Научная статья на тему 'Импортозамещение в инновационной экономике'

Импортозамещение в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ПРОГРАММА / PROGRAMME / АЛЬТЕРНАТИВЫ / САНКЦИИ / SANCTIONS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ГОСУДАРСТВО / STATE / МИКРОЭКОНОМИКА / MICROECONOMICS / МАКРОЭКОНОМИКА / MACROECONOMICS / ALTERNATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Борис Борисович

Тенденции изменения международной конъюнктуры таковы, что российская экономика вынуждена в качестве одного из важнейших приоритетов избрать стратегию импортозамещения, т. е. начать сокращать или прекращать импорт определенных товаров с одновременной их заменой национальными. Задача развития импортозамещающего производства решается через активизацию управления интеллектуальной собственностью. Импортозамещающие товары должны производиться на основе российской интеллектуальной собственности и не должны, как минимум, быть контрафактными. В связи с этим в статье излагается проблема развития импортозамещающего производства с позиции решения наиболее сложных задач, связанных с аспектом интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонтьев Борис Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import Substitution in Innovative Economy

Due to the modern changes of the international environment and business climate, the Russian economy is compelled to select the import substitution strategy as one of its main priority by beginning with reduction or stoppage the certain goods import with its simultaneous substitution by the national equivalents. The problem of import-substituting production development is solved by way of intellectual property management promotion. The import-substituting goods have to be produced on the basis of the Russian intellectual property and, at least, they shouldn’t be the counterfeit. Thereupon, in given article there are considered the import-substituting production development goals from the position of the most complex IP-related problems solution.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в инновационной экономике»

Импортозамещение в инновационной экономике

Тенденции изменения международной конъюнктуры таковы, что российская экономика вынуждена в качестве одного из важнейших приоритетов избрать стратегию импортозамещения, т. е. начать сокращать или прекращать импорт определенных товаров с одновременной их заменой национальными. Задача развития импортозамещающего производства решается через активизацию управления интеллектуальной собственностью. Импортозамещающие товары должны производиться на основе российской интеллектуальной собственности и не должны, как минимум, быть контрафактными. В связи с этим в статье излагается проблема развития импортозамещающего производства с позиции решения наиболее сложных задач, связанных с аспектом интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: импортозамещение, программа, альтернативы, санкции, интеллектуальная собственность, инновации, государство, микроэкономика, макроэкономика.

Б. Б.Леонтьев,

д. э. н., профессор, академик РАЕН, генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса (ЗАО «СОИС»), зам. председателя Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ, эксперт ВОИС, эксперт НЦПИ при Минюсте РФ, эксперт Фонда «Сколково», г. Москва

Политическая обстановка, складывающаяся во взаимоотношениях России со странами Западной Европы, США, Японии, Австралии и Канады вынуждает российское руководство проводить существенную корректировку курса экономической политики, направленную на импортозамещение ряда импортируемых товаров из-за рубежа. Обстоятельства вынуждают нас выстраивать самодостаточную национальную экономику, смысл которой состоит в минимизации рисков и снижении зависимости от импорта.

Поставленная Президентом РФ задача импортозамещения [1] в нашей экономике может решаться лишь на основе системного правоприменения ряда важнейших механизмов в научно-технической и инновационной сфере деятельности и соответствующего наведения порядка в области экономики интеллектуальной собственности. Импортозамеще-ние за счет развития и расширения национального производства может законно осуществляться лишь через патентование своих национальных идей и технических решений. Без процедуры патентования российские предприятия, сами того не ведая, могут производить контрафакт и неожиданно для себя оказаться в зоне повышенного риска, когда через суды их могут обанкротить.

Чтобы успешно патентовать технические идеи, лежащие в основе импортозамещающих изделий и техно-

логий производства, необходимо создавать системные отношения между исследователями рынка, учеными, изобретателями, конструкторами, технологами, проектировщиками, строителями и производственниками. В советское время, худо-бедно, такие системные связи создавались. Сегодня это почти исчезло. В России многие бизнесмены и чиновники любят быстрые деньги, потому системно не патентуют, и поэтому у нас почти нет инноваций.

