Научная статья на тему 'Индикативный план развития рынка жилищно-коммунальных услуг'

Индикативный план развития рынка жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тетуева З.М.

Переход от директивного управления экономики к рынку означает прежде всего изменение форм и содержания планирования. Меняется само его назначение. Если в директивно управляемой экономике план выступал как совокупность командно-распорядительных решений, обязательных для всех хозяйствующих субъектов, то в рыночной экономике он приобретает индикативный характер и перестает подчинять себе весь процесс управления. Из инструмента оперативного управления он превращается в инструмент принятия стратегических решений. Применение индикативного плана позволяет выделить основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства и меры по их устранению, а также усилить воздействие государства на социально-экономическое развитие рынка ЖКУ. Эти проблемы и причинно-следственные взаимосвязи рынка ЖКХ анализируются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тетуева З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативный план развития рынка жилищно-коммунальных услуг»

15 (54) - 2007

Экономика и управление

ИНДИКАТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

з.м. ТЕТУЕВА,

кандидат экономических наук, доцент

Переход от директивного управления экономики к рынку означает прежде всего изменение форм и содержания планирования. Меняется само его назначение. Если в директивно управляемой экономике план выступал как совокупность командно-распорядительных решений, обязательных для всех хозяйствующих субъектов, то в рыночной экономике он приобретает индикативный характер и перестает подчинять себе весь процесс управления. Из инструмента оперативного управления он превращается в инструмент принятия стратегических решений. При этом «стратегический» связывается не с долгосрочностью принимаемых решений, а с их характером. План-прогноз становится основой выработки рациональной экономической политики, отражающей стратегию и позволяющей избежать значительных потерь, связанных с негативной динамикой социально-экономических процессов, и достигнуть поставленных целей развития.

Применение индикативного плана позволяет государству воздействовать на социально ориентированную отрасль экономики. Индикативный план это способ ориентации хозяйствующих субъектов на выбор наиболее эффективной стратегии развития предприятий ЖКХ (рис. 1).

План социально-экономического развития ЖКХ предполагает выделение основных проблем, меры по их устранению и возможные результаты, т. е. формирование механизма установления причинно-следственных связей и построение региональной модели рынка ЖКУ. Движение по рыночному курсу преобразования ЖКХ — явление многофакторное и полиаспектное. Теоретический анализ исследования дает возможность вычленить ключевые элементы преобразований и специфику переходного периода в стране. На наш взгляд, задачи исследования

можно выстроить следующим образом: во-первых, охарактеризовать общетеоретическую модель современного ЖКХ. Во-вторых, раскрыть специфические особенности ЖКХ, которые при любом варианте событий оказывают свое влияние на все стороны жизнедеятельности каждого человека. В-третьих, проанализировать реальные результаты проведенных преобразований в ЖКХ и оценить ситуацию, которая сейчас сложилась в ЖКХ.

В-четвертых, определить изменения и возможные результаты. Основой любых предложений по совершенствованию и формированию модели рынка ЖКУ на уровне региона, страны должно быть понимание реальных социально-экономических процессов. Сохранение ЖКХ в сегодняшнем состоянии оказывает негативное воздействие, т. к. не могут развиваться рыночные отношения, сужается диапазон конкурентных отношений.

Для развития конкурентных отношений, выравнивания цен и создания дополнительных стимулов к модернизации и развитию экономики необходима структурная реформа, которая завершила бы становление рыночной экономики и создала бы условия для повышения эффективности функционирования ЖКХ. В связи с этим направления работы можно выделить в три отдельных блока.

