Научная статья на тему 'Имитационная модель функционирования компонентов туристско-рекреационного кластера в Республике Калмыкия'

Имитационная модель функционирования компонентов туристско-рекреационного кластера в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манцаева А. А., Деликова Т. Г.

В статье изложены результаты построения имитационной модели функционирования туристско-рекреационного кластера в Республике Калмыкия, представлены прогнозные значения моделируемых характеристик кластера на 2017-2026 годы при заданных параметрах. Также произведено сравнение полученных результатов в различных ситуациях, подтверждающее целесообразность применения имитационного моделирования при принятии решений в сфере управления экономикой регионального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационная модель функционирования компонентов туристско-рекреационного кластера в Республике Калмыкия»

МАНЦАЕВА А. А., ДЕЛИКОВА Т. Г.

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: В статье изложены результаты построения имитационной модели функционирования туристско-рекреационного кластера в Республике Калмыкия, представлены прогнозные значения моделируемых характеристик кластера на 2017-2026 годы при заданных параметрах. Также произведено сравнение полученных результатов в различных ситуациях, подтверждающее целесообразность применения имитационного моделирования при принятии решений в сфере управления экономикой регионального туризма.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, прогнозирование, кластерный анализ, регрессионный анализ, имитационное моделирование.

Сложившаяся в последние годы парадигма управления региональным развитием все чаще выдвигает на первый план кластерную форму организации экономики как базовый инструмент модернизации и инноватизации региональной экономики, опирающийся на активное развитие ограниченного числа приоритетных для данного региона сильных отраслей. В Республике Калмыкия потенциально ведущим сектором экономики является туризм, основанный на уникальности культурно-исторического и природного наследия. При этом, учитывая множественный характер факторов, влияющих на возможность создания и последующего становления туристско-рекреационного кластера [1], формирование и развитие указанного кластера - сложная задача, требующая анализа текущего и прогноза будущих состояний объекта. Это обусловливает необходимость исследования связных отраслевых структур и применение методов компьютерного моделирования для прогнозирования характеристик потенциального туристско-рекреационного кластера.

Современное компьютерное моделирование по принципу работы можно разделить на две перекрывающиеся области - математическое и имитационное. Математическое моделирование связано, в основном, с разработкой математических моделей физических явлений, с созданием и обоснованием численных методов. Имитационное моделирование

- это разработка и выполнение на компьютере программной системы, отражающей поведение и структуру моделируемого объекта [2].

В организационных системах имитационное моделирование становится основным инструментом сравнения различных вариантов управляющих решений и поиска наиболее эффективного из них как для решений внутри цеха, организации, фирмы, так и на макроэкономическом уровне. По этой причине именно имитационную (концептуальную) модель, представляющую собой предварительное, приближенное представление о туристско-рекреационном кластере, мы постарались создать в рамках данного исследования.

Построение имитационной модели любой системы требует предварительного исследования и выявления закономерностей между происходящими в ней процессами в формализованном виде (уравнения, неравенства, матрицы и прочее). Для обнаружения этих закономерностей мы применили ряд методов эконометрического моделирования, а именно простые и множественные линейные регрессии, параметры которых оцениваются методом наименьших квадратов (МНК). Данный выбор аргументирован тем, что регрессионный анализ - наиболее актуальный и обоснованный метод установления факторов, влияющих на результативный признак.

Однако процесс построения уравнения регрессии имеет существенный недостаток

- чувствительность к выбросам и влиятельным наблюдениям (резко отличающиеся данные), который нередко обращает регрессионную модель в непригодную к

дальнейшему использованию. Поэтому для того, чтобы получить качественные и адекватные уравнения линейной регрессии мы изначально классифицировали все объекты (в нашем случае - регионы), участвующие в исследовании, с помощью кластерного анализа - многомерной статистической процедуры, разбивающей множества исследуемых объектов и признаков на однородные в некотором смысле группы (кластеры) [3].

Кластерный анализ позволяет нивелировать недостатки регрессионного анализа путем: 1) группировки выбросов со схожими параметрами; 2) выявления влиятельных наблюдений и удаления их из выборки. Подобные преимущества обращают кластеризацию в эффективный инструмент исследования российских регионов, сильно различающихся как по экономико-географическому положению и наличию природно-рекреационных ресурсов, так и по развитию производственной, социальной, торговой и финансовой инфраструктуры. Помимо этого проведение классификации важно, во-первых, для понимания общих конкурентных преимуществ группы регионов, во-вторых, для выявления «точек роста» - регионов-лидеров, опыт и технологии которых подлежат тщательному изучению и, возможно, последующему заимствованию.

