Научная статья на тему 'Основные факторы, тормозящие процесс интеграции русскоязычных евреев-репатриантов в социум государства Израиль'

Основные факторы, тормозящие процесс интеграции русскоязычных евреев-репатриантов в социум государства Израиль Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1094
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ЕВРЕИ / ИЗРАИЛЬ / СССР/РОССИЯ / РЕПАТРИАЦИЯ / ИММИГРАНТЫ / "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СШИБКА" / КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ / МАРГИНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / СУБЭТНОСЫ / САБРЫ / АШКЕНАЗЫ / СЕФАРДЫ / НОРМЫ ИУДАИЗМА / ЗАКОН О ВОЗВРАЩЕНИИ / ГАЛАХА / АЛИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Елена Сергеевна

Статья посвящена определению основных культурологических, психологических и социальных факторов, тормозящих процесс интеграции «русских» евреев репатриантов в израильское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы, тормозящие процесс интеграции русскоязычных евреев-репатриантов в социум государства Израиль»

УДК 94 (470)

ББК 63.3(2)6-284.6 Ч 49

Е.С. Чернышева

Основные факторы, тормозящие процесс интеграции русскоязычных евреев-репатриантов в социум Г осударства Израиль

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена определению основных культурологических, психологических и социальных факторов, тормозящих процесс интеграции «русских» евреев - репатриантов в израильское общество.

Ключевые слова:

Русскоязычные евреи, Израиль, СССР/Россия, репатриация, иммигранты, «психологи-

ческая сшибка», культура, дистанция власти, ашкеназы, сефарды, нормы иудаизма, Закон о

В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. началась новая волна массовой эмиграции евреев из СССР/России в Израиль. Многим русскоязычным евреям решение о репатриации в еврейское государство давалось нелегко. Однако, выбравшим репатриацию представлялось, что нравственная планка в Израиле в отношении иммигрантов стоит гораздо выше, чем в диаспоре, от которой они отрывались. Выше, как они полагали, благодаря двум обстоятельствам: во-первых, традиционной религиозности коренных израильтян, а во-вторых, из-за ситуации «осажденной крепости» в которой находятся израильтяне, исторически способствовавшей сплочению израильского общества, укреплению его нравственного здоровья. Однако, оказалось, что те положительные предпосылки, которые привлекали еврейских иммигрантов на исторической родине, «нередко можно разглядеть (в Израиле - Е.Ч.) только через увеличительное стекло». Зато негативные черты представителей израильского социума, такие как меркантилизм, индивидуализм, национализм -наблюдаются повседневно (1).

В результате соприкосновения еврейских иммигрантов с израильской действительностью в сознании многих русскоязычных граждан Израиля произошла «психологическая сшибка», в основе которой лежат базовые различия между культурами СССР/Россия и Израиля. Заключаются эти расхождения в том, что: во-первых, СССР/Россия - яркий пример коллективист-

маргинальный конфликт, субэтносы, сабры, возвращении, Галаха, алия, дискриминация.

ской культуры, члены которой придерживаются норм равенства, социальной однородности, где окружающим тебя людям уделяется больше внимания, чем самому себе. Израильское общество же относится к индивидуалистическому типу культуры, где люди в отношениях между собой опираются на нормы справедливости, здесь поощряется развитие индивидуальных талантов и возможностей людей. Второе различие между россиянами и израильтянами связано с такой характеристикой их культуры, как «дистанция власти» между властью и личностью. Для культуры СССР/России характерна «высокая дистанция власти», при которой подчиненные испытывают страх перед начальником, боятся несогласия с ним, потери его доверия. Израиль является культурой с «низкой дистанцией власти», где «уважение к личности и равенство между людьми, знания, любовь и счастье рассматриваются как условия на «пути к благоденствию»». Третье различие между российской и израильской культурами исследователями описывается как «феминность -маскулинность». Согласно мнению культурологов, Россия считается культурой феминного типа (т. е. в основе культуры лежит женское начало, главной ценностью предполагает самого человека, его воспитание, здесь половые роли не столь строго фиксированы, упор делается на взаимозависимость и служение друг другу), а Израиль - маскулинного (выражено мужское начало с высокой ценностью для её членов ма-

териальных вещей, власти и представительности, подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость) (2).

