ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
лена при применении традиционного битума марки БНД 60/90.
Вывод. Проведенный эксперимент позволил установить более высокую эффективность применения модифицированных битумов для повышения сохранности слоя лесовозных автомобильных дорог, а также определить оптимальные технологические параметры при устройстве слоя лесовозных автомобильных дорог: расход модифицированного вяжущего, фракцию применяемого щебня, вид используемого модификатора.
Библиографический список
1. Скрыпников, А.В. Технический отчет оценки прочности дорожной одежды автомобильной дороги местного значения «Ираель-Ижма-Усть-Цильма» / А.В. Скрыпников, Е.В. Кондрашова. - Сыктывкар, 2009. - 32 с.
2. Калгин, Ю.И. Дорожные битумоминеральные материалы на основе модифицированных битумов / Ю.И. Калгин. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. - 272 с.
3. Кретов, В.А. Проблемы повышения качества дорожных битумов: экономические и технические аспекты / В.А. Кретов, А.В. Руденский // Дороги России 21 века. - № 3. - 2002. - С. 62-65.
СБОРНО-РАЗБОРНОЕ ПОКРЫТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
с пневматическими стыковыми соединениями
Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. транспорта леса и инженерной геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук
Известно много различных конструкций сборных и сборно-разборных покрытий автомобильных дорог, которые использовались как на дорогах общего пользования [1, 2], так и на промышленных автодорогах [2-5]. Наиболее слабым местом практически всех известных сборных и сборно-разборных покрытий автомобильных дорог являются их стыковые соединения.
Известны конструкции стыков, которые отличаются простотой, но ненадежны в
эксплуатации. К таким конструкциям, в частности, относится сборно-разборное покрытие автомобильной дороги, состоящее из плит, имеющих в торцах углубления пазы, в которые вставляются деревянные бруски 5x5x40 см, обеспечивающие соединение плит в колесопровод [4, 5].
Недостатками данного сборно-разборного покрытия являются низкая надежность в эксплуатации из-за несовершенства конструкции стыкового соединения и поперечно-
Рис. 1. Пневматическое стыковое соединение сборно-разборного покрытия автомобильной дороги (вид сбоку)
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011
75
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 2. Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги: а - вид сверху; б - разрез А-А
го шва, сложность сборки и разборки покрытия.
Вышеуказанных недостатков лишена конструкция сборно-разборного покрытия с пневматическими стыковыми соединениями, защищенная патентом РФ на изобретение [6]. Пневматическое стыковое соединение сбор-
но-разборного покрытия автомобильной дороги показано на рис. 1.
Сборно-разборное покрытие с пневматическими стыковыми соединениями (рис. 2) включает плиты 1 с торцевыми пазами, между торцами плит расположены шины 2, выполненные в виде труб прямоугольного
76
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 3. Шина с расположенной внутри пневматической камерой, обеспечивающая соединение плит в колесопровод: а - вид сбоку; б - вид сверху; в - разрез Б-Б; г - разрез В-В
поперечного сечения длиной, равной ширине плит 1, и толщиной, равной толщине плит 1. По боковым граням шин 2 размещены шипы 3, входящие в торцевые пазы плит 1. Внутри шин размещаются пневматические камеры 4,
заполняемые сжатым воздухом, заполнение пневматических камер сжатым воздухом и его удержание обеспечиваются ниппелем 5. Сборно-разборное покрытие опирается на основание 6.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011
77
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
На рис. 3 показана шина с расположенной внутри пневматической камерой, обеспечивающая соединение плит в колесопровод.
Усилие прижатия пневматических шин к торцам плит обеспечивается давлением воздуха в пневматических камерах, что упрощает операции монтажа и демонтажа стыковых соединений.
Давление воздуха в пневматических камерах 4 необходимо периодически измерять и подкачивать их. Регулирование давления воздуха в пневматических камерах 4 обеспечивает оптимальные условия работы сборно-разборного покрытия в зимний и летний периоды.