Эмпирической базой исследования послужили официальные данные региональной статистики, опубликованные на сайтах Федеральной службы государственной статистики [4] и Федерального агентства по туризму РФ [5]. Расчеты были проведены в пакете статистического анализа SPSS Statistics 17.0., имитационное моделирование реализовано в программном пакете iThink v.9.1.3.

Основными показателями, вошедшими в состав эконометрических моделей, стали:

• общее число туристов, посетивших регион за год (на основании данного показателя будут строиться все последующие оценки);

• площадь номерного фонда гостиниц и аналогичных коллективных средств размещения (КСР);

• инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания);

• инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности «Транспорт и связь».

Закономерности между вышеназванными показателями были выявлены из предположения, что ключевыми процессами, определяющими развитие отрасли туризма, являются следующие (Рис. 1):

1) Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), увеличивают площадь и повышают качество номерного фонда, чем обеспечивают расширение потока туристов в регион;

2) Также прямое воздействие на увеличение количества туристов оказывает маркетинг и реклама;

Инвестиции в

транспорт и

транспортную

инфраструктуру

Увеличение туристичес кого потока

т

Рост

налоговых поступлений

Рост выручки

Гостиницы и аналогичные средства размещения

Рестораны

Фирмы,

предоставляющи е транспортные услуги

Туристические фирмы

Объем услуг ЖКХ

Сувенирная продукция

Объем производства продукции сельского хозяйства и рыбного промысла

Спрос на переводчиков, гидов, водителей, экскурсоводов и т.д. Потребность в новых

Объем

производст

ва

сувенирной продукции

Инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру

Увеличение числа рабочих мест

Рис. 2. Сферы распространения экономического эффекта от развития туристско-рекреационного кластера

3) Увеличение турпотока, в свою очередь, влечет рост выручки гостиниц и аналогичных средств размещения, ресторанов и различных предприятий общественного питания, туристических фирм и агентств, фирм, предоставляющих транспортные услуги, а также продавцов сувенирной продукции и товаров народного промысла. Как следствие, увеличиваются налоговые поступления, часть которых может быть направлена на инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру. Помимо этого, активизация деятельности требует дополнительных работников, повышается спрос на переводчиков, гидов, экскурсоводов, водителей, горничных, поваров, официантов и т. д. Также расширяются потребности в разработке новых туристических, гастрономических, гостиничных продуктах. Все это влечет необходимость инвестирования в инновационную и образовательную сферу;

4) Отдельно хотелось бы отметить, что рост количества туристов провоцирует спрос на строительство и обустройство дорог, расширение парка автомобилей и других транспортных средств. Все это требует дополнительных инвестиций в транспортные средства и транспортную инфраструктуру. В свою очередь, повышение качества дорог, комфортности придорожных заведений и обслуживания за счет инвестиций создает благоприятный имидж региона.

Рассмотрим моделирование по этапам:

Этап 1 Кластеризация регионов РФ по степени важности отрасли туризма

для региональной экономики

Исходя из имеющихся статистических данных, для классификации субъектов РФ по степени важности отрасли туризма для региональной экономики в качестве признаков-характеристик кластеризации были выбраны следующие относительные показатели, позволяющие нивелировать существенные межрегиональные различия абсолютных:

• значимость отрасли туризма для экономики региона Х1 - доля валового регионального продукта, произведенного данным видом деятельности за определенный период времени, в общем валовом региональном продукте за аналогичный период времени (Среднее значение показателя «Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации» за 2012-2014 гг.);

• степень государственной поддержки предприятий отрасли равная доли инвестиций в основной капитал отрасли в общем объеме государственных вложений в экономику региона.

Кластеризация регионов РФ проводилась агломеративным иерархическим методом с помощью различных метрик и правил объединения и позволила сделать вывод о целесообразности разбиения объектов на семь кластеров (Таблица 1). Всего в исследовании участвовало 72 региона (не были учтены города Москва и Санкт-Петербург, ХМАО, ЯНАО, Тюменская область без ХМАО и ЯНАО, НАО, Архангельская область без НАО, Чукотский АО, Республика (Саха) Якутия, Сахалинская, Магаданская области, а также Крымский ФО ввиду отсутствия данных предыдущих лет).

