Научная статья на тему 'Индекс асимметричности отталкивания: определение основных понятий'

Индекс асимметричности отталкивания: определение основных понятий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС / АСИММЕТРИЧНОСТЬ / ТЕНЗОПЛАТФОРМА / ТЕНЗОГРАММА / ТЕСТ АБАЛАКОВА / КОЭФФИЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ветров Владимир Александрович

В статье представлена попытка разделения понятий «индекс» и «коэффициент», проведена интерпретация понятия «индекс асимметричности отталкивания» для прыжков на лыжах с трамплина на примере проведения теста Абалакова на тензоплатформе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ветров Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the attempt to divide the concept of “the index” and “the coefficient”, the author proposed the interpretation of the notion “the index of the repulsion asymmetry” for ski jumping on the example of carrying out of Abalakov’s test on the tenzoplatform

Текст научной работы на тему «Индекс асимметричности отталкивания: определение основных понятий»

ными качествами, поэтому учебный процесс в учебном заведении, в том числе военных, должен быть организован так, чтобы с первых дней обучения рефлексия формировалась не стихийно, а целенаправленно, что сделает область обучения более понятной.

В связи с этим необходимо разработать рефлексивные технологии, как элемент подготовки военнослужащего и становления его в профессиональном плане в ходе обучения в военных вузах федеральной службы войск национальной гвардии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова, Е.В. Рефлексивные образовательные технологии как фактор внутренней дифференциации в учебном процессе : автореф. ... канд. пед. наук / Белова Е.В. - Ростов-на-Дону, 2009. - 32 с.

2. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия / А.А. Бизяе-ва. - Псков : Изд-во Псковского гос. пед. ин-та им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.

3. Здоровенко, Е.В. Педагогическая рефлексия. Нижневартовск, 2014 [Электронный ресурс] // URL : http://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/3/pedag-refleksiya.docx. - Дата обращения 01.09.2016.

4. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.Г. Суворова // Учитель. -2000. - № 1. - С. 25-27.

5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов / С.С. Кашлев. - Минск : Высшая школа, 2002. - 95 с.

6. Степанов, С.Ю. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики / С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. - Казань, 1990. - Ч. 3. - С. 204-206.

REFERENCE

1. Belova, E.V. (2009), Reflective educational technologies as the factor of internal differentiation in educational process, dissertation, Rostov-on-Don.

2. Bizyaeva, A.A. (2004), The psychology of thinking teachers: pedagogical reflection, publishing house Kirov pedagogical institute, Pskov.

3. Zdorovenko, E.V. (2014), Pedagogical reflection, Nizhnevartovsk, available at: http://fs01.metod-kopilka.rU/uploads/files/3/pedag-refleksiya.docx.

4. Suvorov, N.G. (2000), "Online training: new approaches", Teacher, No. 1, pp. 25-27.

5. Kashlev, S.S. (2002), Modern technologies of pedagogical process: Handbook for teachers, High School, Minsk.

6. Stepanov, S.Yu. and Pokhmelkin, G.F. (1990), "Problems reflexive-creative pedagogy", Creative personality development in terms of continuing education, Part 3, Kazan, pp. 204-206.

Контактная информация: Artem_verevkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2016

УДК 796.925

ИНДЕКС АСИММЕТРИЧНОСТИ ОТТАЛКИВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Владимир Александрович Ветров, старший преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

г. Чайковский

Аннотация

В статье представлена попытка разделения понятий «индекс» и «коэффициент», проведена интерпретация понятия «индекс асимметричности отталкивания» для прыжков на лыжах с трамплина на примере проведения теста Абалакова на тензоплатформе.

Ключевые слова: индекс, асимметричность, тензоплатформа, тензограмма, тест Абалако-ва, коэффициент.

INDEX OF REPULSION ASYMMETRY: DEFINITION OF THE BASIC NOTIONS

Vladimir Alexandrovich Vetrov, the senior lecturer, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

The article presents the attempt to divide the concept of "the index" and "the coefficient", the author proposed the interpretation of the notion "the index of the repulsion asymmetry" for ski jumping on the example of carrying out of Abalakov's test on the tenzoplatform.

Keywords: index, asymmetry, tenzoplatform, tenzogram, Abalakov's test, factor.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение профессионального мастерства прыгунов на лыжах с трамплина невозможно обеспечить применением увеличивающихся объемов и интенсивности тренировочных воздействий. Необходима интеллектуализация учебно-тренировочного процесса (Курысь В. Н., 1991). Без биомеханического анализа структуры двигательных действий спортсмена нельзя обеспечить дальнейший прогресс его технической и физической подготовки [4]. Одним из инструментов для анализа структуры двигательных действий является комплексное рассмотрение кинематических и динамических параметров двигательного действия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Стандартным тестом для оценки скоростно-силовых качеств прыгунов на лыжах с трамплина является вариант теста Абалакова: максимально возможный прыжок в высоту с места без предварительного сближения ОЦМ с опорой и с предварительным сближением ОЦМ с опорой (Стеблецов Е.А, 2002). Для оценки параметров этого прыжка нами применяется тензоплатформа КОБС и видеосъемка с двух плоскостей.

