Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города
Е. Ф. Бояркина, В.Г. Логачев Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень
Аннотация: В статье рассматриваются особенностей имитационных моделей, описывается имитационная модель процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города. Приводятся математические модели закономерностей, имитационная модель процесса. Описывается проверка полученной математической модели системы.
Ключевые слова: имитационная модель, математическая модель, количество легковых автомобилей, улично-дорожная сеть города.
Возможности аналитических моделей ограничены. Часто, особенно при рассмотрении сложных систем [1-3], к которым относится система формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети (УДС), требуется аппарат имитационного моделирования.
Существенным достоинством имитационной модели является то, что она позволяет «проиграть» тысячи разных вариантов поведения исходной системы, что в реальной жизни потребовало бы большого объема денежных затрат, времени, а в некоторых случаях было бы просто невозможно. При этом рассматриваемая модель соответствует реальному объекту по всем ключевым параметрам, которые к тому же тоже можно менять на усмотрение исследователя.
Дополнительным плюсом имитационных моделей является возможность яркой и наглядной визуализации процесса, создание своего рода компьютерной игры или фильма. В то же время при необходимости разработчик может ограничиться весьма простым и доступным вариантом.
Для реализации имитационного моделирования была выбрана программная среда МайаЬ 7.3.0.267 Я206Ь, приложение БтиНпк, рабочее окно которого представлено на рис. 1.
Рис. 1. - Процесс моделирования в среде МайаЬ БтиНпк
Перед началом моделирования заносятся исходные данные: -количество автомобилей на одного человека в семье; Б2 - срок владения автомобилем одним человеком; Б3 - доход семьи в месяц; Б4 - площадь города; Б5 - возраст владельца автомобиля; Бб - численность населения города. Кроме того, необходимо внести значения некоторых составляющих модели, остающихся постоянными на протяжении процесса моделирования: ЬС - суточный пробег автомобиля; Т - продолжительность календарного года.
Затем указываются вид и параметры математических моделей закономерностей влияния факторов на функции отклика (рис. 2).
£ СБ)
0.0282
/
\
/ \
\
/
/
9.2 11.1 13.1 15.1
I (х) = — ■ е 42
- 0,002-(2-1п х )2
I (х) = —■ е 0,4
-0,07-(-0,4-1п х )2
Д
I (х)=±7 • е-17'(°,7-1п х )2
I (х) =
3 -10-18 • х14
0,4 х
\ ( ь )
- 1
/ \
/ \ \
\
25 47 70 92 115 137 160
I (х) = 0,003
,0,003-х •
I (х) = 0,001 •
2027
х 2027
Рис. 2. - Вид и математические модели распределения факторов
вв
сн
1
1,8
0,8
X
е
Эксперимент включал в себя сбор данных о количестве транспортных средств, их пробеге, доле транзитных ТС, значении факторов в 40 городах России, отличных по рассматриваемым параметрам. Данные были обработаны с использованием известных методик [4,5], и получены регрессионные модели.
N = 723-
2 • 104 Б
N = 91 +
402
Рис. 3. - Зависимость N от Д.
Рис. 4. - Зависимость N от 1.
г
N = 404 ■ п _ в0,7. Рис. 5. - Зависимость N от п б.
ь=19-82. Б
Рис. б. - Зависимость Ь от Д.
Годовой пробег ЛЯ, тыс. км. (Ь) 18.4 г
4.9 24
О
36 42 48 55
Возраст владельца Лй, лет (ВВ)
Ь = 20 - 0,003 ■ ВВ2 Рис. 7. - Зависимость Ь от ВВ.
d = 142 ■ Р-0 4 Рис. 8. - Зависимость d от Р.
Представленные модели проверены на адекватность с помощью критерия Фишера.
Чтобы учесть влияние каждого из шести факторов, было принято решение рассматривать в качестве основных лишь несколько: время владения транспортным средством, семейный доход и число жителей населенного пункта, а влияние остальных выразить через поправочные коэффициенты следующего вида (форм. 1).
к = У = ЯХ) = У = то
У = А(Х) сошгУ , (1)
где У=А(Х) - рассчитанное по полученным математическим моделям значение функции отклика; У = А[Х) - рассчитанное по полученным
математическим моделям значение функции отклика от среднего значения фактора; сошгу - взятое за постоянную величину значение функции отклика от среднего значения фактора.
Данная аналитическая модель позволяет рассчитать среднее значение количества легковых автомобилей на УДС города, а также интервал варьирования данной величины. Далее рассматриваемую модель системы можно преобразовать (форм. 2).
N
(91 + ^
723 -
2-104 D
324
404 • n0 230
• P
8? ^ (20 - 0,003 • ВВ2)
D 15
0,07 • 365
(2)
УДС
1-
142 • P' 100
• (1 ± 0,1) .
Логично предположить, что используемые в модели факторы имеют некоторую область значений: t е (0; + да) [6, 7]; D е [27; + да); n е (0; + да) ; P е (12; + да) [8]; ВВ е [18; 100] [7].
Полученная модель системы была проверена на адекватность (более 95%), а значит, она достаточно достоверна для применения, например, в градостроительном планировании [9, 10].
Литература
1. Захаров Н.С., Текутьев Л.А. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506.
2. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Оценка срока окупаемости газобаллонного оборудования с учетом изменения надежности газодизельных автомобилей // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916.
0,4
3. Захаров Н.С., Шакиров И.Ф. Система формирования расхода топлива снегоочистительными автомобилями аэропортов // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825.
4. Захаров Н.С., Ильюхин А.В. Распределение интервалов времени между заявками на проведение автотехнической экспертизы // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811.
5. Пермяков В.Н., Новоселов О.А., Макарова А.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов / Инженерный вестник Дона. 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.
6. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use / Steg Linda // Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.
7. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. // Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.
8. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. // Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.
9. Цурикова А.С., Титла И.М., Тюлькин В.А. Оптимизация структуры отраслевого органа администрации в сфере транспортного обслуживания города Тюмени // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018.
10. Литвинов А.В., Мокрушин Ю.А. Современное состояние и перспективы развития пассажирского транспортного комплекса городской агломерации // Инженерный вестник Дона. 2015. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2749.
References
1. Zaharov N.S., Tekut'ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506.
2. Zaharov N.S., Rakitin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916.
3. Zaharov N.S., Shakirov I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825.
4. Zaharov N.S., Il'juhin A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811.
5. Permjakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.
6. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Steg Linda. Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.
7. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.
8. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.
9. Curikova A.S., Titla I.M., Tjul'kin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018.
10. Litvinov A.V., Mokrushin Ju.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2749.