УДК 81'23 (571.150)
Е.В. Беликова, соискатель АлтГУ, г. Барнаул
ИМИДЖ ЖИТЕЛЕЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
В рамках исследований, касающихся имиджа Алтайского края, в данной статье рассматривается имидж жителей Алтайского края. Анализируются сочинения студентов III курса факультета журналистики, посвященные 70-летнему юбилею Алтайского края, с целью выявить базовые характеристики жителей Алтайского края.
Ключевые слова: имидж, сознание, национально-прецедентные феномены, метафора.
Сегодня проблема формирования позитивного имиджа России является актуальной. Именно положительное восприятие России в мире в значительной степени является залогом признания успешности проводимых в ней социальных и экономических реформ. В связи с этим проблема формирования позитивного имиджа Алтайского края как одного из регионов России представляется важной. «Исследования проявлений региональной психологии показали, что в России есть немало территорий, регионов и городов, у которых имеется свой устойчивый имидж, который оказывает немалое влияние на их восприятие и отношение к ним» [7, с. 113]. Вместе с тем психологи утверждают, что «в России сейчас мало регионов, имеющих устойчивый позитивный имидж» [7, с. 116]. Поэтому необходимо проанализировать, какой имидж Алтайского края создается в настоящее время.
Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, что означает «имитировать». Существует несколько трактовок понятия «имидж». Так, словарь иностранных слов Н.Г. Ком-лева дает следующее толкование: имидж (англ.
Image — образ, подобие) — определенный образ известной личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературой или самим индивидом [3, с. 139]. Большой словарь иностранных слов определяет имидж как «образ какого-либо лица, предмета или явления, создаваемый умышленно с целью направленного психологического воздействия [1, с. 229]. Объектом имиджа может быть как отдельный человек, например, политический лидер страны, так и сама страна или отдельные сферы жизнедеятельности государства: власть, экономика, армия, внешняя политика и др.
В нашей работе мы понимаем имидж как «целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.» [11, с. 229].
По отношению к государству, как правило, говорят о трех видах имиджа: 1) имидже объективном, или реальном, — это впечатление о стране, которое есть у общественности внутри страны или за ее пределами; 2) субъективном — это представление лидера страны, его окружения о том, как воспринимается образ страны глазами граждан, или представление граждан страны о том, какой их страна видится за рубежом; 3) моделируемом — тот образ, который пытаются создать команда руководителя страны или специально привлекаемые имиджмейкеры. Как и государство, отдельный регион имеет несколько объективных имиджей: экономический,
социальный, гуманитарный, политический, культурный, экологический и т.д., каждый из них может быть как положительным, так и отрицательным. Они способны меняться как при смене ситуации, так и вследствие усилий команды имиджмейкеров.
Исследование языкового сознания будущих журналистов с целью выявить базовые характеристики имид-
жа Алтайского края нам представляется перспективным. «Система подготовки специалистов любого уровня предполагает формирование их профессионального самосознания» [2, с. 23]. Понятие «сознание» относится к наиболее трудно определяемым понятиям современной науки, данным термином оперируют многие гуманитарные дисциплины. В психологии сознание понимается как «особое свойство высокоорганизованной материи — мозг; отличительная характеристика человека как разумного существа, способного не только чувствовать и рассуждать, но и говорить об этих мыслях, ощущениях; способность переживать и осознавать окружающую действительность» [8, с. 361]. В.В. Красных определяет сознание — «как феномен, как высшую форму отражения действительности» [4, с. 22]. А.Н. Леонтьев дает следующее определение понятию сознание: «открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен он сам, его действия и состояния» [5, с. 167]. Мы, анализируя тексты студенческих сочинений, попытаемся понять, какой имидж жителей Алтайского края складывается в сознании студентов.
Материалом для анализа послужили тексты студентов III курса факультета журналистики, посвященные 70-летнему юбилею Алтайского края. В рамках конкурса были предложены следующие темы: «Алтай в портретах» и «Стилеобразующие факторы Барнаула».
Нами было проанализировано 57 студенческих работ. В данной статье подробно мы рассмотрим имидж жителей Алтайского края, потому что наибольшее количество работ студентов, около 70%, было посвящено людям, родившимся на Алтае. В текстах упоминались как известные всему краю, выдающиеся, так и простые люди. В связи с этим мы посчитали целесообразным разграничить тексты на два блока: «Выдающиеся люди» и «Простые люди».
А) Выдающиеся люди
Сначала определим понятие «выдающийся».
Выдающийся — 2. выделяющийся среди других; исключительный [9, с. 252].
