Научная статья на тему 'ИМПАКТ-КИНО КАК УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ'

ИМПАКТ-КИНО КАК УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импакт-кино / влияние / импакт-контент / убеждающая коммуникация / фильм / подражание / impact cinema / influence / impact content / persuasive communication / film / imitatio

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Чернова

В данной статье было рассмотрен термин «импакт-кино». Было изучено, то, как можно воздействовать через фильмы на людей и то на сколько распространён данный контент. Также изучена теория Келмана о функциональной модели убеждения, был рассмотрен проект «ЛАМПА», а также выдвинуто предположение о негативном влиянии фильмов. Проведено исследование, где были выявлены некоторые фильмы, которые можно отнести к импакт-кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT CINEMA AS A PERSUASIVE COMMUNICATION

In this article, the term "impact cinema" was considered. It was studied how people can be influenced through films and how widespread this content is. Kelman's theory of the functional model of persuasion was also studied, the LAMP project was considered, and an assumption was made about the negative impact of films. A study was conducted where some films that can be attributed to impact cinema were identified.

Текст научной работы на тему «ИМПАКТ-КИНО КАК УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

ИМПАКТ-КИНО КАК УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ А.А. Чернова, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-206-209

Аннотация. В данной статье было рассмотрен термин «импакт-кино». Было изучено, то, как можно воздействовать через фильмы на людей и то на сколько распространён данный контент. Также изучена теория Келмана о функциональной модели убеждения, был рассмотрен проект «ЛАМПА», а также выдвинуто предположение о негативном влиянии фильмов. Проведено исследование, где были выявлены некоторые фильмы, которые можно отнести к импакт-кино.

Ключевые слова: импакт-кино, влияние, импакт-контент, убеждающая коммуникация, фильм, подражание.

Прежде чем приступить к обсуждению проблемы, стоит разобраться с определениями убеждающая коммуникация и им-пакт-кино. Убеждающая коммуникация является видом общения, цель которого состоит в изменении в некоторой степени, имеющейся у человека определенной системы ценностей, в ситуации, когда он оказывает противодействие предлагаемым изменениям, считая эти изменения неприемлемыми для себя. С английского языка «impact» - влияние, следовательно, им-пакт-кино представляет из себя картины, жизненные истории, которые положительно сказываются на зрителях и оказывает какое-либо влияние на их жизнь. Импакт-контент - это медийный продукт, который способен вызывать позитивные изменения в сознании людей и, как следствие, в обществе.

Теоретический анализ

Кино играет важную роль в жизни современного общества и оказывает сильное влияние на формирование каких-либо ценностей, например, начинается процесс подражания у людей, замотивированных фильмом. Например, можно обратиться к выводу из работы Бессчастной А.М. и Горшкова В.Е., где говорится, что «при создании документального фильма собственное видение автора в любом случае будет играть большую роль и что полной беспристрастности, абсолютной объективности освещения событий достичь невозможно. Так или иначе, режиссер будет де-

монстрировать свою точку зрения, стремясь донести и убедить в ней своего зрителя» [1]. Это может сказать нам о том, что как бы режиссер не старался искоренить манипуляцию в фильме или не вносить какие-то вправки, то все равно это происходит, можно сказать, что у каждого автора есть свой «почерк» работ.

Импакт-кино является большим «рычагом» влияния на разные слои общества, что может позволить легко манипулировать обществом. Положительное кино, призывающее к чему-либо, может «оказывать положительное влияние на становление их взглядов, суждений и ценностных ориентаций, что в будущем принесет свои положительные плоды в виде поколения физически здоровых и социально ответственных людей» [2].

На вопрос «как работает импакт-кино?» Тихонова С.В. в своей работе пишет: «Фактически используется механика рекламного объявления, не только сообщающая о нужном реципиенте объекте, но и одновременно обучающая доступу к нему и снимающая страхи, связанные с новизной доступа. Такая первичная коммуникация превращает локальный поведенческий акт в триггер включения в заинтересованное сообщество и локальную социальную активность, по отношению к которым мировоззренческие изменения скорее вторичны» [3]. Так же важно отметить, что киноиндустрия может и негативно влиять на индивида/общества, используя скрытую

рекламу, например, табачные компании «по привлечению большего количества покупателей является так называемая социальная политика - использование средств массовой информации, художественной литературы, кино и т.д. в целях формирования у людей положительной оценки образа курильщика» [4].

Обратимся к теории Келмана о функциональной модели убеждения. Он рассматривает сдвиг и формирование установок через призму влияния. Келман выделяет три процесса социального влияния:

1. Согласие. Это, когда индивид принимает публично чье-либо мнение, установки, поведение при этом сам не зная, насколько это можно назвать справедливым, верным. Это делается для избегания лишних проблем или ради кого-то вознаграждения, иначе социально одобряемое действие. Возникает при обязательным важным выбором. Источник, который предоставляет выбор имеет «рычаги» влияния.

2. Идентификация, когда индивид принимает установки, мнение, поведение лично или публично. Он верит в это мнение и принимает его для сохранения каких-либо взаимоотношений с индивидом, оказывающим влияние. Источник информации привлекателен, если он занимает определенную роль и качества, которые хотел бы поддержать индивид, либо иметь их у себя.

3. Интернализация - это, когда индивид искренне верит в мнение, установки, поведение и наградой для него является справедливость. В этом случае, индивид воспринимает принятие влияния как средство укрепления своих внутренних ценностей [5].

