Научная статья на тему 'Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона'

Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1386
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRIAL POLICY / ENGINEERING / TRENDS / PROBLEMS / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ольга Ивановна

В статье рассмотрено значение машиностроения для современной экономики Вологодской области и России. Отражено влияние внешнеэкономических факторов на деятельность предприятий отечественного машиностроения, охарактеризованы текущие проблемы функционирования отрасли. Обосновано проведение политики импортозамещения как одного из направлений по повышению конкурентоспособности машиностроительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution as a condition of the machine-building complex development in the region

The article describes the present-day significance of the machine-building for the economy of the Vologda Oblast and Russia. The peculiarities of the regional and country's mechanical engineering enterprises' foreign economic activity are reflected here. The main problems in the functioning of the industry are revealed, and the trends of its development are determined. The import substitution policy as one of the ways to improve the machine-building complex competitiveness is substantiated.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как условие развития машиностроительного комплекса региона»

УДК 338.45(470.12) ББК65.30(2Рос-4Вол)

© Попова О.И.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В статье рассмотрено значение машиностроения для современной экономики Вологодской области и России. Отражено влияние внешнеэкономических факторов на деятельность предприятий отечественного машиностроения, охарактеризованы текущие проблемы функционирования отрасли. Обосновано проведение политики импортозаме-щения как одного из направлений по повышению конкурентоспособности машиностроительного комплекса.

Машиностроение, тенденции, проблемы, направления развития, импортозамещение.

После десяти лет динамичного экономического роста Россия столкнулась с серьёзными экономическими вызовами. Мировой финансово-экономический кризис привёл к падению производства, увеличению безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию в целом и отдельные регионы имело свою специфику, связанную прежде всего с неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые, а также со слабой конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики. Это заставило по-новому оценить текущую ситуацию, осознать актуальность перехода к инновационной модели экономики, прийти к выводу о том, что развитие отраслей машиностроения и производство отечественной наукоёмкой высокотехнологичной продукции - это жизненно важная необходимость [7, с. 6].

Особенно остро кризис 2008 года отразился на положении Вологодской области, экономика которой носит сырьевой, экспортноориентированный характер (в структуре обрабатывающих производств региона удельный вес металлургического и химического производств весьма высок).

Между тем в 1990-е годы одной из профильных отраслей экономики региона наряду с чёрной металлургией и химическим производством являлась машиностроительная (удельный вес в промышленном производстве составлял более 10%). Однако период реформ привёл к тому, что частный капитал, который образовался в результате приватизации государственной собственности, устремился в основном в сырьевые, наиболее доходные отрасли.

Предприятия машиностроения, не имея практического опыта деятельности в условиях рынка, оказались на грани банкротства, что обусловило резкое снижение объёмов выпуска машиностроительной продукции в регионе(в 1995 году удельный вес отрасли в обрабатывающих производствах составил 5%). В результате коммерчески эффективнее стало не производить собственные, а импортировать необходимые комплектующие,

приборы и оборудование из-за рубежа. Сложившуюся картину усугубили и экономические кризисы 1998 и 2008 гг.

Рассматривая состояние отрасли на современном этапе (период с 2005 по 2010 год), отметим, что доля машиностроения в структуре обрабатывающих производств Вологодской области составляла от 4,3 до 5,3%, в РФ - около 20%. Вклад в региональный бюджет данной отрасли незначителен - в 2010 году он составлял 1,4% от общего объёма налоговых поступлений по видам экономической деятельности (для сравнения: по РФ

- 4,2 %; табл. 1).

Негативным моментом развития предприятий машиностроения остаётся низкая инвестиционная привлекательность машиностроительной отрасли региона. Удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий машиностроения в 2010 году в общем объёме инвестиций составил всего 0,3% (для сравнения: по РФ - около 2%). Между тем нехватка финансовых ресурсов существенно сдерживает инновационную деятельность предприятий машиностроения. Так, в 2010 году уровень инновационной активности предприятий по производству машин и оборудования в

Вологодской области составил всего 12%, а предприятий по производству электро-, электронного и оптического оборудования - 14,3%. Это крайне низкий показатель для отрасли, производящей товары с высокой добавленной стоимостью и способной дать инновационный импульс для развития другим отраслям. Сложившаяся ситуация ведёт к деградации научно-технической базы машиностроения, потере преимуществ в производстве инновационной продукции, ограничивает предприятия в активном освоении современных результатов исследований и разработок и, как следствие, снижает конкурентоспособность отечественной продукции относительно иностранных аналогов.

О низкой конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными предприятиями машиностроения, свидетельствуют и показатели внешнеэкономической деятельности. Исследуя её структуру, можно увидеть, что на машиностроительный комплекс приходится всего лишь 0,4% от общего объёма экспорта продукции области (по России -5,5%). Обратная ситуация с импортом: более 50% импортной продукции в Вологодской области составляет продукция машиностроения (по стране - около 45%).

