являет АнтиКосмизм [8], который в свою очередь в условиях постиндустриализма подвергается сомнению и прямо отрицается новым космоцентричным мироотношением. Под новым кос-моцентричным мироотношением понимается русский космизм. В собственно техническом плане противостояние антропоцент-ричного западноевропейского мироотношения и русского космоцентризма наблюдалось задолго до провозглашения постиндустриальной эпохи в различных формах: от оспаривания приоритета технических изобретений до полномасштабных военных столкновений. Это можно интерпретировать и как прохождение нелегкой школы ученичества у запада русской национальной технической мыслью, и как защиту ею собственного проекта мироустройства, подкрепленного соответствующими техническими решениями (в области энергетики, освоения Космоса и т.д.). Космоцентричен, однако, не только русский космизм, но также и космизм, укорененный в культурных традициях наследников культуры майя, ацтеков, инков Индии, Китая.
Еще один вариант интерпретации изменения технического мироотношения - изменение в позиционировании и взаимовлиянии трех составляющих: человек, среда его обитания и техника. Оно выражается в следующем. 1. Человек, являясь частью природного мира, противопоставлен ему в сознании и деятельности, устремленным к сверхприродному через технику; техника представляет собой подвижную, постоянно расширяющуюся границу, расширение которой означает преобразование природной среды в искусственную. 2. Техника из расширяющейся границы постепенно превращается в среду обитания человека; естественная среда замещается искусственной, при этом степень насыщения искусственным окружающей среды увеличивается с приближением к человеку и, наоборот, уменьшается по мере удаления от него. В настоящее время искусственная среда расширилась до предела устойчивой орбиты планеты Земля, в связи с чем поднимается вопрос о «замусоренности» ближнего Космоса. Изменение в позиционировании заключается в том, что человек оказывается внутри техники. 3. Техника оказывается внутри человека в виде сердечных электростимуляторов, микрочипов, микророботов и т.д.
В динамике пребывает каждая из составляющих отношения: субъект - объект-посредник - объект-преобразования с характерным объектом-доминантой. Общую направленность изменения технического отношения человека к миру можно пред-
ставить как эволюционное движение по спирали от «технэ» к «технэ» или от естественной искусственности к искусному ес-тествованию. Что же составляет всеобщее, родовое в техническом мироотношении? Это - воспроизводство живой деятельности, что является обязательным условием развития рода. Живая деятельность объединяет в себе знание, опыт и оценку, в которой полученный результат соотносится с заданной целью (удовлетворение текущих потребностей). Последняя неразрывно связана со смысложизненным идеалом, задающим долгосрочные перспективы развития. Особенное же следует искать, в первую очередь, в характеристиках окружающего мира, который человек противопоставляет себе и на который направляет свою преобразовательную деятельность, с учетом исторических изменений каждого компонента данного отношения - субъекта, объекта-посредника, объекта-доминанты - и характера связи между ними. Взятое в целом, особенное может быть обозначено как тип мироотношения с соответствующим субъектом-носителем и типом техники.
Любое мироотношение технично, и все же имеет смысл выделять собственно техническое мироотношение, поскольку в рамках теоретического знания, наряду с естественнонаучным и гуманитарным, существует также и научно-техническое. В профессиональной сфере выделяется целый ряд технических специальностей. И, наконец, сам язык откликается на существование субъекта, отличающегося специфическим видением мира и деятельностным отношением к окружающему. В обыденной речи его именуют «технарем», есть и другое, существовавшее и существующее как в древнегреческом, так и в европейских языках - «мастер». Специфику собственно технического миро-отношения составляют: самоценность средств; неприятие природы техническим знанием; как объект рационализации и природа, и человек, и общество входят в техническое знание в технически надломленном виде [4].
