Научная статья на тему 'ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СМАРТ-ЭКОНОМИКИ'

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СМАРТ-ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смарт-экономика / экологизация / глобальная среда / инновационное развитие / интеллектуализация / устойчивое развитие / smart economy / greening / global environment / innovative development / intellectualization / sustainable development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горда Александр Сергеевич

В статье исследованы особенности процесса экологизации современного этапа социально-экономического развития в условиях формирования смарт-экономики, проанализированы теоретические подходы к изучению зеленой экономики и экологически ориентированного развития смарт-общества, а также методические подходы к оценке уровня развития зеленой экономики. Определены особенности проявления всеобъемлющего процесса экологизации, в частности: приоритетность устойчивого развития в качестве ключевой цели прогресса человеческого общества; проникновение идей сохранения внешней среды во все сферы экономической деятельности и жизни общества; появление обязательного экологического компонента на всех уровнях управления экономикой. Последовательная имплементация целей инклюзивного роста, сохранения климата, человекоцентризма в модели глобального экономического развития способствует формированию умного, интеллектуального характера современного производства и в целом экономики. Зеленая экономика, как олицетворение глобального тренда экологизации, пронизывает формы проявления смарт-экономики на всех уровнях, становясь важной стратегической целью дальнейшего прогресса. Сделан вывод, что экологизация становится основным трендом современной политической и экономической деятельности, сначала на глобальном уровне, а затем — на уровне правительств отдельных стран. Международная практика государственной поддержки экологической направленности всей жизнедеятельности страны становится все более разнообразной и масштабной. Цепная реакция идет в дальнейшем — происходит формирование экологически сознательного общественного мнения, соответствующего менталитету. Это имеет широкий круг проявлений в экономической, общественной, социальной и других видах деятельности. Формирование экологического сознания, целостного экосистемного подхода, который может быть реализован на всех этапах экономической и хозяйственной деятельности, становится приоритетной задачей в условиях становления смарт-общества и смарт-экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OFTHE ECOSYSTEMAPPROACH IN MODELS OF GLOBAL DEVELOPMENT OFTHE SMART ECONOMY

The article examines the features of the process of greening the current stage of socio-economic development in the context of the formation of a smart economy, analyzes theoretical approaches to the study of the green economy and the environmentally oriented development of the smart society, as well as methodological approaches to assessing the level of development of the green economy. The features of the manifestation of a comprehensive process of greening are determined, in particular: the priority of sustainable development as a key goal of the progress of human society; the penetration of the ideas of preserving the external environment into all spheres of economic activity and the life of society; the emergence of a mandatory environmental component at all levels of economic management. Consistent implementation of the goals of inclusive growth, climate conservation, humancenteredness in the model of global economic development contributes to the formation of a smart, intellectual nature of modern production and the economy as a whole. The green economy, as the embodiment of the global greening trend, permeates the manifestations of the smart economy at all levels, becoming an important strategic goal for further progress. It is concluded that greening is becoming the main trend of modern political and economic activity, first at the global level, and then at the level of governments of individual countries. The international practice of state support for the environmental orientation of the entire life of the country is becoming more diverse and large-scale. The chain reaction goes on — there is a formation of an environmentally conscious public opinion that corresponds to the mentality. This has a wide range of manifestations in economic, social, social and other activities. The formation of ecological consciousness, a holistic ecosystem approach that can be implemented at all stages of economic and economic activity, is becoming a priority task in the context of the formation of a smart society and a smart economy.

Текст научной работы на тему «ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СМАРТ-ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.45:504.062

Горда Александр Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Gorda Alexander Sergeevich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor Department of World Economy, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В МОДЕЛИ ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СМАРТ-ЭКОНОМИКИ

IMPLEMENTATION OF THE ECOSYSTEMAPPROACH IN MODELS OF GLOBAL DEVELOPMENT OFTHE SMART ECONOMY

В статье исследованы особенности процесса экологизации современного этапа социально-экономического развития в условиях формирования смарт-экономики, проанализированы теоретические подходы к изучению зеленой экономики и экологически ориентированного развития смарт-общества, а также методические подходы к оценке уровня развития зеленой экономики.

Определены особенности проявления всеобъемлющего процесса экологизации, в частности: приоритетность устойчивого развития в качестве ключевой цели прогресса человеческого общества; проникновение идей сохранения внешней среды во все сферы экономической деятельности и жизни общества; появление обязательного экологического компонента на всех уровнях управления экономикой. Последовательная имплементация целей инклюзивного роста, сохранения климата, человекоцентризма в модели глобального экономического развития способствует формированию умного, интеллектуального характера современного производства и в целом экономики. Зеленая экономика, как олицетворение глобального тренда экологизации, пронизывает формы проявления смарт-экономики на всех уровнях, становясь важной стратегической целью дальнейшего прогресса.

Сделан вывод, что экологизация становится основным трендом современной политической и экономической деятельности, сначала на глобальном уровне, а затем — на уровне правительств отдельных стран. Международная практика государственной поддержки экологической направленности всей жизнедеятельности страны становится все более разнообразной и масштабной. Цепная реакция идет в дальнейшем—происходит формирование экологически сознательного общественного мнения, соответствующего менталитету. Это имеет широкий круг проявлений в экономической, общественной, социальной и других видах деятельности. Формирование экологического сознания, целостного экосистемного подхода, который может быть реализован на всех этапах экономической и хозяйственной деятельности, становится приоритетной задачей в условиях становления смарт-общества и смарт-экономики.

Ключевые слова: смарт-экономика, экологизация, глобальная среда, инновационное развитие, интеллектуализация, устойчивое развитие.

The article examines the features of the process of greening the current stage of socio-economic development in the context of the formation of a smart economy, analyzes theoretical approaches to the study of the green economy and the environmentally oriented development of the smart society, as well as methodological approaches to assessing the level of development of the green economy.

The features of the manifestation of a comprehensive process of greening are determined, in particular: the priority of sustainable development as a key goal of the progress of human society; the penetration of the ideas of preserving the external environment into all spheres of economic activity and the life of society; the emergence of a mandatory environmental component at all levels of economic management. Consistent implementation of the goals of inclusive growth, climate conservation, human-centeredness in the model of global economic development contributes to the formation of a smart, intellectual nature of modern

56

production and the economy as a whole. The green economy, as the embodiment of the global greening trend, permeates the manifestations of the smart economy at all levels, becoming an important strategic goal for further progress.

