Научная статья на тему 'Имплицитные теории инновативности: межкультурные различия'

Имплицитные теории инновативности: межкультурные различия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
264
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИИ / ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ / УСТАНОВКИ / ПОВЕДЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / CULTURE / INNOVATIONS / IMPLICIT THEORIES / ATTITUDES / BEHAVIOR / MODERNIZATION / GLOBALIZATION / TRADITIONALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Н. М.

Выявлены межкультурные различия в имплицитных теориях инновативности: у русских более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа и Тувы — социальные (N = 804). С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на личный опыт инноваций через установки по отношению к инновациям. Влияние имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской) и не является значимым в более модернизированной (русской) культуре. Установки по отношению к инновациям влияют на опыт инноваций во всех трех культурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implicit Theories of Innovativeness: Cultural Differences

The study in a sample comprised by members of three ethnic groups (N = 804) uncovered cultural differences in implicit theories of innovativeness. Russians were more inclined to endorse individualistic theories of innovativeness, whereas respondents from North Caucasus and Tuva tended towards social ones. A universal cultural model of influence of implicit theories of innovativeness on personal experience of innovation mediated by attitudes to innovation was validated using structural equation modeling. The influence of implicit theories of innovativeness upon attitudes to innovation was more pronounced in traditional cultures of North Caucasus and Tuva, and was not significant in a more modernized Russian setting. Attitudes to innovation influenced the experience of innovation in all three cultures.

Текст научной работы на тему «Имплицитные теории инновативности: межкультурные различия»

Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т. 9, № 1. С. 89-106.

ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ИННОВАТИВНОСТИ: МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Н.М. ЛЕБЕДЕВА

Лебедева Надежда Михайловна — профессор факультета психологии НИУ ВШЭ, заведующая Международной научно-учебной лабораторией социокультурных исследований Экспертного института НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор. Член Международной ассоциации кросс-культурной психологии (1АССР).

Сфера научных интересов: кросс-культурные особенности социального поведения, межкультурное восприятие и взаимодействие, психологическая адаптация инокультурных мигрантов, культура и инновации и др. Автор 15 монографий, 10 учебных пособий и свыше 200 статей по проблемам этнической и кросс-культурной психологии.

Контакты: lebedhope@yandex.ru

Резюме

Выявлены межкультурные различия в имплицитных теориях инновативно-сти: у русских более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа и Тувы — социальные ^ = 804). С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на

личный опыт инноваций через установки по отношению к инновациям. Влияние имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской)

и не является значимым в более модернизированной (русской) культуре. Установки по отношению к инновациям влияют на опыт инноваций во всех

трех культурах.

Ключевые слова: культура, инновации, имплицитные теории, установки, поведение, традиционность, модернизация, глобализация.

Экономический рост и процвета- приятного географического положение любой страны в современную ния и наличия природных ресурсов, эпоху зависят не столько от благо- сколько от концентрации и степени

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0088, реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

развития интеллектуального потенциала (Инновационное развитие..., 2008). В настоящее время в России сохраняется довольно низкий для мировой державы уровень инновационной активности (там же), несмотря на то, что интеллектуальный и креативный потенциал российской молодежи очень высок (Лебедева, 2008, 2009; Kharkurin, Motalleebi, 2008).

В современной научной литературе, посвященной изучению креативности и инновативности, все чаще поднимается вопрос о сходстве и различии этих понятий.

Креативность — это одновременно когнитивный и социальный процессы, питаемые сознательной или бессознательной способностью проникновения в суть производства идей, понятий и ассоциаций (Laz-zarato, 1996). Инновативность — успешное внедрение новых идей: это результат творческого процесса в терминах «прибыльности», который включает производство и применение продуктов, услуг, процедур и процессов, желательных и жизнеспособных (Serrat, 2009). Инноватив-ность в самом общем смысле может быть определена как способность к адаптации новых идей, использованию их на практике и созданию новых продуктов (Rogers, 2003; Styhre, Börjesson, 2006; West, 1997).

Некоторые авторы понимают под инновативностью способность субъекта черпать идеи вне существующей системы и привносить их вовнутрь, а также умение эффективно представлять эти идеи перед публикой. (Grewal et al., 2000; Larsen, Wetherbe, 1999). Таким образом, инновация является результатом успешного

применения возникающих креативных идей, а инновативность отражает способность оценки и реализации этих идей.

Зачастую под креативностью понимают некую составную часть инновативности: инновативность предполагает креативность, но креативность сама по себе недостаточна для устойчивой способности к инно-вативному поведению (Styhre, Borjesson, 2006; West, 2004). Креативность возникает не исключительно в голове человека, а только при взаимодействии с социальным контекстом. Существует ряд доказательств того, что культуры могут стимулировать либо фрустрировать креативность. С. Ариети (Arieti, 1976) изучал влияние культуры на креативность и предположил, что потенциальная креативность более распространена, чем креативность фактическая. Некоторые культуры способствуют креативности больше, чем другие, и он назвал эти культуры «креативогенными».

