Научная статья на тему 'Имидж российского спорта в отечественных СМИ как предмет исследования'

Имидж российского спорта в отечественных СМИ как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
820
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ СПОРТА / РОССИЙСКИЙ СПОРТ / БРЕНДИНГОВЫЙ ПОДХОД / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ИМИДЖЕВЫЙ ПОДХОД / IMAGE OF SPORT / RUSSIAN SPORT / BRANDING APPROACH / MARKETING APPROACH / IMAGE APPROACH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Срыбный Д. С.

Статья посвящена исследованию ключевых аспектов имиджа российского спорта в репрезентации современными СМИ. Рассматриваются подходы к выявлению ключевых особенностей российского спорта, и средства создания положительного имиджа российского спорта в молодежной среде В этой связи возрастает роль средств массовой информации, которые создают оптимальную коммуникативно-ориентированную среду для того или иного субъекта PRотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates key aspects of the image of Russian sport in the representation of modern media. Identified the key features of Russian sports and the means to create a positive image of Russian sports in the youth environment. In this connection, the role of the mass media that creates the optimal communicative-oriented environment for a given subject of PR relations is growing.

Текст научной работы на тему «Имидж российского спорта в отечественных СМИ как предмет исследования»

УДК 070

ИМИДЖ РОССИЙСКОГО СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ КАК ПРЕДМЕТ

ИССЛЕДОВАНИЯ

IMAGE OF RUSSIAN SPORTS IN RUSSIAN MASS MEDIA AS A SUBJECT OF

RESEARCH

Д.С. Срыбный D.S. Srybny

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod State University, Russia, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию ключевых аспектов имиджа российского спорта в репрезентации современными СМИ. Рассматриваются подходы к выявлению ключевых особенностей российского спорта, и средства создания положительного имиджа российского спорта в молодежной среде В этой связи возрастает роль средств массовой информации, которые создают оптимальную коммуникативно-ориентированную среду для того или иного субъекта PR-отношений.

Abstract

The article investigates key aspects of the image of Russian sport in the representation of modern media. Identified the key features of Russian sports and the means to create a positive image of Russian sports in the youth environment. In this connection, the role of the mass media that creates the optimal communicative-oriented environment for a given subject of PR relations is growing.

Ключевые слова: Имидж спорта, российский спорт, брендинговый подход, маркетинговый подход, имиджевый подход.

Keywords. Image of sport, Russian sport, branding approach, marketing approach, image approach.

На сегодняшний день сфера спорта вовлечена в процессы социального конструирования реальности, концепция которого заключается в «выстраивании границ социального контроля масс» [2]. С одной стороны, эти границы определяют сферу контроля над массовым сознанием, а с другой, - обозначают пределы воздействия на массовое сознание, устанавливают «зону свободы».

Допинговые скандалы, поступки спортсменов, сомнительные с точки зрения этики или прямо нарушающие ее, приводят к ситуации, когда исследователи все более настоятельно заявляют также и о необходимости разработки применительно к спорту социально-философской модели гуманистического характера [6].

Одной из исходных точек для решения этой задачи является анализ имиджа российского спорта, который, в свою очередь, включает в себя четко структурированную систему имиджей компонентов, входящих в сферу спорта: начиная от брендов спортивного инвентаря и заканчивая образом самого российского спортсмена. От того, насколько эффективно будет создаваться и продвигаться положительный имидж российского спорта в целом и в молодежной среде в частности, во многом зависит

будущее отечественного спорта и ценность здорового образа жизни.Даннаяработа предполагает обзоримеющихся теоретическихподходовк исследованию имиджа российского спорта в отечественных средствах массовой информации. Данные, полученные в результате применения этих подходов, рассматриваются как базовые при исследовании аксиологической составляющей в репрезентации спорта и спортсменов в СМИ.

Этимологические корни данного понятия обращены к латинскому слову «imago» (пер. «образ»), а также с лексемой «imitari» (пер. «имитировать»). Другими словами, понятие имиджа в спорте тесно связано с формированием привлекательного образа, который воздействует на базовые, архетипические представления личности о здоровье, физическом и духовном совершенстве, выраженном в виде символа, идеализированного представления [3].

Рассмотрим структурные составляющие понятия имиджа в соотношении с другими объектами метасферы, что позволит раскрыть сущность данного феномена. Наиболее очевидная связь имиджа обнаруживается с понятием мифа. По своей сути имидж - это производная от бытования мифа в тот или иной актуальный период, которая является конечным продуктом интеллектуальной и чувственной переработки человеком или социумом данных той или иной дискурсивной области.

