Управление инвестициями и инновационной деятельностью
УДК 336.233.2 ББК65.2
ИМИТАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗМЕРОМ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
М.К. Аристархова, И.К. Медведев, О.К.Зуева
Статья посвящена имитационному моделированию пенсионных накоплений, определению параметров имитационной модели и описанию этапов моделирования, возможных результатов и формированию базы типовых отклонений.
Ключевые слова: имитационное моделирование, пенсия, управление пенсионными накоплениями.
Рассматриваемая модель подразумевает систематизацию достаточно самостоятельных элементов, составляющих механизм управления размером пенсионных накоплений, однако установление взаимосвязей и взаимозависимостей между ними необходимо для определения размера пенсионных накоплений.
Метод имитационного моделирования -один из наиболее мощных методов исследования реально существующих и проектируемых объектов самой различной природы и степени сложности. Сущность этого метода состоит в построении имитационной модели исследуемого объекта и в целенаправленном экспериментировании с такой моделью для получения ответов на те или иные вопросы. Сугубо экспериментальный характер метода имитационного моделирования обусловлен тем обстоятельством, что имитационная модель объекта, предоставляя возможность экспериментирования с ней, не позволяет получить аналитическое решение задач исследования. Невозможность непосредственного получения аналитического решения задач исследования является наиболее существенным недостатком рассматриваемого метода.
Для оценки возможности практического использования результатов имитации необходимо ясно и точно указать все те предпосылки, которые принимаются в начале работы, поскольку значимость и интерпретация результатов, безусловно, зависят от этих предпосылок. Следовательно, необходимо определить основные понятия, которые будут использованы в модели (табл. 1).
В рамках данных компонентов определяются параметры, в том числе:
- входные, включают в себя внешние (по отношению к управленческому анализу), на основе которых рассчитываются отклонения, а также временные параметры;
- внутренние, необходимые для проведения непосредственно анализа;
- выходные, отражающие результаты, передаваемые внешним пользователям и другим составляющим управления пенсионными отчислениями (табл. 2).
Параметры системы, на основании которых создается имитационная модель, бюджеты и оценочные показатели, имеют следующую структуру.
Любой деятельности сопутствует широкий спектр факторов, оказывающих влияние на нее. Выявляется круг факторов, традиционных для деятельности предприятия. При этом они подразделяются на внешние и внутренние. При этом корректировку совокупности факторов и пополнение необходимо проводить постоянно, вследствие изменчивости внешних условий. Схематично данный процесс можно представить в следующем виде (рис. 1).
Причинами отклонений могут быть только те факторы, которые влияют на деятельность данного подразделения (прямым или косвенным образом):
ЬМсуЬ
следовательно, непосредственно в процессе анализа, причины возникновения отклонений исследуются по перечню, определенному заранее.
Общая схема имитационной модели управления размером пенсионных накоплений представлена на рис. 2.
I. ОБРАБОТКА ПАРАМЕТРОВ
Функционирование процессов анализа начинается в момент замера значений контрольных показателей. Время контроля и плановые значения устанавливаются при формировании системы пенсионных отчислений, а данные о фактических значениях предоставляются на этапе контроля.
Таблица 1
Компоненты имитационной модели управления размером пенсионных накоплений
Компоненты модели Характеристики компонентов
Этапы управления размером пенсионных накоплений Для решения поставленных задач в рамках управления размером пенсионных накоплений выполняется определенный круг работ, разбитый по этапам
I этап — обработка параметров Производится расчет отклонений по полученным на этапе контроля данным
II этап - определение причин отклонения В целях создания базы типовых отклонений и классификации типа отклонения необходимо установить его причины
III этап — анализ типа отклонения Для определения дальнейших действий устанавливается тип отклонения (нормативное, типовое, нестандартное)
IV этап - действия по ликвидации отклонения Разработка рекомендаций для устранения последствий несовпадения плановых и фактических данных
Ранжирование отклонений Экспертная оценка значимости отклонения в зависимости от места возникновения и величины
Типовая ситуация Совокупность обстоятельств, приведших систему в определенное положение, а также характеризующих его
База типовых ситуаций Значение отклонения параметра переменная величина Причины отклонения постоянная величина Мероприятия по ликвидации постоянная величина
Мероприятия по ликвидации Разрабатываются на этапе выработки рекомендаций для управленческих решений по результатам анализа (в зависимости от типа отклонения и его причин)
Результаты управленческого анализа 1. Установление типа отклонения с целью последующей передачи информации соответствующей размеру пенсионных накоплений (нормативных -на установление норматива пенсии, типовых - дня выработки рекомендаций налоговым органам)
2. Исследование причин возникновения нестандартных отклонений.
