Научная статья на тему 'Финансовые аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка'

Финансовые аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка»

2 1134) - 2006

реформа жилищно-коммунального

хозяйства

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

З.М. ТЕТУЕВА,

кандидат экономических наук,консультант по экономическим вопросам Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики

Несмотря на определенные усилия государства по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), результаты остаются неудовлетворительными. Стагнирует рынок жилья, обострились проблемы оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Сказывается недостаточная платежеспособность граждан из-за резкого сокращения их доходов. Фактор уровня жизни оказался второстепенным при формировании рыночной экономики. Значительно усугубилось состояние социальной сферы, финансируемой по остаточному принципу.

Финансовое положение предприятий и организаций ЖКХ, где сосредоточена треть основных фондов страны, достаточно тяжелое. Износ зданий, инженерных коммуникаций и оборудования превышает в некоторых регионах 70%, ветхий и аварийный жилищный фонд достиг 3,1% всего жилья. Содержание изношенного жилья обходится втрое дороже обычного. В аварийном состоянии находится 26 тыс. км тепловых и водопроводных сетей (5,1%). Для реанимации отрасли нужны огромные инвестиции. Основным источником финансирования являются собственные средства предприятий, но в связи с неплатежами их недостаточно, бюджетные ассигнования также ограничены.

Привлечение иностранных инвестиций является одной из приоритетных задач не только нашей республики, но и страны. Для этого необходимо создание условий для привлечения иностранного капитала. На взгляд автора, одним из шагов для привлечения иностранного капитала является создание государственного учреждения — Агентства по иностранным инвестициям Кабардино-Бал-

карской Республики (КБР), с координацией деятельности, осуществляемой через Министерство экономического развития и торговли КБР.

Создание специализированного Агентства по иностранным инвестициям — это осознание того факта, что иностранному инвестору важно иметь профессионального партнера, с которым он сможет решать свои проблемы. В свою очередь отечественным предприятиям, желающим привлечь инвесторов, тоже важно иметь компетентного партнера. Агентство будет выполнять функции посредника между иностранными инвесторами и отечественными предприятиями.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока иностранных инвестиций, включают три основные группы:

— базовые по созданию благоприятного инвестиционного климата;

— правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

— специфические стимулы для прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Процесс постепенного создания условий для привлечения инвестиций, при которых можно было бы рассчитывать на возрождение ЖКХ, избавленной от изъянов старой экономической модели ЖКХ и от еще больших дефектов ныне сложившейся схемы, должен проходить ряд последовательных этапов. Для этого в первоочередном порядке целесообразно провести в рамках государственного сектора эксперимент, включающий:

— развитие сети государственных специализированных лизинговых фирм, способных в

максимальной степени содействовать инвестиционному и инновационному процессу как на предприятиях ЖКХ, так и в целом в отрасли ЖКХ;

— значительное повышение роли заказа для предприятий ЖКХ;

— создание государственных инвестиционных банков и оказание инвестиционной кредитной помощи предприятиям ЖКХ под низкий процент за счет средств бюджета развития, ежегодно пополняемого поступлениями от использования государственного имущества. В случае заемного финансирования требуется

обязательная оценка кредитоспособности заемщика-предприятия ЖКХ или органа местного самоуправления и обоснованность проектных предложений по модернизации ЖКХ.

Повышение эффективности управления финансами путем внедрения в практику деятельности коммунальных предприятий новых форм организации производства и управления предполагает развитие конкурентных отношений (конкуренция за право управления), доверительного управления и концессионных форм обслуживания. Необходима жесткая и последовательная политика по преобразованию эксплуатационных муниципальных предприятий в управляющие компании, завоевание этими компаниями авторитета у финансово-кредитных организаций.

Европейский опыт показывает, что существуют различные модели организации управления городским хозяйством, которые решают вопросы инвестирования и управления эксплуатацией инженерных систем. При этом необходимым условием взаимодействия государственного и частного секторов в области оказания коммунальных услуг является заключение контракта. Наиболее типичным и приемлемым для экономических условий нашей страны автор считает следующие типы контрактов:

— на сервисное обслуживание;

— на делегирование управления;

— договор об аренде;

— концессия;

— на финансирование, строительство и эксплуатацию с передачей прав собственности (ВООТ).

