Научная статья на тему 'Императив экологической безопасности в парадигмах социально-экономического развития государств Юго-Восточной Азии'

Императив экологической безопасности в парадигмах социально-экономического развития государств Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
408
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» / ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / SOUTHEAST ASIA / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / PARADIGM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / GREEN ECONOMY / IMPERATIVE OF ENVIRONMENTAL SECURITY / CLIMATE CHANGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нгуен Нгок Ань, Ву Куанг Хуан

В статье рассматриваются концептуально-правовые основы обеспечения экологической безопасности в странах Юго-Восточной Азии. Экологическая деградация обусловливается процессом индустриализации и демографическим ростом в регионе. На основе обзора национальных планов развития и законодательных актов стран Юго-Восточной Азии делается вывод о том, что императив экологической безопасности занимает принципиально важное место в новой парадигме социально-экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SECURITY IMPERATIVE IN THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT PARADIGMS OF THE SOUTHEAST ASIAN NATIONS

The article deals with the conceptual and legal basics of ensuring environmental security in Southeast Asian nations. Environmental degradation is caused by industrialization process and population growth in the region. On the basis of review of national development plans and of legislative acts of countries of Southeast Asia, it is concluded that environmental security imperative is an important part of new social and economic development paradigm.

Текст научной работы на тему «Императив экологической безопасности в парадигмах социально-экономического развития государств Юго-Восточной Азии»

© Нгуен Нгок Ань, Ву Куанг Хуан, 2014

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

УДК 341.1/8 ББК 67.9

ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАРАДИГМАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Нгуен Нгок Ань

Аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов ngocanh31283@yahoo .com

ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация

Ву Куанг Хуан

Аспирант кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского государственного университета,

сотрудник Аппарата Министерства общественной безопасности Вьетнама quanghuan468@yahoo.com.vn, kmp@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются концептуально-правовые основы обеспечения экологической безопасности в странах Юго-Восточной Азии. Экологическая деградация обусловливается процессом индустриализации и демографическим ростом в регионе. На основе обзора национальных планов развития и законодательных актов стран Юго-Восточной Азии делается вывод о том, что императив экологической безопасности занимает принципиально важное место в новой парадигме социально-экономического развития.

Ключевые слова: Юго-Восточная Азия, устойчивое развитие, парадигма социально-экономического развития, «зеленая экономика», императив экологической безопасности, изменение климата.

Нередко в судебной практике России и ные с правовой защитой экологической сре-

других стран возникают вопросы об экологи- ды. Экологическая деградация требует от нас

ческих правонарушениях и вопросы, связан- пересмотреть парадигму социально-экономи-

ческого развития. Цель данной статьи - проанализировать, как данные задачи решаются в странах Юго-Восточной Азии.

Осознавая экологические последствия экстенсивного экономического развития, страны Юго-Восточной Азии пришли к выводу о необходимости перехода к «зеленой экономике». Постараемся охарактеризовать императив экологической безопасности в стратегии социально-экономического развития по странам Юго-Восточной Азии. Уровень социально-экономического развития стран региона Юго-Восточной Азии разный. Его можно делить на несколько групп на основе критериев (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития) [8]: первая группа - высокий уровень социально-экономического развития: Сингапур и Бруней; вторая группа - средний уровень социально-экономического развития: Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Вьетнам; третья группа - низкий уровень социально-экономического развития: Камбоджа, Мьянма, Лаос и Восточный Тимор.

В странах первой группы власть предприняла достаточно эффективные меры по сохранению и защите окружающей среды. Поэтому уровень экологического загрязнения в этих странах меньше общерегионального уровня.

Бруней. В стране в 2008 г. была выработана стратегия социально-экономического развития на 2035 г. «Национальное видение 2035 г.» [3]. Данный документ определяет 8 стратегических направлений: образование, экономика, безопасность, институциональный механизм, развитие местного бизнеса, развитие инфраструктуры, социальная безопасность, окружающая среда. Экологическая стратегия должна обеспечить сохранение природной среды и культурного обитания. Она обеспечит здоровье населения в соответствии с самыми высокими международными стандартами.

