Научная статья на тему 'Импортозамещение в радиоэлектронной промышленности'

Импортозамещение в радиоэлектронной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / радиоэлектронная промышленность / государственная программа / микроэлектроника / импорт / рынок

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Ю. Н.

В статье освещается вопрос импортозамещения в радиоэлектронной промышленности. Статья рассматривает основные направления развития отрасли. Рассматриваются данные о долях отечественной продукции на внутреннем рынке. Статья содержит анализ расходов на Про-граммы импортозамещения. Рассматривается эффективность импортозамещения в радиоэлектронной отрасли. В статье определяются перспективы развития радиоэлектроники в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в радиоэлектронной промышленности»

Бухгалтерский и управленческий учет, финансы, налоги

123

Список литературы:

1. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности [Текст] / К.Р. Та-гирбеков. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 253 с.

2. Общие сведения о банке [Электронный ресурс] // Сайт АО «Kaspi-bank». - Режим доступа: http://www.kaspibank.kz.

3. Консолидированная финансовая отчетность банка [Электронный ресурс] // Сайт АО «Kaspibank». - Режим доступа: http://www.kaspibank.kz.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Никитина Ю.Н.*

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет),

г. Самара

В статье освещается вопрос импортозамещения в радиоэлектронной промышленности. Статья рассматривает основные направления развития отрасли. Рассматриваются данные о долях отечественной продукции на внутреннем рынке. Статья содержит анализ расходов на Программы импортозамещения. Рассматривается эффективность импортозамещения в радиоэлектронной отрасли. В статье определяются перспективы развития радиоэлектроники в будущем.

Ключевые слова импортозамещение, радиоэлектронная промышленность, государственная программа, микроэлектроника, импорт, рынок.

Импортозамещение остается одним из важнейших факторов экономического развития России. Если в периоды прошлых кризисов это явление имело исключительно экономическое содержание, то с 2014 года оно приобрело еще и политическое значение.

В 2015 году отечественная радиоэлектронная промышленность выдержала все экономические и политические вызовы мирового сообщества и сохранила потенциал для роста и развития в будущем. Так совпало, что 2015 год, согласно единой концепции, заложенной в Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, ознаменовал переход от этапа восстановления научно-промышленного потенциала страны к этапу выхода на новые рынки и проведения широкомасштабного импортозамещения в экономике, что как нельзя лучше соответствует принятой государственной политике. В 2015 году также подошла к завершению федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и ра-

Студент.

124

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

диоэлектроники» на 2008-2015 годы, в рамках которой на протяжении 8 лет обеспечивалось форсированное развитие наиболее значимых и перспективных технологических направлений радиоэлектронной промышленности.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осветил план мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 года. В план включена продукция, производство которой необходимо развивать в России - это телеком-оборудование, СВЧ-электроника, вычислительная техника и другие, всего 534 наименования.

Для большинства продукции из списка указана доля подобных иностранных устройств на российском рынке до и после выполнения плана. Например, импортных датчиков по определению концентрации взрывоопасных газов составляет 90 %, а к 2020 году должно быть 0 %; систем управления корпоративными справочными данными в промышленных холдингах и корпорациях на сегодняшний день 90 %, должно стать - 10 % [1].

Ожидается, что реализация программы импортозамещения поможет уменьшить долю импорта на рынке вычислительной техники до 97,6 % к 2020 году и до 93,3 % к 2025-му против более 99 % в 2015 году.

Согласно стратегии развития электронной промышленности России суммарное финансирование до 2025 года может достигнуть 247692,22 млн. рублей, в том числе 149394,32 млн. рублей за счет федерального бюджета. Поддержку радиоэлектроники планируется осуществлять по пяти направлениям: телекоммуникационная техника, вычислительная техника, медицинская техника, электронное машиностроение и интеллектуальные системы управления [2].

Указанные пять направлений являются основой для государственной программы развития радиоэлектронной промышленности. По всем этим направлениям разработаны «дорожные карты», выявлены направления и мероприятия, по которым необходимо первоочередное импортозамещение.

Одним из значимых технологических направлений, которое лежит в основе производственного потенциала и технологической независимости страны, является микроэлектроника. В ближайшие годы отечественное микроэлектронное производство должно стать надежной основой политики импортозамещения в России [3].

