Научная статья на тему 'ИНCТИТУТЫ ЭТНИЧECКOЙ ИДEНТИФИКAЦИИ В РECПУБЛИКE AЛТAЙ'

ИНCТИТУТЫ ЭТНИЧECКOЙ ИДEНТИФИКAЦИИ В РECПУБЛИКE AЛТAЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНСТИТУТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / IDENTIFICATION / INSTITUTIONS OF ETHNIC IDENTIFICATION / INDIGENOUS PEOPLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Говорухина Галина Владимировна, Благовская Евгения Васильевна

Авторы объясняют различие подходов к трактовке понятия "этническая идентичность" и описывают основные характеристики институтов этнической идентификации. На примере Республики Алтай они раскрывают особенности основных традиционных и инновационных институтов этнической идентификации; ставят вопрос о необходимости специальных исследований формирования и функционирования инновационных институтов этнической идентификации, что обусловлено, с их точки зрения, изменением социально-экономических и информационно-культурных условий жизни коренных народов России.The authors explain the difference in approaches to the interpretation of the concept of "ethnic identity" and describe the main characteristics of the institutions of ethnic identification. Using the Republic of Altai as an example, they reveal the characteristics of the main traditional and innovative institutions of ethnic identification; They raise the question of the need for special studies of the formation and functioning of innovative institutions of ethnic identification, which is due, from their point of view, to a change in the socio-economic and information-cultural conditions of life of indigenous peoples of Russia.The authors explain the difference in approaches to the interpretation of the concept of "ethnic identity" and describe the main characteristics of the institutions of ethnic identification. Using the Republic of Altai as an example, they reveal the characteristics of the main traditional and innovative institutions of ethnic identification; They raise the question of the need for special studies of the formation and functioning of innovative institutions of ethnic identification, which is due, from their point of view, to a change in the socio-economic and information-cultural conditions of life of indigenous peoples of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНCТИТУТЫ ЭТНИЧECКOЙ ИДEНТИФИКAЦИИ В РECПУБЛИКE AЛТAЙ»

УДК 316.347 + 316.334.52 Говорухина Г. В., Благовская Е. В.

Институты этнической идентификации в Республике Алтай

Актуализация этнического фактора в современном обществе способствовала появлению нового проблемного поля исследования — этнической идентичности, понятие которой является до сих пор одним из наиболее дискуссионных, что обусловило появление разнообразных теоретических и методологических подходов к его описанию [8; 11; 16; 18; 25; 29; 31; 33], включенных, в свою очередь, в исследовательское поле различных наук (социологии, психологии, политологии и др.) [2; 4; 5; 17; 19; 22; 23; 26; 27; 28; 32]. Интегрирование результатов этих подходов позволяет расширить диапазон исследования этнической идентичности, выделить ее сущность и основные компоненты.

Методологической основой нашего исследования являлся социологический подход, который позволяет исследовать формирование этнической идентичности личности в ходе реализации ее жизненных циклов под воздействием различных социальных факторов, которые включены в жизненное пространство населения в отдельно взятые исторические периоды в различных территориальных образованиях.

В соответствии с этим этническая идентичность рассматривается как результат протекания двух процессов, имеющих разнонаправленный характер — индивидуализации и глобализации. Этническая идентичность в этом случае выступает как результат процесса этнической идентификации личности, происходящей под влиянием различных социальных институтов в конкретных социально-культурных условиях. В частности, С. Холл считает, что идентичность является результатом конкретных практик, к которым можно отнести конкретные исторические и институциональные условия [30], обусловливающие формирование и реализацию различных социальных институтов, влияющих на процесс этнической идентификации, и в этом случае их называют институтами этнической идентификации.

В соответствии с этим под "институтами этнической идентификации" понимаются постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, направленные на формирование этнической идентичности посредством этнических ценностей, норм и правил. Среди традиционных институтов этнической идентификации выделяют прежде всего семью, культуру, образование [3]. Причем, на разных этапах этногенеза их социально-историческая значимость влияния на процесс этнической идентификации различна. Некоторые авторы, в частности У. Бек, считают, что в современном обществе происходит "растворение" традиционных институтов, что является результатом влияния глобализации [24].

