Научная статья на тему 'Иммиграция как угроза израильской идентичности и миграционная политика государства Израиль'

Иммиграция как угроза израильской идентичности и миграционная политика государства Израиль Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВО / НАТУРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тороус Николай Александрович

В статье проанализированы основные аспекты миграционной политики израильских партий в рамках проблемы регулирования миграционных потоков и влияния «новых граждан» на ход национального политического процесса, затрагивая при этом понятие «национальной безопасности». Основными структурными элементами политики партий в данном вопросе, по мнению автора, являются возможность и механизм предоставления израильского гражданства, а также нормативно-правовая база, регулирующая положение иностранных рабочих на территории Израиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммиграция как угроза израильской идентичности и миграционная политика государства Израиль»

Образы врагов в борьбе за идентичность

УДК-325:34

ИММИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА ИЗРАИЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Н.А. Тороус

В статье проанализированы основные аспекты миграционной политики израильских партий в рамках проблемы регулирования миграционных потоков и влияния «новых граждан» на ход национального политического процесса, затрагивая при этом понятие «национальной безопасности». Основными структурными элементами политики партий в данном вопросе, по мнению автора, являются возможность и механизм предоставления израильского гражданства, а также нормативно-правовая база, регулирующая положение иностранных рабочих на территории Израиля.

Ключевые слова: иммиграция, национальная безопасность, гражданство, натурализация

События, произошедшие во Франции осенью 2005 года, заставили весь мир заговорить о проблемах, связанных с иммигрантами и их абсорбцией. Вопросом «А могут ли подобные события повториться у нас?» задаются политики и граждане многих стран. Все более актуальны эти вопросы и в России. Европейский опыт показывает, что спектр потенциальных проблем захватывает социальные и правовые аспекты существования иммигрантских сообществ, будущее идентичности принимающей страны. Европейцы задаются вопросом: останется ли Европа такой же, какой она была еще полвека назад, или же миграционные процессы, включившие в ее общество новых членов с другой культурой, религией, традициями, способны изменить сам ее образ? Так, например, в Германии на втором месте по численности после коренного населения (немцы составляют 91,5% - 74,480 млн) находятся турки - 2,4% (1,980 млн)1. По данным исследования, проведенного по заказу федерального правительства Германии в 2011 году, каждый четвертый турок в Германии не знает немецкого, а каждый второй практически не общается с немцами2. Важно и то, что иммигрантские сообщества в Европе и России уже нельзя рассматривать как нечто привнесенное извне.

1 Население Германии (электронный ресурс).URL: http:// www.bibliotekar.ru/rGeo/14.htm (дата обращения:

02. 07. 2011)

2 Иммигранты в Германии (электронный ресурс). URL: http:// emigration.russie.ru/news/7/2411_1.html (дата обращения: 02. 07. 2011)

В поисках решения по «проблеме иммигрантов» стоит обратиться к опыту Израиля. Историю этой страны, ее облик невозможно рассматривать вне контекста значительных по масштабам миграционных потоков. Если на момент создания государства численность населения составляла 806 тыс. человек, к первой половине 2011 года, по данным Центрального статистического управления Израиля, общая численность населения Израиля составляет 7, 776 млн. жителей3. Из них 5,837 млн. (75,3%) - евреи; 1,587 млн. (20,5%) - арабы; 322 тыс. (4,2%) - национальные меньшинства (друзы, черкесы и др.), а также жители, не подпадающие под определение еврейства государством Израиль.

Основной прирост произошел за счет волн алии - иммигрантов-евреев, съехавшихся в Израиль со всего мира. Характеризуя такие субъэтнические группы, достаточно сказать, что общим для всех выступал лишь признак самоидентификации - «я-мы - евреи», исключая общность языка, культуры, традиций. Следует заметить, что даже при общем для иммигрантов желании жить в стране, где все институты общественной и государственной жизни будут соответствовать неким стандартам еврейских традиций, концепция «плавильного котла», принятая за основополагающую в политике абсорбции репатриантов, была признана провальной, так как исходила из того, что все прибывшие евреи должны без различия субэтнической принадлежности превратиться в один народ. Поскольку обычаи (как правило, религиозные) той или иной общины препятствовали культурной ассимиляции, они должны быть заменены путём воспитания общеизраильской культурой4. Результатом этого стало общинное обособление выходцев из тех или иных стран, что негативно отразилось на функционировании партийно-политической системы страны. Усиление политической поляризации общества, ослабление общеизраильских партий при увеличении числа секторальных списков, служит причиной частых парламентских кризисов.

