Индекс эффективности логистики (ЬР1) как индикатор логистических проблем в регионе (на примере РФ)
1Л
5
ей
2 ©
Андриянова Марина Владимировна
к.э.н., доцент, МПИМО МИД России (Одинцовский филиал), m.andriyanova@odin.mgimo.ru
Статья посвящена оценке логистической системы России. В статье проанализирована динамика изменения оценок российской логистической системы по отдельным показателям интегрального индекса эффективности логистики (LPI International) за период с 2007 года по 2016 год по сравнению со странами лидерами и аутсайдерами рейтинга. Были рассмотрены особенности логистической системы России по таким направлениям, как эффективность таможенного и пограничного оформления, качество торговой и транспортной инфраструктуры, организация международных перевозок, возможность идентификации и отслеживания прохождения грузов, своевременность поставок грузов. По результатам анализа выявлены основные проблемы и оценено их влияние на российский рынок логистических услуг, предложены возможные направления решения указанных проблем в соответствии с основными положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Ключевые слова: индекс эффективности логистики, логистическая система России
Индекс эффективности логистики (LPI - Logistics Performance Index) был разработан совместно Всемирным банком, логистическими операторами и учеными. [1] Очевидно, что достоверность этого показателя напрямую зависит от качества информации, которую предоставляют логистические операторы, потому что именно они осуществляют процессы перемещения материальных благ по всему миру. Поскольку показатель LPI выполняет функции интерактивного инструмента бенчмаркингового анализа, позволяя странам отслеживать свои проблемы и возможности в международной торговле и логистике по сравнению с другими государствами, его значение в коммерческом смысле существенно, что мотивирует логистических операторов принимать участие в работе над расчетом данного показателя.
Интегральный индекс эффективности логистики (LPI International) рассчитывается как средняя арифметическая оценок шести направлений логистической деятельности (см. Таблица 1).
Важно отметить, что ни один из представленных в таблице 1 показателей сам по себе не способен обеспечить высокой эффективности логистики. Именно поэтому индекс эффективности логистики носит комплексный характер и рассматривает перечисленные показатели как единое целое.
Как можно заметить из оценок, качество таможенного оформления является наиболее уязвимым местом логистической системы России. Большинство экспертов связывают такое положение вещей с тремя обстоятельствами: 1) низкий профессиональный уровень всех участников процесса таможенного оформления; 2) реализация мероприятий по совершенствованию процесса таможенного оформления; 3) протяженные границы Российской Федерации [3].
Слабостью таможенной системы России является недостаточная профессиональная квалификация служащих Федеральной таможенной службы; отдельные эксперты называют ее даже «вопиющей». Однако стоит все же воздержаться от столь однозначной и резко негативной оценки. Россия имеет самые протяженные границы, причем всех видов - морские, воздушные, наземные. Таможенный контроль должен быть обеспечен в любой точке государственной границы страны; совершенно очевидно, что профессиональная квалификация таможенного специалиста в московском регионе и в отдаленных районах Сибири, Дальнего Востока, юга России будет различна. Достаточно посмотреть на вакансии Федеральной таможенной службы РФ, и многое станет понятным. Зарплата специалиста таможенной службы непривлекательна даже для выпускника ВУЗа без опыта работы. Специалист с хорошим образованием, если и придет работать в таможенную службу, не останется там надолго. Накопив опыт и приобретя навыки работы, обзаведясь знакомствами и связями, он перейдет на работу в коммерческую организацию, а на его место придет очередной новичок, который будет учиться на своих ошибках. [10]
Низкий профессиональный уровень специалистов таможенной службы влечет за собой риск увеличения сроков таможенной ревизии: сначала проводится проверка на уровне таможенного поста, потом на уровне таможни, а затем на уровне регионального таможенного управления. Если специалист таможенной службы допустил какие-либо ошибки, то формально это становится поводом для доначисления таможенных платежей или штрафа.