Наряду с традиционными институтами этнической идентификации, на разных этапах развития общества возникают и функционируют инновационные институты этнической идентификации, что, несомненно, связано с трансформацией коммуникационных практик (корпоративные сети, цифровые технологии и др.). В соответствии с этим под инновационными институтами этнической идентификации понимаются социальные институты, имеющие определенное влияние на процесс этнической идентификации в силу временных и социальных условий современного этапа развития общества. К этим ин-

© Говорухина Г. В., Благовская Е. В., 2020

ГОВОРУХИНА Галина Владимировна, канд. социол. наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы Алтайского государственного университета (г. Барнаул). E-mail: govorgv@gmail.com

БЛАГОВСКАЯ Евгения Васильевна, канд. филос. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск). E-mail: e9236646707@yandex.ru

ститутам относятся СМИ, Интернет, общественные организации, землячество и др. [3].

В связи с расширением территориальных границ обитания представителей этнических общностей увеличивается количество межэтнических контактов, что актуализировало проблему сохранения этнической идентичности в иноэтнических условиях. В какой-то степени решение этой проблемы взяли на себя землячества. Так, в России в настоящее время земляческие объединения способствуют гражданам, проживающим в различных иноэтнических условиях, поддерживать этнокультурные связи с малой родиной. Примером могут служить такие земляческие объединения, как Ассоциация Тверских Землячеств, Брянское землячество, Сибирское казачье землячество, Омское землячество, Иркутское землячество "Байкал" и многие другие.

В настоящее время внимание ученых-представителей различных областей научного знания привлекает, во-первых, появление новых, инновационных институтов этнической идентификации, во-вторых, модернизация традиционных институтов этнической идентификации, в-третьих, особенности взаимовлияния и взаимодействия традиционных и инновационных институтов этнической идентификации. Рассмотрим этот процесс на примере Республики Алтай.

В 2013—2019 гг. на базе Горно-Алтайского государственного университета проводились исследования условий жизнедеятельности коренных народов Республики Алтай, в процессе которых были выделены основные составляющие жизненного пространства, а также описаны традиционные и инновационные институты этнической идентификации, существующие в Республике Алтай, деятельность которых осуществляется в рамках государственной национальной политики РФ, в которой обозначены основные направления ее реализации. Среди них "Обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации", "Содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации", "Совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации", "Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации" и др. [14].

На первом этапе исследования среди основных составляющих жизненного пространства коренных народов Республики Алтай были выделены:

Во-первых, социально-экономическая составляющая жизнедеятельности коренных народов, которая формируется на основе государственной национальной политики в области повышения качества и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [20].

Сравнительный анализ данных Всероссийской переписи населения за 2010 год с данными переписи от 2002 года показывает, что численность коренных этносов, проживающих на территории Республики Алтай, в целом увеличилась на 34,4%, из них: теленгитов — на 54,1%, тубаларов — на 23,4%, куман-динцев — на 14,1%, челканцев — на 34,1%, а численность шорцев, напротив, сократилась на 38,3% [10].

В Республике Алтай с 2006 года увеличилось количество территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Наиболее "пестрыми" в этническом отношении являются город Горно-Алтайск, где проживают представители 69 народов, Майминский и Чемальский районы Республики Алтай (57 и 50 национальностей соответственно).

Наиболее многочисленные диаспоры в Республике Алтай — украинцы, немцы, армяне и татары. Районами, где больше всего проживает тех, кто назвал себя русским, являются Чойский (87,64%), Майминский (85,32%) и Усть-Коксинский (74,34%). К районам Республики Алтай, где наибольшая доля людей титульной нации, относятся Улаганский (77,14%), Онгудайский (75,88%) и Усть-Канский (69,66%).

