Научная статья на тему 'Имплементация международного гуманитарного права в Российской Федерации'

Имплементация международного гуманитарного права в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1845
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / КОМБАТАНТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / IMPLEMENTATION / COMBATANTS / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиж В. Я.

На первый взгляд, что все, что связано с правом, в частности с международным гуманитарным правом, составляет сугубо юридический предмет исследования. Однако, при изучении права вооруженных конфликтов все больше обнаруживаются и иные аспекты. Когда заключается договор, касающийся права вооруженных конфликтов, создается иллюзия, будто этот договор в любом случае напрямую защищает, например, жертв вооруженных конфликтов. Но это иллюзия! Иллюзия потому, что при таком понимании роль государства не очень важна. Государство ратифицировало договор и все. Это не так, так как любой международный договор начинает эффективно действовать только тогда, когда государство предпримет все необходимые для реализации этого договора меры на внутригосударственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At first glance, that all that is associated with the law, in particular international humanitarian law, is purely a legal subject of study. However, in the study of the law of armed conflict is increasingly detected and other aspects. When is a contract relating to the law of armed conflict, an illusion that this agreement in any way directly protects, for example, victims of armed conflicts. But this is an illusion! Illusion, because such an understanding the role of the state is not very important. States to ratify it. This is not the case, as any international treaty begins to operate effectively only when the state will take all necessary for the implementation of this contract action at the domestic level.

Текст научной работы на тему «Имплементация международного гуманитарного права в Российской Федерации»

В. Я. Чиж

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: имплементация, комбатанты, международное гуманитарное право.

На первый взгляд, что все, что связано с правом, в частности с международным гуманитарным правом, составляет сугубо юридический предмет исследования. Однако, при изучении права вооруженных конфликтов все больше обнаруживаются и иные аспекты. Когда заключается договор, касающийся права вооруженных конфликтов, создается иллюзия, будто этот договор в любом случае напрямую защищает, например, жертв вооруженных конфликтов. Но это иллюзия! Иллюзия потому, что при таком понимании роль государства не очень важна. Государство ратифицировало договор и все. Это не так, так как любой международный договор начинает эффективно действовать только тогда, когда государство предпримет все необходимые для реализации этого договора меры на внутригосударственном уровне.

Keywords: implementation, combatants, international humanitarian law.

At first glance, that all that is associated with the law, in particular international humanitarian law, is purely a legal subject of study. However, in the study of the law of armed conflict is increasingly detected and other aspects. When is a contract relating to the law of armed conflict, an illusion that this agreement in any way directly protects, for example, victims of armed conflicts. But this is an illusion! Illusion, because such an understanding the role of the state is not very important. States to ratify it. This is not the case, as any international treaty begins to operate effectively only when the state will take all necessary for the implementation of this contract action at the domestic level.

Накануне великого праздника 68-ой годовщины Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. вопрос выполнения норм и принципов международного гуманитарного права имеет особую актуальность. Правила ведения войны, того периода, со стороны советских войск соответствовали всем нормам международного гуманитарного права, о чем свидетельствуют факты приветствия советских войск гражданским населением, освобожденных территорий многих европейских государств. Ярким свидетельством выполнения норм и принципов международного гуманитарного права нашими войсками является мемориал в Трептов-парке в Берлине и подобные мемориалы, и памятники в других городах Европы.

Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней. Среди этих жертв и мирное население. Так если в наполеоновских войнах (18051815гг.) число убитых составило около 1 млн. человек непосредственно участвовавших в боевых действиях, статистика гибели мирного населения не приведена не в одном из изученных нами источника, то:

• Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий;

• во Второй мировой войне погибло около шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц:

• по данным статистики, в настоящее время на каждого убитого военного приходится 10

погибших гражданских лиц, в случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100 [1].

Термин «международное гуманитарное право» впервые был предложен в 50-х гг. ХХв. известным швейцарским юристом Жаном Пикте. За сравнительно небольшой период он получил широкое распространение и признание сначала в публицистике, в юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974-1977) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применимого в период вооруженных конфликтов. С другой стороны ряд как зарубежных, так и отечественных экспертов предпочитают термин «право вооруженных конфликтов», по их мнению лучше отражающего суть «свода правил», отражающих правовые основы вооруженного противоборства.

Уже через два года после ее принятия, в австро-прусской войне 1866г., Женевская конвенция 1864г. прошла боевое крещение. Это был удобный случай доказать ее значимость, особенно при Садове, в битве почти столь же кровавой, что и битва при Сольферино. Пруссия ратифицировала Конвенцию и придерживалась ее. Она располагала хорошо оснащенными госпиталями, и Прусский Красный Крест был все время там, где нужна была его помощь. В лагере противника ситуация была абсолютно иной, поскольку Австрия не подписала Конвенцию, и отступающая австрийская армия оставляла своих раненых на поле боя. В лесах около Садовы были найдены тела 800 раненых, умерших из-за отсутствия медицинской помощи [2].

