УДК 323.1:008
ББК 66.3(2Рос),5 + 71.05
Печенкин С.В.
«ИМПЕРСКОЕ НАСЛЕДСТВО» И БОРЬБА РУКОВОДСТВА СССР ЗА ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЕ В 30-40-е ГОДЫ XX ВЕКА
Pechenkin S.V.
"THE IMPERIAL INHERITANCE" AND THE FIGHT OF THE SOVIET LEADERSHIP FOR ITS RETURNING IN THE 30s - 40s OF THE 20th CENTURY
Ключевые слова: история, Российская империя, СССР, Московская подсистема международных отношений 20-30-х гг. XX в., аннексия, имперское наследство, Финляндия, Польша, Прибалтика, Бессарабия.
Keywords: history, Russian empire, the USSR, Moscow subsystem of international relations in the 20s - 30s of the 20th century, annexation, imperial inheritance, Finland, Poland, the Baltic States, Bessarabia.
Аннотация
В статье исследуется проблема территориальной целостности бывшей Российской империи сквозь призму деятельности правительств Советской России/СССР в 20-30-е гг. XX в.
Abstract
In the article the problem of territorial integrity of the former Russian empire is being investigated through the prism of the activity of the governments of Soviet Russia/ the USSR in the 20s - 30s of the 20th century.
Российская империя к началу Первой мировой войны являлась одной из крупнейших держав мира (по крайней мере, территориально). Складывающееся политическое объединение на территории Евразии создавалось как мирным путем, так и военными экспедициями, в ходе которых русские присоединили к своей территории многообразные этно-национальные объединения, и в начале XX века Российская империя являлась уникальным государством, где проживали десятки наций и народностей, исповедующих ряд мировых и региональных религий. К этому же времени можно отнести наличие общероссийского рынка товаров и услуг.
После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года постепенно складываются предпосылки для развала Российской империи, как политически, так и территориально. (Я не буду останавливаться на них, так как эта проблема не входит в круг задач, решаемых в данной статье)
В результате социалистического переворота 26 октября (7 ноября) 1917 года к власти в России пришли крайние левые представители международной социал-демократии, являющиеся маргиналами в политическом истэблишменте Европы1.
Почему В.И. Ленин возмущался требованием независимости Польши от Российской империи? Именно потому, что, по его мнению, это приводило к разъединению рабочих и, следовательно, те представители народов, которые ратовали за национальное самоопределение в тех или иных рамках, должны были подвергаться беспощадной критике.
1 См.: Печенкин, С.В. Дилемма «интернационализм - национализм» в политической практике
российского общества //Актуальные проблемы государственного права и административной реформы в Российской Федерации: Межвузовский научный сборник. Вып. 2. - Воронеж, 2006. - С.207-211; Печенкин, С.В. Проблемы мира и войны в трактовке левых социал-демократов в 10-е годы XX века // Проблемы войны и мира в эпоху нового и новейшего времени: Мат-лы междунар. научн. конф. СПб. декабрь 2007. - СПб.: Издат. дом СПб. ун-та, 2008. - С. 243-248.
Ему нужна была империя или его словами «централизм». По сути В.И. Ленин выступал как убежденный империалист-государственник. Это подтверждается его пониманием выражения «свобода самоопределения». Ленин писал: «Мы требуем свободы
самоопределения, то есть независимости, то есть свободы угнетенных наций не потому, чтобы мы мечтали о хозяйственном раздроблении или об идеале мелких государств, а наоборот потому, что мы хотим крупных государств и сближения, даже слияния наций, но на истинно интернациональной базе, немыслимой без свободы отделения»2. Он не мыслил существования какой-то маленькой, раздробленной России, по типу Польши или Голландии, которые стали «1) маленькие и беспомощные в современной системе современных великих держав»... и в которых, по его словам «:3)....страшно сильны воспоминания и традиции тех времен, когда обе были сами «великодержавными»: ... Польша была более культурной и более сильной державой, чем Россия и Пруссия;»3. То есть В.И. Ленин предстает как охранитель границ и территорий Российской империи.