Контракты на сервисное обслуживание предполагают выполнение таких услуг, как техническое обслуживание, ремонтные работы, снятие показаний водомерных счетчиков, выставление счетов клиентам, сбор платежей и т.д. Местные власти остаются владельцами сооружений, несут коммерческий риск и обеспечивают финансирование объекта. Срок подобных контрактов — 1-2 года.

По контрактам на делегирование управления государственные органы передают частным компаниям ответственность в области эксплуатации и технического обслуживания объекта. При этом коммерческий риск и финансовая ответственность сохраняются за государственными органами, а услуги частных фирм оплачиваются, исходя из фиксированных ставок и премий в зависимости от полученных результатов. Такие контракты обычно заключаются на 3-7 лет.

По договору об аренде государственные органы передают частной фирме в аренду принадлежащие им сооружения. Государственные органы несут расходы по строительству и расширению коммунальных объектов, а все эксплуатационные расходы берет на себя арендатор, который несет ответственность за эксплуатацию, техническое обслуживание и управление системой. Услуги частной компании оплачиваются непосредственно потребителями. За аренду объекта частная компания платит муниципалитету арендную плату, так как последний остается единственным владельцем основных фондов и продолжает нести ответственность за их обновление и расширение. Передача в аренду осуществляется на 5-10 (до 20) лет.

Концессия — классическая форма делегирования управления. Сторона, предоставляющая концессию, поручает концессионеру управление коммунальной службой и обеспечение ее функционирования за свой счет и на свой страх и риск взамен прав на взимание платы с потребителей. Концессионер финансирует инвестиции, включая расширение объемов предоставляемых услуг, и обеспечивает работу коммунальной службы и ее техническое обслуживание. По истечении срока концессии объект передается властям безвозмездно в рабочем состоянии. Объекты никогда не становятся собственностью концессионера, и даже в ходе строительства они являются собственностью предоставивших концессию властей. Контракты концессии обычно заключаются на длительный срок, на 20-30 лет.

Контракты на строительство и эксплуатацию с последующей передачей прав собственности (ВООТ). При таких контрактах частная фирма финансирует, строит, эксплуатирует новый объект и владеет им, затем по прошествии определенного времени объект передается в государственную собственность (в установленный срок должны быть покрыты все произведенные компанией инвестиции и обеспечена прибыль инвесторов). Модель ВООТ (в переводе с английского означает — строить, владеть, эксплуатировать, передавать) широко применяется в международной практике. Классическая схема обеспечивает сооружение объектов инженерной

инфраструктуры за счет привлечения частных инвестиций с возмещением расходов инвестора в течение длительного срока эксплуатации построенного объекта (10-25 лет). Возврат инвестиций и получение соответствующей прибыли инвестором осуществляются через реализацию производимой предприятием продукции или услуг.

Эта схема основывается на соглашении с правительством города или муниципалитетом. Держатель проекта — инвестор использует собственные средства, сформированные за счет взносов акционеров в уставный капитал и кредиты банков для строительства объектов инженерной инфраструктуры. Обслуживание объекта в период эксплуатации может быть поручено — держателем проекта специально созданной эксплуатационной компании. Погашение кредитов банков и выплата дивидендов акционерам — держателям проекта обеспечивается за счет доходов от реализации продукции или услуг. По истечении срока действия соглашения по ВООТ объект передается городу.

На взгляд автора, оптимальным в рамках оптимизации инвестиционного процесса является применение модели BOOT. Хотя в РФ нет специального законодательства, регламентирующего применение модели ВООТ, финансово-правовая схема с использованием принципов этой модели реализуема в условиях действующего законодательства. Но в связи с объективными особенностями сложившейся ситуации в ЖКХ (отсутствие возможности заложить в тариф инвестиционную составляющую — из-за низкой платежеспособности потребителей) эту модель возможно реализовать в модифицированном виде, предполагая, что инвестиционные затраты фирме-инвестору возмещаются из бюджета города за счет лимитов капитальных вложений, а эксплуатационные издержки — за счет тарифов.

Опыт развития жилищно-коммунальной отрасли показывает, что наряду с необходимостью инвестиционной поддержки предприятий этой сферы все большее значение приобретает обеспечение предприятий ЖКХ необходимыми информационными ресурсами для работы в новых условиях хозяйствования и в перспективе — перехода на самофинансирование.

