Н. В. Еремина
иммигранты и борьба с ксенофобией в европейском обществе
(на примере соединенного Королевства)
Проблемы иммиграции, интеграции иммигрантов и рост ксенофобии в обществе всегда взаимосвязаны. Не рассматривая вопросы состава иммигрантов, их положения в обществе и социальной мобильности, законодательства в области миграции, борьбы с расизмом и дискриминацией, невозможно определить причины роста ксенофобии и сформулировать способы ее предотвращения.
Проявления ксенофобии, связанные с неприятием иной культуры, расы, религиозных воззрений,— важное социальное явление, характерное для любого общества. Оно обусловлено не только тем, насколько эффективной является государственная политика в области развития и пропаганды толерантности и мультикультурализма. В достаточно большой степени оно зависит также от человеческого сознания, которое в условиях стремительно меняющегося мирового контекста крайне болезненно реагирует на все изменения, связываемые с угрозой собственной идентичности, и для которого, в сущности, характерно разделение мира на «своих» и «чужих». В связи с этим проявления ксенофобии, ставшие очевидными для всех европейских государств, следует рассматривать как объективный процесс, или даже как ожидаемую реакцию общества на значительные изменения в мировом масштабе, высветившие целый комплекс проблем, связанный с пониманием этничности и национальности. Кроме того, проявления ксенофобии объективно прогнозировались еще и по той причине, что часто политика мульти-культурализма, направленная на адаптацию и интеграцию иммигрантов в принимающее сообщество и налаживание контактов с ними, а также на убеждение коренного населения в безопасности этого процесса, оказывается неэффективной. Напротив, сама эта политика предполагает разделение общества по этническому, расовому признаку.
Таким образом, проблема ксенофобии—это проблема, в центре которой стоит задача выработки реалистичной стратегии адаптации иммигрантов и содействия спокойному восприятию их обществом. С одной стороны, это предполагает активную законодательную деятельность, направленную на разработку норм и правил, предписанных для выполнения иммигрантами, которые должны знать все требования, предъявляемые им со стороны принимающего государства, с другой стороны, необходима стратегия, благодаря которой сами иммигранты стремились бы к интеграции в данное общество. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время постепенно слабеет представление об интегрированности человека в общество, исчезает осознание тождественности человека и общества. В современном обществе, зависящем от более мощных процессов глобализации, национальная идентичность часто оказывается некоей абстракцией, а ставшая очевидной плюрализация идентичности, сопровождается ростом насилия и ксенофобии1.
Важнейшую роль в этих процессах играют значительные перемещения людей, т. е. миграции. Миграции способствуют появлению большого числа культурно отличных
© Н. В. Еремина, 2008
этнических меньшинств, что можно рассматривать как вызов традиционной модели национального государства и традиционным моделям гражданства. Выдвигая свои требования, иммигранты способствуют эрозии государственного суверенитета и влияют на внутреннюю культурную дифференциацию2. В целом иммиграция стала весьма серьезным испытанием для любого национального государства, приводя к проблеме фрагментации общества. Многие исследователи полагают, что значительные миграционные потоки угрожают современному национальному государству, вызывая значительные изменения в области принятия решений и контроля над их исполнением3.
Для развития европейского общества также являются важными процессы европейской интеграции, которые можно рассматривать как региональное проявление глобализационных процессов. Они, несомненно, влияют на представления о культурной, политической и этнической идентичности человека. Так, расширение Евросоюза (ЕС) создало новые социально-экономические, политические и культурные аспекты взаимодействия наций. Благодаря постепенному расширению и развитию, ЕС втягивает новые государства в свою орбиту и, соответственно, привлекает новых людей, создавая при этом новые миграционные потоки, приводящие к увеличению диаспор в странах и усилению степени их совместного воздействия как на обычных граждан (конфликты в обществе, проявления ксенофобии), так и на государственные структуры4. Кроме того, многие диаспоры становятся, по сути, транснациональными, поддерживая взаимоотношения с аналогичными диаспорами в других европейских государствах и сохраняя также тесные связи с родиной5. При этом упразднение внутренних границ внутри ЕС автоматически привело к ужесточению защиты внешних границ ЕС. С 1999 г. миграционная политика и политика в отношении беженцев являются составной частью «первой опоры». Все европейские государства расценивают это как важное достижение, поскольку предполагается введение общих стандартов и даже некоторое ужесточение иммиграционной политики. Ужесточения принимались последовательно разными государствами-членами ЕС, и это было продиктовано, в частности, его расширением и появлением новой угрозы значительного масштаба миграций. В дальнейшем большая часть разного рода ограничительных законов была «экспортирована» в Центральную и Восточную Европу, которая, как полагают многие исследователи, должна стать новым «санитарным кордоном» перед ожидаемой угрозой волны мигрантов с Востока6. Одновременно с этим ЕС предпринял некоторые шаги в области борьбы с расизмом и ксенофобией, приняв в 2000 г. директиву, устанавливающую принцип равного подхода к мигрантам, независимо от расового или этнического происхождения»7. Ряд мер был принят для облегчения интеграции иммигрантов в общество, например, при воссоединении семей8 и рассмотрении статуса иностранных граждан, являющихся резидентами длительный период времени9. ЕС также выступил с программой INTI (Integration of third country nationals), направленной на развитие диалога с гражданским обществом в области адаптации иммигрантов и проведении политики мультикультурализма10.
