Научная статья на тему 'ИММЕРСИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ: ПРОЕКТ «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ»'

ИММЕРСИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ: ПРОЕКТ «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММЕРСИВНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИММЕРСИВНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ПРОЕКТ «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ» / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН / КАРЕЛИЯ / IMMERSIVENESS / VIRTUAL REALITY / IMMERSIVE EXCURSION / «BLACK AND WHITE» PROJECT / DESIGN STAGES / GAVRILA ROMANOVICH DERZHAVIN / KARELIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова В.С., Дворжицкая А.Л.

Материалы статьи представляют описание нового и актуального для отечественного рынка иммерсивного туризма проекта цикла «Черное и Белое». Целью исследования является формирование ключевых позиций, позволяющих выявить основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности и определения основных этапов проектирования иммерсивных экскурсий. Цикл «Черное и Белое» подразумевает раскрытие важных для страны и региона исторических событий или изучение этапов деятельности знаменитой личности и ее вклада в историю страны (региона) с точки зрения двух позиций: «Белой» - характеризующей положительные действия и их последствия и «Чёрной» - представляющей отрицательные моменты действий и их последствия. Это позволяет создать объемное представление раскрытия экскурсионной темы, расширить спектр тематических экскурсий и разнообразить туристский продукт. Выявлены основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности. Представлена специфика иммерсивных экскурсий, условия их организации и проведения. Описаны основные моменты, связанные с формированием нового иммерсивного продукта и возможностями его апробации. Пояснено, почему эффект присутствия и полной погруженности становится одним из самых популярных и востребованных запросов у современного потребителя услуг. Обозначена связь иммерсивности со сферой развлечений, туризма, образованием, журналистикой, театром. Результатом данного исследования является выделение специфики и условий организации иммерсивных экскурсий, их роль в развитии внутреннего туризма. Обращено внимание на то, как при помощи интерактивности пробудить в потребителе яркие эмоции, заставить его по-новому взглянуть на привычные, обыденные вещи. Выделены этапы проектирования иммерсивных экскурсий, включающих в себя пошаговый алгоритм проектирования услуги с использованием примеров из проекта «Черное и Белое: Гаврила Романович Державин. Карелия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMERSIVE EXCURSIONS - «BLACK AND WHITE» PROJECT

The materials of the article describe the new cycle excursions project «Black and White», which is relevant for the domestic market of immersive tourism. The purpose of the research is to form key positions that allow to identify the foundations for the study and development of the immersive approach to excursion activities and to determine the main stages of the immersive excursions design. The cycle «Black and White» implies the disclosure of important regional and national historical events or the study of a famous person's activity stages and his/her contribution to the history of a country (region) from the point of view of two positions: «White» - characterizing positive actions and their consequences, and «Black» - representing the negative aspects of actions and their consequences. This allows to create a volume representation of the excursion topic disclosure, expand the range of thematic excursions and diversify the tourist product. Foundations for the excursion activities immersive approach study and development are considered. The specific of immersive excursions, organizational conditions are presented. The main points related to the formation of a new immersive product and the possibilities of its approbation are described. It is explained why the effect of presence and total immersion is becoming one of the most popular and demanded requests among the modern consumers of services. The connection of immersiveness with the sphere of entertainment, tourism, education, journalism, theater is indicated. The result of this study is to highlight the specifics and conditions for organizing immersive excursions, their role in the development of domestic tourism. The authors take attention to the issue how it is possible, with the help of interactivity, to awaken vivid emotions of the consumer, how to make him take a new look at the usual, everyday things. The stages of immersive excursions design are highlighted, including a step-by-step algorithm for a service design using examples from the project «Black and White: Gavrila Romanovich Derzhavin. Karelia».

Текст научной работы на тему «ИММЕРСИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ: ПРОЕКТ «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ»»

УДК 379.85

В.С. ПЛОТНИКОВА, канд. пед. наук, доцент доцент кафедры туризма1

А.Л. ДВОРЖИЦКАЯ

экскурсовод

выпускник кафедры туризма1

1ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», Республика Карелия, Россия

Статья поступила 13 октября 2020 г.

