Научная статья на тему 'ИМПЕРАТИВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ИМПЕРАТИВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандрокова М.М., Махошева С.А., Шардан С.К.

Современный период развития общества и экономики характеризуется интенсивным освоением новых технологий, которые основательно и масштабно начали трансформировать социальное пространство, преобразовать производственные процессы, создавать совершенно новые виды деятельности. Возможности их эффективного использования зависят от многих составляющих, но наиболее важная роль отводятся институциональной составляющей, которая создаёт условия, способствующих формированию и реализацию опережающего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кандрокова М.М., Махошева С.А., Шардан С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCE DEVELOPMENT IMPERATIVES: INSTITUTIONAL ASPECT

The modern period of development of society and the economy is characterized by the intensive development of new technologies, which began to fundamentally and on a large-scale transform the social space, transform production processes, and create completely new types of activity. The possibilities for their effective use depend on many components, but the most important role is assigned to the institutional component, which creates conditions conducive to the formation and implementation of advanced development.

Текст научной работы на тему «ИМПЕРАТИВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Императивы опережающего развития: институциональный аспект

1 12 М.М. Кандрокова , С.А. Махошева , С.К. Шардан

1 Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, г .Нальчик

2Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск

Аннотация: Современный период развития общества и экономики характеризуется интенсивным освоением новых технологий, которые основательно и масштабно начали трансформировать социальное пространство, преобразовывать производственные процессы, создавать совершенно новые виды деятельности. Возможности их эффективного использования зависят от многих составляющих, но наиболее важная роль отводится институциональной составляющей, которая создаёт условия, способствующие формированию и реализации опережающего развития.

Ключевые слова: опережающее развитие, устойчивое развитие, экономическая теория, институциональная среда, инфраструктура, образование, институты развития.

Реалии XXI века таковы, что при исследовании и глубоком анализе особенностей современного состояния экономического развития следует принимать во внимание участившиеся финансово-экономические кризисы, которые затронули практически все страны мира, углубление взаимосвязей между различными государствами во всех областях хозяйственной деятельности, а также трудности, непременно возникающие при обеспечении институциональных условий для качественного роста экономики. В связи с этим в экономической теории нового времени существенно усиливается значимость ее теоретических, методологических и прикладных функций, поскольку возникает необходимость разработки современной модели экономического развития, опирающейся на инновационные механизмы, которые позволят реализовать ключевые потребности социума и в условиях инновационной конкуренции выстроить экономические отношения на международном уровне.

Сущность понятия «экономическое развитие», его функции, показатели и формы проявления исследуются в работах ученых: Пол Ромер [1], Трайн Эггертссон [2], Дуглас Норт [3] - представителей неоинституционалистской теории; Джеймса Бьюкенена - представителя институционального

направления, основоположника теории выбора, внёсшего большой вклад в развитие экономической теории политики [4]; Йозефа Шумпетера -исследователя теории экономического развития [5]; Роберта Лукаса [6] -одного из основоположников теории нового экономического роста и других. Проблемой опережающего развития занимаются и российские учёные, из них А.И. Колганов [7] - стратегия опережающего развития, М. С. Штельцер [8] -концепция опережающего развития.

При всем многообразии существующих исследовательских работ, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено актуальной на сегодняшний день проблеме разработки направлений, задач и целевых ориентиров современной экономической политики в мировом масштабе и в рамках отдельных государств, непосредственно касающихся возможности разработать соответствующие механизмы, обеспечивающие опережающее развитие, и необходимые для этого институциональные условия.

В современном мире в условиях жёсткого конкурентного противостояния экономическая политика любой страны ориентирована на достижение основной цели - удовлетворить растущие потребности и интересы проживающего в ней социума. Это предполагает необходимость предварительно четко установить сущность, типы, принципы и методы, с помощью которых возможно добиться максимальных конкурентных преимуществ на мировом рынке. В этом смысле, бесспорно, первостепенная роль отводится опережающему развитию, представляющему собой одновременно и объективный персистентный процесс, и своеобразную парадигму экономической системы, и форму функционирования экономики, обусловливающую концептуальные основы государственной социально-хозяйственной политики. Для идентификации самого понятия и закрепления опережающего развития в качестве относительно независимой институциональной формы следует обратиться к опыту философского

осмысления соответствующих категорий экономической науки в части изучения сущности, функций и атрибутивных качеств, присущих различным формам экономического развития в разные исторические периоды общественного бытия [9,10]. Выполняя специфическую институциональную функцию, опережающее развитие даёт возможность объективнее и глубже раскрыть законы, по которым развиваются современные экономические системы, в том числе и рыночные. Особое внимание, уделяемое опережающему развитию как институциональной форме, объясняется необходимостью конкретизировать задачи и чётко сформулировать ключевые направления государственной экономической политики касательно наделения всех субъектов хозяйственной деятельности равными правами и создания паритетных условий для конкурентоспособности в ходе их социального и экономического взаимодействия.

В наши дни опережающее развитие способно гарантировать любому государству достойный рейтинг на международной арене, даёт возможность использовать в полной мере свои экономические, политические и социальные преимущества в глобальном обществе и, что особенно важно в эпоху истощения исчерпаемых ресурсов и катастрофического загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе, предоставляет человечеству шанс для выживания.