Таким образом, переезд в Израиль, т.е. новую, на самом деле им не знакомую страну, вызвал у репатриантов целый ряд потрясений. Контакт еврейских иммигрантов с иной культурой в Израиле вызвал нарушение у них психического здоровья, психологическое потрясение - «культурный шок». В результате незнания или ограниченного знания репатриантами в Израиле иврита и ярко выраженного, в результате этого дефицита в получении информации, у иммигрантов возник «языковой шок». Незнание иврита сводит к минимуму деловые и личностные контакты «российских» евреев с коренными израильтянами и представителями других репатриантских общин Израиля, а не достаточные контакты, в свою очередь, препятствуют овладению русскоязычными иммигрантами ивритом - главным средством общения большинства жителей еврейского государства.

Резкий переход от одного типа культуры к другому вызывает у эмигрантов в Израиле «социальный шок». В результате не востребованности их профессионального потенциала, а порой и полной ненужности на израильском рынке труда профессии, которой владел репатриант, у него проявляется «профессиональный шок». В связи с более высоким технологическим уровнем новой среды обитания в Израиле репатрианты сталкиваются с большим количеством новых понятий, образов и вещей, с которыми ранее им не приходилось сталкиваться, в результате чего они испытывают «футуро-шок» (3).

Учеными установлено, что степень выраженности и продолжительность межкультур-ной адаптации в той или иной стране зависят от возраста и образования репатрианта. Многие люди, оказавшиеся в эмиграции как бы «зависают» между двух культур: русской и израильской. Репатрианты в Израиле пытаются уйти от русских корней и культуры, но еще не могут прийти к культуре израильской, в результате чего у них наблюдается состояние внутренней напряженности, ощущение «общественного небытия», которое русскоязычные иммигранты пытаются компенсировать за счет создания своей культурной автономии, где в привычном

окружении они могли бы чувствовать свою сопричастность хотя бы к этой малой группе людей. Даже после длительного пребывания в Израиле (8 - 10 лет), многие иммигранты продолжают находиться в состоянии маргинального конфликта (4), однако в конечном итоге большинство репатриантов так или иначе приспосабливаются к новым условиям и выражают желание остаться в еврейском государстве (5).

Интеграцию советских/российских иммигрантов в Израиле также тормозит факт взаимного отторжения между русскоязычными репатриантами и другими субэтническими общинами еврейского государства, составляющими большинство израильского общества. Наиболее крупные субэтнические группы в еврейском государстве, с которыми приходится контактировать русскоязычной общине, это: сабры -уроженцы Израиля, составляющие большинство населения страны; ашкеназы - европейско-американские евреи, своими корнями связанные с идишской (6) культурой. Традиционно советских/российских иммигрантов в Израиле относят к ашкеназам. Однако, несмотря на социокультурную и лингвистическую близость ашкеназов из СССР, Европы и Америки, отношение «русских» евреев к другим ашкеназий-ским общинам (североамериканским, западноевропейским и др.) не однозначно. Сефарды -восточные евреи (выходцы из Марокко, Алжира, Туниса, Египта, Турции, Сирии, Ливана, Ирана, Ирака, Йемена, Курдистана, Индии) -одна из крупнейших общин Израиля. Иногда к ним относят и эфиопских евреев (фалаша), но для них характерно обособление от всех субэт-нических групп в еврейском государстве (7).