Подводя итог вышесказанному отметим, что в исследовании технического мироотношения следует отталкиваться от: 1) сквозных характеристик родовой сущности человека (разум, чувства и воля, нравственность и творчество, социальность) и его техники (преобразование, воспроизводство, целесообразность, эффективность); 2) качественных изменений, связанных с эволюционными этапами их развития; 3) их преломления на локально-культурном уровне.
Библиографический список
1. Алексеева, В.А. Русское традиционное мироотношение: православно-метафизические основания: автореф. дис. ... д-ра филос. наук.
- Екатеринбург, 2000; Шардыко, С.К. Русский язык и русская национальная наука - объекты информационной атаки / С.К. Шардыко, В.А. Алексеева [Э/р]. - Р/д: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/4376.html
2. Суименко, Е.И. Homo economicus современной Украины. Поведенческий аспект / Е.И. Суименко, Т.О. Ефременко. - Киев, 2003 [Э/р].
- Р/д: http://www.i-soc.kiev.ua/institute/homo_economicus.pdf
3. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. - М., 1993.
4. Федяев, Д.М. Техническое мироотношение: сущность, модификации, эволюция: дис. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1994.
5. Фейербах, Л. Общая сущность христианства: избр. произведения. - М., 1955. - Т. 2.
6. Аристотель, С. Метафизика. Соч. в 4 т. - М., 1975. - Т. 1.
7. Мамардашвили, М. Введение в философию // Философские чтения. - СПб., 2002.
8. Хруцкий, К.С. Космическое будущее России [Э/р]. - Р/д: http://www.dialog21.ru/biblio/Kroutski_2.htm
Bibliography
1. Alekseeva, V.A. Russkoe tradicionnoe mirootnoshenie: pravoslavno-metafizicheskie osnovaniya: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk. - Ekaterinburg, 2000; Shardihko, S.K. Russkiyj yazihk i russkaya nacionaljnaya nauka - objhektih informacionnoyj ataki / S.K. Shardihko, V.A. Alekseeva [Eh/r]. - R/d: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/4376.html
2. Suimenko, E.I. Homo economicus sovremennoyj Ukrainih. Povedencheskiyj aspekt / E.I. Suimenko, T.O. Efremenko. - Kiev, 2003 [Eh/r]. -R/d: http://www.i-soc.kiev.ua/institute/homo_economicus.pdf
3. Khayjdegger, M. Vremya i bihtie: statji i vihstupleniya. - M., 1993.
4. Fedyaev, D.M. Tekhnicheskoe mirootnoshenie: suthnostj, modifikacii, ehvolyuciya: dis. ... d-ra filos. nauk. - Ekaterinburg, 1994.
5. Feyjerbakh, L. Obthaya suthnostj khristianstva: izbr. proizvedeniya. - M., 1955. - T. 2.
6. Aristotelj, S. Metafizika. Soch. v 4 t. - M., 1975. - T. 1.
7. Mamardashvili, M. Vvedenie v filosofiyu // Filosofskie chteniya. - SPb., 2002.
8. Khruckiyj, K.S. Kosmicheskoe buduthee Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.dialog21.ru/biblio/Kroutski_2.htm
Статья поступила в редакцию 03.05.12
УДК 316.35.39
Blagovskaya E. V INNOVATIVE INSTITUTES OF ETHNIC IDENTIFICATION IN REPUBLIC ALTAI. In article concept definition «innovative institutes of ethnic identification» is made. Innovative institutes of ethnic identification in the conditions of Republic Altai (mass-media, Internet and social networks, Zemljachestvo, public organizations are analysed and allocated).
Key words: ethnic identity, institutes of ethnic identification, mass media, public organizations, Internet, social networks, Zemljachestvo.
Е.В. Благовская, аспирант каф. философии Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ
В статье дается определение понятия «инновационные институты этнической идентификации». Проанализированы и выделены инновационные институты этнической идентификации в условиях Республики Алтай (СМИ, Internet и социальные сети, Землячество, общественные организации).
Ключевые слова: этническая идентичность, институты этнической идентификации, средства массовой информации, общественные организации, Internet, социальные сети, Землячество.