It is concluded that greening is becoming the main trend of modern political and economic activity, first at the global level, and then at the level of governments of individual countries. The international practice of state support for the environmental orientation of the entire life of the country is becoming more diverse and large-scale. The chain reaction goes on — there is a formation of an environmentally conscious public opinion that corresponds to the mentality. This has a wide range of manifestations in economic, social, social and other activities. The formation of ecological consciousness, a holistic ecosystem approach that can be implemented at all stages of economic and economic activity, is becoming a priority task in the context of the formation of a smart society and a smart economy.

Keywords: smart economy, greening, global environment, innovative development, intellectualization, sustainable development.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества характеризуется беспрецедентным ростом роли знаний и внимания к социальным и экологическим проблемам человечества. Экологизация как усиление внимания человечества к проблемам сохранения внешней среды выступает важным трендом современного глобального развития. Экологизация реализуется в системе обеспечения эколого-экономических интересов, обеспечения целостности природных систем, защиты окружающей среды и т.д. Причем эта тенденция находит проявление не только в декларировании важных принципов и целей, она становится непременной составляющей всех видов деятельности. При реализации любых экономических, социальных, бизнес-проектов учет экологического контекста все больше становится обязательной нормой.

Зеленая экономика как часть реализации смарт-экономики сегодня нуждается в государственной поддержке и формировании взвешенных подходов к экологизации экономической деятельности на разных уровнях. Формирование такой политики предполагает учет особенностей управления на различных уровнях: на уровне государства, локалитета и отдельного предприятия. Такие решения могут предусматривать реализацию в политической плоскости, формировать определенный инвестиционный климат, что может способствовать заинтересованности каждого из участников экономической деятельности в соблюдении экологических стандартов или принципов экономической деятельности в максимально экологизированном мире. Меры, механизмы и инструменты каждая страна выбирает в соответствии со своими особенностями и потребностями, учитывая реалии функционирования как локалитетов, так и предприятий. Формируется вертикальная структура экологизации экономической деятельности в рамках ключевых задач становления смарт-общества.

Результаты исследований особенностей формирования зеленой экономики и процессов экологизации социально-экономического развития в условиях становления смарт-экономики содержатся в работах таких ученых как: Алеева Г.И. [1], Бурматова О.П. [2], Заниздра М.Ю. [3], Захар-ченко Е.С., Решетникова Н.Н. [4], Карагулян Е.А. [5], Карманов А.М. [6], Карпова Н.В. [7],Коро-бейникова О.М., Коробейников Д.А., Дугина Т. А., Очеретяная Д.В. [8], Пашковская И.В., Рубцов Б.Б., Амосова Н.А., Рудакова О.С. [9], Рахмонов Р. [10], Суховская Д.Н., Шульгин Н.А. [11]. Однако без достаточного внимания остаются вопросы формирования вертикальной и горизонтальной структуры экологизации экономической деятельности на различных уровнях управления. Формирование экологического сознания, целостного экосистемного подхода, который может быть реализован на всех этапах экономической и хозяйственной деятельности, становится приоритетной задачей в условиях становления смарт-общества и смарт-экономики и требует проведения дальнейших исследований в данном направлении.

ПОСТАНОВКАЗАДАЧИ

Целью статьи является концептуальное обоснование природы взаимодействия зеленой и смарт-экономики в глобальной экосистеме. МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

• метод дедукции с целью изучения теоретических аспектов взаимодействия зеленой и смарт-экономики в постиндустриальной парадигме социально-экономического развития;

• методы сравнений и статистического анализа применялись для оценки современного состояния развития процессов формирования зеленой и смарт-экономики;

57

• графические методы использованы для визуального отображения материала в виде таблиц;

• методы научного абстрагирования и синтеза были использованы при определении ключевых тенденций экологизации развития смарт-экономики, а также для обоснования выводов;

РЕЗУЛЬТАТЫ

В современных условиях четко прослеживается процесс перманентного роста внимания мирового сообщества к проблемам окружающей среды, что подтверждается ростом количества мер, публикаций, программ действий разного уровня. Появление понятий зеленая экономика и инклюзивная зеленая экономика в важных международных документах также свидетельствует о стратегических ориентирах мирового развития. Этот процесс — так называемая «экологизация» («greening») получил разные определения в научной и информационной литературе.

На наш взгляд, мы можем говорить о «greening» в широком и узком смысле. В широком смысле — это процесс все более активной защиты окружающей среды; процесс начала внимания к защите природной среды (такое определение дается в Кембриджском словаре). В более узком понимании под «greening» подразумеваются конкретные действия или процессы по сохранению окружающей среды или даже просто «озеленение». В Кембриджском словаре этот процесс определяется также и как «делающий зеленее траву, деревья и все растения» [12].

В материалах Европейской Комиссии под «greening» понимается политика поддержки фермеров, направленная на увеличение производства экологически чистой продукции. Фермеры получают прямые зеленые платежи за сохранение природных ресурсов и предоставление общественных благ населению не по рыночным ценам. Эти прямые экологические выплаты осуществляются, если фермеры соблюдают три обязательных правила в пользу окружающей среды: диверсификация культур (большее разнообразие культур делает почвы и экосистемы более устойчивыми); поддержание постоянных пастбищ (пастбища поддерживают связывание углерода и защищают биоразнообразие); выделение 5% пахотных земель под территории, полезные для биоразнообразия (экологические приоритетные зоны (EFA), например деревья, живые изгороди или земли, оставленные под паром), что улучшает биоразнообразие и среду обитания [13].

Зеленая экономика рассматривается в качестве способа достижения устойчивого развития. Это требует отхода от ресурсо-интенсивной модели роста, трансформации потребления и производства в направлении более устойчивой модели. Для развития зеленой экономики политики должны стратегически переориентировать потребление, инвестиции и другие экономические активности в направлении:

1) сокращения углеродных выбросов, увеличения энерго- и ресурсоэффективности, предупреждения потерь биоразнообразия и экосистем, включая эффективное, с низким влиянием на окружающую среду развитие технологий, транспортной инфраструктуры; инвестиций в возобновляемую энергетику; продвижения экологических товаров и услуг; поддержки и восстановления природного капитала;

2) улучшения доступа к энергии, пище, чистой воде, биологическим ресурсам, санитарным услугам, общественного здоровья и системы здравоохранения, создания новых рабочих мест, системы охраны труда и социальной защиты, ИКТ, обучения и образования, включая образование для устойчивого развития и продвижения устойчивого потребления [14].

Экономика экосистем и биоразнообразия (The Economics of Ecosystems and Biodiversity, TEEB) — это глобальная инициатива, ориентированная на «предоставление естественным ценностям видимости». Ее основная цель — включение ценностей биоразнообразия и экосистемных услуг в процесс принятия решений на всех уровнях. Она нацелена на достижение этой цели, придерживаясь структурированного подхода к оценке, который помогает лицам, принимающим решения, признать широкий спектр преимуществ, предоставляемых экосистемами и биоразнообразием, продемонстрировать свои ценности в экономическом отношении и учет этих ценностей при принятии решений [15].

