Научная статья на тему 'Индикативное управление развитием предприятий сферы услуг'

Индикативное управление развитием предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / INDICATIVE PLANNING / ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INDICATIVE MANAGEMENT / ПЛАНОВЫЙ НОРМАТИВ / PLANNING STANDARD / СФЕРА УСЛУГ / СЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SERVICE ENTERPRISE / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES / SCOPE OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Альбина Алексеевна

Уровень развитости сферы услуг является одним из важных показателей, характеризующих социально-экономическую систему в целом. В современных условиях, в силу ряда причин, наблюдается замедление роста сервисной сферы. Это негативно влияет как на экономические показатели (диверсификация экономики, объемы ВВП/ВРП, объем перечисляемых в бюджет налогов и др.), так и на социальные (удовлетворенность уровнем жизни, доступность образования, здравоохранения и т.д., уровень занятости и др.). По этой причине необходимо усиление государственного регулирования деятельности предприятий сферы услуг, направленное на стимулирование их хозяйственной активности. В условиях рыночной модели хозяйствования это усиление регулирования может быть осуществлено посредством более широкого использования методов индикативного планирования и индикативного управления. Предлагается их развитие с учетом специфики сферы услуг и конкретных региональных условий хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicative Management Development of the Service Sector in the Russian Federation

The article has examined indicative management development of the service sector (SS) within the Russian Federation (RF). It claims that the level of SS development is a major indicator of the country's overall state of socio-economic growth. The critique suggests at this stage that under modern RF conditions there has been a slowdown of SS expansion due to a number of causes. The commentary adds that this slowdown has adversely influenced economic (such as the GDP, GRP and economic development) and social (including health care, satisfaction with the quality of life, and access to employment and education) indicators. Consequently, the review calls for Russia to fortify state regulation of service industries as a stepping-stone to improving their economic functionality. Subsequently, the blueprint turns to a 'market economic model' to show how state regulations using indicative planning methods such as indicative management could be implemented. The aforementioned model invites various RF factors to contribute to SS development, particularly at regional economic levels.

Текст научной работы на тему «Индикативное управление развитием предприятий сферы услуг»

Индикативное управление развитием предприятий сферы услуг

Indicative Management Development of the Service Sector in the Russian Federation

< —

X

УДК 338.46:005

Волкова Альбина Алексеевна

доцент Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул.,

д. 21

Volkova Al'bina Alekseevna

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation,191023

Уровень развитости сферы услуг является одним из важных показателей, характеризующих социально-экономическую систему в целом. В современных условиях, в силу ряда причин, наблюдается замедление роста сервисной сферы. Это негативно влияет как на экономические показатели (диверсификация экономики, объемы ВВП/ВРП, объем перечисляемых в бюджет налогов и др.), так и на социальные (удовлетворенность уровнем жизни, доступность образования, здравоохранения и т.д., уровень занятости и др.). По этой причине необходимо усиление государственного регулирования деятельности предприятий сферы услуг, направленное на стимулирование их хозяйственной активности. В условиях рыночной модели хозяйствования это усиление регулирования может быть осуществлено посредством более широкого использования методов индикативного планирования и индикативного управления. Предлагается их развитие с учетом специфики сферы услуг и конкретных региональных условий хозяйствования.

Ключевые слова: индикативное планирование, индикативное управление, плановый норматив, сфера услуг, сервисное предприятие, социально-экономическое развитие территории

The article has examined indicative management development of the service sector (SS) within the Russian Federation (RF). It claims that the level of SS development is a major indicator of the country's overall state of socio-economic growth. The critique suggests at this stage that under modern RF conditions there has been a slowdown of SS expansion due to a number of causes. The commentary adds that this slowdown has adversely influenced economic (such as the GDP, GRP and economic development) and social (including health care, satisfaction with the quality of life, and access to employment and education) indicators. Consequently, the review calls for Russia to fortify state regulation of service industries as a stepping-stone to improving their economic functionality. Subsequently, the blueprint turns to a 'market economic model' to show how state regulations — using indicative planning methods such as indicative management — could be implemented. The aforementioned model invites various RF factors to contribute to SS development, particularly at regional economic levels.

