Научная статья на тему 'Императивное учетное регулирование в защите экономических интересов Японии'

Императивное учетное регулирование в защите экономических интересов Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТЬ / СТРАНА / УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПЛАТЕЖ / ПРИБЫЛЬ / УСПЕХ / ИНТЕРЕС / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поленова С.Н.

В статье показано значение культурных, национальных, исторических, экономических особенностей страны в установлении порядка регулирования бухгалтерского учета, обеспечивающих защиту экономических интересов Японии. Доказано, что обеспечение взаимосвязи между неформальными институтами страны и учетным регулированием позволяет повысить ее экономическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Императивное учетное регулирование в защите экономических интересов Японии»

12 (45) - 2009

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ИМПЕРАТИВНОЕ УчЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В защите

экономических интересов

ЯПОНИИ

С.Н. ПОЛЕНОВА,

кандидат экономических наук, доцент Финансовая академия при Правительстве РФ

В статье показано значение культурных, национальных, исторических, экономических особенностей страны в установлении порядка регулирования бухгалтерского учета, обеспечивающих защиту экономических интересов Японии. Доказано, что обеспечение взаимосвязи между неформальными институтами страны и учетным регулированием позволяет повысить ее экономическую безопасность.

Ключевые слова: особенность, страна, учет, отчетность, регулирование, экономика, платеж, прибыль, успех, интерес, безопасность.

Бухгалтерский учет и отчетность каждой страны сформировались под влиянием объективных обстоятельств исторического характера, обусловивших их культурную составляющую. Культура общества, определяющая принципы учетного регулирования и представляющая фундамент хозяйственной деятельности, выступает одним из неформальных институтов современной экономики. Органическая взаимосвязь и взаимообусловленность всех неформальных и формальных институтов страны позволяют добиться максимальных успехов в хозяйственной деятельности и осуществить защиту национальных интересов любого свойства.

Ученые указывают на значимость следования традициям японского общества в развитии современной экономики: «Японские фирмы достигли значительных успехов...благодаря традициям групповой технологии общества» [11, с. 100]. Технология общества, исповедующего конфуцианство, складывалась в Японии исторически. Она сформировалась при широком участии государства, которое до сих пор оказывает существенное воздействие на учетную систему и ее регулирование.

Предпосылки современного учетного регулирования в стране стали складываться в период

реформирования японской экономики — в середине XIX в., проводимого правительством. Промышленный переворот на базе буржуазных реформ вызвал рост товарности сельскохозяйственного производства риса, хлопка, шелка-сырца, технических культур, а также количества мануфактур в сахарном, горнорудном, металлообрабатывающем, фарфоро-фаянсовом, гончарном производствах. Как отмечают исследователи: «Большая часть мануфактур, в основном производящих вооружение, принадлежало крупным феодалам и государству» [3, с. 187]. Важная роль государства в развитии производства, на наш взгляд, способствовала тому, что регулирование учетной системы в Японии, начало которому было положено промышленной революцией, проводилось, если не под руководством государства, то под его непосредственным влиянием.

Источниками первоначального накопления капитала в стране явились:

1) оброчные платежи крестьян, торговая прибыль, ростовщический процент;

2) прибыль от предпринимательской деятельнос -

ти государства и крупных феодалов.

Экономическое развитие Японии ускорилось

силовым включением страны в систему мирового капиталистического рынка, осуществленным США, которое с одной стороны, способствовало росту товарности аграрного производства и созданию условий для свободного развития торговли, а с другой стороны, открыло широкие возможности для экспорта машин, оборудования и переоснащения предприятий, строительства новых производств, оснащенных современной техникой. За 1854—1867 гг. японская легкая промышленность пополнилась 111 новыми предприятиями [3, с. 189].

- 73

В начале промышленной революции в японском хозяйстве частные капиталы практически отсутствовали из-за неоконченного процесса первоначального накопления капитала и выгодности ведения ростовщической деятельности с высоким ссудным процентом. Функцию строительства заводов было вынуждено взять на себя государство. Оно «... приглашает европейских инженеров, выписывает европейскую технику и строит «образцовые предприятия.», которые «.должны были служить образцом для частных предпринимателей» [4, с. 164]. После создания благоприятных условий для частного предпринимательства, государственные предприятия постепенно передаются в частные руки.