Говоря о кино, можно сказать, что некоторые индивиды прибегают к такому процессу влияния как «согласие». Они подражают фильму не потому, что прониклись и им он понравился, а они меняется, потому что эта позиция социально одобряема. Процесс «идентификации», здесь индивида уже привлекают персонажи, история. Влияние оказывается, потому что зритель желает поддерживать связь с фильмом и персонажами. Третий процесс

«интернализация» говорит нам о то, что индивид, действительно, может измениться после фильма, так как будет считать действия главного героя или второстепенного героя положительными и справедливыми.

Рассмотрим такой проект как импакт-кино «Лампа». ««ЛАМПА» - это система социокультурных событий, позиционирующих добровольчество и благотворительность на разных площадках и для различной аудитории». «Фильмы «ЛАМПЫ» никогда не подходили под понятие «кино на вечер». Несущие в себе социальную составляющую, они становились предметом обсуждения для неравнодушных людей, вовлекали в решение проблем целые волонтерские движения или предлагали совершенно новую технологию действенных изменений. Таким образом кино становится ресурсом социальных изменений, диктует новые форматы поведения в обществе» [6]. Данный проект направлен на различных кинорежиссёров и их киноработ об историях простых людей, которые смогли своим упорством изменить мир к лучшему. Этот проект о фильмах, которые растопят сердца людей и привьет новые ценности, изменит отношение к миру.

По данным исследования Национальной медиа группы зритель импакт-кино молодеет. 70% молодёжи до 24 лет (от 18 до 24 лет) говорят, что они принимают какие-то решения в своей жизни, основываясь на том, что они увидели в контенте. Молодое поколение ищет интересный и «глубокий» контент и выбирает для этого разные площадки. Как результат, рост молодежных добровольческих групп, стремительно растущее количество новых благотворительных организаций. В целом, как отмечает Национальная медиа группа, 59% россиян считает, что кино должно менять общество, а среди самых значимых тем кинозрители отмечают: об истории страны, патриотизме; о важности психологической поддержки, доброты, сострадания; об опасности употребления наркотиков, алкоголя, курения; о проблемах детей; о развитии гражданского общества, защите прав, проблеме коррупции [6]. Эмпирические данные из данного исследования говорят

нам о большом влиянии импакт-контента на молодежь, что еще раз подтверждает актуальность данной темы. Влияющий контент сейчас везде и как раз-таки один из это рассмотренный такой контент как кино. Если большая часть россиян считает, что кино должно влиять на людей, а на наибольшую часть молодежи и так влияет импакт-контент, то следует, что стоит предположит, что молодежью можно манипулировать через кино и мотивировать не только на положительные изменения.

Результаты

В анкете был вопрос, в котором нужно было написать импакт-кино, которое повлияло на опрашиваемого или которое в принципе можно отнести к такому виду. Повторялись следующие фильмы: «Во все тяжкое», «1+1», «Реквием по мечте», «Форрест гамп», «Мирный воин», «Секрет», «Земляне», «Матрица», «Зеленая миля», «Хатико», «Ешь, молись, люби», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Эффект бабочки», «День сурка», «Аватар», «Игры разума», «Выживший», «Побег из Шоушенка» и т.д.

Часть людей отмечали, что фильмы какого-то жанра можно назвать импакт-кино, выделили следующие: исторические, о войне, документальные, научные, мелодрамы, фильмы ужасов.

Часть людей писало, что все фильмы в той или иной степень можно назвать им-пакт-кино. «В каждом фильме есть смыслы, которые влияют на жизнь, особенно если герой нам созвучен» - написал респондент.

«Все, что мы смотрим, можно отнести к импакт-кино. Все мы разные, каждый сам вправе выбирать, чем наполняться. Например, и я задумалась...)» - ответ другого респондента.

Заключение

Делая вывод, допускается сказать, что множество фильмов можно отнести к им-пакт-контенту, по мнению опрашиваемых, так как в той или иной степени они могут повлиять. В фильме важна эмоциональная окраска, чтобы воздействовать, если смотреть на те фильмы, которые выделили респонденты. Можно заметить процесс подражания, когда человек олицетворяет с себя каким-то персонажем, что в итоге влияет на него. Так, что можно сказать, что киноиндустрия действительно может воздействовать на общество.

В заключении отметим, что кино может влиять по-разному, как положительно, так и неоднозначно. Какое влияние будет оказывать фильм, зависит от большого количества факторов, которые предстоит еще выяснить.

Библиографический список

1. Бессчастная А.М., Горшкова В.Е. Документальный фильм-расследование: манипуляция или беспристрастность? // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2019. - Т. 18, № 6. - С. 92-103.

2. Лобанова О.Б., Шмульская Л.С., Мамаева С.В., Бартновская Л.А. Восприятие российских художественных фильмов о спорте студенческой молодежью // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2023. - №4. - С. 3238.

3. Тихонова С.В. Как кино меняет социальную реальность: the social impact entertainment // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - №2, Т. 22. - С. 170-175.

4. Дерюгина А.Д., Лебедева А.Ю., Козловский Н.В. Табакокурение среди молодежи России: социологический взгляд // Форум молодых ученых. - 2019. - №3. - С. 315-319.

5. Кельман Х. Процесс изменения мнения // Public Opinion Quarterly. - 1968. - №25.1. -С. 57-78.

6. Международный кинофестиваль «Лампа» // Лампа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lampa.film/about/impact/ (дата обращения: 15.05.2023).

IMPACT CINEMA AS A PERSUASIVE COMMUNICATION

A.A. Chernova, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. In this article, the term "impact cinema" was considered. It was studied how people can be influenced through films and how widespread this content is. Kelman's theory of the functional model of persuasion was also studied, the LAMP project was considered, and an assumption was made about the negative impact of films. A study was conducted where some films that can be attributed to impact cinema were identified.

Keywords: impact cinema, influence, impact content, persuasive communication, film, imitation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.