Научная статья на тему 'Имплицитное отражение лживого человека в сознании учащихся разного возраста'

Имплицитное отражение лживого человека в сознании учащихся разного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЛЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА / Я-ОБРАЗ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТЫ / DECEITFUL PERSON IMAGE / I-IMAGE / GENDER PECULIARITIES / PUPILS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комарова Александра Владимировна

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования структуры и содержания образа лживого человека в сознании учащихся разного возраста в зависимости от гендерных особенностей и в сравнении Я-образами и образом правдивого человека. Показано, что образы лживого и правдивого человека в сознании школьников и студентов отличаются от их Я-образов за счет уменьшения в структуре деятельностных, конвенциональных, телесных характеристик и увеличения социальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комарова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implicit reflection of the deceitful person in different age pupils' consciousness

The article presents empirical research results of the structure and the content of a deceitful person image in different age pupils' consciousness depending on gender peculiarities and in comparison with I-images and a truthful person image. It is shown, that deceitful and truthful person images in pupils' and students' consciousness differ from their I-images due to active, conventional, corporal characteristics decrease and social characteristics increase.

Текст научной работы на тему «Имплицитное отражение лживого человека в сознании учащихся разного возраста»

УДК 370.153

ББК Ю 983.402

А.В. Комарова

г. Санкт-Петербург

Имплицитное отражение лживого человека в сознании учащихся разного возраста

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования структуры и содержания образа лживого человека в сознании учащихся разного возраста в зависимости от гендерных особенностей и в сравнении Я-образами и образом правдивого человека. Показано, что образы лживого и правдивого человека в сознании школьников и студентов отличаются от их Я-образов за счет уменьшения в структуре деятельностных, конвенциональных, телесных характеристик и увеличения социальных.

Ключевые слова: образ лживого человека; я-образ; гендерные особенности; школьники; студенты.

A.V. Komarova

St.-Petersburg

Implicit reflection of the deceitful person in different age pupils’ consciousness

The article presents empirical research results of the structure and the content of a deceitful person image in different age pupils' consciousness depending on gender peculiarities and in comparison with I-images and a truthful person image. It is shown, that deceitful and truthful person images in pupils' and students' consciousness differ from their I-images due to active, conventional, corporal characteristics decrease and social characteristics increase.

Key words: deceitful person image, I-image, gender peculiarities, pupils, students.

В современном обществе наблюдаются противоречия между декларируемыми в педагогической практике и проявляемыми в реальном взаимодействии нравственными ценностями. Не случайно именно в 90-е гг. появились фундаментальные исследования Д.И. Дубровского и В.В. Знакова, посвященные проблемам лжи, обмана, правды и их понимания людьми [1, с. 20].

Большинство педагогов сами воспитывались в рамках другой социально-политической системы и ориентированы на другие нравствен-

ные ценности, которые были востребованы, но не всегда были реализованы. Современные учащиеся живут в период, когда наблюдается серьезный разрыв между декларируемыми и реальными нравственными ориентирами; их представления о лживых и правдивых людях очень часто существенно отличаются от подобных представлений у педагогов и родителей. Нередко у них возникают представления о том, что ложь и обман существенно облегчают жизнь человека, и складывающийся в их сознании образ преуспевающего лживого человека начинает оказывать существенное влияние на формирование их собственной личности, что существенно усложняет процесс нравственного воспитания современных школьников и студентов [2, с. 150].

В современной психологии изучение проблемы лжи касается ряда аспектов: определение данного феномена, выделение структуры лжи, ее видов, мотивов, диагностика лжи и обмана, в отдельных работах выявляются возрастные, гендерные и индивидуальнопсихические характеристики лжи. В западной психологии этой проблемой занимаются Б. Де Пауло, П. Экман, О. Фрай и др. [см.: 5]. В отечественной психологии разработка данной проблемы осуществляется в русле психологии понимания В.В. Знаковым, А.Н. Тарасовым изучается психология лжи на основании феноменологического подхода; Д.И. Дубровский,

А.К. Секацкий, А.В. Соколов рассматривают ее с философско-социологических позиций.

