Научная статья на тему 'Индикативное планирование как инструмент рыночного управления'

Индикативное планирование как инструмент рыночного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование как инструмент рыночного управления»

Т. В. Уско&Ё

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЫНОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проблема рационального сочетания плановых и рыночных рычагов в управлении, планирования социально-экономического развития территориальных образований особенно актуальна для современной России.

Планирование как особый вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развитию объекта управления, рассчитанной на определенный период времени. Результатом процесса планирования выступает план, дающий описание будущего (желаемого) состояни и/или тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, мероприятия по их достижению с указанием необходимых ресурсов и исполнителей.

Планированию свойственны следующие принципиальные особенности:

• направленность плана на достижение определенных результатов в перспективе;

• гибкость системы планирования, ее способность адаптироваться к постоянным изменениям как объекта управления, так и внешней среды;

• направленность процесса планирования на предотвращение ошибочных действий и использование имеющихся возможностей для достижения желаемого состояния;

• активное преобразование объекта планирования и внешней по отношению к нему среды.

Планомерность как общественная категория возникает по мере становления общественно-государственной, муниципальной

Ускова Тамара Витальевна - научный сотрудник, зав. лабораторией ВНКЦ

шИШШ дэми рАн-

собственности. Экономическая мысль, совершая поиск путей становления системы планирования, испытывала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни.

Известно, что Советский Союз был первым в мире государством, где основополагающая идея марксистского учения о возможности планомерного управления народным хозяйством многие десятилетия являлась ведущей в теории управления и реализованной на практике. Планирование сыграло немаловажную роль в успехах интенсивного развития советской экономики, особенно в сфере ускоренной индустриализации.

Становление и совершенствование форм и методов планирования и прогнозирования в России происходило в начале двадцатых годов прошлого века. С целью организации планового руководства хозяйством страны в 1917 г. был создан Высший Совет Народного хозяйства (ВСНХ), который впоследствии превратился в руководящий центр управления и планирования промышленности. В феврале 1920 г. учреждена Государственная комиссия по электрификации России, на основе которой в 1921 г. организован Госплан

- общегосударственная плановая комиссия. Основная задача комиссии заключалась в разработке государственного плана электрификации страны - плана ГОЭЛРО. В нем на основе анализа экономического положения России в целом и по районам была представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. Это первый опыт научного, перспективного планирования. К разработке методологии планирования подключились тогда представители российской экономической школы. Среди ученых завязалась дискуссия по ряду принципиальных вопросов.

Во-первых, это подходы к планированию. Так, известные теоретики 20-х годов Н.Д. Кондратьев («План и предвидение») и В.Н. База-

ров («Принципы построения перспективного плана») в качестве отправного пункта методологии планирования рассматривали генетические и телеологические (целевые) начала создания плана. Н.Д. Кондратьев считал предпочтительным генетический подход, который исходит из учета объективных условий, из анализа прошлого опыта других стран и экстраполяции выводов на будущее. Для планирования это означало его опору на научное предвидение, вытекающее из прошлого, без учета конкретных потребностей общества и изменяющихся условий. Другой исследователь того времени - А.Н. Ковалевский в брошюре «К методологии перспективного планирования» (1924 г.) отмечал, что план должен строиться не генетически, а телеологически, не путем проектирования в будущее фактической динамики настоящего, а посредством целевого построения преобразований. Хозяйствование, не подчиненное общественной цели, по его мнению, означает стихийность развития.

Во-вторых, в методологии планирования долгое время оставался спорным вопрос о соотношении объективного и субъективного начал в формировании плана. А.Н. Ковалевский отмечал, что при выборе цели, ее обосновании сказывается субъективная позиция того или иного ученого, специалиста, государственного деятеля. Этот фактор, иногда существенно влияя на разработку плана, способен искажать его целевую установку, делать ее проблематичной, научно необоснованной. Однако эта проблема так и не была решена, что в дальнейшем послужило источником возникновения бюрократического стиля управления экономикой, который известен как командно-административный.

