Научная статья на тему 'Индекс жизненного стиля людей пожилого возраста'

Индекс жизненного стиля людей пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ / ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фирсова Наталья Григорьевна

Статья посвящена исследованию индекса жизненного стиля людей пожилого возраста. Представлена иерархия системы психологической защиты, а также общая напряженность всех измеряемых защит у пожилых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFESTYLE INDEX OF THE ELDERLY

The article is devoted to the study of the lifestyle index of the elderly. The hierarchy of the system of psychological defenses, as well as the total intensity of all measured protections of the elderly are presented.

Текст научной работы на тему «Индекс жизненного стиля людей пожилого возраста»

Вестник Университета № 1, 2015

УДК 159.9.075 Н.Г. Фирсова

Natalia Firsova

ИНДЕКС ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА1

Аннотация: Статья посвящена исследованию индекса жизненного стиля людей пожилого возраста. Представлена иерархия системы психологической защиты, а также общая напряженность всех измеряемых защит у пожилых людей. Ключевые слова: индекс жизненного стиля, защитный механизм, пожилой возраст.

THE LIFESTYLE INDEX OF THE ELDERLY

Annotation. The article is devoted to the study of the lifestyle index of the elderly. The hierarchy of the system of psychological defenses, as well as the total intensity of all measured protections of the elderly are presented.

Keywords: lifestyle index, defense mechanism, old age.

Известно, что у пожилых людей в процессе старения происходят психологические изменения личности. Задача первостепенной важности - исследовать динамику таких изменений, а также особенности восприятия, переживания пожилыми людьми этих изменений, способы реагирования на них. Одними из ведущих механизмов, обеспечивающих сохранение и поддержание психического здоровья человека, целостность его личности, а также предсказуемость его деятельности, являются механизмы психологической защиты [1]. В ходе исследования с помощью личностного опросника Плутчика - Келлермана - Конте «Индекс жизненного стиля» выявлялись механизмы психологической защиты пожилых людей (см. рис. 1). В исследовании приняли участие 127 чел. пожилого возраста.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

я

и

CD О

л

С

tí cd

со К

S?

CD

ч ч

CD

я

К

S «

X о

£.. cd о

Л о

§ CD s §

о X tí

о cd cd

CD tí o

& CD Л X & О X CD X S

O

и

Рис. 1. Распределение способов психологической защиты по категориям людей пожилого возраста

с различным индексом жизненного стиля

Как показало исследование (по выборке в целом), пожилые люди в большинстве своем выбирают четыре способа психологической защиты при высокой степени их выраженности: реактивных

© Фирсова Н.Г., 2015

Статья выполнена при поддержке внутривузовского конкурса грантов «Инициатива» НИУ «БелГУ» 2013 г.. ВКГИ 010-2013.

образований, проекции, отрицания и интеллектуализации. Наиболее высокий индекс напряженности в пожилом возрасте показывает такой защитный механизм, как реактивное образование (73,3 %). Это говорит о том, что пожилые люди (81 % от всей выборки) стараются вытеснить те моменты и эмоции, которые для них кажутся неприемлемыми, при этом переставая осознавать их, а приемлемые эмоции гипертрофируются до неадекватного ситуации уровня, что и выдает применение данного вида защиты. Люди пожилого возраста подавляют чувство привязанности, считая его небезопасным, и переносят акцент на подозрительность или даже ненависть. В то же время, пожилые люди, которым свойственны чрезмерная склонность к сомнениям, поглощенность деталями, излишние упрямство, подавляют свое раздражение по отношению к личностям более авторитетным, перенося акцент на уважение. Одним из наиболее выраженных признаков того, что пожилой человек использует механизм реактивных образований, являются периодические «прорывы» подавляемого чувства через защиту, например крепкие, до боли, объятья.

Также очень часто пожилые люди применяют механизм отрицания (71 % от всей выборки) как защиту (например, при выходе на пенсию, мыслях о приближении смерти). Высокий показатель механизма отрицания (69 %) свидетельствует, что в старости люди стараются избегать новой информации, несовместимой с уже сложившимся положительным представлением о себе. Старики легко внушаемы и самовнушаемы, в их поведении проявляются картинность и демонстративность, самокритика зачастую отсутствует, зато самооценка завышена, а фантазия разыгрывается. Пожилые люди «не видят» или отрицают существующие проблемы, и такое поведение может привести к разрыву межличностных отношений [4].

