Научная статья на тему 'Импортозамещение: панацея или фактор развития?'

Импортозамещение: панацея или фактор развития? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортозамещение / экономический рост / эмбарго / государственные инвестиции / промышленность. / import substitution / economic growth / embargo / state investments / industry.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение: панацея или фактор развития?»

Симахина О.Н.

экономист-аналитик ООО «Спортмастер»

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПАНАЦЕЯ ИЛИ ФАКТОР РАЗВИТИЯ?

Ключевые слова: импортозамещение, экономический рост, эмбарго, государственные инвестиции, промышленность.

Keywords: import substitution, economic growth, embargo, state investments, industry.

После распада СССР многие экономические связи были нарушены: бывшие республики Союза, являвшиеся частью единого производственного комплекса страны, стали самостоятельными государствами. Осуществился переход к новой системе хозяйствования, были открыты национальные рынки для иностранных товаров, в результате произошло сокращение объемов собственного промышленного производства вдвое.

Начиная с 1998 г. заметны некоторые положительные изменения: на фоне стабилизации экономики и роста спроса внутри нашей страны происходит расширение собственного производства. К 2000-м гг. государство осознало важность производственной независимости и создало крупные производственные комплексы в ключевых отраслях экономики. Появились такие предприятия, как Ростех (оборонная промышленность и машиностроение), Росатом (атомные технологии и энергетика), Объединённая авиастроительная корпорация (авиастроительство), Роснано (нано-технологии) - все они обеспечиваются госзаказом и кредитной поддержкой. Создание таких компаний и их развитие способствует отказу от импортных товаров и технологий в пользу отечественных - в этом заключается суть импорто-замещения.

Понятие «импортозамещение» стало особенно популярным в 2014 г., когда Украинский кризис и низкие цены на нефть привели к экономической стагнации. Уже к 2012 г., т.е. до антироссийских санкций, модель экономического роста, основанная на экспорте полезных ископаемых и импорте товаров и технологий, исчерпала себя. Однако до ввода санкций никаких активных мер, направленных на развитие отечественного производства, не предпринималось. В итоге, основной причиной популяризации политики импортозамещения можно назвать запрет на ввоз некоторых товаров и продовольственное эмбарго - ответ России на введенные санкции. Надо отметить, что санкции против России носили персональный характер и вначале касались только некоторых людей, а затем организаций и финансовых институтов, Россия же ответила запретом на ввоз сельскохозяйственной продукции. На тот момент, данная отрасль уже активно развивалась, и такая политика пошла ей на пользу.

Развитие сельского хозяйства, безусловно, очень важно для страны, но все-таки приоритетным направлением на данный момент является создание инновационной экономики. Импортозамещение может стать одной из мер, позволяющих постепенно перейти от простого производства к созданию высокотехнологичных предприятий. Антироссийские санкции, введенные в 2014 г. способствовали корректировке направления развития экономики в сторону повышения производственной и продовольственной безопасности России.

В данный момент замещаются даже те товары, которые ранее не производились, например, сыры, мясо виноградных улиток. Доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократилась с 21,8% в 2000 г. до 13,7% в 2016 г. (рис. 1). То есть, все большие объемы финансирования тратятся на расширение производства продукции сельского хозяйства, однако существенного обновления оборудования не происходит. По мере старения основных фондов, в том числе машин и средств производства, Россия сталкивается с их дефицитом, который покрывается за счет ввоза иностранной техники. В 2000 г. треть товарной структуры импорта составляли машины и оборудование, в 2016 г. - уже половину.

Еще до введения санкций государство основное внимание уделяло повышению продовольственной безопасности, и только после 2015 г. была создана Программа правительства по импортозамещению до 2020 г. Основным документом, регламентирующим импортозамещение, является государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Эта программа, рассчитанная до 2020 г., содержит 7 подпрограмм, которые касаются развития не только сельского хозяйства, но и машиностроения, легкой промышленности, информационных технологий и других отраслей.

Для оценки степени реализации данной программы предложен целый ряд индикаторов. По состоянию на 2016 г. план был недовыполнен по 74 показателям из 180 (41 %). В 2015-2016 гг. ни один общий показатель по программе не достиг планового значения (табл. 1). Следовательно, и в ближайшие два года маловероятно выполнение поставленных задач, несмотря на то, что после 2015 г. по всем индикаторам произошел рост.

0,41,9

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) минеральные продукты

55 продукция химической промышленности, каучук

■ кожевенное сырье, пушнина и изделия из них х. древесина и целлюлозно-бумажные изделия

текстиль, текстильные изделия и обувь к металлы, драгоценные камни и изделия из них ^ машины, оборудование и транспортные средства _--- другие товары_

Рисунок 1.

Товарная структура импорта, 2000 г., 2014 г., 2016 г., /о1

Таблица 1

Плановые и фактические значения показателей государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»2

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году (план) 105,1 100,3 103,2 103,5 103,2 103,6 104.1

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году (факт) 103,4 100,4 101,7 96,6 101,1 - -

Индекс производительности труда, в % к предыдущему году, в % к предыдущему году (план) 105,6 102,7 103,8 104,9 104 105,1 105,2

Индекс производительности труда (факт) 103,3 102,2 100,7 97,8 99,8 - -

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году (план) 104,7 101,7 110,3 106,8 106 107,2 108,4

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (факт) 106,8 100,8 98,5 89,9 99,8 - -

Индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году (план) 8,8 7,9 7,2 10,2 8,4 7,9 9,1

Индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест, в % к предыдущему году (факт) 12,7 6,9 4,5 -9,1 -4,8 - -

Общий объем финансирования за счет федерального бюджета государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» составляет 1060 млрд. руб., 75% этой суммы предполагается потратить на развитие производства средств производства (подпрограмма 2 «Развитие производства средств производства»). Несмотря на приоритетное финансирование и значимость отрасли для развития экономики, с точки зрения выполнения планов по состоянию на 2016 г. - это самая отстающая подпрограмма: план недовыполнен по 16 показателям из 26 (62%).