При эволюционном развитии экономика последовательно, по восходящей проходит все этапы преобразований, тогда как опережающее развитие - это прогрессивный, революционный путь, предполагающий качественный скачок во всех областях социально-экономической системы. Прогрессивные технико-технологические преобразования происходят именно благодаря опережающей технологической и технической модернизации через ускоренное слияние сложившихся управленческих и технологических систем и обновлённого, профессионально обученного кадрового состава.

Здесь следует выделить несколько ключевых направлений, реализация которых позволит изыскать и упрочить на мировом рынке конкурентные преимущества: интеллектуализация человеческого потенциала, опережающее развитие в образовательной сфере, формирование инновационно ориентированной конкуренции, технико-технологический прорыв в производственной сфере, качественное улучшение благосостояния населения страны, условий и показателей его жизни за счет ускоренного социально-экономического развития, прогноз, перспективное планирование и мониторинг основных потребностей населения.

При этом экономическая политика страны должна быть гибкой и релевантно реагировать на эндогенные и экзогенные изменения рыночных условий. Она должна соответствовать законам формирования, функционирования и совершенствования современных макро- и микроэкономических систем, практически реализовывать основные принципы инновационно ориентированной экономики, стимулировать экономически активное население к плодотворной хозяйственной деятельности, что в конечном итоге приведет к значительному росту эффективности производства, распределения, обмена и потребления. Применение на практике современных методов и методологии государственного управления, которые базируются на принципах опережающего развития и инновационного макроэкономического менеджмента, способствует зарождению совершенно новых взаимосвязей между государством, бизнесом и обществом в целом, основанных на доверии государству.

Одной из задач опережающего развития является консолидация политического, экономического, человеческого и природного потенциала для реализации складывающихся на определённом историческом отрезке

возможностей, позволяющих добиться продуктивных изменений в социальном, научном, технологическом и образовательном сегменте.

Государственная политика опережающего развития экономики должна включать в себя механизмы, которые будут способствовать реализации поставленных целей:

1. Опережающее развитие государственного управления, заключающееся в выработке специальных механизмов в макроэкономическом менеджменте, позволяющих сохранять запасы прочности и превосходства в отношении ряда конкурентных преимуществ страны и применять при необходимости встроенные автоматические институциональные изменения, к которым относятся степень доверия, ее влияние на экономику и взаимосвязи государства, бизнес-структур и социума. Первостепенное значение здесь имеют экономические инварианты в области инвестиций в человеческий капитал, потребления, удовлетворения нужд населения и т.д. Для определения оптимального уровня дифференциации доходов, соответствующего нормам, экономическим инвариантом в данном случае будет установление разницы от трех до пяти раз между минимальной и максимальной оплатой труда сотрудников с равной квалификацией, отличающихся интенсивностью применения на практике профессиональных знаний и навыков. Примером экономического инварианта является и объем реального потребления, выступающий в качестве относительного показателя, характеризующего потребление гражданами определенного набора товаров и услуг, которые пользуются спросом на определенном отрезке времени. Одним из условий опережающего экономического развития выступает удовлетворение потребностей населения страны, что является стимулом для последующего научно-технического и культурного развития.

2. Опережающее развитие человеческого потенциала, подключение человеческого капитала к процессу развития экономики может существенно

улучшить ее эффективность. Многие представители неоклассической и постнеоклассической школ, в центре внимания которых - вопросы человеческого капитала, убеждены в его решающей роли в становлении национальной экономики [1].

Нельзя недооценивать значение опережающего развития образования, которое можно осуществить, если государство и бизнес-сообщество начнут вкладывать средства в обучение специалистов в области высоких технологий, энергосбережения, наноэлектроники и т.д. Американские экономисты, лауреаты Нобелевской премии Пол Ромер и Роберт Лукас убедительно доказали, что технологии будущего станут реальностью лишь при интенсивном инвестировании в образование [6].

3. Опережающее развитие гражданского общества призвано сгенерировать адекватную форму сознания как отдельного индивида, так и общества в целом, и включить его в процесс государственного инновационного развития экономики. Когда гражданское общество достигает определенного уровня развития и готово воспринимать позитивные преобразования посредством общественной активности и инициатив, проявляющихся только если государство и социум доверительно относятся друг к другу, появляется инициативный субъект опережающего развития экономики. Доверительное отношение к институтам государственной власти может возникнуть при условии достижения ими такого уровня институционально-функционального развития, при котором деятельность властных структур отвечает насущным требованиям современного экономического развития, и государство может реализовать свои потенциальные возможности через различные нацпроекты, долгосрочные стратегические программы и др. Их результативность оценивается по позитивным изменениям в экономике и институциональной среде.

4. Опережающее развитие инновационной промышленности возможно посредством интенсивного инвестирования в существующий технологический способ производства и создание соответствующей рыночной и научно-технической инфраструктуры.