Сингапур. Парадигма социально-экономического развития страны, с учетом императива экологической безопасности, находит отражение в «“Зеленом” Плане 2012 г.» [11], который является новой вехой в реализации стратегии устойчивого развития Сингапура. Стратегия экономического развития страны разработана так, чтобы получение экономи-

ческой выгоды от природных ресурсов не должно было производиться за счет будущих поколений сингапурцев. Для эффективного обеспечения экологической безопасности страны необходимо внедрять инновационные экологические технологии.

Анализ стратегии социально-экономического развития стран первой группы позволяет прийти к выводу: обеспечение экологической безопасности было, остается и будет оставаться приоритетной задачей. Высокий уровень социально-экономического развития позволяет странам эффективно включать экологические императивы в стратегии своего развития.

Вторая группа стран Юго-Восточной Азии - это страны со средним уровнем социально-экономического развития.

Таиланд. Курс развития страны подробно описан в 11-м Плане социально-экономического развития, рассчитанном на 20122016 гг. [14]. В нем закрепляются 6 стратегий развития: 1) создание справедливого общества; 2) человеческое развитие; 3) укрепление сельского хозяйства, продовольственной и энергетической безопасности; 4) реструктуризация экономики; 5) региональное соединение для социальной и экономической безопасности; 6) управление природными ресурсами и окружающей средой. В соответствии со ст. 67 Конституции Королевства Таиланда «любой проект или деятельность, которые могут серьезно затронуть качество окружающей среды, природных ресурсов и биологического разнообразия, не должны разрешаться» [1, с. 228].

Малайзия. В настоящее время в Малайзии реализуется 10-й национальный план развития на период 2011-2015 годов [12]. Экологический аспект стратегии национального развития отражен в главе 6 - «создание окружающей среды, улучшающей качество жизни». Государственная политика в области экологической безопасности реализуется на правовой основе. Одним из важных признан Закон Малайзии о качестве окружающей среды 1974 г. [6].

Индонезия. Среднесрочный план [2] содержит 10 пунктов национального развития на период 2010-2014 годов. Разработано 8 миссий национального развития, одной из них признается обеспечение устойчивой экономики

Индонезии. Данная миссия состоит в управлении процессом развития для поддержания баланса использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. О важности императива экологической безопасности в парадигме социально-экономического развития Индонезии свидетельствует организуемая по инициативе страны первая региональная конференция по проблемам экологической безопасности в Юго-Восточной Азии. В конференции принимали участие представители 13 стран (США, Китай, Австралия и все страны региона, за исключением Брунея).

Филиппины. В соответствии с Политикой национальной безопасности страны на 20112016 гг. [10] стратегическими проблемами безопасности являются изменение климата и глобальное потепление, деградация окружающей среды, природные бедствия и кризисы. План развития Филиппин предусматривает конкретные законодательные меры по обеспечению экологической безопасности. В 2011-2016 гг. намечено принять 19 законодательных актов в сфере окружающей среды и ратифицировать Запретительную поправку к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Вьетнам. Согласно Резолюции седьмого Центрального комитета XI Съезда Коммунистической партии Вьетнама 5-11 мая 2013 г. противодействие изменению климата, повышение эффективности управления природными ресурсами и охрана окружающей среды признаются особо важными проблемами, влияющими на устойчивое развитие страны [18]. Они отражены в Стратегии социальноэкономического развития Вьетнама на период 2011-2020 годов [15]. На основе этой Стратегии от 25 сентября 2012 г. Председатель Правительства Вьетнама утвердил Национальную стратегию зеленого роста на 20112020 гг. и на видение до 2050 года [16]. В Конституции Вьетнама от 2013 г. [17] уделено внимание решению экологических проблем. В частности, по сравнению с Конституцией Вьетнама от 1993 г., были добавлены ст. 43 об экологическом праве, обязанностях граждан и ст. 63 об охране окружающей среды.

Общая черта стран второй группы состоит в том, что индустриализация перевела их из числа бедных в разряд стран со средним

уровнем дохода на душу населения. Перед ними стоит выбор между продолжением пути развития ресурсоемкой экономики и переходом к зеленой, высокотехнологичной экономике. В планах экономического развития данные страны заявили о переходе к устойчивому развитию с учетом императива экологической безопасности. Этот переход требует реструктуризации национальной экономики, сопровождаемой созданием организационно-правовой основы развития чистых технологий.