Еще большей опасностью может быть ситуация, когда в страну в массовом порядке будут приезжать иммигранты-неевреи. С экономической точки зрения для этого созданы все необходимые предпосылки: Израиль представляет определенную привлекательность как ПМЖ, внутренний рынок труда, прежде всего строительная и сельскохозяйственная отрасли, испытывают острую нехватку рабочих рук, располагая возможностью более высокой оплаты труда за аналогичную работу в соседних странах. Опасность заключается в том, что Израиль - это государство еврейского народа, соседи которого - конгломерат недружественных арабских стран. Исключительность и привлекательность Израиля в сфере культуры, религии, экономики и т.д. рассматриваются как заслуга именно еврейского народа, а арабы - граждане Израиля, а также возможные нееврейские иммигранты связываются как исследователями, так и рядовыми израильтянами с антиизраильской политикой арабских лидеров.

3 Население Израиля (электронный ресурс). ИКЬ: http://www.avialine.eom/country/1/articles (дата обращения:

03. 07. 2011)

4 Гейзель З. Политические структуры Государства Израиль. М., 2001. с. 183.

В данных условиях политическое руководство страны было вынуждено принять ряд мер, соответствующих принципам обеспечения национальной безопасности. Так по инициативе правящей партии МАПАИ в 1952 году Кнессетом был принят «Закон о гражданстве», определяющий условия, на которых может быть получено гражданство Израиля. Правовой основой для предоставления израильского гражданства по Закону о гражданстве является Закон о возвращении. Принятый Кнессетом в 1950 году, Закон о возвращении юридически выражает идеологическую доктрину сионизма, лежащую в основе возникновения и существования государства Израиль в качестве еврейского национального государства. Таким образом, закон о гражданстве Израиля имеет ярко выраженный уклон в пользу еврейского наследия. Согласно З. Гейзелю, израильский закон следует праву крови (jus sanguinis) как основному механизму получения гражданства, а не праву почвы5. В результате есть несколько способов приобретения гражданства Израиля.

Гражданство Израиля по возвращению. Закон о Возвращении6 определяет, что любой еврей, получивший Сертификат о возвращении, станет гражданином Израиля, и ему будет разрешено иммигрировать в Израиль. Такой сертификат будет почти автоматически превращаться в израильское гражданство по приезду в Израиль. Это вызвало необходимость юридического определения критериев принадлежности к еврейству: должно ли данное определение совпадать с галахическим, или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу.

Вопрос затрагивал интересы религиозной части общества, представленной в парламенте Национально-религиозной партией (Мафдал) (11 мандатов) и списком «Фронт Тора и Религия» (6 мандатов) . В знак протеста против первоначальной позиции правительства, согласно которой «лицо, чистосердечно декларирующее свое еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств», Мафдал вышла из правительственной коалиции, что вызвало политический кризис. Премьер-министр Бен-Гурион был вынужден создать специальную комиссию, включив в нее авторитетных представителей из религиозной среды. Согласно новым процедурным распоряжениям о регистрации евреев, изданным 1 января 1960 года, евреем может быть зарегистрирован: (а) Тот, кто рожден от матери-еврейки и не принадлежит к иной конфессии. (б) Тот, кто принял иудаизм согласно Галахе, что рассматривается как компромисс, достигнутый между партиями МАПАЙ и Мафдал.

Задача увеличения численности населения страны требовала дополнительных решений. По инициативе правящего блока МААРАХ в 1970 году в закон была внесена поправка, согласно которой, супруга еврея и

5 Гейзель З. Политические структуры Государства Израиль. М., 2001. с. 184.

6 Закон о возвращении (электронный ресурс). URL: http://emigrant.name/izrail/immigraeiya-v-izrail-zakon-o-vozvrashhenii.html (дата обращения: 03. 07. 2011)

7 Все созывы Кнессета (электронный ресурс). URL: http:// www.knesset.gov.il/history/ru/hist3_s_ru.htm(дата обращения: 03. 07. 2011)

его дети, а также внуки еврея и их жены, вдова/вдовец человека, имеющего право на возвращение в рамках настоящего закона, будут подпадать под действие Закона о возвращении, и будут иметь право получить Сертификат о возвращении, но при условии, что не исповедуют никакой религии, кроме иудаизма. При этом дети внуков евреев право на репатриацию не имеют.