ИММЕРСИВНЫЕ ЭКСКУРСИИ: ПРОЕКТ «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ»

Материалы статьи представляют описание нового и актуального для отечественного рынка иммерсивного туризма проекта цикла «Черное и Белое». Целью исследования является формирование ключевых позиций, позволяющих выявить основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности и определения основных этапов проектирования иммер-сивных экскурсий. Цикл «Черное и Белое» подразумевает раскрытие важных для страны и региона исторических событий или изучение этапов деятельности знаменитой личности и ее вклада в историю страны (региона) с точки зрения двух позиций: «Белой» - характеризующей положительные действия и их последствия и «Чёрной» - представляющей отрицательные моменты действий и их последствия. Это позволяет создать объемное представление раскрытия экскурсионной темы, расширить спектр тематических экскурсий и разнообразить туристский продукт.

Выявлены основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности. Представлена специфика иммерсивных экскурсий, условия их организации и проведения. Описаны основные моменты, связанные с формированием нового иммерсивного продукта и возможностями его апробации. Пояснено, почему эффект присутствия и полной погруженности становится одним из самых популярных и востребованных запросов у современного потребителя услуг. Обозначена связь иммерсивности со сферой развлечений, туризма, образованием, журналистикой, театром. Результатом данного исследования является выделение специфики и условий организации иммерсивных экскурсий, их роль в развитии внутреннего туризма. Обращено внимание на то, как при помощи интерактивности пробудить в потребителе яркие эмоции, заставить его по-новому взглянуть на привычные, обыденные вещи. Выделены этапы проектирования иммерсивных экскурсий, включающих в себя пошаговый алгоритм проектирования услуги с использованием примеров из проекта «Черное и Белое: Гаврила Романович Державин. Карелия».

Ключевые слова: иммерсивность, виртуальная реальность, иммерсивная экскурсия, проект «Черное и Белое», этапы проектирования, Гаврила Романович Державин, Карелия.

PLOTNIKOVA Victoria S., PhD in Pedag. Sc., Associate Professor of Tourism1

DVORZHITSKAYA Alina L.

Tour Guide

Graduate of the Department of Tourism1

Petrozavodsk State University, Republic of Karelia, Russia

IMMERSIVE EXCURSIONS - «BLACK AND WHITE» PROJECT

The materials of the article describe the new cycle excursions project «Black and White», which is relevant for the domestic market of immersive tourism. The purpose of the research is to form key positions that allow to identify the foundations for the study and development of the immersive approach to excursion activities and to determine the main stages of the immersive excursions design. The cycle «Black and White» implies the disclosure of important regional and national historical events or the study of a famous person's activity stages and his/her contribution to the history of a country (region) from the point of view of two positions: «White» - characterizing positive actions and their consequences, and «Black» -representing the negative aspects of actions and their consequences. This allows to create a volume representation of the excursion topic disclosure, expand the range of thematic excursions and diversify the tourist product.

Foundations for the excursion activities immersive approach study and development are considered. The specific of immersive excursions, organizational conditions are presented. The main points related to the formation of a new immersive product and the possibilities of its approbation are described. It is explained why the effect ofpresence and total immersion is becoming one of the most popular and demanded requests among the modern consumers of services. The connection of immersiveness with the sphere of entertainment, tourism, education, journalism, theater is indicated. The result of this study is to highlight the specifics and conditions for organizing immersive excursions, their role in the development of domestic tourism. The authors take attention to the issue how it is possible, with the help of interactivity, to awaken vivid emotions of the consumer, how to make him take a new look at the usual, everyday things. The stages of immersive excursions design are highlighted, including a step-by-step algorithm for a service design using examples from the project «Black and White: Gavrila Romanovich Derzhavin. Karelia».

Keywords: immersiveness, virtual reality, immersive excursion, «Black and White» project, design stages, Gavrila Romanovich Derzhavin, Karelia.

Развитие внутреннего туризма напрямую связано с формированием и продвижением туристского продукта, который проектируется на качественно новом уровне. Зарубежный опыт развития туристской и экскурсионной деятельности показывает актуальность и эффективность внедрения инновационных практик, в частности это касается иммерсив-ного туризма и экскурсий.