В течение многих лет на Западе для научных психологических и обыденных представлений было характерно приписывать креативность личностным, а не социальным или культурным факторам. Поэтому исследования креативности фокусировались на изучении характеристик личности (Barron, Harrington, 1981; Helsen, 1996), когнитивных процессов (The nature..., 1988) и жизненном пути креативных людей (Gardner, 1993).

Более 30 лет такой индивидуалистический западный подход отвергал необходимость изучения социальной природы креативных процессов. Многочисленные исследования в

китайской и корейской культурах (Chan, Chan, 1999; Rudowicz, Yue, 2000 и др.), культурах исламских стран и Турции (Khaleefa et al., 1997) показали, что не существует универсального понимания креативности. Этот феномен должен изучаться во взаимодействии индивидуальных и социокультурных переменных.

Теории, или концепты, креативности могут определяться как эксплицитные (внешние, явные) и как имплицитные (внутренние, неявные). Эксплицитные теории креативности — это конструкции психологов или других специалистов в сфере социальных наук, основанные на теоретических гипотезах, которые могут быть проверены эмпирически (Sternberg, 1985). Имплицитные теории проистекают из индивидуальных систем верований, коренящихся в сознании представителей той или иной культуры, их не изобретают, а выявляют. Люди используют свои имплицитные теории для формирования стандартов оценки своего и чужого поведения, они также могут служить основой для систем образования и формирования навыков.

В кросс-культурных исследованиях иплицитных теорий креативности на Западе (США, Европа) и Востоке (Китай, Япония, Корея) были выявлены явные несовпадения: на Западе непременными атрибутами креативности и инноваций выступают изобретательность, новизна, оригинальность, ориентация на самовыражение, в то время как на Востоке любая инновация понимается как интерпретация существующей традиции.

В эмпирических исследованиях имплицитных теорий креативности

учителей в США и Китае были найдены как сходства, так и различия, которые заключались, прежде всего, в том, что в Китае в понятие креативности не входили такие качества, как «эстетические вкусы», «чувство юмора», но входили «честность», «уважение старших», «ответственность» и «коллективистские ориентации» (Rudowicz, Yue, 2000).

В кросс-культурном исследовании имплицитных теорий креативности учителей и родителей в Индии и США с помощью метода A^ — Adjective Check List (Runco et al., 1993) были получены результаты, согласно которым желательные для креативных детей качества могут быть оценены учителями и родителями как нежелательные (индивидуализм, независимость и др.), т.е. в имплицитных культурно-специфических теориях креативности доминируют культурно-одобряемые черты личности (Runco, Johnson, 2002).

В России проводились исследования оценки учителями понятия «хороший ученик», которые показали, что по степени желательности первое место делят такие качества, как «дисциплинированность» и «усидчивость», а нежелательные качества — «инициативность», «себе на уме», «дерзость» (Ефименко, Хван, 2006). Понятно, что креативность и инновативность личности больше сопряжены с независимостью и инициативностью, чем с дисциплинированностью и усидчивостью, поэтому встает вопрос, насколько российские практики социализации способствуют воспитанию в детях качеств, необходимых для инновационного развития? Поскольку сравнительных исследований имплицитных

теорий креативности и инновативно-сти в поликультурном российском социуме не проводилось, мы считаем их актуальными и своевременными.

В связи с этой задачей встает ряд исследовательских вопросов: какие личностные качества необходимы новаторам? Различаются ли представления об этих качествах (имплицитные теории инновативности) в разных культурах России? Можно ли выделить так называемые «индивидуальные» (ориентированные на индивида) и «социальные» (ориентированные на группу) имплицитные теории инновативности?

Обзор теоретических и эмпирических исследований имплицитных теорий креативности (Seng et al., 2008; Runco, Johnson, 2002), а также исследований культуры, креативности и инноваций (Amabile, 1996; Chan, Chan, 1999; Leung, Morris, 2011; Lim, Plucker, 2001; Rudowicz, Yue, 2000; Runco, Johnson, 2002; West, Farr, 1990) позволил нам выдвинуть общую гипотезу исследования: имплицитные теории инновативности и их влияние на отношение к инновациям различаются в разных культурах.

Частные гипотезы:

1. Содержание имплицитных теорий инновативности у русских, народов Северного Кавказа и Тувы различается: для русских более значимы «индивидуальные» теории иннова-тивности, для народов Кавказа и тувинцев — «социальные».

2. Существует культурно-универсальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на инновативные установки и поведение индивида.