В этот период японское государство начало создание новых отраслей — судостроительной, стекольной, суконной и других, содержало 10 горных рудников. Оно построило первые телеграфные и железнодорожные линии, организовало геологическую работу.

Взяв на себя обязанность создания крупной промышленности в Японии, государство способствовало экономическому усилению страны. Пришедшая в страну европейская правовая культура способствовала созданию условий для государственной регламентации учетного процесса, выразившихся во внедрении двойной записи в бухгалтерском учете первоначально в банковских учреждениях, а затем в акционерных обществах. В 1872 г. в процессе банковской реформы Национальным банком Японии была подготовлена инструкция о двойной записи хозяйственных операций на счетах, опубликованная впоследствии министерством финансов страны в качестве нормативного документа [12, р. 12].

В 70-х гг. XIX в. в Японии был совершен правительственный переворот — «революция Мэйдзи», реставрировавшая власть императора. Новое правительство, возглавляемое императором Мацухито (1868 — 1911 гг.), поставило перед нацией задачи преобразований в экономике, образовании, политике, решение которых позволяло Японии выйти на передовые мировые позиции. Новая система государственного управления была направлена на усиление государства, унификацию законодательства, создание единой денежной системы, объединение страны. Унификация законодательства осуществлялась посредством разработки норм гражданского, торгового и налогового права, включающих правила ведения бухгалтерского учета и отчетности по образцу европейских стран.

В этот же период была начата банковская реформа, в результате которой были созданы национальные банки. Для привлечения капитала и роста

74 -

предпринимательской активности в 1861 г. была образована первая акционерная компания, опиравшаяся в своей деятельности на государство. Она получила землю и правительственные гарантии в минимальной прибыли в 8 % годовых в течение 10 — 15 лет работы [3, с. 201], а также работала под правительственным контролем.

Спецификой промышленного развития Японии в 1880-х годах было образование монополий, продукция которых успешно конкурировала с иностранным товаром на национальных рынках, а также создание японских монополий — дзай-бацу, включавших предприятия разных отраслей промышленности, банки, торговые компании, компании инфраструктурного характера — судоходные, железнодорожные, автомобильные. Дзайбацу превратились в конгломераты, органически вписывающиеся в культурно-национальную специфику страны не только в отдельных предприятиях, где семейные отношения между сотрудниками в лучшем смысле этого слова были господствующими, но и в компаниях в целом.

Взаимосвязи внутри дзайбацу способствовали созданию закрытой учетной системы, в которой результаты работы всех предприятий, входящих в группу, хорошо известны внутренним пользователям, а отчетность составляется в большинстве для удовлетворения государственных информационных интересов и, прежде всего, налоговых органов.

В исследовании развития системы учетного регулирования Японии необходимо учитывать, что бухгалтерский учет и отчетность, с одной стороны, и система налогообложения, с другой стороны, рассматривались в Японии с конца XIX в. как разные сферы деятельности, хотя и связанные между собой. В 1896 г. в стране введен налог на доходы, в связи с чем бухгалтерская профессия стала иметь две специализации: одна — ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, другая — налогообложение. Таким образом, несмотря на использование в регулировании бухгалтерского учета в Японии опыта стран континентальной Европы, система налогообложения, опирающаяся на бухгалтерскую информацию, носила и носит до сих пор самостоятельный характер, как это принято в странах англо-американской традиции.

Создание социальных предпосылок для перехода на более высокую стадию экономического развития в Японии опиралось на опыт развитых стран, не противоречащий культурным и национальным особенностям страны. Так, образовательная реформа 1872 г. проводилась по французскому типу, конституция 1889 г. явилась близкой германскому

варианту. Такое сочетание западно-европейских образцов «.с сохранением складывающихся веками традиций японского народа, исходило из особенностей национальной психологии.» [3, с. 206].