Решение данной проблемы возможно только при наличии комплексной системы создания и распространения нормативно-правовой, общеэкономической и деловой информации. В эту систему должны быть интегрированы все существующие элементы инфраструктуры поддержки жилищно-коммунальной отрасли, доступные информационные ресурсы, а также инвентаризация и изменение системы прохождения денежных средств.

А главное — создание единого информационного пространства, обеспечивающего доступ в режиме реального времени к достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах, претензиях по их качеству и финансовых потоках для всех поставщиков ЖКУ и контролирующих инстанций любого уровня. До сих пор подобная информация доступна лишь в отчетах, составляемых в низовых звеньях ЖКХ за уже прошедший период времени и не всегда отражающих реальное положение дел. Это затрудняет взаимоотношения между организациями — производителями услуг и организациями, способствующими предоставлению услуг непосредственно населению.

Организационной основой системы информационного обеспечения является создание на базе действующих структур информационной поддержки жилищно-коммунальной сферы (государственных, муниципальных, общественных и коммерческих, а также межрегиональных и международных), единой информационной среды. Основное направление достижения этой цели сегодня — повышение эффективности взаимодействия ее элементов на основе развития коммуникативных связей. Важнейшим принципом, положенным в основу создания единого информационного пространства жилищно-коммунальной сферы, должна стать возможность обеспечения обратной связи с пользователями. Это позволит не только распространять информацию, но и, получая отклик, своевременно реагировать на актуальные информационные запросы. В результате будут формироваться различные группы информационных ресурсов — от справочных баз данных и обзоров региональных моделей управления ЖКХ до проведения бизнес-семинаров для участников инвестиционных конкурсов.

Переход на казначейскую систему — это первый шаг в решении данной проблемы. В сочетании с использованием технологии расщепления платежей переход на казначейскую систему позволяет аккумулировать в одном месте все денежные средства (как дотации из бюджетов разных уровней, так и платежи населения за ЖКУ), из одного источника производить оплату всем производителям и поставщикам услуг независимо от доли бюджетных дотаций в их экономически обоснованных тарифах. При этом поставщики услуг получают денежные средства на осуществление своей деятельности только за оказанные услуги, а не дотации вообще. Изменение пути прохождения денежных средств означает, что поставщики переходят на полную оплату своих услуг немедленно, а приведение тарифов для населения в соответствие с себестоимостью услуг производится поэтапно. Такой переход невоз-

можен без введения прямых адресных дотаций, и лучше перейти на них сейчас, пока число получающих субсидии семей составляет 1-7%, а не тогда, когда при переходе на полную оплату ЖКУ число нуждающихся в субсидиях возрастет до 25-30%.

Введение прямых адресных дотаций предусматривает либо открытие для получателей дотаций специальных лицевых счетов в уполномоченных банках, а лучше непосредственно в казначействе, либо выпуск специализированных пластиковых карт — аналога мультивалютных карт. Естественно, что подобный подход предусматривает дополнительную функцию — биллинг, т.е. обслуживание коммунальных платежей. На первый взгляд, покажется, что это должно привести к дополнительным затратам, однако на самом деле широкая распространенность биллинговых услуг в Европе показывает, что производителям и поставщикам ЖКУ выгодно пользоваться сервисом по контролю платежей, предоставляемым биллинговыми компаниями.

В пользу выведения биллинга в отдельную функцию говорит и то обстоятельство, что при проведении реформы ЖКХ и повышения тарифов для населения может нарастать социальная напряженность. До сих пор недовольство потребителей вызывает проблема качества услуг, предоставляемых ЖКУ. На что могут рассчитывать потребители — так это только на осенний перерасчет за отсутствие горячей воды в течение летних профилактических работ. Появление между поставщиками ЖКУ и их клиентами организаций-посредников, которые по поручению поставщиков услуг собирают плату, а по поручению плательщиков (которыми в первую очередь наряду с населением являются бюджеты разных уровней) контролируют объем и качество предоставляемых услуг, позволяет в конечном итоге в корне изменить финансовую ситуацию.