3. Влияние имплицитных теорий инновативности на установки по

отношению к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской) и не выражено в более модернизированной (русской) культуре.

Цель исследования: выявить имплицитные теории инновативности у представителей трех этнокультурных групп: русских, народов Северного Кавказа (чеченцев и ингушей), тувинцев; провести их кросс-культурное сопоставление, а также изучить их влияние на отношение к инновациям.

Объект исследования: имплицитные теории инновативности

Предмет исследования: межкультурные различия имплицитных теорий инновативности у русских, народов Северного Кавказа и тувинцев.

Методика исследования

Участники исследования: студенты вузов и учителя средних школ, представители трех этнокультурных групп: русские (Москва, Новокузнецк), народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы — Южный Федеральный округ), тувинцы (Республика Тыва). Общий объем выборки — 804 человека (см. таблицу 1).

Студенты и учителя в качестве респондентов выбраны не случайно: учителя средних школ являются трансляторами культурных ценностей и представлений для последующих поколений, они активно участвуют в социокультурной социализации детей и молодежи, их представления о креативности и инновациях влияют на развитие творческих способностей и формирование установок по отношению к инновациям у их учеников.

Таблица 1

Характеристики выборки исследования

Группа Количество респондентов, чел. Пол Возраст (лет)

мужчины, кол-во (%) женщины, кол-во (%)

Русские 390 98 (22,3%) 292(77,7%) M = 30.2, Me = 21 (min — 17, max — 63)

Народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы) 194 34 (18%) 160 (82%) M = 31, Me = 28 (min — 17, max — 62)

Тувинцы 217 31 (14%) 186(86%) M= 29.3, Me = 24 (min — 17, max — 69)

Всего 801 163 (19%) 638(81%) М = 30.1, Me = 23 (min — 17, max — 69)

Студенты вузов — это «продукт» российской школы, их имплицитные теории креативности и инноваций определяют их установки и поведение по отношению к инновациям, следовательно, формирование социально-психологического климата, в котором предстоит развивать инновационную экономику.

Процедура исследования: опросник на русском языке предъявлялся для заполнения индивидуально и в малых группах (5-7 человек) очно в присутствии интервьюера. Опрос проводился в учебных заведениях (вузах и средних школах), процедура исследования была одинакова. Среднее время заполнения опросника — 15-20 минут.

Методы исследования: социально-психологический опрос с применением следующих методов исследования.

Модифицированная методика ACL (Adjective Check List), или «Контрольный список прилагательных» (Runco et al., 1993) для измере-

ния качеств, необходимых новаторам. Методика содержала 30 прилагательных, определяющих потенциальные качества новатора. Инструкция респондентам: «Отметьте, пожалуйста, цифрой от 1 (min) до 7 (max) желательность каждой из указанных черт личности у новатора, изобретателя, творческого человека (постарайтесь выбирать разные цифры)».

2. Авторская методика «Иннова-тивные качества личности» (Лебедева, Татарко, 2009), состоящая из 12 утверждений, в которых респондентам предлагалось оценить степень своего сходства с человеком, чьи характеристики описывались с помощью 5-балльной шкалы от 1 — абсолютно не похож на меня до 5 — абсолютно похож на меня. Методика в своем классическом варианте содержит 3 основные шкалы, выделенные с помощью эксплораторного факторного анализа: «Креативность», «Риск ради успеха», «Ориентация на будущее». Среднее значение вышеуказанных

шкал составило интегральный «Индекс инновативности личности» (а-Кронбаха = 0.79 — русские; 0.85 — кавказцы; 0.80 — тувинцы). Апробация и адаптация методики осуществлялась в ходе ряда кросс-культурных исследований (N = 4573) в России (2007-2011), Канаде (2008), Китае (2009).

3. Вопрос относительно личного опыта внедрения инноваций: «Приходилось ли Вам предлагать или внедрять новые идеи в своем коллективе?» Ответ представлял собой 5-балльную шкалу Лайкерта от 1 — нет до 5 — да.

Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS (версия 19). При определении достоверности различий подсчиты-вался: критерий Колмогорова—Смирнова для независимых выборок; в целях снижения размерности шкал применялись эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент, вращение Varimax) и кон-фирматорный факторный анализ в среде AMOS (версия 19). Для определения взаимосвязей переменных применялось структурное моделирование латентными переменными с помощью приложения к SPPS AMOS (версия 19).

Результаты исследования

Межкультурные сходства и различия имплицитных теорий инновативности

Среди качеств, необходимых новатору, выявлены как сходства, так

и значимые различия между русскими, народами Северного Кавказа и тувинцами. В частности, межкультурные сходства в приоритетных качествах новатора проявляются в том, что во всех трех группах встречаются такие качества, как интеллект, логика, изобретательность, уверенность в себе, активность.

