Научная статья на тему 'Имитатор сигналов азимутального канала vor'

Имитатор сигналов азимутального канала vor Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
392
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Сафонов С.В., Мусонов В.М.

Рассмотрена структурная схема устройства, формирующего низкочастотные сигналы азимутального радиомаяка VOR. Выходное напряжение содержит сигналы частотно-модулированной поднесущей, содержащей колебание опорной фазы и сигнал переменной фазы с регулируемым фазовым сдвигом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитатор сигналов азимутального канала vor»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Структура конфигурации представляет собой множество соединений 5 между всеми или некоторыми образующими входящими в ее состав.

Состав конфигурации системы электроснабжения определяется выражением

состав (5с) = { Sg2, ..., sgn}. (4)

Множество соединений обозначим через структуру соединений,

структура (5с) = структуре (с), (5)

с £ Е. (6)

Введя правило соединений образующих входящих в состав системы электроснабжения самолета через ЭТ, ограничивающее способы соединений образующих между собой, получаем множество 3П(ЭТ), где п - число образующих входящих в состав конфигурации.

Структура конфигурации представляет собой множество соединений 5 между всеми или некоторыми образующими входящими в ее состав. Если перенумеровать связи как Р— то множество соединений ст, входящих в ее состав можно задать списком вхождений вида (Р, р ' ) = (,, -), (, ' - ) соответствующих соединению связей Р и р '. Часть связей конфигурации, участвующих в соединении предусмотренной структурой 5, являются внутренними. Остальные - являются внешними связями конфигурации. Конфигурация с задается составом и структурой (с) = ст, ст £ Е. Арность конфигурации определяется числом внешних связей и она слагается из входной арности и выходной арности. Множество регулярных конфигураций будем записывать в виде набора из четырех элементов

= (С, Б, Е, р). (7)

Объединив структуру Е и отношение связи р в правило ЭТ=(Е, р) получим набор из трех элементов

достаточных для описания заданной конфигурации системы электроснабжения самолета

= (С, S, ЭТ). (8)

В случаи неисправности системы электроснабжения ВС конфигурация структуры системы электроснабжения исказится и по деформированному изображению может быть выполнено диагностирование системы.

В работе предложен метод представления системы электроснабжения ВС на базе теории распознавания образов с учетом специфики функционирования системы электроснабжения самолета и позволяющий реализовать диагностирование технического состояния системы при техническом обслуживании ВС и обеспечить результаты контроля с учетом обеспечения требуемого риска потребителя.

Библиографические ссылки

1. Писаренко В. Н. Метод контроля сети электроснабжения самолетов техническими средствами National Instruments и программным комплексом LabVIEW // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 5. 2009. С. 192-197.

2. Писаренко В. Н., Коптев А. Н. Имитационное моделирование сложных технических систем авиационной техники с использованием сетевых методов // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 3. 2009. С. 286-288.

3. ГОСТ 22955-78. Надежность в технике. Технологические системы. Общие требования к методам оценки надежности.

4. Гренандер У. Лекции по теории образов. М. : Высш. шк., 1976.

© Писаренко В. Н., Коптев А. Н., 2010

УДК 621.396.932.1

С. В. Сафонов Научный руководитель - В. М. Мусонов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИМИТАТОР СИГНАЛОВ АЗИМУТАЛЬНОГО КАНАЛА VOR

Рассмотрена структурная схема устройства, формирующего низкочастотные сигналы азимутального радиомаяка VOR. Выходное напряжение содержит сигналы частотно-модулированной поднесущей, содержащей колебание опорной фазы и сигнал переменной фазы с регулируемым фазовым сдвигом.

В соответствии со стандартом ИКАО в гражданской авиации в режиме ближней навигации применяется аппаратура радионавигационной системы VOR/DME [1], которая обеспечивает определение координат и самолетовождение в автоматическом режиме. Канал VOR позволяет получить азимутальные данные в процессе полета. В настоящее время систему VOR/DME дополняют спутниковые навигационные системы GPS/ГЛОНАСС, которые позволяют уточнить навигационные параметры.

