УДК 338.45
Оборин Матвей Сергеевич,
доктор экономических наук, профессор,
профессор кафедры экономического анализа и статистики,
Пермский институт (филиал),
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Пермь, Российская Федерация;
профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Российская Федерация; профессор кафедры менеджмента,
ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени ак. Д.Н. Прянишникова»,
г. Пермь, Российская Федерация;
профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Российская Федерация.
Oborin Matvey Sergeevich,
Doctor of Economics, Professor,
Professor of the Department of Economic Analysis and Statistics, Perm Institute (branch),
G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russian Federation;
Professor of the Department of World and Regional Economy, Economic Theory,
Perm State University,
Perm, Russian Federation;
Professor of the Department of Management,
D.N. Pryanishnikov Perm State Agro-technological University,
Perm, Russian Federation;
Professor of the Department of Management and Technology in Tourism and Service, Sochi State University, Sochi, Russian Federation.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
IMPORT SUBSTITUTION AS A STRATEGIC DIRECTION OF DEVELOPMENT
OF ENGINEERING
Статья посвящена анализу стратегических направлений развития машиностроения в России как одной из ключевых отраслей промышленности. Охарактеризована необходимость импортозамещения в машиностроении в условиях нестабильности макроэкономических и геополитических условий, санкционного давления. Обоснованы такие преимущества отечественного производства оборудования, как низкие затраты и гибкие цены, доступность сервисного обслуживания и ремонта, улучшение базовых технических характеристик с учетом эксплуатации на региональных рынках. Методы исследования: системный, формально-логический, анализ статистики, моделирование. Задачи исследования: 1) обоснование актуальности стратегии импортозамещения в машиностроении; 2) оценка основных показателей импортозамещения в машиностроении, проблем и ограничений; 3) определение перспективных направлений повышения эффективности импортозамещения в регионах страны и мер по их реализации.
Выявлены системные ограничения и пределы реализации стратегии импортозамещения в машиностроении, Предложен ряд мер по снижению негативных факторов, влияющих на успешность реализации стратегии в регионах страны. Ключевые слова: машиностроение, импортозамещение, конкурентоспособность, стратегии.
The article is devoted to the analysis of strategic directions in the development of mechanical engineering in Russia as one of the key industries. The necessity of import substitution in mechanical engineering in the conditions of instability of macroeconomic and geopolitical conditions, sanction pressure is characterized. The advantages of domestic production of equipment, such as low costs and flexible prices, the availability of after-sales service and repair, the improvement of basic technical characteristics, taking into account operation in regional markets, are justified. Research methods: systemic, formal-logical, statistical analysis, modeling. Research objectives: 1) substantiation of the relevance of the import substitution strategy in mechanical engineering; 2) an assessment of the main indicators of import substitution in mechanical engineering, problems and limitations; 3) identification
172
of promising areas for increasing the efficiency of import substitution in the regions of the country and measures for their implementation.
The systemic limitations and the limits of the implementation of the import substitution strategy in mechanical engineering are identified. A number of measures to reduce the negative factors affecting the success of the strategy in the regions of the country are proposed.
Keywords: mechanical engineering, import substitution, competitiveness, strategies.
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроение является отраслью промышленного производства, которая оказывает качественное влияние на конкурентоспособность экономики страны. Данная сфера деятельности обеспечивает оборудованием производственные и добывающие сектора экономики, способствует внедрению научно-технического прогресса и стабильности роста предприятий на региональных рынках. Импортозамещение в машиностроении является одной из целей достижения экономической и технологической безопасности, независимости страны от геополитических и макроэкономических изменений [9].