Государственное регулирование таможенной деятельности связано с постоянной реализацией мероприятий, направленных на совершенствование процесса таможенного оформления. Однако это всегда длительный процесс, во время которого возникают новые осложнения и новые риски. Так, в настоящее время реализуется программа по ужесточению контроля за правильностью заявления таможенной стоимости; ужесточаются требования по сертификации товаров при ввозе на таможенную территорию РФ. Также следует учитывать, что в Таможенном кодексе РФ закреплено право таможенных органов запрашивать дополнительные документы, например, экспортные дек-
Таблица 1
Основные показатели LPI International [2]
иг Показатель Хара ыгс ристика
1 Эффективность таможенного и пограничного оформления Процесс псрсссчсния границ и процесс таможенного оформления, в том числе простота и скорость таможенного оформления
2 Качество торговой к транспортной инфраструктуры Качество портов, железной дороги, автомобильных дорог, качество информационных технологи й, развитость логистической инфраструктуры
3 Организация международных перевозок Возможность организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам
4 Качество и компетентность логистических услуг Компетенции логистических операторов, которые служат гарантией эффективности и безопасности перевозок грузов
5 Отслеживание прохождения грузов возможность идентификации и отслеживания прохождения грузов в режиме реального времени
6 Своевременность поставок фу зов Доставка груза точно в запланированные сроки
Таблица 2
Динамика изменения показателя LPI International для России в 2007-2016гг. [2]
Год Страна Оценка
2007 Афганистан 1,21
Россия 2,37
Синагпур 4,19
2010 Сомали 1,34
Россия 2,61
Германия 4.11
2012 Бурунди 1,61
Россия 2,58
Сингапур 4,13
2014 Сомали 1,77
Россия 2,69
[ермапия 4,12
2016 Сирия 1,60
Россия 2,57
["ермапия 4,23
Таблица 3 Качество таможенного оформления в России в 2007-2016гг. по сравнению с лидерами и аутсайдера ми рейтинга LPI International [2]
Год Страна Оценка
2007 Афганистан 1,30
Россия 1,94
Голландия 3,99
2010 Сомали 1,33
Россия 2,15
Люксембург 4.04
2012 Бурунди 1.67
Россия 2,04
Сингапур 4,10
2014 Конго 1,50
Россия 2,20
Норвегия 4,21
2016 Сирия 1,11
Россия 2,01
Сингапур 4,18
ларации. Все это дополнительно осложняет процесс таможенного оформления в России, который и без этого трудно назвать легким и полностью прозрачным.
Европейский союз перешел на электронное декларирование, поэтому ни один иностранный партнер не сможет предоставить российскому контрагенту экспор-
тную декларацию на бумажном носителе со штампом проверки таможни. Все это объясняет объективную необходимость привлечения к процессу таможенного оформления в России квалифицированного таможенного брокера.
Анализируя представленные данные, можно обратить внимание на то, что качество таможенного оформления в РФ остается на низком уровне. Россия существенно отстает от лидеров в этой области; несущественный отрыв от аутсайдеров объясняется в большей степени не успехами России на пути совершенствования процесса таможенного оформления, а в ухудшении ситуации в странах-аутсайдерах (например, в силу военного конфликта в Сирии). Учитывая, что зачастую территория России выступает в качестве транзитной зоны (например, при железнодорожных перевозках товаров из Китая в Евросоюз), следует заблаговременно заботиться о подготовке к прохождению процедуры таможенного контроля, особенное внимание уделяя корректной подготовке всех необходимых документов и выбору квалифицированного, надежного таможенного брокера. [9]
Оценка российской логистической инфраструктуры дает весьма неоднозначные результаты. С одной стороны, неоспоримым является тот факт, что, располагая системой морских портов в Балтийском, Северном, Азово-Черноморс-ком, Каспийском и Дальневосточном бассейнах, развитыми сетями железных дорог и внутренних судоходных путей, протяженной сетью автомобильных дорог, комплексом международных аэропортов, воздушными трассами, проходящими над территорией страны в широтном и ме-ридиальном направлениях, Россия обладает огромным транспортным потенциалом. [6] С другой стороны, анализ динамики изменения индекса эффективности логистики в 2007-2016гг. указывает на то, что в реализации этого потенциала существуют определенные проблемы.
Среди основных проблем российской логистической инфраструктуры следует особое внимание обратить на такие, как: крайне низкий уровень использования сети внутренних судоходных путей; высокая степень изношенности автотранспортного парка; неравномерность распределения автомобильных дорог по территории страны (плотность дорожной сети значительно выше в европейской части страны и уменьшается по мере движения на север и восток; многие дороги вообще не соединены с федеральной сетью); от-
О
в
5
№ 2
1Л
I
2 ©
сутствие развитом сети логистических терминалов; недостаточное использование транссибирской железной дороги из-за высоких цен на перевозки и сложной процедуры обработки грузов РЖД (Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»); рост прямых и косвенных налогов; экономические санкции со стороны Европы и США; ограничение логистических ноу-хау; высокая степень бюрократии и непрозрачность российского рынка логистических услуг. Перечисленные проблемы являются причиной того, что цены на логистические услуги в России довольно высоки. Дополнительные финансовые риски связаны с тем, что в России большинство перевозчиков - это индивидуальные предприниматели, не имеющие финансовой «подушки безопасности»; следовательно, в кризисных ситуациях функционирование рынка логистических услуг обеспечить будет крайне сложно, если вообще возможно. Решением указанных проблем может стать развитие логистической инфраструктуры в двух направлениях [4]: 1) обеспечение совершенствования технологии грузовых перевозок за счет концентрации транспортных потоков и грузовых контейнерных перевозок в интермодальных транспортных коридорах и интеграции российской системы транспортных коридоров в единую глобальную транспортную сеть; 2) создание в крупных транспортных узлах вдоль трассы международных транспортных коридоров мультимодальных терминальных комплексов и транспортно-ло-гистических центров, функционирующих на основе передовых логистических технологий и обеспечивающих интеграцию товароматериальных, информационных, сервисных и финансовых потоков [5].