Патерналистская этика1, ставшая организующим началом экономических и социальных институтов Японии и выражающая культурные идеалы японской нации, послужила «.основой для невиданного в истории экономического взлета в последующие периоды» [3, с. 207].

В конце XIX—начале XX вв. Япония, ставшая на путь милитаризации экономики, стала интенсивно развиваться, что вызвало потребности в законодательном регулировании коммерческой деятельности. В 1878 г. открылись первые фондовые биржи в Токио и Осаке. Для котировки ценных бумаг акционерных обществ, количество которых постоянно росло, в 1890 г. принимается Торговый кодекс, содержание которого было частично заимствовано в европейских странах. Новым законом определялись типы компаний, действующих в стране: частные партнерства, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, а также правила составления отчетности об активах и обязательствах компаний.

В 1895 г. была принята программа хозяйственного развития страны на 10 лет. Развитие тяжелой промышленности в эти годы опиралось на частные капиталы предпринимателей, которые не осуществляли прямое финансирование производства, как в США, Великобритании, европейских странах, а подписывались на государственные займы, получая не только проценты по ним, но и впоследствии сами предприятия за символическую плату. Результатом такой государственной политики стали крупные монополистические объединения, которые смогли противостоять американским компаниям.

В 1901 г. принимается Закон об объединении мелких банков, вследствие чего «.лидирующие позиции в экономике заняла пятерка крупнейших банков...» [3, с. 236]. Результатом усиления экономических позиций банков явилось использование компаниями в качестве основного источника их финансирования — кредитных ресурсов. Динамикой в регулировании бухгалтерского учета и отчетности стало уменьшение показателей работы компаний в отчетности для внешних заинтересованных пользователей.

Анализ регламентирования бухгалтерского учета и отчетности Японии в XIX в. позволяет сделать следующие выводы:

1 Патернализм (от лат. paternus — отцовский, pater — отец) означает опеку старшего над подопечным младшим [6, с. 1162].

1) учетное регулирование сформировалось под воздействием государства, которое, участвуя в коммерческой деятельности и стимулируя развитие отраслей хозяйства, влияло на развитие учета и отчетности;

2) в основу регулирования бухгалтерского учета в стране были положены культурные и национальные традиции;

3) в процессе учетного регулирования был широко использован законодательный опыт стран континентальной Европы и опыт США, Великобритании с условием их соответствия принципам неформальных институтов страны и развития национального хозяйства. Влияние американской практики на содержание законодательных норм, определявших учетные правила в Японии, подтверждается действием в стране института аудиторов, введенных Торговым кодексом (1890 г.). В соответствии с ним данные бухгалтерского учета должны быть обязательно проверены штатными (внутренними) аудиторами. Институт аудита в этот период существовал лишь номинально, и в некоторых публичных компаниях уже в начале XX в. были обнаружены факты мошенничества, что повлекло укрепление института аудиторов.

До 1950 гг. развивался в основном институт внутреннего аудита. После принятия Закона о ценных бумах и биржах аудит стал использоваться для подтверждения достоверности финансовой отчетности, представляемой компаниями, ценные бумаги которых котируются на фондовых биржах.

Период в хозяйственном развитии Японии во время Первой и Второй мировых войн дает основание считать его состояние катастрофическим. В послевоенном возрождении Японии особую роль сыграли США, преследующие геополитические цели в связи с приходом к власти в Китае коммунистов и оккупировавшие страну. США стали проводить в Японии программу экономической стабилизации, что привело к ликвидации дефицита бюджета, оздоровлению финансово-кредитной системы, снижению инфляции. В послевоенный период были законодательно упразднены дзайбацу, и, как отмечают исследователи, «.более выгодным путем получения необходимых средств для большинства компаний было непрямое банковское финансирование, а не прямое финансирование с помощью фондового рынка. Соответственно, консолидированная система учета, характерная для западных компаний (корпораций) в послевоенной Японии не была создана.» [7].

