Научная статья на тему 'Имитационное моделирование работы станции'

Имитационное моделирование работы станции Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1074
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Котельников Сергей Сергеевич, Иванков Алексей Николаевич

В статье представлено описание, достоинства и основные особенности разработанной компьютерной программы, имитирующей работу железнодорожных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Котельников Сергей Сергеевич, Иванков Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование работы станции»

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ СТАНЦИИ

С.С. Котельников (науч.рук. А.Н. Иванков)

Иркутский государственный университет путей сообщения 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, д. 15, кафедра управления эксплуатационной работой, [email protected]

Аннотация

В статье представлено описание, достоинства и основные особенности разработанной компьютерной программы, имитирующей работу железнодорожных станций.

Имитационное моделирование является важным инструментом в изучении работы железнодорожных станций. Применение компьютерных моделей позволяет существенно сократить затраты инженернотехнического труда на выполнение расчетов и проверить условия работы станции не при одном, а при многих вариантах технологических и технических оснащений, и получить более общий и более надежный результат. В настоящий момент существует большое количество различных программ, выполняющих данную функцию, при этом каждая из них имеет свои особенности. Разработанная имитационная модель обладает рядом преимуществ:

• компьютерная модель является универсальной и подходит для исследования работы разных по назначению и объемам работы станций;

• программа имеет простой в обращении интерфейс, не требующий большого количества времени для изучения;

• результаты моделирования отображаются в табличной форме и в виде графиков на любое количество суток;

• результаты моделирования можно сохранять в виде рисунков и таблиц для дальнейшей обработки, анализа и контроля;

• программа является портативной и не требует установки.

Исходными данными для имитационного моделирования являются:

• количество прибывающих на станцию грузовых поездов Жгр

(только грузовые поезда будут обрабатываться в парке приема);

• доля грузовых поездов каждой категории: поступающих в расформирование; со сменой локомотива; со сменой локомотивных бригад;

• продолжительность обработки поездов каждой категории в парке приема Iобр (величина, зависящая от общего количества вагонов в составе, количества неисправных вагонов в составе, количества

бригад ПТО в парке);

• продолжительность расформирования грузовых поездов на сортировочной горке (величина, зависящая от общего количества вагонов в составе, перерабатывающей способности горки);

• количество пассажирских (среди них пригородные) поездов (пассажирские поезда не обрабатываются в парке приема, однако их пропуск влияет на свободность прилегающих перегонов);

• средний интервал прибытия поездов на станцию. Это значение определяется с учетом коэффициентов съема поездами различных категорий, количества поездов различных категорий по формуле

I _____________1440___________,

ср + ^шсс • Епасс + ^приг ' Еприг

где - количество грузовых поездов, поступающих на станцию в сутки;

Nnacc / N - количество соответственно пассажирских и пригородных поездов;

smcc / ещшг - коэффициент съёма соответственно пассажирскими и пригородными поездами.

При моделировании процесса прибытия поездов на технические станции интервал между поступающими поездами, как величина случайная, определялся по формуле

I -1 . k

Ij _ Imin - ln(TI X,.),

Т i_l

где Imin - минимально допустимый интервал между прибывающими на

станцию поездами, мин;

ln(I X)- значение натурального логарифма от произведения случайных

i_1

чисел, где Т - параметр Эрланга (параметр Т зависит от мощности входящего на станцию вагонопотока).

Внешний вид программы представлен на рис. 1-3. Форма имеет три вкладки: параметры модели, график и журнал. На вкладке «параметры» (рис. 1) указывают параметры потока поездов, характеристики параметров обслуживания, количество путей в приемоотправочном парке. После применения параметров и выполнения самого процесса моделирования на основе разработанного алгоритма автоматически происходит построение графика обработки поездов на весь заданный период моделирования (рис. 2). Полученный результат можно сохранить в виде рисунка на каждые сутки.

III. Проблемы повышения эффективности технологии и организации перевозок на различных видах транспорта

Параметры ] График ] Журнал |

I поездов с сутки пригородных поездов б сутки (6:00-10:00) пассажирских поездов в сутки

Доля поездов, поступающих в расформирование Доля поездов со сменой локомотива Доля поездов со сменой локомотивной бригады I

“Время ожидания/обработки. мин Время обработки поездов, поступающих в расформирование 1®^ Время обработки поездов со сменой локомотива 1®^

Время обработки поездов со сменой локомотивной бригады Время ожидания поездного локомотива Г ^

Время на расформирование ■и

^Станция—

ю ПОП в парке ю бригад ПТ0 в парке

¡1 Перейти к графику

¡1 Перейти к журналу регистрации

^Коэффициенты вариации [от 0 до 1) Коэффициент вариации времени обработ

|0.15

Коэффициент вариации

ожидания поездного локомотива

Коэффициент вариации времени ожидания горочного локомотива

|0,10

-Прочее------

Количество суток

Параметр Эрланга

Минимальный интервал между поездами, N

Количество испытаний 30

Применить параметры |

X Закрыть приложение

Рис. 1. Окно «Параметры», программы «Моделирование работы станции»

