АКУШЕРСТВО
ИММУНОХИМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРИНАТАЛЬНОГО РИСКА
В.Е. Радзинский, С.Г. Морозов, Л.А. Чугунова
Кафедра акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8. Медицинский факультет. 117198, Россия
Проведена оценка влияния генитальной инфекции беременных на содержание в сыворотке крови аутоантител к ОБМ, S100, фракциям белков АСВР-С, МР-С, изменения уровней которых коррелируют с неблагоприятными исходами беременности. Выявлено влияние сопутствующей хронической генитальной и экстрагенитальной патологии на изменения показателей ЭЛИ-П-теста-1 в сторону гипореактивности при наличии у беременных генитальных инфекций.
Ключевые слова: перинатальный риск.
Одной из актуальных проблем акушерства и гинекологии в настоящее время остаются неблагоприятные исходы беременности: привычное невынашивание, антенатальная гибель плода, врожденные пороки развития и т.д. Известно, что инфекционные заболевания матери играют ведущую роль в неблагоприятных исходах беременности, причем причиной могут быть как тяжелые системные инфекционные заболевания, так и бессимптомно протекающие бактериальные и вирусные инфекции половых путей [2,6,7]. Высокий риск передачи вирусов связан с наличием в анамнезе у матери хронических болезней, с акушерским анамнезом, отягощенным самопроизвольными выкидышами и мертворождением, и с такими осложнениями течения беременности, как угроза прерывания, гестоз и обострение хронической патологии [1].
В настоящее время показано, что одним из условий нормального развития эмбриона и плода является поддержание в крови беременных физиологических концентраций спектра естественных аутоантител (а-АТ) класса IgG, постоянно присутствующих в организме и участвующих в регуляции эмбриогенеза [3]. Изменения их содержания свидетельствуют о повышении степени риска неблагоприятного исхода беременности и рождения ребенка с различной патологией. О степени такого риска можно судить по изменениям уровней а-АТ к основному белку миелина (ОБМ), белку мозга 8100, а также к фракциям анионных белков хроматина (АСВР-С) и мембранных белков (МР-С) нервной ткани.
Контингент, материалы и методы исследования. Всего под наблюдением находилось 380 женщин в возрасте 17-45 лет, которые были разделены на 4 классификационные группы в зависимости от наличия отягощенного репродуктивного анамнеза: I-группа - 138 женщин без отягощенного репродуктивного анамнеза (группа контроля); II группа - 122 пациентки, имевшие выкидыши и неразвивающуюся беременность в анамнезе; III группа - 65 пациенток, имевших аборты в анамнезе; и IV группа - 55 пациенток с мертворожденностью в анамнезе.
Для обследования пациенток были использованы общеклинические, функциональные и лабораторные методы исследования. Применяли бактериоскопический метод оценки состояния микробиоценоза влагалища (препараты, окрашенные по Грамму, по Романовскому-Гимзе, акридин-оранжевым); бактериологический метод. Определение а-АТ класса IgG к ОБМ, S100, АСВР-С и МР-С проводили с помощью наборов ЭЛИ-П-Тест-1 (ООО «Биофарм-тест», Россия) для иммуноферментного анализа. В соответствии с инструкцией фирмы-производителя проводилось распределение пациенток на три подгруппы: нормо-, гипо- и гиперреактивные по ЭЛИ-П-Тесту-1. Забор крови производили трехкратно на сроках беременности 8-10, 12-14, 16-20 нед.
Результаты исследования и обсуждение. Анализ репродуктивного поведения показал, что средний возраст начала половой жизни составил 18,0±0,2 лет и оказался наиболее ранним у пациенток с абортами в анамнезе (17±0,3), наиболее поздним - у женщин в группе контроля (19±0,3) При изучении менструальной функции нами не было выявлено достоверных различий в возрасте менархе, зато нерегулярные менструации встречались достоверно чаще (p<0,05) во II группе (у 31,6% против 7% в группе контроля, 12% в III, 8% в IV группе).