Хотел ли В.И. Ленин безусловного волеизъявления народов о самоопределении? Нет. Это была тактическая уловка. В 1916 году он полагал, что «право наций на самоопределение означает исключительно право на независимость в политическом смысле, на свободное политическое отделение от угнетающей нации. Конкретно это требование политической демократии означает полную свободу агитации за отделение и решение вопроса об отделении референдумом отделяющейся нации. Таким образом, это требование вовсе не равносильно требованию отделения, дробления»4. И эту мысль можно дополнить следующим высказыванием: «Мы за право отделения (а не за отделение всех)... Отделение вовсе не наш план, отделения мы вовсе не проповедуем. В общем мы против отделения»5. Как видно, В.И. Ленин проповедовал этот лозунг только на словах и старался сохранить целостность Российской империи.
Эти взгляды, высказанные в годы Первой мировой войны, пришли в полное противоречие с новой расстановкой сил после окончания войны.
Придя к власти, большевики на практике осуществили те теоретические положения проблемы, которую с таким трудом Ленину приходилось доказывать русским социал-демо-кратам: чтобы уничтожить самодержавие в Российском государстве, нужно использовать центробежные тенденции всех национальных элит и народов империи, их национализм, но при создании Советского государства этот национализм (сепаратизм) должен быть искоренен любыми средствами.
Выдвинув для привлечения на свою сторону представителей национальных территорий лозунг «права наций на самоопределение»6, большевики уже 18(31) декабря 1917 г. в ответ на обращение финляндского правительства о признании независимости Финляндской Республики издали постановление Совета Народных Комиссаров о признании независимости Финляндской Республики, которое затем было утверждено III Всероссийским Съездом Советов 15 (28) января 1918 г.7. Это стало началом развала территориальной целостности России.
В отношении Финляндии отказ от нее де-юре (если исходить из практики международного права) произошел по итогам первой советско-финской войны (15 мая 1918—14 октября 1920), когда был заключен Тартуский договор (Юрьевский) (14 октября 1920 года), который отменял действие Фридрихсгамского мирного договора от 1809 года
2 Ленин, В.И. Соч. - 3-е изд. Т. XVIII. - С. 328.
3 Ленин, В.И. Итоги дискуссии о самоопределении // Полн. собр. соч. Т. 30. - С. 46.
4 Ленин, В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение //Полн. собр. соч. Т. 27. -С. 255.
5 Ленинский сборник. - 2-е изд. Т. III. - С. 472.
6 См.: Печенкин, С.В. «Право наций на самоопределение» и политическая практика РСДРП (начало XX в. -1920 г.) // Транзитивные процессы в российском обществе: гуманитарные и социально-экономические аспекты. Сб. науч. трудов / Под ред. В.В. Галкина. Вып.1.- Воронеж, 2006. - С. 43-47.
7 Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959. - С.72.
между Россией и Швецией, по которому Финляндия вошла в состав Российской империи. По этому же договору Западная Карелия до реки Сестра, Печенгская область, западная часть полуострова Рыбачий и большая часть полуострова Среднего аннексированы Финляндией. Ликвидированы Республика Северная Ингрия и Северокарельское государство8.
Следующим шагом на этом пути, еще до окончания Первой мировой войны, 29 августа 1918 года большевиками был издан декрет Совета Народных Комиссаров об отказе от договоров правительства бывшей Российской империи с правительствами: Германской и Австро-Венгерской империй, королевств Пруссии и Баварии, герцегств (так в декрете - С.П.) Гессена, Ольденбурга и Саксен-Мейнингена и города Любека, статья 3 которого гласила: «Все договоры и акты, заключенные правительством бывшей Российской империи с правительствами королевства Прусского и Австро-Венгерской империи, касающиеся разделов Польши, ввиду их противоречия принципу самоопределения наций и революционному правосознанию русского народа, признавшего за польским народом неотъемлемое право на самостоятельность и единство, - отменяются настоящим бесповоротно»9. Следовательно, большевики, а не страны Антанты предоставили возможность выхода польских территорий из-под юрисдикции России.
И только потом, 6 октября 1918 года, Регентский совет Польши, созданный представителями Австро-Венгрии и Германии, объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября 1918 года передал Ю. Пилсудскому всю полноту власти в стране. Парижская мирная конференция 1919-1921 гг., в частности, Версальский мирный договор 28 июня 1919 года, санкционировала со стороны стран бывшей Антанты создание независимого польского государства, определив в целом его границы.
Последовавший затем Рижский договор между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей - с другой, о прекращении войны и нормализации отношений, подписанный 18 марта 1921, отторг от России очередную ее часть - Западная Украина и Западная Белоруссия отходили Польше.
Отделение Прибалтийских земель от России происходило поэтапно.