Сложившаяся конъюнктура экономики и длительное воздействие негативных факторов, связанных с изменением формата управленческих систем и организационно-экономических механизмов, привели к возникновению сложной ситуации в машиностроении. Высокие требования к производимым машинам и оборудованию обусловлены динамизмом производства в различных сферах промышленности и услуг, необходимостью повышения производительности труда, внедрением интеллектуальных систем и цифровых технологий. Достижение данных параметров возможно в условиях непрерывного инновационного процесса на предприятиях машиностроения, значительных инвестициях и системной работы в сфере НИОКР. Разрыв во времени оборачивается значительным технико-технологическим отставанием и утратой лидирующих позиций на мировом и отечественных рынках. Недостаток ликвидности в регионах и приоритетное финансирование военно-промышленного комплекса привело к замедлению темпов роста обрабатывающей индустрии и российского машиностроения.
Нестабильное финансово-экономическое положение компаний машиностроительного комплекса отразилось на моральном износе производственной базы, разрыве межотраслевых и региональных связей. Ситуация длительное время осложнялась отсутствием эффективных рыночных механизмов управления на различных уровнях, включая государственный.
Перечисленные проблемы и значимость машиностроения для технологического развития экономики страны обусловила появление многочисленных научных публикаций таких авторов, как А.Н. Авдуло-ва, H.A. Алексеевой, Ю.Т. Бубнова, Ю.П. Васильева, Т.А. Гилевой, О.Ю. Гордашниковой, В.П. Гро-децкого, И.В. Ершовой, В.В. Кобзева, A.C. Купцовой, H.H. Омельченко, А.Ю. Платко, Д.В. Розова, A.A. Румянцева, В.Д. Секерина, В.В. Семенова, Б.Я. Татарских, Ф.Е. Удалова, Н.С. Яшина и др. [2, 3, 10, 13]. Анализ исследований позволил условно выделить несколько основных направлений:
• модернизация технологической структуры экономики;
• повышение эффективности производственного цикла и производительности труда;
• оптимизация использования потенциала промышленных предприятий машиностроения.
Глобальные кризисные явления и их длительное воздействие на социально-экономические показатели развития страны и регионов способствовали актуализации концепции импортозамещения, основные положения которой можно представить в следующих тезисах [1, 4, 5, 6, 15, 16, 17]:
• снижение зависимости от импорта как элемент национальной стратегии безопасности и независимости от геополитических факторов;
• устойчивое развитие отечественного машиностроения на основе системной поддержки государства и наличия свободных рыночных ниш;
• регулирование спроса со стороны локальных рынков производственного оборудования, в частности активное использование государственных закупок;
• формирование региональных стратегий импортозамещения, основанных на диспропорциях социально-экономического развития территорий;
• повышение технических характеристик продукции, которая уступает зарубежным аналогам.
Реализация стратегий импортозамещения связана с длительностью промышленного цикла создания
машин и оборудования, отвечающих рыночным запросам. Наличие программного подхода обеспечит результаты в течение нескольких лет при сохранении требуемого уровня спроса. По некоторым категориям товаров существует вероятность попыток добиться сходства с зарубежными аналогами вместо формирования производственного цикла в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом и научными разработками [12].
В условиях глобализации Россия не сможет полностью избежать зависимости от импорта многих видов инновационной продукции и компонентов для ее производства. В рамках исполнения национальной стратегии обеспечения экономической и оборонной безопасности нужно гарантировать самообеспеченность и независимость промышленности от внешнего давления. Поэтому для современной Рос-
173
сии весьма важна стратегия, нацеленная на реорганизацию модели экономического развития путем перехода на импортозамещающие производства и технологии в стратегически важных секторах, к которым в первую очередь относится машиностроение. Оценка статистических данных, представленных в научных работах, показала, что машиностроение является приоритетным направлением осуществления политики импортозамещения.
Российский машиностроительный комплекс является высоко диверсифицированной отраслью, поэтому политика импортозамещения предполагает высокоэффективные меры по углублению специализации на основе дифференцированного подхода с обязательным учетом отраслевой и секторальной специфики. Импортозамещение в машиностроительном комплексе относится к механизмам обеспечения стабильности социально-экономической системы страны.