В контексте общего тренда экологизации появился также и термин для нового понимания роста — зеленый рост. Зеленый рост определяется также как политика, обеспечивающая «экологически устойчивый экономический прогресс для содействия низкоуглеродному социально-инклюзивному развитию» [16].

58

В 2009 году ОЭСР, пропагандирующая комплексный подход к решению взаимосвязанных глобальных проблем, начала работу по зеленому росту как способу решения некоторых самых серьезных проблем, стоящих перед мировым сообществом. В июне 2009 года Декларацию министров о зеленом росте подписали все страны-члены ОЭСР, что подтвердило возможность одновременного достижения и экологизации и роста. Стратегия «Навстречу зеленому росту» была одобрена министрами ОЭСР в мае 2011 года. Она предполагает, что зеленый рост может открыть новые источники богатства путем поощрения большей эффективности и производительности природных ресурсов, инноваций и новых рынков для зеленых технологий, товаров и услуг [17].

Таким образом, рост внимания мирового сообщества к решению проблем обеспечения экологизации, экологически ориентированного развития экономики находит проявление в многочисленных инициативах, программах и реальных действиях, что подтверждено вышеприведенными примерами. Дальнейшим развитием концепции зеленой экономики, на наш взгляд, является ее включение в более широкое восприятие в рамках осмысления реалий и сущности смарт-экономики. Последняя олицетворяет собой такой тип экономики, в которой усиленная интеллектуализация сопровождается цифровизацией (распространением цифровых и других новейших технологий), сочетанием экономических и экологических интересов, этических и культурных ценностей, а также включением всех этих важных целей в управление на разных уровнях.

Подтверждением этому становится распространение в международной аналитике комплексных индексов и показателей, измеряющих степень развития зеленой экономики в общем контексте смарт-экономики. В современном мире важны не только экологические аспекты экономики, но и параметры комфортного проживания и характеристики благополучия.

Необходимо отметить, что в большинстве подходов к оценке развития зеленой экономики присутствуют и показатели, относящиеся к другим аспектам жизнедеятельности. Более того, скорее всего, именно в комплексе с такими параметрами как социальные вопросы, социальная инклю-зивность и т.п. можно оценить степень развития зеленой экономики. Так, например, в рамках Индекса прогресса зеленой экономики определяются гендерное равенство, образование, продолжительность жизни, благополучие и др. По итогам расчета другого индекса—Индекса зеленого роста—измеряются результаты деятельности правительств стран в достижении целей устойчивого развития, включая четыре основных аспекта: эффективное использование ресурсов, защиту природных ресурсов, возможности для внедрения экологических инициатив и социальная интеграция. Индекс зеленого роста определяется для каждого региона отдельно, включая пять географических регионов — Африку, Америку, Азию, Европу и Океанию [18]. Различные методики оценки развития зеленой экономики имеют свои особенности: ключевые аспекты, целевое направление, набор индикаторов, но усиление внимания к ним еще раз подтверждает растущее значение различных аспектов экологизации для современного развития мировой смарт-экономики.

Экологизация становится основным трендом современной политической и экономической деятельности, сначала на глобальном уровне, а затем — на уровне правительств отдельных стран. Международная практика государственной поддержки экологической направленности всей жизнедеятельности страны становится все более разнообразной и масштабной. Введение экономических стимулов влияет на экологизацию инвестиций, производство товаров и услуг Это, в свою очередь, формирует новый характер спроса—потребление товаров и услуг с учетом экологической составляющей. Для потребителей становятся важны не только общие и технические характеристики продуктов или услуг, но и их влияние на здоровье людей и окружающую среду.

Цепная реакция идет в дальнейшем — происходит формирование экологически сознательного общественного мнения, соответствующего менталитету. Это имеет широкий круг проявлений в экономической, общественной, социальной и других видах деятельности. И самое главное — экологические ориентиры должны проникнуть в психологию людей, должно сформироваться экологическое сознание всех слоев и субъектов деятельности. Также должно сформироваться экологически ориентированное потребительское поведение, когда важными ценностями становятся: сохранение и экономное использование ресурсов как в производстве, так и в потреблении, переход к возобновляемым источникам энергии, грамотная утилизация отходов и т.д. Важным аспектом

59

общего процесса экологизации выступает то, что все его проявления воплощаются в реальность благодаря возможностям новейших технологий, собственно информационно-коммуникационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий и т.д.

Формирование экологического сознания, целостного экосистемного подхода, который может быть реализован на всех этапах экономической и хозяйственной деятельности, становится приоритетной задачей в условиях становления смарт-общества и смарт-экономики. Каждая страна реализует собственные интересы, исходя из потребностей и возможностей, разрабатывая механизмы и инструменты, которые могут обеспечить развитие страны в контексте устойчивого развития. Формирование взвешенной политики происходит на различных уровнях управления, что вызвано необходимостью системного подхода и соответственно возможностями реализации целостной концепции экологического развития как одного из ключевых элементов смарт-общества.

Многие страны-лидеры по величине ключевых индексов оценки уровня экологизации экономической деятельности находятся в Европейском Союзе. Основой экологизации экономической деятельности ЕС являются статьи 11 и 191-193 Договора о функционировании ЕС, в статье 11 задекларирована обязательная интеграция политики охраны окружающей среды в деятельность правительств стран и ЕС в целом, лежащая в основе формирования политики устойчивого развития. Статья 191 декларирует основные правила ведения экономической деятельности с учетом базовых экологических стандартов. В частности, определены принципы предотвращения загрязнения, ликвидации последствий экологических катастроф и аварий, принцип загрязнитель платит, параметры качества воздуха, воды, политика утилизации отходов и т.д. В целом в статье 192(2) определены ключевые приоритеты экологической политики, в частности, система налогообложения, землепользования, использования ресурсов, структуры энергетического рынка, использования воды, градостроительства [19].

В Европейском Союзе действуют нормы по заключению экологических соглашений, их форматов и стандартов в международном масштабе, в частности, такие положения прописаны в Лиссабонском договоре. Кроме того, в развитых странах ЕС существует значительное количество нормативных актов по охране окружающей среды, охватывающих все аспекты экологически сознательного потребления. Общие программы, охватывающие значительную часть вопросов охраны окружающей среды включают в себя 8-ю Программу действий в области охраны окружающей среды до 2030 года и стратегии перехода к конкурентной низкоуглеродистой экономике до 2050 года. Первая программа направлена на защиту и сохранение природных ресурсов Европейского Союза, переориентацию экономической деятельности на новые экологические стандарты, повышение уровня ресурсоэффективности, экологичности, уменьшение уровня использования углерода, защиту населения от экологических катастроф и угроз, связанных с окружающей средой, безопасностью места жительства, чистотой воздуха, доступа к воде, ее качеству и т.д. Согласно стратегиям перехода к низкоуглеродистой экономике определены цели сокращения выбросов на 20%, рост инвестирования в экологические и энергоэффективные технологии и производства [20].

