ТРИБУНА МОЛОДОГО
ИММИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И КАНАДЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
IMMIGRATION LAW IN THE UK AND CANADA: A COMPARATIVE
ANALYSIS
УДК 342.951
Ю.Г. РЕЗНИЧЕНКО,
магистрант
(Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Белгород)
YULIA G. REZNICHENKO,
master student (Belgorod National Recearch University, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье подробно анализируется становление системы иммиграционного контроля в таких государствах, как Великобритания и Канада, которые, несмотря на свою схожесть (оба государства являются странами Британского Содружества), тем не менее имеют немало присущих только им специфических черт. Главное различие связано в первую очередь с тем, что Великобритания - бывшая метрополия, в связи с чем, даже не проводя каких-либо специальных программ по привлечению временных и постоянных трудовых мигрантов, за счет достаточно большого притока соотечественников из бывших колоний миграционный прирост остается на достаточно высоком уровне, полностью удовлетворяя потребности промышленности и сельского хозяйства страны в рабочей силе. В то же время Канада для удовлетворения растущей экономики и её возрастающих потребностей в рабочей силе, привлечения подготовленных и профессиональных мигрантов выстроила стройную и структурированную систему в области работы с потенциальными иммигрантами. Канада является первым государством, в котором начала действовать балльная система отбора иммигрантов, рассмотрения полезности потенциального иммигранта для канадского общества, включая оценку его уровня образования, специальность и профессионализм, знание им языка, истории и обычаев Канады и т.д.
Ключевые слова: мигранты, иммиграционный контроль, миграционная политика, иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Для цитирования: Резниченко Ю.Г. Иммиграционное законодательство Великобритании и Канады: сравнительный анализ // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 58-61.
Abstract: the article analyzes in detail the formation of the immigration control system in such States as the United Kingdom and Canada, which despite their similarity - both countries are countries of the Commonwealth - nevertheless have many specific features inherent only to them. The main difference is due, primarily, with the United Kingdom - the former Archdiocese, therefore, even without conducting any special programmers to attract temporary and permanent labor migrants, due to the fairly large influx of compatriots from the former colonies, migration growth remains at a high level, fully meeting the needs of industry and agriculture in the labour force. At the same time, to meet the growing economy and its growing needs in the labor force, to attract trained and professional migrants, Canada has built a coherent and structured system in the field of work with potential immigrants. Canada is the first state to have a point system for selecting immigrants, considering the usefulness of a potential immigrant to Canadian society, including an assessment of his / her level of education, specialty and professionalism of the immigrant, his / her knowledge of the language, history and customs of Canada, etc.
Keywords: migrants, immigration control, migration policy, migration growth, stateless person, undesirability of stay.
For citation: Reznichenko Yu.G. Immigration law in the UK and Canada: a comparative analysis // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 58-61.
Начало государственной системе иммиграционного контроля было положено в Великобритании в конце XIX века в связи с массовым прибытием первой волны иммигрантов, когда бежавшие от погромов из Восточной Европы евреи направились в западные страны, и в том числе в Великобританию, в поисках убежища [1].
После жарких дискуссий, продолжавшихся не один год, в 1905 году был принят Закон об иностранцах, предусматривающий в том числе создание системы иммиграционного контроля. Хотя подоплекой этого, по мнению многих современников, противоречивого и даже порочного Закона была идея об ответственности иммигрантов за быстро ухудшающиеся условия жизни британских рабочих, именно этот акт стал фундаментом британского иммиграционного законодательства [4].
Закон 1905 года заложил основы иммиграционной службы и апелляционной системы обжалования решений об отказе во въезде в Великобританию, создав иммиграционные апелляционные советы. Этим же Законом в британских портах были учреждены специальные инспекции, сотрудники которых были наделены полномочиями отказывать во въезде в страну любому иностранцу, который был сочтен «нежелательным». Закон определял «нежелательность» въезда лица:
- отсутствием у него средств на содержание себя и членов своей семьи;
- отсутствием возможности приобрести такие средства;
- наличием психического заболевания;
- наличием судимости за совершение общеуголовного преступления (неполитического характера).
Данные критерии, закрепленные в первом иммиграционном акте, в принципе, сохраняются и в современном британском иммиграционном законодательстве.