Все распоряжения наднациональных органов ЕС по борьбе с расизмом и дискриминацией, направленные на предотвращение роста ксенофобии в европейском обществе, являются основными и для законодательств стран-участниц ЕС, то есть они инкорпорированы в их внутреннее законодательство. Хотя по-прежнему позиция самого национального государства в области определения иммиграционной политики, адаптации иммигрантов и борьбы с дискриминацией и ксенофобией подлежит его самостоятельному регулированию, а Европейские директивы являются для него «маяками» в разработке концепции политики мультикультурализма. Однако политика в отношении меньшинств и иммигрантов, проводимая отдельными государствами, представляет
пример неубедительной и непоследовательной миграционной политики и политики мультикультурализма, притом, что в настоящее время наднациональные органы (Комиссия) еще не в состоянии отслеживать и обеспечивать выполнение своих распоряжений на уровне национального государства11.
Таким образом, можно сформулировать ряд причин, воздействующих на рост проявления ксенофобии в европейском обществе:
1) Политика мультикультурализма предполагает лишь толерантность, то есть терпение в отношении иной культуры, но не понимание ее. Отсутствие конкретной информации о количественном и качественном составе иммигрантов и их занятости часто вызывает обеспокоенность в обществе и оказывает существенное влияние на возможность их адаптации.
2) Глобализационные процессы всё время способствуют перемещению большого числа мигрантов, часть из них возвращается или уезжает на новое место жительства, но больший процент мигрантов остается. Отсутствие согласованной политики в области миграции между ЕС (который пока не предпринимает решительных действий для того, чтобы осуществлять центральный контроль над данной ситуацией) и отдельными государствами (в том числе и теми, которые не являются участниками ЕС), нагнетает напряженность и не дает возможности выработать единую точку зрения на проблему иммиграции и адаптации иммигрантов в обществе. При этом, понимание того, что отдельные государства в настоящее время объективно не способны самостоятельно и независимо от других государств влиять на миграционные процессы, окутавшие всю Европу и весь мир, постепенно начинает преобладать. Решить данную проблему представляется возможным только при участии всех европейских государств, признающих ведущую роль ЕС. Необходимо общее продуманное и максимально детализированное законодательство, разработанное именно наднациональными органами ЕС.
3) Кроме того, глобализация способствовала изменению способа идентификации в обществе. Для каждого человека важными становятся культурная основа, полученная от предков, а не принадлежность к конкретному государству, которое постепенно теряет свои позиции.
4) В европейском обществе произошел рост демократии и жизненного уровня, который предполагает постоянное увеличение финансирования, направленного на проведение политики межкультурного диалога и решение конкретных проблем иммигрантов, связанных, в частности, с их трудоустройством. Рост демократии также означает усиление влияния на общество и власти самих национальных меньшинств, добившихся обращения внимания всего общества к проблемам групп, которые, так или иначе, дискриминируются. Успех движения за гражданские права привел также к тому, что общество в целом более благожелательно и уважительно стало относиться к культурной идентичности, складывающейся на основании таких данных, как раса, язык, исторические корни, сложившиеся традиции и особенности.
5) Однако общая этническая ситуация осложняется, так как одновременно с признанием культурной идентичности пришлого населения происходит осознание собственной культурной идентичности коренным населением. Возникают этнорегиональ-ные проблемы, которые делают практически невозможным достижение объединения общества в рамках одного государства.
Великобритания, являвшая собой длительное время пример могущественного государства, огромной империи, населенной множеством национальностей, несомненно, должна была столкнуться с проблемой иммиграции, адаптации иммигрантов и проявлений ксенофобии в той или иной форме. Данные проблемы связаны в большей
степени с историческим прошлым и, по всей видимости, стремлением власти смягчить его последствия. Поэтому проблему неприятия иной культуры здесь можно рассматривать с точки зрения эффективности политики мультикультурализма. Кроме того, Великобритания является членом ЕС, то есть она участник европейских интеграционных процессов, что приводит к усилению миграционных потоков и интереса к стране. Великобритания — это один из важнейших мировых образовательных центров, в связи с чем иммиграция в это государство всегда будет достаточно стабильной и постоянной, а, следовательно, будет способствовать усилению фрагментации общественной жизни. Перед обществом и государством стоит задача не допустить возможных взрывов недовольства со стороны иммигрантов, а также убедить коренное население проявлять терпимость.
Рассмотрим следующие вопросы, связанные с проблемами иммиграции, адаптации меньшинств и проявлением ксенофобии в британском обществе:
1) Миграционное законодательство.
2) Законодательство в отношении национальных меньшинств и их защита от дискриминации.
3) Количественный и качественный состав иммигрантов.
4) Позиция британского населения.
5) Проблема формирования общей британской идентичности.
Разрешение этих проблем зависит от целого ряда обстоятельств: государственной политики, способствующей развитию межкультурного диалога; от причин иммиграции в страну, так как именно изменения в социальной политике и распределении социальных благ может способствовать уменьшению или, напротив, росту иммиграции; от количественного и качественного состава иммигрантов, поскольку все изменения в этническом составе, а также рост иммигрантов серьезно влияют на возможности проведения политики культурного диалога в обществе; от соотношения иммигрантов со сложившейся британской идентичностью (восприятие в глазах британского населения иммигранта как чуждого или, напротив, близкого к их культуре и традициям).