3. Формирование базы типовых отклонений
Таблица 2
Параметры имитационной модели управления размером пенсионных накоплений
Параметры Описание параметров
Входные параметры:
ПО план, факт Пенсионные отчисления
ЗП план, факт Заработная плата
ЗПо Оптимизация заработной платы
ЗПк Выплата заработной платы в конвертах
ЗПз Задержка выплаты заработной платы
ФОТплан, факт Фонд оплаты труда
С/Сплан, факт Себестоимость
ПОнпф Пенсионные отчисления в НПФ
ПОук Пенсионные отчисления в УК
ПОкпп Пенсионные отчисления в КПП
БК Бивалютная корзина
I Инфляция
Вг, Вкв Выручка за год, выручка за квартал
ч Численность работников
І Отклонение
і Предприятие
Р Пенсионные отчисления
Бальная оценка отклонения параметров
Временные параметры:
г Периодичность замера значений параметров (квартал)
Окончание табл. 2
Параметры Описание параметров
Внутренние параметры:
Отклонения, АР Разница между плановыми величинами ПО и показателей их фактически значений
Воздействующие факторы {Су} Факторы, оказывающие влияние на формирование ПФ
Причины отклонений {с^} Событие или их совокупность, вызвавшие возникновение j-го отклонения
Сведения о ситуации {АР], С;} Совокупность данных о наличии и величине отклонения, а также вызвавших их причинах
Выходные параметры:
Результат выхода 1 Отклонение определено как типовое
Результат выхода 2 Отклонение определено как нестандартное
Результат выхода 3 Отклонение определено как нормативное
{АР], с^} тип Сущность, значение и причины типового отклонения
{1, ДР], с^} нетип Значение и причины нестандартного отклонения, зафиксированного в момент времени 1
Р- нормат, Р] факт Данные о месте возникновения нормативного отклонения и его плановое и фактическое значения
г------------------------------------------------1
Формирование состава влияющих факторов
'Ы
ПО ПО ук ПО кпп
ПОі
Влияющие факторы
Внешней Внутренней
среды ет.
I ЗП о
вк ЗП к
ЗПз
V /
Рис. 1. Формирование совокупности факторов
В предлагаемой схеме работник предприятия производит отчисления на накопительную часть пенсии из собственных средств. В целях стимулирования и создания возможности участия сотрудников в данной программе необходимо компенсировать утраченный заработок путем повышения заработной платы, хотя бы на минимально необходимую величину (рис. 3).
Для расчета пенсионных отчислений устанавливаются соответствующие параметры (численность работников и выручка). Если численность работников составляет менее или 100 человек, объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий квартал без учета НДС меньше или 100 млн руб., то предприятие относится к малому бизнесу согласно вступивше-
му в силу с 1 января 2008 года Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Для определения размера пенсионных накоплений требуется установление ставок пенсионных отчислений для работника и работодателя. Для средних и крупных предприятий, холдингов устанавливается для работника ставка ПО 12 % от ЗП, а для работодателя 14 % от ФОТ. Для малого бизнеса устанавливается для работника ставка ПО 6 % от ЗП, а для работодателя 20 % от ФОТ. Такие ставки обусловлены тем, что средние и крупные предприятия, холдинги уклоняются от налогов чаще, чем малые предприятия.
Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 15
Плановые
значения
параметров,
Р план:
311 план
{ЗПо} алан
{ЗПк} план
{ЗПз} план
ФОТ план
С/С план
ПО план
{ПОнпф} план
{ПОук} план
{ПОкпп} план
Кзам план
1 Фактические
значения Ц
1 параметров.
с ЗП факт {ЗПо} факт {ЗПк} факт {ЗПз) факт ФОТ факт С/С факт ПО факт {ПОнпф} фает {ПОук} факт {ПОкпп} факт Кзам факт Вг, Вкв
Периодичность
контроля {1}
Рис. 2. Имитационная модель управления размером пенсионных накоплений
Аристархова М.К., Медведев И.К., Имитационный подход к управлению размером Зуева О.К. ______________________________________________________________________________________________ пенсионных накоплений
Малый бизнес
Для работника:
ПО пл - б%ЗПф ЗП Ш - ЗПф * 1.0741
Для раСотооатегя: по пт= :о°-оФотф ФОТ ш = ФОТф* 1.0741
ССш = С;'С4-ФОТф* 0.02892 ---------------------
Крупные и средние предприятия, ХОХЛШИ К
Дяя работника:
ПО пл= 12%'Шф ЭГГш = ЗПф * 1,16
Дт
работоОатегн:
ПО п.1 14?оФОТф ФОТ пл - ФОТф * 1.16
ССш=ССф-
ФОТф * JV 4
----—чу----------
Пенсионные накопления 26%
Рис. 3. Схема формирования пенсионных отчислений
Для того чтобы выплачивать накопительную часть пенсии как НДФЛ, необходимо повысить ЗП. Для этого мы составляем систему уравнений: ЗП, - НДФЛ, =ЗП2 -НДФЛ2 - ПОнак2,
ЗП2 = ЗП, + х, ^
где ЗП, - заработная сотрудника плата до введения изменений, ЗП2 - зарплата после внедрения программы, НДФЛ,, НДФЛ2 - налоги на доходы уплачиваемые, соответственно, до и после введения программы, ПОнак2 - размер отчислений на накопительную часть пенсии, уплачиваемый работник из собственных доходов, х - искомая величина, на которую необходимо увеличить зарплату.
Решение системы уравнений:
ЗП, - ЗП, • 0,13 = ЗП2 - ЗП2 • 0,13 - ЗП2 • 0,06,
ЗП, -ЗП, ■ 0,13 = ЗП, + х - (ЗП, + х) • 0,13 -
- (ЗП, + х) ■ 0,06,
3п,-0,13-3п, = 3п,+х-0,13-3п,-0,13-х-
-0,06-ЗП,-0,06х,
ЗП, - 0,13 • ЗП, - ЗП, + 0,13 • ЗП, + 0,06 • ЗП, =
= х-ОДЗх-0,06-х,
0,06 • ЗП, = 0,81 • х,
х = 0,0741-ЗП,.
Таким образом, для компенсации заработка, утраченного вследствие введения положений, касающихся изменений базы и субъектов отчисления средств на накопительную часть пенсии, необходимо увеличить зарплату работника на 7,41 %.
Внедрение предлагаемой схемы на предприятии окажет влияние на себестоимость организа-щш. Затраты предприятия возрастут в связи с увеличением заработной платы его сотрудников. В то же время уменьшится налоговая нагрузка, вследствие того, что процент пенсионных отчислений уменьшится на 6 % для малого бизнеса, а для средних и крупных предприятий - на 12%. Увеличение себестоимость предприятия зависит от двух факторов: доли зарплаты в себестоимости и количества работников, производящих отчисления на накопительную часть пенсии из собственных средств.
Если увеличить ЗП на 7,41 %, то себестоимость при выводе из нее накопительной части пенсии изменится следующим образом:
СС1 = Материалы + ФОТ + ЕСН + Амортизация + Прочее,
СС2 = СС1 + ФОТ 1-0,0741 + ФОТ 1-0,0741-0,2 --ФОТ1-0,06.