Негатив проявляется не только в отношениях других субэтносов Израиля к русскоязычным репатриантам, но и у «русских» евреев по отношению к этим группам. С целью определения отношения русскоязычных репатриантов к различным общинным, этническим и национальным группам, проживающим в Израиле, был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что советские/российские иммигранты довольно высоко оценивают выходцев из Западной Европы (6,2 балла по 10 бальной системе), США и Канады (5,9) и Восточной Европы (4,7), выражают готовность иметь их в качестве соседей (60,1%, 65,5%, 61,3% соответственно) и породниться с ними (47,1%, 56,0%,

56,5%). По данным израильских социологов большинство респондентов - «русских евреев» в Израиле не хотело бы соседствовать с палестинцами, израильскими арабами, евреями -выходцами из Эфиопии и Марокко (соответственно 65,1%, 48,1%, 46,2% и 39,2%) и еще больший процент опрошенных «российских» евреев не хотел бы допускать их в свою семью. Израильские исследователи пришли к выводу, что эти социологические показатели «косвенно доказывают распространенное (в Израиле -Е. Ч.) мнение о том, что русскоязычная община в еврейском государстве сопротивляется своему растворению среди других этнических групп», поскольку многие русскоязычные респонденты в Израиле отказывались отвечать на поставленные социологами вопросы, выражая этим протест против подобного рода исследований «весьма неблагоприятно сказывающихся на межобщинных отношениях в Израиле» (8). Тем не менее, многие «российские» евреи в Израиле уверены, что противостояние между отдельными субэтносами в еврейском государстве будет продолжать нарастать, и нет надежды на смягчение ситуации в этой сфере.

Как отметила депутат израильского парламента М. Солодкина, «ни один из многочисленных секторов израильского общества... не увидел в новой волне иммигрантов (в Израиль

- Е.Ч.) своих» (9). Фактически, каждый из секторов израильского общества стремится не к сосуществованию с другими «в общей палитре единого, пусть и разнопланового социума, а к достижению доминирующего положения, к тому, чтобы именно его нормы, ценности и устремления были восприняты всеми остальными группами» (10).

В результате этого субэтнического противостояния в Израиле проявляется внутриеврей-ская дискриминация. Согласно социологическому опросу, проведенному Институтом социальных и политических исследований Израиля среди русскоязычных репатриантов о «дискриминации различных групп населения в Израиле» - 58,1% респондентов утверждали, что русскоязычная община Израиля подвергается дискриминации, при этом, лично с дискриминацией в еврейском государстве сталкивалась половина опрашиваемых. 55,4% российских имми-грантов-респондентов в Израиле считают, что

они не единственные, кто подвергается дискриминации в еврейском государстве (11).

Необходимо также отметить существующее противоречие в Израиле между нормами «Закона о возвращении» и нормами иудаизма. Согласно «Закону о возвращении» право на израильское гражданство имеют лица, у которых хотя бы один из родственников мать, отец, дедушка или бабушка был определен как еврей, а также члены их семей, то есть равные гражданские права получают все члены семьи еврея-репатрианта.

С другой стороны, деятельность ряда социальных институтов Израиля поставлена в прямую зависимость от соблюдения ими иудейских религиозных норм. В рассмотрении вопросов семейных отношений в Израиле (браки, разводы, рождение, захоронение) приоритет отдан религиозным судебным и общинным инстанциям, решения которых основываются на принципах и законах Галахи (12), несмотря на возможность возникновения противоречий с гражданскими правами и свободами. «Нередки случаи откровенного давления со стороны институтов власти и правоохранительных органов (в Израиле - Е. Ч.), контролируемых различными религиозно-политическими течениями, на тех жителей страны, которые не соответствуют религиозному определению еврея» (13).

Современное еврейское общество Израиля состоит из соблюдающих и не соблюдающих религиозные традиции: от ультраортодок-

сов (14), до тех, кто считает себя светскими людьми. Впрочем, различия между ними не вполне отчетливы. Если понимать под религиозностью степень соблюдения еврейских религиозных законов и обычаев, то можно сказать, что 20% израильских евреев выполняют все религиозные предписания, 60% соблюдают их частично, сообразно с личными желаниями и этническими традициями, и 20% абсолютно нерелигиозны. Поскольку Израиль создавался как еврейское государство, Суббота (шабат) и все религиозные праздники и культовые памятные дни объявлены государственными праздниками и отмечаются всем еврейским населением страны и соблюдаются в той или иной степени практически всеми (15).