Анализируя процесс формирования этнической идентичности, отметим, что существенное влияние оказывают внешние (объективные) и внутренние (субъективные) факторы этнического самосознания, являющиеся проявлениями действия институтов этнической идентификации. Под институтами формирования этнической идентичности мы понимаем постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей, направленные на выполнение конкретных общественных функций на основе определённых норм, правил. В социогуманитарных исследованиях к традиционным институтам этнической идентификации относят семью и культуру, что обусловлено значимостью влияния данных институтов на процесс формирования этнической идентичности, поскольку они исторически оказывают конструктивистское влияние на процесс формирования этнической идентичности на разных этапах развития общества.
Однако, в связи с постоянно изменяющимися этносоциальными условиями современного общества, возникают и функционируют инновационные институты этнической идентификации, способные повлиять на процесс формирования этнической идентичности, понимая это, рассмотрим их. Инновационные институты этнической идентификации - это современные социальные институты, имеющие определенное влияние на процесс этнической идентификации на разных этапах развития общества. К ним можно отнести СМИ, Internet и социальные сети, Землячество, общественные организации, поэтому рассмотрим их.
Для каждого конкретного общества существует свой специальный механизм трансляции превалирующих формальных и неформальных норм, правил, традиций. В современных условиях одними из инновационных институтов этнической идентификации можно назвать средства массовой информации (газеты, телевидение, радио) и глобальную сеть 1^ете^ а точнее социальные сети.
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», СМИ - это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [1].
Благодаря средствам массовой информации интенсифицировался процесс формирования наций и этносов. Во-первых, благодаря печати и бумаге одни и те же идеи стали доступны большому количеству людей, люди стали хорошо понимать друг друга, облегчились процессы коммуникации и взаимодействия. Во-вторых, письменный язык стабилизировал нормативность языка и духовной культуры. В-третьих, диалект, который оказался ближе к рычагам власти к центру и доминирующей этнической группе, стал навязываться остальным, стал источником нормативности [2].
В Республике Алтай на 2012 г. функционирует система СМИ: «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Горный Алтай» и сеть периодических изданий региона.
ГТРК «Горный Алтай» - это республиканское телевидение и радио, а также радиостанция «Радио-Мега плюс». Телевизионное вещание на канале «Россия 1», общим объемом вещания 576 часов в год.
Служба информационных телевизионных программ ГТРК «Горный Алтай» формирует 6 выпусков на алтайском и русском языках в будние дни, итоговый выпуск «Вести-Эл Алтай. События недели» в воскресенье. «Вести-Эл Алтай» - главная новостная программа, определяющая информационную политику региона. Журналисты республиканского радио готовят передачи на общественно-политические темы, познавательные и литературные программы, радиоочерки о замечательных людях, о красоте и природе Алтая.
На 2012 г. в регионе зарегистрировано несколько типов периодических изданий СМИ:
1. Региональные периодические издания «Алтайдын Чол-моны», «Звезда Алтая» (учредители Правительство РА).
2. Районные газеты «Сельская новь» , «Чемальский вестник», «Ажуда», «Чуйские зори», «Ойдын Уни», «Улаганнын Со-лундары», «Уймонские вести», «Чойские вести», «Вестник Горно-Алтайска», «Сельчанка», «Истоки» (учредители-администрация муниципальных образований).
3. Негосударственные газеты «Листок», «Поскриптум» (учредители- частные лица).
Несмотря на многообразие средств массовой информации, главной целью для них является информирование широкой аудитории о событиях в стране, регионе, районе. В связи с установлением статуса коренных малочисленных народов северным алтайцам и теленгитам в данных СМИ регулярно освещаются дискуссии по поводу разделения титульного этноса «алтайцы» на малочисленные, новости региона и России по правам данных категорий населения Алтая. Все вышесказанное оказывает непосредственное влияние на формирование этнической идентичности, то есть на данный момент СМИ можно назвать институтом этнической идентификации.