Патентование изобретений — это процедура юридического присвоения правообладателем микросегмента рынка на предстоящие 20 лет. Те, кто не патентуют, добровольно отказываются от своей доли будущего рынка и, по сути, живут одним днем. Сегодня это следует расценивать как факт некомпетентности многих наших руководителей производства, а в будущем, надеюсь, это будет приравниваться к халатности и в отдельных случаях даже к экономическим преступлениям. Нелепо не патентовать, когда творческий процесс налажен и со стороны руководства требуется всего лишь поддержка инициативных людей. Ценные идеи некоторое время, до начала продаж нового изделия, можно сохранять в режиме ноу-хау, но только до выхода на рынок, далее начинается упущенная выгода. Поэтому, спустя время, при выходе с новыми изделиями на рынок все же следует патентовать, чтобы не лишать себя будущих расширяющихся сегментов рынков, будущих выгод.

о

СП

<

00 О X X

о

СП

< со

1. Проблема импортозамещения

Основная проблема несостоятельности, складывающейся идеологии импортозамещения в российской экономике состоит в том, что без понимания и знания микроэкономики любая программа ее реализации будет провалена. Именно это сегодня наблюдается в навязанных через СМИ населению многословных рассуждениях макроэкономистов о курсах валют и их понимании конъюнктуры рынка нефти и газа. Ведущие российские экономисты, к сожалению, чрезмерно увлеклись макроэкономикой в ущерб микроэкономики предприятий и отраслей. При этом они, увлеченно рассказывая всем нам с экрана о проблемах макроэкономики, в принципе не касаются темы и значения микроэкономики, поскольку не понимают связь между микро- и макроэкономикой. И здесь они грешны в главном: не формируя и не развивая микроэкономику, абсурдно говорить что-либо о макроэкономике.

Бурный подъем экономики Китая и США в 1980-е гг. начался после того, как в этих странах стал быстрыми темпами наращиваться промышленный потенциал. Основным инструментом воспроизводства малого и среднего бизнеса была интеллектуальная собственность, тема ныне запретная в центральных СМИ. В избыточных «размышлизмах» в центральных СМИ о макроэкономике мы с «удовольствием» слушаем «компетентные» мнения о стабилизации курса рубля, о хитросплетениях огромного множества факторов, влияющих на курсы валют. Однако в итоге за всем этим кроется абсурдная ситуация: Россия торгует реальными дефицитными нефтью и газом, а Америка постоянно в огромном количестве печатает свой доллар, как самое популярное полиграфическое изделие в мире, не имеющее никакого золотого обеспечения. И оказывается, что рубль, одна из самых «мягких» валют, значительно слабее доллара.

Макроэкономисты здесь начнут объяснять роль Америки в мировой экономике, об отношениях с Россией, о санкциях. Но все это — детский лепет. Главная проблема в том, что пока мы торгуем сырьем, Америка по-прежнему собирает все лучшие «мозги» со всего мира, потому что успешнее и профессиональнее других обращается с интеллектуальной собственностью и инновациями на микроуровне. Для чего им нужна микроэкономика на основе интеллектуальной собственности? Чтобы сформировать лучшую в мире макроэкономику. И она у них действительно лучшая.

У нас, к сожалению, до сих пор не сложилась микроэкономика на основе интеллектуальной собственности. Мы видим, что развивается псевдоинно-ватика, несмотря на большие инвестиции. Поэтому импортозамещение объективно состояться в принципе не может. Те, кто за это отвечает, к сожалению, ничего не понимают ни в микроэкономике, ни в инноватике, ни в импортозамещении, которое изначально может строиться только на интеллектуальной собственности, чтобы не плодить контрафакт. К сожалению, это кадровая проблема наших ведущих макроэкономистов, оперирующими миллиардами отечественной экономики с «дырявыми карманами».