Кроме политик и программ общего направления, в Европейском Союзе есть отдельные программы, которые акцентируются на отдельных аспектах экологизации экономической деятельности. К ним можно отнести программы, направленные на: устойчивое потребление и производство; обеспечение качества воздуха; регламентирование использования различных веществ химической промышленности; регламентирование управления отходами; экономику замкнутого цикла; землепользование и лесонасаждение; финансирование проектов, направленных на экологию.

В качестве конкретного примера реализации политики экологизации можно привести государственную политику Швеции, которая акцентируется на зеленом росте и среди планов определяет эффективное энергоснабжение, характеризующееся низким уровнем выбросов парниковых газов (до 2050 года). Ключевыми инструментами определены информационные, регуляторные и рыночные, ориентированные на обеспечение реализации взвешенной политики экономического роста и развитие смарт-экономики. При этом Швеция определяет и возможности участия общества в управлении экологическими проектами, так, Директива ,№2003/4/ЕС и Директива J№13 67/2006 определяют возможности доступа общественности к управлению экологическими проектами и эко-

60

логической информации. Кроме того, Оргусская конвенция о доступе к информации, определяет возможности участия общественности в правосудии по вопросам окружающей среды, что соответствует концепции Смарт-города 3.0. Также, умный подход к управлению предполагает формирование сознательного подхода к управлению экологическими проектами и на этапе образования. Учебные программы Швеции включают занятия об окружающей среде и ее сохранении на всех уровнях образования, сформирован специфический экологический кодекс (Miljobalken), который, по своей сущности, стал основой для продвижения целей экологического развития в различных секторах экономической деятельности [21].

Для стимулирования повышения экологичности устанавливаются специфические налоги на углеродные выбросы, использование энергоресурсов, топлива, транспортные средства и т.д. (например, в городах Стокгольм и Гетеборг транспортные средства облагаются налогами на основе их выбросов СО2, технических характеристик и соответствия стандартам к автомобилям). Кроме того, в Швеции достаточно высокие налоги на выбросы углекислого газа и предоставляются специальные субсидии на использование альтернативных источников энергии при условии уменьшения выбросов парниковых газов и увеличения эффективности использования энергоресурсов [22].

Следует отметить, что подобное отношение к экологическим проектам характерно для всех стран Северной Европы (Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция и Исландия), в рамках которых функционирует Nordic Eco label, как добровольная экологическая маркировка, в соответствии с уровнем влияния продуктов и товаров на окружающую среду, с учетом всех этапов жизненного цикла продукта [23].

Подобной экологической политики придерживаются и страны Северо-Западной Европы, так, Германия концепцию устойчивого развития положила в основу национальной стратегии развития [24]. Общая национальная стратегия Германии основывается на справедливом распределении ресурсов между поколениями, социальной сплоченности, ответственности (в том числе в международном масштабе) и улучшении качества жизни. В целом комплексный подход к формированию экономической деятельности основывается на принципах умного управления и включает в себя экономические показатели деятельности, принципы защиты окружающей среды и социальной ответственности. В Германии для этого созданы специальные институты, в частности Совет по устойчивому развитию, Парламентский совещательный совет. В соответствии с этим осуществлена экологическая налоговая реформа, в рамках которой происходит постепенный рост налогов на ископаемое топливо и энергоресурсы [25].

Реализация стратегии развития экологической политики Австрии проходит на уровне Министерств, Департаментов и муниципалитетов. Функционирует Конференция региональных министров по окружающей среде, Комитет по устойчивому развитию Австрии и Национальный комитет по изменению климата [26]. В Австрии политика устойчивого развития реализуется в рамках двух ключевых стратегий, направленных на интеграцию политики экологической бережливости и устойчивой политики экономического развития. Среди этих ключевых стратегий—Национальная стратегия устойчивого развития, принятая в 2002 году и Австрийская стратегия устойчивого развития, принята в 2010 году. Первая из этих стратегий ориентируется на имплементацию принципов устойчивого развития в общенациональную политику, ключевыми определены 20 целей, охватывающих различные аспекты качества жизни, формирование конкурентоспособности, сохранение окружающей среды, ответственность в международной плоскости. Стратегия устойчивого развития 2010 года направлена на создание общей основы для формирования политик на разных уровнях управления и хозяйственной деятельности (как на национальном, так и на субнациональном уровнях—от федерального правительства, общин, регионов до муниципалитетов или провинций) [27]. В рамках этих стратегий определяется и дальнейшая законодательная база, касающаяся отдельных элементов экономического развития, например, Закон о зеленой энергии, Закон о защите климата, Закон об энергоэффективности и т.д.

Ключевой целью стратегического развития Австрии является энергонезависимость до 2050 г, требующая сочетания финансовых инструментов и моделей развития, которые используются в развитии умных городов и в целом правительственной программы социально-экономического раз-

61

вития [28]. На уровне города в развитых странах решается большое количество проблем, которые могут сдерживать или препятствовать реализации долгосрочных проектов по формированию новых инновационных экосистем.

В целом одним из ключевых элементов развития умного общества является развитие устойчивых инноваций, например, в Австрии основана инициатива Climate and Energy Fund on Smart Cities, которая в рамках деятельности федерального правительства будет способствовать развитию устойчивой энергии, сокращению выбросов парниковых газов и развитию климатической стратегии. В общей сложности на такие проекты ежегодно направляется около 150 млн евро, что должно способствовать «пилотным проектам» по объединению технических и социальных инноваций. Финансирование осуществляется в рамках Климатического и энергетического фонда, стратегическими целями которого является формирование в городах специфической системы интеллектуальных, сетевых и интегрированных решений для устойчивого развития энергосистемы; формирование технических и социальных систем через сочетание энергетических сетей, систем утилизации, коммуникации, мобильности и т.д. [28].

Такие проекты в Австрии реализуются в Вене (около 2 млн. жителей), в городе Грац (около 300 тыс. жителей). Они сосредоточены на инициативах смарт города, в частности на аспектах уменьшения загрязняющих выбросов, «озеленения» энергетической системы, роста технологических инноваций и др. В целом ключевыми концептуальными характеристиками построения смарт-эко-номики на различных уровнях управления являются «политика и инициативы», «устойчивость», «участие общественности» и «наблюдение» (табл. 1).