В Соединенном Королевстве длительное время не было закона в отношении расовой дискриминации при отсутствии регуляции миграционных потоков. Более того, в 50—60-е гг. XX в. иммиграция даже поощрялась. Ввиду благоприятной политики в страну приехали свыше 1 млн. выходцев из Индии, Карибских островов, Африки и Дальнего Востока. Все эти иммигранты являлись британскими подданными. Однако это привело к появлению значительного потока иммигрантов с иным цветом кожи, иной культурой, иными религиозными традициями (которые они желали практиковать открыто) и стремившиеся сохранить весь свой традиционный уклад жизни. Благодаря тому, что на территории Великобритании воссоединялись семьи иммигрантов и число их оказалось достаточным, чтобы организовываться в локальные сообщества (некие анклавы), произошло изменение взгляда на положительные аспекты иммиграции в обществе и в правительственных кругах страны.
Поток иммигрантов был столь значительным, что идея ограничения миграции, высказываемая, прежде всего, консерваторами, стала весьма популярной. Кроме того, это стало объективной задачей, поскольку рост иммиграции сопровождался постоянным ростом напряжения и вспышками насилия12. Соединенное Королевство приняло ряд актов, ограничивающих право на въезд и гражданство новым мигрантам. Иммиграционный контроль за лицами, приезжающими из государств Содружества, был введен в 1962 г. и усилен в 1971 г13. После принятия в 1981 и 1987 гг. законов об иммиграции (Акта о национальностях) нахождение в стране сверх установленного срока стало уголовно
наказуемым. Закон 1996 г. усложнил правила выплаты социальных пособий определенным категориям переселенцев. Кроме того, одновременно усилили свою агитацию несколько политических движений. В 1967 г. в результате объединения ряда организаций был образован Национальный фронт. В 80-е гг. заявила о себе Британская национальная партия, требующая прекратить несостоятельную политику мультикультура-лизма14. В настоящее время резкой критике подвергнуто право на получение убежища в Великобритании. В 2002 г. был принят новый закон о гражданстве, иммиграции и предоставлении убежища, который направлен против облегчения въезда в страну какого-либо лица, если оно стремится к получению статуса беженца, и на различение так называемых «настоящих беженцев» и «(только) экономических беженцев»15. Постоянно сокращается число лиц, которые получили право на убежище. Например, в 1998 г. отказ получили 42 % из тех, кто рассчитывал остаться в Великобритании на постоянное место жительства16. С апреля 2001 г. Великобритания проводит дискриминирующую пограничную политику, подвергая особым мерам лиц, принадлежащих к семи группам — курдам, рома, албанцам, тамилам, понтийским грекам, сомалийцам и афганцам17. Однако данные мероприятия уже не смогли улучшить обстановку в стране, так как значительным явлением в жизни Великобритании стала проблема незаконной иммиграции.
Незаконная иммиграция — одно из самых «слабых мест» Великобритании, в связи с чем политику государства в области иммиграции часто называют неоднозначной. С одной стороны, Великобритания признает необходимость соблюдения Женевской конвенции о статусе беженцев и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С другой стороны, нередки предложения, даже среди правительственных кругов, выйти из данных договоренностей, так как они мешают быстро и беспрепятственно высылать иностранцев18. Более того, правительство Великобритании готово использовать некоторые методы давления на страны в случае отказа от сотрудничества по вопросам репатриации своих граждан19. В настоящее время иммиграция в основном ограничена воссоединением семей, предоставлением убежища, в том числе бежен-цам20. Вместе с тем, ужесточение борьбы с незаконной миграцией всегда сопровождается принятием целой серии ограничительных действий в отношении иммиграционного законодательства, что вызывает наибольшую обеспокоенность среди иммигрантов. Тем не менее, за шестьдесят лет в Великобританию прибыло свыше 4,5 млн. новых поселенцев. Учитывая, что из двух иммигрантов один остается, а из двух эмигрантов один не возвращается, количественный состав населения оказывается более равномерным, в отличие от этнического состава21. Более половины представителей меньшинств уже рождены в Великобритании. Кроме того, растет число смешанных браков. Если в 2001 г. число рожденных от смешанных браков составляло 674 тыс. человек, то к 2010 г., по прогнозам социологов, оно должно вырасти до 950 тыс., а к 2020 г.— составить более 1 млн. человек22.
Таким образом, Соединенное Королевство является мультинациональным государством и в любом случае не может отказаться от проведения политики межкуль-турного диалога, так как это приведет к еще большему напряжению в обществе и росту ксенофобии. Политика мультикультурализма предполагает разработку соответствующего законодательства. Акт 1976 г.—это важнейший Закон, определяющий межрасовые отношения, политику в области адаптации национальных меньшинств и противодействующий расовой и иным видам дискриминации. В 2001 г. и в 2003 г. он дополнялся новыми нормами, в том числе в соответствии с правилами, принятыми директивами ЕС. Они уточняли и детализировали понимание расовой дискриминации и расширяли сферу применения закона. Согласно Акту 1976 г., была создана Комиссия
по расовому равенству (Commission for Racial Equality). В ее задачи входило содействовать уменьшению расовой дискриминации, способствовать налаживанию диалога между разными этническими группами, наблюдать за исполнением Акта, в том числе контролировать работу властей в области борьбы с расовой дискриминацией, принимать и заслушивать отчеты о их деятельности, проводить служебные расследования, если возникают ситуации дискриминации (при этом возможны ситуации, при которых дискриминации подвергается представитель коренного белого населения). Комиссия регулярно выступает с отчетами о своей деятельности и рекомендациями, каким образом необходимо бороться с дискриминацией во всех ее проявлениях и не допускать роста ксенофобии в британском обществе23.