Последующие законы об иммиграции и подданстве Великобритании 1968, 1971 и 1981 годов ограничили права жителей бывших колоний на получение британского паспорта, фактически приравняв их к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Таким образом иммиграционный приток из стран Содружества был значительно ограничен. В то же время
подобное положение дел привело к тому, что основную часть иммигрантов в Великобритании, не проводящей в отличие от большинства экономически развитых стран мира каких-либо специальных программ по привлечению временных и постоянных трудовых мигрантов, стали составлять реэмигранты - потомки тех подданных Великобритании, которые ранее выехали на постоянное место жительства за рубеж, как правило, в одну из многочисленных колоний, а также сезонные трудовые мигранты из Ирландии.
Данное положение дел предопределило то, что к началу 90-х годов ХХ столетия в Соединенном Королевстве сформировалась одна из самых крупных диаспор соотечественников, рожденных за рубежом. Это при всем при том, что процент иностранных граждан и лиц без гражданства оставался достаточно низким. Необходимо отметить, что подобное положение на тот момент сложилось также в Германии и во Франции: сказывалось влияние достаточно большого притока соотечественников из бывших колоний [5].
Ситуация стала коренным образом меняться после начала 90-х годов ХХ столетия - начал существенно возрастать миграционный прирост, причем как в секторе долговременной миграции, так и в сегменте кратковременной трудовой миграции. Если до 90-х годов ХХ столетия величина миграционного прироста (разница между количеством прибывших и убывших) мало чем отличалась от нуля и даже нередко принимала отрицательные значения, то в последний год XX века миграционный прирост в Великобритании превышал 100 тыс. человек [9].
Иным образом шло развитие иммиграционных процессов и законодательства, их регулирующего, в истории Канады. Изначально Канада, в которой коренное население составляло меньшинство, являлась страной переселенцев и проводила в качестве одного из основных направлений деятельности государства политику ассимиляции иммигрантов, в дальнейшем менявшуюся в зависимости от экономических и социальных потребностей общества, которые зачастую корректировались в зависимости от внешнеполитического курса страны.
2018'4
ТРИБУНА
После окончания Второй мировой войны, как и многие другие страны, не пострадавшие в ходе военных действий, Канада переживала экономический бум, промышленность остро нуждалась в свободных трудовых ресурсах и, соответственно, иммиграция в Канаду достигла своего максимума, причем речь шла о не просто трудовой миграции, а о переселенцах. С 1946 по 1950 г. в страну на постоянное место жительства приехало более 430 тысяч мигрантов, в основном трудоспособного возраста, что значительно превысило общее количество въехавших в Канаду за предыдущие 15 лет [8].
В 1947 году иммиграционные требования были смягчены из-за острой нехватки рабочих рук в стране. Кроме того, Канада приняла 40 тысяч венгров, покинувших Родину после событий 1956-1957 годов [7]. Этот период характеризовался тем, что, несмотря на смягчение в целом иммиграционной политики, оно касалось в основном лиц - выходцев из европейских стран, пострадавших после Второй мировой войны, а также из США и государств Британского Содружества и почти не затрагивало жителей стран третьего мира.
1966 год ознаменовался изданием правительственной Белой книги «Об иммиграции». Положениями указанного документа закреплялись основные цели государственной иммиграционной политики, такие как демографический и экономический рост государства путем ограничения притока в страну неквалифицированных рабочих, а также особая система отбора иммигрантов. Канада является первым государством, в котором начала действовать балльная система отбора иммигрантов. Введение этой системы должно было позволить канадскому правительству проводить стройную и структурированную политику в области иммиграции [6].
По оценке многих международных экспертов, именно с этого времени иммиграционная система Канады стала одной из наиболее действенных и эффективных государственных систем по работе с иммигрантами [3]. С 1967 года применяется специальная балльная программа рассмотрения полезности потенциального иммигранта для канадского общества, включающая оценку его уровня образования, специальность и профессионализм, знание им языка, истории и обычаев Канады и т.д. [2].
