

Негативная динамика трудоустройства по специальности, по сравнению с 2012 г., связана также с переходом на двухступенчатую структуру высшего образования. Профессиональная квалификация бакалавров ниже, чем у специалистов, на них меньше спрос на рынке труда. Рынок труда молодых специалистов представляет собой взаимодействие спроса на труд и его предложения, в результате которого устанавливается определенная цена труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности. Текущее состояние российского рынка труда характеризуется несоответствием в соотношении спроса и предложения труда. Существенную роль в процессе трудоустройства играет качество и профессионализм рабочей силы.

В России в целом и в Татарстане, в частности, при трудоустройстве молодежи сказывается наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности. Отмечается несовпадение представлений выпускников с реальными требованиями работодателя. Поэтому необходимо учитывать требования к молодым специалистам на современном рынке труда, выявлять необходимые знания и навыки для успешного трудоустройства и последующей работы молодого специалиста.

Были проведены различные исследования, позволяющие с различных

сторон рассмотреть проблему трудоустройства молодого специалиста, в том

числе проводились и интернет-исследование объявлений о работе, опрос

сотрудников рекрутинговых агентств, специализирующихся на поиске работы

для молодых специалистов, анкетирование выпускников, работающих по

специальности. Анализ показывает, что на трудоустройство выпускников вузов

оказывает влияние большое количество различных факторов и условий. Среди

них можно выделить такие, как отсутствие практического опыта работы по

7

специальности, недостаточная ориентированность существующей системы подготовки специалистов на реальные потребности работодателей.

Качество подготовки специалистов в вузах должным образом не отвечает запросам современного рынка, а система высшего образования представляется недостаточно гибкой. Отделы кадров работодателей набирают специалистов лишь под конкретные объемы работ и, следовательно, не координируют свои потребности с вузами. Следует также отметить субъективные факторы, как, например, низкую информированность абитуриентов, студентов и выпускников о текущих потребностях рынка труда.

Суть основных тенденций на рынке труда в настоящее время заключается в следующем:

Во-первых, имеется рассогласование спроса и предложения. Это проявляется как в количественном, так и в качественном отношениях. Экспертами отмечается, что система образования в избытке готовит выпускников с высшим образованием, при катастрофической нехватке рабочих кадров. Как показывает статистика, рабочие профессии, начиная с аккумуляторщика и заканчивая электромонтером, очень востребованы [4].

Одновременно отмечается наличие недостаточного предложения на рынке труда специалистов технических специальностей определенного профиля, в частности, программистов и программных техников. Представители коммерческих предприятий жалуются, что рынок труда не насыщен инженерами-программистами, особенно со знанием английского языка. А для экономистов, юристов уже нет вакансий.

Во-вторых, общей тенденцией является ухудшение качества подготовки специалистов в вузах: Это связано с тем, что общая функциональная грамотность низкая, не воспитываются деловые качества, умение работать в команде. Какие профессиональные направления наиболее востребованы сегодня и в перспективе на рынке труда? Здесь интересен тот факт, что представители профильных министерств и ведомств имеют весьма слабое представление о перспективах развития конъюнктуры рынка труда.

В-третьих, планирование подготовки будущих востребованных работников - достаточно слабое звено государственной кадровой политики. Эксперты выделяют прямую корреляцию с отраслями экономики, которые сегодня приоритетны: строительный комплекс, нефтехимия, нефтепереработка, агропромышленный комплекс. Тенденцию роста спроса на специалистов реального вектора экономики практически не отрицает никто из опрошенных экспертов. В ближайшие 5 лет на рынке труда будут востребованы выпускники с начальным и средним профессиональным образованием (на 70%), т.е. рабочие специальности.

Некоторые эксперты отмечают возможность сохранения в перспективе тенденции спроса на специалистов гуманитарного профиля по ряду специальностей: менеджмент, гостиничный и туристический бизнес, сервис, психология, различный коучинг. Как видим, оценка экспертами перспективной ситуации на рынке труда неоднозначна. Большинство из них склоняются к тому, что наиболее востребованными станут специалисты энергоемких, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих отраслей, технических специальностей, но, тем не менее, эти прогнозы не имеют четкого научного обоснования. Аналитики не имеют детального прогноза развития ситуации на рынке труда республики, и, скорее, исходят из предположений, основанных на оценке текущей ситуации.

Условия XXI в. диктуют инновационный характер стратегии, тактики и миссии образовательной деятельности любого вуза. Стратегия вуза должна быть направлена на максимальное приближение результатов научно-исследовательской работы в практику образовательного процесса. Тактика вуза должна быть ориентирована на применение новых информационных технологий обучения, ориентированных на изменившиеся условия современного мира. Миссия вуза заключается в формировании новых, возможно, модульных, комплексных, даже кластерных образовательных программ и наличии адекватных решений для усовершенствования образовательных стандартов ВПО.

Отсюда вытекает, что в каждом вузе необходимо разработать и реализовать образовательные программы в соответствии со следующими основными принципами: сохранение традиционной фундаментальности высшего образования России и ориентированности на достижения мировой науки и техники; личностно-ориентированный подход с целью создания условий для развития общекультурных, профессиональных и научных компетенций преподавателей и студентов высшей школы и др.

Комплексный характер подготовки специалистов высокой квалификации по всем уровням образования (бакалавр, специалист, магистр) в тесной связи с интенсивным развитием системы подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура) позволяет в наибольшей степени учитывать интересы научных организаций и интенсивно восстанавливающегося промышленного производства региона. Как видим, перед педагогикой высшего профессионального образования, социологией образования ставятся очень важные и значимые задачи. Думается, что проблема востребованности выпускника вуза на рынке труда как индикатор качества высшего профессионального образования на современном этапе развития общества получит положительное решение.

Источники:

1. Гильманов А.З. Государственные предприятия: система оценки эффективности (на примере Республики Татарстан). Казань: ЦПЭИ АН РТ «Артифакт». С. 64-72.

2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. №8. С. 103-111.

3. Козлов А.В. Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления. СПб.: Институт бизнеса и права. 2009.

4. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. 2011. №5. С. 82-90.

5. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики. Избр. труды Т.З. Казань: «Магариф». 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Шадриков В.Д. Жертвы высшего качества // Политический журнал. 2005. 28 (79).

References:

1. Gil'manov A.Z. Gosudarstvenny'e predpriyatiya: sistema ocenki effektivnosti (na primere Respubliki Tatarstan). Kazan': CPEI AN RT «Artifakt». S. 64-72.

2. Zubok YU.A., CHuprov V.I. Otnoshenie molodeji k obrazovaniyu kak faktor povy'sheniya effektivnosti podgotovki vy'sokokvalificirovanny'h kadrov // Sociologicheskie issledovaniya. 2012. №8. S. 103-111.

3. Kozlov A.V. Global'ny'y ekonomicheskiy krizis: realii i puti preodoleniya <http://www.ibl.ru/konf/031209/index.shtml>. SPb.: Institut biznesa i prava. 2009.

4. Kochetov A.N. Professional'noe obrazovanie i ry'nok truda: problemy' vzaimodeystviya // Sociologicheskie issledovaniya. 2011. №5. S. 82-90.

5. Muhametzyanova G.V. Voprosy' obsch'ey i professional'noy pedagogiki. Izbr. trudy' T.Z. Kazan': «Magarif». 2005.

6. SHadrikov V.D. Jertvy' vy'sshego kachestva // Politicheskiy jurnal. 2005. 28 (79).

Зарегистрирована: 26.12.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.