В то же время вне поля исследований остаются особенности отражения учащимися лжи, правды, а также механизмы и закономерности формирования образов лживого и правдивого человека в сознании учащихся разного возраста.

Это определило цель нашего исследования: выявить особенности содержания и структуры образов лживого человека у школьников и студентов в зависимости от гендерных особенностей, изучить специфику этих образов в сравнении с Я-образами.

В качестве объекта исследования были выбраны учащиеся начальной школы (2-4 класс), учащиеся средней школы (7-9 класс), студенты психологических и педагогических специальностей очного обучения (1-4 курс).

В своем исследовании мы стремились решить следующие задачи:

1. Осуществить сравнительный анализ содержания и структуры образов лживого и правдивого человека, а также Я-образов у школьников 2-4 и 7-9 классов, а также студентов 1-4 курсов (психологических и педагогических специальностей).

2. Выявить и проанализировать гендерные особенности отражения образов лживого и правдивого человека школьниками разного возраста и студентами.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— идеи Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,

A.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна о социальной природе человека;

— понимание образного отражения действительности и его места в сознании человека в трудах А.А. Гостева, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева, Д.А. Ошанина, С.Д. Смирнова и др.;

— исследования Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, С.И. Кедич (Гусевой), С.В. Кондратьевой,

B.Н. Куницыной, А.А. Реана, В.Л. Ситникова и др. [см.: 3; 4] в области социальной перцепции;

— психологические концепции полового дипсихизма и гендерных особенностей в работах Б.Г. Ананьева, Т.В. Бендас, С. Бем, Ш. Берн, И.С. Кона, И.С. Клециной, В.Л. Сит-никова и др.;

— концептуальные подходы к пониманию психологии лжи Д.И. Дубровского, В.В. Знакова, А.Н. Тарасова, О. Фрайя, П. Экмана и др.

Для решения поставленных задач исследования и проверки сформулированной гипотезы использовались: вербальная часть методики «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» (В.Л. Ситников); методы контент-анализа, методы математической статистики.

Базой исследования явились средние общеобразовательные школы Ленинградской области и г. Санкт-Петербург, ГОУ ВПО ЛГУ имени А.С. Пушкина.

Результаты, полученные в данном исследовании, могут использоваться для понимания особенностей отражения учащимися и студентами морально-этических проблем и позволяют содержательно уточнить программы, направленные на воспитание у учащихся честности и правдивости и на формирование восприятия и понимания таких явлений, как ложь и правда.

Материалы можно использовать при разработке курса «Психология детской лжи», при чтении курсов возрастной и социальной психологии для расширения представлений педагогов об особенностях восприятия учащимися нравственных ценностей.

В соответствии с целью и задачами исследования было обследовано 354 человека, в том числе: 123 человека — учащихся 2-4 классов, 109 человек — учащихся 7-9 классов средних общеобразовательных школ, а также 122 человека студентов психологических и педагогических специальностей. Было получено 1062 отчета, включающих 18643

вербальных определения лживого, правдивого человека и Я-образа.

В ходе исследования с применением методики «СОЧ(И) — структура образа человека (иерархическая)» было выявлено, что младшие школьники наделяют лживого человека характеристиками, связанными с учебной деятельностью («необразованный», «двоечник»); отражают в образе лживого человека социальные проблемы («пьяница», «бедный», «жадный» и т.п.), а также характеристиками, согласовывающимися с общественными требованиями, предъявляемыми к личности («некультурный», «невоспитанный» и т.п.). Они описывают лживого человека и как субъекта, и как объекта деятельности («его не пускают играть», «его бьют», «он бьет», «отбирает игрушки» и т.п.)

Учащиеся 7-9 классов по сравнению с младшими школьниками наделяют образ лживого человека меньшим количеством телесных характеристик (р<0,001); но по содержанию эти характеристики связаны с распознаванием лживого поведения («заикается», «краснеет» и т.п.). В отличие от младших школьников, они осознают роль интеллекта в проявлении лживости и лживого поведения (р<0,01) и воспринимают лживого человека как субъекта взаимодействия («безответственный», «корыстный» и т.п.).