Таблица 1. Значение машиностроительного комплекса* для экономики России и Вологодской области, в %

Показатель Доля в обрабатывающих производствах Доля в общей численности занятых Доля в общем объёме инвестиций Доля в налоговых платежах

ВО РФ ВО РФ ВО РФ ВО РФ

2005 г. 4,3 19,9 4,0 4,8 0,2 2,4 н/д н/д

2006 г. 4,7 20,1 3,5 4,6 0,4 2,4 1,5 3,4

2007 г. 5,7 20,8 3,9 4,5 0,3 2,4 2,5 6,7

2008 г. 4,9 20,3 4,2 4,4 0,4 2,4 2,0 6,6

2009 г. 5,5 19,1 3,7 4,0 0,3 2,2 1,5 4,1

2010 г. 5,3 20 3,6 3,8 0,7 2,3 1,4 4,2

2010/2005 гг., п.п. 1,1 0,1 - 0,4 -1,0 0,5 -0,1 -0,1** 0,8**

* Здесь и далее машиностроительный комплекс согласно ОКВЭД включает производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и производство транспортных средств и оборудования. ** 2010/2006 гг. Источники: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - http://www.gks.ru/, Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - http://www.r35.nalog.ru/statistic/sv_otch35/3656511/; Промышленность Вологодской области: стат. сб. / Вологдастат. - Вологда, 2010; Промышленность Вологодской области: стат. сб. / Вологодский облкомстат. - Вологда, 2003. - 144 с.

Степень зависимости как региона, так и страны в целом от импорта высокотехнологичной продукции достаточно высока.

Вместе с тем можно отметить и положительные тенденции. Несмотря на то, что в 2010 году импорт продукции машиностроения в Вологодской области относительно 2005 году снизился примерно на 30%, что во многом объясняется отсутствием денежных средств у предприятий для приобретения импортного сырья, комплектующих и готовой продукции машиностроения в условиях мирового кризиса и его последствий, экспорт товаров машиностроительной отрасли, напротив, за шесть лет вырос более чем в четыре раза. В стране ситуация несколько иная. Импорт машиностроительной продукции, равно как и экспорт, за исследуемый период вырос (в 2,3 и 1,7 раза). Коэффициент соотношения показывает, что импорт машиностроительной продукции Вологодской области в 2010 году превышал экспорт более чем в три раза, по стране - более чем в четыре (табл. 2).

Итак, несмотря на то, что с начала реформ прошла практически четверть века, так и не удалось решить проблему сокращения разрыва между российским и мировым уровнем развития машиностроения, повысить конкурентоспособность отечественного машиностроения.

Продукция российского машиностроения по-прежнему, за некоторым исключением (в т. ч. военной техники), неконкурентоспособна на мировом рынке и ограниченно конкурентна - на внутреннем.

Такая ситуация представляет серьёзные угрозы экономической для безопасности, среди которых:

- упадок отечественного производственного потенциала и разрушение целых отраслей и отдельных предприятий;

- снижение конкурентоспособности отечественной продукции и закрепление за Россией в мировой экономике роли поставщика сырья и потребителя готовых изделий;

- ослабление позиций страны в мировой торговле, потеря ряда важных рынков, особенно рынка машин и оборудования, военной техники;

- усиление финансовой и технологической зависимости от развитых стран и т. д. [5].

На наш взгляд, снижению экономических угроз будет способствовать развитие внутреннего производства, ограничение импорта и стимулирование приобретения национальных товаров, то есть комплекс мероприятий, называемый импортозамещением.

Таблица 2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий машиностроения России и Вологодской области, в млн. долл. США

Территория Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2005 г., раз

ВО Импорт 254,3 233,3 321,1 316,1 288,6 189,9 0,7

Экспорт 12,2 15,2 21,0 31,9 34,3 54,0 4,4

Отношение импорта к экспорту, раз 20,8 15,3 15,3 9,9 8,4 3,5 Х

РФ Импорт 43436 65706 101739 140759 72669 101823 2,3

Экспорт 13505 17437 19667 22764 17879 22582 1,7

Отношение импорта к экспорту, раз 3,2 3,8 5,2 6,2 4,1 4,5 Х

Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - http://www.gks.ru/

Понятие «импортозамещение» подразумевает экономическую стратегию и промышленную политику органов власти, направленных на замену импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства.

Преимуществами импортозамещения являются независимость цены продукта от курса валют, отсутствие переплаты за таможенные пошлины на ввозимое сырьё для изготовления импортной продукции, поступление конечного продукта напрямую с завода-изготовителя, что исключает его подделку и т. д.

Предприятия машиностроительного комплекса Вологодской области, выпускающие самую разнообразную продукцию производственного и потребительского назначения, обладают достаточным потенциалом для реализации политики импортозамещения.

Во-первых, около трети из них сосредоточено в городе Вологде, что упрощает транспортные взаимосвязи между ними.