Первый этап. На фоне Октябрьской революции 1917 года в странах Прибалтики также начались революционные выступления, в ходе которых были провозглашены советские республики. 7 декабря 1918 г. за подписью В. И. Ленина был издан декрет СНК РСФСР о признании независимости Эстляндской Советской республики. 22 декабря Ленин подписал аналогичные декреты, касавшиеся Советской Республики Латвии и Литовской Советской Республики. 24 декабря ВЦИК, исходя из принципа полного и действительного самоопределения народов угнетенных национальностей, торжественно подтвердил декреты СНК РСФСР о признании независимости Советских Республик Эстляндии, Латвии и Литвы10. Это признание не было свидетельством территориальных потерь для России.
На втором этапе потеря стран Прибалтики становится реальностью, когда на фоне гражданской войны и вмешательства Германии и Антанты во внутренние дела Латвии, Эстонии и Литвы и ослабления позиции Москвы провозглашается независимость своих государств буржуазно-помещичьими партиями Прибалтики.
Окончательно большевики признают независимость стран Прибалтики в ходе длительного переговорного процесса, который оканчивается подписанием ряда договоров.
Первым становится Тартуский мирный договор между Россией и Эстонией, подписанный 2 февраля 1920 года в г. Тарту. Статья II этого договора гласила: «Исходя из про-возглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят, Россия признает безоговорочно независимость
8 Документы внешней политики СССР. Т.3. - М., 1959. - С. 266-268.
9 Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959. - С. 460.
10 Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959. - С. 627-628.
и само-стоятельность Эстонского государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к эстонскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена.
Из прежней принадлежности к России для эстонского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России»11.
По статье III к Эстонии, помимо исконных эстонских земель, отошли также: вновь образованная волость Нарва - включающая населённую ижорой и ингерманландцами территорию на правобережье реки Нарва, т. н. Эстонскую Ингерманландию (ныне в составе Кингисеппского района Ленинградской области);
вновь образованные волости Козе (позднее переименована в Пийри) и Скарятино (позднее переименована в Райа) - населённое этническими русскими правобережье Нарвы от устья реки Щучка до Чудского озера (ныне в составе Сланцевского района Ленинградской области России);
населённый русскими и сету Печорский край (ныне Печорский район Псковской области России).
Оценивая этот договор, В.И. Ленин опять исходил из ближайшей возможности его пересмотреть. Выступая перед рабочими и красноармейцами Пресненского района г. Москвы, он сказал: ««Советская Россия сделала много уступок, главной из которых является уступка спорной территории, заселенной смешанным - русским и эстонским населением. Но мы не хотим проливать кровь рабочих и красноармейцев ради куска земли, тем более, что уступка эта делается не навеки: Эстония переживает период керенщины, рабочие начинают узнавать подлость своих учредиловских вождей, разграбивших профессиональные союзы и убивших 20 коммунистов, они скоро свергнут эту власть и создадут Советскую Эстонию, которая заключит с нами новый мир»12. После этого договора создавались условия для подписания Московского договора 1920 года с другими представителями Прибалтики.
Конференция с Латвией началась в Москве 16 апреля. После длительных переговоров в Риге 11 августа 1920 г. был подписан «Мирный договор между Россией и Латвией», по которому правительство Советской России «...признаёт безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле...»13. Значительно быстрее двигались вперед переговоры с Литвой. Начавшись 7 мая, они закончились подписанием мира в Москве же 12 июля 1920 года. «Председатель российской делегации тов. Иоффе отметил на первом же заседании, что Литва была одним из немногих буржуазных государств, не ведших войны против Советской России, и что российская делегация готова со вниманием и сердечностью отнестись к бедственному положению, в котором находится Литва в результате мировой войны, а также польского насилия14. Литва признавалась независимым государством на тех же формулировках, что и договоры с Эстонией и Латвией.
Таким образом, Советская Россия юридически признала отторжение от территории бывшей имперской России ряда западных территорий.
Но, даже согласившись на предоставление независимости Финляндии, Польши, Прибалтики, большевики уповали на то, что в результате мировой пролетарской социалистической революции народы этих стран опять войдут в состав России. И здесь
11 Документы внешней политики СССР. Т.2. - М., 1958. - С. 340.
12 Речь тов. Ленина на широкой рабоче-красноармейской конференции Пресненского района // Правда. -1920. - 26 января.
13 Документы внешней политики СССР. Т. 3 . - М., 1959. - С. 101-116.