Ключевыми механизмами успешности реализации политики импортозамещения в машиностроении являются:
1. Стандартизация и сертификация продукции, на основе которых будут установлены параметры соблюдения безопасности, экологических норм и производительности. В этом контексте разработка национальных стандартов приведет к сокращению импорта некачественной продукции и стимулирования российского производителя выпускать конкурентоспособное оборудование.
2. Финансово-экономические механизмы инвестиционного развития, включая размещение акций на бирже, участие государства в качестве инвестора, доступ к системе госзакупок на прозрачных условиях.
3. Повышение квалификации кадрового состава: инженеров, программистов, технологов, специалистов по работе с цифровым оборудованием.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является исследование проблем и перспектив импортозамещения в машиностроении Российской Федерации, механизмов его осуществления и достижения высоких результатов. Методы исследования: системный, формально-логический, анализ статистики, моделирование. Задачами исследования являются: 1) обоснование актуальности стратегии импортозамещения в машиностроении;
2) оценка основных показателей импортозамещения в машиностроении, проблем и ограничений;
3) определение перспективных направлений повышения эффективности импортозамещения в регионах страны и мер по их реализации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Программный подход в реализации стратегии импортозамещения в машиностроении поддерживается экспертами и учеными. Преимуществами производства отечественного оборудования являются: более низкие затраты и гибкие цены для конечного потребителя; доступность сервисного обслуживания, учет региональной и отраслевой специфики эксплуатации при улучшении базовых характеристик; отсутствие санкционных и геополитических рисков.
Исполнение программного подхода должно учитывать действующие нормативно-правовые акты стратегического характера, в частности Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, долгосрочный прогноз развития российской экономики до 2030 года. Исполнение программы должно обеспечить ряд направлений (рис. 1).
Программа импортозамещения в машиностроении
О О
Рис. 1. Основные направления программы импортозамещения в машиностроении Российской Федерации (Составлено автором)
174
Комплексная программа импортозамещения должна исходить не из адаптации машиностроения к окружающей среде, а из системы научно обоснованных параметров долгосрочных целей и показателей. Развитие машиностроительного комплекса определяется потребностью рынка и производства, необходимыми условиями стратегического планирования, определенными в системе реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программой Российской Федерации «Промышленное развитие и повышение его конкурентоспособности на период до 2020 года».
Главный акцент в разработке программы должен быть сделан на инновационные и цифровые процессы.
Для поддержки российских машиностроительных предприятий, государством были созданы и реализуются в данный момент следующие государственные программы:
1. «Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года». Цель данной стратегии
— сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, что поможет не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить их возможности на внешних рынках [9].
2. «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Цель данной программы
— создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно-сбалансированной промышленности способной к эффективному саморазвитию, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны [18].
В рамках развития государственных программ применяются как ранее существующие, так и вновь создаваемые меры помощи. Одним из примеров такой деятельности являются государственные закупки, которые направлены на развитие импортозамещения. В этом случае большинство организаций, приобретающих машиностроительное оборудование, для участия продавцов в тендерных процедурах, основным критерием запрашиваемого оборудования обозначают страну производства — Россию. Техническое задание таких тендеров также прописывают по отечественным продуктам [9].
Также, для регулирования импортозамещения в машиностроении, Минпромторг России издал ряд приказов об утверждении отраслевого плана по импортозамещению в отраслях: машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, энергетического машиностроения, тяжелого машиностроения, сельскохозяйственного и лесного машиностроения, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения и т. д.
Предприятия отечественного машиностроения стремительно внедряют политику импортозамещения. В таблице 1 представлены обороты импорта из стран дальнего зарубежья и СНГ за 2016-2018 гг.
Таблица 1. Обороты импорта в Россию за 2016-2018 гг., в тыс. долл.*
Регион 2016 2017 2018
Страны дальнего зарубежья 162930006 202467508 211948285
Страны СНГ 19331720 24498888 26203090
Всего 182261726 226966395 238151375
* Составлено по данным [8]
Из таблицы 1 видно, что несмотря на внедрение программ по импортозамещению, импорт имеет тенденцию к увеличению на протяжении всех трех анализируемых лет. Также видно, что определенно перевешивающую долю импорта занимают товары из стран дальнего зарубежья, нежели стран СНГ.