В рамках реализации республиканской целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года" [7] были введены 3 школы, построен мемориальный ком-

плекс имени Н. У. Улагашева в Чойском районе, приобретены 7 единиц санитарного автотранспорта повышенной проходимости для населенных пунктов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов; приобретено оборудование для Центральной районной больницы Улаганского района, Центра тубаларской культуры Чойского района; построен локальный энергоцентр в Турочакском районе, обеспечивающий круглосуточное электроснабжение в 9 труднодоступных селах.

Начиная с 2016 г., государственная поддержка коренных малочисленных народов в Республике Алтай осуществляется через подпрограмму "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов" государственной программы "Развитие экономического потенциала и предпринимательства" [13]. В частности, в рамках этой подпрограммы был приобретен санитарный автотранспорт повышенной проходимости для труднодоступных и отдаленных сел Турочакского, Чойского, Улаганского и Кош-Агачского районов; было приобретено медицинское оборудование для бюджетных учреждений здравоохранения в Кош-Агачском и Улаганском районах; было обеспечено проведение праздника "Международный день коренных народов мира" в Чойском районе; организовано участие представителей коренных малочисленных народов Республики Алтай в работе международной выставки-ярмарки "Сокровища Севера 2016", поддержаны мероприятия этнокультурного характера (конференции, фестивали, симпозиумы, съезды, международные форумы); поддержано издание историко-этнографической литературы, словарей, пособий и учебников для изучения родных языков коренных малочисленных народов Республики Алтай и др.

Во-вторых, коммуникационная составляющая жизнедеятельности коренных народов в Республике Алтай, которая реализуется через: а) периодические издания (2 республиканские газеты, 11 районных газет, 1 негосударственную газету); б) телевидение и радио (Планета Сервис, телекомпания г. Горно-Алтайск, ФГУП ВГТРК ГТРК "Горный Алтай" (Радио России, Радио "Маяк"), Радио Европа плюс, FM 106.4, г. Горно-Алтайск, Радио ПиФМ, FM 105,5, Медиагруппа FM-Продакшн).

В-третьих, институциональная составляющая жизнедеятельности коренных народов в Республике Алтай, которая включает: общественные объединения (307), религиозные объединения (57), общины коренных малочисленных народов Сибири (37), благотворительные фонды (17) и др. По состоянию на 1 января 2019 г. в Республике Алтай зарегистрировано 559 некоммерческих организаций [12]. Все они выполняют функции, важные как для их членов и поддерживающих структур, так и для государственных институтов, бизнес-структур и других субъектов общественных отношений. В процессе взаимодействия с государственными институтами и бизнес-структурами общественные организации подключаются к процессам управления, участвуя в решении социально значимых проблем.

На втором этапе исследования были выявлены традиционные и инновационные институты этнической идентификации в Республике Алтай.

В основе описания институтов этнической идентификации лежало то положение, что институт этнической идентификации — это институт государства, занимающийся разработкой и внедрением нормативно-правовых актов в сфере сохранения этнической идентичности коренных малочисленных народов. Так, одним из факторов этнического возрождения алтайцев в XXI в. явилось вступление в силу Постановления Правительства Российской Федерации "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" и Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" [15], предусматривающего отдельные льготы на федеральном уровне в сфере социальной защиты, природопользования и др. Это, в свою очередь, способствовало разделению коренных народов Республики Алтай на теленгитов, тубаларов, кумандинцев и челканцев.

К традиционным институтам этнической идентификации в Республике Алтай относится, прежде всего, семья, что обусловлено признанием примордиального характера этнической идентичности, выражающегося изначально с момента рождения человека. В связи с чем семья, являясь первичным институтом этнической социализации, оказывает большое влияние

на формирование этнической идентичности личности, что происходит через семейные традиции, в основе которых, в свою очередь, лежат религиозные и исторические традиции и обряды. И в этом смысле семья выступает транслятором социальных норм взаимодействия, что способствует преемственности поколений.

Как показывают социологические исследования, в алтайском этносе именно семья детерминирует выбор этнической принадлежности человека, конструируя ее практически с момента рождения ребенка, предполагая полное его погружение в культуру этноса [9, с. 73-78]. Причем, дети становятся носителями этнических ценностей разных культур, что обусловлено влиянием не только семейных ценностей, но и ценностей других общественных институтов.