Образ лжеца в сознании студентов достаточно абстрактен, но воспринимается более глубоко и осознанно.

Так, образы студентов характеризуются теми же качествами, как и у подростков; но в образе лжеца студенты начинают выделять проблемы, являющиеся следствием или причиной лживости; наделяют лжеца интеллектуальными характеристиками, такими, как, например, «умный»; используют в описании и телесные характеристики, что определяется уверенностью (являющейся иллюзией) в своих возможностях распознавать лживое поведение. Студенты наделяют образ лживого человека характеристиками субъекта деятельности и взаимодействия.

Образ лживого человека лишь в сознании младших школьников более разнообразен по содержанию, чем образ правдивого человека, что свидетельствует о большей осознанности представлений о лживом человеке, чем о том, как проявляет себя правдивый человек. Также этот факт дает основание предполагать, что воспитание детей младшего возраста строится преимущественно на негативных примерах.

Образ правдивого человека в сознании младших школьников наделяется в большей степени интеллектуальными характеристиками

(р<0,01), связанными в том числе и с учебной деятельностью.

У учащихся 7-9 классов в образе правдивого человека чаще встречаются волевые и интеллектуальные компоненты (р<0,01).

В образах правдивого человека у студентов чаще встречаются волевые, деятельностные и конвенциональные характеристики (р<0,01).

Для всех рассматриваемых возрастов указанные характеристики являются значимыми, что, скорее всего, свидетельствует о проявлении известного «эффекта ореола», когда превосходство в одном качестве воспринимается и в других качествах.

Отражения образов лживого и правдивого человека школьниками и студентами показали, что они осознают ложь и правду как социальные и коммуникативные феномены, к которым выражают свое личностное отношение.

Все учащиеся — и школьники, и студенты (младшие школьники в меньшей мере) — не наделяют образ лживого человека характеристиками, по которым можно распознать собственное поведение (например, конвенциональными, деятельностными и другими), что, скорее всего, свидетельствует о срабатывании защитных механизмов. Также всем учащимся сложно образно описывать образ лживого человека, так как он является обобщенным, а не образом конкретного человека, который лжет и обманывает.

Изменения в восприятии лживого человека происходят в период между младшим школьным и подростковым возрастом, а затем сохраняются практически неизменным, становясь более осознанным (р<0,01).

Анализ структур образов показывает, что образы лживого и правдивого человека отличаются от Я-образов по средним значениям количества высказанных характеристик.

При этом в Я-образах учащихся начальной школы, по сравнению с отражаемыми образами лживого и правдивого человека, используется больше волевых, деятельностных, конвенциональных, телесных и эмоциональных и меньше социальных характеристик.

В младшем школьном возрасте Я-образы отличаются от образов лживого и правдивого человека в большей степени, чем структуры образов — антиподов друг от друга. Это связано с тем, что образы лживого и правдивого человека ориентированы на социальные шаблоны и стереотипы, а младшие школьники в силу эгоцентричности рассматривают себя вне этих схем и, соответственно, не соотносят себя с этими образами в достаточной степени.

Я-образ подростка отличается как от образа лживого человека, так и от образа правдивого человека (р<0,01).

Анализ достоверных различий между образами показывает, что образ правдивого человека отличается от Я-образа по всем компонентам (р<0,001). Образ лживого человека не различается с Я-образом только по эмоциональным характеристикам.

В Я-образе учащихся средней школы по сравнению с образами лживого и правдивого человека употребляется больше деятельностных, интеллектуальных, конвенциональных, телесных характеристик и метафор и меньше — волевых, поведенческих и социальных.

У студентов, в отличие от учащихся других возрастных групп, наблюдается значительно меньше различий между Я-образами и образами лживого и правдивого человека. Это связано, скорее всего, со сформированностью социально-перцептивных механизмов, которые обеспечили студентов собственными социальными шаблонами, а также с достаточно развитой рефлексией.