Таблица 1.

Состав кластеров

Кластер 1 Области: Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Волгоградская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Амурская; Еврейская автономная область; Республики: Карелия, Коми, Адыгея, Калмыкия, Ингушетия, Марий Эл, Татарстан, Удмуртская, Тыва; Края: Пермский, Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Хабаровский.

Кластер 2 Области: Брянская, Ивановская, Тверская, Мурманская, Астраханская, Ростовская,

Кировская, Пензенская, Свердловская; Камчатский край; Республики: Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, Башкортостан, Чувашская, Хакасия.

Кластер 3 Области: Московская, Орловская, Ярославская, Псковская; Приморский край; Республики: Карачаево-Черкесская, Мордовия.

Кластер 4 Краснодарский край.

Кластер 5 Республика Дагестан.

Кластер 6 Республики: Чеченская, Бурятия; Ставропольский край.

Кластер 7 Республика Алтай.

Таблица 2.

Показатель Сред Класте Класте Класте Класте Класте Класте Класте

нее 1 р 2 р 3 р 4 р 5 р 6 р 7

Число регионов 72 44 15 7 1 1 3 1

Значимость 1,18 0,87 1,43 1,09 2,83 6,20 2,38 1,53

отрасли туризма

в экономике

региона

Степень 0,53 0,14 0,18 1,23 3,73 0,05 0,25 15,79

государственной

поддержки

предприятий

отрасли туризма

Этап 2 Выявление зависимости площади номерного фонда от инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания)

На следующем этапе моделирования мы математически описали зависимость площади номерного фонда 5 от инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания) /тти1 в первом кластере, содержащем Республику Калмыкия. Уравнение

регрессии выглядело следующим образом: 5 = 36,427 + 0,125 * 1пм> 1

однако оказалось не надежно, поскольку объясняло только 15,3% случаев (Таблица 3).

Таблица 3.

Сводка для моделиЬс

Модель Н R-квадрат Скорректир о ванный R-квадрат Стд. ошибка оценки Статистика Дурбина-Уотсона

Ward Method = 1 (Выбран ные) Ward Method ~= 1 (Невыбран ные) Ward Method = 1 (Выбранные ) Ward Method ~= 1 (Невыбранны е)

1 0,392а 0,930 0,153 0,131 57,79678 2,226 2,170

а. Предикторы: (конст) Инв ср

b. Если другое не указано, статистики вычисляются только по наблюдениям, для которых Ward Method = 1.

c. Зависимая переменная: Площадь_ср

Регрессионная модель для всех 72 регионов оказалась значительно лучше (Таблица 4) и имела следующий вид: 5 = 60,328 + 0,288 *Im> 1

Однако нуждалась в существенной корректировке: вместо свободного члена равного 60,328, отражающего среднюю величину площади номерного фонда во всех 72 регионах при отсутствии инвестиций, было решено использовать величину 15,1 - площадь номерного фонда в Республике Калмыкия по состоянию на 31.12.2014 года.

Таким образом, в имитационной модели туристско-рекреационного кластера Республики Калмыкия была использована зависимость: 5 = 15,1 + 0,288 * Invl

Таблица 4.

Сводка для моделиь

Модель Н R-квадрат Скорректированный R-квадрат Стд. ошибка оценки Дурбин-Уотсон

1 0,914a 0,835 0,833 107,38283 2,063

а. Предикторы: (конст) Инв ср

b. Зависимая переменная: Площадь_ср

Этап 3 Выявление зависимости общего числа туристов от площади номерного фонда и инвестиций в транспортную инфраструктуру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный этап моделирования был посвящен построению уравнения множественной линейной регрессии. Мы исходили из гипотезы, что общий туристический поток Т зависит от площади номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения 5 и инвестиций в основные фонды экономического вида деятельности «Транспорт и связь» / : . I. Регрессионные уравнения были построены как для первого кластера, так и для всех 72 регионов. Гипотеза оказалась верной и для первого кластера была подтверждена статистически надежным (Таблица 5) уравнением:

Т = -19.516 + 3.478 *5 + 0.001 *1пг2

Таблица 5.