Как видно из таблицы 5, на фоне лидеров рейтинга LPI International Россия имеет довольно высокие оценки качества процесса организации международных перевозок.
Объем международных перевозок в России достаточно высок. За последние 4 года он увеличился более чем в 10 раз [3]. Если сравнивать ввозной и вывозной поток международных перевозок в России, то ввозной намного выше, и он продолжает расти. Это лишний раз подчеркивает важность процесса организации международных перевозок и возможности их оперативного мониторинга с точки зрения эффективности российской логистической системы.
Процесс организации международных перевозок в России достаточно прост, однако он сопровождается таки-
Таблица 4
Качество логистической инфраструктуры в России в 2007-2016гг. в сравнении с лидерами и аутсайдерами рейтинга LPI Шегпа11опа1 [2]
Год Страна Ош'НК!!
2007 Афганистан 1,10
Россия 2,23
Голландия 4,29
2010 Эритрея 1,35
Россия 2,38
Германия 4.34
2012 Конго 1,27
Россия 2,45
Германия 4,26
2014 Сомали 1,50
Россия 2,59
Германия 4.32
2016 ири 1,24
Россия 2,43
Германия 4,44
Таблица 5
Оценка процесса организации международных перевозок в России в сравнении с лидерами и аутсайдерами рейтинга LPI International в 2007-2016гг. [2]
Год Страна Оценка
2007 Афганистан 1,22
Россия 2,48
Голландия 4,05
20111 Сомали из
Россия 2,72
Сингапур 3,86
2012 Бурунди 1,57
Россия 2,59
Гонконг 4,18
2014 Конго 1,70
Россия 2,64
Люксембург 3,82
2016 Сирия 1.36
Россия 2,45
Люксембург 4,24
ми проблемами, как нарушение контрольных сроков доставки; рассеивание ответственности за процесс международных перевозок в России между различными государственными структурами (например, Почтой России, Федеральной таможенной службой). Причиной возникновения подобных проблем являются: 1) недостаточная профессиональная квалификация специалистов, обслуживающих процесс международных перевозок; 2) несовершенство норм и правил, регламентирующих процесс международных перевозок в России; 3) отсутствие планомерного подхода к анализу статистических данных об объемах и направлениях международных перевозок в России, вследствие чего невозможны прогнозирование и своевременная подготовка к обработке большого количества международных перевозок в сжатые сроки. Решение указанных проблем является залогом существенного повышения каче-
ства процесса международных перевозок.
Географическое положение России обуславливает прохождение через ее территорию огромных логистических потоков на протяжении многих десятилетий. Это обстоятельство должно было бы способствовать формированию и развитию в высокой степени логистических компетенций. Однако их оценка в рамках рейтинга LPI International является крайне низкой.
