Научная статья на тему 'Имитационное моделирование нагружения лесных почво-грунтов конструктивными элементами сборно-разборных дорожных покрытий'

Имитационное моделирование нагружения лесных почво-грунтов конструктивными элементами сборно-разборных дорожных покрытий Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
67
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ЛЕСНЫЕ ПОЧВО-ГРУНТЫ / СБОРНО-РАЗБОРНОЕ ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ / ДАВЛЕНИЕ / IMITATING PATTERN / FOREST GROUND / PREFABRICATED ROAD SURFACING / PRESSURE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Афоничев Д. Н.

Афоничев Д.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЖЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЧВО-ГРУНТОВ КОНСТРУКТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СБОРНО-РАЗБОРНЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ. Представлена имитационная модель воздействия конструктивных элементов сборно-разборных дорожных покрытий на лесные почво-грунты. Реализация модели на ЭВМ позволяет установить в системе автоматизированного проектирования для элементов сборно-разборного дорожного покрытия определенной конструкции с известными размерами (толщина, длина, ширина) максимальное значение давления на основание и выбрать из множества вариантов конструкций покрытий временных дорог конструкцию, которая обеспечит наименьшее давление на лесные почво-грунты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afonichev D.N. LOADING COMPUTER SIMULATION OF FOREST GROUNDS WITH THE CONSTRUCTIVE ELEMENTS OF PREFABRICATED ROAD SURFACING. A new simulation model of prefabricated road surfacing constructive element impact on the forest grounds is presented. The computer model implementation enables to detect maximum pressure values on the ground as well as to choose the construction with the least possible pressure on the ground, these simulations being done in the system of automatic projection for the prefabricated elements with the given parameters of thickness, width and length

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование нагружения лесных почво-грунтов конструктивными элементами сборно-разборных дорожных покрытий»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЖЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЧВО-ГРУНТОВ КОНСТРУКТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СБОРНО-РАЗБОРНЫХ дОрОжНЫХ ПОКрЫТИЙ

Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. транспорта леса и инженерной геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук

Одной из наиболее важных проблем развития транспортных сетей в лесных массивах является влияние дорог на изменение водного режима лесных почв и грунтов [1, 2]. Серьезный ущерб окружающей среде наносят выведенные из эксплуатации временные дороги: ветки и усы [3]. Элементы заброшенных дорожных конструкций портят лесной ландшафт, а почво-грунты в местах проло-жения использованных дорог уплотнены и на них не произрастают растения в течение нескольких лет по причине нарушения водно-физических свойств и теплового режима [4]. Причиной высокого уплотнения грунтов при эксплуатации временных дорог является применение примитивных низших типов конструкций покрытий или грунтовых дорог

[5].

Сборно-разборные дорожные покрытия в виду особенностей их конструкции дают возможность создания экологически безопасных временных путей в лесных массивах. Их применение при условии минимизации давления, передаваемого на основание, позволит исключить или существенно снизить экологические последствия строительства и эксплуатации временных дорог.

При движении автопоездов динамические нагрузки от колес воспринимаются плитами покрытия и передаются на основание. Величина максимального давления p , воспринимаемая основанием, характеризует степень уплотнения грунта подстилающего слоя и позволяет установить требуемую толщину h усиливающего слоя основания, необходимую для обеспечения достаточной несущей способности.

На стадии разработки конструкций покрытий оценку создаваемого ими давления на основание можно произвести посредством имитационного моделирования взаимодействия автопоездов с элементами сборных до-

[email protected]

рожных покрытий. Для снижения негативного воздействия на лесные почво-грунты необходимо производить подбор таких конструктивных параметров элементов сборноразборного покрытия (дорожных плит или щитов), которые обеспечивали бы наименьшее давление на основание. Целевая функция модели выглядит следующим образом

p = XX / Bc ^ min, (1)

где кПЖ - коэффициент, учитывающий жесткость элемента сборно-разборного покрытия в поперечном направлении; X - максимальное значение реакции основания, Н;

B - ширина плиты или щита, м; c - длина элементарного участка, на которые разбивается элемент покрытия в продольном направлении, м.

X = max{X , X ,..., XF }, (2)

max ^ 1max 2max7 7 Emax-' 7 v '

где X , X ,..., X - ряд максимальных значений реакции основания соответствующих определенным положениям внешних (колесных) нагрузок, Н;

E - количество вариантов расположения внешних нагрузок, принятых при моделировании, определяемое в зависимости от межосевых расстояний, количества осей автопоезда и длины элемента покрытия.