Keywords: indicative planning, indicative management, planning standard, scope of services, service enterprise, socio-economic development of the territories

Развитость сферы услуг является одним из индикаторов уровня развития экономики как региона, так и

страны в целом [1-2]. Показатели развития сферы услуг за последние 20 лет свидетельствуют о том, что ее бурный рост в конце 1990-х — начале 2000-х гг. резко замедлил темпы, а в дальнейшем сменился состоянием, близким к стагнации. Дальнейшее развитие сферы, производящей услуги, требует привлечения интереса предпринимателей и существенной концентрации ресурсов, а также активизации государственной (региональной) поддержки предпринимательской деятельности для обеспечения финансирования инвестиционного процесса рассматриваемой сферы.

При этом тезис о необходимости развития сферы потребительских услуг путем прямого наращивания мощностей справедлив лишь для условий расширяющейся экономики и не учитывает факторов, влияющих на формирование экономического механизма реального функционирования данной отрасли, присущей ей специфики. Отметим, что совершенно необъяснимым в рамках существующих теоретических подходов [3-6] является факт резкого замедления развития сферы потребительских услуг, несмотря на низкий уровень конкуренции в ней. В первую очередь это обстоятельство заставляет полагать, что существующие теории игнорируют условия экономического равновесия в регионе, городе или поселении и условия, при которых стимулируется или, наоборот, дестимулируется активность предпринимателей, действующих в этой отрасли.

Ключ к пониманию закономерностей развития сферы услуг лежит в научном описании функционирования экономического механизма развития сферы потребительских услуг на основе конкурентного развития рынка. Неотъемлемым элементом этого механизма является индикативное планирование развития экономики, осуществляемое властями [7].

Индикативное планирование экономики достаточно давно и с большим успехом используется в таких зарубежных странах, как Франция, Япония, Китай и др. Во Франции, например, данная процедура является инструментом не только информационного обеспечения, но и координации интересов государства, а также прочих экономических субъектов. Правительство может воздействовать на любые экономические процессы с помощью правильного и достоверного донесения информации до всех участников, тем самым их заинтересовывая в выполнении намеченных планов в полном объеме.

В Японии индикативное планирование представлено несколько другой моделью. Здесь общегосударственное социально-экономическое развитие страны осуществляется в виде специальных госпрограмм, не являющихся законодательным актом для безусловного выполнения хозяйствующими субъектами. Основная функция такого планирования сводится к мотиваци-онной, информационно-ориентирующей, направляет предприятия на исполнение задач, которые сформулированы правительством, в общенациональных интересах.

> <

Китай использует индикативное планирование для формирования определенной системы параметров, которые должны охарактеризовать актуальное состояние и предстоящее развитие экономической жизни государства. Основное направление такого вида государственной деятельности — принятие конкретных мер правительственного воздействия на протекание экономических и социальных процессов для достижения необходимых их параметров [8, с. 51].

Индикативное планирование в России — это специальная процедура, выполняемая при исполнении соответствующего закона РФ, которым предусмотрено на замену ежегодного прогноза социально-экономического развития государства составлять годовые планы индикативного характера. Еще один немаловажный момент в данной сфере деятельности государства — определиться со стратегическими направлениями развития страны. Для того чтобы полнее рассмотреть данное понятие, необходимо охарактеризовать основные термины, тесно связанные с планированием.