Проблема российской логистической системы заключается в том, что транс-портно-экспедиционные услуги занимают в общем объеме логистических услуг непропорционально большую долю. Собственно, можно сказать, что весь рынок логистических услуг в России - это транспортировка и экспедирование, сопровождаемые складированием и дистрибуцией. Комплексная логистика в России развита слабо; к 3PL-провайдерам можно отнести только некоторые меж-
Таблица 6
Оценка логистической компетентности России в сравнении с лидерами и аутсайдерами рейтинга LPI International в 2007-2016гг.[2]
Год Страна Оценка
Афганистан 1.25
2(107 Россия 2,46
Голландия 4.25
Сомали 1,33
2111» Россия 2.51
Швейцария 4.32
Бурунди 1.43
2012 Россия 2,65
Финляндия 4,14
Сомали 1,75
2« 14 Россия 2,74
Норвегия 4,19
Сирия 1.39
2016 Россия 2.76
Германия 4.28
Таблица 7
Оценка процесса отслеживания перемещения грузов в России в сравнении с лидерами и аутсайдерами рейтинга LPI International в 2007-2016гг. [2]
Год Страна Оценка
2007 Афганистан 1,00
Россия 2.17
Сингапур 4,25
2010 Сомали 1.17
Россия 2,60
Швейцария 4,27
2012 Чад 1,57
Россия 2,76
Финляндия 4,14
2014 Сомали 1,75
Россия 2,85
Iермапия 4,17
2016 Сомали 1,51
Россия 2,62
Швеция 4,38
Таблица 8 Оценка своевременности доставки грузов в России в сравнении с лидерами и аутсайдерами рейтинг LPI International в 2007-2016гг.[2]
Гол Страна Оценка
2007 Афганистан 1.38
Россия 2.94
Сингапур 4.53
201» Сомали 1,38
Россия 3,23
Люксембург 4,58
2012 Бурунди 1,67
Россия 3,02
Сингапур 4,39
2014 Сомали 1,88
Россия 3,14
Люксембург 4,71
2016 Гаити 2,02
Россия 3,15
Люксембург 4.80
дународные компании, представленные на российском рынке. Нельзя не соотносить такое положение дел с общемировыми тенденциями развития логистики,
к которым относятся глобализация деятельности логистических компаний; формирование транснациональных цепей поставок; укрупнение логистических ком-
паний за счет слиянии и поглощении; развитие специализированных информационных технологий; концентрация на комплексных решениях по управлению цепями поставок; интенсивное развитие мультимодальных технологий перевозок; увеличение доли услуг 3PL- и 4PL-про-вайдеров в общем составе услуг логистических операторов [8]. На этом фоне уровень развития логистических компетенций в России представляет собой не просто слабость, а определенную угрозу с точки зрения жизнеспособности российской логистической системы и эффективности ее функционирования. Обнадеживающие результаты может дать только комплексное решение, включающее в себя широкий спектр мер, начиная от подготовки высококвалифицированных специалистов в учебных заведениях до государственной поддержки реализации приоритетных инфраструктурных проектов. В противном случае российский рынок логистических услуг будет представлен только крупными международными компаниями, которые концентрируют свое внимание на совершенствовании своих компетенций.
По этому показателю возможности отслеживания перемещения грузов Россия существенно отстает от лидеров рейтинга LPI International, хотя в логистике эта функция может считаться одной из самых простых в реализации, потому что в настоящее время разработаны и доступны все необходимые технологии.
В России предусмотрена возможность оперативного отслеживания перемещения международных перевозок с помощью современных информационных технологий (например, с помощью электронного обмена данными между Почтой России и Федеральной таможенной службой России). Однако главной проблемой остается несоответствие данных в системе отслеживания международных перевозок их фактическому местонахождению [7]. Невозможно однозначно определить причины такого положения дел. Несомненно, что комплексный подход к совершенствованию логистической системы России позволит естественным образом преодолеть эту проблему, потому что вопрос отслеживания перемещения грузов важен не столько не сам по себе, сколько как фактор, необходимый для развития и интеграции всех элементов национальной и международной логистической системы.
Своевременность доставки грузов -это один из наиболее важных показателей с точки зрения потребителя логис-
©
В i
№ 2
1Л
i
2 о
тических услуг. Однако в логистике его практически невозможно рассматривать автономно, потому что своевременность доставки грузов - это результирующий показатель качества логистической деятельности. Действительно, если вся система, работающая на осуществление перемещения груз в заданном направлении, отлажена и функционирует исправно, то груз окажется в нужном месте в запланированный срок. На фоне остальных критериев оценки логистической системы, входящих в рейтинг LPI International, Своевременность доставки грузов оценивается достаточно высоко (см.таблицу 8), однако эти оценки далеки от оптимистичных, если сравнить их с оценками лидеров рейтинга.
Как было рассмотрено выше, логистическая система России сопряжена с рядом довольно серьезных проблем, под влиянием которых возникают сложности с обеспечением своевременности доставки грузов Ситуацию со своевременностью доставки грузов в России с небольшим преувеличением можно уподобить «русской рулетке», поскольку рынок находится под воздействием столь большого числа факторов и постоянно происходящих изменений, что его функционирование носит в большей степени не системный, а хаотичный, случайный характер. При удачном стечении обстоятельств усилия логистической компании окупают себя, и доставка грузов осуществляется вовремя; в противном случае может иметь место увеличение либо уменьшение сроков. Парадоксально, но более быстрая доставка груза может стать проблемой для клиента, который может быть просто не готов к ее приемке. Наиболее целесообразным выходом из ситуации будет обсуждение и фиксирование в договоре четких условий, касающихся своевременности доставки грузов, и последствий при их несоблюдении.