Наряду с семьей, к традиционным институтам этнической идентификации относится культура, которая представляет собой комплекс духовного освоения действительности, уровень её восприятия — с одной стороны, а с другой — хранение, распределение и потребление духовных ценностей носителями данной культуры как внутри самого этноса, так и вне его.

"Этническая культура при этом выступает сложной системой, объединяющей практически все этнодифференцирующие признаки этносоциальной общности (за исключением природно-биологических детерминант — территории проживания и рассово-антропологических признаков), а люди — представители этой общности и носители культуры — в процессе своей жизнедеятельности воспроизводят свои этнические признаки, благодаря активному созданию производственной, социально-бытовой, соционормативной и духовной сфер" [21, с. 57].

Для коренных народов Республики Алтай большое значение имеет такой феномен культуры, как фольклор, важность которого обусловлена, во-первых, тем, что в нем отражены типичные ситуации отношений: "человек-человек", "человек-общество", "человек-природа", что позволяет формировать социально одобряемые модели поведения человека путем формирования норм, правил взаимодействия в конкретной социокультурной среде. Фольклор обеспечивает преемственность в пространстве и во времени, сохраняя в общедоступной форме мудрость многих поколений этноса по различным вопросам и сферам человеческой деятельности.

Алтайский фольклор богат и разнообразен — это мифы сказки, легенды и предания, героический эпос и различные по сюжету песни. В нем нашли свое отражение самые разные стороны народной жизни: далекое прошлое и близкое настоящее, героическое и бытовое, трагическое и смешное.

Основным жанром алтайского фольклора является героический эпос, который возник в период первобытнообщинного строя и в ходе длительного развития, вплоть до ХШП—XIX вв., пополнялся новыми произведениями. Известны более 200 записей героических сказаний общим объемом более 500 тысяч стихотворных строк [3].

Алтайский эпос широко известен в научном мире, поскольку его изучением занимались крупнейшие тюркологи — В. В. Радлов, Н. А. Аристов, С. В. Киселев, Г. Н. Потанин, В. И. Вербицкий, Н. А. Баскаков, Л. П. Потапов, С. С. Суразаков и другие. Под редакцией доктора филологических наук С. С. Суразакова было издано девять томов героического эпоса — "Алтайские богатыри". Стоит отметить, что по художественным достоинствам, эмоциональности и монументальности алтайский героический эпос стоит в одном ряду с всемирно известными творениями устного народного творчества других народов.

Важным компонентом культуры является праздничная культура. Так, происходивший в 1990-е годы процесс возрождения этнической культуры титульного этноса Республики Алтай — алтайцев вылился в формирование стилизованной алтайской культуры. В основе данного явления лежит не возрождение собственно традиционной этнической культуры алтайцев, а внедрение ее отдельных элементов, и в первую очередь, одежды, музыки, праздников, в массовую общероссийскую культуру [1].

К инновационным институтам этнической идентификации в Республике Алтай относятся, прежде всего, общественные организации, Интернет (социальные сети), землячества и др.

Среди общественных организаций особо выделяется региональная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай "Звенящий кедр"", которая является членом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и объединяет теленгитов, шорцев, кумандинцев, телеутов, тубаларов, челкан-цев. В настоящее время она претворяет в жизнь проект "Сокровища коренных народов Алтая", который получил президентский грант. Этот проект направлен на укрепление межнационального согласия и сохранение народных культурных традиций, а также на возрождение и популяризацию культурных традиций коренных народов и развитие их народных промыслов в Республике Алтай. Реализация проекта предполагает мероприятия по сбору материалов о духовно-культурном наследии коренных народов в Республике Алтай, выпуск печатных и электронных изданий, проведение тематических "круглых столов", конференций. В рамках работы по развитию народных промыслов планируется создание аилов мастеров в каждом районе проживания коренных народов республики, проведение мастер-классов, выставок, ярмарок. Представители этой организации планируют активное привлечение детей, молодежи и пожилых людей с целью передачи знаний и навыков от старшего поколения к молодому.