При выполнении вертикального прыжка вверх с места на тензоплатформе фиксируются тензограммы усилий, проявляемых левой и правой ногой. В каждом прыжке существует разница между этими кривыми. Понимая важность симметричности отталкивания от стола отрыва при выполнении прыжка на лыжах с трамплина, в тренировочном процессе при проведении педагогического контроля необходимо использовать показатель асимметричности отталкивания, отвечающий требованиям надежности и информативности.

В первую очередь необходимо определиться с терминологией методики расчета величины показателя асимметричности отталкивания.

В работе А.П. Шеина вводится коэффициент асимметричности по силе мышечных групп голени [5], Иванов О.И. рассматривает качественную сторону асимметричности отталкивания прыгунов в воду без введения числовых параметров для оценки асимметричности [1], в работах Степанова В.С. и Плотникова С.Г. раскрывается особенности асимметрии для тяжелоатлетов и лыжников [2, 4]. Методика расчетов, предложенная в этих работах, в апробированном виде может использоваться для расчета параметра асимметричности. Расчет показателя асимметричности проводится по тензограмме усилий при вертикальном прыжке (рисунок 1). Для этого необходимо вычислить модуль разницы импульсов сил левой и правой ноги и разделить эту разницу на импульс суммы сил, развиваемых обеими ногами. Формула показателя асимметричности имеет вид:

]\ F (t) - F (t )| dt

k = -0-.

to

í F+x (t )dt

2800 3000 3200 3400 3600

-Левая (Н> —

_ , „ „ Рисунок 2 - Геометрический смысл

Рисунок 1 - Т ензограмма усилий при вертикальном прыжке вверх

индекса асимметричности

Геометрический смысл расчета (рисунок 2): показатель определяется отношением между площадью фигуры, ограниченной тензограммами левой и правой ноги (отмечено темным цветом), и площадью фигуры под кривой общего усилия (отмечено серым цветом).

При совпадении тензограмм разница будет равна нулю (к=0).

При прыжке на одной ноге числитель и знаменатель совпадут (к=1).

При наличии какой угодно разницы в уровнях тензограмм для левой и правой ноги

0<к<1.

Чем больше показатель асимметричности отталкивания, тем выше разница усилий левой и правой ноги, следовательно, можно говорить о высоком уровне асимметричности отталкивания. Если показатель асимметричности отталкивания стремится к нулю, это говорит о незначительной разнице усилий левой и правой ноги, а значит, наблюдается низкий уровень асимметричности отталкивания.

Основания, по которым полученный показатель получил название «индекс асимметричности», представлены ниже.

В литературе и в практике педагогического тестирования нет однозначных рекомендаций по использованию терминов «индекс» и «коэффициент». Чаще всего они выступают как синонимы. Анализ показателей в практике физического воспитания показал несогласованность в применении этих терминов. В ходе поиска источников по применению терминов «индекс»» и «коэффициент» удалось найти только один официальный документ, рекомендующий применение данных терминов в определенных условиях - «Рекомендации МСЭ-Я серии V - Словарь и связанные вопросы: МСЭ-Я У.663-1 (06/90) Использование некоторых терминов, связанных с физическими величинами» (МСЭ, МСЭ-Р, 1Ти-Я - одно из трёх подразделений Международного союза электросвязи (МСЭ) — Сектор радиосвязи — занимающееся разработкой международных стандартов телевизионного и радиовещания) [3].

Согласно этому документу, «слова "коэффициент" и "фактор" используются в выражениях, представляющих частное от деления двух величин. Они используются для образования терминов, выражающих определенные величины.

Слово "коэффициент" используется тогда, когда две величины имеют различный характер. Поэтому коэффициент имеет размерность.

Слово "фактор" используется в тех случаях, когда две величины имеют один и тот же характер*. Поэтому фактор не имеет размерности.

Английский термин "index" используется в тех случаях, когда одна из двух величин является эталонной величиной. Этот термин также обозначает величину, которая не определена точно или которая, как правило, устанавливается, а не измеряется».

Из данного документа можно сделать вывод, что коэффициентом нужно называть величины, являющиеся частными от деления величин, имеющих различный характер (чаще всего эти величины имеют различные размерности (коэффициент жесткости

F п Н

k = --) или при одинаковых размерностях разные смысловые содержания (коэффи-

Ах м

F

циент трения ^ = -Т-)).

N

В нашем случае мы находим отношение двух эквивалентных (т.е. имеющих один и тот же характер) величин, следовательно, согласно приведенному документу, адекватным названием параметра будет «фактор». Но с точки зрения устоявшейся практики применения в физической культуре и спорте, фактор (от лат. factor - делающий; - производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

В случае исследования разницы усилий, производимых левой и правой ногой при отталкивания от стола отрыва при выполнении прыжка на лыжах с трамплина, термин «фактор» в его интерпретации, приложимой к физической культуре и спорту, неприменим.