В случае, если все сотрудники предприятия отчисляют средства в пенсионные накопления, то при увеличении фонда оплаты труда на 7,41 %, затраты предприятия возрастут на 2,02 % в зависимости от доли зарплаты в себестоимости (табл. 3).
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод: предлагаемая схема по выводу отчислений на накопительную часть пенсии и уплате указанных средств из собственных доходов работника достаточно эффективна, потому что:
- увеличиваются доходы работников предприятия,
Таблица 3
Расчет основных показателей
Показатели П1 П2 ПЗ Среднее значение
Ставка работника, % 6 12 6 12 6 12 6 12
Ставка работодателя, % 20 14 20 14 20 14 20 14
ЗП1 924 ООО 924 ООО 2 717 000 2 717 000 1 007 914 1 007 914 1 549 638
ЗП2 992 468,4 1 071 840 2 918 000 3 151 000 1 082 600 1 169 180,24 1 664 356 | 1 797 340
СС1 2 467 833,3 2 467 833,3 27 493 000 27 493 000 2 006 666 2 006 666 31 967 499
СС2 2 494 555,38 2 525 490,9 27 571 000 27 662 000 2 035 815 2 069 559,8 10 700 457 10 752 350
Себестоимость увеличится на..., % 1,08 2,33 0,28 0,61 1,45 3,13 0,94 2,02
Цена увеличится на..% 1,08 2,33 0,28 0,61 1,45 3,13 1 1
Доля ЗП1 в СС1, % 37 37 9,88 9,88 50 50 32
Доля ЗП2 в СС2, % 40 42 10,6 11,4 53 56 34,5 36,5
ПО до введения программы 240 240 706 420 262 057,64 402 905,88
- увеличивается размер отчислений на финансирование будущей пенсии и размер пенсионных накоплений,
- уменьшается налоговая нагрузка на работодателя,
- и работник, и работодатель заинтересованы в увеличении отчислений на финансирование пенсии.
Пенсионные накопления составляют 26 %, из которых 6 % - накопительная часть, а 20 % - страховая часть. Накопительная часть пенсионных отчислений работника поступает в индивидуальный лицевой счет. Денежные средства с индивидуального лицевого счета инвестируется либо в негосударственный пенсионный фонд, либо в управляющую компанию, либо в корпоративную пенсионную программу.
Для 1-го предприятия исследуется размер пенсии, для каждого из которых рассчитывается разница между плановым и фактическим значением:
АР] = Р]факт - Р]план.
Если рассчитанное значение АР] = 0, то по
]-му параметру в данный момент времени несоответствия нет, и анализом констатируется отсутствие отклонения. В противном случае в данной точке фиксируется отклонение.
При анализе предприятия по значениям параметров может возникнуть ситуация, когда регистрируется несколько несоответствий, которые вызваны одними и теми же причинами. Следовательно, устранение этих причин позволит нивелировать несколько отклонений одновременно. В этом случае представляется целесообразным ранжиро-
вать отклонения по степени значимости для того, чтобы устранить первоисточник основного из них.
Для этих целей наиболее приемлемым способом является метод экспертных оценок, так как он позволяет в оперативном порядке на основе опыта осведомленных в данном вопросе специалистов определять иерархию отклонений.
Ранжирование отклонений с помощью экспертного опроса
Эксперты должны быть знатоками специфики расчета пенсионных накоплений конкретного предприятия, следовательно, они выбираются из числа сотрудников. Число экспертов не должно быть слишком малым, чтобы обеспечить компетентность исследования. Но оно не должно быть слишком большим, так как при этом возникает опасность попадания в группу неквалифицированных людей, а также усложняется процедура анализа. В каждом конкретном случае размер экспертной группы будет зависеть от размеров предприятия, степени неопределенности ситуации, а также компетентности потенциальных участников опроса.