Анализ достоверных различий между образами (р<0,001) показывает, что образ лживого и правдивого человека в сознании студентов не различаются с от Я-образом по интеллектуальным, поведенческим, эмоциональным компонентам и метафорам, а образ лжеца еще и по волевым. Появление различий по этому компоненту может свидетельствовать о том, что в сознании студентов проявление «правдивости», постижение правды связывается с привлечением волевых усилий (например, настойчивости, целеустремленности и т.д.), что согласуется с выводами В.В. Знакова о том, что для русского человека испокон веков характерна «жажда правды».

Образы лживого и правдивого человека в сознании школьников и студентов отличаются от их Я-образов за счет уменьшения в структуре деятельностных, конвенциональных, телесных характеристик и увеличения социальных.

Мальчики младшего школьного возраста описывают лживого человека конкретно, в реальных социальных ситуациях. Мальчики, учащиеся средней школы, и юноши-студенты выражают к лживому человеку больше личностное отношение, характеризуя его вне конкретных социальных ситуаций.

Девочки младшего школьного возраста склонны наделять лжеца внешними признаками и социальными качествами. Старшие девочки и девушки выражают к лжецу эмоциональноличностное отношение, наделяют его более сложными по содержанию личностными каче-

ствами. Образ лживого человека, сложившийся у девочек, обучающихся в средней школе, практически не отличается от образа студенток.

Образ лживого человека у мальчиков младшего школьного возраста эгоцентричен и отражает характеристики значимые, прежде всего, для него самого, а девочки в аналогичных образах отражают, как правило, социально значимые человеческие качества.

Структуры лживого человека в сознании юношей и девушек-студентов отражают гендерные стереотипы; девушки наделяют образ большей эмоциональностью, а юношей — активностью.

Мальчики и девочки, обучающиеся в средней школе, проецируют на образ правдивого человека стереотипы поведения, приписываемые людям соответствующего им самим пола.

Анализ образов правдивого человека у студентов, дифференцированных по гендерному признаку, показал, что юноши в этих образах описывают свой идеал женщины, а девушки — идеал мужчины.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы:

1. Образы лживого и правдивого человека существенно изменяются в период между младшим и средним школьным возрастом, а затем сохраняются практически неизменными, становясь более осознанными. Это проявляется в

переходе от образов-объектов (младшие школьники) к образам-субъектам (учащиеся средних классов и студенты); в различии образов по количеству употребленных разнообразных характеристик (больше в образе лживого человека у младших школьников) к сходству по этому показателю (у учащихся средней школы и студентов); в переходе от более конкретного описания образов, ориентированного на внешние установки, но менее осознанного (младшие школьники) к более абстрактному, осознанному, ориентированному на собственные социальноперцептивные схемы (у студентов).

2. Образы лживого и правдивого человека по содержанию и структуре различаются у учащихся разного возраста, дифференцированных по гендерному признаку.

3. Образы лживого и правдивого человека в сознании школьников и студентов отличаются от их Я-образов за счет уменьшения в структуре деятельностных, конвенциональных, телесных характеристик и увеличения социальных.

4. Во всех группах учащихся (школьников и студентов), дифференцированных по гендерному признаку, выявлены различия между Я-образом и образами лживого и правдивого человека (при р<0,01). Это свидетельствует о различиях в механизмах формирования Я-образов и образов лживого и правдивого человека.

Библиографический список

1. Знаков, В.В. Психология понимания правды. СПб.: Алетейя, 1999. 282 с.

2. Комарова, А.В. Образ лживого человека в сознании школьников и студентов: дис. канд. психол. наук. СПб., 2006. 191 с.

3. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональ-

ный аспекты) /А.А Бодалев, Н.В. Васина [и др.]. СПб.: Речь, 2005. 324 с.

4. Ситников, В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.

5. Фрай, О. Детекция лжи и обмана: пер. с англ. А. Ершовой, О. Исаковой, А. Кулакова и др. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.