На рисунке 2 представлена структура импорта России по отраслям промышленности за 2016-2018 гг.
Как видно из рисунка 2, почти половину импорта за 2016-2018 гг. занимает машиностроительная продукция. В 2018 году её доля составила 46,9 %. В 2016 году доля машиностроительной продукции составляла 47,4 %, а в 2017 произошел спад на 0,5 %, составляя 46,9 %, и сохраняя своё значение в 2018 году.
На рисунке 3 изображена структура импорта машиностроительной продукции в Российскую Федерацию по странам.
Исходя из полученных данных видно, что в импорте товаров машиностроительной отрасли в Россию в 2018 году лидирующее положение среди стран дальнего зарубежья занимали: Китай (36 %), Германия (12 %) и Италия (5 %).
Изменить сложившую ситуацию в машиностроении за последние годы существенного не удалось, зависимость отдельных отраслей от импортных поставок остается существенной. Необходимо проведение системного обновления основных фондов и внедрения современного цифрового оборудования,
175
Другие товары
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
Текстиль и обувь
Металлы и изделия из них
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сыр ье
Продукция химической промышленности
Машины, оборудование и транспортные ср едства
0
5
10
18,7 18,3 18,5
15
20
25
30
35
40
□ 2018 год
□ 2017 год
□ 2016 год
] 46,9 146,9 _| 47,4
45
50
Рис. 2. Товарная структура импорта продукции в Россию за январь-июнь 2016-2018 гг., % (Составлено по данным [8])
38%
36%
3%
5%
12%
4%
Китай ■ Германия США "Италия "Япония "Вьетнам "Другие страны
3. Структура импорта машиностроительной продукции в Россию по странам в 2018 году (Составлено по данным [8])
176
позволяющего производить высококачественную продукцию. Технологический процесс будет эффективным спустя 3-4 года, что является существенным ограничением внедрения ускоренного импортоза-мещения в регионах страны.
ВЫВОДЫ
Машиностроение оказывает значительное влияние на технологические и модернизационные процессы в экономике страны. Сложившаяся ситуация показывает сохраняющуюся высокую зависимость от импортного оборудования и принимаемые меры обеспечат эффект в длительной перспективе. Перспективными направлениями улучшения сложившейся ситуации могут быть:
1. Комплексная реализация мер научно-технической и экономической поддержки промышленного производства, оказание содействия в получении льгот и преференций, необходимых для сокращения сроков реинжиниринга ключевых производственных, управленческих и маркетинговых процессов.
2. Развитие технопарков в регионах, имеющих мощный промышленный и научно-технический потенциал, традиционно специализирующихся на оборудовании для стратегически важных отраслей.
3. Развитие перспективных технологий будущего, таких как робототехника. Исходя из анализа данных статистики, внедрение искусственного интеллекта существенно оптимизирует процессы производственного цикла, повысит качество и контроль на всех этапах производства, существенно снизит долю ручного труда и будет способствовать появлению новых профессий на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров, П. Возможности малых и средних обрабатывающих предприятий в производстве импортозамещающей продукции в Российской Федерации / П. Александров // Общество и экономика. — 2014. — № 12. — С. 48-56.
2. Бабкин И.А. Механизм взаимодействия государства и бизнеса на основе государственно-частного партнерства / И.А. Бабкин, Е.Д. Жеребов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2015. — № 4 (223). — С. 99-107.
3. Бубнов Ю.Т. Оценка и формирование совокупного потенциала промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности / Ю.Т Бубнов, О.В. Карсунцева. — Самара: Самарский гос. экон. ун-т, 2007. — 212 с.
