Научная статья на тему 'Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города'

Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОЛИЧЕСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ ГОРОДА / SIMULATION MODEL / MATHEMATICAL MODEL / NUMBER OF PASSENGER CARS / THE CITY ROAD NETWORK

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бояркина Е. Ф., Логачев В. Г.

В статье рассматриваются особенностей имитационных моделей, описывается имитационная модель процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города. Приводятся математические модели закономерностей, имитационная модель процесса. Описывается проверка полученной математической модели системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The simulation model of the number of passenger cars in the city road network forming

This paper presents the features of the simulation model using, the describtion of the simulation madel of the system of the number of passenger cars in the city road network forming process. The author views the mathematical models of the laws, the simulation model of the process and its accuracy testing.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города»

Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города

Е. Ф. Бояркина, В.Г. Логачев Тюменский государственный нефтегазовый университет, Тюмень

Аннотация: В статье рассматриваются особенностей имитационных моделей, описывается имитационная модель процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города. Приводятся математические модели закономерностей, имитационная модель процесса. Описывается проверка полученной математической модели системы.

Ключевые слова: имитационная модель, математическая модель, количество легковых автомобилей, улично-дорожная сеть города.

Возможности аналитических моделей ограничены. Часто, особенно при рассмотрении сложных систем [1-3], к которым относится система формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети (УДС), требуется аппарат имитационного моделирования.

Существенным достоинством имитационной модели является то, что она позволяет «проиграть» тысячи разных вариантов поведения исходной системы, что в реальной жизни потребовало бы большого объема денежных затрат, времени, а в некоторых случаях было бы просто невозможно. При этом рассматриваемая модель соответствует реальному объекту по всем ключевым параметрам, которые к тому же тоже можно менять на усмотрение исследователя.

Дополнительным плюсом имитационных моделей является возможность яркой и наглядной визуализации процесса, создание своего рода компьютерной игры или фильма. В то же время при необходимости разработчик может ограничиться весьма простым и доступным вариантом.

Для реализации имитационного моделирования была выбрана программная среда МайаЬ 7.3.0.267 Я206Ь, приложение БтиНпк, рабочее окно которого представлено на рис. 1.

Рис. 1. - Процесс моделирования в среде МайаЬ БтиНпк

Перед началом моделирования заносятся исходные данные: -количество автомобилей на одного человека в семье; Б2 - срок владения автомобилем одним человеком; Б3 - доход семьи в месяц; Б4 - площадь города; Б5 - возраст владельца автомобиля; Бб - численность населения города. Кроме того, необходимо внести значения некоторых составляющих модели, остающихся постоянными на протяжении процесса моделирования: ЬС - суточный пробег автомобиля; Т - продолжительность календарного года.

Затем указываются вид и параметры математических моделей закономерностей влияния факторов на функции отклика (рис. 2).

£ СБ)

0.0282

/

\

/ \

\

/

/

9.2 11.1 13.1 15.1

I (х) = — ■ е 42

- 0,002-(2-1п х )2

I (х) = —■ е 0,4

-0,07-(-0,4-1п х )2

Д

I (х)=±7 • е-17'(°,7-1п х )2

I (х) =

3 -10-18 • х14

0,4 х

\ ( ь )

- 1

/ \

/ \ \

\

25 47 70 92 115 137 160

I (х) = 0,003

,0,003-х •

I (х) = 0,001 •

2027

х 2027

Рис. 2. - Вид и математические модели распределения факторов

вв

сн

1

1,8

0,8

X

е

Эксперимент включал в себя сбор данных о количестве транспортных средств, их пробеге, доле транзитных ТС, значении факторов в 40 городах России, отличных по рассматриваемым параметрам. Данные были обработаны с использованием известных методик [4,5], и получены регрессионные модели.

N = 723-

2 • 104 Б

N = 91 +

402

Рис. 3. - Зависимость N от Д.

Рис. 4. - Зависимость N от 1.

г

N = 404 ■ п _ в0,7. Рис. 5. - Зависимость N от п б.

ь=19-82. Б

Рис. б. - Зависимость Ь от Д.