В рейтинге эффективности логистики LPI International по итогам 2016 года Россия заняла 99 место из 160 стран, принимавших участие в оценке. Показатели эффективности российской логистической системы более чем средние, несмотря на огромный потенциал российского рынка. Анализ отдельных показателей индекса эффективности логистики позволил выявить конкретные проблемные области логистической системы России. Эта информация важна и актуальная прежде всего для логистичес-
ких операторов, действующих на территории Российской Федерации, так и для клиентов, использующих логистические услуги. Эти данные может способствовать более достоверному прогнозированию и эффективному управлению перемещением товарных потоков на территории России. Вместе с тем, информация, заключенная в показателях LPI International, представляет интерес и для органов государственного управления, поскольку она позволяет выявлять наиболее слабые и проблемные зоны логистической системы государства и развивать их в соответствии с общемировыми тенденциями.
Литература
1. About LPI, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://lpi.worldbank.org/about (дата обращения: 20.05.2018)
2. LPI International, 2007-2016. [Электронный ресурс]. URL: http:// lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения: 20.05.2018)
3. Амиров М.Ш. Единая транспортная система. - М.: КНОРУС, 2017. - 177 с.
4. Вожжов А.П. Архитектоника финансового обеспечения и регулирования устойчивого и сбалансированного экономического роста. - М.: КНОРУС, 2017. -558 с.
5. Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности. / В.Л.Абашкин, С.В.Артемов, Е.А.Исланки-на и др. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 323 с.
6. Кузнецова Н.П. Инструментарий управления инновационной активностью социально-экономической системы на основе использования логистического потенциала. - Уфа: РИК УГАТУ, 2017. - 101 с.
7. Лашина М.В. Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге. - М.: КНОРУС, 2017. - 300 с.
8. Основы принятия стратегических решений в логистике. / Н. П. Карпова, С. В. Носков, И. А. Тойменцева, В. Д. Чички-на, Е. В. Швецова. - Саратов: КУБиК, 2017. - 136 с.
9. Сотрудничество Китая со странами с переходной экономикой в рамках проекта «Один пояс - один путь». / Под ред. Цуй Чжэн и Цюй Вэньи. - М.: МАКС Пресс, 2018. - 238 с.
10. Функциональные области логистики: современные проблемы исследования. / Под ред. О.Н. Зуева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экономического ун-та, 2017. - 253 с.
The logistical performance index as an indicator of logistical problems in the region (in the case of Russian Federation) Andriianova M.V. MGIMO-University
The article is dedicated to the assessment of the logistical system in Russian Federation and the dynamic of changes Russian places at the International LPI index (Logistical Performance Index), including customs, infrastructure, international shipments, logistics quality and competence, tracking and tracing, timeliness, for the period from 2007 to 2016. These date allow to identify basics problems and their impact on Russian logistics market. At the end are proposed possible directions of solving the problems are proposed, including the main assumptions of Russian Federation's Transport Strategy for the period up to 2030. Key words: Logistical Performance Index, Russian logistic market
References
1. About LPI, 2016 [An electronic resource]. URL:
http://lpi.worldbank.org/about (date of the address: 5/20/2018)
2. LPI International, 2007-2016. [Electronic
resource]. URL: http://lpi.worldbank.org/ international/global (date of the address: 5/ 20/2018)
3. Amirov M.Sh. Uniform transport system. - M.:
KNORUS, 2017. - 177 pages.
4. Vozhzhov A.P. Very tectonics of financial security
and regulation of steady and balanced economic growth. - M.: KNORUS, 2017. - 558 pages.
5. Cluster policy: achievement of global competitiveness. / V.L. Abashkin, S.V. Artyomov, E.A. Islankina, etc. - M.: Higher School of Economics National Research University, 2017. - 323 pages.
6. Kuznetsova N.P. Tools of management of
innovative activity of social and economic system on the basis of use of logistic potential.
- Ufa: RICK UGATU, 2017. - 101 pages.
7. Lashina M.V. Information systems and technologies in economy and marketing. -M.: KNORUS, 2017. - 300 pages.
8. Bases of adoption of strategic decisions in
logistics. / N.P. Karpova, S.V. Noskov, I.A. Toymentseva, V.D. Chichkina, E.V. Shvetsova.
- Saratov: CUBE, 2017. - 136 pages.
9. Cooperation of China with countries with
economies in transition within the «One Belt
- One Way» project. / Under the editorship of Cui Zheng and Qu Weni. - M.: MAX. Press, 2018. - 238 pages.
10. Functional fields of logistics: modern problems of a research. / Under the editorship of O.N. Zuev. - Yekaterinburg: Publishing house the Ural state. economic un-that, 2017. - 253 pages.