При оценке репродуктивной функции общее число беременностей, завершившихся родами, в анамнезе пациенток I группы составило 102. Во II- ой группе пациенток насчитывалось 284 беременностей в анамнезе, из которых родами закончились 19, 6% беременностей; искусственными абортами - 25,8% и невынашиванием - 54,5%. Таким образом, в данной группе количество абортов, приходящихся на одну пациентку, составило 0,5±0,1, а родов 0,4±0,2. Привычным невынашиванием (два и более выкидышей) страдали 16 пациенток данной группы. В III группе из 85 беременностей в анамнезе все закончились искусственными абортами, причем у 15-ти пациенток перед настоящей беременностью было 2 аборта и более. В IV группе из 107 беременностей 54,2% закончились родами (в 55-ти случаях - мертвым плодом), искусственными абортами - 34,5%, невынашиванием - 11,2%. Кроме этого, на данную группу приходится лишь 3 «удачных» родов.
Из сопутствующих гинекологических заболеваний наиболее часто встречались в группах I, II, III и IV: эктопия шейки матки (у 17,0%, 21,7%, 20% и 30,9% соответственно), кольпит (у 35,3%, 31,6%, 36,9% и 34,5% соответственно). Хроническое воспаление придатков достоверно чаще (p<0,05) встречалось во II и III группах (9,8% и 12,3% соответственно) по сравнению с группами I и IV (1,9% и 3,6% соответственно). Эндометрит в анамнезе
определялся у беременных во II группе в 6,6% случаях, в III группе - у 15,4% пациенток, и в IV группе - у 14,6% , т.е. достоверно чаще (р<0,005) по сравнению с I группой (1,2%).
Достоверных различий по наличию экстрагенитальных заболеваний в обеих группах выявлено не было.
Вирусные инфекции - ВПГ-2, ЦМВ, Коксаки и энтеровирусы достоверно чаще (р<0,005) обнаруживались в группе с мертворожденностью в анамнезе (38,1%, 36,4%, 36,4% и 29,0% соответственно) по сравнению с группой контроля (7%, 13,5%, 6,5% и 2,4% соответственно); в группе II - 11,2%, 23,7%, 10,5% и 6,5%, в группе III - 18,5%, 15,4%, 4,6% и 1,5% соответственно). Хламидии встречались у 3,6% всех исследуемых. Нами не было выявлено достоверных различий по обнаружению кандиды, микоплазм и стафилококков в количествах, превышающих норму во всех исследуемых группах. Гарднерелла достоверно чаще (р<0,005) встречалась в группах II, III и IV (13,8%, 12,3% и 12,7% соответственно) по сравнению с группой I (4,1%). Стрептококк достоверно чаще (р<0,05) встречался в группе IV (7,2%) по сравнению с остальными группами.
При распределении пациенток по группам иммунореактивности превалировали женщины с гипореактивными показателями. В III группе количество нормо- и гипореактивных женщин было равным - по 35,4%, в I группе гипореактивных пациенток было 40,6% (больше на 4,7% по сравнению с нормореактивными - 35,9%); в группах II и IV гипореактивные показалели а-АТ обнаруживались у половины пациенток (48,7% и 52,7% соответственно). Гиперреактивность в группе контроля присутствовала у 23,5% женщин по сравнению с аналогичным показателем во II группе (26,3% случаев), III (29,2% случаев) и в IV группе (30,9%). Данные результаты дают возможность нам думать о том, что наличие отягощенного акушерского анамнеза приводит к изменениям показателей ЭЛИ-П-теста-1, в большей степени в сторону гипореактивности.
При изучении средних значений содержания а-АТ к ОБМ, белку 8100, фракциям АСВР-С и МР-С достоверных отличий между группами выявлено не было.