Во-вторых, в области осуществляют свою деятельность крупные, зарекомендовавшие себя не только на внутреннем, но и на внешнем рынках предприятия. Это ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», изготавливающее шариковые подшипники для автомобилей, станков, сельскохозяйственных, строительных и транспортных машин, ОАО «Вологодский оптико-механический завод», поставляющее сложные оптико-электронные и оптико-механические приборы, в том числе для пищеперерабатывающей промышленности, станкостроения, бытовой техники и др., ОАО «Вологодский машиностроительный завод», выпускающее машины и оборудование для молочной и мясоперерабатывающей промышленности, ОАО «СКДМ», производящее оборудование для обслуживания автомобильного транспорта и дорожного строительства и т. д. [1, с. 2].

Реализации политики импортоза-мещения в регионе будет способствовать и кадровый потенциал. В учреждениях высшего и среднего специального образования области (Вологодский государственный технический университет, Вологодский машиностроительный техникум, Череповецкий государственный университет и др.) ведётся подготовка студентов для предприятий машиностроения по различным специальностям.

Реализации данного направления промышленной политики региона с организационной стороны могут содействовать объединения предпринимателей, такие, как Ассоциация машиностроителей, Союз промышленников и предпринимателей и т. п. [4, с. 200].

Однако для успешного воплощения политики импортозамещения в Вологодской области региональным органам власти на начальном этапе необходимо:

1. Разработать целевую региональную программу по импортозаме-щению, которая позволит снизить зависимость промышленности региона от импорта товаров и комплектующих за счёт удовлетворения внутреннего спроса в высококачественной продукции машиностроения собственного производства. Сама программа должна базироваться на развитии интеграции и кооперации как между предприятиями машиностроения Вологодской области и организациями из смежных отраслей, так и с учебными и научно-исследовательскими центрами.

2. Сформировать региональный совет по содействию реализации программы импортозамещения, целью которого будет являться информационная поддержка, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торговыми представителями и т. д. В состав совета могут входить представители

региональных органов власти, бизнеса, ассоциаций и союзов, учебных и научных организаций.

3. Отобрать и реализовать наиболее перспективные проекты по импортоза-мещению, которые будут соответствовать таким требованиям, как инновационность, перспективность производства, сохранение (создание) рабочих мест, наличие мультипликативного эффекта в смежных областях [7, с. 8].

Необходимо учесть, что при реализации программы усилия следует направить на развитие приоритетных направлений, обеспечивающих потребности рынка в высококачественных конкурентоспособных товарах, аналогичных импортируемых в регион. Эту задачу можно решить на основе использования или перепрофилирования действующих, а также создания новых производственных мощностей с учётом проводимой политики диверсификации. При этом следует помнить об ограниченности внутреннего спроса, развивать импортозамеща-

ющие производства с дальнейшей ориентацией на экспорт. Таким образом, доминирующим элементом политики импор-тозамещения должно стать создание в регионе условий для выпуска конкурентоспособной продукции, которая бы пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Нужно отметить, что политика импор-тозамещения не предполагает полного отказа от импорта. Ряд высокотехнологичных импортных товаров заменить в настоящее время пока не представляется возможным. Поэтому первоначально стоит ориентироваться на вытеснение с отечественного рынка зарубежной продукции невысокого качества и лишь затем создавать альтернативные производства, которые смогли бы заменить высококачественные товары и комплектующие иностранных производителей. Курс на импор-тозамещение очень важно проводить как составную часть общегосударственной политики повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанов, А.С. Проблемы развития машиностроительного комплекса регионов [Текст] /

А.С. Барабанов, О.И. Попова // Автомобильная промышленность. - 2010. - № 9. - С. 2-4.

2. Лебедев, К.К. Диверсификация структуры промышленного производства в условиях экспортной экспансии и импортозамещения продукции высокотехнологичного машиностроения [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук : 08.00.05 / К.К. Лебедев. -М., 2010. - 28 с.

3. Попова, О.И. Производительность труда в промышленном секторе региона [Текст] /

О.И. Попова, Т.В. Сорокина // Проблемы развития территорий. - 2010. - № 3(49). - С. 20-28.

4. Производственные кластеры как инструмент повышения конкурентоспособности региона [Текст]: монография / коллектив авторов под руководством Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 246 с.

5. Пути и методы развития экспортного потенциала российской экономики: содействие экспорту обрабатывающих отраслей промышленности, увеличение доли в экспорте ТЭК продукции высокой степени переработки, реализация транзитного потенциала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/projects/13315109

6. Сайфиева, С.Н. Машиностроительный комплекс в структуре российской экономики (часть 1) [Текст] / С.Н. Сайфиева, Д.А. Ермилина // Вестник Университета / ГОУ ВПО «Государственный университет управления». - 2008. - № 6 (16). - С. 24-34.

7. Цветков, В.В. Нужна программа импортозамещения [Текст] / В.В. Цветков // Курс Н: экономический еженедельник. - 2010. - № 22. - 11 июня. - С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.