Это привело в первую очередь не только к качественному (с точки зрения образования и профессионализма) изменению принимаемых Канадой иммигрантов, но и к резкому изменению национальной принадлежности основной массы иммигрантов, смещению основного региона их исхода с Западной Европы (так, в 1966 году, в год принятия Белой книги «Об иммиграции», 87% иммигрантов в Канаду - выходцы из стран Западной Европы) на Юго-Восточную Азию (Индия, Пакистан, Филиппины и т.д.), выходцы из этих стран составили в 1970 году более половины всех иммигрантов [1].
Параллельно с развитием законодательной основы в области регулирования процессов миграции развивались и органы, ответственные за реализацию миграционной политики. В 1950 году было создано министерство гражданства и иммиграции Канады, которое затем, в 1966 году, было переименовано в министерство людских ресурсов и иммиграции, а в 1976 году - в министерство занятости и иммиграции.
В 1994 году ведомство, ответственное за государственное регулирование иммиграционных вопросов, вернулось к своему прежнему названию - министерство гражданства и иммиграции Канады.
Литература
1. Евтушенко В.И. Международно-правовое регулирование миграционных процессов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 128 с.
2. Евтушенко В.И. Миграция: критерии понятия // Актуальные проблемы российского права. 2011. № 4 (21). С. 70-77.
3. Евтушенко В.И. Основы правового регулирования миграционных процессов. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. 140 с.
4. Евтушенко В.И. Правовой статус беженца в Российской Федерации: монография. - Белгород: БГТУ, 2006. 113 с.
5. Евтушенко В.И. Реализация конституционного права человека и гражданина на свободу перемещения, миграции, выбор места пребывания и жительства: теоретический аспект // Современное право. 2010. № 10. С. 38-41.
6. Морозов П.Ю. Правовое регулирование труда иностранных работников в условиях глобализации (на примере законодательства США, Канады и Великобритании) // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 258-264.
7. Плойг К. История иммиграционной политики в Канаде / Иммиграционная политика западных стран. Альтернативы для России / под ред. Г. Витковской. - Москва, 2002. С. 74-75.
8. Шапаров А.Е. Тенденция секьюритизации иммиграционных политик Великобритании и Канады // Социум и власть. 2012. № 4 (36). С. 50-56.
9. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. - Москва, 2003. 314 с.
10. Владимирова М.А. Законодательные основы иммиграционной политики Канады // США-Канада. Экономика-политика-культура. 2002. № 9. С. 167-171.
References
1. Evtushenko V.I. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie migratsionnykh protsessov. - Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU»,
2013. 128 s.
2. Evtushenko V.I. Migratsiya: kriterii ponyatiya // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2011. № 4 (21). S. 70-77.
3. Evtushenko V.I. Osnovy pravovogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov. - Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2016. 140 s.
4. Evtushenko V.I. Pravovoi status bezhentsa v Rossiiskoi Federatsii: monografiya. - Belgorod: BGTU, 2006. 113 s.
5. Evtushenko V.I. Realizatsiya konstitutsionnogo prava cheloveka i grazhdanina na svobodu peremeshcheniya, migratsii, vybor mesta prebyvaniya i zhitel'stva: teoreticheskii aspekt // Sovremennoe pravo. 2010. № 10. S. 38-41.
6. Morozov P.Yu. Pravovoe regulirovanie truda inostrannykh rabotnikov v usloviyakh globalizatsii (na primere zakonodatel'stva SShA, Kanady i Velikobritanii) // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2011. № 4. S. 258-264.
7. Ploig K. Istoriya immigratsionnoi politiki v Kanade / Immigratsionnaya politika zapadnykh stran. Al'ternativy dlya Rossii / pod red. G. Vitkovskoi. - Moskva, 2002. S. 74-75.
8. Shaparov A.E. Tendentsiya sek'yuritizatsii immigratsionnykh politik Velikobritanii i Kanady // Sotsium i vlast'. 2012. № 4 (36). S. 50-56.
9. Denisenko M.B., Kharaeva O.A., Chudinovskikh O.S. Immigratsionnaya politika v Rossiiskoi Federatsii i stranakh Zapada. -Moskva, 2003. 314 s.
10. Vladimirova M.A. Zakonodatel'nye osnovy immigratsionnoi politiki Kanady // SShA-Kanada. Ekonomika-politika-kul'tura. 2002. № 9. S. 167-171.
(статья сдана в редакцию 03.09.2018)