Закон о Возвращении не дает определения израильского гражданства, он только позволяет евреям и их потомкам приехать на постоянное место жительство в Израиль. При этом Государство Израиль дает гражданство всем тем, кто иммигрировал в Израиль через Закон о Возвращении, если того хочет заявитель. Репатриация осуществляется на основании въездной визы. Въездная виза дается каждому еврею, изъявившему желание поселиться в Израиле, при отсутствии возражений со стороны Министерства внутренних дел, основанных на том, что желающий репатриироваться: а) занимается деятельностью, направленной против еврейского народа; б) представляет угрозу для здоровья граждан страны и для безопасности государства; в) совершил преступление и может представлять угрозу для общественного порядка.

Гражданство Израиля по рождению. Если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином Израиля, то ребенок автоматически становится гражданином Израиля по рождению, но при условии рождения на территории Израиля. Дети, рожденные вне территории Израиля, имеют право на гражданство Израиля только в том случае, если один из родителей ребенка был гражданином Израиля по рождению. Иными словами, принцип права крови (jus sanguinis) ограничен только одним поколением, рожденным за границей8.

Гражданство Израиля по натурализации. Совершеннолетний иностранец-нееврей может стать гражданином Израиля только через натурализацию или пожалование гражданства. Натурализация означает укоренение, постепенное вхождение в общество полноправных граждан. Иностранец получает гражданство Израиля путем натурализации, если он:

1. находится в Израиле на момент получения гражданства;

2. находился в Израиле как минимум три года из пяти лет, непосредственно предшествующих подаче прошения (проживая стране по рабочей визе, как супруг или одинокий родитель, либо по визам особых гуманитарных случаев);

3. имеет право на постоянное нахождение в Израиле; это право оговорено законодательством о въезде и вытекает, например, при проживании в стране в качестве члена семьи или при нахождении в стране в качестве постоянного жителя;

4. обосновался или намеревался обосноваться в Израиле, то есть имеет условия для проживания, источник доходов, имеет в собственности имущество и т. д.;

8 Закон о возвращении (электронный ресурс). ИКЬ: http://emigrant.name/izrail/immigraciya-v-izrail-zakon-o-vozvrashhenii.html (дата обращения: 05. 07. 2011)

5. владеет ивритом; в законодательстве оговаривается «некоторое знание иврита», однако четко не определяется, какой именно уровень владения требуется; на практике достаточно уровня ульпана - учебного заведения по интенсивному изучению иврита;

6. отказался от предыдущего гражданства или представил доказательства того, что откажется от иностранного гражданства при получении гражданства Израиля.

Следует отметить, что даже соблюдение всех этих условий не гарантирует пожалования гражданства, а позволяет только претендовать на него. Решение о натурализации иностранного гражданина принимается по усмотрению Министра внутренних дел. Перед предоставлением гражданства претендент должен сделать следующее заявление: «Я заявляю, что буду верным гражданином Израиля». По своей сути это заявление представляет собой вид присяги на верность и лояльность государству Израиль и делается путем подписания соответствующего текста.

Любопытно, что в октябре 2010 года лидер Ликуда и действующий премьер-министр Б. Нетаниягу вынес на голосование правительства поправку к Закону о гражданстве, обязывающую всех принимающих израильское гражданство принести присягу на верность Израилю именно как еврейскому демократическому государству. Поправка принята, что расценивается как продолжение политики, направленной на признание государства Израиль национальным домом еврейского народа.

Согласно положениям, фигурирующим в новой клятве, палестинец, женатый на израильтянке (или палестинка, вышедшая замуж за израильтянина, что бывает куда реже), может въехать в Израиль только после того, как получит разрешения местного МВД. Причем если у палестинца, в соответствии с традициями, есть другие жёны, то никакой вид на жительство ему не предоставят. Кроме того, претендент на проживание в Израиле должен предъявить справку о доходах и наличие собственности на израильской территории9. Таким образом, для арабов из Иордании и Сектора Газа, желающих переехать в Израиль, процедура получения израильского гражданства существенно усложняется. Можно предположить, что подобными ограничениями правительство от Ликуда надеется частично ограничить рост арабского населения страны. По версии правительства, новые ограничения усложнят радикальным структурам жизнь и уменьшат вероятность совершения террористических актов.

Отметим, что партия «Наш Дом - Израиль» - третья по величине в действующем Кнессете с 15 мандатами, занимающая крайне правые позиции в вопросах этнической политики, добивается принятия Декларации о лояльности государству, текст которой звучит так: «Я обязуюсь быть верным Израилю как еврейскому, сионистскому и демократическому государству,

9 Эскин А. Палестинская клятва верности Израилю // Гаарец. 20. 05. 2011. с. 7.

его символам и ценностям, обязуюсь проходить армейскую срочную или альтернативную службу»10.