С помощью критерия Колмо го ро -ва—Смирнова для независимых выборок были выявлены значимые различия в качествах новаторов между русскими и представителями народов Северного Кавказа: для русских более значимы такие качества, как любознательность (7 = 2.41***1), высокая мотивация (7 = 1.36*), ясное мышление (7 = 1.69**), для кавказцев: конформизм (7 = 1.59*), честность (7 = 2.77***), доверие людям (7 = 2.05***), послушание (7 = 3.00***). Нетрудно заметить, что основные различия касаются индивидуальных (более значимых для русских) и социальных (более значимых для народов Кавказа) качеств личности новатора. Сравнение качеств новатора у русских и тувинцев позволило выявить следующие значимые различия: русские более важными считают такие качества, как амбициозность (7 = 1.70*), энтузиазм (7 = = 1.58*), интуицию (7=1.69*), воображение (7 = 1.36*), склонность к риску (7 = 1.69*), изобретательность (7 = 1.44*), настойчивость (7 = 1.82**), индивидуализм (7 = 1.59*), а тувинцы: почитание авторитетов (7 = 1.58*), конформизм (7 = 1.51*), честность (7 = 2.60***), доверие людям (7 = = 1.96***), послушание (7 = 3.68***). Как и в случае с представителями

1 Здесь и далее: *** — р < 0.001, **— р < 0.01, * — р < 0.05.

народов Кавказа, русские больше ценят индивидуальные качества новаторов, а тувинцы — социальные.

Межгрупповое сравнение предпочтений качеств, необходимых новатору, у северокавказских респондентов и тувинцев показало, что представители народов Северного Кавказа выше, чем тувинцы, ценят у новаторов склонность к риску (7 = 1.43*), ясное мышление (7 = = 1.59*), независимость (7 = 1.86**), индивидуализм (7 = 1.94***), т.е ин -дивидуальные качества новаторов.

Результаты факторного анализа качеств новатора

Для снижения размерности шкал методики ASL и для более глубокого понимания природы имплицитных теорий инновативности мы применили эксплораторный факторный анализ 30 качеств новатора с помощью метода главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу «варимакс» с заданием двух-факторного решения (КМО = 0.780; р < 000). В результате полученные нами два фактора объясняют 49.5% дисперсии.

В первый фактор «Индивидуальные теории инновативности» (вес — 3.15; дисперсия — 28.70%) вошли следующие качества с соответствующими нагрузками: энтузиазм (0.74), изобретательность (0.70), склонность к риску (0.67), воображение (0.66), высокая мотивация (0.65), оптимизм (0.63), открытость новому (0.61).

Во второй фактор «Социальные теории инновативности» (вес — 2.30; дисперсия — 20.86%) вошли следующие черты: доверие людям (0.79),

честность (0.76), послушание (0.73), почитание авторитетов (0.66).

Для проверки данных двух шкал, полученных в ходе эксплораторного факторного анализа, был применен конфирматорный факторный анализ с помощью приложения к SPSS AMOS (версия 19). Шкалы были представлены в модели как коррелирующие, поскольку оба конструкта представляют собой имплицитные теории инновативности (корреляция между шкалами значима; коэффициент корреляции — 0.36**).

Все вопросы, вошедшие в шкалу «Индивидуальные теории инновативности», оказались достаточно согласованными. Из шкалы «Социальные теории инновативности» был удален пункт «Послушание». Несмотря на то что коэффициент регрессии, с которым этот вопрос входил в шкалу, был достаточно высок (0.70***), он ухудшал общие показатели по модели за счет того, что влиял на другие вопросы шкалы, а также входил в шкалу «Индивидуальные теории инновативности», что противоречило теории. В результате модификаций была получена следующая модель (см. рисунок 1).

При выполнении условия конфи-гуральной инвариантности мы наблюдаем метрическую инвариан-ность (p = 0.201) и инвариантность ковариаций (p = 0.183), которые позволяют нам сравнивать средние. В таблице 2 представлены стандартизированные регрессионные веса переменных, вошедших в выделенные нами факторы у всех трех культурных групп.

Таким образом, в результате экс-плораторного и конфирматорного факторного анализа мы получили

Рисунок 1

Результаты конфирматорного факторного анализа для шкал Индивидуальных и Социальных имплицитных теорий инновативности

Примечание. Здесь и далее: ИТИ — имплицитные теории инновативности. Показатели модели: X2 = 118.209; df = 72;p < 0.000; CMIN/DF = 1.642; CFI = 0.975; PCLOSE = 1.000; RMSEA = 0.029.