Осуществляется индивидуальный опрос экспертов в форме анкет, после чего проводится статистическая обработка анкет и формируется коллективное суждение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений, и вся информация сообщается экспертам. После чего их просят пересмотреть оценки и объяснить причины своего несогласия с коллективным суждением. Процедура повторяется, при этом сужается диапазон оценок. При таком подходе эксперты получают ответы и аргументацию всех членов группы не лично, поэтому исключается моральное давление, которое могло бы исказить результат.
Работа экспертной группы должна строиться на следующих принципах.
1. Предоставление исчерпывающей информации о целях и задачах проводимого опроса.
2. Достаточная информированность экспертов об объективных факторах, влияющих на исследуемое явление.
3. Полная независимость каждого эксперта при обсуждении результатов групповой оценки и аргументации собственного суждения.
4. Предоставление каждому эксперту данных о результатах оценок, сделанных остальными, и доводов, обосновывающих эти оценки.
5. Сохранение анонимности оценок и аргументов любого эксперта по отношению к остальным, входящим в экспертную группу.
6. Периодическая корректировка результатов оценок за счет притока информации со стороны.
Прогнозирование длительностей этапов с помощью метода экспертного опроса предполагает предоставление исчерпывающей информации участникам опроса об исследуемом объекте, включая:
1) цель опроса: ранжирование зафиксированных отклонений по их значимости;
2) задачу, решаемую в ходе проведения экспертного опроса: установление последовательно-
сти устранения причин отклонений размера пенсионных отчислений;
3) объект исследования: размер пенсионных отчислений, по которым зафиксированы несоответствия плановых и фактических значений;
4) информацию о совокупности выявленных
отклонений (|АР] |) (табл. 4).
В результате экспертного опроса формируется массив сведений о рангах отклонений: £ АР], ^ ■
Последовательность дальнейшего анализа отклонений осуществляется в соответствии с рангами параметров.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН ОТКЛОНЕНИЙ
Структурированные особенности различных типов возникающих отклонений представлены в табл. 5.
Признаками, по которым отклонение относится к тому или иному виду, служат сроки их появления и соответствующие внешние условия. Так, при ошибке на этапе нормирования несовпадение плана с фактом существует изначально, поэтому несоответствие проявляется практически всегда, за исключением случаев, когда отклонение под воздействием внешних факторов перекрывает ошиб-
Сводка данных для анализа отклонения
Таблица 4
Параметр Метод расчета Значение параметра Значение отклонения
план факт
Порядок формирования размера пенсионных накоплений, способ расчета показателя Р]план Р]факт АР]
Таблица 5
Особенности различных типов возникающих отклонений
Показатель Вид отклонения
Нормативное Типовое Нестандартное
Признаки
Сроки появления Постоянно Регулярно Однократно
Соответствие внешним факторам Независимо от внешнего влияния Под воздействием определенных ситуаций В результате возникновения незапланированных условий
Причины появления Возможно предсказать и учесть при формировании взносов в ПФ Можно смоделировать ситуацию, но не сроки ее возникновения Невозможно заранее спрогнозировать
Устранение
Способы устранения Изменение норматива Формирование мер по ликвидации Исследование причин и перевод в 1 или 2 вид
Задачи управления отчислениями на пенсионное страхование
Задачи Отнесение отклонения к данному типу Выявление причин и соответствующих мер по ликвидации Исследование причин и условий возникновения
ку, но такая ситуация имеет достаточно малую вероятность.
В то же время типовое отклонение может возникать регулярно, если складываются определенные внешние условия, однако, появление которых в определенный момент времени нельзя было предвидеть заранее.
Несовпадения, появляющиеся в результате такого воздействия, относятся к ошибкам нормативов.
Нестандартные отклонения постоянно возникают вследствие изменчивости внешней среды, в которой работает предприятие. К их признакам относятся нестандартность вызвавших их факторов, а также однократность появления, вследствие чего их практически невозможно заранее спрогнозировать.