Характеризуя имидж, необходимо отметить и наличие в нем ядерной структуры, имеющейсимволический характер. Согласно концепции А.Ф. Лосева, символ представляет собой идею или образ, отражающий конкретные характеристики субъективной и объективной самобытности того или иного явления, обобщенного и закономерного [7].Составляющие образа могут вступать в различные отношения друг с другом внутри него, формируя сложную структуру, состоящую из отдельных стимульных факторов, ориентированных на восприятие человека.

Сущность имиджа обусловлена также и традицией, поскольку любой образ, имеющийоценочное содержание, выдвигает особые требования к неизменности своих характеристик. Эта связь имиджа с традициейсоотносится с культурологической составляющей.

Содержание имиджа раскрывается также через такое его качество, как стереотипизированность. Л.М. Землянова характеризует имидж как «схематичное и стандартизированное представление о том или ином объекте в социальном дискурсе, ключевыми характеристиками которого являются его эмоциональная коннотация, а также устойчивость в синхроническом и диахроническом аспектах» [5].

Другие связи, включающие понятие имиджа в метасферу, - это феномен авторитета (общность в силе влияния на целевую аудиторию, непреложность имиджа и его устойчивость), а также общественное мнение.

Таким образом, имидж представляет собой гетерогенный конструкт, сформированный на пересечении таких понятий, как образ, символ, стереотип, традиция и авторитет. Основная задачаимиджа- влияние на интеллектуальном и подсознательном уровне с целью формирования того или иного характера общественного мнения.

Ключевыми характеристиками имиджа российского спорта как ментального образования являются компактность (универсальность формы и значения), целостность (единство внутренней системы образов), укорененность в традиционных ценностях целевой аудитории (прямое соответствие ключевым культурным и общечеловеческим понятиям, типичным для общности людей), устойчивость и динамичность, а также эксплицитная оценочность[6].

Характеризуя особенности имиджа российского спорта, Г.Х. Муртазина выделяет следующие подходы к выявлению его ключевых аспектов [8]:

1. Брендинговый подход.

Этот подход представлен в исследованиях А. Чумикова[9]. Рассматривая процесс формирования имиджа российского спорта в отечественных молодежных СМИ, авторы данного направления предлагают выделить опорные бренды для большинства видов российского спорта, которые станут ключевой доминантой при создании целостного положительного образа российского спорта, так как бренд воплощает в представлении молодых людей такие категории, как уважение, респектабельность, ориентация на авторитет, актуальность спорта, который имеет доступ к наиболее значимым проявлениям моды и спорта в мировом пространстве.

2. Маркетинговый подход.

Представителем данного подхода в имиджелогии является,в частности,В.М. Шепель [10], который связывает понятие имиджа с понятием комплекса эмоциональных и интеллектуальных представлений, основанных на ключевых маркетинговых институтах, получивших наиболее обширное распространение в области российского спорта. Это объясняет механизм социальной рецепции, когда, например, встретившись с упоминанием о той или иной спортивной команде в России, аудитория формирует цельный образ или «включает» уже имеющееся представление о ней. Соответственно, в данном подходе требуется тщательная работа над формированием положительного образа отдельных компонентов спортивного мира, которые впоследствии могут быть интегрированы в молодежную среду через средства массовой коммуникации.

3. Собственно имиджевый подход.

В данном направлении ведущая роль принадлежит исследованиям Л.В. Богдановой, которая занималась определением и оценкой культуры общения, принятого в спорте, а также оценивала совместимость положительных влияний в спортивной среде на окружающее социокультурное пространство [4]. С этих позиций имидж российского спортасоставляют ключевые элементы символьной государственной системы: экономические, географические, национальные и социокультурные ресурсы, выражающие типизацию определенного вида спорта, его значимости и его достижений в положительной оценке и интерпретации молодым поколением.

Рассматривая внутренниемеханизмы формирования положительного имиджа российского спорта в отечественных молодежных СМИ, можно выделить «вертикальные» и «горизонтальные» способы формирования имиджа. В первом случае происходит последующее расслоение образа российского спорта на составляющие его аспекты в зависимости от их функциональной принадлежности (то естьведущими являются брендовые, экономические, историко-культурные, ментальные и др. образы)[2]. При «горизонтальном» подходе к определению структуры имиджа российского спорта все взаимосвязанные с центральным образом понятия могут быть расположены на одном уровне в диахроническом и пространственном аспектах.

Существует также и «доминантный» подход в определении внутренней структуры имиджа, которыйодновременно учитываеткак «вертикальную», так и «горизонтальную» структуру имиджа [1].