В-третьих, особое внимание ведущие ученые того времени уделяли проблеме реальности планов, подвергали резкой критике отрыв их целей от имеющихся возможностей, разработку так называемых «смелых» планов. Н.Д. Кондратьев призывал не поддаваться гипнозу гигантских, но несбыточных проектов, «фетишизму цифр»: «Одно из двух: или мы хотим иметь серьезные и реальные

планы и в таком случае должны говорить в них лишь то, на что мы имеем известные научные основания; или мы будем продолжать заниматься всевозможными «смелыми» расчетами и выкладками на будущее без достаточных оснований, и тогда мы должны заранее примириться, что эти расчеты произвольны, что такие планы лишены реальности. Но какая цель и цена таких планов? В лучшем случае они останутся безвредными, потому что они мертвы для практики. В худшем - они будут вредными, потому что могут ввести практику в тяжелые ошибки» [1].

Первые планы носили индикативный характер, за исключением некоторых ключевых отраслей. Однако с начала 30-х годов планы становились строго обязательными, приобрели директивный характер. Постепенно расширялся круг объектов планирования и планируемых показателей. Наряду с планированием развития экономики стало уделяться внимание планированию социального развития, а позже, с десятой пятилетки (1976 -1980 гг.), осуществлялось планирование охраны окружающей среды.

Важным этапом в развитии планирования является принятие в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Этот документ предусматривал усиление роли пятилетних планов, «введение системы, включающей 20-летнюю программу научно-технического прогресса и 10-летние планы основных направлений социально-экономического развития».

В целях улучшения работы плановых органов, повышения научной обоснованности планов и перехода от преимущественно административных методов к экономическим в 1987 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования». Особое значение придавалось разработке концепции социального и экономического развития страны на 15-летний период. Кон-

цепция должна была определять приоритеты и цели развития экономики, направления структурной и инвестиционной политики, научно-технического прогресса, рубежи социального развития. Реализация основных направлений концепции предполагалась через разработку пятилетних и годовых планов. Предусматривалось сокращение перечня утверждаемых показателей и придание им ориентирующего характера.

Останавливаясь на организации управления развитием городов, других территориальных образований, следует отметить, что в советский период его основой являлось жесткое директивное планирование на основе Генерального плана развития (долгосрочное планирование) и Плана комплексного социально-экономического развития (на пятилетие, с разбивкой по годам). Эти планы разрабатывались исходя из основных направлений экономического и социального развития страны. ПКЭСР выступал в качестве директивного при планировании хозяйственной деятельности объектов городского хозяйства.

Переход к рыночной системе сопровождался активным уходом государства из экономики, свертыванием процедур планирова-

ния на всех уровнях управления. В результате резко сузились масштабы целенаправленного управления, произошел отказ от планирования развития как страны в целом, так и отдельных территорий. Уход органов власти на местах от целенаправленного управления развитием территорий привел к значительному спаду деловой активности, отрицательно сказавшемуся на сферах материального производства и уровне жизни населения.

Анализ социально-экономического положения г. Вологды, одного из крупных административных, промышленных, транспортных и культурных центров на Северо-Западе России, показал, что в течение первого этапа периода трансформации (1992 - 1998 гг.), когда доминирующая роль в стабилизации и оздоровлении экономики отводилась рынку, происходило сокращение объемов производства, розничного товарооборота, инвестиций. Так, в г. Вологде в 1998 г. индекс физического объема промышленного производства составил 57,3% от уровня 1991 г. Индекс объемов розничного товарооборота снизился более чем на 50%. Падение инвестиций в ос-

новной капитал еще значительнее - почти на 70% (табл. 1).

Таблица I

Динамика основных показателей развития экономики г. Вологды (% к предыдущему году)

Показатели 1992г 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1998 г. к 1991 г., %

Индекс физ. объема промышленного производства 85 95 87 88 98 99,6 95 57,3

Индекс физического объема розничного товарооборота 85,5 103,0 100,0 77,8 73,0 114,3 84,7 48,4

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал 78,8 101,1 67,4 118,7 68,8 87,1 79,8 30,4

Особенно острый характер кризисные явления приобрели в социальной сфере города. В 1998 г. соотношение среднедушевых доходов населения и величины прожиточного минимума составляло всего 104%. Около четверти волог-жан имели доходы ниже прожиточного минимума. Каждый второй из участвовавших в социологическом опросе, проведенном ВНКЦ ЦЭМИ РАН в июне 1998 г., называл

снижение уровня жизни как наиболее серьезную проблему. Нарастающий негативный характер приобрели демографические процессы (табл. 2).

Таблица 2

Демографическая ситуация в г. Вологде в 1991 - 1998 гг.

Показатель 1991 г. 1992 г. 1995 г. 1998 г. 1998 г. в % к 1991 г.