Полученные результаты дали нам возможность думать о влиянии на показатели ЭЛИ-П-теста-1 других факторов. Учитывая большой удельный вес генитальных инфекций во всех исследуемых группах, решено было изучить влияние их на показатели ЭЛИ-П-Теста-1. В данное исследование вошли 363 женщины, которые были разделены на две группы: группу сравнения (I) составили 179 женщин без генитальных инфекций, основную группу (II) - 184 пациентки со следующими генитальными инфекциями: ВПГ-2-, ЦМВ-, Коксаки А и В-, энтеровирусами (75 обследуемых), микоплазменной инфекцией (31 пациентка), с представителями условно-патогенной флоры (УПФ) (48 человек) в количестве, превышающем норму с наличием клинической картины заболевания, 30 человек со смешанной инфекцией (УПФ+ микоплазменная инфекция). Семнадцать пациенток с наличием других заболеваний, передающихся половым путем (трихомониаз, сифилис, совокупность
нескольких инфекций), в силу малого их количества в данном исследовании не рассматривались.
70п 60 50 40 30 20 10 0
□ норма
□ гипо
□ гипер
Рис. 1. Распределение женщин группы сравнения (I) и групп с вирусной инфекцией (II); с микоплазменной инфекцией (III); с условно-патогенной флорой в повышенном кол-ве (IV); со смешанной инфекцией (условно-патогенной+микоплазмы) (V)
На рис. 1 видно, что нормореактивность достоверно чаще (p<0,005) встречается в группе I по сравнению с остальными группами. В то же время гипореактивные показатели достоверно чаще (p<0,005) определяются у женщин с различными инфекциями по сравнению с группой I. Нами не было выявлено достоверных различий между гиперреактивными подгруппами.
Для изучения влияния хронических заболеваний женских половых органов (хронический аднексит и эндометрит) и экстрагенитальных заболеваний на изменения а-АТ группу сравнения разделили на две подгруппы. В первую подгруппу вошли 79 женщин, у которых не было сопутствующих хронических генитальных и экстрагенитальных заболеваний, во вторую - 100 женщин с данными заболеваниями. Результаты представлены на рис. 2, где видно, что достоверные различия в распределении женщин по группам реактивности отсутствуют. Как в 1-й, так и во 2-й подгруппе превалировали пациентки с нормореактивными показателями а-АТ. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае отсутствия у женщины какой-либо генитальной инфекции наличие хронической генитальной или экстрагенитальной патологии самостоятельно не влияет на изменения показателей ЭЛИ-П-теста-1.
50 т 40 30 20 10 0
□ норма
□ гипо
□ гипер
Рис. 2. Распределение женщин без инфекций при наличии экстрагенитальной и генитальной патологии (I) и без экстрагенитальной и генитальной патологии (II)
Далее мы выделили в группах тех женщин с генитальными инфекциями, у которых не было выявлено хронических генитальных и экстрагенитальных заболеваний и провели анализ распределения данных пациенток по группам иммунореактивности. Результаты представлены на рис. 3.
50 40 30 20 10 0-1
□ норма
□ гипо
□ гипер
Рис. 3. Распределение женщин без сопутствующей генитальной и экстрагенитальной патологии по группам сравнения (I) и группам с вирусной инфекцией (II); с микоплазменной инфекцией (III); с условно-патогенной флорой в повыш. кол-ве (IV); со смешанной инфекцией (услов.-
патоген.+микоплазмы) (V)
Данная диаграмма показывает, что нормореактивность достоверно чаще (p<0,005) встречалась у женщин «чистой» группы по сравнению с остальными группами. Так же, как и на рис. 1, большинство женщин, у которых имелись генитальные инфекции, были отнесены к гипореактивным группам. Более того, в группах с вирусной и микоплазменной инфекциями гипореактивные женщины составили 50% от общего числа. В группе женщин с наличием в мазках условно-патогенной микрофлоры в количестве, превышающем норму, гипо- и гиперреактивные показатели встречались в равном количестве (по 37,5%). В случаях смешанной инфекции (генитальные микоплазмы + условно-патогенная микрофлора) число гипореактивных женщин составило 41,6% от общего числа обследованных. Таким образом, данное исследование показало четкую корреляцию между наличием генитальной инфекции и ухудшением показателей ЭЛИ-П-теста-1 в сторону гипореактивности, независимо от наличия сопутствующей патологии.