Переходим к странам третьей группы.

Камбоджа. В ст. 59 Конституции Камбоджи от 1993 г. записано: государство защищает окружающую среду, поддерживает баланс богатства природных ресурсов и создает четкий план использования земли, воды, воздуха, ветра, недр, экологических систем, энергию, газа, песка, камней, леса и лесных продуктов, природного мира, рыбных и водных ресурсов [1, с. 63]. В Стратегическом плане развития Камбоджи на период 2014-2018 гг. [7, с. 4] поставлена цель расширения лесного покрова до 60 % площади страны и предоставления кредиторам квот по выбросу парниковых газов.

Мьянма. Вице-президент страны, выступая на церемонии, посвященной Всемирному дню окружающей среды в 2013 г., отметил, что Мьянма предпринимает меры по поддерживанию баланса экономического развития страны и охраны окружающей среды. Государственная экологическая политика получила закрепление в правовых документах. Статья 45 Конституции Республики «Союз Мьянма» от 2008 г. гласит, что «Союз защищает и охраняет окружающую природную среду». Согласно ст. 390 Конституции каждый гражданин обязан содействовать Союзу в охране окружающей среды, защите и сохранении культурного наследия [5].

Лаос. В июле 2011 г. Национальное собрание Лаоса приняло седьмой пятилетний национальный план социально-экономического развития на период 2011-2015 годов [9]. Перед страной поставлена задача обеспечения устойчивого развития и экономического роста, культурного и социального прогресса с сохранением природных ресурсов и охраной окружающей среды. Согласно ст. 17 Конституции Лаоса от 1991 г. [4] все организации и граждане обязаны защищать окружающую

среду и природные ресурсы: землю, недра, леса, фауну, водные и воздушные ресурсы.

Восточный Тимор. В Плане развития на 2011-2030 гг. [13] отмечается, что жители страны жили в гармонии с окружающей средой и использовали ее для поддержки их семей. Но назрела необходимость обновления основных законов и нормативных актов, касающихся охраны окружающей среды. Во-первых, нужно эффективно применять все экологические законы, регламенты и создавать комплексное экологическое законодательство, отвечающее положениям Конституции и международным стандартам. В перспективе принятие экологического основного закона создаст правовой механизм защиты и сохранения окружающей среды.

Страны третьей группы объединены общим желанием использовать свои богатые природные среды в ускорении экономического роста и процесса перехода из разряда бедных стран в страны со средним уровнем социально-экономического развития. Несмотря на то что все эти страны включили задачи охраны окружающей среды в свои стратегии развития, перед ними стоит большая опасность превратить свою национальную экономику в ресурсоемкую экономику с высоким уровнем деградации окружающей среды.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время в странах Юго-Восточной Азии формулируются концептуально-правовые основы обеспечения экологической безопасности. Обзор национальных планов развития и законодательных актов стран Юго-Восточной Азии, в том числе Вьетнама, позволяет нам сформулировать вывод о том, что императив обеспечения экологической безопасности занимает принципиально важное место в их новой парадигме социально-экономического развития. Их экологическая политика получает свое правовое закрепление и реализуется на практике.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Высторобца, Е. А. Экологические положения конституций / Е. А. Высторобца. - М. ; Уфа : МИРмпОС : Центр интерэкоправа ЕврАзНИИПП, 2012. - 385 с.

2. Appendices - Regulation of the president of the republic of Indonesia number 5 of 2010 regarding

national medium-term development plan 2010-2014. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www. uncsd2 0 12.org/index.php? page = view&type=99&nr= 167&menu= 137. - Title from screen.

3. Brunei Darussalam’s National Vision 2035 / Wawasan Brunei 2035. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.bedb.com.bn/why_wawasan 2035.html. - Title from screen.

4. Constitution of Lao Democratic Republic. -Electronic text data. - Mode of access: http:// www. na. gov. la/index. php?option=com_ content&view=category&id=35:constitution-of-lao-pdr&lang=en. - Title from screen.

5. Constitution of the Republic of the Union of Myanmar 2008. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.burmalibrary. org/docs5/Myanmar_ Constitution-2008-en.pdf. - Title from screen.

6. Environmental quality Act 1974. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.agc.gov.my/ Akta/Vol.%203/Act%20127.pdf. - Title from screen.