В целом законодательство Великобритании в области миграционной политики и борьбы с расовой дискриминацией представляется достаточно разработанным, однако не всегда эффективным. Дело в том, что большая часть законодательства, а также социологических опросов и исследований, на которые опираются все органы власти, ответственные за разработку антидискриминационного законодательства, ориентированы на учет мнения, главным образом, иммигрантского населения. В действительности, в практической плоскости осуществление этих мероприятий не представляется возможным без учета мнения всего общества, прежде всего, коренного населения государства. Необходимо понять, что беспокоит его, какие существуют способы влиять на данную ситуацию и исправлять ее с конечной целью интеграции всего общества и благожелательного восприятия иммигрантов. Кроме того, необходимо учитывать, насколько сами иммигранты готовы к интеграции, стремятся ли они к ней, если, например, они предпочитают жить в анклавах, где воссоздают традиционный уклад жизни и сохраняют свою идентичность (согласно социологическим опросам, она для них представляется более ценной, при том, что глобализация способствовала также быстрому развитию транспорта и транспортных сетей, облегчив создание транснациональных обществ и поддержание стабильной связи с родиной24). Иммигранты, выдвигающие целый ряд требований, связанных с изменением ситуации гегемонии «белой культуры», по сути дела, выражают нежелание разделять общие ценности и представления о социальной солидарности, сложившиеся в принимающем сообществе, что означает вызов идее об единой нации. В основе этого лежат серьезные культурные отличия, что ставит под сомнение наличие адаптивных способностей мигрантов, также как и возможности интеграции со стороны принимающего сообщества25.
В Великобритании достаточно много различных национальных меньшинств (чернокожее население из Африки и Карибских островов составляет около 2 %, выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш — 4 %). Не все они восприняты британской общественностью одинаково, имеют разное социальное и экономическое положение, что не всегда может сказываться на их статусе. Например, афро-карибцы хорошо воспринимаются обществом в рамках современной британской идентичности, тогда как в отношении выходцев с индийского субконтинента высказываются подозрения в приверженности другой культуре и отдаленности от британских ценностей. Несмотря на более высокую социальную мобильность и занятость на рынке труда, чем у первой группы, они являются достаточно постоянным объектом для проявлений ксенофобии со стороны отдельных представителей британского общества26.
Однако Великобритания всё еще находится в плоскости политики мультикультура-лизма. Это означает, что государственные власти берут на себя полный контроль над развитием ситуации в межрасовых взаимоотношениях, отслеживают нарушения и расовую дискриминацию и предлагают легкий доступ к полноте политических и социальных
прав всем меньшинствам. При этом политика мультикультурализма предполагает признание иммигрантских групп как «этнических (национальных) меньшинств», обладающих своими уникальными культурой и привилегиями. В целом, иммигрантские сообщества могут оказывать значительное воздействие на власти, особенно, на муниципальном уровне27 и самостоятельно бороться против дискриминации и возможных проявлений ксенофобии со стороны общества. Тем не менее, провозглашающееся политическое равенство не означает равенства фактического. Часто самым важным для иммигранта и для принимающего сообщества оказывается религиозная, а не этническая категория. В частности, в названии организаций, созданных самими меньшинствами, нередки упоминания определения «мусульманский». По мнению Миллера М., мусульманская идентичность даже превалирует над этнической28. Хотя, необходимо отметить, что мусульманская идентичность, основанная на религиозном отличии, не всегда благожелательно воспринимается британским обществом (несмотря на то, что представители этой религии, как правило, весьма активны), так как британское законодательство не признает права на религиозное равенство (кроме Северной Ирландии), поэтому мусульманам, по сути, предлагается только риторическое равенство, но не действительное равенство в контексте политики мультикультурализма29.
Положение меньшинств и их восприятие в британском обществе не является постоянной и неизменной величиной. Так, согласно социологическим опросам, в период с 2002 г. по 2007 г. произошли некоторые изменения, связанные с увеличением роста иммигрантов, с тем, что они заняли более жесткую позицию, провозглашая требования создать условия для сохранения своей культурной (в том числе религиозной) идентичности и проявления уважения к ней, с террористическими угрозами, которые привели к некоторому, хотя и не столь значительному, по сравнению с другими европейскими государствами, росту напряженного и враждебного отношения к иммигрантам со стороны общества, то есть способствовали некоторому росту ксенофобии.
В целом жалобы против ксенофобии обычно составляют около 22 % (в Германии, например, их число достигает 32 %). Основной поток жалоб связан с социальными трудностями в области трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице, интеграции (например, злоупотребления в отношении этнических меньшинств со стороны власти и полиции), и составляет 51 %30. Согласно отчетам Комиссии по Расовому Равенству, ситуация с положением иммигрантов не была постоянно драматичной, а сама Комиссия считала свою деятельность успешной в определенные периоды времени. Например, судя по социологическим опросам, 2002 г. был достаточно благоприятным с точки зрения межрасовых отношений. Так, 59 % коренных жителей и б7 % среди этнических меньшинств согласились с тем, что Великобритания является страной, где выстраиваются стабильные и хорошие взаимоотношения между представителями разных рас. 78 % коренного населения и 89 % представителей этнических меньшинств подчеркнули, что необходимо уважать права меньшинств. 57 % коренных британцев посчитали необходимым больше изучать культуру и религии иных этнических групп, проживающих в Великобритании. 8б % британцев не согласны, что быть британцем означает принадлежать белой расе31.