Иммерсивность - действие с «погружением», позволяющее ощутить эффект присутствия; погружение в искусственно созданные условия. Цель иммерсивности - создание прямых связей между объектом, событием,

действием и его восприятием человеческим мозгом для глубокого погружения в среду: развлекательную, экскурсионную, событийную, образовательную, театральную, кинематографическую и т.д. Погружение осуществляется благодаря созданию у человека, находящегося в искусственно созданном мире, комплекса разнообразных ощущений. При этом погружение может осуществляться в двух форматах: первый предполагает использование виртуальной среды и создания трехмерного пространства, в котором можно менять точки обзора объектов, приближая или удаляя их, а второй связан с театрализацией

окружающего пространства, создающего иллюзии пребывания в другом времени, месте. Таким образом происходит сочетание виртуальной и дополненной реальности.

Первые виртуальные экскурсии состоялись еще в 70-х годах двадцатого века. Со временем они стали использоваться в туристской практике разных стран в музейной, экскурсионной деятельности. Совершенствование технологий привело к появлению специального оборудования, в частности появились VR-очки для смартфонов, трекинговые системы, HMD устройства, специальные перчатки вместо джойстика, шлемы со встроенными мониторами.

Наряду с виртуальными экскурсиями им-мерсивность стала развиваться в индустрии развлечений, в театральной сфере, в образовании, в журналистике. В рамках данного исследования были изучены работы С.Ф. Сергеева, одним из первых поднявших вопросы теории исследования иммерсивных сред, определившего понятие иммерсивно-сти, свойства данной среды, которая является «системным самоорганизующимся конструктом, обладающим свойствами глубокого погружения, присутствия в нем субъекта, интерактивности, внесубъектной пространственной локализации, избыточности, наблюдаемости, доступности когнитивному опыту, насыщенности, пластичности, целостности, мотивогенности» [10].

Вопросы использования иммерсивного подхода в образовании рассмотрены в работах Ю.В.Корнилова [7], который связал понятие иммерсивности с образовательными технологиями погружения, обозначил связи иммерсивного подхода с деятельностным, контекстным, информационным подходами в образовании, показал возможности использования педагогами данного подхода при обучении детей нового поколения, указал необходимость трансформации роли педагога и возможной смены парадигмы образования в сторону виртуальной реальности. Развитие понятия иммерсивности в педагогике представлено и в работе В.А. Чупиной [13, 14], которая определяет актуальность формирования иммерсивных образовательных сред в современном профессиональном образовании, выделила предпосылки их развития на основе теории «погружения» Г.К. Лозанова [8] (техника суггестивного воздействия»), эвристического погружения А. В. Хуторского

[12], межпредметного погружения А. Н. Ту-бельского [11]. Вопросы иммерсивной журналистики рассматривают А. В. Замков, М. А. Крашенинникова, М. М. Лукина, Н. А. Цынарева [5], выделившие теоретические аспекты журналистики погружения, их перспективы при подготовке будущих журналистов, развития профессионального высшего образования. Феномен иммерсивного театра рассмотрен Т. И. Ерохиной, Е. С. Кукушкиной [4], обращено внимание на специфику пространства, в котором происходит действие, необходимость участия зрителей в постановке, наличие параллельных планов.

Целью данного исследования является формирование ключевых позиций, позволяющих выявить основы для изучения и развития иммерсивного подхода в экскурсионной деятельности, определить основные этапы проектирования иммерсивных экскурсий цикла «Черное и Белое».

Иммерсивная экскурсия относится к интерактивным формам экскурсионной работы, она может быть проведена в форме ролевой игры, театрализованного обряда, мастер-класса, квеста и др. и подразумевает взаимодействие участников экскурсионного процесса друг с другом, с экскурсоводом, сочетая виртуальные, коммуникативные, мыслительные, познавательные, творческие виды деятельности [9]. Представление виртуальных аспектов при создании иммерсивных экскурсионных программ может быть представлено в вариантах: виртуальной реальности (VR) -искусственно созданного вымышленного пространства для виртуального погружения с помощью HMD устройств: очков или шлема; дополненной реальности (AR) - использование в реальном настоящем дополнительных опций, которые его достраивают, накладыва-ясь и корректируя реальный мир; смешанной реальности (MR) - совмещающий возможности шлема VR и внешней видеокамеры, когда обычное помещение становится чем-то иным, например, старинным домом, местностью; интерактивной театрализации, представляющей синтез иммерсивного театра и экскурсии. Например, в последнем варианте, иммерсивность может достигаться путем переодевания в костюмы определенного исторического периода и надевания время от времени на лицо маски, закрывающей глаза. Экскурсовод будет описывать ситуацию, в которой оказывается человек, а от ответа бу-

дет зависеть дальнейшие действия как последствия выбора. По мере развития сюжета участники могут сталкиваться с разными персонажами, усиливая психологические аспекты коммуникации человека (группы) с окружающим миром.