5. Опережающее развитие социальных институтов, способствующих обеспечению экономической устойчивости. К социальным относятся институты власти, права, образования и науки, здравоохранения, институт прав частной собственности, интеллектуальной ренты и т.д. Они могут концентрировать самые передовые способы ведения хозяйственной практики, в том числе используя и зарубежный опыт. Здесь надо отметить, что социальные институты берегут лучшие традиции, укрепляют преимущества своей страны на международном уровне и обладают способностью быстро адаптироваться к любым условиям, благодаря чему могут стремительно приспосабливаться к изменениям и эффективно функционировать.

6. Опережающее развитие, как правило обеспечиваются институтами. Важная роль отводится особенно тем институтам, которые в первую очередь создают благоприятные условия для инвестиционного климата, а так же обеспечения финансирования бюджетной сферы.

Возможность реализации предложенных механизмов опережающего развития детерминируется и региональными институтами развития и инновационными технологиями, обеспечивающими сбалансированное функционирование устойчивой экономики региона.

Институты развития играют важную роль в осуществлении инвестирования, в том числе частного бизнеса в инновационную деятельность, в приоритетные секторы экономики и выступают в качестве катализатора опережающего развития, создают условия для формирования эффективно функционирующей научной инфраструктуры, позволяют

М Инженерный вестник Дона, №3 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2021/6891

выявить насыщенность, направление развития институциональной среды [11], способствующей опережающему развитию. Институты развития призваны преодолевать так называемый «провал рынка», путём решения задач, которые не реализуются эффективно рыночными механизмами, для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики.

Проведенное исследование показало, что эффективные механизмы, стимулирующие опережающее развитие, основываются на наращивании инновационной активности, создании новых возможностей устойчивого экономического роста, приобретении конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу в сферах высокотехнологичного производства, также с помощью институтов развития, которые обеспечат устойчивый экономический рост и экономическое развитие в целом.

Определена сущность опережающего развития как одной из специфических институциональных форм. Предложены механизмы опережающего развития, основанные на создании результативной институциональной среды, развитии человеческого потенциала, формировании новой структуры экономики и эффективного государственного управления. Возможность реализации механизмов опережающего развития детерминируется также региональными институтами развития и инновационными технологиями, что обеспечит устойчивое функционирование экономики региона.

Исследование проведено при поддержке РФФИ (проект № 20-01000281)

Литература

1. Romer P. M. Increasing Returns and Long-Run Growt // Journal of Political Economy.1986. Vol. 94. №5. p.1002-1037.

М Инженерный вестник Дона, №3 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2021/6891

2. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М: Дело, 2001.408 с.

3. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд. дом гос. ун-та, Высшей школы экономики, 2010. 256 с.

4. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. М.: «Таурс Альфа», 1997. 431с.

5. Schumpeter J. Capitalism, socialism and democracy. New York. 1942. 400

P.

6. Лукас Р. Э. Лекции по экономическому росту. М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. 288 с.

7. Бузгалин А., Колганов А. О стратегии опережающего развития России // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 7. с. 34-50.

8. Штельцер М.С. Концепция опережающего развития: предпосылки и препятствия // Экономические исследования и разработки, 2016. №4. с. 26-34.

9. Гергова З.Х. Институциональные факторы и организационно-экономические предпосылки модернизации социально-экономической системы региона // Инженерный вестник Дона, 2011. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2011/376/

10. Джавадова Ю.В., Гамов А.Н. Экономический и институциональный потенциал регионов - основа эффективного функционирования региональных кластеров (на примере Воронежской области) //Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2). URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1461

11. Makhosheva S.A., Rud N.Y., Kandrokova M.M., Israilov M.V., Shinahova F.B. The paradigm of sustainable development and innovation in the region//Revista Espacios, V. 39. 2018. № 47. p. 28.

References

1. Romer P. M. Journal of Political Economy.1986. Vol. 94. № 5. pp.10021037.

2. Eggertsson T. E. Ekonomicheskoe povedenie i instituty [Economic behavior and institutions]. M.: Delo, 2001.408 p.

3. Nort D. Ponimanie processa ekonomicheskix izmenenij [Understanding the process of economic change]. M.: Izd.dom gos. un-ta, Vysshej shkoly ekonomiki, 2010. 256 p.

4. Byukenen Dzh. Konstituciya ekonomicheskoj politiki [Economic Policy Constitution]. M.: «Taurs Alfa», 1997. 431 p.

5. Schumpeter J. Capitalism, socialism and democracy. New York.1942. 400

p.

6. Lukas R.E. Lekcii po ekonomicheskomu rostu [Economic Growth Lectures]. M.: Izd-vo Instituta Gajdara, 2013. 288 p.

7. Buzgalin A., Kolganov A. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2017. № 7. pp. 34-50.

8. Shtelcer M.S. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki, 2016. №4.pp.26-34.

9. Gergova Z.X. Inzhenernyj vestnik Dona, 2011. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2011/376/

10. Dzhavadova Yu.V., Gamov A.N. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, №4 (chast 2). URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1461

11. Makhosheva S.A., Rud N.Y., Kandrokova M.M., Israilov M.V., Shinahova F.B. Revista Espacios, V. 39. 2018. № 47. p. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.