Позитивная картина межрасовых взаимоотношений в Великобритании до 2005 г. также складывается на том основании, что 59 % британцев полагают, что данные отношения являются благоприятными. Интересно, что среди представителей этнических меньшинств процент довольных даже выше — б7 %, при этом 49 % населения полагает, что межрасовые взаимоотношения остались на прежнем уровне. Критически ситуацию воспринимает 47 % коренного населения, хотя среди этнических групп только
34 % полагают, что ситуация обострилась и необходимы специальные мероприятия
32
по ее улучшению32.
Данные цифры убеждают в эффективной деятельности как неправительственных организаций, в частности Комиссии по Расовому Равенству, так и всех уровней государственной власти, что дало обществу возможности стабильного развития, без проявления взрывов недовольства и агрессии. Интересно, что, в целом, даже события 11 сентября 2001 г. в США не изменили общего благожелательного настроения в обще-стве33. По мнению Комиссии, значительный прогресс был достигнут благодаря ее работе в отдаленных территориях и сельских местностях, где процент недоверия к пришлому иноэтничному населению всегда был достаточно высоким, и где сохранялась возможность появления напряженности и ксенофобии по отношению к иммигрантам. Как правило, на данных территориях население убеждено, что иммигранты должны изучить британский образ жизни и соответствовать критериям британского общества, прежде чем становиться британскими гражданами34. Однако сами иммигранты чаще всего идентифицируют себя в целом с Британией, а не с регионами, в которых проживают (45 %). И по-прежнему высок также процент людей, полагающих своей родиной страну, родом из которой происходила семья (46 %)35. На вопрос о концепции «британскости» этнические меньшинства посчитали важным указать на «культурное многообразие» (9 %) и «вежливость» (6 %). При этом подавляющее большинство вообще не смогло сформулировать признаки «британскости»36. В тот период времени Комиссия полагала, что единственным серьезным препятствием для продвижения политики культурного диалога и равных возможностей являлось невежество и предубеждение как завуалированная форма недоверия: 45 % опрошенных заявили, что знают кого-то, кто настроен по отношению к этническим меньшинствам с предубеждением, 61 % британцев считают, что иммигрантов в стране стало слишком много, в то же время аналогично думают 46 % представителей этнических меньшинств37. Тем не менее, британцы полагают, что Великобритания в целом проводит политику, поощряющую расовую интеграцию, и является скорее обществом равных возможностей, нежели наоборот, и даже еще больший процент опрошенных полагает межрасовые взаимоотношения положительным фактором в развитии британского общества38.
Интересен с этой точки зрения анализ, как представлены этнические меньшинства на британском телевидении. Чернокожее население появляется в телевизионных передачах довольно часто (3,7 %), хотя они составляют 2,1 % среди иммигрантов, в то время как азиатское население, которое составляет 3,7 %, на телевидении представлено только 0,9 %39. Это полностью соответствует восприятию иммигрантов британским обществом. Тем не менее, реальная ситуация в обществе несколько хуже, чем об этом свидетельствуют отчеты, доклады и социологические опросы. Кроме того, никакое законодательство, распространяясь только на конкретные случаи дискриминации в обозначенных им же областях, не в состоянии противодействовать перемещению людей и росту всевозможных фобий40. Согласно отчетам Комиссии, она «перешла от протеста к конкретной политике»41, но в то же время постепенно обостряется проблема, заключающаяся в том, что общественные службы не обладают всей полнотой информации, не имеют возможности ее получать, чтобы работать более оперативно 42. План работы Комиссии по расовому равенству на 2005-2008 гг. ставит следующие цели: добиться того, чтобы каждый человек осознавал важность достижения и поддержания расового равенства, оценить возможные последствия исполнения плана по достижению расового равенства, проводить консультации по данному вопросу, публиковать результаты своих расследований, наблюдений и создавать коалицию с обществом и властями.
Комиссия полагает, что постоянное информирование населения о выполняемой ею работе поможет предотвращать проявления ксенофобии43. По данным Комиссии в 2004 г. за помощью по вопросу расовой дискриминации к ней обращалось в основном негритянское население (140 мужчин и 77 женщин) и только 166 представителей азиатского населения, что рассматривалось как определенное достижение в деятельности Комиссии44.
Ситуация с восприятием этнических меньшинств и ксенофобией в британском обществе осложнилась после событий 2005 г. После террористических актов в Лондоне в июле 2005 года, организаторами которых были не иностранцы, а граждане Великобритании, появилось сомнение в правомерности и эффективности политики мультикультурализма, вновь встала проблема, каким образом формировать единую британскую нацию. Сейчас 25 % британцев предпочитают жить в районах с преимущественно белым населением (однако это не свидетельствует о радикальном ухудшении обстановки. Сравните тот же самый показатель: 44 % в Греции, 42 % в Бельгии, 39 % в Португалии и 37 % в Дании)45. 57 % респондентов опасаются, что Британия теряет свою культуру, притом, что 27 % населения Лондона — это иммигранты и 29 % — различные этнические меньшинства (не принадлежащие белой расе). В настоящее время (сравните с опросом 2002 г.) 74 % коренных британцев полагают, что в стране слишком много иммигрантов, 76 % считают, что Британия уже перенаселена. Хотя, необходимо обратить внимание, что эти данные не свидетельствуют о значительном росте расизма и ксенофобии в британском обществе, так как 87 % по-прежнему согласны, что быть британцем не означает принадлежать белой расе46.
