Научная статья на тему 'Совершенствование механизма пенсионной системы'

Совершенствование механизма пенсионной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1056
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PENSION SYSTEM / PENSION / PENSION PROVISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аристархова Маргарита Константиновна, Зуева Ольга Константиновна, Медведев Иван Константинович

Проблема пенсионного обеспечения является одной из приоритетных задач государства. Авторами систематизированы взгляды российских ученых, правительства, направленных на совершенствование пенсионной системы, на основе чего разработан механизм финансового взаимодействия между работодателем, работником и негосударственным пенсионным фондом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the pension system mechanism

The problem of the pension provision is one of the most prior for the state. The authors systematize the views of the Russian scholars and the Government directed at improvement of the pension system. On the basis of it they develop the mechanism of financial interaction between employer, employee and non-state pension fund.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма пенсионной системы»

Экономика и финансы

УДК 338.2:364.35 (470)

ББК 65.2/4-1:65.272 (2Рос)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

М.К. Аристархова, О.К. Зуева, И.К. Медведев

Проблема пенсионного обеспечения является одной из приоритетных задач государства. Авторами систематизированы взгляды российских ученых, правительства, направленных на совершенствование пенсионной системы, на основе чего разработан механизм финансового взаимодействия между работодателем, работником и негосударственным пенсионным фондом.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия, пенсионное обеспечение.

В настоящее время решение проблемы пенсионного обеспечения являются одной из приоритетных задач государства. Уже на протяжении нескольких лет после пенсионной реформы 2002 года многие эксперты в один голос утверждают о ее неэффективности. Однако говорить так категорично не следует, в связи с тем, что Российская Федерация находится в развивающемся состоянии, и поэтому ей присущи ошибки. Также непонятна точка зрения большинства населения страны, касающаяся того, что любые предпринятые меры должны давать немедленный эффект. Несмотря на то, что пенсионная система России прошла путь в более 100 лет, современной пенсионной системе только около 17 лет, так как в связи с распадом СССР устарела та пенсионная система, которая финансировалась только за счет государства (хотя этот факт опровергается многими экспертами в пользу того, что работники недополучали значительной части зарплаты, которая и служила налогом). А это по сравнению с развитыми государствами очень маленький период. И было бы неправильно, осуществляя форсированные мероприятия, ожидать высокую отдачу. Но в то же время медлить с реформами (когда Россия и так на много лет отстает по развитию от передовых стран) со стороны государства недопустимо. И поэтому один из выходов в сложившейся ситуации состоит в мониторинге эффективности пенсионной реформы и своевременном реагировании на это государством, путем проведения дополнительных реформ.

Из СМИ в последние несколько месяцев не раз было слышно о предстоящей пенсионной реформе, причем точек зрения по этим вопросам множество. Согласно данным журнала «Коммерсантъ» от 28 марта 2008 года «...в мае 2008 года Правительство России может обсудить очередную пенсионную программу.». Согласно мнению главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой «. Пенсионный Фонд РФ может получить новый статус и быть выделен из бюджетной системы при реформе ЕСН и замене его страховыми платежа-

ми.». А в декабре 2008 года на сайте Минздрав-соцразвития обнародовано предложение по реформированию пенсионной системы. Многим экспертам предложения Минздравсоцразвития кажутся пока единственным способом завершения пенсионной системы РФ.

Однако реформа пенсионного обеспечения России не должна складываться только из простого преобразования системы, варьирования сумм взносов, а необходим комплекс мер как со стороны государства в виде законов, так и со стороны частного сектора, предприятий в части отклика на преобразования и сотрудничество с государством.

В Правительстве РФ вопросы по совершенствованию пенсионной системы поручены трем министерствам: Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфину. И как часто бывает, у каждого из этих министерств есть своя точка зрения на то, каким путем продвигать пенсионную реформу (табл. 1). Кроме того, у профессиональных участников фондового рынка, задействованных в реформе (управляющих компаний и пенсионных фондов), есть свои предложения по развитию рынка пенсионных услуг. Основная проблема, которую госчиновникам придется решать, заключается в том, что, с одной стороны, Пенсионный фонд РФ уже в настоящее время испытывает дефицит средств для финансирования выплат текущих пенсий, а в дальнейшем этот дефицит будет только расти, а с другой стороны - существует достаточно большой объем ресурсов, представляющих собой накопительную часть пенсий (средства, переданные в управление Внешэкономбанка), которые приносят доход ниже уровня инфляции, т. е. попросту обесцениваются.