Таблица 2

Стандартизированные регрессионные веса переменных факторов «Индивидуальные теории инновативности» и «Социальные теории инновативности» (по данным конфирматорного факторного анализа)

Теории инновативности Переменная из ASL, входящая в фактор Русские Кавказцы Тувинцы

Индивидуальные D11: Открытость новому 0.462*** 0.701*** 0.406***

D17: Изобретательность 0.568*** 0.542*** 0.585***

D8: Энтузиазм 0.745*** 0.610*** 0.666***

D16: Склонность к риску 0.487*** 0.562*** 0.357***

D15: Воображение 0.537*** 0.596*** 0.402***

D7: Высокая мотивация 0.578*** 0.571*** 0.657***

D9: Оптимизм 0.707*** 0.456*** 0.646***

Социальные D20: Почитание авторитетов 0.795** 0.325 0.707**

D26: Честность 0.372*** 0.336*** 0.358***

D27: Доверие людям 0.536*** 0.546* 0.572***

два набора переменных, составляющих Индивидуальные и Социальные теории инновативности.

Межкультурные различия имплицитных теорий инновативности

Затем мы провели межкультурное сравнение выявленных нами имплицитных теорий инновативности с помощью критерия Колмогорова-Смирнова (см. таблицы 3-5).

Согласно Z-критерию Колмогорова—Смирнова, выявлены значимые различия в «Социальных теориях инновативности» между русскими и представителями народов Северного

Кавказа, а именно: жители Кавказа считают социальные качества почитание авторитета, честность, доверие людям более необходимыми новатору, чем это представляется русским респондентам.

Из данных таблицы 4 следует, что в представлениях русских больший приоритет отдается индивидуальным качествам новатора, а в представлении тувинцев социальные качества новатора имеют большую ценность.

Значимых различий в имплицитных теориях инновативности у представителей народов Северного Кавказа и русских не выявлено (таблица 5).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межкультурные различия имплицитных теорий инновативности (русские — представители народов Северного Кавказа)

Имплицитные теории инновативности Русские Народы Кавказа Значимость различий

Ме таще Мт—тах Ме таще Мт—тах Z-критерий

Индивидуальные ИТИ 5.50 5.17 1.83—7 5.33 4 3-7 1.119

Социальные ИТИ 3.75 6.25 0.75—7 4.5 5.75 1.25—7 1.957**

Таблица 4

Межкультурные различия имплицитных теорий инновативности (русские — тувинцы)

Имплицитные теории инновативности Русские Тувинцы Значимость различий

Ме таще Мт—тах Ме таще Мт—тах Z-критерий

Индивидуальные ИТИ 5.50 5.17 1.83—7 5.17 5 2—7 2.196***

Социальные ИТИ 3.75 6.25 0.75—7 4.75 6 1—7 2.975***

Таблица 5

Межкультурные различия имплицитных теорий инновативности (представители народов Северного Кавказа — тувинцы)

Имплицитные теории инновативности Народы Кавказа Тувинцы Значимость различий

Mе range МЫ—max Me range Min—max Z-критерий

Индивидуальные ИТИ 5.33 4 3—7 5.17 5 2—7 1.063

Социальные ИТИ 4.5 5.75 1.25—7 4.75 6 1—7 0.814

Результаты конфирматорного факторного анализа методики «Инновативные качества личности»

Для расчета Индекса инновативности личности был проведен кон-фирматорный факторный анализ методики «Инновативные качества личности» с помощью программы

AMOS. На рисунке 2 представлена полученная модель.

При выполнении условия конфи-гуральной инвариантности мы наблюдаем также метрическую инвариантность (p = 0.056) и инвариантность ковариаций (p = 0.095), которые позволяют нам сравнивать средние. В таблице 6 представлены стандартизированные регрессионные

Рисунок 2

Результаты конфирматорного факторного анализа для Индекса инновативности личности

Примечание. Показатели модели: х2 = 21.849; df = 18; p = 0.239; CMIN/DF = 1.214; CFI ■ 0.995; PCLOSE = 0.997; RMSEA = 0.017.

веса переменных, вошедших в шкалу ности и Опыта инноваций в трех

«Индекс инновативности» в кросс- культурных группах по методу

культурном сопоставлении. Колмогорова—Смирнова (см. таб-

Далее мы провели межкультур- лицы 7-9). Мы видим, что значи-

ное сравнение Индекса инноватив- мых межкультурных различий в

Таблица 6

Стандартизированные регрессионные веса переменных, входящих в шкалу «Индекс инновативности» в трех культурных группах

Вопрос Русские Кавказцы Тувинцы

N3: Он готов идти на риск ради достижений 0.533*** 0.462*** 0.430***

N5: Ему нравится делать все по-своему, оригинально 0.652*** 0.672*** 0.651***

N6: Для него важно разнообразие в жизни 0.692*** 0.694*** 0.653***

N7: Встреча с неизведанным, новым не пугает его 0.584*** 0.689*** 0.546***

N9: Он творческий человек, всегда стремиться создать, придумывать что-то новое 0.480*** 0.264** 0.270**