14 См.: Годовой отчет НКИД к VIII Съезду Советов (1919—1920). - М., 1921. На правах рукописи.
крылось одно из глубочайших заблуждений В.И. Ленина и Коминтерна о степени революционности мирового пролетариата, и в частности, западно-европейского крыла. Идея социалистической революции обрела реальность только в Советской России.
Аннексированные же территории бывшей Российской империи другими странами никогда Советским правительством не признавались.
В январе 1918 года боярская Румыния оккупировала Бессарабию. 24 февраля 1918 года через посредников, военных миссий Англии и Франции, от лица Совета Народных Комиссаров Одесской области (уполномочены правительством РСФСР - С.П.) были сформулированы требования к румынской стороне, в частности, в пункте 1 говорилось:
«Румынское правительство обязуется сделать формальную декларацию, касающуюся эвакуации Бессарабии оккупационной румынской армией.
Полиция в городах и местечках будет состоять из местной милиции, образованной из тамошних жителей. По мере эвакуации румынской армии необходимые русские военные силы займут эвакуированные места для поддержки порядка.
Румынское военное командование отказывается от всякого вмешательства во внутреннюю и политическую жизнь Бессарабии. Оно не может производить аресты и не может исполнять функций, принадлежащих местным выборным властям.
Румыния обязуется не предпринимать военных или других враждебных действий и не поддерживать таковые по отношению к Российской Федерации Советов».
Пункт 3 предусматривал, что «Комиссии, которая будет составлена из представителей России, Румынии, Франции, Англии, Соединенных Штатов, будет вменено в обязанность разрешать все спорные случаи между русскими и румынами15.
5 - 9 марта 1918 года был подписан протокол о ликвидации русско-румынского конфликта и одновременно подписано «Русско-Румынское соглашение об очищении Румынией Бессарабии», пункт 1 которого гласил, что «Румыния обязывается очистить Бессарабию в течение двух месяцев. Немедленно же она очищает стратегический пункт Жебрианы, - местность, лежащая в глубине бухты, близ устья Дуная. Все очищаемые румынскими войсками местности занимаются сейчас же русскими войсками. После двух месяцев в Бессарабии остается румынский отряд из 10 000 человек для охраны румынских окладов и железнодорожных линий»16.
Воспользовавшись тем, что РСФСР, согласно Брест-Литовскому договору 1918 года с Германией, была вынуждена вывести свои войска с территории Украины, Румыния 9 апреля 1918 года официально объявила о присоединении Бессарабии, а 7 мая подписала с германским правительством Бухарестский договор, который закреплял за ней этот
17
захват .
Следовательно, в результате деятельности большевиков, территориальная целостность бывшей Российской империи была нарушена.
С этого времени, на наш взгляд, начинается новый этап в деятельности советского правительства - этап возвращения потерянных территорий, то есть борьба за «имперское наследство» (выражение мое - С.П.).
Как представляется, И.В. Сталин, сменив на посту главы СССР В.И. Ленина, начал проводить политику «собирания» земель бывшей Российской империи, потерянные царским правительством и правительством В.И. Ленина.
Основой внешней политики СССР являлся ряд декретов, изданных на заре существования советского государства. Это декрет о мире, принят на II Всероссийском Съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., Декларация прав народов России 2(15) ноября 1917 г., Обращение Председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина и Народного Комиссара по Делам Национальностей И.В. Сталина ко всем трудящимся
15 Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959. - С.114.
16 Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959. - С.210.
17 См.: Дипломатический словарь. - М., 1960. Советско-румынские договоры.
мусульманам России и Востока 20 ноября (3 декабря) 1917 г.18. В этих документах утверждались новые принципы международных отношений, которых не было в Вестфальской, Венской системах международных отношений.
Принцип мирного сосуществования государств с различным политическим и социально-экономическим строем, отказ от войны как средства решения споров, отказ от аннексий и контрибуций, отказ от колониализма как основы взаимоотношений с большинством государств Азии и Африки - были новыми принципами, на основе которых еще ни одна современная система международных отношений не функционировала. Эти принципы не были включены в будущую Версальско-Вашингтонскую систему послевоенного устройства. И внешняя политика Советской России (Советского Союза), не включенная в Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений, стала основой новой политики, которую автор статьи типологически определяет как «Московскую подсистему международных отношений»19.