Для биллинговой компании основной деятельностью является производство информационного продукта. Для плательщика — это информация в квитанции о том, сколько следует заплатить за полученные услуги. Для поставщика услуг—информация о том, кто из получателей услуг, сколько и когда заплатил и сколько недоплатил. Для контролирующих органов — наряду с перечисленной информацией данные о всех случаях жалоб на качество ЖКУ, а также персонифицированная информация об объеме предоставляемых льгот и субсидий и количестве нуждающихся в их получении.

Изменения в тарифной политике и системе предоставления льгот и субсидий требует значительной разъяснительной работы. Поручение этой работы биллинговой компании, а не организациям, занимающимся непосредственно предоставлением

ЖКУ, позволит избежать конфликта интересов, естественно, возникающего у организации, получающей деньги с клиента, в случае, если клиент не знает о полагающейся ему льготе. Кроме того, объективность и полнота информационной базы позволяют заранее просчитывать объемы дотаций, которые потребуются при том или ином порядке предоставления льгот и субсидий.

Кроме того, система информационного обеспечения адресной социальной защиты населения строится на принципах максимальной автоматизации обмена информацией между носителями информации в лице различных организаций, предоставляющих гражданам справки и удостоверения, дающие право на получение адресной и иной помощи государства, центрами, принимающими решения о предоставлении помощи (центры соцзащиты), и центрами (ЕРКЦ), обеспечивающими информационную поддержку процесса предоставления адресной и иной помощи населению. Это приведет к упрощению процедуры оформления адресной социальной помощи жителям. Целями создания Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) являются:

— построение бездотационной системы ЖКХ на основе полного финансового анализа, контроля и учета имеющихся ресурсов;

— учет финансовых и документационных потоков платежей за коммунальные ресурсы и услуги;

— контроль сбора платежей и работа с неплательщиками;

— создание единой базы данных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищного фонда, благоустройстве, населении, льготах, субсидиях и потребленных услугах.

Основными задачами и направлениями деятельности ЕРКЦ являются:

— оперативное централизованное обслуживание населения по оплате ЖКУ по месту жительства;

— изготовление и доставка населению единого платежного документа;

— начисление, предоставление льгот и субсидий на основе единой информационной базы;

— проверка документов, предоставленных на получение жилищной субсидии;

— перерасчет при некачественном предоставлении услуг населению;

— внедрение штрафных санкций предприятию, обслуживающему жилье, при некачественном и несвоевременном предоставлении услуг;

— оперативное внесение изменений в расчеты между населением и предприятиями ЖКХ при изменении тарифов, льгот и субсидий;

— систематическая работа с гражданами, имеющими задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;

— информационное обеспечение деятельности ЖКХ города;

— оперативное централизованное аналитическое и информационное обслуживание административных округов города.

Кроме того, основной задачей ЕРКЦ станет не только построение эффективных информационных технологий, но и снятие с производителей ЖКУ нерентабельных для них функций в части организации сбора и расчетов с населением. При этом необходимо не только обеспечить полную информационно-аналитическую поддержку на всех уровнях управления, освободив трудовые ресурсы предприятия ЖКХ для развития услуг по основной деятельности.

Необходимо отметить, что созданная в соответствии с требованиями реформы ЖКХ система сбора и обработки платежей населения позволила улучшить информационное взаимодействие населения, органов местного самоуправления, ЕРКЦ, балансодержателей, предприятий — поставщиков услуг и обеспечит населению удобство работы в «одно окно» в части экономии времени при оформлении платежных документов (счета-квитанции), адресной информированности и своевременности перерасчетов при изменениях норм и правил, ставок и тарифов, льгот, цен, а также недопоставке услуг, значительно упростив процедуру оформления субсидий. Гражданам не нужно ходить по разным организациям для оформления субсидий, льгот, перерасчетов, получения информации и др. Создание ЕРКЦ, Единой базы данных существующих лицевых счетов позволяет унифицировать и упростить документооборот и сократить время цикла обработки документов. При этом весь документооборот, включая учет заключенных договоров, начисление и выставление платежных документов, получение различных видов отчетов и справок, является результатом работы ЕРКЦ.