Уровень рождаемости на 1000 населения,чел. 11,4 9,6 8,8 8,1 71,0

Уровень смертности на 1000 населения, чел. 10,2 11,0 13,7 12,0 117,6

Соотношение показателей рождаемости и смертности 1:0,89 1:1,15 1:1,56 1:1,48 X

Следует заметить, что г. Вологда не является исключением. Отмеченные отрицательные тенденции характерны практически для всех муниципальных образований, да и России в целом. Одной из главных причин такого положения, по мнению экономистов и социологов, стал практически полный отказ государства от целенаправленного планового управления социально-экономическими процессами на всех уровнях.

Вместе с тем анализ теории и практики управления в западных странах (как на уровне государств, так и муниципалитетов) позволяет утверждать, что для развития современной мировой экономики характерна тенденция усиления ее организованности и планомерности. Планирование имеет различный уровень развития - от достаточно законченных целостных систем и моделей до наличия лишь отдельных элементов планирования.

В зарубежных странах разработки в области экономического планирования и прогнозирования начались в последней четверти XIX века. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов на основе анализа статистических данных. Мощным толчком в развитии прогнозирования и планирования за рубежом явился кризис 1929 -1933 гг., заставивший искать пути выхода из него, и в 30-е годы там возникает планирование на макроуровне. Прогнозы и планы становятся необходимым элементом системы регулирования экономики.

Американский исследователь К. Ланда-уэр в опубликованной в 1944 г. книге «Теория национального экономического планирования» представил схему планирования, которая позволяла правительству воздействовать на экономическое развитие не путем принятия решений и выдачи приказов, а посредством координации и обеспечения информацией. Предложенная Ландауэром схема стала в дальнейшем основой индикативного планирования [2].

С начала 1960-х годов в западных странах происходит расширение сферы планирования и усложнение административного аппарата, занятого разработкой планов. Ин-

дикативное планирование занимает прочное место в перечне механизмов государственного регулирования экономики.

Несомненно, в условиях рыночного хозяйствования задачи, функции и методы планирования претерпевают существенные изменения. Наиболее полно системы планирования представлены во Франции и Японии. Они включают в себя законодательно оформленные процедуры индикативного планирования и выбора приоритетов социально-экономического развития, механизмы их реализации посредством целевых программ, государственных закупок, институтов развития, специально создаваемых организаций, планирования бюджета и государственного сектора.

Так, французская система планирования прошла в своем развитии три крупных этапа. Первый этап относится к послевоенному периоду (1945 - 1960 гг.). Подобно СССР, планирование французской экономики носит директивный характер. Для второго этапа развития системы планирования во Франции характерен переход к индикативной форме планирования (конец 60-х гг.). Еще в конце 40-х годов была разработана и начала реализовываться достаточно уникальная «демократическая система планирования», в стране утвердилось планирование «снизу», основанное на принципах консультирования и согласования интересов различных групп. «Идейным отцом» системы индикативного планирования во Франции является Ж. Монне.

В связи с расширением Европейского Союза и сближением рынка Франции с национальными рынками западных стран в конце 80-х годов французская экономика переходит к стратегическому планированию (III этап). Идея стратегического планирования получила свое воплощение уже в десятом плане (1989 - 1992 гг.).

Индикативные планы разрабатываются, как правило, на пять лет, включают общие ориентиры желаемого социально-экономического развития, формулировки среднесрочных целей развития экономики и прогнозы структурных преобразований. Согласно принятой концепции планы разрабатываются в результате многоступенчатых итераций, при

этом показатели плана не обязательны, а выступают в качестве носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. Отличительная особенность индикативных планов Франции - четкая ориентация на инвестиционный процесс.

Богатый опыт индикативного планирования накоплен в Японии, где общегосударственное планирование началось с разработки Первого пятилетнего плана экономического самообеспечения (1956-1960 гг.). С этого времени разработано 13 общегосударственных планов социально-экономического развития страны. Основная функция планирования - информационно-ориентирующая, мотивационная. Общегосударственные планы социально-экономического развития не являются законами, а выступают в роли программ, ориентирующих предприятия частного сектора на реализацию государственной экономической политики. Японские компании (преимущественно крупные) планируют

свою деятельность исходя из показателей и ориентиров общегосударственного плана. Одна из особенностей японского опыта планового управления - достаточная жесткость регулирующей и контролирующей функций государства.