Институт аудиторской службы в этот период также был слабым не только из-за неразвитости

- 75

фондового рынка, но и в связи с ментальностью и культурными традициями японской нации. С 1950 гг., после окончания американской оккупации (1952 г.) продолжилось государственное вмешательство в экономику, выражавшееся в финансовой поддержке ведущих отраслей, возрождении финансово-промышленных групп «кейрецу» (в литературе — «кэйрэцу», «кэйрецу»), успешно работающих в настоящее время.

Для кейрецу как формы организации хозяйственной деятельности и объединения предпринимательских групп (группированных фирм), характерно вертикально-горизонтальное построение, объединенное корпорацией-лидером. В их состав входят разные по размерам и профилю работы организации, объединенные с лидером производственными, финансово-кредитными, акционерными, управленческими, персональными связями. Кейрецу выигрывают в конкуренции по сравнению с другими организационными формами, проникая в смежные области, наукоемкие производства, что ускоряет управленческие решения, обеспечивает оперативный учет перемен в рыночном спросе, стимулирует творческую инициативу работников и др. Компании, входящие в группу, имеют финансово-экономическую самостоятельность и несут индивидуальную ответственность перед владельцами и инвесторами.

В области бухгалтерского учета и формирования отчетной информации подобные тесные взаимосвязи и взаимозависимости не требуют составления детальной отчетности. Данные о финансовых результатах и имущественном состоянии входящих в кейрецу компаний подвержены постоянному контролю, анализу, управляющим корректировкам как индивидуально, так и со стороны компании-лидера.

Государственная поддержка кейрецу и их работа на национальном и международном рынках, как считают ученые, стали важнейшей причиной взлета японской экономики 1950—1970 гг. и появления «японского чуда» [3, с. 329].

Механизм становления современной японской экономики с широким государственным вмешательством, выработкой программ экономического развития страны, следованием крупного бизнеса этим программам определили построение учетной системы и ее тенденции, ориентированные на систему крупных банков и налоговые органы. Крупные банки стали в XX в. основными источниками кредитных ресурсов, а финансово-промышленные группы «кейрецу» владели полной информацией о финансовом и имущественном положении ком-

76 -

паний, входящих в группу. В результате развилась учетная система, которая, на наш взгляд, является еще более закрытой, нежели континентальная модель бухгалтерского учета.

Отчетность японских компаний ориентируется на ее основного внешнего пользователя — налоговые органы. В профессиональной среде бухгалтеров выделяется специализация налоговых агентов для проведения мер по совершенствованию системы налогообложения, разработанных национальным правительством в соответствии с положениями Закона о деятельности налоговых агентов (1942 г.). Такие внутренние пользователи учетной информации, как работники фирм, даже если они выступают акционерами, более пассивны в информационных интересах и потребностях по сравнению с европейскими, а тем более с американскими пользователями, из-за патерналистской ментальности, присущей представителям японской нации.

В послевоенный период в Японии стала развиваться акционерная форма собственности, базирующаяся на взаимном владении акциями компаний, тесно сотрудничающих между собой. В 1947 г. был принят Закон «О ценных бумагах и биржах», содержащий нормы, согласно которым должна формироваться отчетность публичных компаний (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств), ее содержание, проводиться обязательная аудиторская проверка достоверности отчетных данных. Нормы закона были идентичными биржевому законодательству США [7], но имели национальную специфику. Она состояла в том, что отчетность должна представляться не только на фондовую биржу, где ведется торговля ими, но и в правительство Японии.

Профессиональный уровень бухгалтерских кадров начал поддерживаться в стране с середины XX в. В 1948 г., когда США, оккупировав Японию, играли важную роль в развитии ее экономики, по американскому типу был принят Закон «О дипломированных общественных бухгалтерах», а в следующем году эта саморегулируемая профессиональная организация была образована. США, не заинтересованные в развитии национальных институтов, «.постепенно стали оказывать все более значительную экономическую поддержку Японии, активно участвовать в различных преобразованиях...» [9, с. 454]. С этого времени регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Японии стало осуществляться не только для удовлетворения экономических и информационных интересов государства (налоговых, контрольных, аналитических), но и других заинтересованных сторон. Институт

дипломированных общественных бухгалтеров стал заниматься наряду с государственными органами разработкой национальных принципов, стандартов, правил учета и отчетности.