Декларирование новых принципов большевиками для мирового сообщества не привело к изменению традиционных методов ведения внешней политики ведущими европейскими государствами. Поэтому, на словах декларируя новые ценности, советское руководство, если речь шла о национальных интересах, совершенно спокойно, и главное, осознанно, применяло методы, которыми руководствовались все остальные страны Европы.
Одним из основных принципов внешней политики сохранялся принцип «баланса сил», при котором государства выясняли - кто сильнее на международной арене и очень часто прибегали к вооруженной силе, как методу решения проблем.
Советский Союз не стал исключением, и на протяжении всего XX века защищал свои национальные интересы, используя весь арсенал западно-европейских государств, которые они применяли в своей внешней политике.
Благоприятные возможности у И.В. Сталина появляются с началом тесных контактов с германским правительством А. Гитлера, и особенно, с подписанием советско-германского пакта о ненападении от 23 августа 1939 года. Секретная часть пакта позволила И.В. Сталину поднять вопрос о территориальных претензиях СССР и в первую очередь добиваться возврата потерянных областей бывшей Российской империи.
В сентябре 1939 года были аннулированы статьи Рижского мирного договора (18 марта 1921), по которому к Польше отошли Западная Белоруссия и Западная Украина.
26 июня 1940 г. Советское правительство обратилось к румынскому правительству со следующей нотой: «В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла от Советского Союза (России) часть его территории - Бессарабию
- и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украинской советской республикой.
Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии, о чем правительство СССР неоднократно и открыто заявляло перед всем миром.
Правительство СССР считает, что вопрос о возвращении Бессарабии органически связан с вопросом о передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной, как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла
18 См.: Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959.
19 См.: Печенкин, С.В. Формирование московской подсистемы международных отношений и страны Запада (20-е годы XX в.) / Чичеринские чтения. Россия и мир после первой мировой войны (к 90-летию окончания войны и подписания послевоенных соглашений). - Мат-лы междунар. научн. конф. 11-12 ноября 2008 г. / Тамбов, ТГУ, 2009. - С. 294-303; Печенкин, С.В. К вопросу о функционировании Версальской, Вашингтонской и Московской подсистем международных отношений в межвоенный период на евразийском пространстве (20-30-е гг. XX в.) / Научные труды преподавателей и студентов исторического факультета. Выпуск 5. - Воронеж: ВГПУ, 2010. -С. 120-124.
бы представить, правда, лишь в незначительной степени, средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22летним господством Румынии в Бессарабии, в которой предлагало возвратить Бессарабию, а также северную часть Буковины, большинство населения которой связано с УССР общностью исторической судьбы, языка и национального состава»20. С 28 июня 1940 г. в результате мирного разрешения советско-румынского конфликта Бессарабия была возвращена СССР. По закону, принятому 7-й сессией Верховного Совета СССР 2 августа 1940 г., была образована Молдавская ССР, в состав которой вошла Бессарабия. Уезды Измаильский, Аккерманский и Хотинский были присоединены к УССР. Кроме того, СССР аннексировал Буковину, никогда не входившую в состав Российской империи.
С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года прошла советско-финская война, в результате которой, по Московскому договору (заключён 12 марта 1940 года), была изменена советско-финская граница, установленная Тартуским мирным договором (1920).
Часть российской «имперской» территории была возвращена Советскому Союзу:
- к СССР отошёл Карельский перешеек с городами Выборг и Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть финской территории с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. В результате Ладожское озеро полностью оказалось в границах СССР;
- СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут) сроком на 30 лет для создания на нём военно-морской базы.
В результате подписания договора в составе СССР оказалась большая часть территорий Карелии, возвращённых России после завершившего Северную войну Ништадтского мира 1721 года и находившихся в составе России до передачи в 1811 году Выборгской губернии в состав Финляндии21.
В 1940 году были присоединены и Прибалтийские республики. 16 июня 1940 г. нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов информировал представителей Латвии, Эстонии и Литвы о переходе советских войск границ этих государств. В результате установления советской власти под контролем Москвы Литва, Латвия и Эстония соответственно 3, 5 и 6-го августа 1940 года были приняты в состав СССР22.
Также И. Сталин и советское правительство по итогам капитуляции Японии 2 сентября 1945 года посчитали утратившим силу Портсмутский договор 1905 года, завершившего русско-японскую войну 1904-1905 гг. (Тогда Япония аннексировала полуостров Люйшунь и Южный Сахалин. До этого в обмен на право владения южным Сахалином Российская империя передала Японии в 1875 г. все Курильские острова. Следовательно, большевики к этим территориальным потерям не имели никакого отношения). На этом основании СССР были аннексированы не только бывший «имперский» Сахалин, но и Курильские острова.