Аналогичные системы планирования действуют в большинстве развивающихся стран Юго-Восточной Азии, Индии, государствах Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Довольно сложна, но весьма эффективна комплексная система развития в Китае. Определенный набор элементов индикативного планирования используется в США, Великобритании, Канаде и других странах.

Обобщая опыт, накопленный зарубежными странами в послевоенный период, можно условно выделить четыре основных подхода к индикативному планированию, которые отражают относительно различные его функции и аспекты (табл. 3).

Таблица 3

Основные подходы к индикативному планированию

Подходы Понятие индикативного планирования Основные функции плана

1 Процесс формирования системы параметров и установление мер государственного воздействия на социально-экономические процессы Регулирование и контроль наиболее важных направлений экономического . развития

II Процесс разработки проектов экономического развития всего народного хозяйства <в том числе частного сектора); установление хозяйственных ориентиров, обеспеченных ресурсами Информирование, ориентация и мотивация предприятий всех форм собственности на достижение важнейших целей и задач

III Процесс формирования системы показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики Директивное планирование для предприятий госсектора и информирование частных предприятий

IV Механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики Информирование, координация, согласование деятельности органов власти и предприятий всех форм собственности

Таким образом, результаты социально-экономического реформирования в нашей стране, зарубежный опыт, общемировые тенденции развития позволяют утверждать, что в условиях рыночных отношений неизбежно сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов. Одним из наиболее адекватных инструментов управления выступает планирование. Переход России к рынку объективно требовал изменения форм и методов государственного планирования, а не его полной ликвидации.

В настоящее время тезис об уходе государства из российской экономики не разделя-

ется даже представителями либерального направления реформ. Практически все ведущие ученые-экономисты считают необходимым усиление регулирующей роли государства в обеспечении и поддержании эффективного функционирования экономики. Об активизации роли органов власти на местах в плановом управлении развитием подведомственных территорий говорится с самых высоких трибун. Точку в споре о необходимости планирования поставили принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Феде-

рации» и нормативные акты к нему, подготовленные Правительством РФ. Однако единого взгляда на способы организации индикативного планирования на практике российской наукой не выработано. В последние годы в стране идет активный поиск путей решения этой проблемы, в том числе и на муниципальном уровне.

ВНКЦ ЦЭМИ РАН в течение ряда лет проводит исследования по совершенствованию управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и планирования их развития. В результате был определен круг концептуальных задач и предложена общая схема управления развитием города, обеспечивающая переход к стратегическим формам управления.

В качестве основных принципов реформирования муниципального управления выбраны:

• сочетание плановых и рыночных механизмов управления и регулирования, развитие различных форм собственности;

• приоритет стратегических целей над тактическими, общественных над узкогрупповыми;

• социальная ориентация развития хозяйственного комплекса города;

• системный подход к решению экономических, социальных, экологических и других проблем;

• ориентация на собственные производственные, научные, финансовые и другие ресурсы;

• активизация человеческого фактора на основе экономического стимулирования всех социальных групп населения;

• сдерживание имущественного расслоения;

• формирование действенных организационно-экономических и нормативно-правовых механизмов управления.

Разработан инструментарий по созданию системы индикативного планирования социально-экономического развития города, ее структура и механизмы реализации. При этом под индикативным планированием нами понимается процесс формирования системы параметров (индикаторов), определение приоритетов социально-экономического разви-

тия и разработка мер воздействия на социальные и экономические процессы, способствующих достижению стратегических целей и установленных индикаторов.

Основанные на исследовательских результатах выводы и рекомендации по организации индикативного планирования были апробированы исполнительными и представительными органами власти г. Вологды. Важнейшими результатами работы в этом направлении стали:

1. Разработка коллективом сотрудников ВНКЦ ЦЭМИ РАН варианта основных направлений концепции социально-экономического развития г. Вологды на долгосрочную перспективу. Одобрение администрацией города данного варианта явилось первым шагом перехода от оперативного управления к стратегическому.

2. Разработка в 2000 г. Программы социально-экономического развития города на 2001 г. и на период до 2004 г., направленной на реализацию приоритетных направлений концепции, стала исходным пунктом во внедрении в г. Вологде системы непрерывного индикативного планирования.

3. Проведение экспертизы проекта Программы и обсуждение его на Экономическом совете при администрации города с участием представителей всех подразделений администрации города и сторонних, в том числе научных и общественных, организаций.