1. Реформирование ЖКХ. Реформирование ЖКХ приведет к повышению цен за ЖКУ, которое можно компенсировать увеличением заработной платы в бюджетной, коммерческой сферах, увеличением пенсий и пособий. Преобразования в жилищной сфере в последние годы привели к существенной реорганизации всей системы управления жилищным фондом. На рынке предоставления ЖКУ появились организации, имеющие узкую специализацию. К ним можно отнести: службы

ПРОБЛЕМЫ

Рассогласование взаимодействия всех уровней управления вследствие нечеткости распределения полномочий

Остаточный принцип финансирования

Отсутствие действенного механизма привлечения инвестиций

Отсутствие в механизме ценообразования наЖКУ инвестиционной составляющей

Напряженность в реализации социальной программы вследствие недоучета доходов различных социальных групп

МЕРЫ

Разграничение полномочий и функций между уровнями управления

Переход к 100% оплате населением ЖКУ, проведение аудита затрат

Создание Агентства КБР по иностранным инвестициям, корпоративных кредитных организаций, переход к МСФО

Проведение мониторинга формирования тарифов на ЖКУ, совершенствование структуры тарифа

Активизация роли государства, путем проведения адресной поддержки низкодоходных слоев населения

РЕЗУЛЬТАТЫ

Децентрализация управления и перенос центра тяжести на региональные и муниципальные уровни управления,создания холдингов

Исключение нерациональных расходов,переход к самофинансированию и самоокупаемости

Оптимизация инвестиционного процесса, отказ от бюджетного дотирования,привлечение средств инвесторов и заимствований с финансового рынка

Прозрачность тарифообра-зования, введение двух видов платежей в структуре тарифа: постоянной и переменной

Замена льгот компенсационными выплатами, открытие социальных счетов населению для выплаты субсидий

Рис. 1. Стратегия развития рынка ЖКУ

заказчика, специализирующиеся на управлении жилищным фондом; подрядные организации, выполняющие работы по обслуживанию, капитальному ремонту многоквартирных домов, организации, выполняющие специальные работы на жилищном фонде, осуществляющие функции по расчету и начислению платежей населения, энергосервисные организации и др. (рис. 2).

Появление таких организаций — важнейшее достижение реформ. В результате повышения цен на газ, электроэнергию, ЖКУ, а также заработной платы возрастут издержки в других отраслях, снизится прибыль и собственные источники средств на инвестиции. Такие потери могут быть частично компенсированы снижением налогов, улучшением инвестиционного и делового климата, привлечением ресурсов с финансовых рынков, от внешних инвесторов. Одновременно это создаст дополнительные стимулы для увеличения производительности труда, внедрения энергоресурсосберегающих технологий, роста инвестиций. Переход к МСФО, увеличение прозрачности отчетности приведут к росту инвестиций в предприятия, улучшится кор-

поративное управление. Это ускорит естественный отбор, начнут ликвидироваться неконкурентоспособные предприятия.

Изменения могут привести к определенным сдвигам в структуре ВВП и, вероятно, к временному росту инфляции, пока не установится новое равновесие относительных цен. Возможно, по мере роста реальной заработной платы и пенсий возрастет доля потребления домашних хозяйств, что повысит монетизацию доходов населения. Это приведет к сокращению доли таких сегментов, как ЖКХ и электроэнергетика.

2. Реформа естественньх монополий. Структурная реформа ЖКХ тесно связана с реформой естественных монополий, в первую очередь газовой промышленности и электроэнергетики, с разделением в них конкурентного и естественно-монопольного секторов. Либерализация цен приведет к их росту на продукцию данных отраслей. Сейчас цены на них занижены вследствие административного регулирования.

Для преодоления трудностей перехода от энергоемкой к энергосберегающей структуре эко-

номики и приближения к равновесным ценам це-лесоо бразнопроводить поэтапно. При этом, пока не появятся конкурентные отношения на данных рынках, можно использовать административные методы регулирования. Дополнительные доходы газовой промышленности и электроэнергетики, включая природную ренту, направленные в государственный бюджет, дадут средства на проведение мер по повышению доходов населения.

Однако следует учитывать, что повышение стоимости ЖКУ непосильно для малообеспеченных слоев населения. Кроме того, выравнивание относительных цен включает также цену труда. Повышение тарифов на ЖКУ, в том числе вследствие изменения цен на газ и электроэнергию, а также увеличение доходов населения до уровня, позволяющего ему оплачивать полную стоимость расходов в этой сфере, создадут условия для формирования нормального конкурентного рынка ЖКУ (рис. 3). При этом должны быть отменены все категориальные льготы по оплате ЖКУ и дотации на содержание ЖКХ.

