Научная статья на тему 'Имперская идея в представлении элиты Великобритании XIX-начала XX вв'

Имперская идея в представлении элиты Великобритании XIX-начала XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1058
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имперская идея в представлении элиты Великобритании XIX-начала XX вв»

И.Г. Гуран, 0.0. Тартыгина*

ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЭЛИТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Х1Х-НАЧАЛА XX вв.

В статье анализируется сложившееся в XIX в. у британской элиты представление о Британской империи как преемницы древнеримской империи.

В 1876 г. королева Великобритании Виктория дополнила свой титул, став императрицей Индии [15. С.297]. Британия, таким образом, из довольно обычного европейского государства с обширными, богатыми и многочисленными колониями официально становилась империей.

Этот факт не был единичным в европейской истории конца XIX в. Как отмечает Э. Хобсбаум в своей работе «Век империй», «это был тот период мировой истории, в котором существовало как никогда много правителей, официально именовавших себя «императорами». Или, по мнению западных дипломатов, заслуживающих этого титула» [18. С.83].

С XVIII в. империей была Россия. В начале XIX в. империей стала Австрия, империей дважды провозглашалась Франция. Императорский титул признавался за правителями Турции, Ирана, Китая, Японии, Великими Моголами в Индии.

При этом только падишахи османов сами именовали себя римскими императорами, как преемники римских августов Востока, старших императоров, верховных глав всего римского мира. Для остальных из перечисленных государств наименование их императорами означало лишь признание их могущества или признание за их государствами статуса великой державы.

Даже государи Австрии, с середины XV в. бывшие постоянно, за исключением небольшого периода (1742-1745 гг.), римскими императорами и формальными главами христианского мира, вынуждены были в 1806 г. отказаться от титула римского императора, хотя и сохранили при этом часть титулатуры младших римских христианских императоров.

* © Гурин И.Г., Тартыгина О.О., 2007

Гурин Игорь Геннадьевич, Тартыгина Ольга Олеговна - кафедра зарубежной истории Самарского государственного университета.

В тех же 70-х годах XIX столетия объявила себя империей и ставшая вскоре главной противницей Великобритании Германия. И если молодая Германская империя рассматривала себя прямой наследницей в действительности никогда не существовавшей средневековой «Германской империи», то Британия выбрала себе более прославленного и реального предка. С самого момента провозглашения в официальной пропаганде и, как следствие, в массовом сознании Британская империя представлялась как преемница империи Римской.

Подобный взгляд на историческую миссию своей страны не был совсем новым для англичан. Впервые мысль о Британии как империи возникла еще в начале XVIII в.

Тогда в рамках вигско-ганноверской пропаганды Англии как благословенной и избранной нации возникает представление о «торговой империи», созданной свободолюбивым народом и поэтому отличной от «кровавых» империй. Например «не увеличивая самое Англию, торговля даровала нам еще одну империю» [1. С.137].

Иными словами, англичане не претендовали (да и не могли тогда претендовать) на сравнение своей родины с великим Римом, но претендовали на сравнение себя с римлянами. Под элементами имперской жизни здесь подразумевались не наличие мирового господства, не военная мощь, но свобода и благосостояние римских граждан, обеспеченные им империей.

Данное представление об империи сохранялось и в дальнейшем, но по мере роста военно-политического могущества британской державы большое значение постепенно приобретают более традиционные для европейского общества средневековья и нового времени представления о Римской империи.

Семилетняя война показала, что дальнейшее расширение английских владений требует иных методов, а это в свою очередь порождало как практические трудности, так и нравственные проблемы. Новая колониальная администрация и военные силы бросали вызов британской мифологии о британцах как протестантской нации, обществе, основанном на торговле, земле свободы.

Встал вопрос о новом характере империи, тревоживший целое поколение британских интеллектуалов. Э. Гиббон написал свой труд «Упадок и падение Римской империи» через год после подписания Парижского мирного договора (1763 г.) [11. С.69], когда превращение Англии в мировую державу стало очевидным.