При этом иммиграционная политика и политика в области мультикультурализма, которую осуществляют государственные власти, подвергается жесточайшей критике, а правительственные заявления по данным проблемам объявляются ложными. В действительности, иммигранты не вносят существенного вклада в рост национального валового продукта, так как сами нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства, а постоянный рост иммиграции приводит к увеличению расходов на строительство инфраструктуры. Кроме того, иммигранты селятся преимущественно на северо-востоке Англии и непосредственно в Лондоне, где плотность населения намного выше, чем в других районах страны. Также иммиграция не способна оказать существенное влияние на возрастную структуру населения, так как иммигранты сами стареют. Для того, чтобы стабилизировать возрастную структуру, начиная с 2010 г. стране необходимо привлекать 500 тыс. человек ежегодно, что не решает тех задач, которые стоят перед государством47.
Тем не менее, сравнение двух опросов и позиции коренного населения в отношении этнических меньшинств и иных рас свидетельствует о существовании некоторых противоречий и неопределенности в самом британском обществе по вопросу
о справедливости и собственной безопасности. С одной стороны, британское общество довольно терпимо, с другой, опасается возможных агрессивных реакций иноэтнично-го населения при обострении внутриполитической и внешнеполитической ситуации, и с тревогой относится к прогнозам об изменении этнического состава населения страны к 2031 г.48. Кроме того, население страны не располагает точной информацией о количестве иммигрантов и полагается всецело на свои субъективные ощущения. Коренные британцы считают, что в стране проживает 22 % иммигрантов (среди представителей этнических меньшинств эта цифра составляет 32 %), в то время как в действительности их общее число не превышает 8 %.49. Рост ксенофобии и дискриминации подтверждается и тем, что в 2007 г. полученные суммы по судебным делам о компенсации за дискриминацию, достигли значительной величины—2 млн. фунтов стерлингов50. Вероятно, такое изменение в обществе по отношению к иммигрантам и меньшинствам
(хотя, и не столь значительное, если сравнивать с другими европейскими государствами) способствовало тому, что сами представители Комиссии по расовому равенству оказались довольно скептично настроены в отношении благоприятного изменения ситуации в обществе. В нем еще остается неравенство, расовая сегрегация, в то время как с другой стороны растет политический и религиозный экстремизм, так как люди разобщены51 .
Чтобы реализовать программу достижения равенства и взаимодействия, необходима крепкая взаимосвязь населения с властями на местном уровне, которые способствовали бы развитию диалога между общинами. В действительности фрагментация общества будет продолжаться, а вопрос отношения к национальным меньшинствам становиться все более актуальным. Главным для властей в связи с этим стала задача не допустить вспышек насилия, ярких проявлений ксенофобии, а значит, необходимо опираться на общие ценности, которые разделяет все население. Таким образом, складывается круг проблем, регулирование которых зависит, в первую очередь, от государственной власти и ее грамотной миграционной политики, политики адаптации иммигрантов и национальных меньшинств.
Во-первых, данная политика предполагает: управление и наблюдение за миграционными потоками; разработку критериев иммиграции (в каких сферах необходимы рабочие кадры); работу с иммигрантами, направленную на выяснение тех целей, которые ставит перед собой иммигрант, и того, как они соотносятся с целями государства; определение наилучших способов получения своевременной и точной информации, отвечающей на вопрос об общественном мнении населения страны, определяющей болевые точки и круг вопросов, которые вызывают наибольшую обеспокоенность населения; обсуждение данных проблем на широких общественных форумах с целью определения возможных изменений в политике культурного диалога, то есть необходимо разработать пути и механизмы предотвращения межэтнических столкновений, проявлений ксенофобии и расизма, а не исправления уже произошедшего конфликта.
Во-вторых, поскольку британское общество, по всей видимости, не имеет точной информации о политике культурного диалога, необходим контакт общества и власти, предполагающий, в частности, информирование населения о конкретных данных по количеству и составу иммигрантов и о целях иммиграционной политики государства. В противном случае, население, не располагая объективной информацией, будет с большим недоверием относиться к иммигрантам, а проявления ксенофобии будут только расти.
В-третьих, степень проявления ксенофобии и расизма в обществе не является постоянной. В разные периоды времени напряжение может то расти, то падать. Необходимо отслеживать малейшие колебания в изменении состояния общественного мнения для выяснения причин этих колебаний и определять, насколько они зависят именно от проводимой государством этнической и расовой политики.
Итак, Великобритания представляет пример государства, в котором наиболее ярко и полно воплотилась политика мультикультурализма. Она характеризуется враждебностью к этнонационализму на государственном уровне и симпатией к закреплению этнического меньшинства в особых нишах внутри государства52. Это предполагает, что государство берет под свою защиту и покровительство разнообразные этнические меньшинства, которым гарантирует права и привилегии, поощряет их к созданию собственных обществ для борьбы против расовой дискриминацией и для поддержки друг друга. Однако в политике межкультурного диалога, которую проводит правительство Соединенного Королевства, можно выделить и негативные черты.