А счета-квитанции, с одной стороны, будут служить документом для реализации нанимателем (собственником) жилого помещения своих обязанностей (своевременное внесение платы за жилье и коммунальные услуги), с другой — основанием для взыскания в судебном порядке сумм, предъявленных к оплате, в случае нарушения сроков внесения платежей. Все это позволит повысить собираемость платежей населения и сократить сроки денежных поступлений коммунальным предприятиям, обеспечить консолидацию и оптимизацию финансовых потоков, снижение непроизводительных затрат коммунальных предприятий.

В ситуации, когда все более возрастает кредиторская задолженность перед предприятиями ЖКХ из-за дефицита бюджета, расчетно-кассовый центр, «расщепляя» поступающие платежи в строгом соответствии с объемами оказываемых услуг, стабилизирует финансовое положение этих предприятий. Показателем эффективности работы ЕРКЦ служит учет платежей и анализ дебиторской задолженности населения. ЕРКЦ в отличие от пунктов приема Сбербанка и почтовых отделений — информационные, т.е. в них консультируют по вопросам начислений оплаты, предоставления льгот, изменений законодательства, тарифов и т.п. Кроме того, осуществляется организационно-информационное взаимодействие населения с районными администрациями и комитетами посредством помещенных в счетах-квитанциях сообщений и обратная связь — через информационные пункты ЕРКЦ.

Технология расчета и сбора платежей населения вызвала необходимость создания в организациях-сборщиках (ЕРКЦ) базы данных о жителях, к которым отнесено все постоянно проживающее население города, об адресах практически всего жилищного фонда. Обе базы данных обеспечены исчерпывающим объемом параметров, характеризующих жителей, их квартиры и финансовые взаимоотношения по оплате жилья, льготы и субсидии. Таким образом, ЕРКЦ ЖКХ удается создать программно-техническую среду, обеспечивающую взаимодействие администрации, коммунальных и многих других служб города, базовую основу партнерства в условиях рынка. Используя высокие компьютерные технологии, информационную базу данных и компьютерные связи, ЕРКЦ быстрее и качественнее могут провести перерасчеты платежей за ЖКУ с учетом выпадающих доходов для определения размеров льгот и субсидий, а также по уменьшению оплаты при снижении качества услуг. Кроме того, ЕРКЦ в целях рационализации работ, связанных с регистрацией жителей по месту проживания или пребывания, могут облегчить и жителям, и паспортистам процесс регистрации, выполнить расчеты с исполнителями услуг в соответствии с ценами (тарифами и экономически обоснованными затратами), объемом и качеством услуг. Процедура прохождения и «расщепления» платежей в ЕРКЦ в этих случаях подконтрольна и «прозрачна».

При этом единый заказчик (управляющая организация) может сосредоточить свои усилия и ресурсы, включая интеллектуальные, на организации качественной эксплуатации жилищного фонда, обеспечении населения коммунальными услугами в рамках муниципального заказа, а также

на заключении договоров с исполнителями и перечислении бюджетных средств, что может снизить затраты и сократить численность работников. Выполняя перечисленные функции единого заказчика, ЕРКЦ не только позволят добиться более высокого качества и эффективности работы, но и обеспечат потребность администрации области (города) в надежном и объективном контроле процессов в ЖКХ. Объективность объясняется незаинтересованностью ЕРКЦ в определении объемов услуг, затрат на их производство и распределении финансовых потоков.

Существующая ранее система государственного информационного обеспечения (Госстрой России — администрации субъектов Федерации

- администрации муниципальных образований

— предприятия ЖКХ) неэффективна, она не реализована как единый комплексный подход к формированию информационных ресурсов и организации информационного обеспечения.

Организационной основой системы информационного обеспечения будет создание на базе действующих структур информационной поддержки жилищно-коммунальной сферы (государственных, региональных, муниципальных, общественных и коммерческих, а также межрегиональных, международных), единой информационной среды. Основное направление достижения этой цели сегодня — повышение эффективности взаимодействия ее элементов на основе развития коммуникативных связей.

Важнейшим принципом, положенным в основу создания единого информационного поля в ЖКХ, должна стать возможность обеспечения обратной связи с пользователем. Этот принцип позволит не только распространять информацию, но и, получив отклик, своевременно реагировать на актуальные информационные запросы. В результате будут формироваться различные группы информационных ресурсов — от справочных баз данных и обзоров региональных моделей управления ЖКХ до проведения бизнес-семинаров для участников инвестиционных конкурсов. При этом информационный потенциал системы будет увеличен, в том числе и силами ее пользователей.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время расширяется процесс информатизации в управлении ЖКХ России. Наряду с программным обеспечением общецелевого назначения (бухгалтерские программы, по делопроизводству и т.д.) все более широкое применение получает специализированное программное обеспечение отраслевого назначения (расчеты с квартиросъемщиками, расчет тарифа, аренда, инженерные расчеты, задачи энергосбережения, аварийно-диспетчерская служба и т.д.).

