Научная статья на тему 'Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги с пневматическими стыковыми соединениями'

Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги с пневматическими стыковыми соединениями Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
177
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОРНО-РАЗБОРНОЕ ПОКРЫТИЕ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / СТЫКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ / ПЛИТА / ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ КАМЕРА / ШИНА / ШИП / ТОРЦЕВОЙ ПАЗ / PREFABRICATED SURFACING / AUTOMOTIVE ROAD / BUTT JOINT / SLAB / AIR INNER TUBE / PNEUMATIC / THORN / END SLOT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Афоничев Д. Н.

Афоничев Д.Н. СБОРНО-РАЗБОРНОЕ ПОКРЫТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ПНЕВМАТИЧЕСКИМИ СТЫКОВЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ. Представлено описание конструкции сборно-разборного покрытия автомобильной дороги, которое включает плиты, имеющие в торцах углубления пазы и соединенные в колесопровод шинами, выполненными в виде труб прямоугольного поперечного сечения, по боковым граням которых размещены шипы, входящие в торцевые пазы смежных плит, а внутри шин расположены пневматические камеры, заполненные сжатым воздухом. Пневматическое стыковое соединение обеспечивает повышение надежности сборно-разборного покрытия автомобильной дороги в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afonichev D.N. AUTOMOTIVE ROAD PREFABRICATED SURFACING WITH THE PNEUMATIC BUTT JOINTS. The prefabricated automotive road surfacing construction is described. Slabs with the butt end slots assembled into a wheel-band by means of square sectioned pipe-like tires with the pins on the side faces, entering the end slots of adjoining slabs constitute the first specific feature of this construction, while the air-inner tube filled with compression air and put inside the tires being the second. Pneumatic butt joint provides the increased reliability and safety of prefabricated automotive roads surfacing.

Текст научной работы на тему «Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги с пневматическими стыковыми соединениями»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

лена при применении традиционного битума марки БНД 60/90.

Вывод. Проведенный эксперимент позволил установить более высокую эффективность применения модифицированных битумов для повышения сохранности слоя лесовозных автомобильных дорог, а также определить оптимальные технологические параметры при устройстве слоя лесовозных автомобильных дорог: расход модифицированного вяжущего, фракцию применяемого щебня, вид используемого модификатора.

Библиографический список

1. Скрыпников, А.В. Технический отчет оценки прочности дорожной одежды автомобильной дороги местного значения «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» / А.В. Скрыпников, Е.В. Кондрашова. - Сыктывкар, 2009. - 32 с.

2. Калгин, Ю.И. Дорожные битумоминеральные материалы на основе модифицированных битумов / Ю.И. Калгин. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. - 272 с.

3. Кретов, В.А. Проблемы повышения качества дорожных битумов: экономические и технические аспекты / В.А. Кретов, А.В. Руденский // Дороги России 21 века. - № 3. - 2002. - С. 62-65.

СБОРНО-РАЗБОРНОЕ ПОКРЫТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

с пневматическими стыковыми соединениями

Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. транспорта леса и инженерной геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук

[email protected]

Известно много различных конструкций сборных и сборно-разборных покрытий автомобильных дорог, которые использовались как на дорогах общего пользования [1, 2], так и на промышленных автодорогах [2-5]. Наиболее слабым местом практически всех известных сборных и сборно-разборных покрытий автомобильных дорог являются их стыковые соединения.

Известны конструкции стыков, которые отличаются простотой, но ненадежны в

эксплуатации. К таким конструкциям, в частности, относится сборно-разборное покрытие автомобильной дороги, состоящее из плит, имеющих в торцах углубления пазы, в которые вставляются деревянные бруски 5x5x40 см, обеспечивающие соединение плит в колесопровод [4, 5].

Недостатками данного сборно-разборного покрытия являются низкая надежность в эксплуатации из-за несовершенства конструкции стыкового соединения и поперечно-

Рис. 1. Пневматическое стыковое соединение сборно-разборного покрытия автомобильной дороги (вид сбоку)

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011

75

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рис. 2. Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги: а - вид сверху; б - разрез А-А

го шва, сложность сборки и разборки покрытия.

Вышеуказанных недостатков лишена конструкция сборно-разборного покрытия с пневматическими стыковыми соединениями, защищенная патентом РФ на изобретение [6]. Пневматическое стыковое соединение сбор-

но-разборного покрытия автомобильной дороги показано на рис. 1.