По данным Министерства по делам религии Израиля, треть от общего количества репатриантов в стране идентифицируют себя ев-

реями, хотя на самом деле евреями не являются. К этой категории в Израиле относятся дети, рожденные от смешанных браков, а также лица, чье еврейское происхождение невозможно было доказать в Верховном раввинате еврейского государства, хотя МВД страны были представлены документы о признании этого человека иудеем реформаторского или консервативного толка. В декабре 1995 г. Верховный суд Израиля постановил, что МВД еврейского государства не имеет права признавать евреями лиц, которые перешли в иудаизм (1б) по канонам реформаторского или консервативного иудаизма (17). Тем самым Верховному ортодоксальному раввинату Израиля были переданы эксклюзивные полномочия в деле обращения тех или иных лиц в иудаизм (18). Министерство абсорбции, совместно с Министерством образования и Министерством по делам религий Израиля, организует классы по изучению иудаизма (ульпаней гиюр) для репатриантов, не являющихся евреями по Галахе и желающих переменить персональный статус (т.е. принять иудаизм) (19).

Обычным явлением стала практика выдачи неевреям, приехавшим на постоянное жительство в Израиль вместе со своими родственни-ками-евреями из республик, входивших в состав СССР, удостоверений личности не граждан Израиля, а лишь постоянных жителей (permanent residents). Этот статус предполагает ряд ограничений для их обладателей - они, например, не имеют права избирать и быть избранными в органы власти Израиля. В то же время на представителей этой категории израильского общества распространяется обязанность служить в израильской армии. Наиболее широко распространенным условием приобретения израильского гражданства является совершение «гиюра».

Существует практика выдачи неевреям, проживающим в Израиле, удостоверений личности временных жителей (temporary residents), права которых в сравнении с израильскими гражданами существенно ограничены. Временные жители в Израиле не получают социальных пособий, не имеют права на медицинское страхование, не принимаются на работу в государственные органы и на военные предприятия. К этой группе в Израиле в основном принадлежат те неевреи, которые, вступив в брак с неев-

реем/нееврейкой, имеющими, в свою очередь, статус постоянных жителей, въехали в Израиль.

Требованием, которое зачастую фигурирует при приеме в израильское гражданство представителей вышеуказанных категорий иммигрантов, стал обязательный отказ от российского гражданства. Это непременное условие израильскими властями выдвигается также и при устройстве новых репатриантов-граждан Израиля на работу в определенные сферы: военные предприятия, государственная служба, армия. К 1999 г. израильское МВД ужесточило порядок предоставления гражданства репатриантам из России, которые выехали в Израиль по туристическим путевкам или частным приглашениям. Теперь для того, чтобы получить «те-удат зеут» (израильское удостоверение личности), российские граждане, не оформившие в ОВИР загранпаспорта для выезда на постоянное место жительства и не прошедшие все необходимые проверки в «Сохнуте», должны в течение нескольких месяцев, а то и лет дожидаться от израильских властей результатов детального изучения их личного дела на предмет «национальной пригодности и благонадежности» будущего гражданина Израиля. Большинство таких российских граждан в качестве основного документа, позволяющего находиться на территории Израиля, имеют в своих паспортах лишь продленную израильскую визу с правом на получение работы.

Однако предоставление израильского гражданства не является окончательным актом, закрепляющим положение вновь прибывших в Израиль иммигрантов. Показательны случаи принуждения израильскими властями выехать из Израиля и даже депортации выходцев из стран СНГ из еврейского государства для подтверждения их еврейского происхождения и, соответственно, права на репатриацию в связи с тем, что у израильских компетентных органов возникают подозрения в подлинности предъявленных ранее документов, по которым эти лица въехали в Израиль (20).