В последние годы ситуация в сфере производства микроэлектроники действительно меняется к лучшему - государство показывает свою заинтересованность в поддержке этого сектора. В итоге с 2009 года отечественный рынок микроэлектроники вырос почти в три раза - до 150 млрд. рублей, а объем экспорта гражданской продукции увеличился примерно в два раза.

Проблема в том, что в этом сегменте отечественные производственные компании занимают только 16 % российского рынка, доминируют зарубежные производители. При этом очевидно, что развитие этой отрасли для нашей страны является обязательным условием конкурентоспособности.

Бухгалтерский и управленческий учет, финансы, налоги

125

Кроме того, Министерство промышленности и торговли субсидирует из бюджета часть затрат на научно-исследовательские работы. Получить возмещение по этим расходам и кредиту смогут те компании, которые пройдут конкурс ведомства. Максимальная компенсация для производителей оборудования связи составит 1,5 млрд. рублей, по проектам в области производства вычислительной техники и специального технологического оборудования - 2,5 и 2 млрд. рублей соответственно. Разработчикам систем интеллектуального управления полагаются государственные выплаты в размере до 1 млрд. рублей.

Завершилось выполнение федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы. Объём финансирования Программы составил 172103,3593 млн. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 102752,5207 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 61861,2257 млн. рублей, на капитальные вложения - 40891,295 млн. рублей;

- за счет средств внебюджетных источников - 69350,8386 млн. рублей.

Экономическая эффективность реализации Программы характеризуется

следующими показателями:

- налоги, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды -196247,7 млн. рублей;

- чистый дисконтированный доход - 68686,2 млн. рублей;

- бюджетный эффект - 126802,6 млн. рублей;

- срок окупаемости инвестиций по чистой прибыли организации - 7 лет.

Индекс доходности (рентабельности):

- для всех инвестиций - 1,6;

- для бюджетных ассигнований - 2,8 [4].

В общей сложности сумма субсидий на развитие радиоэлектронной отрасли в стране составила более 400 млрд. рублей. Но несмотря на значительные вложения на создание конкурентоспособной продукции импортозамещение в рамках антикризисного плана правительства РФ не дало ощутимых результатов. Например, в таких стратегических отраслях, как телекоммуникация и связь, сохраняется крайне высокая доля импортного оборудования, которая составляет примерно 90 %. Понятно, что когда речь идет об импортозамещении в радиоэлектронике, речь должна идти о долгосрочной перспективе. Тем не менее, уже на данном этапе существуют проблемы, которые необходимо решить или избежать в дальнейшем.

Заявленные темпы экономического роста в условиях снижения инвестиционной активности и при сохранении внешних финансово-экономических санкций чрезмерно оптимистичны, так как значительный эффект экономических вложений в отрасль ожидается только через несколько лет при условии стимуляции внутреннего рынка.

126

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Чтобы радиоэлектронная промышленность в России начала эффективно работать, необходимо сформировать мощный внутренний спрос на отечественную продукцию и в первую очередь потребительскую электронику. Государственные заказы на микрочипы для платежных карт и удостоверений личности способны обеспечить определенную загрузку существующих производств, однако не станут стимулом развития отрасли в целом. Ключевая задача государства на сегодняшний день - создать условия для локализации производства потребительской электроники в нашей стране, опираясь на протекционистскую таможенно-тарифную политику и благоприятный инвестиционный климат.

Список литературы:

1. Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности [Электронный ресурс]: Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 662. - Режим доступа: http://www.stavminprom.ru/upload/iblock/a24/a24e05de38d13cd70230ad7308fD ab05.PDF

2. Об утверждении стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Приказ Минпромэнерго РФ от 07 августа 2007 г. № 311. - Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_99457/800b6a53168c4afdcbe263 802ddcaf79a df4c42b/.

3. Итоги 2015 года [Электронный ресурс]: Научный центр ЦНИИ «Электроника». - 2015. - Режим доступа: http://www.press-release.ru/news/econo-mics/b95e1910b2bbd/.

4. О федеральной целевой программе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 809 (ред. от 19.08.2014). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_73701/.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ

© Тактарова Ю.И.*

Государственный университет управления, г. Москва

Эффективность работы предприятий туристской отрасли в условиях жесткой конкуренции напрямую зависит от принятия своевременных

* Магистр экономики кафедры Бухгалтерского учета, аудита и налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.