И для успешной реализации рассматриваемых, а также иных мер социальной защиты населения является необходимыми создание и использование при работе с населением однородной базы данных. Общая часть (ядро) и локальные поля этой базы имеют многоцелевое использование, создаются совместно с ЕРКЦ (при расчетах за ЖКУ по единому платежному документу «в одно окно») и центрами соцзащиты (при предоставлении адресной социальной помощи населению с учетом льгот и субсидий).

Выполнение этого позволит обеспечить «прозрачность» движения финансовых средств и удобство для потребителей ЖКУ, в том числе имеющих право на все виды социальной помощи, а также ликвидировать препятствия на пути привлечения в отрасль частных инвестиций, без которых дальнейшее реформирование отрасли потребует неподъемных бюджетных затрат и неизбежно растянется на долгие годы.

Увеличить платежеспособность населения в оплате ЖКУ, строительстве и покупке жилья возможно путем так называемой симметричной трансформации бюджетно-налоговой системы и системы доходов населения, и прежде всего оплаты труда. Дело в том, что основные налоги у нас платят предприятия и организации, тогда как в других странах — население. Значительную долю поступлений от государственных налогов, идущих на бюджетное финансирование ЖКХ, целесообразно использовать на увеличение заработной платы, пенсий, социальной помощи, с тем чтобы обеспечить прожиточный минимум каждому, и тогда граждане регулярно будут рассчитываться за ЖКУ. При этом можно будет отказаться и от существенной части льгот по их оплате.

Покрыть такие потребности позволило бы уменьшение НДС с 18 до 14%. За счет этого можно было бы увеличить фонд заработной платы и доходы населения. Кроме того, для повышения фонда оплаты труда на предприятиях и в организациях можно использовать денежные средства, которые будут образовываться за счет сокращения начислений на оплату труда (страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды) с 38,5 до 32%. С ослаблением налогового пресса улучшатся условия развития производства, а следовательно, и роста объема налоговых и других поступлений в казну при более низких ставках налогов и обязательных отчислений.

Реализация перечисленных мер позволяет перейти к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг, предоставлять последние с учетом их обеспечения на конкурсной и договорной основе и ликвидировать примерно полуторное завышение их себестоимости. Соответственно, увеличить тарифы

на оплату коммунальных услуг можно не в 2 раза, а на 25%. Повышение оплаты труда гражданам, имеющим индивидуальное жилье и не пользующимся услугами ЖКХ, расширит их инвестиционные возможности для улучшения жилищных условий.

Также одним из приоритетных направлений развития деятельности предприятий ЖКХ является энергоресурсосбережение. Энергоресурсосбережение является одним из наиболее эффективных направлений научно-технического прогресса и средством активизации структурной перестройки, определяющим фактором долговременного действия, имеющим экономический эффект для всего народного хозяйства страны. Переход к рыночной экономике привел к демонтажу системы государственного регулирования эффективности энергоиспользования. Результатом этого стало разрушение механизмов энергосбережения. Регулирование энергосбережения необходимо на государственном уровне. Предприятия и организации в настоящее время не заинтересованы либо не имеют возможности осуществлять капиталоемкие энергосберегающие мероприятия, а монополизм ТЭКа не сочетается с энергосбережением, поскольку энергоэффективность у потребителей снижает уровень доходов производителей.

Государственная энергосберегающая политика осуществляется на основе реализации федеральных, межрегиональных и региональных программ энергосбережения, организации учета и регулирования расхода энергоресурсов, проведения энергетических обследований предприятий, государственной экспертизы проектов строительства, создания зон демонстрации высокой энергоэффективности. При разработке энергосберегающих программ определяются на заданный расчетный период реализуемый потенциал энергосбережения, первоочередные проекты, механизмы их осуществления, источники финансирования.