4. Бочко, В.С. Импортозамещение: экономическое содержание и методы осуществления / В.С. Бочко // Проблемы региональной экономики. — 2015. — № 1-2. — С. 15-26.
5. Вертакова, Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России / Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников // Экономика и управление. — 2014. — № 11. — С. 11-47.
6. Винокуров, М.А. Экономические санкции Запада против России и пути ликвидации их последствий / М.А. Винокуров // Экономика и управление. — 2014. — № 11. — С. 75-79.
7. Грабоздин Ю.П. Система взаимосвязанных показателей управления качеством консультационных услуг / Ю.П. Грабоздин // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2014. — № 5 (37). — С. 39-42.
8. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.customs.ru/index2.php7option =com_content&view=article&id=27052&Itemid= 1981 (дата обращения: 19-21.11.2019).
9. Ермолович А.Д. Состояние отечественного машиностроения в рамках реализации политики импортозамещения / А.Д. Ермолович, Е.И. Козлова // Центральный научный вестник. — 2019. — Т. 4. № 4 (69). — С. 34-35.
10. Ершова И.В. Государственное регулирование и организационные формы инновационного развития промышленных предприятий / И.В. Ершова, И.В. Копытов // Вопросы управления. — 2010. — № 11. — С. 48-53.
11. Zhabin A.P. Multilevel industrial policy: methodological basis of system approach to its formation and implementation / A.P. Zhabin, E.V. Volkodavova, T.V. Goryacheva // Asian Social Science. — 2015. — No. 7. — Pp. 176-182.
12. Иванов, В.В. Концептуальные основы национальной технологической инициативы / В.В. Иванов // Инновации. — 2015. — № 1. — С. 8-14.
13. Карсунцева О.В. Оценка и формирование конкурентоспособности промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук / О.В. Карсунцева. — Самара, 2007. — 24 с.
14. Карсунцева О.В. Стратегические проблемы и задачи управления производственным потенциалом предприятий машиностроения / О.В. Карсунцева // Вестник Самарского муниципального института управления. — 2013. — № 1(24). — С. 104-114.
15. Крюков, Я.В. Импортозамещение технологий и оборудования в российской энергетике / Я.В. Крюков // ЭКО. — 2015. — № 3. — С. 30-45.
16. Межевич, Н.М. Внешние экономические аспекты российской промышленной модернизации / Н.М. Межевич // Экономическое возрождение России. — 2014. — № 4. — С. 128-134.
17. Овчаренко, Н.А. Особенности конкурентоспособности продукции российской промышленности и ее потенциал импортозамещения на внутреннем рынке / Н.А. Овчаренко, Л.Б. Лучинина, Р.В. Рыбальченко // Вопросы экономики и права. — 2014. — № 4. — С. 75-79.
18. Об утверждении «Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 декабря 2010 г. № 1150 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070494/ (дата обращения: 19-21.11.2019).
19. Российский статистический ежегодник, 2017 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения: 19-21.11.2019).
SPISOK LITERATURY
1. Aleksandrov, P. Vozmozhnosti malykh i srednikh obrabatyvayushchikh predpriyatiy v proizvodstve importo-zameshchayushchey produktsii v Rossiyskoy Federatsii / P. Aleksandrov // Obshchestvo i ekonomika. — 2014. — № 12. — S. 48-56.
177
2. Babkin I.A. Mekhanizm vzaimodeystviya gosudarstva i biznesa na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / I.A. Babkin, Ye.D. Zherebov // Nauchno-tekhnicheskiye vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskiye nauki. — 2015. — № 4 (223). — S. 99-107.
3. Bubnov Yu.T. Otsenka i formirovaniye sovokupnogo potentsiala promyshlennogo predpriyatiya kak usloviye yego konkurentosposobnosti / Yu.T. Bubnov, O.V. Karsuntseva. — Samara: Samarskiy gos. ekon. un-t, 2007. — 212 s.