Первый военный конфликт, в котором Конвенции придерживались обе воюющие стороны, была сербско-болгарская война 1885г. Смертность в ней составила не более 2%. На этот раз государства поняли, что Женевская конвенция служит их обо-

юдному благу, и данный факт более не подвергался сомнению.

В ноябре 2012 года в стенах Казанского высшего военного командного училища состоялась межвузовская научно-практическая конференция «Правила ведения борьбы на поле боя (основы международного гуманитарного права)». С докладом на конференции выступил руководитель программы Региональной делегации Международного Комитета Красного Креста по взаимодействию с Вооружёнными Силами и силами безопасности в России, Белоруссии, Молдове, Украине (г. Москва) Бондаренко О.С. В своём докладе Бондаренко О.С. обозначил актуальные проблемы международного гуманитарного права. Любой международный договор начинает эффективно действовать только тогда, когда государство предпринимает все необходимые для реализации этого договора меры на внутригосударственном уровне. Это принятие государством собственных мер по реализации данного международного договора. Их обычно называют так: имплементация международного гуманитарного права на национальном уровне. В России много делается для того, чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны. Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 15 ч. 4) говорится - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора [3].

Российская Федерация, как и большинство государств мира, являясь участницей Женевских конвенций 1949 года, Дополнительных протоколов 1977 года и других международных договоров, обязана соблюдать их нормы и правила в период войн и вооруженных конфликтов.

Опыт военных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о том, что нормы международного гуманитарного права не соблюдаются участниками конфликтов в первую очередь из-за их незнания, а также в ряде случаев из-за нежелания командования добиваться их выполнения подчиненными.

В соответствии со «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537, на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.

Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций

Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.

Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права [4].

Высшее руководство Вооруженных Сил Российской Федерации уделяет особое внимание необходимости соблюдения международно-

правовых обязательств государства войсковыми группировками, принимающими участие в различных вооруженных конфликтах на территории России и за ее пределами, как в качестве воюющей стороны, так и в качестве стороны, призванной поддерживать мир. Свидетельством этому служат приказ Министра обороны «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 360 от 8 августа 2001 г. В своем приказе Министр обороны Российской Федерации приказал командирам и начальникам всех уровней обеспечить:

• изучение военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации норм международного гуманитарного права в соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации, требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, касающихся соблюдения норм международного гуманитарного права;

• строгое выполнение военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации требований боевых уставов и наставлений по обеспечению боевых действий при неукоснительном соблюдении норм международного гуманитарного права;

• издание приказов, директив и других служебных документов, необходимых для проведения занятий, учений и мероприятий, определенных планами боевой подготовки, с учетом требований норм международного гуманитарного нрава [5].

Этим же приказом утверждено «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации».

Необходимость изучения международного гуманитарного права в вузах также рассматривалась на конференции. В своем выступлении генерал-майор, канд. пед. наук, профессор Миронченко В.Н., отметил, что выпускник вуза в рамках изучения международного гуманитарного права должен:

Иметь представление:

• о международно-правовых формах военного сотрудничества, законах и обычаях ведения войн;

Знать:

• права и свободы человека и гражданина, права и о бязанности военнослужащих;

• основы правового статуса личности военнослужащего, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

• правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, их правовое обеспечение;

• законодательство по вопросам осуществления в Вооруженных Силах исполнительной власти органами военного управления, воинской обязанности, комплектования Вооруженных Сил личным составом, военной службы по контракту, по вопросам прав, обязанностей и юридической ответственности военнослужащих, обеспечения воинской дисциплины и правопорядка в армии и на флоте, особенности правового воспитания военнослужащих по контракту;

• основные положения международноправовой регламентации вооруженных конфликтов;

• порядок разработки нормативных правовых актов органов военного управления;

• основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности.

Уметь:

• ориентироваться в содержании основных актов военного законодательства, ориентироваться в нормах международного права, оперативно находить нужную правовую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности;

• реализовать права и свободы человека и гражданина в военной сфере жизнедеятельности;

• организовать и осуществлять правовое воспитание и обучение военнослужащих в подразделении;

• применять нормы военного и международного законодательства в своей деятельности;

• анализировать и составлять основные правовые акты и осуществлять правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности.

Владеть:

• навыками работы с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность ВС РФ как внутри страны, так и при действиях в составе миротворческих сил (в т.ч. и на территории зарубежных государств);

• навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности [6].