Годовой пробег ЛЯ, тыс. км. (Ь) 18.4 г

4.9 24

О

36 42 48 55

Возраст владельца Лй, лет (ВВ)

Ь = 20 - 0,003 ■ ВВ2 Рис. 7. - Зависимость Ь от ВВ.

d = 142 ■ Р-0 4 Рис. 8. - Зависимость d от Р.

Представленные модели проверены на адекватность с помощью критерия Фишера.

Чтобы учесть влияние каждого из шести факторов, было принято решение рассматривать в качестве основных лишь несколько: время владения транспортным средством, семейный доход и число жителей населенного пункта, а влияние остальных выразить через поправочные коэффициенты следующего вида (форм. 1).

к = У = ЯХ) = У = то

У = А(Х) сошгУ , (1)

где У=А(Х) - рассчитанное по полученным математическим моделям значение функции отклика; У = А[Х) - рассчитанное по полученным

математическим моделям значение функции отклика от среднего значения фактора; сошгу - взятое за постоянную величину значение функции отклика от среднего значения фактора.

Данная аналитическая модель позволяет рассчитать среднее значение количества легковых автомобилей на УДС города, а также интервал варьирования данной величины. Далее рассматриваемую модель системы можно преобразовать (форм. 2).

N

(91 + ^

723 -

2-104 D

324

404 • n0 230

• P

8? ^ (20 - 0,003 • ВВ2)

D 15

0,07 • 365

(2)

УДС

1-

142 • P' 100

• (1 ± 0,1) .

Логично предположить, что используемые в модели факторы имеют некоторую область значений: t е (0; + да) [6, 7]; D е [27; + да); n е (0; + да) ; P е (12; + да) [8]; ВВ е [18; 100] [7].

Полученная модель системы была проверена на адекватность (более 95%), а значит, она достаточно достоверна для применения, например, в градостроительном планировании [9, 10].

Литература

1. Захаров Н.С., Текутьев Л.А. Информационное обеспечение системы контроля индекса клиентской лояльности // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506.

2. Захаров Н.С., Ракитин В.А. Оценка срока окупаемости газобаллонного оборудования с учетом изменения надежности газодизельных автомобилей // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916.

0,4

3. Захаров Н.С., Шакиров И.Ф. Система формирования расхода топлива снегоочистительными автомобилями аэропортов // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825.

4. Захаров Н.С., Ильюхин А.В. Распределение интервалов времени между заявками на проведение автотехнической экспертизы // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811.

5. Пермяков В.Н., Новоселов О.А., Макарова А.Н. Моделирование закономерностей распределения наработок на отказ бульдозеров при строительстве оснований для нефтегазовых объектов / Инженерный вестник Дона. 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.

6. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use / Steg Linda // Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.

7. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. // Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.

8. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. // Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.

9. Цурикова А.С., Титла И.М., Тюлькин В.А. Оптимизация структуры отраслевого органа администрации в сфере транспортного обслуживания города Тюмени // Инженерный вестник Дона. 2015. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Литвинов А.В., Мокрушин Ю.А. Современное состояние и перспективы развития пассажирского транспортного комплекса городской агломерации // Инженерный вестник Дона. 2015. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2749.

References

1. Zaharov N.S., Tekut'ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506.

2. Zaharov N.S., Rakitin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2916.

3. Zaharov N.S., Shakirov I.F. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2825.

4. Zaharov N.S., Il'juhin A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2811.

5. Permjakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.

6. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Steg Linda. Transportation Research. Part A. 2005. № 2-3. pp. 147 - 162.

7. Golob T.F., Bunch D.S., Brownstone D. A vehicle use forcasting model based on revealed and stated vehicles type choice and utilization data. Journal Transpartation Economy and Policy. 1997. № 1. pp. 69 - 92, 139, 141, 143.

8. The Chinese way: Its-related funding opportunities in China. Traffic Technology International. 2006. pp. 45 - 46.

9. Curikova A.S., Titla I.M., Tjul'kin V.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, № 2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/3018.

10. Litvinov A.V., Mokrushin Ju.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2015/2749.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.