С целью изучения влияния сопутствующей патологии на изменения уровней а-АТ при наличии генитальной инфекции попарно сравнивались показатели ЭЛИ-П-теста-1 у женщин с генитальными инфекциями при наличии хронических генитальных и экстрагенитальных заболеваний и без них. У женщин, имевших вирусные инфекции, показатели нормореактивности практически не отличались (13,3% и 12,12% соответственно). При наличии хронической соматической патологии у женщин частота встречаемости гипореактивности была достоверно выше (p< 0,005) по сравнению с женщинами без сопутствующих заболеваний (61,33% против 48,48%) . Нами не было выявлено значимого влияния сопутствующей патологии на гипореактивные показатели у женщин с микоплазменной инфекцией. Достоверно чаще (p<0,005) гипореактивные показатели ЭЛИ-П-теста-1 встречаются у пациенток с сопутствующей хронической патологией по сравнению с женщинами без нее в случаях повышенного содержания
представителей условно-патогенной флоры в мазках (50% и 37,5% соответственно) и смешанной инфекции ((условно-патогенная флора + микоплазменная инфекция) 53,3% и 41,6% соответственно).
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что наличие хронической генитальной или экстрагенитальной патологии у женщин с генитальными инфекциями усиливает изменения показателей ЭЛИ-П-теста-1 в сторону гипореактивности. Особенно четко это прослеживается в случаях с вирусными инфекциями и наличием условно-патогенной микрофлоры в мазках в повышенном количестве, где число гипореактивных женщин увеличилось на 12,85% и 12,5% соответственно. При наличии смешанной инфекции (условно-патогенная флора+ генитальные микоплазмы) гипореактивных стало больше на 11,6%.; а в группе женщин с микоплазменной инфекцией наличие экстрагенитальной патологии ухудшило показатели ЭЛИ-П-теста-1 лишь на 1,6%.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дружинина Е.Б. Уреамикоплазменная контаминация и микст-инфекция урогенитального тракта у беременных: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. - Иркутск, 2007.- 38с.
[2] Радзинский В.Е., Морозов С.Г., Соболев В.А. и др. Метод ЭЛИ-П-Тест-1 в оценке условий развития эмбриона и плода. Информационное письмо. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.- М.- 2005. -с.1-10.
[3] Ранние сроки беременности (2-е изд., испр. и доп.) / Под ред. В.Е. Радзинского, Оразмурадова А.А. - М.: Status Praesens, 2009. - 480c.
[4] Chen K.T., Tuomala R.E.,Chu C., Huang M.L. No association between antepartum serologic and genital tract evidence of herpes simplex virus-2 coinfection and perinatal HIV-1 transmission. // Amer. J. Obstet. Gynecol. - 2008.- Vol. 399.- p. 198-202.
[5] Edlow A.G., Srinivas S.K., Elovitz M.A. Second- trimester loss and subsequent pregnancy outcome: what is the rial risk? // Amer. J. Obstet. Gynecol. - 2007.- Vol.581.- p.197-203.
IMMUNOCHEMICAL ASSESSMENT OF PERINATAL RISK
V.E. Radzinskii, S.G. Morozov, L.A. Chygynova
Department of Obstetrics and Gynecology with the course of Perinathology of Peoples' Friendship University of Russia
Mikluho-Maklaya st., 8, Medical Faculty, 117198, Moscow, Russia
An assessment of the influence of genital infection on auto antibodies in the blood to the OBM, S100, proteins fraction ASVR-C, MR-C in pregnant women had been made. It was found out the influence of chronic genital and extra genital pathologies on the data of ELI-P- test 1 to the side of hypo reactivity in case of presents the genital infection in pregnant women. Key words: perinatal risk.