Микроэкономисты обладают системной логикой и программным мышлением, а макроэкономисты — игровой логикой и артистизмом, рассчитанным на некомпетентность. Опыт показывает, что «игрокам» системно мыслящие специалисты не нужны и, более того, опасны, поскольку за игрой слов не видят смысла и убеждают в необходимости системных решений.

2. Суть проблемы

Проблема импортозамещения возникает в случаях, когда на международном уровне начинаются трудности в развитии взаимовыгодных отношений по причинам политической или жесткой экономической конкуренции. Под импортозамещением сегодня понимается «уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством развития национального (внутреннего) производства того же или аналогичных товаров» [2]. Другой источник отмечает, что импортозамещение — «это снижение или запрещение ввоза определенного товара в связи с производством или выпуском в стране того же или подобного товара. Такие товары называют импортозамещающими» [3]. К сожалению, ни тот, ни другой источники не отмечают, что импортозамещающий товар должен быть функционально идентичным, а не подобным или аналогичным (что не вполне понятно).

Содержание этого процесса включает, в частности, целевое замещение дефицитных товаров, приобретаемых за рубежом, на функционально идентичные российские. Все начинается со списка товаров, которые целесообразно замещать российскими, где функциональное назначение импортозамещающих товаров должно полностью соответствовать их функциональным возможностям. Они также не должны уступать по критерию «цена/качество», по ресурсу безотказной работы данного изделия и возможностям, при необходимости, его сервисного обслуживания (см. рис. 1).

Безусловно, российская продукция, замещающая импортные изделия, должна иметь надежную юридическую охрану. То есть, она по своим основным техническим решениям должна быть запатентованной, обладать новизной и, по возможности, иметь свои ноу-хау, чтобы ее не просто было бы подделать производителями из третьих стран, экономящих на научных разработках и патентовании.

ЕДИНОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

1ХХ1

ПАТЕНТЫ, НОУ-ХАУ. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ИМПОРТНЫЙ ТОВАР РОССИЙСКИЙ АНАЛОГ ОХРАНОСПОСОБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НИ ОКР

^^г г

РЕСУРС БЕЗОТКАЗНОЙ РАБОТЫ

СЕРВИС-ГАРАНЩИ

• ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ

РЕСУРС БЕЗОТКАЗНОЙ РАБОТЫ СЕРВИС-ГАРАНТИИ

Рис. 1. Модель качественной сопоставимости импортозамещающих российских товаров

Крайне важно, чтобы по критерию «цена/качество» российские изделия были бы более предпочтительны, чем импортные, замещаемые на нашем рынке.

Импортозамещение — это самостоятельная идеология целенаправленного выявления и поддержки лучших идей, разработок и их авторов, это целенаправленная программная работа по продвижению и мониторингу российских инноваций широким фронтом и их реализация в промышленности.

Как новая для нас идеология импортозамещение основано на определенных законах и методах обновления общества, науки, производства, отраслей экономики. Здесь все строится на принципе самодостаточности интеллектуального потенциала, который исследует и разрешает проблемы отечественных науки, иннова-тики и производства. Данная идеология определяет конкретные механизмы создания и коммерциализации интеллектуальной собственности. Она предполагает более чуткое отношение к творцам. Эта идеология предусматривает конкретные организационные формы и стандарты научно-инновационно-производственно-торгового процесса с применением венчурных и фран-чайзинговых методов и технологий.

В виде программы импортозамещение предусматривает создание и реализацию импортозамещающих идей и разработок через создание новых технологий, а далее организацию малых, средних и крупных предприятий вплоть до создания российских транснациональных корпораций, которые естественным путем вырастают из средних и крупных на основе франчайзинга, механизма естественного выращивания предприятий.

3. Вектор импортозамещения

У нас этот механизм называется коммерческой концессией, и он почти не работает, суда по статистике Роспатента.