Во-первых, это индикатор, определяемый в качестве предела показателя экономической специфики, внутри которого субъект хозяйствования может полноценно развиваться и просто функционировать. Во-вторых, нужно рассмотреть индикативный план в виде документа, выполняющего информационно-ориентирующую функцию и отражающего индикаторы, к которым обязаны стремиться все субъекты без исключения. Третьим важным термином является понятие «индикативные цены». Данный показатель разрабатывается с использованием информации, которая получена от статистических, финансовых и таможенных государственных органов, а также банковских учреждений. При этом должны быть учтены мировые стандарты качества, конъюнктура всех видов рынков (внешних и внутренних), прогнозы ожидаемых ценовых колебаний и другая информация ценового характера. В этом случае утверждается соответствующий перечень индикативных цен. Данная информация поступает в публикацию ежемесячно. Узаконенные цены должны быть использованы предпринимательским сектором в обязательном порядке при заключении различных внешнеторговых соглашений.

Индикативное планирование является элементом индикативного управления. Индикативное управление — это управление, в основе которого лежит исследование значений индикаторов экономических показателей. Индикативное планирование принципиально отличается от централизованного планирования. В централизованно планируемой экономике параметры планов предприятий, цены на продукцию, заработная плата работников, система распределения прибыли и объем ресурсов производства определялись путем

дезагрегации стратегических пятилетних планов и носили директивный характер. Они были обязательны к выполнению, т. е. носили чисто административный характер. Показатели планов являлись критериями оценки деятельности предприятий.

Выполнение плановых заданий поддерживалось системой материального стимулирования работников и чисто административными методами руководства директоратом предприятий. По большому счету, в централизованно планируемой экономике был разработан и эффективно действовал механизм оценки эффективности деятельности предприятий и организаций, подобный сбалансированной системе показателей (ССП).

Выделают два подхода к определению системы индикаторов [9, с. 20].

1. Традиционный подход к определению системы индикаторов, представленный на рис. 1. Основным недостатком такого подхода к определению системы индикаторов является то, что он базируется на субъективном избирательном механизме целе-полагания и установления индикаторов. В рамках такого подхода чрезвычайно легко упустить из виду многие явления и их индикаторы, не попадающие в систему целей, сформированную экспертами.

2. Объектный подход к определению системы индикаторов. При объектном подходе обеспечивается выделение индикаторов состояния объектов управления. Индикаторы численно определяют каждую характеристику объекта управления. Тем самым исключается возможность упущения из виду важных характеристик и их текущего численного состояния. В отличие от объектного подхода, при традиционном подходе декомпозиции целей и задач и выбора индикаторов под них возникает очень большая сложность с замером значений индикаторов на долгосрочном временном горизонте, так как цели и задачи (соответственно, и их индикаторы) в данном случае являются динамическими элементами и меняются в зависимости от ситуации (изменение федеральных приоритетов, изменение политики субъекта Федерации, изменение направлений работы органов власти и др.). Это влечет за собой изменение состава индикаторов в системе мониторинга и не позволяет собирать по ним данные, важные для отслеживания тенденций [10, с. 114].

Рассмотренные положения индикативного планирования и управления по-разному реализуются в различных секторах экономики. В частности, имеют они специфику и в сфере услуг. Современное изучение сервисной сферы основывается на различных классификациях, используемых как на международном, так и на национальном уровне. Так, в рамках ВТО выделяется более 150 видов услуг. Кроме того применяются

Концепции пространственного размещения, регионального роста и развития

Концепции современной региональной, рыночной экономики

Авторы теорий

>

Й. Тюнен, В. Лаунхард, А. Вебер, В. Кристаллер, А. Лёш, А. Шоу,

У. Айзард, X. Бос, В. Алонсо, Э. Хекшер, Б. Олин, А. Маршалл, Т. Пуу, Ф. М. Шерер, Д. Росс, Р. Коуз, Д. Рикардо, О. Энглендер, А. Предель, Т. Паландер, Э. Гувер, Ф. Кларк и др.

