ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА Шох Маргарита Альбертовна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Нижегородская академия МВД России
В статье рассмотрены вопросы применения индикативного планирования в управлении органами местного самоуправления муниципальным имущественном комплексом, а также предложены меры по повышению эффективности этой деятельности путем формирования муниципальной имущественной казны за счет имущества, исключаемого из хозяйственного ведения муниципальных предприятий.
В условиях современной экономики одной из общих закономерностей развития является повышение роли организационно-управленческих решений. Особое место в обеспечении ключевых процессов играет стратегическое управление, включая планирование, организацию и контроль ключевых показателей, прогнозирование результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Современные прогностические системы применяют в тех областях, где эффективность зависит от сопоставления множеств различных факторов и учета причинно-следственных связей. К такой области относится и управление муниципальным имущественным комплексом.
Значение муниципального имущественного комплекса определяется его составом и структурой, степенью адаптации в экономическую систему территории и зависит от экономической ситуации в регионе и стране. При определенных условиях муниципальный имущественный комплекс может оказывать ощутимое влияние на экономику МО и способствовать позитивному развитию экономической ситуации. Это влияние показателей функционирования муниципального имущественного комплекса на доходы местного бюджета, на удовлетворение социальных потребностей местного сообщества и обеспечение трудоустройства населения.
Важнейшим элементом стратегического управления является планирование. Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития комплекса, рассчитанной на определенный временной период.
Особое значение приобретает проблема формирования модели индикативного планирования показателей функционирования муниципального имущественного комплекса, ее методологического, методического и информационного обеспечения. При индикативном планировании показателей плановое решение должно содержать две группы характеристик:
а) характеристики желаемых показателей функционирования муниципального имущественного комплекса (индикаторов);
б) характеристики способов достижения этих показателей (регуляторов).
Индикатор представляет собой интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий характеристики функционирования муниципального имущественного комплекса. Регуляторы являются рычагами достижения значения индикатора.
Внедрение индикативного планирования предполагает использование экономико-математического моделирования муниципального
имущественного комплекса. Первым шагом, сделанным в этом направлении, может быть методика оценка экономической эффективности управления имущественным комплексом. Таким образом, может быть обеспечена подготовка принятия более эффективных решений в стратегическом управлении муниципальным имущественным комплексом.
Наличие системы показателей и критериев позволяет осуществить прогнозирование и планирование финансовых и социально-экономических показателей функционирования муниципального имущественного комплекса, в том числе по формированию доходной части бюджета муниципального образования.
Проведение инвентаризации и реструктуризации муниципального имущества может обеспечить регулирование финансовых и социально-экономических показателей за счет дополнительных поступлений в
27
бюджет и организации дополнительных рабочих мест . Наличие же базовых критериев и алгоритмов позволяет осуществлять прогнозирование показателей функционирования, необходимых для осуществления стратегического управления муниципальным имущественным комплексом. Это обеспечивает формирование индикаторов и регуляторов в системе индикативного планирования и прогнозирования показателей функционирования муниципального имущественного комплекса. Решение проблемы достижения определенных финансовых и социально-экономических показателей осуществляется в данном случае за счет многопараметрических вариаций с использованием не только интенсивного, но и экстенсивного роста индикаторов в случае, если возможности интенсивных факторов уже ограничены или необходимо решить социальную задачу, обеспечив занятость определенного количества людей.
В настоящее время за муниципальными предприятиями имущество, являющееся муниципальной собственностью, закрепляется на праве хозяйственного ведения. Причем в состав этого имущества входят объекты важных для муниципальных образований инфраструктур: муниципальные тепловые сети, водоочистка и сети водоснабжения, канализация, транспортная сеть, жилищный фонд и т.д. Муниципальные предприятия
27
Шох М.А. Экономико-правовые аспекты формирования и регистрации объектов муниципальной собственности. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно-практический журнал. № 2(5). 2014. С. 334.
являются коммерческими организациями и отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
В данном случае муниципальное имущество становится объектом коммерческих рисков. При неблагоприятной для предприятия финансовой ситуации, что особенно характерно для нынешнего периода, требования кредиторов будут удовлетворяться за счет этого муниципального имущества. Это означает существующую для муниципальных образований опасность безвозвратной потери важнейших объектов жизнедеятельности, в том числе объектов жилищно-коммунального и муниципального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и транспорта.