Таким образом, можно отметить, что Австрия достаточно активно развивает концепцию смарт-экономики и смарт городов, реализуя проекты экологизации на различных уровнях управления.

Таблица 1. Характеристика смарт-инициатив в городах Австрии *

Город Политика и инициативы Устойчивость Участие общественности Наблюдение

Грац Устанавливаются рамки для развития умного города с участием его жителей Политика «zero» выбросов в энергетической сфере, уменьшение уровня выбросов и экологического следа на каждого жителя города Вовлечение жителей в управление городом и районами города путем повышения их знаний, навыков и возможностей через тренинговые программы, инструктажи и т.д. Снижение уровня выбросов, внедрение технологических инноваций

Вена Сокращение выбросов, продуцируемых строительством, потреблением энергии, рост экологического сознания жителей города, развитие их экологической и социальной ответственности, с целью позиционирования Вены как ведущего экологического города Европейского Союза Сокращение энергозатрат и энергопотребления, рост доли возобновляемых и экологически чистых источников энергии, изменение транспортной системы в соответствии с самыми жесткими экологическими нормами, уменьшение количества автомобилей на дорогах города, в первую очередь за счет развития мульти-модальной транспортной системы Рост численности экологически сознательных граждан, рост активности местного населения в процессах управления и поддержания экосознания, умного потребления и т.д. Ориентация на систему zero waste и нулевых выбросов с учетом технологических инноваций для развития умного города

* Составлено на основании [28]

62

Формирование системы смарт городов находится в рамках системы управления развитием смарт-экономики на всех уровнях управления, от национального до корпоративного. Зеленый экономический рост становится эффективным только в случае системного подхода, когда каждый элемент выполняет свои функции. Одним из ключевых элементов является формирование экологического подхода в рамках функционирования компаний, внедрения инновационности в экологическом аспекте. Значительная часть компаний из стран, ориентированных на экологический тренд реализации стратегий социально-экономического развития, входит в число ТОП-20 компаний по уровню устойчивости (табл. 2).

Таблица 2. Рейтинг ТОП-20 наиболее устойчивых компаний в мире, 2020 г. *

Место в рейтинге Название компании Страна Сфера экономической активности

1 Orsted AS Дания Энергетический сектор

2 Chr. Hansen Holding A/S Дания Сектор биоразработок

3 Neste Oyj Финляндия Нефтепереработка

4 Cisco Systems Inc США Коммуникации и технологии

5 Autodesk Inc США Поставщики программного обеспечения (САПР)

6 Novozymes A/S Дания Биотехнологии

7 ING Groep NV Нидерланды Финансовый сектор

8 Enel SpA Италия Энергетический сектор

9 Banco do Brasil SA Бразилия Банковская деятельность

10 Algonquin Power & Utilities Corp Канада Возобновляемая энергетика

11 Osram Licht AG Германия Электроустройства

12 Sekisui Chemical Co Ltd Япония Производитель пластмасс

13 Storebrand ASA Норвегия Финансовые услуги

14 Umicore SA Бельгия Разработка компьютерных технологий

15 Hewlett Packard Enterprise Co США ИТ-сектор

16 American Water США Коммунальный сектор (водоснабжение)

17 Iberdrola SA Испания Электроснабжение

18 Outotec Oyj Финляндия Разработка компьютерных технологий

19 CEMIG Бразилия Энергетический сектор

20 Accenture PLC Ирландия Услуги консалтинга и аутсорсинга

* Составлено на основании [29]

Лидером рейтинга наиболее устойчивых компаний в мире является датская компания О^её, которая в своей практике реализует достаточно инновационные решения, среди которых морские ветровые электростанции, водородная энергетика. Морские ветровые электростанции предусматривают использование мощного ветра для формирования запасов энергии в регионах с высокой плотностью населения, что становится возможным за счет наращивания мощностей с 20 ГВт до 450 ГВт к 2050 г [30].

Следующим элементом деятельности компании является водородная энергетика, в рамках которой методом электролиза вода превращается в водород, фактически это может замещать другие источники энергии, что приводило к снижению использования ископаемого топлива на 91% в 2019 году относительно 2006 года, и общее потребление угля составило лишь 9%, что было достигнуто и за счет закрытия или реструктуризации угольных электростанций (сокращение произошло на 26%, закрыто 67 станций, а также за счет перевода таких станций на работу на основе

63

устойчивых биомас, древесины или пеллет). В целом компания использует и ископаемые источники энергии, там, где их замещение невозможно (это около 25%), или же в случаях обеспечения резервного топлива.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, компания стимулируют и экоэффективные подходы для своих сотрудников и в своей операционной деятельности. В рамках компании происходит компенсация выбросов в результате авиаперелетов сотрудников за счет покупки углеродных кредитов и осуществляя зеленые насаждения. Кроме того, вся закупленная мебель изготовлена из сертифицированной древесины, а старая мебель сдаётся для переработки и повторного использования, все персональные компьютеры имеют высокие рейтинги энергоэффективности (не ниже Energy Star 6.1) и транспортируются в полностью переработанной упаковке. Датские компании присоединяются к глобальной инициативе The Climate Group's EV100, предусматривающей ускорение перехода на электромобили [30].

На втором месте в рейтинге самых устойчивых компаний находится тоже датская компания Chr. Hansen Holding A/S, работающая над разработкой бактерий нового типа, способствующих сохранению свежести продуктов питания, что может быть альтернативным продуктом в отношении консервантов [31].

Третье место занимает компания из Финляндии Neste Oyj, которая занимается производством возобновляемого дизельного топлива, производимого из отходов и остатков, а также предлагает новые экологические решения в области полимеров и химической промышленности. В рамках компании определены ключевые корпоративные климатические цели, среди которых снижение выбросов парниковых газов и углеродного следа от собственного производства. Снижение выбросов парниковых газов планируется минимум на 20 млн тонн углекислого газа ежегодно на срок до 2030 года. Кроме того, компания выступает за формирование специфической экосистемы в рамках цепочек снабжения и все новые контракты подписываются с поставщиками, работающими исключительно на возобновляемых сырьевых материалах [32]. В целом, экоустойчивые компании используют достаточно близкие практики хозяйствования (табл. 3).