Различия между типами отклонений составляют основу действий по их ликвидации. Они являются предметом различных этапов управления размером пенсионных отчислений:
- ошибки нормативной базы, соответственно, устраняются путем корректировки нормативов;
- для типовых отклонений формируется перечень мероприятий, которые необходимо выполнить при появлении их признаков;
- нестандартные отклонения исследуются с точки зрения причин, способствующих их возникновению и сопутствующих условий. Результаты анализа обрабатываются на этапе принятия решений, после чего данные отклонения классифицируются либо как ошибки нормативов (если влияющие факторы носят долгосрочный характер), либо как типичные и для них также разрабатываются стандартные мероприятия их устранения.
Следующей задачей анализа как инструмента управления размером пенсионных отчислений является формирование набора типовых ситуаций, который содержит данные о признаках, по которым отклонение классифицируется как типовое, причинах их появления и мероприятиях по ликвидации.
Типовой состав отклонений формируется на основе данных, в которых фиксируются отклонения в виде расчета несоответствия плана и факта пенсионных отчислений. При этом определяются направления возникновения отклонений, после чего необходимо исследовать их причины и условия проявления.
Выявление причин отклонений заключается в исследовании факторов, повлекших эти отклонения.
Условия проявления представляют собой совокупность внешних и внутренних факторов работы предприятия, под влиянием которых осуществляется его деятельность.
В состав внешних факторов входят: инфляция и бивалютная корзина курса рубля, доллара, евро и т. д. Внутренние - оптимизация заработной платы, задержка выплаты заработной платы, выплата заработной платы в конвертах.
На этапе анализа вопросы ликвидации отклонений затрагиваются в отношении исследования степени их результативности и выделения неэффективных мер.
На данном этапе отклонения параметров анализируются на предмет выявления вызвавших их причин. Для этого также методом экспертных оценок либо аналитическим методом из совокупности (су { вычленяются те причины, которые явились
непосредственным источником нестандартной ситуации.
В первую очередь из всей совокупности причин выделяются те, которые трансформировались в течение контрольного периода, т. в., если Лсу(Д1:)> 0, то данный фактор является потенциальной причиной возникновения отклонения. Экспертом устанавливается, повлиял ли он на данный параметр и в какой степени: если АР] = Г(су), то
^ := су •
Таким образом, складывается совокупность взаимосвязей отклонений параметров и их причин:
АР]~(с^) на основании чего необходимо предпринимать меры по их устранению.
Для оперативного и эффективного разрешения проблем в будущем необходимо формировать базу типовых ситуаций (БТС).
Структура БТС представляет собой взаимосвязанные блоки.
1. Отклонение параметра (описание параметра, величина его отклонения, период возникновения отклонения).
2. Причины отклонения, установленные в процессе анализа.
- оптимизация ЗП;
- выплата ЗП в конвертах;
- задержка выплаты ЗП.
3. Мероприятия по устранению - совокупность мер, в результате реализации которых отклонение было успешно устранено.
- направление рекомендаций налоговым органам для выявления схем оптимизации на предприятиях;
- проведение разъяснительных работ с населением;
- усиление налогового, финансового контроля;
- применить уголовную, административную ответственность на руководителей при невыплате ЗП.
Из рассмотренных блоков типовых ситуаций такие элементы, как параметр, причины отклонения и мероприятия, являются постоянной величиной и по первым двум происходит идентификация ситуации. При этом количественные значения отклонения или изменения влияющих факторов могут трансформироваться, в зависимости от чего меняется масштаб предпринимаемых мер.
III. АНАЛИЗ ТИПА ОТКЛОНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ
Таким образом, набор «отклонение - причины» проверяется на наличие аналогов в базе типовых ситуаций. Для этого, как было отмечено выше, сверяются внешние признаки ситуации (наименование параметра и влияющих на него причин).
Здесь возможны три ситуации.
1. Исследуемая совокупность не имеет аналога в базе типовых ситуаций. В этом случае считается, что ситуация нестандартная и не была предусмотрена заранее. Следовательно, необходимо разработать специальный набор мероприятий по ее нивелированию.