В социальной сети ^ко^ак;е" в 2011 г. в Республике Алтай была создана официальная группа коренных народов Республики Алтай, целью которой явился поиск и объединение людей по интересам, информирование об актуальных новостях в сфере их взаимодействия. Особенно активизировалась эта деятельность с созданием в октябре 2012 года в социальной сети "укоП;ак;е" представителями рода кыпчаков Республики Алтай Интернет-курултай. Перечень вопросов для обсуждения на курултае: история, священное животное, гора и дерево рода кыпчаков, вопросы взаимопомощи молодых представителей рода кыпчаков, и др.

Процесс формирования и функционирования инновационных институтов этнической идентификации находится на этапе становления. Для них характерна общность программных задач — возврат к ценностям и нормам традиционной культуры, сохранение родного языка, отстаивание интересов коренного населения в решении экономических и экологических проблем, что особенно актуально в условиях роста информатизации современного общества.

Традиционные и инновационные институты этнической идентификации, независимо от степени их влияния, имеют общую цель — формирование этнической идентичности личности. При этом степень их влияния зависит как от интересов и приоритетов самой личности, так и от приоритетных направлений государственной политики, условий проживания и исторических изменений этносов в современном российском обществе.

Процессы этнической идентификации в дальнейшем будут развиваться еще более интенсивно, с одной стороны, в связи с изменением социально-политической ситуации в обществе, и они в конечном счете могут войти в ранг глобальных проблем современности, с другой, — ростом самосознания личности, поиском смысла жизни и своих родовых корней. Все это обусловливает необходимость дальнейших исследований проблем, связанных с этносом, этнической идентичностью, этнической идентификацией.

Таким образом, в настоящее время идет процесс, с одной стороны, модернизации традиционных институтов этнической идентификации в Республике Алтай. С другой стороны, идет становление инновационных институтов этнической идентификации. С учетом того, что социально-экономические и при-родно-географические характеристики районов Республики Алтай неоднородны, этот процесс протекает по-разному. В соответствии с этим необходимы специальные исследования влияния конкретных институтов (традиционных и инновационных) этнической идентификации на становление самосознания и этнической идентификации коренных народов Республики Алтай. Важность таких исследований подчеркивается в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. [20].

Все это актуализирует необходимость фундаментальных исследований воспроизводства и сохранения традиционного образа жизни, культуры коренных народов Республики Алтай, а также формирования и развития ин-

новационных институтов этнической идентификации, так как до сих пор нет исследований, специально посвященных трансформации традиционных институтов этнической идентификации и их модернизации, а также факторов и условий, способствующих возникновению и дальнейшему развитию инновационных институтов этнической идентификации в разных регионах России, в том числе и в Республике Алтай.

Литература

1. Александренков Э. Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность"? // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13-22.

2. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.01.2020).

3. Благовская Е. В. Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Благовская Евгения Васильевна; [Место защиты: Забайк. гос. ун-т]. Горно-Алтайск, 2013. 149 с.

4. Джантеева Д. С. Этническая идентичность в политических коммуникациях // Коммуникология. 2018. Том 6. № 2. С. 133-141.

5. Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.

6. Задворная Е. С. Репрезентации национальной идентичности в культурной политике стран Северо-Восточной Азии // Коммуникология. 2019. Том 7. № 3. С. 121135.

7. Закон Республики Алтай от 5.05.2008 № 42-РЗ "О республиканской целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/32252343/.

8. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. М.: Издательство Национального института бизнеса, 2010. 272 с.

9. Кузнецова E. В. Этническая идентичность личности как объект исследования современного гуманитарного знания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 4 (12). C. 121-127.

10. Малочисленные народы на Алтае добиваются "социальных пенсий" [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. URL: https://regnum.ru/news/society/2279398.html (дата обращения: 20.01.2020).

11. Мамедов А. К., Якушина О. И. Теоретические подходы к пониманию идентичности в современной социологической науке // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2015. № 1. С. 43-59.