В нашем университете ведётся активная работа по изучению Международного гуманитарного права. В апреле 2011 года в стенах нашего университета была проведена Международная научнопрактическая конференция «Поведение человека на войне». В рамках конференции состоялось подписание Договора о сотрудничестве между КНИТУ и Региональной Делегацией Международного комитета Красного креста в Российской Федерации, Беларуси, Молдове и Украине. Договор подписан ректором КНИТУ Германом Дьяконовым и главой регио-

нальной делегации МККК в России Хуан Луис Ко-дерке Гальиго. Участники конференции обращали особое внимание на необходимость вовлечения широких масс современной молодёжи в процесс изучения норм международного гуманитарного права. Воспитательный процесс очень сложный и многогранный. В настоящее время задача педагогов всех уровней, а особенно педагогов высшей школы заключается в формировании современного молодого человека, как идеала общей образованности. Сегодняшний выпускник вуза должен обладать не только фундаментальными знаниями в области процессов химических технологий или иной квалификации, он должен быть, прежде всего, гармонично развитой личностью, сочетать в себе качества научной и профессиональной добросовестности, культуры, высокой гражданственности и патриотизма.

В статье «Нормативно-правовое регулирование молодёжной политики как способ противодействия экстремизму» коллектив авторов Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков, Э.Б. Гаязова, рассматривают проблему воспитания молодёжи в формате международного права. На 1390-ом пленарном заседании ООН, 7 декабря 1965 г., была принята Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Декларация основывается на следующих документах: Всеобщей декларации прав человека, резолюции 1572 (XV) Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1960 г., Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, резолюции 110 (II) Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1947 г., осуждающей все виды пропаганды, имеющей целью или способной создать или усилить угрозу миру, а также Декларации прав ребенка.

Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами призывает правительства, неправительственные организации и движения молодежи признать излагаемые шесть принципов данного документа и обеспечить их соблюдение путем проведения надлежащих мероприятий.

В частности, первый принцип гласит, что молодежь должна воспитываться в духе мира, справедливости, свободы, взаимного уважения и взаимопонимания. Это способствует установлению равноправия для всех членов людей и всех народов, экономическому и социальному прогрессу, а также разоружению и поддержанию международного мира и безопасности.

Ни для кого не секрет, что с распадом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. События 90-х годов прошлого столетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Ряд объективных и субъективны процессов сущест-

венно обострили национальный вопрос, следствием чего стало перерождение в некоторых регионах патриотизма в национализм и утрату истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявлялась устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. Совокупность указанных негативных признаков позволила создать предпосылку угрозы национальной безопасности России [7].

Во втором и третьем принципах провозглашается распространение идеалов мира, гуманизма, международной солидарности и уважения к основным правам человека и к праву народов на самоопределение. В других трех принципах следует то, что в целях сближения молодежи в соответствии с Декларацией в области образования, культуры и спорта следует поощрять и расширять взаимные обмены, поездки, туризм, встречи, изучение иностранных языков, породнение городов и университетов, а также национальные и международные объединения молодежи. Подчеркивается, что важная роль принадлежит семье, так как «молодежь хочет быть уверена в своем будущем и что мир, свобода и справедливость являются одними из основных гарантий осуществления ее стремлений к счастливой жизни». Кроме того, молодежь должна осознать свою ответственность в мире, которым она будет призвана вершить, и ее должна вдохновлять вера в светлое будущее человечества. В период с 1965 по 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН и Экономический и Социальный Совет выделили три основные темы в области молодежи: участие, развитие и мир. Была также подчеркнута необходимость проведения международной политики в интересах молодежи. В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 34/151 провозгласила 1985 г. «Международным годом молодежи: участие, развитие и мир». Темы этой резолюции послужили отражением в Руководящих принципах и для Всемирной программы действий, касающейся молодежи, до 2000 г. и на последующий период [8].

В докладе по вопросам молодежи Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в 2005 году отмечал, что прошлое десятилетие характеризовалось беспрецедентным расширением участия молодых людей в вооруженных конфликтах в качестве как жертв, так и прямых участников. Сегодня насчитывается 300 000 детей-солдат и молодых комбатантов, активно участвующих в вооруженных конфликтах. Крайне необходимо аккумулировать и накапливать сведения об эффективных способах удовлетворения особых потребностей молодежи в вооруженных конфликтах. Обмен этой информацией с международным сообществом в доступной и организованной форме обеспечит наличие более полных сведений, необходимых для раннего вмешательства, которое может спасти жизнь людей. Особое

внимание может уделяться различным подходам к реинтеграции молодежи, которая являлась и жертвами, и участниками конфликтов [9].

Международное гуманитарное право о законах войны изучается студентами факультета военного обучения КНИТУ в рамках предмета общественно-государственная подготовка. В соответствии с программой подготовки студентов вузов одним из основных предметов боевой подготовки является общественно-государственная подготовка. Одной из главных задач общественногосударственной подготовки в области обучения является формирование у личного состава умения и навыков, анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войны и вооруженных конфликтов, умения аргументировано защищать и отстаивать позиции и интересы Российского государства, его Вооруженных Сил [10].