Активное внедрение и развитие компьютерных сетей практически во все области жизнедеятельности современного человека затрагивает коренные вопросы трансформации и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, а также формирования новых механизмов культурного развития человечества, перешедшего на сетевой уровень эволюции и деятельности. Для расширения аудитории людей, включенных в процесс этнической идентификации, можно отнести глобальную сеть 1^ете^ и социальные сети. В рамках социологического подхода «социальная сеть понимается как социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (общность, социальная группа, человек, личность, индивид).
Критериями эффективности социальных сетей как института этнической идентификации называют: востребованность, доступность, оперативность, возможность обратной связи [3].
Учитывая данный факт, в Республике Алтай была создана социальная сеть коренных малочисленных народов, целью которой является поиск и объединение людей по интересам, информирование об актуальных новостях в сфере взаимодействия указанных народов.
В начале 1990-х гг. в Республики Алтай, как и по всей стране, происходит рост политической активности населения. Одним из важных толчков явилось общероссийское и международное движение по приоритетам коренных малочисленных народов. Следствием чего явило рост общественных организацией, общин малочисленных народов, так в 1993г. в г. Бийске было создано «Общество возрождения кумандинского народа», в 1997 г. региональная группа «Кумания». В конце 1990-х гг. появились организации тубаларов и челканцев: «Союз общин коренных народов Туро-чакского района Республики Алтай», «Возрождение тубаларско-го народа», общины тубаларов Чойского и челканцев Турочакс-кого районов. Для защиты прав и интересов коренных малочисленных народов была создана общественная организация «Ассоциация КМН в Республике Алтай», учредителями которой выступили физические лица из числа челканцев, тубаларов, куман-динцев и теленгитов. Ее целью явилось сохранение этнического своеобразия северных алтайцев (тубаларов, челканцев, куман-динцев) и официальное признание их диалектов.
Общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Специфическими институтом этнической идентификации южных алтайцев можно назвать зайсанат, являющийся семейной (родовой) общиной малочисленных народов. Под последними понимаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами [4, с. 52].
Таким образом, родовые традиции выходят за рамки семейно-родственных отношений в широкую этническую среду. Однако возрождение зайсаната, как института самоуправления у алтайцев, остается типичным явлением южных алтайцев.
В связи с увеличением межэтнических контактов, обусловленных расширением территориальных границ обитания представителей этнических общностей, актуализируется проблема сохранения этнической идентичности в иноэтнических условиях. Разрешением данных вопросов призван заняться институт Землячества. Словарь русского языка даёт следующее толкование слова «землячество» - объединение уроженцев одной местности или страны, живущих за её пределами, для взаимной помощи [5]. В России огромное количество земляческих объединений, способствующих этнокультурной связи с малой родиной.
Землячество является добровольным, некоммерческим, самоуправляемым, общественным объединением уроженцев одной местности или страны, живущих за её пределами. Землячество осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об общественных объединениях», действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
Целью создания Землячества является содействие объединению уроженцев определенного государства или региона, лиц длительное время работавших или проживавших в других регионах. Для осуществления своих целей Землячество в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
- проведение регулярных встреч членов Землячества, организация совместных мероприятий, включая отдых;
- организация взаимопомощи членов Землячества, создание фонда материальной помощи и поддержки;
- взаимодействие с органами государственной власти в интересах обеспечения уставной деятельности Землячества, в том числе участие в реализации государственных и муниципальных, социальных и экологических программ;
- сотрудничество с другими общественными объединениями, участие в союзах, ассоциациях и иных объединениях, в том числе международных;
- представление законных интересов членов Землячества в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях;
- осуществление предпринимательской деятельности в целях привлечения средств для выполнения уставных задач,
Библиографический список
в т.ч. посредством создания хозяйственных обществ с правами юридического лица;
-осуществление иных полномочий и видов деятельности, направленных на выполнение уставных целей, не запрещённых действующим Законодательством РФ и не противоречащих настоящему Уставу.