Таблица3. Обобщение социально-корпоративных практик ключевых устойчивых компаний мира *

S/ /A Chr. Hansen Holding A/S О S/ /A s e > N а e

Практики 'S -й r о S s e ¡ZN о > o N о сВ О g

Разработка и наличие экологического кодекса или экологической части устава компании + - +/- - -

Повышенное налогообложение за использование ископае- + + + + +

мых энергоресурсов

Формирование пакета эко-товаров илиэко-услуг + + + + +/-

Имплементация экостандартов ЕС + + + + +

ISO 14000 + + + + +/-

Экологическая маркировка - + + + -

Стратегия уменьшения уровня выбросов углекислого газа + +/- +/- - -

* Составлено на основании [30-34]

Компаративный анализ указывает на отсутствие единого подхода к формированию экосистемы, в частности, отсутствие у некоторых компаний или экологического кодекса, или части устава, где был бы зафиксирован экологический подход компании. Однако все компании придерживаются стандартов как экологического менеджмента, так и экостандартов Европейского Союза, где оп-

64

ределены основные действия и задачи как управленческого звена, так и сотрудников компании по экологическому сознанию и ответственности.

В целом формирование экосистемы на всех уровнях управления является достаточно важной задачей для каждой страны. Значительную роль в экологизации экономики играют как государственные органы управления, так и локалитеты и компании. Для достижения полноценного перехода к такой экосистеме необходимо формирование взвешенной государственной политики, направленной на формирование целостной системы, сочетающей в себе элементы усилий каждого из участников или субъектов экономической деятельности. Для достижения эффективного перехода к зеленой смарт-экономике формируется корпоративная практика, которая должна согласовываться с широкими социальными и экологическими проблемами. Формирование такой стратегии предполагает определение возможностей компании и национальной экономики экологизироваться. ВЫВОДЫ

Многие развитые страны мира формируют целенаправленную политику устойчивого развития, которая ориентирована на синергетическое участие всех субъектов экономической деятельности и их активное сотрудничество, которая в целом позволила бы придерживаться ключевых принципов экологизации и социализации. Экологизация становится ключевым трендом современного глобального развития. С конца ХХ века принципы и ценности сохранения окружающей среды не только декларируются, но все больше проникают в управление и деятельность различных субъектов. Экологические ценности стают определяющими в политической, экономической, публичной, социальной деятельности. Они все больше учитываются при реализации инвестиций, производственной деятельности, при формировании спроса потребителей, общего экологически ориентированного сознания и потребительского поведения. Важным инструментом продвижения экологизации являются новейшие технологии, создающие необходимые возможности и инструменты.

Развертывание процессов становления смарт-экономики и зеленой экономики в мировом пространстве свидетельствует о формировании глобальной экосистемы смарт-экономики Зеленая экономика как неотъемлемая составляющая смарт-экономики определяется как способствующая улучшению благосостояния людей и социальной справедливости, одновременно существенно уменьшая экологические риски и экологические проблемы. Зеленая экономика включает в себя три основных понятия: низкоуглеродное, ресурсосберегающее и социально-инклюзивное развитие. В условиях зеленой экономики рост занятости и доходов обеспечивается государственными и частными инвестициями в инфраструктуру и активы, позволяющие уменьшить выбросы и загрязнения углеродом, повысить энергетическую и ресурсную эффективность и предотвратить потерю биоразнообразия. Инклюзивная зеленая экономика означает улучшение благосостояния людей и социальной справедливости при одновременном снижении экологических рисков и дефицита ресурсов.

Обобщение мирового опыта развития зеленой смарт-экономики позволяет на основе понимания ключевых трендов глобального развития определить ключевые группы мер по экологизации и смартизации экономической деятельности: меры, вызванные внешними факторами (налогообложение, сертификация и разрешения); стимулирующие (кредитные программы, финансирование, субсидирование, система государственных гарантий и др.); институциональные (маркировка и система экологических стандартов, соблюдение прав интеллектуальной собственности, формирование системы управления ресурсами и др.); инвестиционные (система государственной поддержки, развитие сельского хозяйства, разработка системы заповедников и рекреационных зон, инвестиции в человеческий капитал, развитие инфраструктуры, инновации в экологической сфере и др.); информационные (распространение информации, формирование системы показателей экологизации и др.); инклюзивные (подготовка и переподготовка персонала, высокий уровень социальной защиты, медицинское страхование и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алеева Г.И. Концепция «Smart City» в сегменте «зеленой экономики» / Г.И. Алеева // Сила систем. — 2020. — №> 1(14). — С. 6-10.

65

2. Бурматова О.П. Концепция устойчивого развития умного города: экологический аспект / О.П. Бурмато-ва // ЭКО. — 2021. — № 6(564). — С. 139-160.

3. Заниздра М.Ю. Концептуальные положения»зеленой смарт» промышленности / М.Ю. Заниздра // Экономика промышленности. — 2018. — N° 1(81). — С. 61-85.

4. Захарченко Е.С. Современные тенденции цифровизации мировой экономики с учетом развития «зеленой» экономики в условиях пандемии COVID-19 / Е.С. Захарченко, Н.Н. Решетникова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 4(57). — С. 132-142.

5. Карагулян Е.А. Умные устойчивые города в Арктическом регионе / Е.А. Карагулян // Вестник евразийской науки. — 2020. — Т. 12, № 2. — С. 45.

6. Карманов А.М. Экологические предпосылки распространения смарт в современном обществе / А.М. Карманов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 3-1. — С. 146-152.

7. Карпова Н.В. Смарт-сити как воплощение экоинновационной парадигмы устойчивого городского развития / Н.В. Карпова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2020. — № 3(71). — С. 17-23.

8. Коробейникова О.М. Экосистемный подход к цифровизации пассажирского общественного транспорта / О.М. Коробейникова, Д.А. Коробейников, Т.А. Дугина, Д.В. Очеретяная // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 1(58). — С. 120-129.

9. Пашковская И.В. Перспективы цифровизации проектов устойчивого развития в Российской Федерации / И.В. Пашковская, Б.Б. Рубцов, Н.А. Амосова, О.С. Рудакова // Вестник университета. — 2023. — № 4. — С. 40-48.

10. Рахмонов Р. Основные особенности зеленой экономики. Циркуляционная экономика / Р. Рахмонов // Universum: экономика и юриспруденция. — 2023. — № 7(106). — С. 29-30.

11. Суховская Д.Н. Роль концепта «умный город» в формировании экологического мышления горожанина / Д.Н. Суховская, Н.А. Шульгин // E-Scio. — 2020. — № 6(45). — С. 379-385.

12. The Cambridge Dictionary [Electronic Resource] // University of Cambridge, 2023. — Access Mode: dictionary.cambridge.org (date of the application: 16.08.2023).

13. Рациональное землепользование (озеленение) / Сельское хозяйство и развитие села [Electronic Resource] // European Commission, 2023. — Access Mode: agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/income-support/greening_en (date of the application: 16.08.2023).