Сводка для моделиЬс

Модель Н R-квадрат Скорректиров анный R-квадрат Стд. ошибка оценки Статистика Дурбина-Уотсона

Ward Method = 1 (Выбранные ) Ward Method ~= 1 (Невыбран ные) Ward Method = 1 (Выбранны е) Ward Method ~= 1 (Невыбран ные)

1 0,941a 0,919 0,885 0,879 83,48133 2,227 2,020

а. Предикторы: (конст) Инв_8_ср, Площадь_ср

b. Если другое не указано, статистики вычисляются только по наблюдениям, для которых Ward Method = 1.

Модель Н R-квадрат Скорректиров анный R-квадрат Стд. ошибка оценки Статистика Дурбина-Уотсона

Ward Method = 1 (Выбранные ) Ward Method ~= 1 (Невыбран ные) Ward Method = 1 (Выбранны е) Ward Method ~= 1 (Невыбран ные)

1 0,941a 0,919 0,885 0,879 83,48133 2,227 2,020

а. Предикторы: (конст) Инв_8_ср, Площадь_ср

b. Если другое не указано, статистики вычисляются только по наблюдениям, для которых Ward Method = 1.

c. Зависимая переменная: Общ число тур ср

Этап 4 Построение имитационной модели

Как показано выше, ключевая идея состоит в том, что общий туристический поток есть индикатор роста выручки предприятий, входящих в туристско-рекреационный кластер, напрямую зависящий от площади номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения, инвестиций в транспорт и связь, и маркетинга. В свою очередь, площадь номерного фонда гостиниц и аналогичных средств размещения находится под воздействием такого фактора, как инвестиции в гостиницы и аналогичные КСР. В качестве дополнительной объясняющей переменной выбран показатель инвестиционного климата в регионе, рассчитанный как качество предоставления государственных и муниципальных услуг предпринимателям и /или их представителям, и равный 0,64 для Республики Калмыкия [6].

Далее, общий туристический поток формирует выручку гостиниц и аналогичных средств размещения, предприятий общественного питания, а также выручку от продажи сувенирной продукции и товаров народного промысла. Определение и формализация зависимостей параметров модели были проведены в соответствии с логикой взаимосвязей экономических показателей:

1) Расчет объема платных гостиничных услуг:

где р1 — средняя стоимость гостиничных номеров, г — средняя продолжительность пребывания туриста в регионе, сезонная загруженность номеров.

2) Расчет выручки ресторанов и предприятий общественного питания:

где р2 —средняя стоимость суточного питания, рассчитанная на одного человека.

3) Расчет выручки от продажи сувенирной продукции и товаров народного промысла:

где рэ —средняя стоимость одной покупки сувенирной продукции.

4) Расчет общей выручки от предоставления туристических услуг: ТИ = ГЛ± + ТИ2 +

5) Расчет количества иностранных туристов: ЕТ = Т * 0,03

Коэффициент равный 0,08 - это доля иностранных туристов в общем числе

туристов, посетивших регион, рассчитанная как среднее значение за период 2010-2015 гг., и практически одинаковая во всех российских регионах.

Концептуальная схема модели туристско-рекреационного кластера представлена на (Рис. 2). Стоит пояснить, что переменные «Инвестиции в гостиницы и КСР» и «Инвестиции в транспорт» представляют собой потоки, зависящие от времени, и вводились в модель как временные ряды. «Площадь номерного фонда» -накапливающийся резервуар, пополняемый через входящие потоки и расходующийся на выходные. Переменные «Общий туристический поток», «Объем платных гостиничных услуг», «Выручка предприятий общественного питания», «Выручка от продажи сувенирной продукции» и «Совокупная выручка от предоставления туристических услуг» являются зависимыми и также представляют собой потоки - временные ряды, прогнозируемые на период 2017-2026 гг.

Остальные переменные, кроме «Иностранных туристов», являются константами и вводятся сразу в соответствующие поля без единиц измерения. Их количественные значения отражены в программном коде модели рис. 4.

Результат работы имитационной модели на период 2017-2026 гг. выглядит так, как показано на рис. 3 (а, б, в).