Подытоживая сказанное, следует выделить, что участники пенсионной реформы должны иметь содержательно и формально разные интересы и возможности, которые следует согласованно и целенаправленно применять в процессе движения к построению цивилизованной и своевременно адаптирующейся к изменяющимся условиям пен-

Таблица 1

Направления совершенствования пенсионной системы

Предложения но совершенствованию пенсионной системы

Минздравсоцразвития Минэкономразвития Минфин РСПП

- Изменить финансовые потоки путем увеличения доли поступлений в страховую систему за счет снижения объема накопительной части пенсии; - отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «ВЭБ», а учитывать их на лицевых счетах в ПФР с начислением процентов на уровне доходности «ВЭБ» от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции.; - предлагается в перспективе (до 2013 года) предоставить гражданам право выбора способа управления средствами пенсионных накоплений, в том числе и возможность отказаться от их формирования; - предлагается ввести возможность добровольного участия в накопительной пенсионной системе всех поколений застрахованных лиц (добровольные платежи граждан могли бы стимулироваться соплатежами государства в пропорции 2:1, а также путем предоставления налогового вычета на сумму уплаченных взносов, что позволило бы каждому повысить размер своей будущей трудовой пенсии) - Предлагается передать средства «молчунов» в управление частным управляющим компаниям, определив определенным образом правила отбора УК и условия инвестирования средств; - предполагается, что объем средств накопительных сбережений «молчунов», которыми сейчас управляет государственная управляющая компания, останется в управлении этой компании, а передаваться «частникам» будут вновь поступающие средства; - предлагается предоставить право частным управляющим компаниям вкладывать средства «молчунов» в более широкий круг финансовых инструментов по сравнению с государственной УК, что позволит увеличить доходность инвестиций пенсионных накоплений Предложения по расширению круга доступных для государственной управляющей компании финансовых инструментов, в которые могут быть вложены пенсионные накопления, в том числе не исключается возможность вкладывать их в акции Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает свою модель реформирования пенсионной системы, базирующуюся на введении добровольных отчислений гражданами в накопительную часть трудовой пенсии на паритетных с работодателями основах: - гражданам предлагается предоставить право ежемесячно добровольно перечислять 3 % от своего заработка в выбранный им негосударственный пенсионный фонд для формирования дополнительной накопительной пенсии из средств, которые должны направляться в единый социальный налог и перечисляться в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии; - оставшиеся 3 % из 6 % заработка предлагается перечислять в страховую часть пенсии в дополнение к существующему сейчас тарифу

сионной системе. Представляется, что такая система должна состоять из следующих элементов, приведенных на рисунке.

Задействование представленных элементов механизма пенсионной системы ориентированно на формирование финансово-устойчивой страховой пенсионной системы, содержащей для работодателя и работника механизмы заинтересованности и ответственности за пенсионное обеспечение при усилении регулирующих и контрольных функций со стороны государства (т. е. развитие частно-государственного партнерства).

Реализация названной цели требует выработки ключевых положений по совершенствованию механизма пенсионной системы в России. Взгляд автора на состав таковых положений представлен в табл. 2.

Одним из направлений оздоровления пенсионной системы является создание стимулов к повышению эффективности деятельности пенсионных фондов и повышению их инвестиционной

привлекательности путем изменения формы отчисления налоговых платежей по ЕСН.

С этой целью предлагается разработать механизм финансового взаимодействия между работодателем, работником и негосударственным пенсионным фондом.

Для этого необходимо обеспечить законодательную основу существования корпоративных пенсий - принять нормативно-правовой акт (НПА), позволяющий вывести выплату накопительной части пенсии (6 % от зарплаты) из себестоимости, т. е. платить ее по той же схеме как НДФЛ.

Кроме того, необходимо законодательно закрепить право негосударственных пенсионных фондов (НПФ) вкладывать полученные средства в деятельность предприятия-вкладчика.

Выделенные положения имеют следующие основные моменты:

1) работодатель защищен от риска потери квалифицированных кадров, может оптимальным

Экономика и финансы

Элементы пенсионной системы

образом построить систему управления персоналом и получит дополнительные финансовые ресурсы (в этом случае плата за пользование временно свободными денежными средствами ниже, чем за кредит, предоставляемый в кредитных учреждениях).