Существующая схема закрепления имущества за муниципальными предприятиями может привести не только к потере муниципальным образованием имущественной самостоятельности, но и к непредсказуемым социально-политическим последствиям.
В сложившейся ситуации задача сводится к поиску таких схем имущественных взаимоотношений с муниципальными предприятиями, которые обеспечивают не только сохранность муниципального имущества, но и финансовые преимущества по сравнению с используемой. К числу таких схем относится схема с использованием муниципальной имущественной казны.
Муниципальную казну составляет имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Источниками образования муниципальной имущественной казны может быть как вновь созданное или приобретенное за счет средств муниципальных образований
имущество, так и имущество, исключенное из хозяйственного ведения или
28
оперативного управления . Исключение имущества из хозяйственного ведения муниципальных предприятий не означает окончание права пользования этим имуществом. Пользование муниципальным имуществом может осуществляться на основе договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления. При этом данное имущество учитывается предприятиями на забалансовых счетах. В соответствии с условиями договоров арендная плата должна как минимум включать две составляющие:
- плату, равную по величине амортизационным отчислениям на восстановление передаваемого в аренду имущества;
- плату, компенсирующую долю поступлений в местный бюджет от уплаты предприятиями налога на имущество.
Существующая методика начисления арендной платы за пользование нежилыми помещениями основывается на учете целого ряда факторов: базовой ставки, определяемой на основании приведенных
28Шох М.А. Учет и управление имуществом муниципальной имущественной казны. // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения [Текст]: сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции (30 июня 2014 года), редкол.: Горохов А. А. (отв. Ред.), Юго-Зап. гос.ун-т., Курск, 2014, 275 с. - С.270
эксплуатационных затрат на содержание жилищного фонда, характеристик помещения и места его расположения, вида деятельности арендатора и т.д. Вместе с тем представляется, что было бы правильным при определении рыночной ставки арендной платы в том числе учитывать инвестиционные намерения собственника имущества. Формирование критериев, увязывающих инвестиционные намерения собственников имущества со ставками арендной платы, является связующей нитью между их индивидуальными программами и единой стратегической программой государства. Такая связь способна придать значительный импульс процессам комплексного планирования развития доходной муниципальной недвижимости, обеспечивающей ее эффективное функционирование.
Снятие с баланса предприятий части имущества освобождает их от уплаты налога на это имущество. Однако для компенсации потерь муниципального бюджета от недопоступления налога на имущество муниципальных предприятий в арендную плату необходимо включать составляющую в размере 1% - 1,2% от остаточной стоимости передаваемого в пользование имущества казны. Если предположить, что в арендную плату включена составляющая в размере 1,2% от остаточной стоимости имущества, то бюджет сельского муниципального образования может получить существенную прибавку только за счет этой составляющей При этом расходы предприятий уменьшаются на 0,8% от остаточной стоимости имущества, исключаемого из хозяйственного ведения. Уменьшение расходов будет способствовать финансовой стабилизации муниципальных предприятий.
Включение в арендную плату составляющей, равной амортизационным отчислениям на передаваемое в аренду имущество казны, позволяет в местном бюджете аккумулировать значительные финансовые средства для восстановления и развития объектов муниципальной собственности.
Формирование муниципальной имущественной казны за счет имущества, исключаемого из хозяйственного ведения муниципальных предприятий, позволяет:
1. Обеспечить сохранность важных объектов жизнедеятельности муниципального образования.
2. Увеличить поступление доходов в местный бюджет.
3. Стабилизировать финансовое положение муниципальных предприятий.
4. Аккумулировать в местном бюджете финансовые средства для восстановления объектов муниципальной собственности.
Список литературы
1.Шох М.А. Экономико-правовые аспекты формирования и регистрации объектов муниципальной собственности. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно-практический журнал. № 2(5). 2014. С. 334.
2.Шох М.А. Учет и управление имуществом муниципальной имущественной казны. // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения [Текст]: сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции (30 июня 2014 года), редкол.: Горохов А.А. (отв. Ред.), Юго-Зап. гос.ун-т., Курск, 2014, 275 с. - С.270