Постоянный вид на жительство предоставляет почти такие же права на проживание в Израиле, что и гражданство. Однако обладатель постоянного вида на жительство не может получить даркон (израильский заграничный паспорт), не получает права избирать и быть избранным в органы власти и самоуправления, а также занимать ряд должностей. Если обладатель этого статуса находится вне Израиля на протяжении семи лет, МВД лишает его права на постоянное проживание в стране.

Гражданство в силу пожалования приобретается по решению Министерства внутренних дел несовершеннолетнему жителю Израиля - по прошению его родителей, а также если проситель или член его семьи принесли ощутимую пользу государству (например, для установления безопасности в стране или экономического благосостояния)11. Иностранные граждане, получившие гражданство Израиля, приобретают те же права, что и лица, ставшие гражданами этой страны в силу Закона «О репатриации», за исключением прав на льготы и материальную помощь от государства.

Понятия «бизнес-иммиграции», то есть получения права на постоянное проживание при инвестировании в экономику страны, в Израиле не существует. Единственным исключением являются случаи, когда заявитель планирует заняться видом деятельности, представляющим особый интерес для Израиля. Однако такие случаи рассматриваются индивидуально и крайне редки. Покупка недвижимости как вид инвестирования также не предоставляет прав на постоянное проживание в стране.

Гражданство Израиля по гиюру. Гиюр - это обращение нееврея в

12

иудаизм, а также связанный с этим обряд . К требованиям, предъявляемым раввинским судом к желающему пройти гиюр, относят знание основ иудаизма (важное значение придается истории еврейского народа и государства Израиль), а также принятие бремени заповедей. Кандидат принимает бремя заповедей на основании личного выбора, согласно следующим критериям: 1) смысл заповедей - в традициях поколений; 2) ответственное отношение к способности выполнять заповеди; 3)

ответственность перед общиной; 4) внутреннее согласие человека с теми заповедями, которые он выполняет; 5) обрезание и посвящение (ритуальное омовение).

Процесс гиюра предусматривает четыре этапа:

1. получение рекомендации от одного из раввинов на прохождение гиюра;

2. период обучении еврейской традиции (от одного года), предусматривающий обязательное активное участие в жизни общины;

10 Закон об обязательной присяге на верность Израилю (электронный ресурс). URL: http:// www.newsru.eo.il/areh/israel/06oet2010/tikun507.html (дата обращения: 08. 07. 2011)

11 Израильское гражданство (электронный ресурс). URL: http:// www.strana.eo.il/eatalog/?eategory=2&dep=&ID=465 (дата обращения: 08. 07. 2011)

12 Гиюр (электронный ресурс). URL: http:// www.strana.eo.il/eatalog/?eategory=2&dep=&ID=465 (дата обращения: 08. 07. 2011)

3. обрезание;

4. заключительный экзамен в раввинском суде.

В Израиле признание гиюра зависит от того, какой раввинатский суд вынес решение. В МВД Израиля есть список, утвержденный раввинатом Израиля, в котором есть перечень раввинов, имеющих полномочия выносить подобные решения за пределами страны. Иными словами, учитывая жесткость израильских религиозных партий в вопросах миграционной политики, израильский закон посредством религиозных институтов открывает для иммигрантов возможность получения статуса «гражданина Израиля», т. е. религиозный сектор в целом через своих представителей в парламенте поддерживает компромиссный характер взаимоотношений с национальным правительством, называемый «статус-кво».

Другой не менее острой для Израиля проблемой является приток иностранных рабочих. Вот уже многие годы число иностранцев, приезжающих в Израиль в поисках работы, превышает количество иммигрантов, переселяющихся в Израиль в соответствии с Законом о возвращении. По информации Маарива, в настоящее время в Израиле находятся 77 тысяч законных иностранных рабочих и членов их семей. Число незаконных рабочих оценивается в 90 тысяч человек, в 2001 году оно

13

достигало рекордного числа в 140 тысяч . Иностранные рабочие заняты в основных работах строительной отрасли, связанных с каркасами, опалубкой, штукатуркой и полами, являющимися основой строительства. Израильтяне отказываются от таких работ, несмотря на обучение, которое организовывает профсоюз и министерство промышленности. «Квалифицированный рабочий на мокрых работах получает в среднем 8000 шекелей (2126 долл.) в месяц, и, несмотря на это, израильтян в этой отрасли не видно»14. С 2011 года квоты на квалифицированных рабочих в строительстве отменены, и все эти рабочие возвращаются домой.

По сообщению Маарива, министерство промышленности направило объединению промышленников 30 миллионов шекелей на организацию курсов по обучению израильских рабочих строительным специальностям. Еще 10 миллионов придут из другого правительственного источника15. Примечательно, что левые от Аводы в правительстве Нетаниягу поддерживают политику Ликуда в этом направлении, что в классическом варианте идет в разрез с базовыми установками «левых».