2) у работников будет выше интерес к предприятию вследствие увеличения заработной пла-

ты, увеличения гарантированного обеспечения высокой пенсии.

В предлагаемой схеме работник предприятия производит отчисления на накопительную часть пенсии из собственных средств. В целях стимулирования и создания возможности участия сотрудников в данной программе необходимо компенсировать утраченный заработок путем повышения

Таблица 2

Ключевые положения по развитию пенсионной системы в России

Ключевые положения по развитию пенсионной системы в России Основные направления совершенствования в рамках данного положения

Достижение бездефицитности бюджета ПФР Изменить действующую структуру пенсионной системы в сторону эффективности и прозрачности использования поступающих взносов

Введение полноценных взносов по обязательному пенсионному страхованию Восстановить взносы по обязательному пенсионному страхованию, установить единый для всех работодателей тариф в процентах от выплат работнику

Снизить в связи с этим ставку ЕСН (упразднить ЕСН на пенсионные взносы)

Упразднить регрессию страховых взносов

Сохранить предельную сумму выплат работнику, на которые начисляются взносы, индексируя ее по росту средней зарплаты

Разрешить добровольные платежи из средств работодателя сверх нормативного тарифа (ст. 255 п.16 НК РФ) на накопительный счет работника с исключением соответствующих сумм из налогооблагаемой базы

Усиление страховых принципов и повышение заинтересованности работника и работодателя в увеличении пенсионных взносов Снизить налоговую нагрузку на работодателя путем вывода отчислений на накопительную часть пенсии из затрат предприятия

Производить начисление и удержание средств на накопительную часть пенсии с заработной платы сотрудников предприятия (как НДФЛ)

В связи с увеличением удержаний повысить зарплату с целью компенсации утраченного дохода работника

Предоставить возможность выбора направлений вкладов средств на накопительную часть пенсии (ВЭБ, частные управляющие компании, НПФ, КПП)

В случае смерти работника предоставить наследникам право на получение средств, учтенных на его индивидуальном счете

Введение корпоративных пенсионных программ (КПП), альтернативных обязательному пенсионному страхованию Предусмотреть возможность прекращения страхователем отчислений в ПФР по обязательному пенсионному страхованию (с ростом от 2 до 16-18 % в переходный период), если корпоративная пенсионная схема на базе НПФ обеспечивает работникам выплату пенсий в эквивалентном размере или выше

Предусмотреть максимальный (не более 5 лет) срок приобретения прав на корпоративную пенсию, а также восстановление прав на трудовую пенсию работникам, которые не приобрели этих прав

По мере развития корпоративные пенсионные схемы должны поглотить профессиональные системы досрочного выхода на пенсию

Трансформация базовой части трудовой пенсии (ее перевод в систему государственного пенсионного обеспечения) Перевести базовую часть пенсии в законодательство о государственном пенсионном обеспечении, полностью отделив от обязательного пенсионного страхования

Придать ей характер государственного социального пособия, выплачиваемого неработающим малоимущим пенсионерам

Обеспечить ее финансирование за счет средств федерального бюджета (возможно, бюджетов субъектов РФ - в части доплаты регионального прожиточного минимума пенсионера)

Гарантировать ее необходимое увеличение, если сумма выплат пенсионеру не обеспечивает прожиточный минимум

Меры по стимулированию добровольных платежей на пенсионные цели или дополнительной пенсии Участниками добровольного страхования дополнительной пенсии могут быть мужчины моложе 60 лет и женщины, моложе 55 лет

Тариф в размере 6 % для всех категорий застрахованных лиц

Регрессивная шкала для уплаты взносов по дополнительному страхованию отсутствуют

В расчетный пенсионный капитал включаются дополнительные средства из федерального бюджета в сумме равной половине уплаченных дополнительных страховых взносов (не менее 2000 руб. для лиц, доход которых не превышает 120 тыс. рублей)

Усиление роли негосударственных пенсионных фондов Расширение участия НПФ в пенсионной системе в качестве базовых организаций профессиональных пенсионных систем и корпоративных пенсионных схем, альтернативных обязательному пенсионному страхованию

Повышение доверия к НПФ за счет обязательного участия в объединенных гарантийных фондах

Упорядочение налогообложения НПФ и других субъектов негосударственного пенсионного обеспечения

Развитие системы саморегулирования деятельности субъектов негосударственного пенсионного страхования и обеспечения

Усиление роли НПФ при одновременном ужесточении требований к достаточности собственного капитала, к инвестированию средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, стандартам операционной деятельности и др.