Рис. 2. Модель туристско-рекреационного кластера Республики Калмыкия

(/) Результаты прогноза

■^23.01.2017

Результаты прогноза (Результаты прогноза)

Уеагз Общий ту| иностр ту[ площадь I Совокупнг выру4ка о объем плг выру4ка п

1пШа1 15,27

1 41,80 3,34 15,87 230,16 18,81 86,98 124,36

2 44,04 3,52 16,50 242,49 19,82 91,64 131,03

3 46,59 3,73 17,20 256,51 20,97 96,94 138,60

4 49,39 3,95 17,99 271,94 22,23 102,77 146,94

5 52,53 4,20 18,88 289,22 23,64 109,30 156,28

6 56,09 4,49 19,90 308,83 25,24 116,72 166,88

7 60,06 4,80 21,04 330,66 27,03 124,96 178,67

8 64,44 5,16 22,31 354,79 29,00 134,08 191,71

9 69,27 5,54 23,72 381,40 31,17 144,14 206,09

10 74,62 5,97 25,32 410,86 33,58 155,27 222,01

а)

б)

в)

Рис. 3. Результаты работы модели туристско-рекреационного кластера Республики Калмыкия на период 2017-2026 гг.

i iThink 9.1.3 - Г"°

File Edit View Equation Run Help

liJSlll

□3 пл о ща дь_н о м e p н о го_ф о н да (t) = п л о ща дь_н о м e p н о го_ф о нда (t - dt) + (и н в e сти ци и_в_го ст_и_КС P) * dt

IWIT площадь_номерного_фонда = 15.1 +0.288*инвестиции_в_гост_и_КСР INFLOWS:

и н в e сти ци и_в_гост_и_КСP = G R АР H (Tl M Е*и н в e ст_кл и м ат) I (1.00, 0.6), (2.00, 0.71), (3.00, 0.85), (4.00, 1.05), (5.00, 1.24), (6.00, 1.46), (7.00, 1.82), (8.00, L—-1.96), (9.00, 2.03), (1 0.0, 2.36), (11.0, 3.00) UNATTACHED:

в ы py4 к а_от_п p о дажи_сув e н и p н о й_п p о дук ци и = о 6 щн й_тур_п ото к*с р е дн я я_сто и и о сть_о дн о й_п о куп к и_сув е н н р о в UNATTACHED:

выру4ка_преприятий_о0ществ_питания =

о 6 щн й_г/р_п ото к*п р одо лжите л ь н о сть_п р е S ы в а н и я*с р е дн я я_сто и и о сть_суто 4 н о го_п ита н и я UNATTACHED:

инвестиции_в_транспорт = GRAPH(TIME*HHBecT_KnHMaT) I ^<1.00. 8200), (2.00, 8750), (3.00, 9320), (4.00, 1 0050), (5.00, 10690), (6.00, 11360), (7.00, 1 21 00), С——(8.00, 1 2870), (9.00, 1 4050), (1 0.0, 1 4780), (11.0, 1 6000) UNATTACHED:

объем_платных_гост_услуг =

о 6 щн й_тур_п ото к*п р одо лжите л ь н о сть_п р е б ы в а н н я*сто н и о сть_го ст_н о м е р о в*с ез о н н а я_з а гру женность_номеров UNATTACHED: с О0щий_т/р_поток =

-.ё (-1 9.51 6+3.478*площадь_номерного_фонда+0.001*инвестиции_в_транспорт)*маркетинг_и_ин

п:

з новации

Ш UNATTACHED:

Совокупная_выру4ка_от_предоставления_тур_услуг =

о 0 ъ е м_п л атн ых_го ст_услуг+ в ы ру4 к а_от_п р о дажи_сув е н и р н о й_п р о дук ци и+в ы ру4 к а_п р е п р и ят и й_о О ще ств_п ита н и я О инвест_климат = 0.64 О и н о стр_тур н сты = о 0 щи й_тур_п ото к*0.0 8 О маркетинг_и_инновации = 1 О продолжнтельность_пре0ывания = 3.5 О сезонная_загруженность_номеров = 0.41 О стоимость_гост_номеров = 1.45

О средняя_стоимость_одной_покупки_сувениров = 0.450 О средняя_стоимость_суто4ного_питания = 0.850

Рис. 4. Программный код имитационной модели туристско-рекреационного кластера

Республики Калмыкия

Для сравнения результатов работы имитационной модели можно изменять входные параметры: инвестиции, маркетинг и инновации, инвестиционный климат, длительность пребывания и др. Также с течением времени могут быть преобразованы уравнения регрессии, при этом возможно изменение не только коэффициентов, но и добавление (исключение) различных факторов.

В свою очередь, мы рассмотрели две ситуации:

а) улучшение инвестиционного климата до 0,75 и повышение значения маркетинговой и инновационной составляющей до 1,5;

б) увеличение значения маркетинговой и инновационной составляющей до 1,5 и увеличение средней продолжительности пребывания до четырех суток.