Для этого подробное описание проанализированной ситуации направляется на этап принятия управленческих решений в следующем виде (табл. 6).
На основании этих данных принимаются решения в отношении мер устранения, которые претворяются в жизнь. Если их реализации прошла успешно, то создается новый набор «отклонение -причина - мероприятия по устранению», который пополняет базу типовых ситуаций.
2. Исследуемая совокупность имеет аналог в базе ситуаций, но при этом зафиксировано ее неоднократное возникновение на протяжении определенного периода времени. Здесь можно выделить несколько предпосылок подобного явления:
- мероприятия по устранению отклонения, успешно реализованные один раз, не эффективны при дальнейшем применении;
- объективное изменение внешних факторов приводит к постоянным несоответствиям плана и факта.
В любом из рассмотренных случаев ошибка возникает на этапе планирования параметров управления размером пенсионных накоплений, т. е. фактически происходит несоответствие нормативной базы и реальных условий функционирования предприятия.
Следовательно, отклонение параметра считается нормативной ошибкой и данные анализа
^Р]нормат, Р]факт^ изменяются в соответствии с
фактическими данными.
3. Ситуация аналогична одному из элементов базы типовых ситуаций.
В этом случае реализуются типовые мероприятия, предусмотренные для устранения несоответствия.
IV. МЕРЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ Причинами нестандартных отклонений являются:
- уровень дохода инвестируемых ПО ниже уровня инвестиций;
- резкое изменение бивалютной корзины. Мероприятиями по ликвидации отклонений:
- увеличение объема производства;
- использование инновационных проектов;
- изменение численности работников;
- улучшение деятельности предприятия;
- инвестиционная привлекательность предприятия.
Причиной нормативных отклонений является установленный норматив пенсии, по которому выявлена ошибка, поэтому мероприятиями по ликвидации отклонений будут:
- изменение норматива пенсии в соответствии с фактическими данными;
- повышение пенсии до 10 500 руб.;
- повышение ЗП.
Для поддержания коэффициента замещения (отношение размера средней пенсии к средней заработной плата) 45 % необходимо будет увеличить пенсию до 10 500 руб. при увеличении средней заработной платы (20 000 руб.) на 7,41 %.
Таким образом, имитационная модель управления размером пенсионных накоплений устанавливает коэффициент замещения 45 %.
Поступила в редакцию 6 октября 2009 г.
Таблица 6
Форма предоставления результатов анализа ситуации
Временные характеристики Отклонение Причины
Момент фиксации отклонения Ді Наименование параметра Р], плановое и фактическое значение параметра Р]план, Р-факт, значение отклонения АР] Описание причины с^, количественное изменение фактора за время Д1:, Ас |
Аристархова Маргарита Константиновна. Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой налогов и налогообложения Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа. Область научных интересов - финансы, налоги и налогообложение. Контактный телефон: (8-917) 750-33-33.
Aristarkhova Margarita Konstantinovna is Dr.Sc. (Economics), Professor, Head of the Tax and Taxation Department of Economy and Management Institute of Ufa Aviation Technical University, city of Ufa. Research interests: finances, taxes and taxation. Tel: (007-917) 750-33-33.
Зуева Ольга Константиновна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа. Область научных интересов - финансы, налоги и налогообложение. Контактный телефон: (8-917) 40-64-888.
Zueva Olga Konstantinovna is Cand.Sc. (Economics), Associate Professor of the Tax and Taxation Department of Economy and Management Institute of Ufa Aviation Technical University, city of Ufa. Research interests: finances, taxes and taxation. Tel: (007-917) 40-64-888.
Медведев Иван Константинович. Соискатель кафедры налогов и налогообложения Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа. Область научных интересов - финансы, налоги и налогообложение. Контактный телефон:(8-903)729-91-69.
Medvedev Ivan Konstantinovich is applicant for a degree at the Tax and Taxation Department of Economy and Management Institute of Ufa Aviation Technical University, city of Ufa. Research interests: finances, taxes and taxation. Tel: (007-903) 729-91-69.