Иммерсивные экскурсии имеют свои отличительные особенности: интерактивность - каждый участник активный участник действия; предполагают достижение определенной цели и системность заданий по ее достижению; погружение в иную культурную и природную среду, отличную от привычной; ролевые действия - сценарий позволяет примерить на себя различные роли и предусматривает разные виды коммуникации между участниками, актерами и экскурсоводом; многовариантность выбора, при котором каждый может найти себе занятие, не выходя из контекста сценария; индивидуализацию -ситуации подбираются под интересы и возможности конкретных людей.

Проект тематических экскурсий «Черное и Белое» позволит вывести сферу отдыха на новый уровень. Основная цель экскурсий данного цикла - раскрыть важные для страны и региона исторические события и изучить этапы деятельности знаменитой личности, ее вклада в историю страны (региона) с точки зрения двух позиций: «Белой» - характеризующей положительные действия личности, которому посвящена экскурсия и их последствия, и «Чёрной» - представляющей отрицательные моменты действий и их последствия [1, 2, 3]. При этом в каждой экскурсии центральным звеном является личность, известная в стране, внесшая определенную роль в ход исторических событий и оставившая после себя определенный след. Применение интерактивных составляющих, а также внедрение полного погружения в данный проект не только позволит создать объемное представление по теме экскурсии, но и пробудить все компоненты сенсорной системы экскурсанта, создав иллюзию погружения в разные эпохи развития страны и города, в котором проводится экскурсия.

Этапы проектирования иммерсивной экскурсии проекта «Черное и Белое».

Первый этап разработки будет связан с определением темы и идеи экскурсии [6]. Он начинается с выделения ключевой фигуры, которой будет посвящена экскурсия. Каждый исторический период истории страны (реги-

она), его прорывные для развития моменты делаются конкретными историческими личностями, погруженными в определенные жизненные обстоятельства. Поэтому сначала следует выделить для цикла тематических экскурсий исторические этапы развития города, определить ключевых личностей, взаимодействующих в данном периоде.

Второй этап - разработка сценарного замысла. Необходимо заранее и тщательно подготовить основные сюжетные линии для актеров, задействованных в театрализации, реплики и указания по их использованию. Подобные реплики возможны и в использовании речи экскурсантов. Необходимо продумать алгоритмы действий для каждого экскурсанта с различными условиями, чтобы была возможность выбора поворотов сюжетной линии. Такая многовариантность важна для раскрытия индивидуальности каждого человека, а также для создания иллюзии самостоятельного существования в созданном экскурсионном мире.

К примеру, разберем основные сюжетные линии экскурсионного проекта «Черное и Белое: Гаврила Романович Державин в Карелии». Идея - представить развитие Петровской слободы в город Петрозаводск и превращение города в центр Олонецкой губернии. Действие происходит в конце восемнадцатого века. В 1784 году Гаврила Романович Державин прибыл в город Петрозаводск в качестве губернатора Олонецкой губернии вместе со своей женой, Екатериной Яковлевной Бастидонт. На данный пост его поставила Екатерина Великая. И для того чтобы полноценно раскрыть тему пребывания Г.Р. Державина, можно использовать двух конкретных персонажей (их роли исполняют приглашенные актеры), связанных с губернатором, делающих попеременные акценты как на «светлых» моментах его пребывания в Олонецкой губернии, так и «темных».

«Светлую» сторону петрозаводской жизни Г.Р. Державина экскурсантам представит его жена - Екатерина Яковлевна Бастидон. Она поведает о жизни своего мужа до назначения в Петрозаводск, об их переезде, о формировании губернских, административных, финансовых, судебных учреждений в Петрозаводске, о введении в действие первой в губернии городской больницы, аптеки, о творческой жизни Петрозаводска при Державине, о его путешествии по Олонецкой губернии.

Героиней декламируются отрывки из стихотворений «Буря», «Лебедь», «Ко второму соседу», «На Счастие», «Водопад», посвященные природе карельского края.