Рассматривают

факторы

оптимизации

транспортных

производителей

A. Г. Аганбегян, А. И. Буфетова, П. В. Гришина, А. В. Евсеенко, Б. С. Жихаревич, С. В. Казанцев, 3. И. Калугина, Е. Б. Кибалов, Е. А. Колмак, В. И. Клисторин, Н. А. Кравченко, В. В. Кулешов, Ю. Г. Лаврикова, Б. Л. Лавровский, Н. И. Ларина, В. Я. Любовный,

B. Ю. Мапов, В. Д. Маршак, А. С. Маршалова, Б. В. Мелентьев,

Л. В. Мельникова, А. С. Новоселов, В. Н. Папело, Т. Г. Ратьковская,

B. Н. Ресин, В. Е. Селиверстов, Ю. А. Симагин, В. П. Суслов,

C. А. Суспицын, А. И. Татаркин, Г. А. Унтура, А. Г. Шахназаров,

Р. И. Шнипер, А. Л. Шушарин, М. А. Ягольницер, О. Н. Яницкий и др,

Рассматривают модели

одномерного или

двумерного

пространства

Рассматривают инфраструктуру и социально-экономическое положение

Рассматривают институты иерархии управления

Рассматривают процессы стратегического развития

Рассматривают развитие отдельных отраслей

Концепция развития сферы потребительских услуг (отраслевой подход):

уточненный категориальный аппарат; постулаты, формирующие основу теории; концептуальные аспекты, раскрывающие условия и процесс формирования теории

Транспорт, промышленность,

связь, сельское хозяйство, строительство, торговля и т. д.

Рис. 2. Эволюция теоретических представлений о сфере услуг [13, с. 65]

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, классификация Организации экономического сотрудничества и развития и многое другое [11, с. 10].

Понятие «сфера услуг» обладает наибольшей терминологической неустойчивостью. Традиционно под сферой услуг понимается совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, связанных с оказанием услуг населению в таких областях, как бытовое обслуживание, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и искусство и т. д. Однако в приведенном определении сфера услуг включает лишь часть отраслей, относимых к социальной сфере (например, отсутствуют отрасли туризма и гостиничных комплексов). Также под сферой потребительских услуг понимается множество предприятий, которые оказывают услуги населению или/и домохозяйствам, отвечающие введенным признакам.

В рамках известных научных концепций, входящих в состав теорий размещения и теорий регионального роста и развития, специальные исследования сферы потребительских услуг проводились недостаточно. Сфера услуг в целом и сфера потребительских услуг в частности рассматривались лишь в аспекте признания факта их существования, но никак не в аспекте признания важности этой сферы экономики и необходимости количественного описания ее развития (рис. 2).

Сфера услуг — значимая часть экономики, основанная на синергии интересов заинтересованных в ее развитии элементов. Задача власти в лице органов муниципального (регионального) управления сферой потребительских услуг, как, впрочем, и любой другой

отраслью региональной экономики, заключается в создании необходимых условий поддержки максимального уровня конкуренции, что обеспечивается стимулированием появления новых предприятий в сфере услуг.

Сфера потребительских услуг, наличие которой является необходимым элементом общественного разделения труда, создает приемлемые при данном уровне экономического развития условия комфортного проживания населения. Выбор индивида всегда осуществляется исходя из максимизации личных выгод в пространстве между решением не тратить деньги из своего личного дохода на приобретение услуг, занимаясь самообслуживанием, что не оставляет времени для основных занятий, приносящих ему дополнительный доход, и решением потратить деньги на приобретение услуг, освобождая при этом время для профессиональной деятельности, чтобы зарабатывать значительно больше [12, с. 66].

Исходя из описанных концептуальных теоретических представлений на сферу услуг и индикативное управление ею, представляется возможным сформулировать основные элементы методологии развития сферы потребительских услуг как учение о принципах, способах и формах научного познания [13, с. 42].

Принципы методологии:

Принцип 1: ограниченности спроса. В общетеоретическом смысле (емкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (Р) и количеством товара (О), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени. Сфера потребительских услуг развивается в ограничениях, объективно формирующихся

< сложившимся уровнем экономического развития кон-ш кретной территории.