4. Утверждение Программы на заседании Вологодской городской Думы решением от 26.12.2000 г. № 231, с одной стороны, придало ей характер закона, а с другой - явилось стимулом для участия практически всех структурных подразделений администрации в реализации намеченного.

5. Разработка администрацией города по предлагаемой методике Программы социально-экономического развития г. Вологды на 2002 - 2005 гг.

6. Разработка в 2001 г. целевых программ развития ведущих отраслей производственного сектора экономики города - машиностроения, легкой и лесной промышленности

- по реализации стратегических направлений концепции, а также усиление взаимодействия муниципальных органов власти и хозяйству-

ющих. субъектов всех форм собственности, подключение их к решению проблем, стоящих перед городом.

Целенаправленная работа местных органов власти дала положительный эффект. Динамика основных индикаторов социально-экономического развития Вологды, Череповца и региона в целом показывает, что с 1999 г. по 2001 г. в областном центре производственные показатели имеют более высокие отмет-

ки, за исключением объемов ввода жилья и инвестиций в основной капитал. В 2001 г. темпы развития производственного сектора экономики здесь выше по сравнению с Вологодской областью и г. Череповцом.

За последние три года в Вологде произошло значительное увеличение объемов промышленного производства, розничного товарооборота, инвестиций в основной капитал (табл. 4).

Таблица 4

Динамика основных производственных показателей г. Вологды

Показатель Темпы роста к предыдущему году, % Среднегодовой прирост, %

1999 г. 2000 г 2001 г. 2002 г. 1999-2002 гг. 1995-1998 гг

Физический объем промышленного производства 112,2 119,4 115,4 103,5* 10,6 -4,9

Физический объем инвестиций в основной капитал 71,9 111,7 116,0 96,5** -3,3 -13,2

Физический объем розничного товарооборота 89,3 112,2 106,6 105,0* 2,9 -13,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Данные за ноябрь 2002 г.,

** Данные за сентябрь 2002 г.

Темпы роста промышленного производства в 2001 г. опережали соответствующий показатель не только области, но и России (рис. 1). Индекс физического объема про-

мышленного производства составил в г. Вологде 131,4% к уровню 1998 г., в то время как в области - 119,0%, а в целом по стране -123,6% .

120 100 80 60 40 -20 -

97’8 94,8

1998 г.

1999 г.

В Вологодская область

2000 г.

О Россия

2001 г.

□ г. Вологда

Рис. 1. Динамика промышленного производства, в %■

Следует отметить, что в 2001 г. все отрасли промышленности города имели показатели выше уровня 2000 г.: лесная и легкая промышленность - на 11,0%, мукомольная и комбикормовая - на 17,6%, полиграфическая

- на 31,8%, машиностроение и металлобра-ботка - на 3,9%, электроэнергетика - на 3,8%, пищевая промышленность - на 0,8%.

Оживление экономики способствовало улучшению ситуации на рынке труда (табл. 5). Численность занятых на предприя-

тиях и в организациях за 1999 - 2001 гг. выросла на 7% и составила 131,6 тыс. чел. или 41,0% общей численности населения города. Несмотря на то, что уровень официально зарегистрированной безработицы составлял 1,5%, что на 0,2% выше, чем в 2000 г., коэффициент напряженности на рынке труда опустился до самой низкой за время реформ отметки - 0,9.

Улучшение ситуации в экономике благоприятно отразилось на уровне жизни насе-

ления: рост среднемесячной заработной платы за последние годы значительно опережает рост величины прожиточного минимума. Так, если в 1999 г. соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума составляло 148,6%, то в

2000 г. этот показатель вырос до 210,6%, а в

2001 г.-до 243,3%.

Положительные изменения, происшедшие в городе, отмечают и вологжане (рис. 2). Как показывают результаты опросов общественного мнения, 12,4% из числа опрошенных в 2002 г. считали, что социально-экономическая ситуация в городе стала лучше,

Рис. 2. Оценка населением г. Вологды социально-экономической ситуации (на конец года).

Повышение своего благосостояния в относило себя хотя и значительное (54,6%),

2002 г. отметили более 9% опрошенных про- но существенно меньшее число реслонден-

тив 1,7% в 1999 г. Доля тех, кто считает, что тов> чем в 1999 г. В то же время увеличилась

их благосостояние понижается, за этот пери- доля опрошенных со средним достатком

од заметно снизилась (с 67,1% в 1999 г. до (32,9% в 2002 г. против 22,8% в 1999 г.). За-

31,9% в 2002 г.). метен рост и числа опрошенных, считающих

К категории «бедных и нищих» в 2002 г. се^я богатыми (рис. 3).