В обоих случая прогнозируемые ряды данных изменились, и построенная модель позволила оперативно рассчитать эти изменения (Рис. 5), что свидетельствует об эффективности и целесообразности применения имитационного моделирования для принятия управленческих решений. Многокритериальность модели, возможность формировать различные сценарии управленческой деятельности позволяют создать необходимый инструментарий управления развитием туристско-рекреационного кластера Республики Калмыкия.

11 Результаты прогноза

^23.01.2017 Результаты прогноза (Результаты прогноза)

Уеагэ Общий тур иностр тур площадь 1 Совокупнг выру4ка о объем плё выру4ка п

1пШа1 15,27

1 62,70 5,02 15,87 345,23 28,22 130,47 186,54

2 66,25 5,30 16,53 364,74 29,81 137,84 197,08

3 70,29 5,62 17,27 387,00 31,63 146,26 209,11

4 74,82 5,99 18,12 411,93 33,67 155,68 222,58

5 80,07 6,41 19,12 440,87 36,03 166,61 238,22

6 86,04 6,88 20,27 473,74 38,72 179,04 255,98

7 92,75 7,42 21,56 510,65 41,74 192,99 275,93

8 100,26 8,02 23,02 552,00 45,12 208,61 298,27

9 108,71 8,70 24,75 598,52 48,92 226,20 323,41

10 118,59 9,49 26,64 652,92 53,36 246,75 352,80

а) улучшение инвестиционного климата и повышение значения маркетинговой

и инновационной составляющих

1 ( Результаты прогноза

23.01.2017 Результаты прогноза (Результаты прогноза)

Уеагэ Общий тур иностр тур площадь I Совокупнг выру4ка о объем плг выру4ка п

1пШа1 15,27

1 62,70 5,02 15,87 390,52 28,22 149,11 213,19

2 66,07 5,29 16,50 411,46 29,73 157,10 224,62

3 69,88 5,59 17,20 435,24 31,45 166,18 237,61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 74,09 5,93 17,99 461,42 33,34 176,18 251,90

5 78,80 6,30 18,88 490,74 35,46 187,38 267,90

6 84,14 6,73 19,90 524,02 37,86 200,08 286,07

7 90,09 7,21 21,04 561,06 40,54 214,23 306,29

8 96,66 7,73 22,31 602,00 43,50 229,86 328,64

9 103,91 8,31 23,72 647,15 46,76 247,10 353,29

10 111,94 8,95 25,32 697,14 50,37 266,18 380,58

б) увеличение значения маркетинговой и инновационной составляющих и рост средней продолжительности пребывания

Рис. 5. Результаты работы модели туристско-рекреационного кластера Республики Калмыкия на период 2017-2026 гг. в различных ситуациях

Перспективы развития описанной модели связаны с оценкой и уточнением динамических значений показателей инвестиционного климата, маркетинговой и инновационной компонент на основе данных государственной статистики и результатов измерений специализированных институтов (например, рейтинговых агентств), либо в рамках экспертного оценивания.

В целом же внедрение механизма выбора наиболее эффективных управленческих решений на основе имитационного моделирования будет способствовать развитию и повышению конкурентоспособности туристско-рекреационного кластера Республики Калмыкия.

1. Манцаева, А.А. Факторы создания и развития туристско-рекреационного кластера / А.А. Манцаева, Т.Г. Деликова // Финансово-экономические аспекты международных интеграционных процессов: Междунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., (17 авг. 2016 г., г. Сургут). Стерлитамак: АМИ, 2016. 65 с.

2. Емельянова, А.А. Имитационное моделирование экономических процессов / А.А. Емельянова, Е.А. Власова. М.: Моск. Междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 92 с.

3. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Дж. Щ. Ким, Ч.У. Мьюллер, У.Р. Клекка [и др.]; пер. с англ.; под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели 2015 [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/region/reg-pok15.pdf (дата обращения 13.10.2016 г.).

5. Федеральное агентство по туризму / [Электронный ресурс]: URL: http://opendata.russiatourism.ru/stat (дата обращения 13.10.2016 г.).

6. Хашаева, А.Б. Качество предоставления государственных и муниципальных услуг как индикатор взаимодействия предпринимательской среды и государства при формировании мезоэкономических кластеров / А. Б. Хашаева, А. А. Манцаева // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 3. С. 82-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.