Американская «Декларация независимости» 1776 г. разрушила эту «первую британскую империю» и заставила англичан оставить вопросы об имперской моральности и провести ряд реформ, усиливших контроль над колониями [11. С.75].

На протяжении первой половины XIX в. существует два взгляда на колонии и имперскую миссию Британии, аналогичную, как тогда представлялось, имперской миссии Рима. С одной стороны, империя мыслилась как источник могущества, богатства, возможность реализоваться для тех, «кто был относительно бес-

силен в метрополии» [21. Р.73], а с другой - как поле для цивилизаторской и миссионерской гуманитарной деятельности [24. Р.69].

Постепенно формируется отношение к колониям, соответствующее имперским стереотипам, прямо касающимся представленияй об отношении Рима и провинций [25. Р.69], которые рассматривались изначально как неримские территории [19. 8р. 1210-1211].

Правда, именно в эпоху Римской империи подобное представление, как известно, постепенно исчезло.

Сами заморские колонии стали неотъемлемой частью британского сознания. «Викторианцы знали, что их история сделана в колониях» [24. Р.69].

Тот факт, что к концу XIX века Великобритания начала лишаться своего привилегированного положения, способствовал увеличению роли колониальной империи как гаранта сохранения богатства, могущества и величия Англии в новых условиях борьбы конкурирующих держав [13. С.93].

Поэтому, даже когда началась мировая война, Британия, неся колоссальные потери на континенте, прилагала все силы к тому, чтобы не только сохранить, но и увеличить Империю [20. Р.62].

Одной из отличительных черт «нового империализма» являлось развитие на более высоком уровне империалистической идеологии. Во второй половине XIX в. в Великобритании начал возникать гораздо более сознательный, чем ранее, и официально сконструированный патриотизм, делавший упор на монархию, важность империи, ценность военных и морских достижений и желательности сильного стабильного управления [11. С.75].

Но пошатнувшееся монопольное господство Великобритании на мировом рынке и возникновение новых империй делало необходимым подчеркнуть в официальной пропаганде уникальность Британской империи, вывести ее за рамки обычных в то время имперских систем.

Прежде всего, это была заслуга не специалистов по римской истории, но писателей, таких как Р. Киплинг и А. Конан Дойл, публицистов (например, Р. Нокс) и специалистов по современной истории Д. Фруда, Ч.У. Дилка, Дж.Р. Сили, Дж.А. Крамба [подробнее об этом см. 8; 9].

Новое искусство - кинематограф - также предоставлял свои возможности для создания имперского мифа [22. Р.34]. Именно в работах британских интеллектуалов, активных проповедников колониальной экспансии, вновь возникает сравнение Британской империи с Римской.

У. Гладстон проводил различие между «империализмом» и «империей» [6. С.60], подразумевая под этим, что понятие «империализм» не имеет никакого отношения к подлинной империи.

Д. Фруд, выступая за широкую эмиграцию в колонии, пытался убедить своих соотечественников, что на их долю выпали те же функции, которые ранее выполняла Римская империя по управлению «отсталыми» народами [6. С.57].

В курсе лекций «Расширение Англии» Дж.Р. Сили рассматривал два вида колонизации - «естественный» греческий и «рациональный» римский. Британская империя, по его мнению, удачно сочетая в себе два этих вида, «не представляет для Англии опасности, которая соединяется с понятием империи. Империя не связана с Англией так, как была связана Римская империя с Римом, она не потянет Англию вниз» [14. С.322].

Дж. А. Крэмб в своей работе «Германия и Англия» приводит двойную аналогию: «Первым великим делом Германии будет уничтожение империи, наиболее соответствующей Римской империи, уничтоженной Германией на заре своей истории. В истории Германии старый империализм начал с разрушения Рима. Не начнет ли новый империализм с разрушения Англии?» [10. С.341].