Государственная политика энергосбережения предоставляет регионам большие полномочия и возможности в связи с тем, что решение многих экономических и финансовых проблем перемещаются с федерального на региональный уровень. Научно-техническая политика в области энергосбережения должна предусматривать в финансируемых государством программах и проектах энерго- и ресурсосберегающие мероприятия, прошедшие специальную экспертизу.

В настоящее время добиться высокой результативности при организации учета энергоресурсов не удается по простой причине: в стране отсутствуют финансово-экономические «структуры», по-настоящему заинтересованные в организации и постоянном ведении учета энергоресурсов, готовые

инвестировать необходимые средства в создание и эксплуатацию систем учета. Хотя государство в этом заинтересовано, однако попытки рассматривать его как главный и единственный субъект, на который следует возложить все «бремя» забот, противоречат законам рыночной экономики. К тому же сегодня государство не располагает даже минимально необходимыми средствами для наведения порядка в деле учета энергоресурсов.

Предприятия, производящие и продающие энергоресурсы, заинтересованы (как и любые другие предприятия, производящие для сбыта продукцию) прежде всего в увеличении прибыли. Добиться этого они могут тремя способами:

1) снижение себестоимости продукции;

2) увеличение стоимости единицы производимой продукции;

3) увеличение количества реализуемой продукции.

Реализация первого способа предполагает решение предприятиями ряда непростых управленческих и организационно-технических проблем, и по этой причине первый способ не пользуется популярностью среди производителей энергоресурсов. К тому же работы по снижению себестоимости почти всегда предполагают значительные первоначальные затраты.

Второй способ также «не срабатывает», поскольку государство в соответствии с антимонопольным законодательством жестко контролирует тарифы на энергоресурсы.

Остается третий способ — увеличение количества продаваемых потребителям энергоресурсов. Этим способом широко пользуются отечественные производители, которых мало беспокоит, кто оплачивает явно расточительное энергопотребление, удельные показатели которого в 3-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах.

Для успешной реализации энергосберегающих мероприятий необходимо достижение баланса интересов сторон, участвующих в проекте: энергосберегающего предприятия, его потребителей и государственных органов. Причем последние принимают решения о финансировании проекта из бюджета и осуществляют регулирование тарифов.

Казалось, государственные органы должны быть более заинтересоваными в переводе всего ЖКХ на энергоэффективный путь развития. Снижение потребления энергоресурсов уменьшит платежи бюджетных организаций, себестоимость продукции хозяйствующих субъектов, повысит их конкурентоспособность, увеличит их прибыль, обеспечит пополнение бюджета всех уровней, положительно отразится на экологической обстановке, даст толчок к развитию регионов.

Энергоэффективность предусматривает поэтапный подход, начиная с внедрения малозатратных мероприятий по устранению сверхнормативных потерь до комплексного научно-технического перевооружения с учетом последних достижений в области энергоресурсных сбережений. В их основе энергетические обследования (энергоаудит) сооружений и систем, вырабатывающих и транспортирующих тепло и воду, а также объектов, их потребляющих, составление энергетических паспортов, нормирование, учет, контроль и анализ расхода топливно-энергетических ресурсов.

К основным приоритетам в энергетической политике государства относится экономия энергетических ресурсов. Особенно актуальным является внедрение современного энергетического оборудования, средств автоматизации и диспетчеризации в области распределения и потребления энергии.

Также одним из перспективных направлений эффективного функционирования ЖКХ является применение такого инструмента реформирования жилищно-коммунального сектора, как лизинг, так как одной из целей проведения жилищно-коммунальной реформы является скорейшее обновление основных фондов предприятий ЖКХ, внедрение нового высокопроизводительного технологического оборудования. Следует отметить, что старение и выход из строя основных фондов предприятий достигли столь огромных масштабов, что на их замену ежегодно требуются десятки миллиардов рублей. Указанных средств нет ни у предприятий ЖКХ, ни в бюджетах муниципальных образований. Кроме того, стоимость новых высокопроизводительных машин зачастую превышает миллионы рублей. В настоящее время приобретение новой техники, машин, оборудования становится для предприятий непосильным бременем при огромном дефиците и простаивающих мощностях заводов-изготовителей. Выходом из сложившейся ситуации может стать приобретение техники по лизинговому соглашению, так как состав затрат, включаемых в себестоимость, позволяет учитывать затраты на оплату процентов по получаемым заемным средствам вместе с кредитами банков и других организаций, используемых субъектами лизинга.