N12: Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность 0.537*** 0.182* 0.256*

Таблица 7

Межгрупповые различия в Индексе инновативности и опыте инноваций между русскими и представителями народов Северного Кавказа

Переменные Русские Народы Кавказа Значимость различий

Ме гаще Мт—тах Ме гаще Мт—тах Z-критерий

Индекс инновативности 3.4 4 1—5 3.4 3.4 1.6—5 0.52

Опыт инноваций 3 4 1—5 3 4 1—5 0.23

Таблица 8

Межгрупповые различия в Индексе инновативности и опыте инноваций между русскими и тувинцами

Переменные Русские Тувинцы Значимость различий

Ме гаще Мт—тах Ме гаще Мт—тах Z-критерий

Индекс инновативности 3.4 4 1—5 3.2 3.8 1.2—5 1.32

Опыт инноваций 3 4 1—5 3 4 1—5 0.77

Таблица 9

Межгрупповые различия в Индексе инновативности и опыте инноваций между представителями народов Северного Кавказа и тувинцами

Переменные Народы Кавказа Тувинцы Значимость различий

Ме range Min—max Me range Min—max Z-критерий

Индекс инновативности 3.4 3.4 1.6—5 3.2 3.8 1.2—5 1.32

Опыт инноваций 3 4 1—5 3 4 1—5 0.77

показателях этих двух шкал не выявлено.

Эмпирическая модель влияния имплицитных теорий инновативности на опыт инноваций

С помощью моделирования структурными уравнениями была проверена гипотеза о влиянии имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям (Индекс инновативности и Опыт инноваций). Предполагалось, что шкала Индекс инновативности, измеряющая, по замыслу авторов методики, установки личности по отношению к инновациям (Лебедева, Татарко, 2009), является опосредующим фактором во влиянии имплицитных теорий инновативности на опыт инноваций.

Тестировались две конкурирующие модели: модель полной медиации (рисунок 3, слева), где Имплицитные теории инновативности влияют на Опыт инноваций только через Индекс инновативности (т.е. на установки по отношению к инновациям) и модель частичной медиации (рисунок 3, справа), где Имплицитные теории инновативно-

сти имеют также и прямое влияние на Опыт инноваций. По своим показателям модели полной и частичной медиации идентичны, однако прямое влияние Имплицитных теорий инновативности на Опыт инноваций статистически не значимо, поэтому для межгруппового анализа мы используем модель полной медиации.

Показатели модели в межгрупповом анализе: х2 = 454.857; df = 309; p = 0.000; CMIN/DF = 1.472; CFI = 0.948; PCLOSE = 1.000; RMSEA = 0.025

Так как уровень CFA < 0.950, модель требует доработки. Индексы модификаций показывают, что в выборке тувинцев существует значимая корреляционная связь между двумя ошибками — к вопросу Изобретательность по шкале Инди ви дуальные теории иннова-тивности и к вопросу о наличии опыта инноваций («Приходилось ли Вам предлагать или внедрять новые идеи в своем коллективе?»). Это может свидетельствовать о том, что изобретательность как компонент имплицитных теорий иннова-тивности была ведущим конструктом при оценке личного опыта инноваций у тувинцев. Добавляя данную корреляционную связь, мы

Рисунок 3

Модели влияния Имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям: полная (слева) и частичная (справа) медиации

х2 DF Р CMIN/DF CFI PCLOSE RMSEA х2 DF Р CMIN/DF CFI PCLOSE RMSEA

222.180 103 0.000 2.157 0.956 0.994 0.039 218.750 101 0.000 2.166 0.956 0.992 0.40

Индивидуальные ИТИ ^ ИИ 0.241*** Индивидуальные ИТИ ^ ИИ 0.244***

Социальные ИТИ ^ ИИ -0.037 Социальные ИТИ ^ ИИ -0.029

ИИ ^ Опыт инноваций 0.267*** ИИ ^ Опыт инноваций 0.280***

Индивидуальные ИТИ ^ Опыт инноваций -0.024

Социальные ИТИ ^ Опыт инноваций -0.072

получаем модель, представленную на рисунке 4.

При выполнении условия конфи-гуральной инвариантности мы наблюдаем также метрическую инвариантность (р = 0.174) и инвариантность ковариаций (р = 0.075), которые позволяют нам сравнивать коэффициенты регрессий в трех группах (таблица 10).