В этом случае логичнее использовать термин «индекс». Следовательно, под индексом будем понимать безразмерную величину, определяемую отношением величин одного характера.

С увеличением показателя, определяющего симметричность отталкивания, возрастает его несимметричность, что дает основание использовать в названии показателя слово «асимметричность».

Таким образом, величина, показывающая отношение импульсов сил левой и правой ноги при отталкивании от стола отрыва при выполнении прыжка на лыжах с трамплина, будет называться «индексом асимметричности отталкивания».

ЛИТЕРАТУРА

1. Особенности проявления двигательной асимметрии в технике выполнения прыжков в воду [Электронный ресурс] / О.И. Иванов, В.В. Анцыперов, Н.Н. Сентябрев // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. - Режим доступа: URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6632 (дата обращения: 24.05.2016).

2. Плотников, С.Г. Влияние двигательной асимметрии на функциональное состояние элитных спортсменов-лыжников [Электронный ресурс] // Материалы конф. ГУ «НИИ Мозга» РАМН совместно с ГУ «НИИ Неврологии» РАМН «Структурно-функциональные и нейрохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга». М., 2006. - Режим доступа: URL : http://cerebral-asymmetry.narod.ru/PlotnikovConf2006.htm (дата обращения 24.04.2016).

3. Рекомендации МСЭ-R серии V - Словарь и связанные вопросы : МСЭ-R V.663-1 (06/90). Использование некоторых терминов, связанных с физическими величинами [Электронный ресурс] // URL : http://www.itu.int/dms_pubrec/itu-r/rec/v/R-REC-V.663-1-199006-W!!MSW-R.doc (дата обращения: 24.05.2016).

4. Степанов, В.С. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Степанов В.С. - Майкоп, 2001. - 48 с.

5. Шеин, А.П. Асимметрия некоторых биомеханических и биоэлектрических характеристик произвольной и вызванной активности мышц верхних и нижних конечностей у здоровых субъектов / А.П. Шеин, Г.А. Криворучко // Вестник ЮУрГУ. - 2005. - № 4. - С. 270-276.

REFERENCES

1. Ivanov, O.I., Antzyperov V.V. and Sentyabrev, N.N. (2012), "Peculiarity of display of motive asymmetry in techniques for carrying out of diving", Modern problems of science and education, No. 4, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6632.

2. Plotnikov S.G. (2006), "Influence of motive asymmetry on the functional state of elite athlete-skiers", Material of conference GU "SRI of brain "RAMS in cooperation with GU" SRI of Neurology RAMS "Structural-functional and neuro-chemical regularities of asymmetry and brain plasticity", available at: http://cerebral-asymmetry.narod.ru/PlotnikovConf2006.htm.

3. Recommendations NSE-R series V. Dictionary and connected issues: MSE-R V. 663-1 (06/90). Using of some terms connected with physical quantities, available at: http://www.itu.int/dms_pubrec/itu-r/rec/v/R-REC-V.663-1-199006-W!!MSW-R.doc.

4. Stepanov, V.S. (2001), Asymmetry of motive actions of athletes in three-dimensional space, dissertation, Maykop.

5. Shein, A.P. and Krivoruchko, G.A. (2995), "Asymmetry of some biomechanical and bioelec-trical specifications of arbitrary and aroused muscular activity of upper and lower extremities in healthy subjects", Bulletin of SUSU, No. 4, pp. 270-276.

Контактная информация: tchaik.nauka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ИЗМЕНЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАЗНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ ЖЕНЩИН ВТОРОГО ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО

ВОЗРАСТА

Алексей Александрович Винокуров, консультант, Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный институт искусств», г. Смоленск

Аннотация

В статье представлены результаты оценки изменений композиции показателей функций разных модальностей женщин второго периода зрелого возраста в условиях 36-недельного педагогического эксперимента. Полученные данные могут быть использованы в разработке теории применения средств профилактики нарушений мозгового кровообращения у лиц второго периода зрелого возраста; в программах обучения представлениям о роли личного вклада человека в обеспечение здоровья путем формирования навыков «культуры здоровьесбережения» (health-seeking behaviors).

Ключевые слова: неспециальное физкультурное образование, кооперация показателей функций разных модальностей женского организма, нарушения мозгового кровообращения, границы среднего возраста женщин, социокультурный портрет Смоленской области.

INFLUENCE OF HEALTH- IMPROVING TRAINING ON CHANGE IN COMPOSITION OF THE FUNCTIONAL CONDITION INDICES OF WOMEN REPRESENTING DIFFERENT MODALITIES AT THE SECOND PERIOD OF

ADULTHOOD

Alexey Alexandrovich Vinokurov, the consultant, Smolensk Institute of Arts, Smolensk

Annotation

The article presents the evaluation results covering the indicators of the changes in the composition of the functions indices of the women representing the different modalities at the second period of maturity in the conditions of 36-week pedagogical experiment. The given materials can be used for the development of the theory covering the usage of the means preventing the cerebrovascular diseases among

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.