Научная статья на тему 'Импульсный метод в декоративной живописи'

Импульсный метод в декоративной живописи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импульсный метод в декоративной живописи»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 372.874

В.И. Кукенков

к. п. н., доцент кафедры «Дизайн интерьера» Российский государственный профессионально-педагогический университет Г. Екатеринбург, Российская Федерация

ИМПУЛЬСНЫЙ МЕТОД В ДЕКОРАТИВНОЙ ЖИВОПИСИ

При разработке объемно - пространственной или плоскостной композиции возникает вопрос с какого цветового пятна или линии начинается воплощение идеи. Так как цвет красок имеет сложное вибрирующее свечение, это излучение возможно определить как «импульс», возникший из понятия «Пульс - от латинского (pulsus) - удар, толчок. 1.Ритмическое колебание стенок кровеносных сосудов у человека и животных. Нормальный пульс. 2.Темп жизни, движения (переносн.) чувствовать пульс жизни» [6, с. 325]. Используя цветовое напряжение контрастных или сближенных цветовых отношений можно вызвать интерес к изображению, вызванный толчком цветового импульса, имеющим неоднородную структуру красок. Такой подход можно определить как импульсный метод, так как обладает широкими возможностями цвета, в отличие от понятия пульс (пульсация), имеющего однообразные по ритму характеристики. Действие импульса направлено на изменение размера и интервала ритма, влияя на изменение впечатления, ощущения, восприятия или воображения при выполнении задуманной композицией.

Импульсный метод в живописи не имеет определенной формы и очертаний, он как некий мираж, размытый по форме, но соответствующее творческой идее и ощущениям автора, влияет на форму, цвет и содержание изображения. Эти ощущения могут быть подтверждены, наблюдая различные состояния природы, где свет распространяется не равномерно, прерывистыми импульсами (ранние сумерки, когда солнце опускалось за горизонт, а лучи света, отражаясь от слоев влажного или холодного воздуха, наполняют окружающее пространство свечением). Свет присутствует везде, а тени исчезают, это состояние длится всего 20- 30 минут, за которые его можно только запомнить. Такое состояние более всего наблюдается в период белых ночей на севере России, на юге из-за краткости сумерек, это состояние менее всего наблюдается. Понимание этого явления возможно при рассмотрении косого расположения лучей в небе, в основном снизу вверх. Такое явление в природе можно определить, как импульсное распространение света и цвета, влияя на применение, развитие и наполнение этим импульсом образного содержания.

На основе такого импульсного метода возможен новый подход к разработке композиции, где изображение возникает из цветовых пятен, имеющих различное цветовое звучание, насыщенность и тональность, что позволит в дальнейшем наполнить формой, раскрывая содержание. Осмысление зрителем этого изображения связано с движением глаз зрителя по картинной плоскости, структура или схема движения может иметь различные формы, из которых наиболее совершенная в виде спирали.

Для изображения уплощенного пространства и решения цвето - тональных отношений применяются изобразительные выразительные средства. В изображении всегда присутствует содержание и смысл, выраженный в виде пятен и линий, включая зрительное восприятие данной композиции. «Представления, связанные со зрительным восприятием, зависят от конкретного предмета, от его индивидуального качества. Это естественно, суживает диапазон обобщения. Их развитие в мозгу в определенной мере зависит от материала зрительного переживания» [5,с.17]. Такое видение может изменить направление, разработав новое решение в виде импульса, возникшего из события, повлиявшего на содержание композиции.

Компоненты зрительного восприятия присутствуют « на стадии мгновенного опознания, но с их помощью совершается съем информации не из внешнего мира, а с послеобраза, запечатленного сетчаткой глаза. Система перцептивных действий, имеющая источником информации след на сетчатке, была названа викарной, т.е. замещающей внешние перцептивные действия» [4,с.58]. Особенности перцептивного свойства глаза проявляются в изображении объектов, имеющих прямую, параллельную и обратную перспективы. Медленное движение (дрейфование) глаз, совпадающих с мысленными представлениями и визуализацией изображения объекта, создает «внутреннее» изображение в воображении студента, фиксируясь на бумаге, применяя графические или живописные материалы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Перцептивные свойства глаза проявляются в изображении объектов расположенных в пространстве, имеющих прямую, параллельную и обратную перспективы. Компоненты зрительного восприятия присутствуют в момент осмысления изображаемого объекта. «В зависимости от своих задач художник вправе избрать тот или иной геометрический метод, который позволит ему ярче раскрыть задуманный им образ» [3, с. 297].

Решающим и имеющим большое значение в изображении является применение таких приемов и понятий как силуэт и контур. Используя линию и пятно, передаются характерные пространственные особенности объекта в декоративной живописи. «Линия может быть самостоятельной, зрительно воспринимаемым объектом, который лежит в верхней части гомогенного основания. Однако, как только линия (или комбинация из линий) охватывает определенное пространство, ее характер радикально изменяется и линия становится уже очертанием или контуром» [1, с.168].

Цветовое пятно относится к форме, как плоскость к пространству, имея противоположные направления, влияющие на пластический и цветовой строй изображения. Плоские цветовые пятна и линейная система, определяют восприятие разработанных форм, раскрывая единство образного пространства, иногда имея незаполненное поле картинной плоскости. Для ее ограничения используется рама, как «... композиционный фактор, предопределенный всем строем изображения, граница картины, край, на котором исчерпывается композиционная целостность, независимо от надетой рамы или взаимодействуя со стеной» [2, с. 234].

Разработанные цветовые акценты, имеющие небольшие объемы и формы, различную активность и насыщенность, можно использовать в периферийной части композиции, систематизируя связь между цветовой гаммой и изобразительными приемами. Используя эти изобразительные средства возможно применение импульсного метода в декоративной живописи, где разнообразными приемами, цветом и формой разрабатываются новые решения. Список используемой литературы:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. -392с.

2. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство,1977. - 263с.

3. Волошинов А. В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000.- 399с.

4. Мочалов Л. В. О системе типов пространственного построения картины //Критерии и суждения в искусствознании. Сборник статей. М.: Советский художник, 1986.- 293 с.

5. Сапего И. Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Советский художник, 1984.- 302с.

6. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Харьков, Москва, Томск. ИНФОЛАЙН, 1993. - 654с.

© В. И. Кукенков, 2016

УДК 355.237

В.Ф. Лигута

к.п.н., профессор

Дальневосточный юридический институт МВД России г. Хабаровск, Российская Федерация

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И МЕДИКО-ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Аннотация.

В статье представлены показатели физической подготовленности сотрудников полиции. Определенны особенности проявления физической подготовленности сотрудников различных медико-возрастных групп и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.