Принцип 2: ценовой доступности. Сфера потреби-^ тельских услуг в своем предложении должна ориентире роваться на разный уровень доходов населения, пред-5 лагая достаточно широкий диапазон цен на услуги с х учетом сложившегося на территории (в поселении) х платежеспособного спроса.

ш Принцип 3: территориальной дисперсии. Сфера т потребительских услуг создает условия получения £ потребительских услуг в границах зон доступности > (обитание или проживание) населения, равномерного 2 распространения по территории (поселению) специа-н лизированных предприятий, оказывающих населению

< услуги потребительского характера.

1= Принцип 4: диверсификации бизнеса. Видовое х предложение потребительских услуг на территории х города (ареала, поселения) должно быть не ниже о перечня, определенного исследованием потребитель-н- ского спроса. Производство новых, дополнительных видов обслуживания и товарных единиц способно в короткие сроки привести отрасль к горизонтальному расширению, помочь предпринимателям создавать из узкоспециализированных предприятий полноценные компании, способные одновременно оказывать не одну или несколько, а сразу комплекс необходимых потребителям услуг.

В работах Е. А. Разомасовой, исходя из концепции экономического равновесия, предложена методика формирования количественной индикативной нормы предприятий сферы потребительских услуг, позволяющая, в отличие от действующих и экономически не обоснованных нормативов, научно обосновать необходимое количество предприятий сферы потребительских услуг в крупном городе, исходя из внутренних экономических условий территории, что дает возможность перевода рассматриваемой сферы на более высокий уровень развития за счет введения в практику современных методов индикативного управления.

Отсутствие реальной конкуренции и территориальное сосредоточение предприятий, оказывающих услуги потребительского характера, приводят к искусственному росту дефицита, повышению цен на услуги, снижению потребительской мотивации на периферии города. В связи со сказанным предлагается методика расчета необходимого числа предприятий сферы потребительских услуг на рынке города [14, с. 44]:

1) отбираются территории, где рассматриваемая услуга оказывается по одной и той же технологии;

2) выбирается территория с ценой на услугу, используемой в дальнейшем в качестве эталона — ориентира в расчетах (например, с минимальной ценой);

3) рассчитывается усредненная операционная себестоимость (с) предоставления услуги;

4) рассчитывается усредненная операционная рентабельность (г) услуги, исходя из цены ориентира и операционной себестоимости;

5) на основе стандартных приемов определяются параметры ^ и Ь) функции спроса (цена/сбыт) на услугу на исследуемой территории;

6)на основании модели экономического равновесия Курно (или другой, альтернативной модели равновесия) рассчитывается оптимальное число предприятий (п), оказывающих рассматриваемую услугу на территории;

7) рассчитывается индикативный норматив количества предприятий рассматриваемого вида на 1000 чел. населения.

Рассчитанное таким образом значение оптимального количества предприятий можно рассматривать как упомянутую искомую индикативную норму взамен малообоснованной нормы СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78). Необходимо отметить следующее:

1. С учетом покупательной способности населения, национальных, религиозных, культурных, местных особенностей количество предприятий сферы потребительских услуг в каждом городе, так же как и вытекающая из него индикативная норма, являются сугубо индивидуальными для предприятий каждого вида на каждой исследуемой территории.

2. Полученный индикативный норматив, сравниваемый с фактическим числом предприятий сферы потребительских услуг на исследуемой территории, показывает, что: а) если фактическое значение количества предприятий сферы потребительских услуг ниже индикативного норматива, то это говорит о недоразвитии отрасли; б) если фактическое значение количества предприятий сферы потребительских услуг выше индикативного норматива, то это говорит о кризисе перепроизводства.

На основе изложенного индикативно ориентированного подхода можно исследовать любые виды услуг, где каждый участник рыночных отношений сможет достичь желаемого результата рыночными способами, без прямого вмешательства государства. Следует также отметить, что подобного рода регулирование предпринимательской деятельности в соответствии с известными экономическими законами неизбежно приведет к росту качества предоставляемых услуг, повышению их территориальной доступности и снижению цен на них [11, с. 123].