12. Общественные организации [Электронный ресурс]. Загл. с экрана. URL: https://altai-republic.ru/society/pubKc-orgaшzatюns/ (дата обращения: 21.01.2020).

13. Постановление Правительства Республики Алтай от 29.06.2018 № 201 "Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства" (с изменениями на 16 октября 2019 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/550138489 (дата обращения: 20.01.2020).

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 2985-р "План мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс]. URL: https://sovetnatk>nal.ш/netcat_fiies/documents/Plan_real._nats.

(дата обращения: 21.01.2020).

15. Российская Федерация. Законы. O гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.

16. Софронова Л. А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006. С. 8-24.

17. Тишков В. А. Концептуальная динамика этнополитики в России (от Горбачева до Путина) // Вестник Российской нации. 2018. № 6 (64). С. 9-30.

18. Тория (Агрба) Ж. Н. Гражданская идентичность как объект социолого-ком-муникативного исследования: эволюция научных подходов. Коммуникология. 2017. Том 5. № 4. С. 103-110.

19. Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода // Психологические исследования. 2012. № 5 (26) [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.01.2020).

20. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2018 № 703) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 21.01.2020).

21. Ушаков Д. В. Воспроизводство этничности в системе этнокультурных взаимодействий: теоретическая модель // Этносоциальные процессы в Сибири: тематический сборник / под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель, 2004. Вып. 6. С. 52-57.

22. Федулова А.В. Проблемы формирования гражданской идентичности и межкультурной коммуникации в Российской Федерации // Коммуникология. 2018. Том 6. № 6. С. 81-87.

23. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-181.

24. Beck U. The Reinvention of Politics: Toward a Theory of Reflexive Modernization // Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetic in the Modern Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994. P. 1-55.

25. Benet-Martinez V., Hong Y.-Y. Oxford Handbook of Multicultural Identity. NY: Oxford Univ. Press, 2014. 560 р.

26. Boticci C., Challand B. Imagining Europe: Myth, Memory, and Identity. Cambridge University Press, Cambridge, USA, 2013. 201 р.

27. Cote J. E., Schwartz S. J. Comparing psychological and sociological approaches to identity: Identity status, identity capital, and the individualization process // Journal of Adolescence. 2002. № 25. P. 571-586.

28. Erikson E. Identity and the life cycle. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1980. 192 р.

29. Fox М. A New Look at Personal Identity // Philosophy Now. 2007. Vol. 62. Р. 1011.

30. Hall S. Representation: cultural representations and signifying practices. London: Sage Publications & Open University, 1997. 392 p.

31. Kehily M. What is identity? A sociological perspective // Seminar Series: The educational and social impact of new technologies on young people in Britain, 2 Mar 2009, London School of Economics, UK, 2009.

32. Luckmann T. Personal identity as a sociological category. Zagreb, 2006.

33. Stryker S., Burke P. J. The past, present, and future of an identity theory // Social Psychology Quarterly. Special Millenium Issue. 2000. Vol. 63. № 4. P. 284-297.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б

1. Aleksandrenkov Eh. G. "Ehtnicheckoe camocoznanie" ili "ehtnicheckaya identich-noct'"? // Ehtnograficheckoe obozrenie. 1996. № 3. S. 13-22.

2. Andreeva G. M. K voprosu o krizise identichnosti v usloviyakh sotsial'nykh trans-formatsij // Psikhologicheskie issledovaniya. 2011. № 6 (20). [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://psystudy.ru (data obrashheniya: 20.01.2020).

3. Blagovskaya E. V. Ehtnicheskaya identichnost' kak osnova formirovaniya in-stitutov ehtnicheskoj identifikatsii v Respublike Altai : sotsial'no-filosofskij analiz : dis-sertatsiya ... kandidata filosofskikh nauk : 09.00.11 / Blagovskaya Evgeniya Vasil'evna; [Mesto zashhity: Zabajk. gos. un-t]. Gorno-Altajsk, 2013. 149 s.