4. Bochko, V.S. Importozameshcheniye: ekonomicheskoye soderzhaniye i metody osushchestvleniya / V.S. Bochko // Problemy regional'noy ekonomiki. — 2015. — № 1-2. — S. 15-26.
5. Vertakova, Yu.V. Importozameshcheniye: teoreticheskiye osnovy i perspektivy realizatsii v Rossii / Yu.V. Vertakova, V.A. Plotnikov // Ekonomika i upravleniye. — 2014. — № 11. — S. 11-47.
6. Vinokurov, M.A. Ekonomicheskiye sanktsii Zapada protiv Rossii i puti likvidatsii ikh posledstviy / M.A. Vinokurov // Ekonomika i upravleniye. — 2014. — № 11. — S. 75-79.
7. Grabozdin Yu.P. Sistema vzaimosvyazannykh pokazateley upravleniya kachestvom konsul'tatsionnykh uslug / Yu.P. Grabozdin // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. — 2014. — № 5 (37). — S. 39-42.
8. Federal'naya tamozhennaya sluzhba [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.customs.ru/ index2.php?option=com_content&view=article&id=27052&Itemid= 1981 (data obrashcheniya: 19-21.11.2019).
9. Yermolovich A.D. Sostoyaniye otechestvennogo mashinostroyeniya v ramkakh realizatsii politiki importozameshcheniya / A.D. Yermolovich, Ye.I. Kozlova // Tsentral'nyy nauchnyy vestnik. — 2019. — T. 4. № 4 (69). — S. 34-35.
10. Yershova I.V. Gosudarstvennoye regulirovaniye i organizatsionnyye formy innovatsionnogo razvitiya promyshlennykh predpriyatiy / I.V. Yershova, I.V. Kopytov // Voprosy upravleniya. — 2010. — № 11. — S. 48-53.
11. Zhabin A.P. Multilevel industrial policy: methodological basis of system approach to its formation and implementation / A.P. Zhabin, E.V. Volkodavova, T.V. Goryacheva // Asian Social Science. — 2015. — No. 7. — Pp. 176-182.
12. Ivanov, V.V. Kontseptual'nyye osnovy natsional'noy tekhnologicheskoy initsiativy / V.V. Ivanov // Innovatsii. — 2015. — № 1. — S. 8-14.
13. Karsuntseva O.V. Otsenka i formirovaniye konkurentosposobnosti promyshlennogo predpriyatiya kak usloviye yego konkurentosposobnosti: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / O.V. Karsuntseva. — Samara, 2007. — 24 s.
14. Karsuntseva O.V. Strategicheskiye problemy i zadachi upravleniya proizvodstvennym potentsialom predpriyatiy mashinostroyeniya / O.V. Karsuntseva // Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. — 2013. — № 1(24). — S. 104-114.
15. Kryukov, Ya.V. Importozameshcheniye tekhnologiy i oborudovaniya v rossiyskoy energetike / Ya.V. Kryukov // EKO. — 2015. — № 3. — S. 30-45.
16. Mezhevich, N.M. Vneshniye ekonomicheskiye aspekty rossiyskoy promyshlennoy modernizatsii / N.M. Mezhevich / / Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii. — 2014. — № 4. — S. 128-134.
17. Ovcharenko, N.A. Osobennosti konkurentosposobnosti produktsii rossiyskoy promyshlennosti i yeye potentsial importozameshcheniya na vnutrennem rynke / N.A. Ovcharenko, L.B. Luchinina, R.V. Rybal'chenko // Voprosy ekonomiki i prava. — 2014. — № 4. — S. 75-79.
18. Ob utverzhdenii «Strategii razvitiya tyazhelogo mashinostroyeniya na period do 2020 goda: Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF ot 9 dekabrya 2010 g. № 1150 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070494/ (data obrashcheniya: 19-21.11.2019).
19. Rossiyskiy statisticheskiy yezhegodnik, 2017 [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (data obrashcheniya: 19-21.11.2019).
Статья поступила в редакцию 29 ноября 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года
178