При использовании проекции как защитного механизма (76 % от всей выборки) пожилому человеку свойственно оправдывать свои поступки и подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другим (например, пожилые люди, которым присущи агрессия, жадность или лживость видят у окружающих те же качества). В повседневной жизни преобладание и высокая напряженность (63,3 %) этого защитного механизма проявляется у пожилых в постоянной критике других людей, обвинении окружающих в своих проблемах. Пожилой человек зачастую не может критично относиться к собственным недостаткам, но зато очень легко замечает таковые в других людях (например, осуждение пожилой женщиной подруги «по лавочке», такой же одинокой, как она сама). Такие люди склонны обвинять всех окружающих в своих бедах и проблемах. Им присущи зависть и поиск негативных причин успешности других.

Высокие показатели защитного механизма интеллектуализации (63 %), означают, что пожилым людям, для того чтобы устранить эмоциональные переживания и чувства, свойственно использовать интеллектуальные ресурсы. Этот защитный механизм связан с рационализацией и в свою очередь заменяет переживание каких-либо чувств размышлениями о них (например, разговоры о любви вместо реальной любви). Пожилой человек, который пользуется этим механизмом, зачастую приписывает себе более привлекательные качества, чем на самом деле [2]. В поведении пожилых людей, использующих механизм интеллектуализации (при его высоком показателе!), прослеживаются неспособность принимать решения, цинизм в поведении. «Используя» этот защитный механизм, пожилой человек старается нейтрализовать собственные эмоции. Например, многие пожилые люди в возрасте около 65 лет могут спокойно подсчитывать, сколько лет им осталось жить. Другая группа людей этого возраста предпочитает рассуждать на философские и религиозные темы, позволяющие избегать каких-либо конкретных переживаний или конфликтных чувств или идей. В этом возрасте люди стараются сдерживать свои эмоции, чтобы не пережить разочарования. Со стороны складывается впечатление, что у них эмоции отсутствуют.

Реже встречаются такие механизмы психологической защиты, как замещение (33 %), компенсация (33 %) и подавление (48 %). Индексы их напряженности соответствуют норме (40,2 %, 45 %,

Вестник Университета № 1, 2015

49 % соответственно). Но даже при нормативных показателях этих защит общий показатель напряженности (57 %) высок и говорит об использовании в пожилом возрасте неконструктивных защит, повышающих риск возникновения или обострения конфликта.

Также установлена корреляция между напряженностью отдельных защит и общей напряженностью (см. рис. 2). Оказалось, что общая напряженность психологической защиты не зависит от таких, демонстрирующих высокие показатели способов защиты, как реактивное образование и отрицание, но прослеживается ее связь с механизмами проекции, замещения, интеллектуализации, регрессии и компенсации.

Рис. 2. Взаимосвязь показателей психологической защиты у людей пожилого возраста: 1 - проекция; 2 - замещение; 3 - интеллектуализация; 4 - реактивное образование; 5 - подавление; 6 - регрессия; 7 - отрицание; 8 -компенсация; 9 - общий уровень общей напряженности психологических защит

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что пожилые люди испытывают растерянность, панику и чувство вины, с одной стороны, и чувство обесценивания, с другой, из-за переживания чувства страха, самонеприятия, неполноценности и стыда. Все это вызвано потерей межличностных отношений, выходом на пенсию, снижением физических возможностей, ведь отдаление от общества сужает круг социальных ролей, уменьшает сферу интересов, снижает активность, и пожилой человек вынужден не только приспосабливаться к изменениям социальной ситуации, но и реагировать на изменения в самом себе, и эта реакция не всегда бывает адекватной и конструктивной.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Пожилые люди не уверены в себе, не могут активно и последовательно отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих намерениях и целях. В пожилом возрасте человек с большими трудностями принимает решения и преодолевает трудные ситуации, зачастую стараясь не вовлекать, как ему кажется, в это других людей. Сложные ситуации вызывают у пожилого человека чувство растерянности, неуверенности в правильности принятого решения, разочарования и могут спровоцировать депрессивные состояния (это подтверждается и результатами, полученными в ходе исследования стратегий стресс-преодолевающего поведения) [3; 5]. Пожилые люди чаще проявляют социальную несмелость (неуверенность), и в то же время их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и агрессивно по отношению к окружающим. Очевидно, последнее является защитным механизмом преодоления внутреннего (душевного) дискомфорта или неуверенности в себе и негативизма по отношению к окружающему.

Рассматривая процесс подготовки пожилых людей к «использованию» конструктивных механизмов психологической защиты, нужно иметь в виду, что соответствующая подготовка может осуществляться в процессе консультирования и активного социально-психологического обучения.

Библиографический список

1. Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анциферова. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006.

2. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 133-141.

3. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения. - 1998. - № 3. - С. 34-59.

4. Фирсова Н.Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». - 2012 - № 24(143). - Вып. 16. - С. 218.

5. Фирсова Н.Г. Стресс-преодолевающее поведение людей пожилого возраста // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 5. - С. 274-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.