Бортовая аппаратура воздушных судов Российских авиакомпаний содержит общий приемник навигационных сигналов VOR и сигналов курсового радиомаяка системы посадки, поскольку каналы частот навигации и посадки размещены в общей полосе частот 108-117,950 МГц.

К частотному диапазону канала навигации и посадки непосредственно примыкает диапазон частот ближней радиосвязи 118-135,975 МГц. Это позволило ряду зарубежных фирм без значительных

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика »

Структурная схема формирователя сигналов азимутального канала VOR

усложнений совместить приемники навигации и связи. По такому принципу выполнена радиостанция «Icom IC-A23» [2]. В принимаемом сигнале стандартного канала VOR выделяются колебания опорной и переменной фазы и подаются на встроенный измеритель разности фаз. Результат измерения соответствует азимуту радиомаяка VOR.

В настоящей работе предлагается вариант структурной схемы установки для изучения принципа работы азимутального канала системы ближней навигации VOR/DME.

Предлагаемое устройство позволяет наблюдать и измерять низкочастотные сигналы, а генератор шума, накладываемого на эти сигналы, дает возможность оценить помехоустойчивость работы азимутального канала.

Структурная схема установки. Структурная схема установки содержит генераторы низкочастотных сигналов VOR с частотой 30 Гц и 9960 Гц, фазовращатель 30 Гц, генератор шумового сигнала и устройство суммирования этих сигналов. Полученные сигналы наблюдаются в контрольных точках КТ 1...КТ 6. В результате, на выходе сумматора получаем низкочастотный сигнал, содержащий синусоидальное напряжение, представляющее напряжение рабочей фазы, подаваемое через фазовращатель на один из входов сумматора, частотно-модулированную (ЧМ) поднесущую 9960 Гц, содержащую информацию о напряжении опорной фазы, и напряжение шумов, имитирующее влияние радиоканала на передаваемую информацию.

Наличие отдельных выводов для контроля формируемых напряжений позволяет изучить последовательность формирования низкочастотных сигналов.

Выходное напряжение сумматора можно наблюдать в контрольной точке КТ3.

Для изучения процесса разделения сигналов опорной и переменной фазы выходное напряжение сумматора подвергается обратной обработке. Поло-

совой фильтр 2 выделяет из смеси сигналов ЧМ поднесущую с центральной частотой 9960 Гц.

Выделенные ЧМ колебания вначале преобразуются с помощью компаратора в импульсы типа «меандр», а затем поступают на ждущий мультивибратор. На выходе мультивибратора формируются импульсы прямоугольной формы постоянной длительности, модулированные по частоте. В спектре сигнала мультивибратора содержится низкочастотная составляющая сигнала опорной фазы 30 Гц.Таким образом, компаратор, на выходе которого формируются импульсы прямоугольной формы, и ждущий мультивибратор, формирующий импульсы, постоянной длительности, период повторения которых содержит модулирующую составляющую сигнала опорной фазы 30 Гц, служат в качестве частотного детектора. Составляющая 30 Гц выделяется из общего спектра колебаний на выходе ждущего мультивибратора при помощи полосового фильтра, настроенного на данную частоту. Процесс обратной обработки низкочастотных сигналов VOR можно наблюдать в контрольных точках КТ7... КТ 11.

Использование рассмотренного устройства в учебном процессе позволяет более детально изучить принцип работы стандартного азимутального канала системы ближней навигации, выполнить необходимые наблюдения сигналов и провести измерения их параметров.

Для проведения исследований требуется электронный осциллограф, цифровой фазометр и лабораторный источник питающих напряжений.

Библиографические ссылки

1. Авиационная радионавигация / под ред. А. А. Сосновского. М. : Транспорт, 1990.

2. Авиационная радиостанция Icom IC-A23, 108137 МГц. URL: http://www.3tel.ru/equipment_ra-dio_icom_avia_hang_a23.html.

© Сафонов С. В., Мусонов В. М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.