Тарифы на электроэнергию, если возрастут цены на газ, будут повышаться независимо от того, произойдет их либерализация или нет. Влияние повышения цен на газ, в основном, сказывается на росте затрат в электроэнергетике, так как стоимость потребляемого газа в настоящее время составляет в затратах электроэнергетики около 20 %, а на произ-

водство электроэнергетики приходится почти 40 % внутреннего потребления газа.

Кроме того, на их динамику будет оказывать давление инвестиционная составляющая, которая сегодня не учитывается в полной мере, чтобы поддерживать низкий уровень тарифов. Но, если на рынок придут частные генерирующие компании, подобное манипулирование издержками в составе цены станет невозможным.

3. Симметричная трансформация бюджетно-налоговой системы. Увеличение расходов населения при оплате ЖКУ оказывается слишком значительным, поэтому его нельзя полностью перекладывать на население. По нашему мнению, чтобы увеличить платежеспособность населения в оплате ЖКУ, можно провести так называемую симметричную трансформацию бюджетно-налоговой системы и системы доходов населения, и прежде всего, оплаты труда (рис. 4.). Дело в том, что основные налоги у нас платят предприятия и организации, тогда как в других странах — население. Значительную долю поступлений от государственных налогов, идущих на бюджетное финансирование ЖКХ, целесообразно использовать на увеличение заработной платы, пенсий, социальной помощи, с тем чтобы обеспечить прожиточный минимум каждому, и тогда граждане регулярно будут рассчитываться за ЖКУ.

БЛОК II: Реформа

БЛОК III: Симметричная трансформация бюджетно-налоговой системы

Симметричная трансформация бюджетно-налоговой системы

Снижение уровня налогов

Увеличение налоговых поступлений

Увеличение доходов бюджета

Повышение заработной платы

В коммерческой и бюджетной сферах

Внебюджетные социальные фонды (ПФ, ФОМС, ФСС)

Увеличение

платежеспособного спроса

Рис 4. Симметричная трансформация бюджетно-налоговой системы

Таким образом, потери населения с низкими и средними доходами компенсируются увеличением заработной платы в бюджетной сфере и пенсий в

суммах, обеспечивающих их возмещение, что приведет к росту доходов населения. Но для обеспечения гарантий для социально не защищенных категорий населения и компенсации их расходов необходимо увеличение пособий на детей и сохранение жилищных субсидий.

В коммерческой сфере увеличение расходов населения может быть компенсировано в значительной степени ростом заработной платы под воздействием

рынка труда, а это приведет к увеличению отчислений в Пенсионный фонд. Все эти меры должны привести к сокращению разрыва чрезмерной дифференциации в денежных доходах различных категорий населения.

Реализация перечисленных мер позволяет перейти к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг, предоставлять последние с учетом их обеспечения на конкурсной и договорной основе и ликвидировать примерно полуторное завышение их себестоимости. Повышение оплаты труда гражданам, имеющим индивидуальное жилье, не пользующимся услугами ЖКХ, расширит их инвестиционные возможности для улучшения жилищных условий.

Блоки преобразований взаимосвязаны, и для получения оптимального результата и преодоления возникающих диспропорций необходимо проводить их комплексно.

Проведенное исследование показало, что улучшение ситуации на рынке ЖКУ возможно только при новых подходах к методам регулирования жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит оздоровить финансовую ситуацию в ЖКХ, создать экономическую мотивацию жилищно-коммунальных организаций и привлечь инвестиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная экономика: Учебник/ под ред. Академика РАЕН В. О. Шульца. — М.: Издательство Российской экон. академ., 2002. — 592 с.

2. Савина И. А Моделирование системы управления качеством ЖКХ / Под ред. Герасимова Б.И. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. уни-та. 2006. — 88 с.

3. Черняк В. С. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. — М.: КНОРУС, 2007. - 392 с.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.