«Темную» сторону петрозаводской жизни Державина представит генерал-губернатор Тимофей Иванович Тутолмин, непосредственный начальник Гаврилы Романовича, занимавший пост наместника Олонецкой и Архангельской губерний. Он поведает о конфликте, возникшем между двумя государственными деятелями и его последствиях, а также о многочисленных интригах со стороны противников Г.Р. Державина, которые привели к отъезду из Петрозаводска. Примечательно, что единственное стихотворение, написанное Державиным непосредственно в Карелии - «Уповающему на свою силу», было создано именно в связи с этим конфликтом.

Человек узнает новое для себя не только путем получения информации об исторической личности, но и путем практического опыта с помощью игрового погружения. Переодевание, разговор с исторической личностью тет-а-тет, прослушивание музыки, знакомство с непонятной речью вызывает сильные, до сего момента незнакомые эмоции, люди интерпретируют все, что узнали, своими силами.

Третий этап - формирование подтем экскурсии, связанных между собой логическими переходами на основе разработки сюжетных линий разворачиваемого действия.

В экскурсии раскрываются такие подтемы, как «Гавриил Романович Державин -дворянин, поэт, государственный деятель»; «Петрозаводск - губернский город»; «Губернаторский зал Национального музея - сокровищница тайн восемнадцатого века»; «Губернаторский парк - место великосветских бесед и фатальных раздоров: Т.И.Тутолмин»; «Делом крашен человек: результаты деятельности Державина в Олонецкой губернии, на основе которых могут быть созданы насыщенные дополнительными фактами и выразительными средствами индивидуальные тексты экскурсовода».

Четвертый этап - разработка подробного сценария театрализованного представления, входящего в план экскурсии. Например, представим фрагмент одной из театрализованных сцен экскурсии, когда Екатерина Яковлевна Бастидонт вспоминает о жизни, о

муже, о великой любви: «Добрый день, мои дорогие гости, я очень рада приветствовать Вас здесь, в зале, где хранится память о том славном времени, когда свершались великие дела. Я стала свидетелем того, как мой муж, Гавриил Романович Державин полюбил этот край всей душой, радел за него и стремился сделать все, чтобы город ни в чем не нуждался.. .но не все ему удалось сделать так, как он того желал. Я хорошо помню те времена, когда мы только познакомились с Гавриилом Романовичем, мне было 17 лет. Державин приезжал вместе с моей мамой к Великому Князю Павлу Петровичу, свататься, ведь тот был моим молочным братом. Павел принял их очень тепло. Я не забуду те строки, что писал мне Гавриил: «Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю. Как роза ты нежна, как ангел хороша, Приятна, как любовь, любезна, как душа; ты лучше всех похвал; тебя я обожаю». Он называл меня Пленирой, говорил, что я очень веселая и искренне люблю семейную жизнь. Да, так оно и было. Все свободное время я проводила время в чтении, рисовании и рукоделиях. Гавриил Романович очень много работал, нервничал и уставал. Он всегда говорил, что любит мою игру на арфе.и я играла!»

Пятый этап - разработка необходимой технологической документации к экскурсии: схемы маршрута, технологической карты, контрольного текста, калькуляции, инструкций для персонала и экскурсантов, которые оформляются в соответствии с ГОСТ Р 52113-2014 «Услуги населению. Термины и определения», ГОСТ Р 50381 - 2014 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг», ГОСТ Р 32611 - 2014», Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», ГОСТ Р 54604 - 2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» [9].

Шестой этап - подготовка необходимого оборудования, реквизита, костюмов. Он связан с проработкой элементов, позволяющих создать достаточно реальную иллюзию вокруг человека, необходимую для погружения в другую реальность. К примеру, предоставить на выбор несколько предметов гардероба, соответствующих заданной тематике, чтобы у экскурсанта была возможность определить, как он хочет выглядеть во время всего действия. Следует продумать внешний облик действующих персонажей: костюмы,

аксессуары, атрибуты. Стоит уделить особое внимание мелочам, к примеру, ткани, которая будет использована для пошива изделий, фурнитуре, что будет соответствовать истории моды затрагиваемого периода. Все это позволит воздействовать на восприятие картинки не только зрительно, но и тактильно.

Седьмой этап - продвижение экскурсии на туристском рынке на основе создания коммерческого предложения для туроператоров, участия в конференциях, выставках, поиск единомышленников в области продвижения иммерсивных экскурсий, сотрудничество с некоммерческими организациями.