Основная проблема превращения российских госкорпораций в транснациональные корпорации, подобные американским, состоит в том, что данные организации у нас были созданы искусственно, по приказу и постановлениями правительства. Они не вырастали естественным путем «снизу», как это обычно происходит в рыночной экономике. Поэтому менеджмент этих корпораций не в состоянии их развивать дальше,

Рис. 2. Идеология импортозамещения

своевременно обновлять технологии и продукцию, захватывая новые рыночные ниши на зарубежных территориях. Именно поэтому конкурентоспособность продукции предприятий этих корпораций обладает невысокой конкурентоспособностью, а интеллектуальные активы системно не наращиваются в виде планомерно выстраиваемого конкурентного преимущества (см. рис. 2). Данный менеджмент не умеет достаточно компетентно работать с интеллектуальными активами, он должным образом не умеет стимулировать творцов и инноваторов. Решения этих проблем еще предстоит разработать и реализовать в общегосударственной программе импортозамещения. Но формировать эти программы следует с глубоким пониманием механизмов экономики интеллектуальной собственности.

Импортозамещение крайне сложный процесс организации постоянно обновляемого производства, который, как показывают опыт и публикации на эту тему, пока непонятен российским менеджерам.

Проблема импортозамещения в нашей экономике президентом и правительством позиционируется как важнейшая стратегическая, поскольку, по всей видимости, США намерены разрушать все наши отношения в мире в области высоких технологий ближайшие 10-20 лет. Однако пора бы ставить более важную и амбициозную для долгосрочной российской экономики задачу — становиться мировым лидером в важнейших сегментах рынка высоких технологий. Без освоения высокоэффективного управления интеллектуальной собственностью в стране, в отраслях и на предприятиях эта задача не решается в принципе. Российский опыт двадцати трех лет свидетельствует об этом.

Интеллектуальная собственность — это не банальная охрана и защита, а самое мощное средство нападения на конкурентов, причем средство экономического и технического наступления, безальтернативное. И тут действовать нужно достаточно быстро, поскольку индустриально развитые страны здесь продолжают от нас отрываться в экономико-технологический «космос» и разрыв между нами катастрофически растет.

Чтобы понять глубину проблемы, достаточно проанализировать статистику патентования по открытым публикациям. В области большинства на современном рынке высоких технологий, включая вооружение, атомные технологии, электронику и в другие важнейшие направления развития российской экономики сегодня катастрофически усиливаются и доминируют зарубежные патенты. Это говорит о том, что по старинке производить наукоемкую технику уже невозможно, поскольку она в значительной степени контрафактная, изготовленная по иностранным патентам. Обнаруженный контрафакт конкуренты всегда присваивают или оспаривают либо через навязывание своих лицензий, либо через суды.

Не обращать внимания на эту проблему — значит не видеть следующую негативную перспективу: • Лучшие результаты наших НИОКР будут продолжать патентовать иностранцы в своих странах и у нас же в России через подставные фирмы, чем они сегодня системно и довольно успешно занимаются.

о

СП

<

со О

о

СП

<

со

Через иностранные патенты и судебные процедуры американцы и европейцы начнут нас вытеснять с наиболее перспективных рынков, лишая нас определенных товарных ниш, особенно в области новейшей техники.

Судебные тяжбы деформируют любые предприятия-нарушители, весьма существенно их изматывают финансово. Госпредприятия нельзя обанкротить, но это удар по бюджету страны. При нынешнем состоянии в области патентования техники военного и двойного назначения это будут миллиардные потери в долларовом измерении только по статье судебных расходов. Перспективы выигрывать суды у зарубежных конкурентов не представляются реальными, поскольку вся основная и наиболее известная экспертиза в мире — американская, а международные судебные органы также подконтрольны США. Поэтому любые решения российских судей на российской территории будут обжалованы за рубежом и решения зарубежных судей будут не в пользу России.

Зарубежные инвестиции в российские проекты развития импортозамещающей техники и технологий будут отсутствовать ввиду того, что в проектах не будет патентов и других объектов интеллектуальной собственности. А это свидетельствует о том, что возврата иностранных инвестиций для их инвесторов не произойдет, поскольку там нет правовой монополии и нет должной конкурентоспособности.