По другим подпрограммам план не реализован в основном по показателям, характеризующим высокотехнологичное производство, инновации, обновление основных средств, а также обрабатывающие производства, машиностроение, металлургию. Учитывая желание государства построить инновационную экономику, такие результаты свидетельствует об отсутствии материальной базы для развития производств, внедрения и создания новых технологий. Хотя импорт высокотехнологичный товаров по сравнению с 2014 г. сократился, это вовсе не свидетельствует о замещении этих технологий отечественными разработками (рис. 2).

1 Российский статистический ежегодник, 2017 г. - https://fedstat.ru/

2 Портал госпрограмм РФ: Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности. - https://programs.gov.ru/ Portal/programs/reportIndicators?gpId=17&year=2016

170000 150000 130000 110000 90000 70000 50000 30000 10000

2014 2015 2016

Рисунок 2.

Импорт высокотехнологичной продукции, млн. долл. США, 2014-2016 гг.1

Например, все разработки нефтегазовых месторождений в Арктике сильно зависимы от зарубежного оборудования, включая морские буровые установки, насосно-компрессорное и внутрискважинное оборудование, оборудование для генерации электроэнергии, а также программное обеспечение. До санкций в 2014 г. «Роснефть» заключила с норвежской «North Atlantic Drilling» долгосрочное соглашение об использовании до 2022 г. шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, в том числе и в Арктике. В результате, российские компании находятся в сложном положении: с одной стороны, осваивать шельф Северного Ледовитого океана нужно и стратегически важно, но с другой, российские поставщики еще не скоро смогут производить необходимое для этого оборудование, а использование привозного, например, из Китая, может увеличить аварийность работ. Это приводит к снижению интереса инвесторов к шельфовым проектам и ставит под угрозу выполнение Газпромом и Роснефтью своих лицензионных обязательств.

Санкции и низкие цены на нефть привели к тому, что доля нефтегазовых доходов в последние три года сокращалась: в 2014 г. удельный вес составлял 51,3%, в 2015 г. - 42,9%, а в 2016 г. - 37,4%. Вынужденно происходит переориентация экономики, и в этой трансформации политике импортозамещения отводится важная роль. С точки зрения развития производства следует, прежде всего, уделять внимание увеличению объемов продукции уже производимой отечественными предприятиями, автоматизировать процесс ее создания, использовать новые технологии для повышения качества, снижения цены. С другой стороны, есть ряд товаров, которые в России еще не производятся, но могли бы. Открытие таких производств позволит расширить круг используемых технологий, а спрос на разработку технологических цепочек даст толчок производству новых средств производства, появятся дополнительные рынки сбыта технологий. Однако следует помнить, что некоторые предприятия в России могут оказаться нерентабельными.

На сегодняшний момент успехи политики импортозамещения наблюдаются в тех отраслях экономики, развитие которых началось задолго до санкций. Сельское хозяйство, безусловно, важный вектор развития, но уже сейчас прирост объема продукции в данной сфере тормозится низкой фондовооружённостью. Очевидно, что не следует ожидать быстрых изменений и технологического бума в ближайшем будущем, а государству следует снизить ожидания относительно прироста индикаторов. Финансирование приоритетных отраслей, конечно, дает толчок, но без технической базы, которая была уничтожена, производство сложных, а уж тем более инновационных механизмов пока невозможно.

Импортозамещение дает шанс России пойти не по пути догоняющего развития, а выбрать иной путь, возможно более сложный и трудоемкий, но в итоге, позволяющий построить действительно сильную экономику. Расширяя число отраслей, участвующих в импортозамещении, государство стремится обеспечить всестороннее развитие экономики. Следует отметить, что раньше оно занималось, прежде всего, модернизацией оборонной промышленности. Самодостаточность этой отрасли российской экономики обеспечивает России ключевое место на мировой политической арене. Однако с точки зрения экономического развития, приоритетными отраслями являются обрабатывающая промышленность, машиностроение, производство средств производства. К сожалению, раньше им не уделялось должного внимания. Импортозамещение, главная цель которого состоит в развитии отечественного производства - один из способов изменить сложившуюся ситуацию и повысить уровень независимости от других стран и общемировой политической ситуации.

Список литературы

1. Сибирская Е.В. Управление региональной экономикой // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. -Т. 1, № 5-1. - С. 48-57.

2. Сибирская Е.В. Интеграционные структуры как основа стратегии развития региона // Регионология. 2003. - № 1-2. - С. 94-97.

3. Рязанов В.Т. Политика импортозамещения в России в условиях высоких геополитических рисков. - https://www.if24.ru/poHtika-importozameshhemya-v-rossii-v-usloviyah-vysokih-geopoliticheskih-riskov/

4. Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике. - http://www.unionexpert.ru/index. php/zhumal-qekspertnyj-soyuzq-osnova/zhumal-qehkspertnihyj-soyuzq-122014g/item/655-proWemy-importozameschema

1 Российский статистический ежегодник, 2017 г. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm

379

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.