Таким образом, при создании иммерсив-ных экскурсий организаторам следует:

- создавать атмосферу, позволяющую участникам поверить в созданную реальность;

- тщательно проработать каждую деталь сценария, при котором участники будут взаимодействовать с окружающей средой, обстановкой, людьми, предметами, и в котором главное будет «не куда, а зачем»;

- организовать возможность индивидуальных мини-приключений, в ходе которых участники могут менять ход событий путем своего выбора действий, вызывая сильные эмоции через соотношение участников с ролями;

- данные экскурсии проводить для небольших групп, чтобы была возможность получить уникальный опыт, а актеры могли взаимодействовать с каждым экскурсантом;

- важна постоянная смена локаций, незавершенность, когда целиком все действие не всегда возможно увидеть, оно развивается параллельно в разных локациях, а не линейно как в обычной театрализованной постановке.

Экскурсионные объекты в таких экскурсиях чаще являются не целью путешествия, а декорациями для представления, подразумевают использование сочетания разнообразных форм работы от квеста с полным погружением, спектакля с просмотром в атмосферном месте до использования очков и шлемов виртуальной реальности, дополненных запахами и звуками.

Использование иммерсивных экскурсий в экскурсионной деятельности дает следующие результаты: знаниевые - человек узнает новое, эмоционально открываясь; деятельност-ные - получение нового практического опыта

с помощью игрового погружения; антропологические - изменение поведения или мышления человека на основе переосмысления. Погружение вызывает сильные эмоции, люди соотносят себя с ролями и лучше усваивают опыт. Позволяют встретить участников со схожим мировоззрением, сохранив общение в дальнейшем; преодолеть себя, встретившись со своими страхами, фобиям; потрогать историю руками, ощутить места силы.

Список литературы

1. Дворжицкая, А. Л. Проблемы и перспективы развития экскурсионного туризма в городе Петрозаводске / А. Л. Дворжицкая // Стратегические изменения в сфере туризма: поиск нового вектора развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань. -2018.- С. 170 - 178.

2. Дворжицкая, А. Л. Разработка исторической экскурсии «Черное-Белое: Петр Первый в Карелии / А. Л. Дворжицкая // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых: материалы 70-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции и молодых ученых. - Петрозаводск. - 2018. - С. 359 - 362.

3. Дворжицкая, А. Л. Развитие тематических экскурсий по Петрозаводску / А. Л. Двор-жицкая, В. С. Плотникова // Туризм и образование : исследования и проекты : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск. - 2018. - С. 79-82.

4. Ерохина, Т. И. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре / Т. И. Ерохина, Е. С. Кукушкина // Верхневолжский филологический вестник. - 2019. - №1. - С. 214 - 222.

5. Замков, А. В. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования / А. В. Замков [и др.] // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Том 13. - № 1. - С. 166 - 172

6. Колесникова, Н. В. Обучение студентов туристских вузов проектированию виртуальных экскурсий / Н. В. Колесникова, В. С. Плотникова // Научно-образовательная информационная среда XXI века : материалы X Всероссийской научно-

практической конференции. Петрозаводск. -2016.- С. 90 - 93.

7. Корнилов, Ю. В. Иммерсивный подход в образовании / Ю. В. Корнилов // АНИ: педагогика и психология. - 2019. - №1 (26). - С. 174-178

8. Лозанов, Г. К. Суггестология / Г. К. Лоза-нов. - София, Editura Sciifica. - 1971. - 346 с.

9. Плотникова, В. С. Проектирование экскурсионных услуг: учебное пособие / В. С. Плотникова. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2018. - 58 с.

10. Сергеев, С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды / С. Ф. Сергеев. - Москва : Народное образование, -2009. - 432 с.

11. Тубельский, А. И. Школа самоопределения. Шаг второй: сборник / А. И. Тубель-ский. - Москва: АО Политекст. - 1994. -476 с.

12. Хуторской, А. В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика / А. В. Хуторской. - Москва : Международная педагогическая академия. - 1998. - 266 с.

13. Чупина, В. А. Рефлексивные основы им-мерсивной образовательной среды / В. А. Чупина, О. А. Федоренко // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. - Т. 10. - № 1. - С. 89-97.