Сборно-разборное покрытие с пневматическими стыковыми соединениями (рис. 2) включает плиты 1 с торцевыми пазами, между торцами плит расположены шины 2, выполненные в виде труб прямоугольного

76

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рис. 3. Шина с расположенной внутри пневматической камерой, обеспечивающая соединение плит в колесопровод: а - вид сбоку; б - вид сверху; в - разрез Б-Б; г - разрез В-В

поперечного сечения длиной, равной ширине плит 1, и толщиной, равной толщине плит 1. По боковым граням шин 2 размещены шипы 3, входящие в торцевые пазы плит 1. Внутри шин размещаются пневматические камеры 4,

заполняемые сжатым воздухом, заполнение пневматических камер сжатым воздухом и его удержание обеспечиваются ниппелем 5. Сборно-разборное покрытие опирается на основание 6.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011

77

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

На рис. 3 показана шина с расположенной внутри пневматической камерой, обеспечивающая соединение плит в колесопровод.

Усилие прижатия пневматических шин к торцам плит обеспечивается давлением воздуха в пневматических камерах, что упрощает операции монтажа и демонтажа стыковых соединений.

Давление воздуха в пневматических камерах 4 необходимо периодически измерять и подкачивать их. Регулирование давления воздуха в пневматических камерах 4 обеспечивает оптимальные условия работы сборно-разборного покрытия в зимний и летний периоды.

При сборке покрытия плиты 1 с торцевыми пазами укладывают на основание 6 с разрывами, равными ширине пневматической шины 2, при помощи шаблона. В разрывы между плитами 1 вставляют пневматические шины 2 с уложенными в них сдутыми пневматическими камерами 4 таким образом, чтобы шипы 3 шин 2 входили в торцевые пазы плит

1. Через ниппели 5 насосом или компрессором пневматические камеры 4 заполняют сжатым воздухом. За счет давления воздуха в пневматической камере 4 шина 2 расширяется и заполняет поперечный шов, вдавливает шипы 3 в торцевые пазы плит 1 и тем самым обеспечивает соединение плит 1 в колесопроводе.

При эксплуатации сборно-разборного покрытия в результате действия внешних нагрузок верхние торцы плит 1 сближаются, а нижние расходятся и наоборот. При сближении торцов смежных плит 1 шины 2, упруго деформируясь, воспринимают сжимающие усилия, а при расхождении торцов обеспечивают заполнение расширяющегося поперечного шва за счет давления воздуха в пневматических камерах 4.

Поперечный шов в период эксплуатации по всей высоте остается заполненным, что исключает вдавливание нижних торцевых ребер плит 1 в основание 6, а следовательно - осадку торцов плит 1, и в результате упругости пневматических устройств не накапливает остаточных деформаций, что повышает работоспособность стыкового соединения.

При разборке покрытия откручивают ниппели 5 и спускается воздух из пневмати-

ческих камер 4, в результате чего пневматические шины 2 сжимаются и свободно вынимаются из межторцовых промежутков плит 1, после чего плиты 1 отрываются от основания 6 и погружаются на транспортные средства.

Предлагаемые шины для соединения плит в колесопровод, выполненные в виде труб прямоугольного поперечного сечения, по боковым граням которых размещены шипы и внутри которых расположены пневматические камеры, заполненные сжатым воздухом. Упруго деформируясь, они воспринимают сжимающие усилия, вызываемые сближением торцов смежных плит при действии внешних нагрузок, а при расхождении торцов смежных плит, что происходит в результате приложения и снятия внешних нагрузок, за счет давления воздуха в пневматических камерах обеспечивают заполнение расширяющегося поперечного шва и тем самым предотвращают накопление остаточных деформаций в элементах стыкового соединения и поперечного шва, повышая их работоспособность, а также вдавливание нижних торцевых ребер плит в основание и, следовательно, осадку торцов плит. В результате повышается надежность сборно-разборного покрытия в эксплуатации.

Библиографический список

1. Сборные покрытия автомобильных дорог / Под ред. В.М. Могилевича. - М.: Высшая школа, 1972.

- 384 с.

2. Афоничев, Д.Н. Анализ конструкции, технологии строительства и эксплуатации сборных покрытий автомобильных дорог / Д.Н. Афоничев. - Воронеж: ВГЛТА, 1997. - 92 с.

3. Савельев, В.В. Обоснование типа и конструкции дорожных одежд лесовозных автомобильных дорог: дис. ... д-ра техн. наук: 05.21.01: защищ. 01.03.2006 г. / В.В. Савельев. - Йошкар-Ола, 2005.

- 551 с.

4. Транспорт леса. В 2-х т. - Т 1. Сухопутный транспорт / Под ред. Э.О. Салминена. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 368 с.

5. Сухопутный транспорт леса / Под ред. В.И. Алябьева. - М.: Лесная пром-сть, 1990. - 416 с.

6. Пат. 2377359 РФ, МПК E 01 C 9/08. Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги / Д.Н. Афоничев; заявитель и патентообладатель ВГЛТА. - № 2008127018/03; заявл. 02.07.2008; опубл. 27.12.2009, бюл. № 36.

78

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.