Мы видим, что Индивидуальные имплицитные теории инновативно-

сти значимо влияют на установки по отношению к инновациям (Индекс инновативности) у представителей Северного Кавказа и тувинцев и не оказывают значимого влияния у русских. Социальные теории иннова-тивности не влияют на установки по отношению к инновациям (Индекс инновативности) ни в одной из исследованных групп. Индекс инно-вативности значимо влияет на Опыт инноваций во всех трех выборках.

Рисунок 4

Модель влияния Имплицитных теорий инновативности на Опыт инноваций. Медиативная роль Индекса инновативности

Примечание. Показатели модели в межгрупповом анализе: х2 = 435.371; df = 306; p = 0.000; CMIN/DF = 1.423; CFI = 0.954; PCLOSE = 1.000; RMSEA = 0.024.

Таблица 10

Стандартизированные коэффициенты регрессий влияния переменных для трех культурных групп

Влияние переменных Русские Кавказцы Тувинцы

Индивидуальные имплицитные теории инновативности ^ Индекс инновативности 0.071 0.369* 0.420*

Социальные имплицитные теории инновативности ^ Индекс инновативности 0.074 -0.139 -0.178

Индекс инновативности ^ Опыт инноваций 0.322*** 0.268** 0.244**

Данная модель демонстрирует опосредующую роль установок по отношению к инновациям во влиянии имплицитных теорий инновативно-сти на инновативное поведение (опыт инноваций).

Обсуждение результатов

Итак, в нашем исследовании обнаружены межкультурные сходства и различия в определении качеств, необходимых новатору, русскими, респондентами с Северного Кавказа и тувинцами. С помощью эксплораторного и конфирматорно-го факторных анализов удалось выделить два блока имплицитных теорий инновативности: «Индивидуальные имплицитные теории ин-новативности»: открытость новому, изобретательность, энтузиазм, склонность к риску, воображение, высокая мотивация, оптимизм — и «Социальные имплицитные теории инновативности»: почитание авторитетов, честность, доверие людям. Их значимость для представителей разных культур различается: для русских более значимы «Индивидуальные имплицитные теории инновативности», для народов Кавказа и тувинцев — «Социальные имплицитные теории инновативно-сти». Это подтверждает нашу первую частную гипотезу и совпадает с результатами зарубежных исследований, обнаруживших включение в понятие креативности китайскими учителями таких характеристик, как «честность», «уважение старших», «ответственность» и коллективистские ориентации (Rudowicz, Yue, 2000), и факт доминирования в имплицитных культурно-специфи-

ческих теориях креативности в Индии и США культурно-одобряемых черт личности (Runco, Johnson, 2002).

Наше исследование с помощью моделирования структурными уравнениями выявило культурно-универсальную модель влияния имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям и опыт инноваций в трех разных культурах. Было показано, что Индивидуальные имплицитные теории инновативности значимо влияют на установки по отношению к инновациям у представителей Северного Кавказа и тувинцев и не оказывают значимого влияния у русских. При этом Социальные теории инновативности не влияют на установки по отношению к инновациям ни в одной из исследованных групп. Позитивное отношение к инновациям («Индекс инновативности») значимо влияет на личный опыт инновационной деятельности во всех трех группах. Данная модель продемонстрировала медиативную роль установок по отношению к инновациям в модели влияния имплицитных теорий инно-вативности на инновативное поведение («Опыт инноваций»).

Исследование показало, что влияние имплицитных теорий иннова-тивности на отношение к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской) и не выражено в более модернизированной (русской) культуре. Это вполне объяснимо тем, что в модернизированных, испытавших процесс глобализации (Интернет, географическая мобильность, технологический прогресс и т.п.) культурах отношение к инновациям определяется не

столько культурно-специфическими имплицитными теориями креативности и инновативности, сколько влиянием единого глобального информационного поля и массовым принятием инноваций в социальном дискурсе повседневной жизни. Полученные нами результаты позволили подтвердить общую гипотезу исследования о том, что имплицитные теории инновативности и их влияние на отношение к инновациям различаются в разных культурах.

В заключение следует сказать, что в данном исследовании впервые выявлялись имплицитные теории инновативности у разных культурных групп российского социума. Была показана культурно-униве-сальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на опыт инноваций через установки по отношению к инновациям. Это означает, что инновативное поведение человека обусловлено его установками по отношению к инновациям и культурой, в которой он прошел социализацию. С ростом модернизации и глобализации роль имплицитных теорий инновативности в отношении к инновациям и инновационном поведении, предположительно, будет снижаться. Однако в процессе модернизации необходимо понимать, что у представителей более традиционных культур в большей степени выражены Социальные теории

инновативности, т.е., по их мнению, новатор должен обладать социально ориентированными качествами личности (доверие людям, честность, послушание, почитание авторитетов), и это важно учитывать при планировании и внедрении инноваций в разных регионах России.