Увеличение сумм финансирования деятельности вкладчиков до 50 % суммы их отчислений на пенсионное обеспечение

Экономика и финансы

заработной платы, хотя бы на минимально необходимую величину. Данная величина определяется путем решения системы уравнений:

ЗП - НДФЛХ = ЗП 2 - НДФЛ 2 - ПОнак2, (1)

ЗП 2 = ЗПХ + х, (1)

где ЗП1 - заработная сотрудника плата до введения изменений, ЗП2 - зарплата после внедрения программы, НДФЛ1, НДФЛ2 - налоги на доходы уплачиваемые, соответственно, до и после введения программы, ПОнак2 - размер отчислений на накопительную часть пенсии, уплачиваемый работником из собственных доходов, х - искомая величина, на которую необходимо увеличить зарплату.

Решение системы уравнений:

ЗПХ - ЗПХ • 0,13 = ЗП2 - ЗП2 • 0,13 - ЗП2 • 0,06,

ЗП 1-ЗП1 • 0,13 = ЗП1 + х - (ЗП1 + х) • 0,13 -

- (ЗП1 + х) • 0,06,

ЗП1 - 0,13 • ЗП1 = ЗП1 + х - 0,13 • ЗП1 -

- 0,13 • х - 0,06 • ЗПХ - 0,06 • х, (2) ЗПХ - 0,13 • ЗПХ - ЗПХ + 0,13 • ЗПХ + 0,06 • ЗПХ =

= х - 0,13 • х - 0,06 • х,

0,06 • ЗПХ = 0,81 • х, х = 0,0741-ЗП1.

Таким образом, для компенсации заработка, утраченного вследствие введения положений, касающихся изменений базы и субъектов отчисления средств на накопительную часть пенсии, необходимо увеличить зарплату работника на 7,41 %.

Внедрение предлагаемой схемы на предприятии окажет влияние на себестоимость организации. Затраты предприятия возрастут в связи с увеличением заработной платы его сотрудников. В то же время уменьшится налоговая нагрузка вследствие того, что процент отчислений по ЕСН уменьшится на 6 % (табл. 3). Увеличение себестоимости предприятия зависит от двух факторов: доли зар-

платы в себестоимости и количества работников, производящих отчисления на накопительную часть пенсии из собственных средств.

В случае, если все сотрудники предприятия отчисляют средства пенсионные накопления, то при увеличении фонда оплаты труда на 7,41 % затраты предприятия возрастут на 0,029-2,863 % в зависимости от доли зарплаты в себестоимости.

В настоящее время в экономике занято 67,7 млн человек, из которых 61,6 % - лица моложе 1966 г. рождения. Таким образом, если предположить, что на предприятии доля сотрудников, производящих отчисления из собственных доходов, составляет 61,6 %, то увеличение затрат предприятия составит 0,018-1,764 % (табл. 4).

Расчет себестоимости после введения схемы был произведен по формуле

Сс2 = Ссх + ЗПХ • 0,0741(1 + 0,2) - ЗПХ • 0,06. (3)

При определении себестоимости после введения схемы при условии, что доля работников, производящих отчисления из собственных средств -61,6 %, используется формула

Сс2 = Ссх + ЗПХ • 0,0741(1 + 0,2) • 0,616 -

-ЗПХ • 0,06 • 0,616. (4)

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод: предлагаемая схема по выводу отчислений на накопительную часть пенсии и уплате указанных средств из собственных доходов работника достаточно эффективна, потому что:

- увеличиваются доходы работников предприятия,

- увеличивается размер отчислений на финансирование будущей пенсии и размер пенсионных накоплений,

Таблица 3

Изменение размера заработной платы и отчислений по ЕСН в связи с выводом накопительной части пенсии

из себестоимости предприятия

Сред- няя зар- плата (ЗПі) Средняя зарплата (ЗП2) ЕСН до введения программы (ЕСН1) ЕСН после внедрения программы (ЕСН2)