Следовательно, в этом блоке пойдет речь об исключительных людях, которые выделяются среди всего населения края какими-либо качествами или поступками. Для подробного анализа текстов внутри блока мы выделили несколько позиций, характеризующих выдающихся людей Алтая.
Персоналии. Среди выдающихся людей Алтая студенты назвали Германа Титова, Виталия Гасаева, Алексея Смертина, Ивана Ползунова, Степана Мезенцева. Отметим, что двое последних не являются уроженцами Алтайского края.
Сфера деятельности: летчик-космонавт, певец, футболист, изобретатель, музыкант.
Связь с краем: «В Алтайском крае уже давно бы1л создан музей космонавтики имени Германа Титова... Музей часто посещают школьники и студенты1 со всего края», «Степан Мезенцев приехал из Казахстана... Все привы1кли считать, что он - барнаульский скрипач.
Москву он покорил уже давно. И теперь на гастролях в Лондоне, Вашингтоне, Сиднее он представляет себя как «наш, алтайский», «в Барнауле именем Ползунова назван Алтайский политехнический университет, возле которого поставлен памятник Ползунову, его именем названа одна из старинных улиц города. На площади Свободы... установлен обелиск Ползунову», «Виталий живёт на улице Шукшина ».
«След» в истории: « Сегодня, по прошествии веков, истинный подвиг И. И. Ползунова современниками оценен по достоинству. Из поколения в поколение передаются легенды об этом необыкновенном человеке».
Уникальность: «гений, опередивший свое время», «Ползунов благодаря самообразованию, стал одним из технически грамотных офицеров», «генерал-лейтенант авиации Г. С. Титов-дублер космонавта-1, человек, беззаветно влюбленный в небо, отличный знаток теории авиации и космонавтики, новейших проектов, проблем управления, навигации и связи», «Алексей Смертин — явление в российском футболе ».
Характер, человеческие качества: «мне понравилось, как он (Виталий Гасаев — Прим. Е.Б.) держался на сцене: прост, открыт, поёт с душой», «Он (Степан Мезенцев — Прим. Е.Б..) еще и отличный человек: веселый, талантливый, душевный. Может и крепкое словцо сказать, и тронуть смычком своего сердца струны любой души», «Алексей (Смертин— Прим. Е.Б.) производит впечатление спокойного и мирного человека... Эрудированный, интеллигентный, он всегда рад общаться с прессой», «С детства приученный к мысли, что ничто не дается без напряженной работы — ни радость познания, ни обыкновенный кусок хлеба, — Герман привык полагаться на собственные силы и поэтому верил в себя, а не в счастливую случайность. И если удачи его не обходили, то вовсе не потому, что ему везло. Он из тех, кого называют одержимыми».
Елаготворительность, помощь: «В прошлом году Виталий Гасаев дал благотворительный концерт в Рубцовской колонии строгого режима. », «Мне хочется хоть чем-то помочь и этим людям». «На свои деньги он (Алексей Смертин — Прим. Е.Б.) открыл и спонсирует собственную футбольную школу, которая находится в Барнауле и имеет филиалы в с. Смоленское и в Рубцовске».
Отношение студентов к этим людям: «Замечательные люди, которыми страна может гордиться, выросли на Алтае»; «Наш земляк Виталий Гасаев... поёт замечательные песни, пишет альбомы. я всегда гордилась своим земляком.». «Виталий смог реализовать свой талант на сцене. Ну а мы должны гордиться своим земляком и радоваться его новым песням!», «как будто не он (Мезенцев — Прим. Е.Б), стоя на сцене, принимал цветы и овации. Как будто это обыкновенный парень, ничуть не избалованный славой. А в такой ситуации, одетый в синие джинсы и красную толстовку, он как раз и производил такое впечатление».
В описаниях внешности Виталия Гасаева и Степана Мезенцева наблюдается использование метафорической модели СКАЗКА: «А я смотрела в глаза... Мутносерые или мутно-зелёные. Два серо-зелёных омута. В его внешности есть что-то тёмное, колдовское. Высокий лоб, У-образная линия роста волос. Что-то от летучей мыши. А густые мохнатые серые брови с чётким изломом ровно посередине придают сходство с филином. Ночные жители заколдованного, зачарованного леса». «Гость из мира сказок Александра Роу, милляровская Еаба-яга, только без той русско-народ-ной хитринки». «Он из земли силы черпает, как Антей... микрофон держит так, будто булаву в руках сжимает. Голос вырывается из недр земли. Он человек. А в этом в наше нелёгкое телевизионное время есть что-то героическое», «у него (Мезенцева — Прим. Е.Б.)
очень забавная мимика. Нос картошкой, как у Антошки. Вот только он не рыжий-конопатыш — он брюнет. Когда улыбается, похож на чеширского кота».