Определенную преемственность можно проследить и в продолжающейся, несмотря на научный прогресс, приверженности классическому образованию. Знание латыни и древнегреческого языка было достаточно широко распространено среди образованных классов и вызывало несомненное уважение [3, 5].

Для менее просвещенных граждан юбилейные праздники в Британии, похороны членов королевской семьи и коронации своей помпезностью должны были наглядно демонстрировать преемственность Британии имперскому Риму. Красочные военные парады: сикхи в тюрбанах, усатые раджпутанцы, гурки, спаги и африканцы - совершенно осознанно отсылали зрителей к триумфам императоров Древнего Рима [18. С.103].

Сюжеты из жизни римской империи стали занимать огромное место в литературе и изобразительном искусстве.

В массовом сознании рубежа XIX-XX вв. прочно укоренилась мысль о том, что Британской империи, подобно Римской, противостоит варварская периферия и цивилизация заканчивается в Дувре. Для британцев безусловным оставался тот факт, что цивилизованное существование, ранее возможное только в Римской империи, теперь возможно только в Англии.

В зимние месяцы наблюдалось настоящее «англосаксонское переселение народов» на Французскую Ривьеру и на воды в Баден-Баден [17. С.32]. На континент смотрели не только как на страны, где можно прилично жить на более чем скромный доход (см., например [12, 16]), но и на как на экзотику [23. Р.80].

При этом популярны были не только традиционные поездки на континент, но также морские круизы [2, 5]. Кругосветные путешествия становятся общепризнанным лекарством от нервных потрясений и несчастной любви (см., например [3-5, 7].

И везде англичанин демонстрирует перед туземцами истинно имперский «римский» характер - сдержанность, храбрость, стойкость к невзгодам, патриотизм и т. д.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. входят в моду туристические путешествия, приобретшие поистине массовый характер впервые после эпохи Римской империи, что также осознавалось образованными британцами.

Однако, несмотря на то, что Британская империя как наследие римской империи была осознана представителями всех классов, для представлений о Древнем Риме характерна была крайняя эклектичность.

«Рим был принужден поручить свою империю одному неответственному лицу и даже для себя самого не мог сохранить прежней гражданской свободы» [14. С.205]. «В древности лучшие государства были городами, и даже Рим, когда сделался империей, вынужден был принять низшую организацию»[14. С.317]. «Война составляет основу римской истории» [10. С.373].

Так, например, в истории Рима наступил момент, когда вопрос о прекращении попытки управлять целым миром настойчиво ставился римскими мыслителями и политическими деятелями. В царствование Адриана наступил момент, когда движению вперед был положен конец, когда из зависти к своему предшественнику Траяну Адриан возвратил земли, завоеванные первым на Востоке, и восстановил прежние границы империи [10. С.417-418].

Когда Рим стал приходить в упадок и творческая сила в нем иссякла, Иудея и Галилея заразили его своим мрачным обаянием [10. С.425]. В истории Рима эпоха Августа представляет самое точное сходство с XX веком в истории Британской империи [10. С.432].

Таким образом, воображая себя наследниками Рима, британская элита готова была подражать тем воображаемым характерным чертам римской имперской жизни, которые ей импонировали. В первую очередь, это качество жизни, обеспечиваемое Римской империей своим гражданам и внешнее могущество.

Но представление о римской империи у нее оставалось школьным, вполне в духе XVIII в. Появление в XIX в. исторической науки совершенно не сказалось на этом восприятии.

Принцип translatio imperii, столь характерный для империй предыдущих веков, на самом деле также отсутствовал.

Само название «Британская империя», как и титул ее главы - император Индии - показывает, что она воспринималась (пусть не совсем осознанно) не как продолжатель Римской империи, а как родственная тем империям XVIII-XIX вв. (российской и наполеоновской), которые как раз и покончили с существовавшей до того времени многовековой римской имперской традицией.

Библиографический список

1. Аддисон, Дж. Эссе из журнала «Зритель» / Дж. Аддисон, Р. Стил // Англия в памфлете. - М., 1987.