В результате столь явной дискриминации как со стороны израильских властей, так и со стороны израильского социума в отношении потенциальных граждан Израиля вполне оправдана их ответная реакция. Стремление к объединению и сопротивлению «российских» евреев, их явной и скрытой дискриминации в

израильском социуме привело к возникновению в Израиле «русской» надобщинной организации - Единого Совета Общинных Действий. Это неформальное объединение русскоязычных евреев в еврейском государстве, члены которого не получают никаких материальных благ, финансируется за счет Комитета за права алии (21), который получает гранты международных организаций и спонсорские пожертвования в Израиле (22). Попытки субэтнических меньшинств в Израиле к обособлению в значительной степени провоцируются «грубыми просчетами межнациональной политики (еврейского - Е.Ч.) государства» (23).

Как отмечает израильский исследователь Б. Киммерлинг, Израиль - это общество многих культур, а не многокультурное общество, в котором различные культуры находятся в состоянии «перманентных конфликтов» между собой. «В Израиле нет и никогда не было осознания того, что одновременное сосуществование различных культур является позитивной ценностью, что такое состояние обогащает общество» (24).

Таким образом, русскоязычные евреи, прибывшие в Израиль в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. были не готовы к столкновению с израильской действительностью. Евреи и члены их семей, прибывшие в еврейское государство из СССР/России, по ментальности отличались от евреев, проживавших в Израиле. Сочетание коллективизма, феминности и высокой дистанции власти, характерное для советского/российского общества, привело к тому, что евреи из СССР/России стремились, прежде всего, к обогащению своего духовного мира, в некоторой степени, к равенству, служении, помощи другим людям, что способствовало их устремлению по бескорыстной передаче и обмену, прежде всего, накопленного ими опыта и знаний. Израильская же действительность представляла собой сплав «индивидуализма, маскулинности и низкой дистанции власти», что вносило большой прагматизм и оттенок «материальности» в отношения между людьми, проживавшими на «Земле обетованной». У многих советских/российских евреев приезд в Израиль и столкновение с действительностью вызвало целый комплекс проблем, которые ослабили их еврейскую идентификацию (особенно, когда, приехав в еврейское государство, они

узнали, что не являются евреями согласно Га-лахе). В результате этих обстоятельств, проявилась сильная привязанность евреев-репатриан-тов к культуре страны исхода.

Мощная в количественном отношении, очень самобытная в культурном плане и антиклерикальная в своем большинстве еврейская общность, коей были репатрианты из бывшего СССР, была обречена во многом стать особой закрытой и замкнутой группой, вынужденной существовать в территориальных рамках Израиля, но духовно и культурно, в какой-то степени, вне его. Отсюда процесс межкультурной адаптации «русских» евреев в Израиле занимает срок от нескольких месяцев до многих лет, но и после этого срока, зачастую, они не становятся полноправными членами культурного сообщества Государства Израиль, а оказываются в подвешенном состоянии между советской и израильской культурой, т.е. становятся «культурными гибридами».

Примечания:

1. Крапивенский С., Поляк С., Фельдман Э. Русскоязычная община: гетто или автономия? -Режим доступа:

http ://www.ispr.org/public/page02 .html.

2. Фельдман Э. «^сский» Израиль: между двух полюсов. М., 2003. - С.74-76.

3. Футурошок - состояние эмоционального потря-

, -столкновении с новыми для них понятиями, ве-, , -мающее их общество как более прогрессивное.

4. - ,

внутренний конфликт личности обусловлен противоречием между уже сложившимися личностными установками и стереотипами и соци-

-

.

5. Там же. - С. 89-90, 133-134, 78-80, 109.

6. - , основанный на одном из немецких диалектов с включением романских и ивритских элементов, подвергшийся сильному влиянию славянских

.

7. ., ., . -

ный путь интеграции - Режим доступа: http ://www.ispr.org/public/page06 .html.