Согласно перечню прав и обязанностей иностранных рабочих, занятых в сфере строительства, они могут быть наняты на работу в сфере строительства посредством компаний по найму рабочей силы, которые специализируются исключительно на найме иностранных рабочих в строительстве. Список таких компаний имеется на интернет-страничке Министерства промышленности, торговли и труда. Каждый такой иностранный работник

13 Там же, с. 4.

14 К 2014 году иностранные рабочие пропадут? // Маарив. 17. 03. 2011. с. 4.

15 Там же, с. 5.

является членом профсоюза и получает все права, которые имеют работники-израильтяне16.

Если будет установлено, что работа не была организована лицензированной компанией по найму рабочей силы, то это может привести к аннулированию визы и стать причиной к депортации такого лица из Израиля. Если работодатель захочет законно принять на работу иностранного рабочего, в том числе жителя территорий, он должен будет доказать, что нет никакой возможности нанять за те же деньги работника-израильтянина. Предоставление работы палестинским рабочим стоит работодателю намного дороже. Кроме того, всякий раз после террористических актов рабочим-арабам из Палестинской автономии временно запрещается доступ в страну, и постепенно израильские подрядчики стали отказываться от их услуг. Тем из работодателей, кто не платит минимальную заработную плату и все, что положено работнику, а также не выплачивает все необходимые сборы и штрафы, не продлевают соответствующие разрешения. Согласно правилам, принятым израильской иммиграционной службой, если иностранки, находящиеся в стране по рабочей визе, создадут здесь семью и родят детей, они будут немедленно выдворены из страны, т.е. на них не распространяется базовое право на создание семьи, закрепленное израильским и международным законодательством.

* * *

Изучив основные аспекты миграционной политики Израильских партий, следует сделать ряд выводов. Отстаивая свое право на существование, государство Израиль вынуждено прибегнуть к ряду мер, которые, с одной стороны, служат «ограничительным барьером» для развития идеи и воплощения на практике демократических норм и ценностей, а с другой, направлены на обеспечение национальной безопасности.

Основополагающими моментами здесь выступают: возможность

приобретения израильского гражданства, что в дальнейшем обуславливает право влияние на ход национального политического процесса; отношение к иностранным гражданам, пытающимся закрепиться в стране через трудовую деятельность.

Позиция партий в этом вопросе, как общеизраильских, так и секторальных, за исключением арабских, сводится к декларированию Израиля национальным домом еврейского народа. Предоставление израильского гражданства лицам, не входящим в поле действия «Закона о возвращении», не имеющим кровно-родственных связей с представителями еврейской национальности крайне затруднительно, так как все альтернативные способы, предусмотренные законом, направлены на выявление искренности чувств и устремлений в вопросе принадлежности к

16 Права и обязанности иностранных рабочих (электронный ресурс). иКЬ: http://(www.moital.gov.il) (дата обращения: 08. 07. 2011)

еврейскому народу, что требует от лиц, изъявивших подобное желание существенных временных затрат и общих усилий. Политика партий направлена на минимизацию доли привлечения иностранных рабочих, что ставит тех из них, кто задействован в Израиле, в жесткие правовые рамки, нивелируя всякие возможности по закреплению в стране.

Подобные меры направлены на ограничение «прав человека», характерных для той категории лиц, которая не имеет ничего общего с «большинством», понимаемым как еврейский народ, строящим и олицетворяющим современный Израиль, т.е. здесь просматривается действие принципа «дозированности» и отказа от «всеохватности» демократии в данных конкретных условиях. Благодаря такому подходу, в Израиле не возникает прецедентов, подобных дискуссии о непозволительности ношения христианских нательных крестов в заведениях публичной сферы, поднятой представителями турецкой общины Германии или же увеличение роли китайского сектора в экономике регионов, как это происходит в России. Вместе с тем, на протяжении всей истории государства Израиль, правительства, состоящие из самых разных «парламентских вариаций», сохраняли легальные и вполне реальные пути для получения израильского гражданства.

Список литературы

1. Все созывы Кнессета // http://www.knesset.gov.il/history/ru/hist3_s_ru.htm

2. Гейзель З. Политические структуры Государства Израиль. М., 2001.

3. Гиюр // http://www.strana.co.il/catalog?category=2&dep=&ID=465

4. Озик С. Нужны ли Израилю иностранные рабочие? // Маарив. 17. 03. 2011.

5. Эскин А. Палестинская клятва верности Израилю // Гаарец. 20. 05. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.