2. Во, И. Морское путешествие / И. Во // Избранное. - М., 1979.

3. Вулф, В. Годы / В. Вулф. - СПб., 2003.

4. Вулф, В. Комната Джейкоба / В. Вулф. - СПб., 2003.

5. Вулф, В. По морю прочь / В. Вулф. - М., 2005.

6. Гелла, Т.Н. Либерализм и «новый империализм» в Великобритании в 80-90-х годах XIX века / Т.Н. Гелла // Новая и новейшая история. - 2001. - № 2.

7. Голсуорси, Дж. Сага о Форсайтах: в 2 т. / Дж. Голсуорси. - М., 2003.

8. Дмитриев, А.Н. «Война манифестов» / А.Н. Дмитриев // Мировые войны XX века: в 4 т. - М., 2002. - Т. 1.

9. Ерофеев, Н.А. Английский колониализм и стереотип ирландца в XIX веке / Н.А. Ерофеев // Новая и новейшая история. - 1980. - № 5.

10. Крэмб, Дж.А. Германия и Англия // Дж.Р. Сили, Дж.А. Крэмб // Британская империя. - М., 2004.

11. Макарова, Е.А. Национальная мысль и национальное сознание в Англии / Е.А. Макарова // Национальная идея в Западной Европе в Новое время. - М., 2005.

12. Моэм, С. Бремя страстей человеческих / С. Моэм. - М., 1979.

13. Парфенов, И.Д. О причинах, движущих силах и характере колониальной экспансии в последней трети XIX века / И. Д. Парфенов // Проблемы британской истории. - М., 1982.

14. Сили, Дж.Р. Расширение Англии / Дж.Р. Сили, Дж.А. Крэмб // Британская империя. - М., 2004.

15. Стрэчи, Л. Королева Виктория / Л. Стрэчи. - Ростов н/Д., 1999.

16. Хаксли, О. Контрапункт / О. Хаксли. - М., 2006.

17. Хиллер, Б. Стиль XX века / Б. Хиллер. - М., 2004.

18. Хобсбаум, Э. Век империй. 1875-1914 / Э. Хобсбаум. - Ростов н/Д., 1999. С. 83.

19. Imperium // Pauly’s Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, neue Bearbeitung. - Stuttgart, 1916. - 18. Hb. - Sp. 1210-1211.

20. Higham, R. The military intellectuals in Britain. 1918-1939 / R. Higham. - New Brunswick, 1966.

21. Hunter, T.K. Mastery, Tyranny and Desire: Thomas Thistlewood and His Slaves in the Anglo-Jamaican World. By Trevor Burnard. University of North Carolina Press, 2004 / T.K. Hunter // Journal of Colonialism and Colonial History. - 2005. - № 6.

22. MacKenzie, J.M. Propaganda and empire: the manipulation of British public opinion, 1880-1960 / J.M. MacKenzie. - Manchester, 1984.

23. Scarboro, C. From Bath House to Parliament Building: The Ambivalence of Colonial Desire / C. Scarboro // Journal of Colonialism and Colonial History. - 2005. - № 6.

24. Turner, M.J. «Raising up Dark Englishmen»: Thomas Perronet Thompson, Colonies, Race, and the Indian Mutiny / M.J. Turner // Journal of Colonialism and Colonial History. -2005. - № 6.

25. Thorne, S. Civilising Subjects: Metropole and Colony in the English Imagination 18301867. By Catherine Hall. Chicago and London: University of Chicago Press, 2002 /

S. Thorne // Journal of Colonialism and Colonial History. - 2005. - № 6.

Статья принята в печать в окончательном варианте 26.12.2006 г.

I.G. Gurin, O.O. Tartygina

IMPERIAL IDEA IN PERCEPTION OF THE ELITE OF GREAT BRITAIN IN XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY

The article dwells upon the analysis of the picture of British Empire as the heiress of the Ancient Roman Empire which was developed during XlXth century among the British elite.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.