1950—1960 гг. отличались широким распространением государственного планирования индикативного характера, информирующего субъекты хозяйствования о долгосрочных целях государственной социально-экономической политики, совокупности мер для их достижения, позволяющего бизнесу учесть макроэкономические задачи в деятельности рыночных структур. С 1955 г. в Японии было разработано 12 планов по развитию приоритетных направлений в разных отраслях экономики [9, с. 457].

С середины 1950 гг. ведется отсчет японского «экономического чуда», результатом которого послужили самые высокие в мире темпы роста основных экономических показателей. За 1950—1970 гг. среднегодовые темпы увеличения промышленного производства составили около 15 %, по валовому национальному продукту и промышленному производству Япония стала занимать 2-е место в мире [4, с. 230].

Высокий уровень развития национальной экономики сочетался с проблемами в организации аудиторской деятельности, причины которых, на наш взгляд, кроются в небольшой совместимости института аудита с особенностями национальной культуры, психологии, ментальности Японии даже при обязательном независимом аудите только компаний с неоплаченными обычными акциями на сумму 500 млн иен и более и компаний, имеющих сумму обязательств 20 млн иен и более. Независимому аудиту по законодательству подвергаются также взаимные страховые компании, кредитные банки, кредитные кооперативы, трудовые банки. Остальные субъекты хозяйствования аудируются собственными специалистами.

Деятельность дипломированных общественных бухгалтеров, выполняющих услуги внутреннего и внешнего аудита, неоднократно подвергалась критике, а кризисы, которые приводили к банкротству компаний в 1964-1965 гг., 1996-1998 гг., позволили еще раз убедиться в незначительной надежности работы данного института в Японии, несмотря на то, что стандарты и правила аудиторской деятельности были разработаны и стали использоваться в стране более 50 лет назад (в 1950 г.), а аудит корпораций

35-<| 30 25 20 15 10 5 0

_

стал обязательным по нормам Закона «О ценных бумагах и биржах» с 1951 г.

Считается, что недостатки и низкое качество аудиторской деятельности в Японии обусловлены жестким правительственным контролем за деятельностью специальных корпораций, занимающихся аудитом и объединяющих дипломированных общественных бухгалтеров, отсутствием влияния на процесс реформирования системы учета и аудита практикующих специалистов. Попытки создания такой же системы внешнего и внутреннего аудита, как в США и Великобритании, несмотря на значительную организационную работу и высокие трансакционные издержки, которые несут государственные органы и бизнес Японии, часто не вписываются в специфику японской национальной и корпоративной культуры и терпят во многом неудачу.

Регулирование бухгалтерского учета и отчетности в стране обусловлено также спецификой движения капитала. В послевоенные годы наблюдался незначительный объем экспорта капитала, страна самостоятельно за счет собственного капитала развивала экономику. С 1980 гг. возросли экспортные возможности японского капитала, в особенности посредством прямых инвестиций транснациональных корпораций, что подтверждается данными динамики прямых зарубежных инвестиций, представленными на рис. 1.

Данные о прямых зарубежных инвестициях Японии в 1998-2004 гг. свидетельствуют об их значительной величине (в 1998 г. — 24,2 млрд долл., 2000 г. - 31,6, 2002 г. - 32,0, 2004 г. - 31,0 млрд долл.), которая наряду с суммой портфельных зарубежных инвестиций составляет значительную величину и позволяет утверждать о превращении Японии в «кредитного колосса». Как отмечает д. э. н., научный сотрудник Исследовательского института

I

к

□ Экспорт ■ Импорт

1998 г.

2000 г.

2002 г.

2004 г.

Рис. 1. Экспорт и импорт прямых инвестиций Японии в 1998-2004 гг., млрд долл. [2, с. 48; 10, с. 88]

при университете Seinan Gakuin (Токио, Япония) А. Д. Бородаевский: «.Япония начала получать более крупные нетто-доходы от своих заграничных инвестиций (в виде процентов, дивидендов и др.), чем от товарной торговли. В 2005 г. чистое превышение доходов от заграничных инвестиций над подобными же расходами.впервые оказалось больше активного сальдо торгового баланса на целый триллион иен» [1, с. 19].