14. Working towards a Balanced and Inclusive Green Economy [Electronic Resource] // A United Nations System-wide Perspective, 2009. — Access Mode: issuu.com/christinadianparmionova/docs/working_towards_a_green _economy (date of the application: 16.08.2023).

15. The Economics of Ecosystems and Biodiversity [Electronic Resource] // TEEB, 2023. — Access Mode: teebweb.org/ (date of the application: 16.08.2023).

16. knicke M. Green growth: From a growing eco-industry to economic sustainability. [Electronic Resource] // Energy Policy. 2012. — Access Mode: www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0301421512003503 (date of the application: 16.08.2023).

17. Green Growth and Developing Countries [Electronic Resource] // OECD. Consultation Draft. 2012. — Access Mode: www.oecd.org/development/environment-development/50559116.pdf (date of the application: 16.08.2023).

18. Green Growth Index. [Electronic Resource] // GGGI, 2020. — Access Mode: greengrowthindex.gggi.org/ #cover (date of the application: 16.08.2023).

19. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. [Electronic Resource] // European Union, 2012. — Access Mode: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (date of the application: 16.08.2023).

20. Roadmap for moving to a competitive low-carbon economy in 2050 [Electronic Resource] // European environment agency, 2011. — Access Mode: www.eea.europa. eu/policy-documents/com-2011-112-a-roadmap (date of the application: 16.08.2023).

21. The Swedish Environmental Code. [Electronic Resource] // Government Offices of Sweden, 2000. — Access Mode: www.government.se/contentassets/be5e4d4ebdb4499f8d6365720ae68724/the-swedish-environmental-code-ds-200061 (date of the application: 16.08.2023).

22. Vehicle Tax Calculation and Payment in Sweden. [Electronic Resource] // Carfax, 2023. — Access Mode: www.carfax.eu/article/vehicle-tax-sweden (date of the application: 16.08.2023).

23. The official ecolabel of the Nordic countries. [Electronic Resource] // Nordic Ecolabelling Portal, 2023. — Access Mode: www.nordic-swan-ecolabel.org/ (date of the application: 16.08.2023).

24. Perspectives for Germany — Our Strategy for Sustainable Development [Electronic Resource] // The Federal Government, 2002. — Access Mode: www.bundesregierung.de/resource/blob/998220/354630/eea87bb113a00fe57 6ebda05ca399879/perspektives-for-germany-langfassung-data.pdf?download=1 (date ofthe application: 16.08.2023).

25. Kohlhaas M. Gesamtwirtschaftliche Effekte der ^ologischen Steuerreform. [Electronic Resource] // DIW Berlin. 2005. — Access Mode: www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/publikation/long/2961.pdf (date of the application: 17.08.2023).

66

26. Climate change legislation in Austria. [Electronic Resource] // Grantham Research Institute. 2015. — Access Mode: www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/wp-content/uploads/2015/05/AUSTRIA.pdf (date of the application: 17.08.2023).

27. The Austrian Strategy for Sustainable Development. [Electronic Resource] // Federal Ministry of Agriculture, Forestry, Environment and Water Management. 2002. — Access Mode: sdgtoolkit.org/tool/the-austrian-strategy-for-sustainable-development/ (date of the application: 17.08.2023).

28. Smart cities as sustainable innovation actors. [Electronic Resource] // Centre for social innovation, 2012. — Access Mode: www.zsi.at/object/news/3239/attach/0_CASI_Policy_brief_No1_Smart_Cities_As_Sustainable_ Innovation_Actors_Insights_from_and_for_Austria.pdf (date of the application: 17.08.2023).

29. An index of the Global 100 most sustainable corporations in the world. [Electronic Resource] // Corporate Knights, 2020. — Access Mode: www.corporateknights.com/reports/2020-global-100/ (date of the application: 17.08.2023).

30. Green energy for the planet and its people. [Electronic Resource] // Orsted A/S, 2021. — Access Mode: orstedcdn.azureedge.net/-/media/annual2021/orsted-sustainability-report-2021 (date of the application: 17.08.2023).

31. Sustainability Report 2018/19. [Electronic Resource] // Chr. Hansen: website, 2019. — Access Mode: www.chr-hansen.com/_/media/files/chrhansen/home/sustainability/reporting-and-disclosure/2018-19/chr-hansen-sustainability-report-2018-19.pdf (date of the application: 17.08.2023).

32. Sustainability reports NESTE 2021. [Electronic Resource] // Neste Oyj, 2021. — Access Mode: www.neste.com/ sites/neste.com/files/attachments/corporate/investors/corporate_governance/neste_sustainability_report_2021.pdf (date of the application: 17.08.2023).

33. Sustainable development goals. [Electronic Resource] // ING Groep NV 2019. — Access Mode: www.ing.com/ Sustainability/Partnerships-and-collective-action/Sustainable-development-goals.htm (date of the application: 17.08.2023).

34. The Novozymes report 2019. [Electronic Resource] // Novozymes A/S, 2019. — Access Mode: report2019.novozymes.com/#Industries (date ofthe application: 17.08.2023).

SPISOKLITERATURY

1. Aleyeva G.I. Kontseptsiya «Smart City» v segmente «zelenoy ekonomiki» / G.I. Aleyeva // Sila sistem. — 2020. —№ 1(14). — S. 6-10.

2. Burmatova O.P. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya umnogo goroda: ekologicheskiy aspekt / O.P. Burmatova // EKO. — 2021. — № 6(564). — S. 139-160.

3. Zanizdra M.Yu. Kontseptual'nyye polozheniya»zelenoy smart» promyshlennosti / M.Yu. Zanizdra // Ekonomika promyshlennosti. — 2018. — № 1(81). — S. 61-85.

4. Zakharchenko Ye.S. Sovremennyye tendentsii tsifrovizatsii mirovoy ekonomiki s uchetom razvitiya «zelenoy» ekonomiki v usloviyakh pandemii COVID-19 / Ye.S. Zakharchenko, N.N. Reshetnikova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 4(57). — S. 132-142.

5. Karagulyan Ye.A. Umnyye ustoychivyye goroda v Arkticheskom regione / Ye.A. Karagulyan // Vestnik yevraziyskoy nauki. — 2020. — T. 12, № 2. — S. 45.

6. Karmanov A.M. Ekologicheskiye predposylki rasprostraneniya smart v sovremennom obshchestve / A.M. Karmanov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i yuridicheskiye nauki. — 2015. —№ 3-1. — S. 146-152.

7. Karpova N.V Smart-siti kak voploshcheniye ekoinnovatsionnoy paradigmy ustoychivogo gorodskogo razvitiya / N.V. Karpova // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH). — 2020. — N° 3(71). — S. 17-23.