Формирование позитивного имиджа российского спорта в отечественных молодежных СМИ представляет собой одну из важных задач при конструировании ментального пространства страны в целом, а также при интеграции ментальных и социокультурных особенностейспорта в сознание аудитории. Имидж российского спорта может быть охарактеризован с точки зрения конструирования публичного дискурса, познавательной функции, социорегулятивной функции, функции социального целеполагания, а также его социализирующей функции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж российского спорта представляет собой сложившееся устойчивое мнение или образ того или иного вида спорта, либо спортивной деятельности в целом, который включает в себя его ключевые

территориальные, национальные, государственные и культурные черты, характеризующиеся доступностью для интерпретации и осознания целевой аудиторией. Средствами создания положительного имиджа российского спорта в молодежной среде являются средства массовой информации, создающие оптимальную коммуникативно -ориентированную среду для того или иного субъекта PR-отношений. Перспективной представляется конкретная характеристика актуального имиджа отечественного спорта как репрезентативного показателя при исследовании его аксиологической сферы.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы PR в современном российском обществе: II всерос. науч.-практ. конф., февр. 2006 г.: сб. ст. / под ред.: В.П. Букина, И.Н. Столярова, Ю.В. Мананниковой. -Пенза: Приволж. Дом знаний, 2016. - 89 с.

2. Антипов К.В. Паблик рилейшнз: учеб. пособие / К.В. Антипов. - М.: Дашков и К., 2012. - 145 с.

3. Базылева Я. PR и спорт: грани взаимодействия / Я. Базылева // Медиастиль. - URL: http://www.mediastl.ru/articles/2/ (дата обращения: 24.05.2017).

4. Богданова Л.В. Проблемы культуры общения в спорте / Богданова Л.В. // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. - М.: 2001. - С. 144-146.

5. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : Толковый словарь терминов и концепций / Л.М. Землянова. - М.: Изд-во Моск. ун-та (МГУ), 2009. - 300 с.

6. Литинская Е.А. Аксиология спорта высших достижений в современном обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Литинская Елена Александровна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана]. - Москва, 2013. - 157 с.

7. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. / А. Ф. Лосев. - М.: Правда, 2010. - 655 с.

8. Муртазина Г.Х. Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте / Г.Х. Муртазина. - СПб.: Речь, 2008. - 54 с.

9. Чумиков А.Н. Записки PRофессионала/ А.Н. Чумиков. - Спб.: Питер, 2011. - 283 с.

10. Шепель В.М. Имиджелогия. / В.М. Имиджелогия. - М.: Олма-пресс, 2016. - 221 с.

References

1. Aktual'nye problemy PR v sovremennom rossijskom obshchestve: II vseros. nauch.- prakt. konf., fevr. 2006 g.: sb. st. / pod red.: V.P. Bukina, I.N. Stolyarova, YU.V. Manannikovoj. - Penza: Privolzh. Dom znanij, 2016. - 89 s.

2. Antipov K.V. Pablik rilejshnz: ucheb. posobie / K.V. Antipov. - M.: Dashkov i K., 2012. -

145 s.

3. Bazyleva YA. PR i sport: grani vzaimodejstviya / YA. Bazyleva // Mediastil'. - URL: http://www.mediastl.ru/articles/2/ (data obrashcheniya: 24.05.2017).

4. Bogdanova L.V. Problemy kul'tury obshcheniya v sporte / Bogdanova L.V. // Materialy sovmestnoj nauchno-prakticheskoj konferencii RGAFK, MGAFK i VNIIFK. - M.: 2001. - S. 144-146.

5. Zemlyanova L.M. Zarubezhnaya kommunikativistika v preddverii informacionnogo obshchestva : Tolkovyj slovar' terminov i koncepcij / L.M. Zemlyanova. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta (MGU), 2009. - 300 s.

6. Litinskaya E.A. Aksiologiya sporta vysshih dostizhenij v sovremennom obshchestve : dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk : 09.00.11 / Litinskaya Elena Aleksandrovna; [Mesto zashchity: Mosk. gos. tekhn. un-t im. N.EH. Baumana]. - Moskva, 2013. - 157 s.

7. Losev A.F. Iz rannih proizvedenij. / A. F. Losev. - M.: Pravda, 2010. - 655 s.

8. Murtazina G.H. Svyazi s obshchestvennost'yu v fizicheskoj kul'ture, rekreacii i sporte / G.H. Murtazina. - SPb.: Rech', 2008. - 54 c.

9. Chumikov A.N. Zapiski PRofessionala/ A.N. CHumikov. - Spb.: Piter, 2011. - 283 s.

10. Shepel' V.M. Imidzhelogiya. / V.M. Imidzhelogiya. - M.: Olma-press, 2016. - 221 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.