8. -, -

ным группам, проживающим в Израиле - Ре:

http ://www.ispr.org/archiv/etn2 .html.

9. . -

, -90 -

// -. 90- -

ды (Статьи по социологии алии и социологическая публицистика). Тель-Авив, 1996. С.105.

10. Эпштейн А. Д., Урицкий М. Израильтяне в зер-

, -риантов [Элеронный ресурс] - Режим доступа: http://www.oranim.ac.il/Docs/Kimmerling.htm.

11. -криминации различных групп населения в Израиле (13.03.1998) [Элеронный ресурс] - Ре:

http ://www.ispr.org/archiv/etn5 .html.

12. - , -

лирующий еврейский образ жизни во всем мире. Главные предписания Галахи, основанные на Торе и Талмуде, охватывают практически все стороны жизни евреев - от рождения до смерти.

13. . . / -

СНГ и их влияние на политическую, социально//

Востоковедный сборник: Сб.ст. / Отв. ред. А. О. Филоник. Вып. 5. М., 2003. С.216-217.

14. ( ) - ,

что еврейское государство может быть создано только после прихода Мессии. Они строго соблюдают еврейский религиозный закон, живут отдельными общинами, имеют свои школы, носят традиционную одежду, придерживаются социальных ролей между мужчиной и женщиной и ведут весьма замкнутый образ жизни.

15. : [

] - :

http://www.il4u.org.il/facts/4-1 .htm.

16. , когда человек любой национальности решает для себя стать иудеем. Первым этапом гиюра ( ) -

- ,

мир еврейских священных книг, традиций и ре.

включает в себя глубокое изучение Пятикнижия , , , еврейских праздников и жизненного уклада, Катастрофы еврейского народа в годы Второй ми. -

.

, .

ученик соблюдает требования кашрута (гонов). -циально надзирает за процессом перехода в иу-

.

является совершение обряда обрезания (брит мила). После вердикта религиозного суда и дачи клятвы новообращенный получает соответст-

,

МВД для получения удостоверения личности ( - ), -писано - еврей.

17. Реформистское и консервативное направление иудаизма стремятся облегчить прохождение

: -да ежедневных посещений полуторачасовых занятий по истории и философии иудаизма; семинаров по изучению еврейской традиции, обыча-, . -дый кандидат должен предстать перед реформистским судом и объяснить, что побудило его , -ность своего проживания в Израиле. В случае успешного окончания курса женщины проходят церемонию ритуального омовения в микве, а мужчинам делают обрезание. Прохождение гиюра консервативного направления аналогич-,

ульпан с кандидатом беседует раввин, который посылает свои рекомендации в раввинский суд для окончательного решения. Кандидат еженедельно посещает двухчасовые занятия, раз в месяц встречаясь с преподавателем для обсуждения ,

. -

ры не считают обрезание неотъемлемой частью перехода в иудаизм и не требуют полного соблюдения иудейских норм согласно Галахе.

18. :

родине [Элеронный ресурс] - Режим доступа: 1Шр:/Ау\\лу.саг-ога.т/аПуа/т(1с\.рЬр'.)раас=81:ср8.

19. Статус нового репатрианта [Элеронный ре-

] - : Ьйр://ууу'.аЬ8оП8гае1.пеЙ'ерай1аспа.Цт1.

20. Морозов В. М. Указ.соч. - С.217-218.

21. Алия (в переводе с иврита - «вгахождение») -этот термин применяется для обозначения еврейской иммиграции в Израиль.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Шлеймович Э. Новые «русские» в Израиле (11.03.2005) [Элеронный ресурс] - Режим доступа: ИЩз:/Ауу\у\-.8ст40.Я|/[юПйс8/ст1агайоп/14392/.

23. Фельдман Э. Указ.соч. - С. 154.

24. Эпштейн А. Д., Урицкий М. Израильтяне в зер-

, -риантов [Элеронный ресурс] - Режим доступа: htto://www.oranim.ac.i1/Docs/Kimmсr1шg.mht.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.