При сборке покрытия плиты 1 с торцевыми пазами укладывают на основание 6 с разрывами, равными ширине пневматической шины 2, при помощи шаблона. В разрывы между плитами 1 вставляют пневматические шины 2 с уложенными в них сдутыми пневматическими камерами 4 таким образом, чтобы шипы 3 шин 2 входили в торцевые пазы плит
1. Через ниппели 5 насосом или компрессором пневматические камеры 4 заполняют сжатым воздухом. За счет давления воздуха в пневматической камере 4 шина 2 расширяется и заполняет поперечный шов, вдавливает шипы 3 в торцевые пазы плит 1 и тем самым обеспечивает соединение плит 1 в колесопроводе.
При эксплуатации сборно-разборного покрытия в результате действия внешних нагрузок верхние торцы плит 1 сближаются, а нижние расходятся и наоборот. При сближении торцов смежных плит 1 шины 2, упруго деформируясь, воспринимают сжимающие усилия, а при расхождении торцов обеспечивают заполнение расширяющегося поперечного шва за счет давления воздуха в пневматических камерах 4.
Поперечный шов в период эксплуатации по всей высоте остается заполненным, что исключает вдавливание нижних торцевых ребер плит 1 в основание 6, а следовательно - осадку торцов плит 1, и в результате упругости пневматических устройств не накапливает остаточных деформаций, что повышает работоспособность стыкового соединения.
При разборке покрытия откручивают ниппели 5 и спускается воздух из пневмати-
ческих камер 4, в результате чего пневматические шины 2 сжимаются и свободно вынимаются из межторцовых промежутков плит 1, после чего плиты 1 отрываются от основания 6 и погружаются на транспортные средства.
Предлагаемые шины для соединения плит в колесопровод, выполненные в виде труб прямоугольного поперечного сечения, по боковым граням которых размещены шипы и внутри которых расположены пневматические камеры, заполненные сжатым воздухом. Упруго деформируясь, они воспринимают сжимающие усилия, вызываемые сближением торцов смежных плит при действии внешних нагрузок, а при расхождении торцов смежных плит, что происходит в результате приложения и снятия внешних нагрузок, за счет давления воздуха в пневматических камерах обеспечивают заполнение расширяющегося поперечного шва и тем самым предотвращают накопление остаточных деформаций в элементах стыкового соединения и поперечного шва, повышая их работоспособность, а также вдавливание нижних торцевых ребер плит в основание и, следовательно, осадку торцов плит. В результате повышается надежность сборно-разборного покрытия в эксплуатации.
Библиографический список
1. Сборные покрытия автомобильных дорог / Под ред. В.М. Могилевича. - М.: Высшая школа, 1972.
- 384 с.
2. Афоничев, Д.Н. Анализ конструкции, технологии строительства и эксплуатации сборных покрытий автомобильных дорог / Д.Н. Афоничев. - Воронеж: ВГЛТА, 1997. - 92 с.
3. Савельев, В.В. Обоснование типа и конструкции дорожных одежд лесовозных автомобильных дорог: дис. ... д-ра техн. наук: 05.21.01: защищ. 01.03.2006 г. / В.В. Савельев. - Йошкар-Ола, 2005.
- 551 с.
4. Транспорт леса. В 2-х т. - Т 1. Сухопутный транспорт / Под ред. Э.О. Салминена. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 368 с.
5. Сухопутный транспорт леса / Под ред. В.И. Алябьева. - М.: Лесная пром-сть, 1990. - 416 с.
6. Пат. 2377359 РФ, МПК E 01 C 9/08. Сборно-разборное покрытие автомобильной дороги / Д.Н. Афоничев; заявитель и патентообладатель ВГЛТА. - № 2008127018/03; заявл. 02.07.2008; опубл. 27.12.2009, бюл. № 36.
78
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2011