Ортега-И-Гассет X. считает, что «метафора нужна нам не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Метафора не только средство выражения, метафора ещё и важное орудие мышления» [12, с. 71].
Стоит отметить, что в этом отрывке используются прецедентные феномены (Александр Роу, Баба-Яга, Антей, Антошка, чеширский кот). «Национально-прецедентные феномены — феномены, известные любому среднему представителю того или иного национально-лингво-культурного сообщества и входящие в национальную когнитивную базу» [4, с. 174].
Исследователь Е.А. Климов отмечает, что «профессии люди выбирают во многом сами (и «по плечу», и «по душе»); поэтому не исключено, что не профессия порождает образ мыслей и мировидение человека, а он находит, в конце концов, то, что соответствует складу его души, образу мыслей» [2, с. 19], «образ мира, свойственный тем или иным людям, — важнейшая составляющая их сознания и область регуляторов их повседневного поведения» [2, с. 4]. Таким образом, можно сделать вывод, что многие студенты воспринимают людей сквозь призму литературных героев.
Итак, рассказывая о знаменитых людях Алтая, студенты наиболее часто использовали следующие лексемы: гений, слава, легенда, подвиг, душа, сила, гордость, земляк, свой, наш, благотворительность, помощь. Частотными прилагательными являются: барнаульский, алтайский, отличный, талантливый, замечательный.
Б) Простые люди
Теперь дадим определение понятию «простой». В сочетании со словом «человек» оно может обозначать:
1. Обыкновенный, ничем не примечательный.
2. Открытый, бесхитростный, прямой, не церемонный.
3. Недалекий, наивный. (разг.)
4. Принадлежащий к трудовой части общества; трудящийся [10, с. 526].
В этом блоке тоже выделим некоторые позиции, характеризующие людей «ничем не примечательных».
Персоналии. В своих работах студенты часто рассказывают о родственниках, близких или знаменитых в узком кругу людях.
Очень важной деталью описания человека в сочинениях является внешность: «Седоволосая, статная, вы1сокая женщина смотрит на меня голубы1ми как небо глазами», «Ему 80 (Дементию Паротикову — Прим. Е.Б.), но внешне он вы1глядит лет на 20 моложе... В глазах — легкий оттенок печали», «Ермакова Екатерина Александровна. ясно понимаю, что она молода, несмотря на возраст...».
Студенты отмечали следующие человеческие качества героев своих сочинений: « Все эти события прошли не только сквозь память этой мудрой женщины1, сильной духом, но и через её душу, сердце», «практически весь тираж книги Метелица раздарил», «сильныш человек, привы1кший бороться со всеми трудностями, чтобы1 добиться намеченной цели», «...она много отдала детям, внимательная, очень ответственная», «все, кто знаком с Натальей Алексеевной, знают ее только как сильную, волевую женщину», «да это и неудивительно, ведь такой трудолюбивый, интеллигентный, упорный человек должен бы л добиться в жизни многого».
Часто в сочинениях рассказывается о тяжелой жизни людей, но при этом « нет места для каких-то обид или сетований по поводу своей нелегкой жизни», «несмотря на все горести ее жизни и столь сложную судьбу, осталась хорошим человеком с доброй душой».
Сфера деятельности: героями сочинений становятся врачи, педагоги, люди творческих профессий (актер, модельер), спортсмены.
Как и внешность, описание бытовых условий является важным элементом в изображении человека: «Живет бабушка Эля в добротном ухоженном доме, любит прогуливаться по уютному, красивому дворику», «опрятная усадьба.красивый большой дом... удивительный сад погружает в атмосферу праздника. Аккуратно выложенная тропинка приводит меня к дому, где меня уже ожидает хозяйка».
Труд, помощь: «Сейчас она одна, трудится как пчелка на огороде. никогда не забывает самое главное -помогать окружающим», «будучи уже на пенсии, она помогала строить церковь в селе Смоленском». «Он полон сил и энергии. Готов дальше восхищать публику, работать, не покладая рук, бороться за справедливость в этом мире.», «труд у нее благотворный».
Как и при описании «выдающихся» людей, используется метафорическая модель сказка: «Добро побеждает зло, ведь этому нас и сказки учат. Он сам создал символ добра, который признали многие барнаульцы. Этот символ — лебедь Андрюша»; «Беззубое чудовище, которое почему-то все знают и любят»; «Все, чего бы ни касалась детская фея Татьяна, преображается. Но не как в сказке, а путем вполне реальных и нелегких дел».