XEmax = max{Xr A,... ^ (3)

где X1, X2,..., Xv - ряд значений реакции основания в продольном направлении элемента покрытия, приложенных в центрах элементарных участков длиной c при некотором e-м положении внешних нагрузок, Н;

U - количество элементарных участков длиной c, на которые разбивается элемент покрытия в продольном направлении.

Реакции X1, X2,..., Xv определяются путем составления и решения системы кано-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

89

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

нических уравнений смешеного метода. Расчетные схемы к составлению уравнений приведены в работе [6].

Система канонических уравнений имеет вид матрицы, свободные члены которой А.р определяются через интеграл Максвела-Мора [7], а коэффициенты 5. включают в себя сумму прогиба балки по направлению единичной силы X от действия единичной силы X', определяемого интегралом Максвела-Мора, и осадки основания, зависящей от расстояния z между точками, где она определяется и где приложена единичная сила (z = c - c., c, c. - координаты точек приложения единичных сил X и X). Общий вид мат-

i.

рицы канонических уравнений следующий

fs„ 512 • •A j • 51U c1 1 А1Р 1

521 5 22 • •A j • 52U c2 1 А 2 Р

5.1 5.2 • ■А • 5 U c 1 Ар

5U1 5U 2 • ■А • ••5UU cU 1 Aup

c1 c2 • ••c • •• cu 0 0 L n P0T + У P X 2 у=1

n

1 1 • .. 1 • 1 0 0 P0 L + У P,

V Y=1 J

(4)

где Р0 - собственный вес элемента покрытия, распределенный по его длине, Н/м. Применительно к элементу сборноразборного покрытия автодороги 5.. определяются по формуле

5j =

(1 -А) F

ncK0 E0

+ -

EJ

3

c

2

2 Л

f c3 _

— + — z

(5)

J

где д0 - коэффициент Пуассона материала основания;

E, Е0 - соответственно модули упругости материалов элемента покрытия и основания, Па;

KQ - коэффициент перехода к модулю упругости материала основания под покрытием;

J - момент инерции поперечного сечения элемента покрытия, м4;

F - функция, характеризующая условия осадки основания [7].

1

Свободный член А.р для произвольного случая нагружения элемента сборно-разборного покрытия с учетом его собственного веса в виде равномерно распределенной по длине нагрузки P0 = gyBH (у - удельная масса материала элемента покрытия, кг/м3) определяется по формуле [6]

f f e-1 Л _2 „3 Л

А . = — \ У

гр Г/

e=J+1

P

У a -

\\i=J

Л a2 a ------1--

J 2 3

a

+

+P

f a4

f

V + (L - c)

L - c

2a

3 Л Л

a +---

4 3

+

j-i

k=1

n f j-1 Л

У Pe a + У a,

e=k+1 V i=k+1 j

JJ

e-1 f e-1

ak У a +1 У a

=k+1

=k+1

J-1

+ У a +a

=k+1 J

23

a + a±_

(

23

f k

f a4 f J-1 Л a2

+

L-У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a

V .=1

L-У

+P

a

8

+

a

a

ak

—— +

V .=k+1 J

6

Л

.=1 aK + a

V 4

fk k

f J-1 Л

+

a

+ У

a

3 J

L-У

a

V .=1 J

L-У

j=1

V 2

V .=k+1 J

y~'

a

ak +

a

2 JJ

(6)

x

x

a = c. - XJ, (7)

где J - номер внешней силы P. после, которой приложена единичная .-ая сила X то есть х < c < х ,.

Плотность почво-грунтов в местах проложения временных дорог также зависит от количества циклов нагружения, которое можно рассчитать для лесовозной дороги по формуле

n = Q / k Q (8)

где Q - грузооборот дороги, м3;

kисп - коэффициент использования полезной нагрузки;

Qn - полезная нагрузка на автопоезд, м3.

Для реализации модели (1) на ЭВМ разработана программа, которая позволяет установить для элементов сборно-разборного дорожного покрытия определенной конструкции с известными размерами (толщина, длина, ширина) максимальное значение давления на основание. Использование модели и разработанной ЭВМ-программы дает возможность в системе автоматизированного проек-

90

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.