Таким образом, обобщая, можно сделать следующие выводы. Современное изучение сервисной сферы основывается на различных классификациях, используемых как на международном, так и на национальном уровне. Так, в рамках ВТО выделяется более 150 видов услуг. Кроме того, применяются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, классификация Организации экономического сотрудничества и развития и др. Тем не менее используемые классификации не всегда предоставляют возможности для эффективности регулирования развития сферы услуг. Они более ориентированы на учетно-аналитические функции.

«Сервисная революция», усиление неценовых методов конкурентной борьбы побуждают предпринимателей к диверсификации деятельности, в процессе которой усиливается интеграция услуг (соединяются различные их виды). Трансформация деятельности по предоставлению услуг происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социально-демографических, научно-технических и иных факторов. Степень и направления воздействия этих факторов неодинаковы на различных стадиях эволюции как сферы услуг, так и общества в целом. Это вынуждает гибко перестраивать методы государственного воздействия на сферу услуг и ее предприятия. При этом на первый план выходят методы индикативного управления.

Сфера услуг развивается лишь в рамках ограничений, образуемых, с одной стороны, покупательной способностью жителей территории рассматриваемого поселения, а с другой стороны, активностью предпринимателей, действующих в условиях предпри-

нимательских рисков и участвующих в конкурентной борьбе. Именно поэтому индикативное воздействие на указанных субъектов оказывается в современных условиях наиболее эффективным методом регулирования развития сферы услуг.

Литература

1. Волкова А. А. Методические аспекты обеспечения качества процессов обслуживания населения // Экономика и управление. 2011. № 10. С. 64-66.

2. Плотников В. А., Федотова Г. В. Индикаторы стратегического регионального планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 17. С. 21-33.

3. Дворцова У. Н. Инфраструктурное обеспечение деятельности организаций сферы услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 1 (79). С. 86-88.

4. Жукова Е. А., Плотников В. А. Потребительский рынок и его значение для региональной экономики // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2013. № 2 (42). С. 7-14.

5. Волкова А. А. Особенности инновационного развития сервисной сферы и организации обслуживания населения // Экономика и управление. 2011. № 11. С. 81-84.

6. Белоногова Ю. Г. Эффективность использования рыночных инструментов на малых предприятиях сферы услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 2 (80). С. 80-82.

7. Вертакова Ю. В. Индикативное управление устойчивым развитием регионального хозяйственного комплекса: Ав-тореф. дисс. ... д-ра экон. наук / Воронежский гос. технич. ун-т. Воронеж, 2005. 39 с.

8. Петров А. Н. и др. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2011. 157 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Основы теоретической экономики: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Д. Ю. Миропольский, И. А. Мак-симцев, Л. С. Тарасевич. СПб.: Питер, 2014. 512 с.

10. Разомасова Е. А. Сфера услуг: теория, состояние и развитие / НОУ ВПО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации». Новосибирск, 2011. 136 с.

11. Макаревич А. Н. Предпосылки становления и экономические особенности функционирования сферы услуг // Вестник Новгородского государственного университета.

2011. № 61. С. 8-12.

12. Басс А. Я., Разомасова Е. А. К вопросу о некоторых существенных условиях формирования стратегии развития сферы потребительских услуг // Вестник НГУЭУ.

2012. № 2. С. 61-68.

13. Разомасова Е. А. Место сферы услуг в российской экономике // Сибирская финансовая школа. 2010. № 5. С. 40-44.