Ввоз иностранного капитала в Японию до сих пор остается незначительным и даже падает. Так, в 2004 г. по сравнению с 2002 г. сумма прямого иностранного капитала, поступившая в Японию, уменьшилась с 9,1 до 7,8 млрд долл., что составило 1,3 млрд долл. (см. рис. 1). Иностранный капитал составляет менее 4 % в общей сумме акционерного капитала страны [4, с. 235]. Причиной этого послужило то, что в послевоенные годы японские корпорации развивались без помощи иностранных инвесторов. После первых экономических успехов в стране были приняты законы, затрудняющие иностранные инвестиции, а после отмены запретов в отдельных отраслях «...оказалось, что...позиции японских предпринимателей настолько сильны, что иностранцам там делать явно нечего» [4, с. 235].

Бухгалтерская отчетность для акционеров компаний Японии, работающих на рынках капитала, представляется раз в квартал, но степень детализации отчетности недостаточна по сравнению с западными стандартами прозрачности [8, с. 444].

Содержание отчетности публичных компаний Японии, степень их детализации, принципы составления, отличающиеся от принятых в англо-американской практике, имеют объективные основания, базирующиеся на своеобразии форм собственности, специфике взаимоотношений японских корпораций с банками и аффилированными компаниями, строящимися по схеме кейрецу. Организационная форма кейрецу предполагает перекрестное участие связанных субъектов хозяйствования в акционерном капитале. До недавнего времени «.в японских корпорациях вообще отсутствовало понятие «акционера» в его западном значении» [8, с. 420].

Перекрестное участие в компании опосредовано национальными особенностями формирования собственности, возникшими под влиянием культурных традиций нации. Эти традиции органически вписаны, соответствуют как важнейший неформальный институт государства порядку регулирования бухгалтерского учета и отчетности, содержанию их стандартов. Японская система учетной регламентации больше соответствует

78 -

континентальной модели бухгалтерского учета, основанной на правовых нормах прямого действия, а также широком участии государства во всех изменениях в учетной системе. Историческое участие в процессе регулирования бухгалтерского учета и отчетности США повлекло реформирование содержания учетной деятельности во многих ее проявлениях. Однако культурные и национальные особенности этноса, генерируемые на протяжении веков и способствующие его выживанию во внешней среде, принимают только те изменения, которые органически вписываются в общую институциональную среду, защищая экономические интересы нации.

Бухгалтерский учет, содержание отчетности, процесс их стандартизации в Японии опосредован тесными взаимосвязями компаний с банками. Как отмечают ученые, «.финансовые отделы японских корпораций в основном находятся в зависимом положении, и их функции выполняются внешними финансовыми учреждениями, чаще всего главными банками» [8, с. 421]. Например, кейрецу Mitsubishi возглавляется Tokio-Mitsubishi Bank и Mitsubishi Corporation. Деловое сотрудничество с кредитными учреждениями выступает объективным ограничителем содержания бухгалтерской отчетности, снижая трудоемкость учетного регулирования, включая стандартизацию отчетности и ее составление.

Развитие процесса регулирования бухгалтерского учета и отчетности Японии опирается на механизм инвестиционной политики, преобладающий в стране. На процесс учетного регулирования в Японии меньшее влияние, чем в других странах, оказывают тенденции изменений в учете и отчетности, происходящие в мировой практике. Этим обстоятельством, наряду с другими, представленными ранее, определяется развитие учетного процесса.

Япония как одна из наиболее экономически развитых стран, активно участвующая в мировых преобразованиях, в процессе регулирования бухгалтерского учета и отчетности занимается разработкой национальных стандартов, которые способствуют отражению в учете полной информации: по слияниям и поглощениям компаний, использовании рыночной стоимости при оценке активов, составлению консолидированной отчетности, учету операций в иностранной валюте, раскрытию информации по сегментам деятельности, связанным сторонам, рыночной стоимости ценных бумаг, представленным на фондовой бирже, учету финансовых инструментов и др.