7. Guidelines for formulating national strategic development plan. - Electronic text data. - Mode of access: http://www. mop. gov.kh/LinkClick. aspx? fileticket=NcjP4eIPYmI%3D&tabid=36&mid=699. -Title from screen.

8. Human Development Report 2013. The Rise of the South: Human Progress in a diverse world. -Electronic text data. - Mode of access: http:// hdr.undp.org/sites/default/files/reports/14/ hdr2013_en_complete.pdf. - Title from screen.

9. National seventh five-year national socioeconomic development plan (2011-2015). - Electronic text data. - Mode of access: http://www.undp.org/ content/dam/laopdr/docs/ Reports%20and%20publications/ LA_7th%20NSEDP_Eng.pdf. - Title from screen.

10. Philippines national security policy 20112016: securing the gains of democracy. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.gov.ph/ downloads/2011/08aug/NATI0NAL-SECURITY-P0LICY-2011-2016.pdf. - Title from screen.

11. Singapore Green Plan 2012. - Electronic text data. - Mode of access: http://app.mewr.gov.sg/ data/ImgCont/1342/sgp2012_2006edition.pdf. - Title from screen.

12. Tenth Malaysia Plan 2011-2015. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.epu.gov.my/ epu-theme/RMKE10/rmke10_english.html. - Title from screen.

13. Timor-Leste Strategic development plan 2011-2030. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.tls.searo.who.int/LinkFiles/ Home_NATIONAL_STRATEGIC_DEVELOPMENT_PLAN_2011-2030.pdf. - Title from screen.

14. The Thailand eleventh national economic and social development plan (2012-2016). - Electronic text

data. - Mode of access: http://www.nesdb.go.th/Portals/ 0/news/plan/p11/Plan11_eng.pdf. - Title from screen.

15. Chien luoc phat trien kinh te-xa hoi Viet Nam giai doan 2011-2020. - Electronic text data. - Mode of access: http://123.30.190.43:8080/tiengviet/ tulieuvankien/vankiendang/details.asp?topic= 191&subtopic=8&leader_topic=989&id=BT531160686. -Title from screen.

16. Chien luoc quoc gia ve tang truong xanh thoi ky 2011-2020 va tam nhin den nam 2050 / Quyet dinh so 1393/QD-TTg ngay 25/09/2012. - Electronic text data. - Mode of access: http://datafile.chinhphu.vn/ file-remote/DownloadServlet?filePath=vbpq/2012/09/ 1393.pdf. - Title from screen.

17. Hien phap Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam nam 2013. - Electronic text data. - Mode of access: http://vbpl.vn/TW/Pages/vbpq-toanvan.aspx? ItemID=32801&Keyword=. - Title from screen.

18. Nghi quyet so 24-NQ/TW ngay 3/6/2013 Hoi nghi Trung uong 7 khoa XI ve chu dong ung pho voi bien doi kh hau, tang cuong quan ly tai nguyen va bao ve moi truong. - Electronic text data. - Mode of access: http://baodientu.chinhphu.vn/Home/Nghi-quyet-Trung-uong-7-ve-BDKH-tai-nguyen-va-moi truong/20136/170315.vgp. - Title from screen.

REFERENCES

1. Vystorobtsa E.A. Ekologicheskie polozheniya konstitutsiy [Ecological Provisions in Constitutions]. Moscow, Ufa, MIRmpOS, Tsentr interekoprava EvrAzNIIPP, 2012. 385 p.

2. Appendices - Regulation of the president of

the republic of Indonesia number 5 of 2010 regarding national medium-term development plan 2010-2014. Available at: http://www.uncsd2012.org/

index.php?page=view&type=99&nr=167&menu=137.

3. Brunei Darussalam’s National Vision 2035. Wawasan Brunei 2035. Available at: http:// www.bedb.com.bn/why_wawasan2035.html.

4. Constitution of Lao Democratic Republic. Available at: http://www.na.gov.la/index.php? option=com_content&view=category&id=35:constitution-of-lao-pdr&lang=en.

5. Constitution of the Republic of the Union of Myanmar 2008. Available at: http://www.burmalibrary. org/docs5/Myanmar_Constitution-2008-en.pdf.