Рис. 2. График обработки грузовых поездов в парке прибытия участковой

станции

На графике разными цветами обозначены основные технологические элементы:

• ожидание обработки поезда бригадой ПТО;

• ожидание поездного локомотива;

• обработка поезда бригадой ПТО;

• полная проба тормозов;

• ожидание горочного локомотива. ____________

■и-зй 1*

Педометры | Гр«т>и Ждепм | время ющиия

1 ерям 2447 (Н 4'» 10 ьн 01 14 оо го 0000 оооо ■1 в

1 сдои 2407 .•**1 2137 1047 11:53 01:00 0020 оооо оооо

1ГЧПШ 10« 1120 0031 №№ ПОПП 1ИП0

1 еда«* 1103 1231 01 28 00.43 0023 ииии

1с*м. 3023 377? 39!« 11:11 12:57 01:40 0022 0022 оооо

1**™" 11 7в 13 47 0? 1в ПО 44 0045 тпо

121!» 1412 01.57 00.43 00.42 Ш01

1СДО 2059 1405 14:31 0020 0000 оооо 00100

1 3161 1413 1*1 411 0177 (ЮШ оооо 111(11

1 205« 293$ ЗЛЯ 14.29 1548 01.19 0022 0002 оооо

15 27 1550 0029 0001 0001 оооо

1 15.5$ 17.20 0124 ооии ииии ииии

1 СЧггм 2091 2340 2911 1657 17:20 0029 0000 оооо оооо

1г*пш 170В 1*37 01 3? оож 0П15 1ИП0

1 см1«* 1725 17.53 00 28 0001 оио1 ииии

1 СфКМ 2012 17:33 1021 0040 0020 0020 оооо

1е*пш Я?? 17 49 1Й4£ ПО 57 по ж ПОТЯ тпо

1 СфЯИ 2944 2023 2052 00 29 00 ии ииии ииии

1СДО 3509 2055 2217 01:22 0000 оооо оооо

Средне« х*ать в Е«се< | ■|ТО»ЧО« > >дчечме 3258 |№54 0353 |ии01

|ж#п«л Экспорту 01 Я» |ПГ)14 |(ППЙ |топ

Рис. 3. Протокол работы модели, отображаемый на вкладке «Журнал»

На основе графика составляется таблица поступления поездов на станцию. В таблице отображаются следующие значения:

• номер суток моделирования;

• номер поезда;

• время прибытия поезда;

• время отправления поезда;

• общее время нахождения поезда в парке;

• общее время ожидания;

• время ожидания бригады ПТО;

• время ожидания горочного локомотива (для поездов, поступающих в расформирование);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• среднее время нахождения поезда в парке;

• среднее время ожидания;

• среднее время ожидания бригады ПТО;

III. Проблемы повышения эффективности технологии и организации перевозок на различных видах транспорта

• среднее время ожидания горочного локомотива одним поездом (для поездов, поступающих в расформирование);

• среднесуточное время занятия всех путей;

• среднесуточное время ожидания всеми грузовыми поездами;

• среднесуточное время простоя грузовых поездов по причине занятости бригады ПТО;

• среднесуточное время простоя грузовых поездов по причине занятости горочного локомотива.

Полученные результаты можно сохранять и обрабатывать с помощью табличного редактора Excel.

Представленная компьютерная модель подходит для изучения разнообразных участковых, сортировочных, грузовых, пассажирских и промежуточных станций. Использование данной программы на станциях позволит определить необходимую потребность технических и технологических параметров при изменении общего количества поездопотоков.

Применение данной программы в учебном процессе на кафедре «Управление эксплуатационной работой» Иркутского государственного университета путей сообщения позволяет наглядно демонстрировать различные ситуации в работе станций при изменении их загрузки.

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЗАГРУЗКИ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ ГОРОДСКОГО МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТА А.А. Кажаев (науч. рук. О.Н. Ларин)

Южно-Уральский государственный университет,

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, кафедра эксплуатации автомобильного транспорта

Аннотация

Рассмотрены вопросы моделирования движения маршрутного транспорта в целях оценки загрузки остановочных пунктов для заданных условий движения. Разработанные модели рекомендуются при оценке условий движения пассажирского транспорта на дублирующих и смежных маршрутах.

В контексте настоящего исследования используются следующие термины. Дублирующие маршруты - два и более маршрута, трасса движения транспорта (совокупность используемых для движения уличных дорог) по одному из которых в целом или в части (как правило, более 70% от общей протяженности трассы маршрута) совпадает с трассами движения транспорта по другим маршрутам, и которые на общих участках трассы совместно используют одни и те же остановочные пункты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.