Учетные стандарты Японии известны под названием Общепринятые принципы бухгалтерского учета Японии (Japanese GAAP). Формированием стандартов в стране занимаются как государственные органы в лице Агентства по финансовым услугам, руководимого канцелярией премьер-министра Японии, так и независимые негосударственные организации.

С 2001 г в стране действуют такие независимые негосударственные организации, как Организация по стандартам финансовой отчетности и Японский совет по стандартам бухгалтерского учета, функциями которых служат достижение соответствия стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принятие новых национальных стандартов, пересмотр действующих правил учета и отчетности, а также формирование их разъяснений.

Регулирование японской национальной системы бухгалтерского учета и отчетности основывается на ее культурных, экономических и национальных особенностях, которые в течение длительного времени сформировали соответствующую учетную систему, опирающуюся на специфику инвестиционной деятельности, организационные формы хозяйствования (кейрецу), особенности импорта и экспорта капитала. Национальная учетная система, вобравшая организационные, технические и методологические механизмы, используемые континентальной и англоамериканской моделями учетной системы, с опорой на культурную, историческую, национальную, экономическую специфику развивается, соответствуя другим неформальным и формальным институтам государства, избегая институциональных ловушек, обеспечивая экономические интересы страны. Что касается внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), то в стране ведется работа по сближению национальных учетных стандартов со стандартами США и МСФО. Однако, как отмечено в докладе «GAAP-2002: конвергенция», подготовленном ведущими аудиторскими компаниями, Япония отнесена к странам, которые не имеют намерения вводить МСФО.

В настоящее время среди специалистов Японии дискуссируется вопрос о внедрении МСФО в стране для составления корпоративной финансовой отчетности. В середине февраля 2009 г. под руководством Управления по финансовым услугам состоялось совещание, участники которого пришли к следующим выводам [5]: • использование МСФО в Японии возможно на добровольной основе для составления консолидированной отчетности только по публичным компаниям;

• применение МСФО на добровольной основе возможно не ранее, чем за отчетные периоды, оканчивающиеся 31 марта 2010 г.;

• ранее указанные мероприятия по внедрению МСФО могут быть осуществлены после тщательного анализа.

Таким образом, Япония в отличие от России не спешит с использованием положений МСФО. Решения об их применении в условиях множественной конвергенции международных стандартов с US GAAP, осуществляемой в последнее время и близких Японии, пока не приняты. Цель отчетности по МСФО не соответствует цели отчетности в Японии, имеющей более ограниченный состав внешних пользователей и их информационных потребностей, а расходы по составлению отчетности по МСФО существенны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 4. - С. 18-28.

2. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. д-ра экон. наук, проф. И. П. Фаминского. - М.: Республика. 2004. - 448 с.

3. История экономики: учебник / Под общ. ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М. 2007. - 416 с.

4. Конотопов М. В. История экономики зарубежных стран: учебник для вузов / М. В. Конотопов, С. И. Сметанин. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС. 2006. - 320 с.

5. МСФО идут в Японию // URL:http: // www.GAAP. ru.

6. Российский энциклопедический словарь: в 2-х кн. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - Кн. 2. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2001. - 2015 с.

7. Редченко К. Бухгалтерский учет и аудит в Японии // URL:http://www. cfin.ru /ias/japan.shtml.

8. Сатклиф М, Доннелан М. Эффективная финансовая деятельность. Секреты финансовых директоров / Пер. с англ. Д. А. Куликова; под общ. ред. Д. П. Рябых. - М.: Вершина. 2009. - 496 с.

9. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие / Под ред. проф. М. Н. Чепурина. - 5-е изд., стер. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ». 2004. - 496 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Фаминский И. П. Глобализация - новое качество мировой экономики. - М.: Магистр. 2009. - 397 с.

11. Япония: экономика, общество и научно-технический прогресс. - М.: Издательство «Наука», 1988. - 287 с.

12. Comeya K. Japanese Accounting. - New York: Oxford University Press. 1996. - 332 p.

- 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.