6. Environmental quality Act 1974. Available at: http: //www. agc. gov. my/ Akta/Vol. %203/ Act%20127.pdf.

7. Guidelines for formulating national strategic development plan. Available at: http://www.mop. gov.kh/LinkClick.aspx?fileticket = NcjP4eIPYmI%3D&tabid=36&mid=699.

8. Human Development Report 2013. The Rise of the South: Human Progress in a diverse world. Available at: http://hdr.undp.org/sites/default/files/ reports/14/hdr2013_en_complete.pdf.

9. National seventh five-year national socioeconomic development plan (2011-2015). Available at: http: //www. undp. org/content/dam/laopdr/docs/ Reports%20and%20publications/ LA_7th%20NSEDP_Eng.pdf.

10. Philippines national security policy 20112016: securing the gains of democracy. Available at: http://www.gov.ph/downloads/2011/08aug/ NArI0NAL-SECURlTY-P0LICY-2011-2016.pdf.

11. Singapore Green Plan 2012. Available at: http:/ /app.mewr.gov.sg/data/ImgCont/13 42/ sgp2012_2006edition.pdf.

12. Tenth Malaysia Plan 2011-2015. Available at: http: //www. epu. gov. my/epu-theme/RMKE 10/ rmke 10_english.html.

13. Timor-Leste Strategic development plan 20112030. Available at: http://www.tls.searo.who.int/ LinkFiles/Home_NATIONAL_STRATEGIC_ DEVEL0PMENT_PLAN_2011-2030.pdf.

14. The Thailand eleventh national economic and social development plan (2012-2016). Available at: http://www.nesdb.go.th/Portals/0/news/plan/p11/ Plan11_eng.pdf.

15. Chien luoc phat trien kinh te-xa hoi Viet Nam giai doan 2011-2020 [Development Strategy of Socio-Economic Vietnam for 2011-2020]. Available at: http://123.30.190.43:8080/tiengviet/tulieuvankien/ vankiendang/details.asp?topic=191&subtopic=8& leader_topic=989&id=BT531160686.

16. Chien luoc quoc gia ve tang truong xanh thoi ky 2011-2020 [The National Strategy for Green Growth in the 2011-2020 and vision to 2050. Decision no 1393/QP-TTg dated 25.09.2012.]. Available at: http://datafile.chinhphu.vn/file-remote/DownloadServlet?filePath=vbpq/2012/09/ 1393.pdf.

17. Hien phap Cong hoax a hoi chu nghia Viet Nam nam 2013 [Constitution of the Socialist Republic of Vietnam 2013]. Available at: http://vbpl.vn/TW/ Pages/vbpq-toanvan.aspx?ItemID=32801&Key word=.

18. Nghi quyet so 24-NQ/TW ngay 3/6/2013 Hoi nghi Trung uong 7 khoa XI ve chu dong ung pho voi bien doi khi hau, tang cuong quan ly tai nguyen va bao ve moi truong [Resolution no. 24-NQ/TW dated 06.03.2013 of 7th Central Conference Session XI to proactive respond to climate change, strengthen resource management and environmental protection]. Available at: http://baodientu.chinhphu.vn/Home/ Nghi-quyet-Trung-uong-7-ve-BDKH-tai-nguyen-va-moi truong/20136/170315.vgp.

ENVIRONMENTAL SECURITY IMPERATIVE IN THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT PARADIGMS OF THE SOUTHEAST ASIAN NATIONS

Nguen Ngok An

Postgraduate Student, Department of International Law,

Peoples’ Friendship University of Russia ngocanh31283@yahoo .com

6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation

Vu Kuang Khuan

Postgraduate student, Department of Constitutional and Municipal Law,

Volgograd State University,

Administration worker of Ministry of Public Security of Vietnam

quanghuan_468@yahoo.com.vn, kmp@volsu.ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article deals with the conceptual and legal basics of ensuring environmental security in Southeast Asian nations. Environmental degradation is caused by industrialization process and population growth in the region. On the basis of review of national development plans and of legislative acts of countries of Southeast Asia, it is concluded that environmental security imperative is an important part of new social and economic development paradigm.

Key words: Southeast Asia, sustainable development, paradigm of social and economic development, green economy, imperative of environmental security, climate change.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.