Стоит отметить, что не только со сказочными героями сравниваются жители Алтайского края, но с одушевленными и неодушевленными предметами: «Сибирский хрен. Знающие люди говорят, что его крепкие корни уходят глубоко-глубоко в землю и потому выкопать, сломать или разрубить его не так-то просто. Такой уж характер. Чем закаленнее «климат», тем прочнее «стержень». Вот и люди, выросшие в Алтайском крае, такие же. Не избалованные, сильные, искренние...»; «энергией Валерия Андреевича в его 67 лет любой аккумулятор впору заправлять»; «дети Татьяну Александровну называют мамой, а коллеги с сочувствием — губкой, которая впитывает в себя все детские обиды»; «жизни жителей маленького города ползут медленно, подобно гусеницам по стенкам стеклянной банки. Гусеницы ползут вверх, иногда, так и не превратившись в бабочек, они падают на дно банки и умирают... Одно поколение гусениц и бабочек сменяется другим...».
При описании какого-либо человека часто встречается отрицание роли денег, материальной выгоды.
«Я никогда в жизни не был карьеристом, не достиг высоких званий, положения и денег», «.На чем держится жизнь в Алтайском крае? Может быть, на деньгах? Нет, не все можно купить», «деньги здесь ни при чем», «деньги, государственные интересы... Забыли про простые идеалы — честь, достоинство».
Исследователи Ю.Е. Прохоров и И.А. Стернин отмечают, что в русском национальном характере исторически сложилось особое отношение к материальному достатку. «Человек не должен стремиться заработать много денег — об этом стыдно мечтать и тем более говорить. Нельзя декларировать стремление к прибыли — надо говорить, что деньги нужны на благотворительность.» [6, с. 116].
Отношение студентов к простым людям. Здесь тоже отмечается использование прецедентных феноменов: «Пожалуй, эти замечательные персонажи достойны пера самого Мольера!». «Иногда возникает ощущение, что персонажам Г.И. Успенского стало тесно на своей Растеряевой улице и они решили поселиться здесь (Малиновое озеро — Прим. Е.Б.)», а также встречается сравнение с капитаном Врунгелем.
Проанализировав тексты, в которых студенты описывали простых жителей края, мы выявили ключевые лексемы: стать, сила, труд, помощь, мудрость, душа, сердце, любовь, энергия, щедрость, добро. Простых людей Алтайского края студенты характеризуют такими прилагательными: упорный, интеллигентный, трудолюбивый, внимательный, ответственный, сильный.
Вывод:
В сочинениях студентов, в которых они пишут о «выдающихся» людях, как правило, известных не только в России, но и за ее пределами, заметна тенденция сравнивать их со сказочными, мифологическими персонажами (Баба-Яга, Антей, Антошка, чеширский кот), кроме того, отмечаются уникальность того или иного человека, его роль в развитии Алтайского края, след, оставленный им истории края. Прослеживается тенденция считать своими земляками даже тех, кто не родился в Алтайском крае (С. Мезенцев, И. Ползунов).
Говоря о «простых» людях, студенты описывают внешность и бытовые условия жизни героя своего сочинения. Он так же сравнивается со сказочными персонажами (фея, чудище), с миром флоры и фауны (сибирский хрен, гусеница), с неодушевленными предметами (аккумулятор, губка). Описывая своих героев, как знаменитых, так и простых, студенты часто подчеркивают то, что они выглядят намного моложе своих лет. Как правило, это люди улыбчивые, но с грустными глазами.
Для признания личности «выдающегося» и «простого» человека Алтая важным является не только его характер, человеческие качества, но и его помощь жителям края, своим землякам. У «выдающихся» людей помощь выражается в благотворительности, а у «простых» людей — в труде.
Ключевыми лексемами текстов являются: легенда, душа, сила, гордость, земляк, свой, наш, помощь, труд. Частотные качественные прилагательные: упорный, интеллигентный, трудолюбивый, внимательный, ответственный, сильный, искренний.
Библиографический список
1. Большой словарь иностранных слов. — М.: ООО «Полюс», 2001.
2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. — М.: ЭКСМО — Пресс, 1999.
4. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? — М.: ИТДК «Гнозис», 2003.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004. — 352 с.
6. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. — 3-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2007.
7. Психологические основы «Паблик рилейшенз». 2-е изд. / Е.Богданов, В.Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003.
8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Педагогика — Пресс, 1999.
9. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус.яз., Полиграфресурсы, 1999. Т.1. А— Й.— 1999.
10. Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус.яз., Полиграфресурсы, 1999. Т.3 П-Р. — 1999.
11. Современный словарь иностранных слов. — М.: «Русский язык», 1999.
12. X. Ортега-И-Гассет. Две великие метафоры// Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., нем., исп., польск. яз. / Вступ. Ст. и сост.
Н.Д. Арутюновой; Общ., ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990.
Статья поступила в редакцию 5.05.08.