References

1. Volkova A. A. Metodicheskie aspekty obespecheniya kachest-va protsessov obsluzhivaniya naseleniya [Methodological

aspects of quality assurance of public services processes]. < Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 10, pp. 64-66. ^

2. Plotnikov V. A., Fedotova G. V. Indikatory strategicheskogo 5 regional'nogo planirovaniya [Indicators of strategic regional * planning]. Finansovaya analitika: problemy iresheniya, 2014, m no. 17, pp. 21-33. 5

3. Dvortsova U. N. Infrastrukturnoe obespechenie deyatel'nosti 2 organizatsiy sfery uslug [Infrastructure support activities x of service organizations]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo x universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Peters- ^ burg Univ. of Economics and Finance], 2013, no. 1 (79), ^ pp. 86-88. <

4. Zhukova E. A., Plotnikov V. A. Potrebitel'skiy rynok i ego d znachenie dlya regional'noy ekonomiki [Consumer's market ^ and its importance to the regional economy]. Uchenye zapiski ^ Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki \-[Memoirs of the St. Petersburg University of Management < and Economics], 2013, no. 2 (42), pp. 7-14. ¡^

5. Volkova A. A. Osobennosti innovatsionnogo razvitiya ser- x visnoy sfery i organizatsii obsluzhivaniya naseleniya [Peculiar ^ features of innovative development of service sector and cl population service organization]. Ekonomika i upravlenie, ° 2011, no. 11, pp. 81-84. i-

6. Belonogova Yu. G. Effektivnost' ispol'zovaniya rynochnykh instrumentov na malykh predpriyatiyakh sfery uslug [Effective use of market instruments in small service enterprises]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov [Bulletin of St. Petersburg Univ. of Economics and Finance], 2013, no. 2 (80), pp. 80-82.

7. Vertakova Yu. V. Indikativnoe upravlenie ustoychivym raz-vitiem regional'nogo khozyaystvennogo kompleksa. Dokt. ekon. nauk diss. Avtoref. [Indicative management of regional economic complex sustainable development. Dr. econ. sci. diss. Synopsis]. Voronezh, Voronezh STU Publ., 2005. 39 p.

8. Petrov A. N. et al. Indikativnoe planirovanie: teoriya i puti sovershenstvovaniya [Indicative planning: Theory and ways of improving]. St. Petersburg, Znanie Publ., 2011. 157 p.

9. Miropol'skiy D. Yu., Maksimtsev I. A., Tarasevich L. S. Osnovy teoreticheskoy ekonomiki [Fundamentals of theoretical economics]. St. Petersburg, Piter Publ., 2014. 512 p.

10. Razomasova E. A. Sfera uslug: teoriya, sostoyanie i raz-vitie [Services sector: Theory, state and development]. Novosibirsk, Siberian University of Consumer Cooperatives Publ., 2011. 136 p.

11. Makarevich A. N. Predposylki stanovleniya i ekonomicheskie osobennosti funktsionirovaniya sfery uslug [Preconditions of formation and economic features of the service sector functioning]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Novgorod State University], 2011, no. 61, pp. 8-12.

12. Bass A. Ya., Razomasova E. A. K voprosu o nekotorykh sushchestvennykh usloviyakh formirovaniya strategii raz-vitiya sfery potrebitel'skikh uslug [On some significant conditions of forming of the consumer services development strategy]. VestnikNGUEU [Bulletin of the Novosibirsk State University of Economics and Management], 2012, no. 2, pp. 61-68.

13. Razomasova E. A. Mesto sfery uslug v rossiyskoy ekonomike [Place of services sector in Russian economy]. Sibirskaya finansovaya shkola, 2010, no. 5, pp. 40-44.

В следующем номере

Следующий номер российского научного журнала «Экономика и управление» на тему «Стратегия развития Северо-Востока России» будет посвящен 75-летию Магаданской области.

Рекомендуем ознакомиться с публикациями авторов:

Печеного В. П. Стратегия региона — экономический прорыв

Печеный Владимир Петрович — губернатор Магаданской области Абрамова С. В. Магадан: социально-экономические реалии и перспективы развития

Абрамов Сергей Васильевич — мэр города Магадана Выпуск будет осуществлен при поддержке Правительства Магаданской области и Мэрии г. Магадан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.