8. Korobeynikova O.M. Ekosistemnyy podkhod k tsifrovizatsii passazhirskogo obshchestvennogo transporta / O.M. Korobeynikova, D.A. Korobeynikov, T.A. Dugina, D.V. Ocheretyanaya // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 1(58). — S. 120-129.

9. Pashkovskaya I.V Perspektivy tsifrovizatsii proyektov ustoychivogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii / I.V Pashkovskaya, B.B. Rubtsov, N.A. Amosova, O.S. Rudakova // Vestnik universiteta. — 2023. — № 4. — S. 40-48.

10. Rakhmonov R. Osnovnyye osobennosti zelenoy ekonomiki. Tsirkulyatsionnaya ekonomika / R. Rakhmonov // Universum: ekonomika i yurisprudentsiya. — 2023. — № 7(106). — S. 29-30.

11. Sukhovskaya D.N. Rol' kontsepta «umnyy gorod» v formirovanii ekologicheskogo myshleniya gorozhanina / D.N. Sukhovskaya, N.A. Shul'gin // E-Scio. — 2020. — № 6(45). — S. 379-385.

12. The Cambridge Dictionary [Electronic Resource] // University of Cambridge, 2023. — Access Mode: dictionary.cambridge.org (date of the application: 16.08.2023).

13. Ratsional'noye zemlepol'zovaniye (ozeleneniye) / Sel'skoye khozyaystvo i razvitiye sela [Electronic Resource] // European Commission, 2023. — Access Mode: agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/income-support/greening_en (date of the application: 16.08.2023).

14. Working towards a Balanced and Inclusive Green Economy [Electronic Resource] // A United Nations System-wide Perspective, 2009. — Access Mode: issuu.com/christinadianparmionova/docs/working_towards_a_green _economy (date of the application: 16.08.2023).

67

15. The Economics of Ecosystems and Biodiversity [Electronic Resource] // TEEB, 2023. — Access Mode: teebweb.org/ (date of the application: 16.08.2023).

16. knicke M. Green growth: From a growing eco-industry to economic sustainability. [Electronic Resource] // Energy Policy. 2012. — Access Mode: www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0301421512003503 (date of the application: 16.08.2023).

17. Green Growth and Developing Countries [Electronic Resource] // OECD. Consultation Draft. 2012. — Access Mode: www.oecd.org/development/environment-development/50559116.pdf (date of the application: 16.08.2023).

18. Green Growth Index. [Electronic Resource] // gggi, 2020. — Access Mode: greengrowthindex.gggi.org/ #cover (date of the application: 16.08.2023).

19. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. [Electronic Resource] // European Union, 2012. — Access Mode: eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A12012E%2FTXT (date of the application: 16.08.2023).

20. Roadmap for moving to a competitive low-carbon economy in 2050 [Electronic Resource] // European environment agency, 2011. — Access Mode: www.eea.europa. eu/policy-documents/com-2011-112-a-roadmap (date of the application: 16.08.2023).

21. The Swedish Environmental Code. [Electronic Resource] // Government Offices of Sweden, 2000. — Access Mode: www.government.se/contentassets/be5e4d4ebdb4499f8d6365720ae68724/the-swedish-environmental-code-ds-200061 (date of the application: 16.08.2023).

22. Vehicle Tax Calculation and Payment in Sweden. [Electronic Resource] // Carfax, 2023. — Access Mode: www.carfax.eu/article/vehicle-tax-sweden (date of the application: 16.08.2023).

23. The official ecolabel of the Nordic countries. [Electronic Resource] // Nordic Ecolabelling Portal, 2023. — Access Mode: www.nordic-swan-ecolabel.org/ (date of the application: 16.08.2023).

24. Perspectives for Germany — Our Strategy for Sustainable Development [Electronic Resource] // The Federal Government, 2002. — Access Mode: www.bundesregierung.de/resource/blob/998220/354630/ eea87bb113a00fe576ebda05ca399879/perspektives-for-germany-langfassung-data.pdf?download=1 (date of the application: 16.08.2023).

25. Kohlhaas M. Gesamtwirtschaftliche Effekte der ^ologischen Steuerreform. [Electronic Resource] // DIW Berlin. 2005. — Access Mode: www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/publikation/long/2961.pdf (date of the application: 17.08.2023).

26. Climate change legislation in Austria. [Electronic Resource] // Grantham Research Institute. 2015. — Access Mode: www.lse.ac.uk/GranthamInstitute/wp-content/uploads/2015/05/AUSTRIA.pdf (date of the application: 17.08.2023).

27. The Austrian Strategy for Sustainable Development. [Electronic Resource] // Federal Ministry of Agriculture, Forestry, Environment and Water Management. 2002. — Access Mode: sdgtoolkit.org/tool/the-austrian-strategy-for-sustainable-development/ (date of the application: 17.08.2023).

28. Smart cities as sustainable innovation actors. [Electronic Resource] // Centre for social innovation, 2012. — Access Mode: www.zsi.at/object/news/3239/attach/0_CASI_Policy_brief_No1_Smart_Cities_As_Sustainable_ Innovation_Actors_Insights_from_and_for_Austria.pdf (date of the application: 17.08.2023).

29. An index of the Global 100 most sustainable corporations in the world. [Electronic Resource] // Corporate Knights, 2020. — Access Mode: www.corporateknights.com/reports/2020-global-100/ (date of the application: 17.08.2023).

30. Green energy for the planet and its people. [Electronic Resource] // Orsted A/S, 2021. — Access Mode: orstedcdn.azureedge.net/-/media/annual2021/orsted-sustainability-report-2021 (date of the application: 17.08.2023).

31. Sustainability Report 2018/19. [Electronic Resource] // Chr. Hansen: website, 2019. — Access Mode: www.chr-hansen.com/_/media/files/chrhansen/home/sustainability/reporting-and-disclosure/2018-19/chr-hansen-sustainability-report-2018-19.pdf (date of the application: 17.08.2023).

32. Sustainability reports NESTE 2021. [Electronic Resource] // Neste Oyj, 2021. — Access Mode: www.neste.com/ sites/neste.com/files/attachments/corporate/investors/corporate_governance/neste_sustainability_report_2021.pdf (date of the application: 17.08.2023).

33. Sustainable development goals. [Electronic Resource] // ING Groep NV 2019. — Access Mode: www.ing.com/ Sustainability/Partnerships-and-collective-action/Sustainable-development-goals.htm (date of the application: 17.08.2023).

34. The Novozymes report 2019. [Electronic Resource] // Novozymes A/S, 2019. — Access Mode: report2019.novozymes.com/#Industries (date of the application: 17.08.2023).

Статья поступила в редакцию 18 августа 2023 года Статья одобрена к печати 27 октября 2023 года

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.