ФБ Пенси- онный фонд ФСС ФОМС ФБ Пенси- онный фонд ФСС ФОМС

17 388 18 676 (17 388-1,0741) 1 043,3 2 434,3 504,3 521,6 1 120,5 1 501,4 541,6 560,3

Итого ЕСН1: 4 503,5 Итого ЕСН2: 3 723,8

Таблица 4

Изменение себестоимости предприятия вследствие внедрения программы

Доля зарплаты в себестоимости, % Себестоимость до внедрения программы (Сс1), руб. Себестоимость после введения схемы (Сс2), руб., в случае если доля работников, производящих отчисления из собственных средств Изменение себестоимости, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100 % 61,6 %

0,01 1 738 800 1 739 303 1 739 110 0,02892 0,018

0,05 347 760 348 262,9 348 069,8 0,1446 0,089

0,1 173 880 174 382,9 174 189,8 0,2892 0,178

0,15 115 920 116 422,9 116 229,8 0,4338 0,267

0,2 86 940 87 442,86 87 249,76 0,5784 0,356

0,25 69 552 70 054,86 69 861,76 0,723 0,445

Окончание табл. 4

Доля зарплаты в себестоимости, % Себестоимость до внедрения программы (Сс1), руб. Себестоимость после введения схемы (Сс2), руб., в случае если доля работников, производящих отчисления из собственных средств Изменение себестоимости, %

100 % 61,6 %

0,3 57 960 58 462,86 58 269,76 0,8676 0,534

0,35 49 680 50 182,86 49 989,76 1,0122 0,624

0,4 43 470 43 972,86 43 779,76 1,1568 0,713

0,45 38 640 39 142,86 38 949,76 1,3014 0,802

0,5 34 776 35 278,86 35 085,76 1,446 0,891

0,55 31 614,5 32 117,41 31 924,31 1,5906 0,980

0,6 28 980 29 482,86 29 289,76 1,7352 1,069

0,65 26 750,8 27 253,63 27 060,53 1,8798 1,158

0,7 24 840 25 342,86 25 149,76 2,0244 1,247

0,75 23 184 23 686,86 23 493,76 2,169 1,336

0,8 21 735 22 237,86 22 044,76 2,3136 1,425

0,85 20 456,5 20 959,33 20 766,23 2,4582 1,514

0,9 19 320 19 822,86 19 629,76 2,6028 1,603

0,95 18 303,2 18 806,02 18 612,92 2,7474 1,692

0,99 17 563,6 18 066,50 17 873,40 2,86308 1,764

- уменьшается налоговая нагрузка на работодателя,

- и работник, и работодатель заинтересованы в увеличении отчислений на финансирование пенсии.

Даже при условии, что доля работников, осуществляющих отчисления из собственных средств составляет 100 %, средняя зарплата на предпри-

ятии 41 756 (максимум в РФ), а доля зарплаты в себестоимости 90 %, затраты предприятия возрастут на 2,6 %. В то же время налоговая нагрузка по ЕСН снизится на 17,37 %. Таким образом, приведенные цифры подчеркивают целесообразность высказанных предложений по совершенствованию механизма пенсионной системы.

Поступила в редакцию 12 мая 2009 г.

Аристархова Маргарита Константиновна. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и налогообложения Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа. Область научных интересов - финансы, налоги и налогообложение. Контактный телефон: (8-917) 750-33-33.

Margarita Konstantinovna Aristarkhova. Doctor of Economics, professor, Head of Taxes and Taxation department in Economy and Management Institute of Ufa State Aviation Technical University. Scientific interests: finances, taxes and taxation. Contact phone: (007-917) 750-33-33.

Зуева Ольга Константиновна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа. Область научных интересов - финансы, налоги и налогообложение. Контактный телефон: (8-917) 406-48-40.

Olga Konstantinovna Zueva. Candidate of Economics, associate professor of the Taxes and Taxation department in Economy and Management Institute of Ufa State Aviation Technical University. Scientific interests: finances, taxes and taxation. Contact phone: (007-917) 406-48-40.

Медведев Иван Константинович. Соискатель кафедры налогов и налогообложения института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета. Область научных интересов - финансы, налоги и налогообложение. Контактный телефон: (8-903) 729-91-69.

Ivan Konstantinovich Medvedev. Competitor of the Taxes and Taxation department in Economy and Management Institute of Ufa State Aviation Technical University. Scientific interests: finances, taxes and taxation. Contact phone: 007-903-729-91-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.