Британское общество законодательно остается фрагментарным. Это общество стоит рассматривать скорее как совокупность сообществ, которые являются этнически
и культурно различными по отношению друг к другу. Такой подход к выделению ряда сообществ, занимающих свое определенное место, включая иммигрантское сообщество, которое само не однородно по своей структуре, закрепляет существующее положение дел, и ни в коем случае не может гарантировать отсутствие межрасовых проблем, напряженности и проявлений ксенофобии. Однако они могут быть практически нивелированы властью, но для этого требуется постоянный контроль над ситуацией и значительное финансирование, направленное на развитие программ помощи пострадавшим в случае дискриминации, и на поощрение толерантности местного населения, что трудно осуществимо на практике. Необходимо разработать условия, при которых государство сможет адекватно и быстро реагировать на все изменения, связанные с вопросом этничности.
Кроме того, меры по борьбе с бедностью среди иммигрантов, проводимые государством, оказываются не эффективными, так как они ориентированы на культурные нормы и навыки превалирующей группы среди национальных меньшинств. Кроме того, все финансовые мероприятия осуществляются неравномерно на территории страны, и ряд районов не попадает под их действие. По-прежнему государственная политика предполагает учитывать в первую очередь потребности меньшинств, поскольку они имеют меньше возможностей влиять на решения, принимаемые властями53. Европейский Союз также рекомендует учитывать именно опыт населения, подвергающегося дискриминации, что означает соответствие местного законодательства законодательству Европейского Союза, документирование ситуаций, связанных с дискриминацией, обучение государственных служащих, поощрение политики равных возможностей (главным образом, чтобы не допускать дискриминации по вопросу трудоустройства)54. Однако эти мероприятия не направлены на предотвращение конфликтов, дискриминации и ксенофобии в обществе. Необходим комплексный подход, учитывающий мнение всех участников процесса культурного диалога, иначе попытки гармонизации общественной жизни всегда будут неудачными.
1 КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000 // http:// polbu.ru/kastels-informepoch
2 Koopmans R., Statham P. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multicultiralism and the Collective Claims Making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // The American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 3. P. 652.
3 Rudolph Christopher. Security and Political Economy of International Migration // American Political Science Review. 2003. Vol. 97. No. 4. P. 603; Koopmans R., Statham R. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multiculturalism and the Collective Claims making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 3. P. 652; Morris L. Globalization, Migration and the Nation-State: the Path to a Post-National Europe? // the British Journal of Sociology. 1997. Vol. 48. No. 2. P. 206.
4 Miller M. New Citizenship—Refugees and the Undocumented in the European Space and New citizenships and Territory: towards Recomposing the Local and the National // International Migration Review. 2001. Vol. 35. No. 3. P. 918.
5 Koopmans R., Statham R. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multiculturalism and the Collective Claims Making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 3. P. 657.
6 Кан К. Политика изгнания: Европа и ее попытки урегулирования проблем рома // Ежегодник ОБСЕ 2003. М., 2005. С. 189; Stola D. Migrations in Central and Eastern Europe // International Migration Review. 1998. Vol. 32. No. 4. P. 1072.
7 Там же. С. 195.
8 Council Directive 2003/86/EC of 22 September 2003 on the right to family reunification. Official Journal L 251. 03/10/2003. P. 0012-0018 // http:// eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX: 32003L0086:EN:HTML
9 Council Directive 2003/109/EC of 25 November 2003 concerning the status of third-country nationals who are long-term residents. Official Journal L 016. 23/01/2004. P. 0044-0053 // http://eur-lex. europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=CELEX:32003L0109:EN:HTML
10 Integration of third country nationals // http://ec.europa.eu/justice home/funding inti en.htm
11 Ярока Л. Представитель цыган: законы не могут обеспечить равноправия // Государственное управление в переходных экономиках. К гармонии через многообразие: роль государственного управления. 2004. С. 7 // http://lgi.osi.hu/publications/2004/280/lg rus 20p403.pdf
12 40 Years of Law Against Racial Discrimination // http://www.cre.gov.uk/Default.aspx.LocID-0-hgnew08r.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm; BlackR. Immigration and Social Justice: Towards a Progressive European immigration Policy? // Transactions of the Institute of British Geographers. New Series. 1996. Vol. 21. No. 1. P. 64; Rudolph Christopher. Security and the Political Economy of International Migration // American Political Science Review. 2003. Vol. 97. No. 4. P. 611.
13 Rudolph Christopher. Security and the Political Economy of International Migration // American Political Science Review. 2003. Vol. 97. No. 4. P. 612.
14 См.: Громыко А. А. Великобритания: после захода солнца // Россия в глобальной политике. 2005. № 6. Т. 3. С. 10-23.
15 Кан К. Политика изгнания: Европа и ее попытки урегулирования проблем рома // Ежегодник ОБСЕ 2003. М., 2005. С. 192.
16 Morris L. Governing at a Distance: the Elaboration of Controls in British Immigration // International Migration Review. 1998. Vol. 32. No. 4. P. 952.
17 Кан К. Политика изгнания: Европа и ее попытки урегулирования проблем рома // Ежегодник ОБСЕ 2003. М., 2005. С. 194.
18 Там же. С. 192.