Выводы

1. Выявлены межкультурные различия в имплицитных теориях инно-вативности: у русских более выражены Индивидуальные теории иннова-тивности, у респондентов из Северного Кавказа и Тувы более выражены Социальные теории инновативности.

2. Построена культурно-универсальная модель влияния имплицитных теорий инновативности на личный опыт инноваций через установки по отношению к инновациям.

3. Влияние имплицитных теорий инновативности на отношение к инновациям более выражено в традиционных культурах (северокавказских, тувинской) и не является значимым в более модернизированной (русской) культуре.

4. Индивидуальные теории инно-вативности влияют на отношение к инновациям, а Социальные теории инновативности не влияют.

5. Установки по отношению к инновациям влияют на опыт инноваций во всех трех культурах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Ефименко О.Г., Хван А.А. Ученик глазами учителя: опыт анализа ценностных ориентаций педагогов // Актуальные

проблемы прикладной психологии: Материалы конференции. Калуга, 2006. С. 82-85.

Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН; ГУ ВШЭ, 2008.

Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики.

2008. № 2 С. 68-88.

Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям: межкультурные различия // Психологический журнал. 2009. № 6. С.81-92.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота,

2009. № 4 (23): Педагогика, психология, социология и методика их преподавания: В 2 ч. Ч. 2. С. 89-96.

Amabile T.M. Creativity in context. Boulder, CO: Westview, 1996.

Arieti S. Creativity: The magic synthesis. N.Y.: Basic Books, 1976.

Barron F.X., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality // Annual Review of Psychology. 1981. 32. 439-476.

Chan D.W., Chan L.K. Implicit theories of creativity: Teachers' perceptions of student characteristics in Hong Kong // Creativity Research Journal. 1999. 12. 3. 185-195.

Gardner H. Creating minds: An anatomy of creativity. N.Y.: Basic Books, 1993.

Grewal R, Mehta R, Kardes F. The role of the social-identity function of attitudes in consumer innovativeness and opinion leadership // Journal of Economic Psychology. 2000. 21. 3. 233-252.

Helsen R. In search of the creative personality // Creativity Research Journal. 1996. 9. 4. 295-306.

Khaleefa O.H., Erdos G, Ashria I.H. Traditional education and creativity in an Afro-Arab culture: The case of Sudan //

Journal of Creative Behavior. 1997. 31 (3). 201-211.

Kharkhurin A., Motalleebi S.N.S. The impact of the creative potential of American, Russian, and Iranian college students // Creativity Research Journal. 2008. 20. 4. 404-411.

Larsen T.J., Wetherbe J.C. An exploratory field study of differences in information technology use between more- and less-innovative middle managers // Information & Management. 1999. 36. 2. 93-108.

Lazzarato M. Immaterial labour // P. Virno, M. Hardt (eds). Radical thought in Italy. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996. P. 132-146.

Leung K, Morris M. Culture and creativity: A social psychological analysis // D. de Cremer, R. van Dick, J.K. Murnighan (eds). Social psychology and organizations. N.Y.: Routledge, 2011. P. 371-396.

Lim W, Plucker J.A. Creativity through a lens of social responsibility: Implicit theories of creativity with Korean samples // Journal of Creative Behavior. 2001. 35. 2. 115-130.

The nature of creativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1988.

Rogers E.M. Diffusion of innovations. N.Y.: Free Press, 2003.

Rudowicz E, Yue X. Concepts of creativity: Similarities and differences among mainland, Hong Kong and Taiwanese Chinese // Journal of Creative Behavior. 2000. 25. 311-319.

Runco M.A., Johnson DJ. Parents' and teachers' implicit theories of children's creativity: A cross-cultural perspective // Creativity Research Journal. 2002. 20. 3 & 4. 427-438.

Runco M.A., Johnson D.J., Bear P.K. Parents' and teachers' implicit theories of children's creativity // Child Study Journal. 1993. 23. 91-113.

Seng Q.K, Keung Y.K., Cheng S.K. Implicit theories of creativity: A comparison of student-teachers in Hong Kong and Singapore // Compare. 2008. 38. 1. 71-86.

Serrat O. Harnessing creativity and innovation in the workplace // Knowledge Solutions. Mandaluyong: Asian Development Bank, 2009.

Sternberg RJ. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. 49. 607-627.

Styhre A., Börjesson S. Innovativeness and creativity in bureaucratic organizations: Evidence from the pharmaceutical and the automotive industry // Submitted to OLKC 2006 Conference at the University of Warwick. Coventry, 2006, 20-22 March.

West M.A. Effective teamwork: Practical lessons from organizational research. Oxford: Blackwell Publishing, 2004.

West M.A., Farr J.L. Innovation at work // M.A. West, J.L. Farr (eds). Innovation and creativity at work: Psychological and organizational strategies. Chichester, UK:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.