Внедрение лизинга в ЖКХ — процесс закономерный, так как оно позволяет обеспечить привлечение необходимых инвестиций в отрасль и произвести замену изношенного оборудования котельных, тепловых и водопроводных магистралей, технического оборудования. В промышленно развитых странах доля лизинга в общих объемах инвестиций составляет 25 — 30%. В России этот вид деятельности составляет менее 1%, а в ЖКХ к услугам лизинговых компаний обращались лишь несколько предприятий.

Основные положения развития форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности регулируются Федеральным законом от 29.10.1998. №164 -ФЗ «О лизинге». Предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы-здания, сооружения, оборудование (трубы, задвижки, котельное оборудование, станки и т.д.), транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лизинговая деятельность осуществляется на основе разрешения (лицензии). Основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинг, разделяющий участников лизинга (лизингодатель, лизингополучатель и продавец) на резидентов и нерезидентов страны. Лизинговое соглашение может предусматривать как постоянный размер ежемесячного платежа в течение срока действия соглашения, так и иной. Обычно лизинговая компания финансирует до 75% стоимости лизинговой сделки, обязательным условием которой является предоставление клиентом обеспечения регулярного поступления лизинговых платежей в виде залога (заклада) ликвидного имущества, поручительства материнской компании или контрагентов, гарантий банков и др. В практике лизинговые компании принимают поручительство (гарантии) только с солидарным характером ответственности поручителя-гаранта.

Так как лизинговые соглашения носят долговременный характер, важен вопрос обеспечения гарантий выплаты лизинговых платежей лизингополучателем. Обеспечение должно быть предоставлено лизингополучателем на всю сумму обязательств по соглашению. Это могут быть любые высоколиквидные активы:

— сам предмет лизинга (с учетом цены его реализации на вторичном рынке);

— залог оборудования, транспортных средств и другого ликвидного имущества;

— залог недвижимого имущества;

— заклад ценных бумаг;

— поручительства платежеспособных предприятий, в том числе прямо или косвенно участвующих в реализации проекта;

— банковские гарантии.

При оценке стоимости имущества, передаваемого в залог (в том числе и самого объекта лизинга), применяются дисконтные коэффициенты — от 0,3 до 0,7 — в зависимости от ликвидности. Предоставляемое в залог в качестве обеспечения имущество (кроме ценных бумаг) должно быть застраховано от рисков повреждения, хищений и гибели.

Учитывая потребность предприятий ЖКХ в машинах, механизмах, технологическом оборудовании, ежегодный оборот средств лизинговых сделок, по самым скромным подсчетам, может составить 5-6 млрд руб.

Управление реформирования ЖКХ Госстроя России совместно с заинтересованными предприятиями планирует осуществить проект по организации приобретения по лизингу специальной техники.

ЖКХ, как и любая другая отрасль национальной экономики, продолжает оставаться целостным хозяйственно-финансовым механизмом, устойчивая деятельность которого направлена на удовлетворение насущных потребностей каждого россиянина. Поэтому только надежное функционирование всех звеньев управления этой важной отраслью жизнеобеспечения будет способствовать повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания на местах.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Жилищный кодекс РФ.

3. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ

к Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы» от 17.11.2001. № 797.

4. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ от 28.04.1998. № 428.

5. Башмаков И.А. Модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002. №5. С. 36-41.

6. Бежаев О.Г. Проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002. № 9. С. 7-12.

7. Болотин В.В. Финансовые проблемы реформы ЖКХ// Финансы. 2002. № 2. С.12-19.

8. Клавдиенко В. Энергетическая проблема в контексте концепции устойчивого развития// Общество и экономика. 2002. № 5. С. 51-59.

9. Крюгер Э. Экономический рост и реформы в России// Вопросы экономики. 2002. № 6. С. 4-10.

10. Кузовкин А.И. Тарифная политика и конкурентный рынок электроэнергии. // Эко. — 2002. - № 9. - С. 50-54.

11. Озорников А.И. Энергосбережение в жилищном фонде // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2003. № 34. - С. 78-78.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 921-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 921-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.