4. Dzhanteeva D. S. Ehtnicheskaya identichnost' v politicheskikh kom-munikatsiyakh // Kommunikologiva. 2018. Tom 6. № 2. S. 133-141.

5. Drobizheva L. M. Ehtnichnost' v sotsial'no-politicheskom prostranstve Rossijskoj Federatsii. Opyt 20 let. M.: Novyj khronograf, 2013. 336 s.

6. Zadvornaya E. S. Reprezentatsii natsional'noi identichnosti v kul'turnoi politike stran Severo-Vostochnoj Azii // Kommunikologiva. 2019. Tom 7. № 3. S. 121-135.

7. Zakon Respubliki Altaj ot 5.05.2008 № 42-RZ "O respublikanskoj tselevoj Programme "Ehkonomicheskoe i sotsial'noe razvitie korennykh malochislennykh narodov Respubliki Altaj do 2015 goda" [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/32252343/.

8. Krylov A. N. Ehvolyutsiya identichnostej: krizis industrial'nogo obshhestva i no-voe samopoznanie individa. M.: Izdatel'stvo Natsional'nogo instituta biznesa, 2010. 272 s.

9. Kuznetsova E. V. Ehtnicheckaya identichnoct' lichnocti kak ob"ekt iccledovaniya covremennogo gumanitarnogo znaniya // Vectnik Nizhegorodckogo univerciteta im. N.I. Lobachevckogo. 2008. № 4 (12). C. 121-127.

10. Malochislennye narody na Altae dobivayutsya "sotsial'nykh pensij" [Ehlektronnyj resurs]. Zagl. s ehkrana. URL: https://regnum.ru/news/society/2279398.html (data obrash-heniya: 20.01.2020).

11. Mamedov A. K., Yakushina O. I. Teoreticheskie podkhody k ponimaniyu identichnosti v sovremennoj sotsiologicheskoj nauke // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiya i politologiya. 2015. № 1. S. 43-59.

12. Obshhestvennye organizatsii [Ehlektronnyj resurs]. Zagl. s ehkrana. URL: https:// altai-republic.ru/society/public-organizations/ (data obrashheniya: 21.01.2020).

13. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Altai ot 29.06.2018 № 201 "Ob utverzh-denii gosudarstvennoj programmy Respubliki Altaj "Razvitie ehkonomicheskogo potent-siala i predprinimatel'stva" (s izmeneniyami na 16 oktyabrya 2019 goda) [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/550138489 (data obrashheniya: 20.01.2020).

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 28.12.2018 № 2985-r "Plan meropriyatij po realizatsii v 2019-2021 godakh Strate

politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda" [Ehlektronnyj resurs]. URL: https:// sovetnational.ru/netcat_files/documents/Plan_real._nats.StrategiL_2019_21_g.g...pdf (data obrashheniya: 21.01.2020).

15. Roccijckaya Federatsiya. Zakony. O garantiyax prav korennyx malochiclennyx narodov Roccijckoj Federatsii. M.: Marketing, 2001. 39 c.

16. Sofronova L. A. O problemakh identichnosti // Kul'tura skvoz' prizmu identichnosti. M.: Indrik, 2006. S. 8-24.

17. Tishkov V. A. Kontseptual'naya dinamika ehtnopolitiki v Rossii (ot Gorbacheva do Putina) // Vestnik Rossijskoj natsii. 2018. № 6 (64). S. 9-30.

18. Toriya (Agrba) Zh. N. Grazhdanskaya identichnost' kak ob"ekt sotsiologo-kom-munikativnogo issledovaniya: ehvolyutsiya nauchnykh podkhodov. Kommunikologiya. 2017. Tom 5.№ 4. S. 103-110.

19. Tkhostov A. Sh., Rasskazova E. I. Identichnost' kak psikhologicheskij konstrukt: vozmozhnosti i ogranicheniya mezhdistsiplinarnogo podkhoda // Psikhologicheskie issledovaniya. 2012. № 5 (26) [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://psystudy.ru (data obrashheniya: 20.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 19.12.2012 № 1666 "O Strategii gosudarstvennoj natsional'noj politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda" (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 06.12.2018 № 703) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.ga-rant.ru/70284810/ (data obrashheniya: 21.01.2020).