Российские инвестиции в российские проекты, где нет интеллектуальной собственности, будут бессмысленными и, скорее всего, потерянными для инвестора и экономики в целом по той же самой причине отсутствия монополии и конкурентоспособности.

Без четко обозначенной интеллектуальной собственности крайне сложно расширять рынки сбыта и тем более предъявлять претензии к незаконным и нелегальным иностранным производителям российской техники как это, например, много лет происходило с автоматом Калашникова. Без управления интеллектуальной собственностью крайне сложно стабильно и системно обновлять технологии, наращивать качество продукции, снижать себестоимость производства, обеспечивать рост производительности труда и вообще совершенствовать отношения на рынке. Быстрый рост экономики без фактора интеллектуальной собственности практически невозможен, особенно в экономически слабых отраслях, например, в легкой промышленности, машиностроении и приборостроении и государствах. Это мы наблюдаем во всем мире, и в России в частности. Индустриально развитых стран в мире сегодня менее 20 из более 200, известных в мире, Россия в процессе неудачной бессистемной перестройки уже выпала из этого списка. Следует отметить, что Индия за тот же период своей перестройки увеличила свой ВВП в 4 раза. Отсюда можно изложить пути развития высокотехнологич-

ных отраслей (ВТ-отраслей), учитывая многочисленные негативные последствия и огромные выгоды от реализации экономических механизмов управления интеллектуальной собственностью.

4. Альтернативы

Задачу импортозамещения на российских предприятиях как первичную (3-5 лет) и задачу мирового лидерства в сфере высоких технологий как вторичную стратегическую (10-20 лет) можно решать тремя альтернативными способами, или путями развития отечественных отраслей экономики: административным; экономическим; комбинированным экономико-административным.

Административный путь строительства управления, продемонстрированный в 1950-е гг., сегодня крайне затруднителен, хотя имеется большой соблазн его реанимировать и применить. Проблема его применения состоит в том, что сегодня отсутствуют:

а) реальная физическая опасность для страны и нации;

б) идеология масс как вера в светлое будущее (вера в социализм/коммунизм);

в) ментальность работников, т. е. сегодня россияне имеют иную ментальность, работают и самовыражаются не за веру, а за деньги при минимуме страха за жизнь и боязни общественного порицания.

Поэтому повторное применение административного подхода к управлению в современном информационном пространстве в условиях гласности правовых нарушений ни с каких позиций нецелесообразно.

Экономический путь управления строится на фундаменте интеллектуальной собственности, на его экономико-правовых механизмах.

В сфере высоких технологий интеллектуальная собственность сегодня функционально расширилась и уже является: нормативной базой в сфере творчества, науки, инноватики и высокотехнологичного бизнеса; языком междисциплинарного общения в этой сфере отношений; логикой построения отношений в сфере творчества; универсальным измерителем любых в этой сфере результатов деятельности и результативности специалистов и руководителей; единственной общесистемной основой построения и совершенствования всех эффективных форм организации и механизмов здоровых отношений в сфере науки, инноваций и высокотехнологичных производств.

Поэтому в сфере инноваций ничего не получается у тех, кто пренебрегает междисциплинарными знаниями и навыками применения интеллектуальной собственности. На Западе эта идеология и система экономико-правовых отношений в сфере творчества не столь быстро и явно, как у нас, непрерывно развивалась пятьсот лет системно. И процесс этот шел почти незаметно для ученых и политиков. Потому проблем с эффективным применением интеллектуальной собственности у них значительно меньше и они другого, более высокого порядка.

Однако основным недостатком чисто экономического пути является отсутствие стратегически выстроенной системы управления инновационной экономикой, которая может быть только в комбинированном варианте.

Комбинированный путь развития предусматривает сочетание административного и экономического управления. Административное управление способно предусматривать стратегическую перспективу, где рынок инертен, слеп или близорук. В частности, ориентация институтов РАН на создание научных открытий и ускоренное преобразование их в патенты с абсолютной мировой новизной — задача чисто административная, здесь требуется высокая компетентность именно высших руководителей.