19 Nationality, Immigration and Asylum Act 2002 Chapter 41 // http://www.uk-legislation.hmso.gov. uk/acts/acts2002/20020041.htm
20 Koopmans R., Statham R. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multiculturalism and the Collective Claims Making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 3. P. 664.
21 Race Convention 2006. Trevor Phillips’s Opening Speech. Nov. 29. 2006 // http://www.cre.gov. uk/Default.aspx.LocID-0hgnew0nu.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm
22 Там же.
23 40 Years of Law Against Racial Discrimination // http://www.cre.gov.uk/Default.aspx.LocID-0-hgnew08r.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm
24 Koopmans R., Statham R. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multiculturalism and the Collective Claims Making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 3. P. 652; Miller M. New Citizenship—Refugees and the Undocumented in the European Space and New Citizenships and Territory: Towards Recomposing the Local and the National // International Migration Review. 2001. Vol. 35. No. 3. P. 920.
25 Koopmans R., Statham R. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multiculturalism and the Collective Claims Making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No. 3. P. 658.
26 Loury G., Modood T., Teles S. Ethnicity, Social mobility and Public Policy. Comparing the USA and UK. Cambridge, 2006 // http://www.assets.cambridge.org/052182/3099/excerpt/0521823099 excerpt.pdf; The history of multicultural Britain // http://www.britainusa.com/sections/inde-ntl.asp?
27 Miller M. New Citizenship—Refugees and the Undocumented in the European Space and New Citizenships and Territory: Towards Recomposing the Local and the National // International Migration Review. 2001. Vol. 35. No. 3. P. 924.
28 Miller M. New Citizenship — Refugees and the Undocumented in the European Space and New Citizenships and Territory: Towards Recomposing the Local and the National // International Migration Review. 2001. Vol. 35. No. 3. P. 924.
29 Koopmans R., Statham R. Challenging the Liberal Nation-State? Postnationalism, Multiculturalism and the Collective Claims Making of Migrants and Ethnic Minorities in Britain and Germany // American Journal of Sociology. 1999. Vol. 105. No 3. P. 688.
30 Там же. P. 682-683.
31 25 Years Commission for Racial Equality. Executive Summary. April-May 2002. P. 2 // http:// www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
32 Там же. P. 6 // http://www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
33 Там же. P. 7 // http://www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
34 Там же. P. 9 // http://www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
35 Там же. P. 8 // http://www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
36 Там же. P. 4 // http://www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
37 Там же. P. 8 // http://www.cre.gov.uk/downloads/moripoll.pdf
38 Survey on Race. Apr. 2002. CRE // http://www.cre.gov.uk/downloads/shesurvey.pdf
39 Top 10 TV. Ethnic Minority Group Representation on Popular Television // http://www.cre.gov. uk/downloads/top10tv.pdf
40 Racial Equality Matters: Agenda for the Scottish Parliament. 2003-2007 // http://www. scottish-parliament.uk/business/committees/historic/equal/reports-03/eor 03-01-01.htm
41 Race Convention 2006. Trevor Phillips’s Opening Speech. Nov. 29. 2006. http://www.cre.gov. uk/Default.aspx.LocID-0hgnew0nu.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm
42 The Equalities Review Final Report: CRE Statement. Nov. 28. 2007 // http://www.cre.gov.uk/ media/statements.html
43 Commission for Racial Equality. Race Equality Scheme 2005-2008 // http://www.cre.gov.uk/me-dia/statements.html
44 Там же // http://www.cre.gov.uk/media/statements.html
45 Race Convention 2006. Trevor Phillips’s Opening Speech. 29 November 2006 // http://www.cre. gov.uk/Default.aspx.LocID-0hgnew0nu.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm
46 Migrants—Do They Bring Economic Benefit? P. 7-8 // http://www.migrationwatchuk.org/pdfs/ economic/1 1 Migrants Do they bring economic benefit.pdf
47 Там же. P. 3-7 // http://www.migrationwatchuk.org/pdfs/economic/1 1 Migrants Do they bring economic benefit.pdf
48 Там же. P. 7-8 // http://www.migrationwatchuk.org/pdfs/economic/1 1 Migrants Do they bring economic benefit.pdf
49 Race Convention 2006. Trevor Phillips’s Opening Speech. 29 November 2006 // http://www.cre. gov.uk/Default.aspx.LocID-0hgnew0nu.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm
50 The Equalities Review Final Report: CRE Statement. 28 February 2007 // http://www.cre.gov.uk/ media/statements.html
51 Promoting integration, Preventing Extremism. The Role of the Public Sector. 13 July 2007 // http:// www.cre.gov.uk/Default.aspx.LocID-ohgnew0vu.RefLocID-0hg00900c002.Lang-EN.htm
52 Коллинз Р. «Балканизация» или «американизация»: геополитическая теория этнических изменений. С. 62 // http://www.ruthenia.ru/logos/number/5q20.pdf
53 Стратегия интеграции выгодна и меньшинствам и большинству // Государственное управление в переходных экономиках. К гармонии через многообразие: роль государственного управления. Осень 2004. С. 28 // http://lgi.osi.hu/publications/2004/280/lg rus 20p403.pdf
54 10 шагов борьбы с дискриминацией. Доклад Европейского Союза // Государственное управление в переходных экономиках. К гармонии через многообразие: роль государственного управления. Осень 2004. С. 37 // http://lgi.osi.hu/publications/2004/280/lg rus 20p403.pdf