Одним из инновационных мероприятий Землячества Республики Алтай явилось проведение ежегодного регионального конкурса красоты «Принцесса Алтая». Цель конкурса - сохранение, возрождение и развитие национальных культурно-исторических и духовных ценностей и обеспечение преемственности традиций национальной культуры народов.
Задачи:
- содействие развитию и пропаганде деятельности, способствующей гармоничному развитию личности, духовному и физическому совершенствованию людей, утверждению здорового образа жизни, приобщение к активной творческой деятельности;
- содействие повышению и развитию культурного уровня, укреплению дружеских отношений между землячествами студентов в различных городах России, формированию толерантного сознания;
- выявление девушек, способных достойно представлять Республику Алтай на престижных российских и международных конкурсах красоты;
- развивать деловые связи с международными и национальными организациями в сфере культуры, проводить благотворительные акции.
Конкурс проводится, как мероприятие высокого художественного уровня и направлен на укрепление связей между землячествами студентов и пропаганду этнических традиций Алтая.
Исходя из выше сказанного, отметим, что Землячество является инновационным институтом сохранения и формирования этнической идентичности лиц, находящихся в иноэтничес-кой среде. Распространенность данного института обусловлена историческими особенностями полиэтничности России, необходимостью предотвращения межэтнических конфликтов и расширением сфер межэтнических контактов.
На данный момент институт Землячества способствует сохранению этнической идентичности лиц, проживающих вдали от малой родины. На территории России функционируют землячества практически всех этносов, так география землячеств Республики Алтай начинается с г. Барнаула и охватывает территорию всего нашего государства.
Исходя из выше сказанного, отметим, что в Республике Алтай этническая идентичность личности представляет собой результат целенаправленного действия традиционных и инновационных институтов этнической идентификации. Формирование последних обусловлено событиями этнического возрождения коренных этносов республики и разделение титульного этноса алтайцев на северных и южных алтайцев. Вместе с тем, можно предположить о влиянии данных институтов не только на уровне данного региона.
1. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета. - № 32. - 08.02.1992.
2. Пивоев, В.М. Этнос и нация: проблемы идентификации. - Петрозаводск, 2006.
3. Молокоедов, В. Сеть Internet как институт правовой социализации [Э/р]. - Р/д: URL: http://www.russianlaw.net/law/variuos/misc/a79/
4. Тадина, Н.А. О феномене возрождения института зайсанства у алтайцев // Сибирь и Центральная Азия: проблемы этнографии, истории и международных отношений. - Барнаул, 2007.
5. Большой толковый русский словарь / под ред. С.А. Кузнецова. - СПб., 2000.
Bibliography
1. Rossiyjskaya Federaciya. Zakonih. O sredstvakh massovoyj informacii ot 27.12.1991 № 2124-1 // Rossiyjskaya gazeta. - № 32. - 08.02.1992.
2. Pivoev, V.M. Ehtnos i naciya: problemih identifikacii. - Petrozavodsk, 2006.
3. Molokoedov, V. Setj Internet kak institut pravovoyj socializacii [Eh/r]. - R/d: URL: http://www.russianlaw.net/law/variuos/misc/a79/
4. Tadina, N.A. O fenomene vozrozhdeniya instituta zayjsanstva u altayjcev // Sibirj i Centraljnaya Aziya: problemih ehtnografii, istorii i mezhdunarodnihkh otnosheniyj. - Barnaul, 2007.
5. Boljshoyj tolkovihyj russkiyj slovarj / pod red. S.A. Kuznecova. - SPb., 2000.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 614.253:572
Zhdanov M.A. PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL PROBLEMS OF PROVIDING OF MEDICAL CARE.
This article provides a philosophical and cultural analysis of medical care in modern Russian society. There is a historical comparison of the major methodological approaches to the medical treatment of patients. The author also focuses on the affection of technological change on the relationship between doctors with their patients.