80

| 70 ■ 68,4 ж 68

¡60- —~ 57,3 54,6

°50 -

С

о 40 - яз 27,4 32'4 32,9

5 зо - 22,8 «1 ■

1 20 ■ В- ■

!1(н 0,4 0,3 2,1 1.2

о

1999 г. 2000 г. 2001 г. 1 111 "|Г"И| 2002 г.

—♦—Бедным и нищим —■—Людям среднего достатка А 11 Богатым

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос анкеты: «К какой категории Вы себя относите?»

{на конец 2002 г.).

Конечно, не следует думать, что положи- ние экономических показателей во многом

тельные тенденции происходят лишь только обусловлено и конъюнктурным ростом. Но

за счет организации планирования. Улучше- то, что целенаправленное, плановое управле-

Таблица 5

Состояние рынка труда г. Вологды

Показатели Годы 2001 г, к 1998г.,%

1998 1999 2000 2001

Доля занятых в экономике в обшрй численности населения, % 39,3 40,1 39,4 41,0 104,3

Численность безработных, чел. 3956 2655 2074 2314 58,5

Уровень безработицы, % 2,7 1,8 1,3 1,5 55,6

Коэффициент напряженности на рынке труда 8,8 2,3 1,0 0,9 10,2

в 1999 г. улучшение ситуации отмечали только 8% опрошенных. Число ответивших, что ситуация стала хуже, сократилось более чем в 2 раза - с 47,9 до 21,5%.

□ 1999 г.

ние обеспечивает стабильность и устойчи- обеспечить достижение плановых значений

вость развития, несомненно. С нашей точки основных показателей развития г. Вологды

зрения, именно планирование позволило (табл. 6).

Таблица 6

Сопоставление плановых и фактических показателей социально-экономического развития г. Вологды за 2001 г.

Наименование показателя 2000 г. 2001 г.

факт план отчет

Соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, % 210,6 243,3 249,5

Уровень безработицы, % 1,3 1.4 1,5

Численность занятых в экономике, тыс.чел. 125,3 125,1 125,1

Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций, руб. 2561 3560 3598

Объем промышленной продукции, млн руб. 9828,9 11237,5 12569,6

Удельный вес убыточных предприятий и организаций, % от общего числа предприятий и организаций 16,9 25,3 23,0

Численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел. 16,8 17,2 17,5

Объем произведенной продукции (работ, услуг) малыми предприятиями, млн руб. 1376,0 1573,2 1840,6

Инвестиции в основной капитал, на душу населения, руб. 3236 3894 4449

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади 72,4 90,0 91,9

Удельный вес жилых домов, построенных индивидуальными застройщиками, в общем вводе жилья, % 7,3 5,6 4,2

Обоснованность таких выводов подтверждают и другие исследования. Так, сравнительный анализ социально-экономического развития стран, использующих различные экономические модели и хозяйственные системы, проведенный заместителем председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Г. Костиным, показал, что «плановая модель имеет перед рыночной преимущества по темпам экономического роста в 4 - 6 раз, по ре-сурсосбережениям - на 10-20%, а также превосходит ее по обеспечению положительного развития демографических параметров общества» [5].

Следовательно, восстановление института территориального планирования является необходимым условием возрождения страны. А в период выхода из кризиса и подъема эконо-

мики роль планирования значительно возрастает, о чем свидетельствует и зарубежный опыт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абалкин J1.И. Поиск самоопределения. Отечественная школа экономической мысли на рубеже веков // Независимая газета. -2000. -5 нояб.

2. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандаурова H.H. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. - Минск: Экоперспектива. - 432 с.

3. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. - СПб.: Знание, 2000. - 96 с.

4. Итоги выполнения программы социально-экономического развития города Вологды на 2001-2004 годы. - Вологда: Администрация г. Вологды, 2002. - 103 с.

5. Костин Г. Плановая экономика растет в 6 раз быстрее рыночной // http://www.ap.ni/lenta/2002/12/6/25845.

6. Муниципальные образования Вологодской области в 1995 - 2001 годах: Официальный статистический сборник. - Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, 2001. - 414 с.

7. Федеральный Закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.