Важнейшей задачей на этом пути является создание системы измерения и мониторинга всего сегмента научно-технических, инновационных и производственных отношений, где четко измеряется творческая и инновационная продуктивность всех участников, чтобы выделять и поощрять лучших, успешных и самых перспективных. Именно лучшие и перспективные дают основной рост экономики, а их всего 2-3% от общей массы присутствующих на этом рынке. Такая система должна быть прозрачной, понятной ее участникам и, главное, стабильной в течение многих лет. Тогда она даст огромный эффект, как это мы наблюдаем в США, где признано, что самым важным достижением страны в ХХ веке было создание эффективной инновационной системы, умеющей выделять, стимулировать, собирать и объединять лучшие «мозги» со всего мира. В России до сих пор ничего близкого по этому сценарию и результатам не происходит. Эта задача административного пути, где предусматривается применение всех известных экономических механизмов, эффективно зарекомендовавших себя в сфере инновационной экономики. В этот состоит смысл комбинированного пути.

Основные механизмы и закономерности развития института интеллектуальной собственности когда-то зарождались в Греции, Италии, Англии, Франции, затем в США. Российскими историками, политиками и экономистами они практически не обнаружены до сих пор, хотя промышленная революция и индустриализация стран основана на них.

Как эффективно решить задачу импортозамеще-ния в России? Ответ прост — системно и под важнейшие задачи программы импортозамещения собирать «мозги нации», что называется, в «пучок» и системно укреплять экономику через инновации, высокие технологии, рост рабочих мест, новых товаров и решений экологических проблем. Однако необходимо все начинать с кадров — руководителей и исполнителей масштабных задач, реализующих большие цели.

В ряде ведущих российских отраслей и корпораций проблему импортозамещения понимают и пытаются создать эффективные механизмы управления компетенциями. Например, в ОАО «РЖД» сформулирована и опубликована Система единых корпоративных требований к персоналу, что является

важнейшей идеологической составляющей и основой корпоративного управления [4]. В модели корпоративных компетенций для высших руководителей в качестве важнейших требований определены «системное мышление» и «стратегическое мышление», что, безусловно, является ценнейшей способностью руководителя любого ранга и особенно важно для высших управленцев.

Проблема номер один в стране, в политике и в экономике — качество управленческих и инновационно активных кадров. Кадровая политика в стране сегодня крайне актуальна. Кадровых измерений, кроме поверхностных, социологических сегодня нет. Отсюда первое условие — целесообразно сформировать Кодекс компетентного руководства в стране, как это имеет место в Англии, Норвегии и других монархических государствах. Руководители НИОКР и экспертный потенциал в российских науке, инновациях и высоких технологиях должны быть исключительно национальными. Здесь не может быть международного сотрудничества за исключением глобальных цивилизационных проектов, где оно необходимо. Официально формировать руководство важнейших НИОКР и экспертный потенциал должно правительство.

Основная проблема в том, что организовать такую инновационную экономику крайне сложно. Отказ правительства от выделения функции управления интеллектуальной собственностью усугубляет проблему инноваций. Пока что нет состоятельных идеологов этого направления ни в правительстве, ни в министерствах, ни в Госдуме, ни в Совете Федерации.

5. Организационный механизм

Реализация задачи импортозамещения, по нашему мнению, должна осуществляться на двух уровнях: общегосударственном, а затем на региональном и отраслевом. Хотя эти два уровня программных решений можно начинать решать независимо друг от друга, а в заключении их интегрировать в единую госпрограмму.

А. Программа общегосударственная.

Формирование и реализацию этой программы целесообразно организовать правительству при поддержке Советом Федерации и Госдумой. Эта программа для развития экономики интеллектуальной собственности в РФ, как представляется, может быть сведена к следующим пунктам.

1. Выработка политэкономической идеологии.

Изначально нам нужна ясная и убедительная идеология политэкономического развития страны наподобие марксистской теории, но основанной на интеллектуальных ресурсах. Данная идеология должна определить приоритетные отрасли и научные направления обеспечения национальной безопасности.