21. Ushakov D. V. Vosproizvodstvo ehtnichnosti v sisteme ehtnokul'turnykh vzai-modejstvij: teoreticheskaya model' // Ehtnosotsial'nye protsessy v Sibiri: tematicheskij sbornik /pod red. Yu. V. Popkova. Novosibirsk: Nonparel', 2004. Vyp. 6. S. 52-57.

22. Fedulova A.V. Problemy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti i mezhkul'tur-noj kommunikatsii v Rossijskoj Federatsii // Kommunikologiya. 2018. Tom 6. № 6. S. 8187.

23. Yadov V. A. Sotsial'nye i sotsial'no-psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya sotsial'noj identichnosti lichnosti // Mir Rossii. 1995. T. 4. № 3-4. S. 158-181.

24. Beck U. The Reinvention of Politics: Toward a Theory of Reflexive Modernization // Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetic in the Modern Social Order. Cambridge: Polity Press, 1994. P. 1-55.

25. Benet-Martinez V., Hong Y.-Y. Oxford Handbook of Multicultural Identity. NY: Oxford Univ. Press, 2014. 560 r.

26. Boticci C., Challand B. Imagining Europe: Myth, Memory, and Identity. Cambridge University Press, Cambridge, USA, 2013. 201 r.

27. Cote J. E., Schwartz S. J. Comparing psychological and sociological approaches to identity: Identity status, identity capital, and the individualization process // Journal of Adolescence. 2002. № 25. P. 571-586.

28. Erikson E. Identity and the life cycle. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1980. 192 r.

29. Fox M. A New Look at Personal Identity // Philosophy Now. 2007. Vol. 62. R. 1030. Hall S. Representation: cultural representations and signifying practices. London: Sage Publications & Open University, 1997. 392 p.

31. Kehily M. What is identity? A sociological perspective // Seminar Series: The educational and social impact of new technologies on young people in Britain, 2 Mar 2009, London School of Economics, UK, 2009.

32. Luckmann T. Personal identity as a sociological category. Zagreb, 2006.

33. Stryker S., Burke P. J. The past, present, and future of an identity theory // Social Psychology Quarterly. Special Millenium Issue. 2000. Vol. 63. № 4. P. 284-297.

Говорухина Г. В., Благовская Е. В. Институты этнической идентификации в Республике Алтай.

Авторы объясняют различие подходов к трактовке понятия "этническая идентичность" и описывают основные характеристики институтов этнической идентификации. На примере Республики Алтай они раскрывают особенности основных традиционных и инновационных институтов этнической идентификации; ставят вопрос о необходимости специальных исследований формирования и функционирования инновационных институтов этнической идентификации, что обусловлено, с их точки зрения, изменением социально-экономических и информационно-культурных условий жизни коренных народов России.

Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, идентификация, институты этнической идентификации, коренные народы

Govorukhina G. V., Blagovskaya E. V. Institutions of Ethnic Identification in the Altai Republic.

The authors explain the difference in approaches to the interpretation of the concept of "ethnic identity" and describe the main characteristics of the institutions of ethnic identification. Using the Republic of Altai as an example, they reveal the characteristics of the main traditional and innovative institutions of ethnic identification; They raise the question of the need for special studies of the formation and functioning of innovative institutions of ethnic identification, which is due, from their point of view, to a change in the socio-economic and information-cultural conditions of life of indigenous peoples of Russia.

Key words: identity, ethnic identity, identification, institutions of ethnic identification, indigenous peoples

Для цитирования: Говорухина Г. В., Благовская Е. В. Институты этничecкoй вд^н-тифи^ции в Рecпубликe Aлтaй // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 2. С. 102-110. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-2/102-110

For citation: Govorukhina G. V., Blagovskaya E. V. Institutions of Ethnic Identification in the Altai Republic // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 2. P. 102-110. DOI: 10.24866/19986785/2020-2/102-110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.