В планирующих документах по дисциплине общественно-государственная подготовка при изучении международного гуманитарного права большое внимание уделяется изучению причин возникновения войн и международных конфликтов.

Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий. Анализируя определение международного гуманитарного права, данного в Наставлении по международному гуманитарному праву в Вооруженных Силах РФ можно сделать вывод, что одна из главных задач общественногосударственной подготовки вытекает, собственно, из самого определения международного гуманитарного права.

Ожидаемый результат изучения предмета общественно-государственная подготовка - является способность студента к анализу и оценки причин, характера войны и вооруженных конфликтов, определение своего места и действий в конкретном событии. Реализуя задачи общественногосударственной подготовки в области изучения норм и принципов международного гуманитарного права, на военной кафедре имеются методические разработки, позволяющие качественно и на высоком профессиональном уровне осуществлять подготовку студентов по различным военно-учётным специальностям.

Предмет общественно-государственная

подготовка позволяет направить деятельность командиров и начальников всех уровней по подготовки соединений, частей и подразделений к боевым действиям с учетом принципов международного гуманитарного права: законности, различия, соразмерности, гуманности и военной необходимости. При изучении темы международного гуманитарного права офицеры факультета военного обучения уделяют особое внимание более подробному раскрытию принципов международного гуманитарного права. Рассматривая принцип законности, который заключается в строгом и точном соблюдении норм

международного гуманитарного права всеми органами военного управления, военнослужащими и гражданским персоналом, возникает вопрос о существовании в настоящее время предпосылки возникновения войны или вооруженного конфликта. Ответ на этот вопрос мы находим в «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.». Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализации процессов, углублении разрыва между уровнями благосостояния стран. Внимание международной политики сосредоточенно на обладание источниками энергоресурсов на Ближнем Востоке, шельфе Баренцева моря, в бассейне Каспийского моря и Центральной Азии. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем, с применением военной силы. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе глобальной системы противоракетной обороны США. Предпосылки возникновения войны и вооруженных конфликтов становятся очевидны после недавних событий в Северной Африке и особенно в Ливии.

С другой стороны я хотел бы обратить внимание и на решение проблем современной экономики. Последствия мировых финансово-

экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.

Принципы патриотического воспитания современной российской молодежи, равно как и принципы патриотического воспитания и интернационализма в советские времена тесно перекликаются с принципами международного гуманитарного права. Анализ ведения боевых действий советскими войсками в годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г. позволяет сделать вывод, что командиры и начальники при планировании боевых операций в большинстве случаев того не осознавая учитывали принципы международного гуманитарного права. Советская система воспитания и идеологической подготовки основывалась на принципах высокой гуманности, интернационализма, дружбы народов, принципах различия гражданского населения и военнослужащих, гражданских и военных объектов. Практически прямое соответствие статье 17 Настав-

ления по международному гуманитарному праву в Вооруженных силах РФ.

На занятиях по общественно-

государственной подготовке офицеры и преподаватели особое место уделяют доведению до студентов основных положений Кодекса поведения военнослужащих Вооруженных сил РФ - участника боевых действий, доводят до сведения студентов запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, а также определяет общие обязанности командиров по соблюдению норм международного гуманитарного права, как в мирное, так и в военное время.

Литература

1. С.Г. Шуралев, межвузовская научно-практическая конференция «Правила ведения борьбы на поле боя (основы международного гуманитарного права)», Казань, 20-21 ноября 2012, типография Казанского ВВКУ, С.216-217.

2. О.С. Бондаренко, межвузовская научно-практическая конференция «Правила ведения борьбы на поле боя (основы международного гуманитарного права)», Казань, 20-21 ноября 2012, типография Казанского ВВКУ, С.9-10.

3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года, опубликована 21 января 2009 г. в «Российская газета» - Федеральный выпуск №4831.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537.

5. Приказ Министра обороны «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 360 от 8 августа 2001 г.

6. В.Н. Миронченко, межвузовская научно-практическая конференция «Правила ведения борьбы на поле боя (основы международного гуманитарного права)», Казань, 20-21 ноября 2012, типография Казанского ВВКУ, С.4-6.

7. В.Я Чиж, Вестник Казанского технологического университета, 9, С. 332-336 (2011).

8. Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков, Э.Б. Гаязова, Вестник Казанского технологического университета, 9, С. 316-319 (2012).

9. Кофи Аннан, «Всемирный доклад по вопросам молодёжи, 2005 год», Генеральная Ассамблея Экономический и Социальный Совет ООН, 4 декабря 2004 года.

10. В.Г. Шамаев, Е.М. Локтев, Общественно-

государственная подготовка. Типография ВГУ, Воронеж, 2004. С 256.

© В. Я. Чиж - нач. учебной части - заместитель начальника военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ, Fvo33@kstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.