2. Модернизация образования. Требуется обстоятельная перестройка системы образования, где все социальные науки (экономика, юриспруденция, педагогика, социология, этика, психология и прочие дисциплины) будут ориентированы на

о

СП

<

со О

о

СП

<

со

развитие и эффективное использование интеллектуальных ресурсов, где нормативной основой является интеллектуальная собственность. При этом доминирующими должны быть фундаментальные знания в школах и вузах.

3. Модернизация науки. Требуется перестройка научной системы с позиции ее полной ориентации на инновации и высокие технологии (по схеме «открытия - изобретения - инновации - малые предприятия - средние - крупные - транснациональные корпорации»). Большая наука должна начинаться с научных открытий, которые должны быстро превращаться в изобретения, инновации и новые рабочие места на предприятиях.

4. Создание промышленной политики. Необходима качественная промышленная политика, которая начиналась бы с научно-технической сферы и массового создания малых предприятий и заканчивалась поддержкой создания средних, крупных предприятий и доминирования в мире российских транснациональных корпораций. Она должна полностью базироваться на известных и вновь создаваемых экономико-правовых механизмах интеллектуальной собственности, как это реально происходит во всем мире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Создание геополитики российских инноваций. Требует осмысления и системной реализации торгово-экономическая политика геополитической инноватики, полностью выстроенная на механизмах интеллектуальной собственности, как это весьма грамотно было сделано и сегодня организовано правительством Китая и Министерством торговли США.

6. Экспертная политика. Стране необходима национальная экспертная политика для системного развития, выращивания и продвижения лучшего опыта российской экспертизы по всем крупным и средним проектам инвестирования и ведущим субъектам хозяйственной деятельности. Экспертиза — есть преддверие всех инвестиций и всех судебных и досудебных споров. Чья экспертиза, тот на рынке и доминирует.

7. Программа импортозамещения. Проблему им-портозамещения следует поставить на системную основу. Ошибочно иностранную экспертизу привлекать в сфере инноваций. Экономически развитые страны подобных ошибок не допускают. Необходимо организовать всероссийский форум с привлечением тех, кто имеет системные предложения по модернизации нашей экономики, а не просто наделен высокими должностями. В итоге следует единомышленникам в этих вопросах самоорганизовываться и начать целенаправленно и последовательно выстраивать новую российскую экономику. Здесь огромную роль должны играть российские СМИ и научные издания на английском языке. Конкурентов и партнеров следует убеждать своими достижениями и темпами развития. И делать это следует через СМИ и научные издания. Однако важно понимать, что системной основой импортозамещения является интеллектуальная собственность.

Б. Программа развития отраслей и регионов.

Данная программа касается внутриотраслевого и регионального совершенствования отдельных механизмов в реализации достижений науки и техники в части отдельных функциональных элементов в системе управления.

Для начала целесообразно было бы провести предварительное обследование сложившихся механизмов управления инновационной деятельностью в отдельных отраслях и регионах и затем оценить успехи и неудачи.

Важно зафиксировать успешный опыт, затем было бы целесообразно обозначить, обосновать и ввести в действие, как минимум, следующие пять ключевых комплексных механизма разрешения пяти традиционных и давно назревших проблем, которые в дальнейшем могут быть распространены на всю российскую экономику:

а) управление качеством отраслевых и региональных НИОКР, инноваций, высокотехнологичного производства и бизнеса (ВТ-бизнеса) по программе государственно-частного партнерства;

б) управление компетенцией ведущих отраслевых и региональных специалистов и руководителей в сфере науки, образования и производства;

в) управление качеством экспертной деятельности в сфере отраслевой и региональной экономики. Исключительной национальной должны быть экспертизы, оценки и сертификации технологии и продукции в сфере науки и инноваций;

г) обеспечение эффективного самофинансирования научной, инновационной и высокотехнологичной деятельности и действенного стимулирования участников инноваций на основе возвратного капитала;

д) совершенствование авторского и правообладатель-ского надзора за производством и эксплуатацией продукции для повышения ресурса новой техники и устранения аварий и катастроф.