Таким образом, Советский Союз, не являясь правопреемником Российской империи де-юре, фактически осуществлял «проимперскую» политику в вопросе территориальной целостности и, по возможности, «собирания» земель бывшей Российской империи.
Писатель, публицист Ф.И. Чуев в своей книге приводит воспоминания соратников И.В. Сталина по этой проблеме: «.Вспоминается рассказ А.И. Мгеладзе (первый секретарь ЦК КП Грузии в последние годы жизни И.В. Сталина), дополненный Молотовым, о том, как после войны на дачу Сталина привезли карту СССР в новых границах - небольшую, как для школьного учебника. Сталин приколол ее кнопками на стену: «Посмотрим, что у нас получилось. На Севере у нас все в порядке, нормально. Финляндия перед нами очень провинилась, и мы отодвинули границу от Ленинграда. Прибалтика - это исконно русские земли! - снова наша, белорусы у нас теперь все вместе живут, украинцы - вместе, молдаване - вместе. На Западе нормально. - И сразу перешел к
20 Документы внешней политики СССР. Т. 23.Ч.1. - М., 1995. - С. 385-386.
21 Документы внешней политики СССР. Т. 23.Ч.1. - М., 1995. - С. 141-142.
22 Документы внешней политики СССР. Т. 23.Ч.1. - М., 1995. - С. 472, 474, 476.
восточным границам. - Что у нас здесь?.. Курильские острова наши теперь, Сахалин полностью наш, смотрите, как хорошо! И Порт-Артур наш, и Дальний наш, - Сталин провел трубкой по Китаю, - и КВЖД наша. Китай, Монголия - все в порядке.»23
Библиографический список
1. Годовой отчет НКИД к VIII Съезду Советов (1919—1920). - М., 1921.
2. Дипломатический словарь. - М., 1960.
3. Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959.
4. Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959.
5. Документы внешней политики СССР. Т.1. - М., 1959.
6. Документы внешней политики СССР. Т.2. - М., 1958.
7. Документы внешней политики СССР. Т. 23.Ч.1. - М., 1995.
8. Документы внешней политики СССР. Т. 3. - М., 1959.
9. Ленин, В.И. Итоги дискуссии о самоопределении // Полн. собр. соч. - Т.30.
10. Ленин, В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 27.
11. Ленин, В.И. Соч., - 3-е изд. Т. XVIII.
12. Ленинский сборник. - 2-е изд. Т. III.
13. Печенкин, С.В. «Право наций на самоопределение» и политическая практика РСДРП (начало XX в. - 1920 г.) // Транзитивные процессы в российском обществе: гуманитарные и социально-экономические аспекты. Сб. науч. трудов / Под ред. В.В. Галкина. Вып.1. - Воронеж, 2006.
14. Печенкин, С.В. К вопросу о функционировании Версальской, Вашингтонской и Московской подсистем международных отношений в межвоенный период на евразийском пространстве (20-30-е гг. XX в.) /Научные труды преподавателей и студентов исторического факультета. Выпуск 5. - Воронеж: ВГПУ, 2010.
15. Печенкин, С.В. Дилемма «интернационализм - национализм» в политической практике российского общества //Актуальные проблемы государственного права и административной реформы в Российской Федерации: Межвузовский научный сборник. Вып. 2. - Воронеж, 2006.
16. Печенкин, С.В. Проблемы мира и войны в трактовке левых социал-демократов в 10-е годы XX века // Проблемы войны и мира в эпоху нового и новейшего времени: Мат-лы междунар. научн. конф. СПб, декабрь 2007. - СПб.: ГУ, 2008.
17. Печенкин, С.В. Формирование московской подсистемы международных отношений и страны Запада (20-е годы XX в.) / Чичеринские чтения. Россия и мир после первой мировой войны (к 90-летию окончания войны и подписания послевоенных соглашений). - Мат-лы междунар. науч. конф. 11-12 ноября 2008 г. - Тамбов: ТГУ, 2009.
18. Речь тов. Ленина на широкой рабоче-красноармейской конференции Пресненского района // Правда. - 1920. 26 января.
19. Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева. - М., 1991.
23 Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева. - М., 1991. - С.7.