14. Чупина, В. А. Иммерсивность: трактовка и развитие понятия в педагогике / В. А. Чупина - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25 838/1/978-5-8050-0650-1_150.pdf. - Дата доступа: 02.10.2020.

References

1. Dvorzhitskaya A. L. Problemy' i perspektivy' razvitiya e'kskursionnogo turizma v gorode Petrozavodske [Problems and prospects of development of excursion tourism in the city of Petrozavodsk]. Strategicheskie izmeneniya v sfere turizma: poisk novogo vektora razvitiya [Strategic changes in the field of tourism], 2018, pp. 170 - 178. (In Russian)

2. Dvorzhitskaya A.L. Razrabotka istoricheskoj e'kskursii «Chernoe-Beloe: Petr Pervy'j v Karelii [Development of a historical excursion "Black-White: Peter the First in Karelia]. [Research work of students and young scientists], 2018, pp. 359-362. (In Russian)

3. Dvorzhitskaya A. L., Plotnikova V. S. Razvi-tie tematicheskikh e'kskursij po Petroza-vodsku [Development of thematic excursions in Petrozavodsk]. Turizm i obrazovanie: is-sledovaniya i proekty' [Tourism and education: research and projects], 2018, pp. 79-82.

4. Erokhina T. I., Kukushkina E. S. Fenomen immersivnogo teatra v sovremennoj otech-estvennoj kuFture [The phenomenon of immersive theater in modern domestic culture]. Verkhnevolzhskij filologicheskij vestnik [Upper Volga Philological Bulletin], 2019, no. 1, pp. 214 - 222 (In Russian)

5. Zamkov A. V., Krasheninnikova M. A, Lukina M. M, Tsynareva N. A. Immersivnaya zhurnalistika: podkhody' k teorii i prob-lemam obrazovaniya [Immersive journalism: approaches to the theory and problems of education]. Sovremenny e informaczionny e tekhnologii i IT-obrazovanie [Modern information technologies and IT education]. 2017, vol. 13, no. 1, pp. 166 - 172. (In Russian)

6. Kolesnikova N. V., Plotnikova V. S. Obuchenie studentov turistskikh vuzov proektirovaniyu virtual'ny'kh e'kskursij [Teaching students of tourist universities to design virtual excursions]. Nauchno-obrazovateTnaya informaczionnaya sreda XXI veka [Scientific and educational information environment of the XXI century], 2016, pp. 90 - 93. (In Russian)

7. Kornilov Y. V. Immersivnyj podkhod v obra-zovanii [Immersive approach in education]. ANI: pedagogika i psikhologiya [ANI: pedagogy and psychology]. 2019, no.1 (26), pp. 174-178. (In Russian)

8. Lozanov G. K. Suggestologiya [Suggestolo-gy]. Sofia, Editura Sciifica, 1971, 346 p. (In Russian)

9. Plotnikova V. S. Proektirovanie e'kskursionny'kh uslug [Designing excursion services: a tutorial]. Petrozavodsk, PetrSU, 2018, 58 p. (In Russian)

10. Sergeev S. F. Obuchayushhie i profession-aFny'e immersivny'e sredy' [Educational and professional immersive environments]. Moscow, Public education, 2009, 432 p. (In Russian)

11. Tubelsky A. I. Shkola samoopredeleniya. Shag vtoroj [School of self-determination. Step two: collection]. Moscow, JSC Polytext, 1994, 476 p. (In Russian)

12. Khutorskoy A. V. E\risticheskoe obuchenie: teoriya, metodologiya, praktika

[Heuristic learning: Theory, methodology, practice]. Moscow, International Pedagogical Academy, 1998, 266 p. (In Russian) 13. Chupina V. A., Fedorenko O. A. Re-fleksivny'e osnovy' immersivnoj obra-zovatelnoj sredy' [Reflexive foundations of the immersive educational environment]. Sovremennaya vy'sshaya shkola: inno-vaczionnyj aspekt [Modern higher school: an

innovative aspect]. 2018, vol. 10, no.1, pp. 89-97. (In Russian) 14. Chupina V.A. Immersivnost": traktovka i razvitie ponyatiya v pedagogike [Immersiveness: interpretation and development of a concept in pedagogy]. (In Russian). Available at: https: //elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25 838/1/978-5-8050-0650-1_150.pdf (accessed: 02.10.2020).

Received 13 October 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.