В институте СОИС имеются описания эффективных механизмов и программные решения этих пяти важнейших, с нашей точки зрения, задач. По некоторым из них у нас были обстоятельные публикации, по другим готовились методические рекомендации еще до возникновения проблемы импортоза-мещения.

Решение этих проблем построения такой двухъярусной модели и механизмов управления на разном иерархическом уровне обеспечивается с помощью экономико-правовых механизмов интеллектуальной собственности. Подобные механизмы давно используются в лучшей зарубежной практике, но пока игнорируются макроэкономистами в России. Эти нововведения могли бы достаточно быстро оздоровить состояние науки и производства в наших отраслях и регионах.

Однако, при нынешней макроэкономически мыслящей элите, игнорирующей проблемы микроэкономики, сделать это, скорее всего, не удастся. Нужна свежие взгляды на модернизацию нашей экономики, которые должны представлять другие экономисты, знающие микроэкономику.

Список использованных источников

1. Выступление В. В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме. 23 мая 2014 г. Официальный сайт Президента России. http://www.kremlin.ru.

2. Е. Е. Румянцева. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008.

4. О. Б. Иванов. Корпоративная система подготовки и повышения квалификации кадров в крупных компаниях//Экономическая теория. Анализ. Практика. № 3, 2014.

Import Substitution in Innovative Economy B. B. Leontiev, Doctor of Economics, professor.

Due to the modern changes of the international environment and business climate, the Russian economy is compelled to select the import substitution strategy as one of its main priority by beginning with reduction or stoppage the certain goods import with its simultaneous substitution by the national equivalents. The problem of import-substituting production development is solved by way of intellectual property management promotion. The import-substituting goods have to be produced on the basis of the Russian intellectual property and, at least, they shouldn't be the counterfeit. Thereupon, in given article there are considered the import-substituting production development goals from the position of the most complex IP-related problems solution.

Keywords: import substitution, programme, alternative, sanctions, intellectual property, innovations, state, microeconomics, macroeconomics.

Окунись в «More» 15 ноября

15 ноября 2014 года в Университете машиностроения (аудитория Б-404, начало в 10.40) состоится деловая игра «More». На протяжении трех часов со студентами, аспирантами и всеми желающими будут заниматься опытные эксперты Рге.инкубатора МГУ. Событие будет приурочено к Всемирной неделе предпринимательства, которая пройдет с 17 по 23 ноября 2014 по всему миру.

Всемирная неделя предпринимательства — это широкомасштабный международный проект, охватывающий 150 стран, направленный на формирование предпринимательской культуры и развитие предпринимательского потенциала молодежи. Организаторы этого проекта также ставят своей задачей объединение в мировом масштабе молодых людей, интересующихся предпринимательством, желающих обмениваться друг с другом своими идеями и знаниями, желающих стать предпринимателями.

Деловая игра «More» — попробуйте себя в роли переговорщика и предпринимателя! Зачем?

В данной игре каждый участник сможет не только прожить роль «монополиста», «производственника» и «специалиста», но и найти новых партнеров, свежие идеи для бизнеса и открыть для себя новые способы продаж.

Ход игры имитирует рабочую неделю предпринимателей и работников. В начале игры каждому участнику выдается конверт с ролью, стартовым бюджетом и задачами. Помимо этого есть правила и принципы взаимодействия между ролями. Цель в игре

Стать самым состоятельным гражданином: обеспечить себя лучшими продуктами и заработать максимальную сумму денег.

На выполнение задач отводится 5 сессий по 10 минут в ходе которых, участники, например, обмениваются «ресурсами», «заключают сделки» между собой. Идеально для:

• поиска бизнес-партнеров прямо на мероприятии;

• тренировки навыков переговоров;<Ъ

• понимания, почему ваш бизнес/проект/карьера стоит на месте или развивается медленными темпами. Ведущие: cd Партнеры проекта «More» — Александр Лесных, Павел Аванян.

J <

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.